Автомобильная Москва — город контрастов

Автомобильная Москва — город контрастов

…Данная статья является обобщающим результатом личного опыта и рассказов о посещении бывшей столицы бывшего СССР, а ныне столицы России — города Москвы — Филимончика Ивана Ивановича, Врубеля Юрия Андреевича, Ступенева Аркадия Михайловича, Нестерова Виталия Викторовича. Наши города не сравнить по масштабам и размаху. Любого автолюбителя, отправляющегося первый раз в столицу “всея Руси” (да и во второй и третий раз) из другого родного города, еще на подъезде к столице охватывает волнение, спина покрывается потом, руки начинают дрожать. Ведь как пробраться по незнакомым улицам огромного города-монстра к нужному пункту, как вести себя в огромном транспортном потоке, как не растеряться, как не потеряться и как, в конечном итоге, сохранить в неприкосновенности себя и своего “скакуна”? Немного разобраться в специфике московского дорожного движения и попытаемся мы сейчас.

C чего все начинается? Ну, наверное, с моральной, психологической и физической подготовки. И я не шучу!!! Ведь вас ждет просто контрастная смена дорожно-транспортной ситуации. Поэтому за пару километров надо заправиться (в Москве бензин дороже), найти место, удобное для стоянки, где можно хоть немного передохнуть от уже утомительной поездки и поразмыслить о… приятном, но только не на обочине. А вот ближе к Москве площадок не найти. За 10-15 минут можно многое успеть: долить воду в бачок, протереть или вымыть все стекла, зеркала, фары, фонари и номерные знаки, если дорога была грязной, немного размяться, да еще умыться и переодеться, если сразу по приезде предстоит деловая встреча. Ну и вообще не стоит провоцировать “ихних” гибд-дэшников, да и все световые сигналы авто будут хорошо заметны издалека. Ну и смотреть через чистое лобовое, ветровое и задние стекла куда удобнее, чем через щели, прочищенные “дворниками”.

Стоит заранее по карте города определить примерный маршрут движения до намеченного пункта. Если у вас нет карты — не отчаивайтесь: купить ее в городе можно на любом крупном перекрестке, причем даже не выходя из авто. “Бизнесмены” снуют между рядами машин, предлагая атласы, карты, путеводители, помыть и застраховать автомобиль и т.д. Только не стоит брать первую попавшуюся, выберите более подробную, наиболее подходящую новичку-приезжему. Тем более надо осознавать, что в таком плотном потоке не будет времени разглядывать мелкие детали и распознавать и разгадывать “ребусы”, уготовленные ее составителями.

Лучше всего ориентироваться на “большие” дороги, прежде всего МКАД — Московскую кольцевую автомобильную (граница города). Ныне она (за исключением отдельных участков) в отличном состоянии после реконструкции, расширенная, осветленная… Просторная… По ней запросто выедешь на противоположную сторону города — пусть расстояние будет значительно большим, зато время и нервы сэкономите. Потом выбирайте радиальные проспекты. А внутри Москвы перебирайтесь с одного шоссе на другое по Садовому кольцу.

Да. Красота! Бушующее море авто. Прямо столпотворение! Муравейник! Все куда-то едут, бегут, спешат. Норовят зажать и подрезать. Сколько волнений! Начнешь направо вслепую перестраиваться — вмиг крыло “обновят”. Ведь едут плотно друг к другу. Фактически число рядов бывает больше, чем обозначено дорожной разметкой или знаками. И не надо торопиться. Не стоит пытаться угнаться за остальными. Они-то все это знают!! А вы? Вряд ли… даже не знаете, что ждет там, за углом… Если полос… десять в одном направлении, можно вначале двигаться в самом правом ряду, “потиху” адаптируясь к местным условиям. Но не слишком рассчитывайте на спокойную жизнь в условиях отведенной вам в данный момент полосы. Ну максимум на третьем пересечении улиц будут стоять предписывающие знаки поворачивать из правого ряда только направо. Между прочим, это “ахиллесова пята” почти всех приезжих. Выход из ситуации прост — не нарушать и исполнять правила. Потом разворачиваться и вновь выруливать на свою дорогу. Правда, может статься, что для этого вам придется сделать кружок длиной этак в 10 км или более.

Инспекторов ГИБДД здесь что “собак нерезаных”. (Шутка! У нас иногда больше…) Стоят почти на каждом перекрестке. Нечего ему объяснять, что ты приезжий. Слушать не будет. Хорошо, если просто оштрафует на месте. А то может и “права” отобрать и объявить, что с квитанцией надо прийти в такое-то отделение милиции. Во и наищешься!!! В чужом-то городе!

Но, как говорится, дальше — легче. Правда, кому как. Перебирайтесь во второй, а то и в третий ряд. Здесь случается, что даже из правых пяти рядов движение только направо. Впрочем, бывает такое и при повороте налево. Будьте готовы! В общем и целом (и целым) лучше пытаться удержаться в середине потока (легче сориентироваться). Бывает, что знаки, определяющие движение по полосам, вешают только непосредственно перед перекрестком. “Зевнул” — поедешь, куда они укажут. Чтобы этого избежать, почаще заглядывайте вперед как можно дальше, и не только перед собой. Для этого хорошо пристроиться за легковым авто с обычными прозрачными стеклами — через них видно, что впереди происходит. Пусть это не будет для вас неожиданностью. В Москве “тонированных” великое множество, их почему-то не штрафуют, как у нас…

Сразу настройтесь на то, что в средних рядах придется придерживаться той скорости движения, с которой движется поток, — даже если она и больше дозволенной. В Москве на городских магистралях есть знаки “80”, а это значит и все “90”. Страшновато ехать на такой скорости, когда справа от твоей любимицы в приоткрытое окно врывается запах резины “Икаруса”, норовящего “убить” зеркало заднего вида, а слева и того паче — КамАЗ идет впритирку. Страх!!! Совет: лучше дер-жаться на своей полосе и… не дер-гаться (насколько это возможно)! Если не выдерживаете этих “тисков” — слегка притормозите, но только слегка и очень осторожно: разбитый задок куда дороже зеркала! Перестраиваться в плотном московском потоке — проблема и эпопея с последствиями, но нечего отчаиваться раньше времени. Включите “поворотник” и… ждите, вас рано или поздно обязательно впустит в нужный вам ряд ну если не первый, так второй водитель, не второй, так третий, если не третий — то четвертый… Может быть… И не надо выглядеть слюнтяем при совершении поворотного маневра — надо действовать аккуратно, решительно, но наглеть не стоит (а еще приезжий).

Сбились с маршрута — потребуется проверка и корректировка выбранного пути. Конечно, хорошо, если рядом опытный и бывалый штурман, способный ориентироваться не только по карте, но и на местности. Ведь желаемое не всегда оказывается действительным, а нарисованное реальным… Иначе придется останавливаться, где есть возможность, включать аварийку и… штудировать по карте небольшой участок, запоминать его, вгонять в кору головного мозга все его повороты, прибамбасы и т.д. Главное, самому “не запариться”. После этого остается ехать по памяти. И снова, как только изученный отрезок дороги заканчивается, искать место для очередной остановки. Вновь берите карту и продолжайте ознакомление с местными достопримечательностями. Если что-либо неясно — не бойтесь спрашивать. Как обычно, лучше таксистов никто дорогу знать не может. Что касается других водителей, то обращайте внимание на номера их авто. Москвичи (цифры в конце номера “77”), как правило, заняты и объяснять приезжим не любят. В общем, от них толку мало. Доблестных инспекторов ГИБДД побеспокоить можно, но не всегда это получается продуктивно (для вас и только для вас). А вот водители подмосковных машин — “полтинники” (цифры в номере “50”) — и город знают (в определенных пределах), да и спеси московской нет. Они расскажут все подробно, доходчиво и не торопясь, куда и как ехать, где повернуть, на что ориентироваться, где можно сделать остановку и прочее… Как говорится, свет не без добрых людей.

Теперь надо отыскать заветный поворот. Если он впереди, справа по ходу, не торопитесь, вожделенно готовясь повернуть — проскочить его проще простого, а возвращаться сложно. Сомневаетесь? Поверните раньше — в случае неудачи легко вернуться и искать, искать… Нашли, где нужная улица? Надо остановиться и по карте посмотреть, как лучше выполнить этот маневр. Можно “проколоться” — нет поворота или незнакомый вам отнесенный левый поворот… Причем обычно существует несколько вариантов исполнения этого маневра. Первый — редкий и тривиальный, но самый простой: заранее юркнуть в правый “карман” и зайти в нем на левый поворот. Второй встречается чаще, но он сложнее — повернуть направо на искомом перекрестке, развернуться, где можно, и пересечь магистраль прямо. Третий способ наиболее “трудоемкий” — проезжаем вперед и ищем место разворота, остается вернуться и повернуть направо. ПРОБКИ!!! На пять минут, на два часа, на… Увы, заторы в Москве не объехать, так что готовиться к этому надо заранее, и не нервничайте, берегите нервы… Не надо ерзать из ряда в ряд, даже если кажется, что давно стоите, а соседи постоянно движутся. Опыт подсказывает: в какой бы ряд не перебрались, именно он будет самым медленным. Хорошо там, где нас нет! Помните об этом. И вообще не стоит прижиматься к впереди стоящему автомобилю. Оставляйте расстояние такое, чтобы в случае чего всегда был запас для маневра (объезда или торможения экстренного, да и чтобы выйти можно было, если “дворники” попытается присвоить молодежь). А отставать опять-таки не стоит — в свободное пространство мгновенно вклинится какой-нибудь “торопыга” справа или слева, особенно если ваш ряд вдруг тронется раньше вас. Можно включить магнитолу, послушать легендарное радио “Ностальджи” и другие, которых много в московском эфире. Но расслабляться не стоит — помните, где вы есть! И еще один совет, проверенный практикой. Если видно, что из пробки около десятка машин (во всяком случае, не одна-две) с московскими (!) номерами сворачивают в “подворотню”, беспрекословно следуйте за ними. Почти всегда такой маневр позволяет отрезать это скопище неподвижного транспорта. Не получится — нечего расстраиваться. Пеняйте всегда только на себя.

Ну и напоследок. Не бойтесь. Не так страшен черт, как его малюют! Попробовать всегда стоит. Конечно, соизмерив свои “скромные” силы и возможности. А попрактиковавшись, будете себя чувствовать как рыба в воде, правда, даже не с десятой поездки… Счастливого пути