Что такое калильное зажигание?
Что такое калильное зажигание?
Случается, что после того как зажигание выключено, двигатель тем не менее не глохнет, а, “дергаясь в конвульсиях”, продолжает работать на низких оборотах. Это значит, что в камерах сгорания появились посторонние источники воспламенения, которые “перехватили” у свечей прерогативу зажигать рабочую смесь в цилиндрах двигателя. Если двигатель работает с перегревом, то такими источниками могут быть раскаленные частицы нагара, который покрывает стенки камеры сгорания и днище поршня, выступающий внутрь камеры сгорания кант небрежно установленной при ремонте прокладки головки цилиндров, но чаще всего калильное зажигание (а именно с этим процессом мы имеем дело в данном случае) начинается от перегретого “до красна” центрального электрода свечи зажигания. К слову, свечи зажигания для двигателя как раз подбирают по величине калильного числа, которое является основным рабочим параметром свечи.
Вред от калильного зажигания заключается в том, что рабочая смесь загорается раньше, чем “скомандует” свеча зажигания. В этом случае топливо сгорает до прихода поршня в верхнюю мертвую точку, продукты сгорания оказывают поршню сопротивление, потери мощности неизбежны, а механические и тепловые нагрузки на основные детали двигателя значительно возрастают и превосходят расчетные.
Определить, что двигатель работает с калильным зажиганием, бывает довольно сложно. Чаще всего оно возникает при высоких оборотах коленчатого вала, когда при неплохой шумоизоляции большинства современных автомобилей затруднительно на фоне общего шума выделить какие-нибудь посторонние стуки.
Чаще всего длительная работа с калильным зажиганием приводит к оплавлению электродов свечи
Самое малое, что может натворить калильное зажигание, так это оплавить электроды свечи. В худшем случае, начинает обгорать головка поршня и подклинивать в цилиндре с образованием задиров.
Еще хуже обстоят дела, если калильное зажигание вызвало к “жизни” детонацию. Волны давления, сопровождающие калильное зажигание, способны выбить со стенок цилиндров и днища поршня мельчайшие частицы раскаленного нагара, которые, рассеившись, одновременно поджигают горючую смесь во множестве точек. Примерно так осуществляется рабочий процесс в дизелях, однако их детали изначально выполнены в расчете на работу в подобном режиме. Для бензинового же двигателя длительная работа с детонацией чрезвычайно вредна, поскольку сопровождается огромными механическими нагрузками и резким ростом температур.
Кроме калильного зажигания, существует целый ряд других факторов, которые способствуют возникновению детонации. Из них наиболее значимые — несоответствие октанового числа бензина октановой же потребности двигателя и неправильная регулировка угла опережения зажигания.
Детонационные стуки, когда от ударов взрывной волны звенят стенки камеры сгорания и сами поршни, похожи на стук изношенного поршневого пальца в верхней головке шатуна и бобышках поршня. Это и послужило основой для распространенного среди автомобилистов заблуждения. Любой водитель, “услышав” детонацию, тем не менее тут же “прояснит” ситуацию сидящим в салоне пассажирам: дескать, пальцы стучат. На самом деле детонация в этот момент испытывает на прочность поршневые кольца и межкольцевые перемычки поршней, кромки днища поршня и клапанов, керамические изоляторы свечей зажигания, прокладку головки цилиндров, в результате чего эти детали разрушаются и прогорают.