Как выбрать аккумуляторную батарею?
Как выбрать аккумуляторную батарею?
Но чтобы ехать, надо завести двигатель, а для этого как минимум требуется работоспособная аккумуляторная батарея. Летом автолюбители забывают про существование аккумулятора настолько, что даже не проверяют в нем уровень электролита. Зимой же, когда при понижении температуры сопротивление электролита увеличивается, а емкость батареи, напротив, уменьшается, вдруг оказывается, что аккумулятор больше не способен отдать стартеру достаточный ток и обеспечить систему зажигания необходимой энергией.
Иногда удается вернуть батарее «здоровье» зарядкой, но частенько, хочешь не хочешь, приходится отправляться на рынок за новым источником тока. Нынче купить аккумулятор не проблема, не то что в прежние времена, когда этот товар стабильно являлся дефицитным. Но следует заметить следующее.
Хорошо, что наше давнее предположение, что ведущие компании-изготовители аккумуляторных батарей будут приближать свои производства к новым, перспективным рынкам, оправдалось. Теперь в продаже аккумуляторы встречаются в избытке. К сожалению, подтвердилось и то, что эти компании с целью сделать свою продукцию конкурентоспособной пойдут на некоторое упрощение технологий, ведь только таким способом можно снизить собственные издержки и тем самым уменьшить цену, сделав ее доступной для наших автолюбителей. Предвижу возражения заинтересованных лиц, и белорусские представители западных фирм в своих рекламных материалах могут, конечно, утверждать и обратное, однако факт остается фактом. Например, оригинальные аккумуляторы Vesna и Topla из республик бывшей Югославии — товар качественный, но в прежние времена всегда находившийся на нижней границе цен — в настоящий момент стоят столько же, сколько знаменитый Exide, но изготовленный на заводе Centra в польской Познани. Кстати, в этой же ценовой категории находятся батареи Baren, Kraft и Banner. Чтобы купить аккумулятор вышеназванных фирм емкостью 55-60 Ah, чего достаточно для уверенного зимнего запуска любого двигателя — бензинового или дизельного объемом 1,5-2,0 л, следует располагать суммой в 38-40 у.е.
Чуть меньше, порядка 35 у.е. просят за SupCar, Centra, Vesna (модель Starter), Hoppecke, Daewoo и Akuma. На автолюбителей с ограниченными финансовыми возможностями рассчитаны аккумуляторы Rocket, а также «Зубр» и «Люты», изготовленные в Польше специально — одни названия чего стоят — для реализации в Беларуси. Стоимость этих батарей лежит в пределах 25-30 у.е.
Bosch, Varta и AFA (которые, впрочем, по сути представляют разные торговые марки одного и того же концерна) или истинный Exide предназначены для ценителей высоких технологий и такого же высокого качества. Под стать качеству здесь и цена — около 50 американских «рублей», но товар того стоит.
Аккумуляторную батарею подбирают по номинальному напряжению, емкости, величине пускового тока, габаритным размерам, способу крепления на автомобиле и типам выводных клемм. Последние три критерия в дополнительных разъяснениях не нуждаются, а что касается напряжения, емкости и пускового тока, то это важнейшие характеристики, которые оговорены в инструкциях по эксплуатации той или иной модели автомобиля и должны быть отражены в маркировках, нанесенных на батарею. Однако если приобретается батарея для иномарки, то продавец обязательно напомнит вам, что характеристики аккумулятора, указанные в инструкции на автомобиль, рекомендованы для эксплуатации в условиях Западной Европы. Поскольку зимы в Беларуси куда суровей, то желательно купить что-нибудь помощнее.
Действительно, чем больше емкость, тем дольше можно крутить стартер, тем большее количество раз можно пытаться запустить двигатель, пока аккумулятор не истощится до предела. И увеличенный пусковой ток позволяет с большей силой провернуть стартер при запуске, что в морозы может оказаться решающим для уверенного старта, особенно если двигатель — дизельный. Однако каждый лишний ампер-час емкости или ампер пускового тока — это дополнительные доллары и рубли, которые, может статься, будут затрачены зря, а то и вовсе во вред. В процессе эксплуатации нередки случаи, когда батарея с повышенной, против рекомендованной, емкостью будет постоянно оказываться в недозаряженном состоянии, а это обязательно уменьшит ее ресурс. Это же касается и пускового тока, который в повышенной «дозировке» вреден для электрических соединений стартера.
Кстати, характеристики батареи могут оказаться связанными с гарантийными условиями на покупаемый товар, поэтому, перед тем как купить мощную батарею, поинтересуйтесь, распространяется ли на нее гарантия после установки на вашу модель автомобиля.
На крышке батареи маркировку дублируют, а также указывают дату изготовления (может быть нанесена на минусовую клемму), место изготовления, и, кроме того, в виде символов — правила хранения и эксплуатации или другая информация. Из всех этих символов наиболее важной является информация о дате изготовления. Самым распространенным на аккумуляторном рынке товаром являются батареи, заправленные электролитом еще на заводе-изготовителе. При большом числе преимуществ у таких аккумуляторов есть и несколько существенных недостатков. Срок их хранения до ввода в эксплуатацию меньше, чем у некогда популярных сухозаряженных батарей, и если со времени изготовления заправленного электролитом аккумулятора прошло больше года, то от покупки лучше воздержаться. И электролит в них может иметь изначально более низкую плотность, чем рекомендуемая для Беларуси (1,26-1,28 г/см3). Поэтому при покупке кроме даты выпуска надо проверить плотность электролита и напряжение на клеммах.