Стоит ли воспринимать поломку АКПП как катастрофу?

Все без сомнения слышали, что если ломается АКПП, надо быть готовым к большим тратам на ремонт или замену коробки. Так говорят и дилеры, и мастера в автосервисах, однако они правы далеко не всегда. Давайте разберемся, что в «автоматах» выходит из строя чаще всего и во сколько может стать ремонт.

Устройство АКПП и ее возможные неисправности – сложная тема, достойная не отдельной статьи, а целой серии публикаций. Посему начнем мы с самого простого.

Упрощенно состоит АКПП из основных пяти частей:

1. Гидравлический трансформатор крутящего момента, заменяющий в «автомате» привычное многим сцепление и передающий момент от движка на коробку при помощи циркуляции масла.

2. Коробка, являющая собой набор редукторов с различными передаточными числами. По сути – набор передач.

3. Механизм переключения передач, состоящий обычно из обгонной муфты, пакета фрикционных муфт и тормозной ленты, при помощи которых перемещаются гидравлические толкатели. Данная система сменяет передачи посредством замыкания тех или иных шестерен, находящихся в планетарных редукторах.

4. Распредблок масла (гидроблок). В нем располагаются электромагнитные клапаны, которые, открываясь/закрываясь подают на гидротолкатели масло, а те приводят в движение механизм, ответственный за выбор передач. Эти клапаны также называют соленоидами, хотя соленоиды только закрывают и открывают клапаны, которые правильно называть золотниками. Сами же клапаны правильно называть золотниками. Масло для распределителя подается при помощи насоса из маслоприемника.

5. Блок управления КПП – это «главный компьютер», приводящий в движение всю гидравлику, на основе показаний датчиков. Что в первую очередь учитывается блоком управления:

  • cкорость вращения входного вала КПП – обороты двигателя;
  • скорость вращения выходного вала КПП – скорость движения автомобиля;
  • температура масла в коробке – контроль перегрева;
  • степень нажатия педали газа – ускорение, на которое рассчитывает водитель;
  • положение рычага скоростей АКПП – на каком режиме стоит рычаг («паркинг», «драйв», «спорт», «нейтрал» либо «реверс»).

Машина «тупо идет», на панели приборов тревожно моргает лампочка аварийного режима КПП. Однако для паники причин нет. Чаще всего это просто «глючит» электроника. Что-то работает не совсем корректно, и блок управления предусмотрительно включает аварийный режим, дабы не натворить бед с коробкой. Попробуем разобраться, что в электронной части «автомата» может выйти из строя и сколько может стоить ремонт.

Аварийный режим – что это за зверь?

Не разбираясь в тонкостях устройства АКПП невозможно понять, что к чему. Однако у нас нет цели докапываться до мелочей, поэтому скажем лишь одно: важно понимать, что до тех пор, пока коробка находится в «аварийке», передачи не будут переключаться. Как правило в аварийном режиме включается третья передача и авто едет еле-еле. В таком режиме своим ходом вы доберетесь только до автосервиса, где и начнется собственно, «разбор полетов».


Итак, что же сломалось?

Выход из строя датчиков положения дроссельной заслонки, расхода воздуха, датчиков ABS или распредвала.

В чем проявляется?

Коробка входит в аварийный режим при разгоне-торможении и переключениях, а затем вдруг неожиданно выходит из «аварийки».

Как проверить?

Эту неисправность легко выявить при обычной компьютерной диагностике. Стоимость диагностики варьируется, как правило, от 1000 до 3000 руб.

Как отремонтировать?

Такую поломку удобнее всего исправить посредством замены датчика. Стоит такой датчик не более 5000руб, хотя стоимость датчика расхода воздуха может доходить и до 20000 руб. Замена обычно занимает 1-2 часа. Стоимость замены на разных сервисах может быть от 1600 до 3000 руб.

Поломка блока управления коробки

В чем проявляется?

Коробка «напрочь» уходит в аварийный режим и обратно не возвращается.

Проверка

Компьютерная диагностика выручает не всегда, а для детального выявления причины возможно придется произвести пробную замену «мозга», управляющего движком. Если не удалось обойтись компьютерной диагностикой, пробную замену можно произвести за 1000 руб.+ залоговая стоимость устанавливаемого блока.

Как ремонтируется?

Замена блока управления моментально приведет «автомат» в чувство. Стоимость блока в зависимости от модели авто находится в пределах от 5000руб. до 40000 т. р., а стоимость работ редко превышает 1500 руб. Также можно попытаться отремонтировать блок. Такой ремонт с восстановлением заводских настроек программного обеспечения в сервисном центре может стоить до 10000 рублей, но гарантии того, что проблема будет устранена –  никакой.

 

Неисправность электропроводки либо контактов (окисление, обрыв, замыкание, повреждение изоляции и пр.)

В чем проявляется?

Коробка входит в «аварийку» и выходит из нее без видимых на то причин. Иными словами – живет своей жизнью, но в какой-то момент, оказавшись в анабиозе, остается в этом состоянии навсегда.

Проверка

Нарушение целостности проводки или окисление контактов вызывает, как правило, ложные ошибки устройств, которые в действительности исправны. Диагностика такой поломки проводится путем извлечения контактов и проводов, их осмотром либо «прозвоном».

Стоимость подобной проверки может доходить до 10000 руб., в случае, если придется извлекать и прозванивать всю проводку. Столь высокая цена на услугу обусловлена тем, что коса проводки находится в труднодоступных местах, и для полного ее осмотра приходится и снимать огромное количество элементов.

Как починить?

Когда найдено место обрыва, замыкания или окисления, остается только устранить причину неисправности. Такая работа обойдется не дороже тысячи рублей. А вот если придется заменять всю проводку из-за того, что причину установить не удалось, цена вопроса возрастает на стоимость новой проводки. Новый комплект проводов стоит примерно 30000 руб.

Вышли из строя электронные регуляторы давления и соленоидов коробки

В чем проявляется?

На отдельных скоростях не переключаются передачи, а при переключении ощущаются удары, ощутимые пробуксовки. На определенных переключениях включается «аварийка».

Проверка

Как правило, выявляется на компьютерной диагностике, а более точно можно проверить посредством замера электрических параметров (индуктивность, сопротивление). Соленоид – это простая катушка индуктивности, поэтому проверка его параметров особого труда не составит. Соленоиды находятся в гидроблоке КПП, поэтому для проведения замеров их электрических характеристик может потребоваться извлечение блока, а для этого необходимо будет частично разобрать коробку. Стоимость такой диагностики может доходить до 5000 руб.

Ремонт осуществляется путем замены соленоидов или регуляторов давления.

Как правило, меняют весь блок, а его стоимость может колебаться в пределах 10-30 тыс. руб. Ремонт блока или его отдельных соленоидов практически нецелесообразен, поскольку стоимость ремонта практически равна стоимости нового блока.

Неисправны датчики вращения выходного и входного валов коробки

В чем проявляется?

Коробка переходит в «аварийку» при переключении селектора в позицию D либо во время первого же переключения.

Проверка – компьютерная диагностика.

Ремонт

Замена датчика вращения (датчика скорости). Меняется легко, стоит недорого. Работа вместе с датчиком обойдется не дороже 5 тыс. руб.

Неисправен датчик положения рычага (селектора) КПП

В чем проявляется?

На индикаторе передач, находящемся на приборной панели, загораются значки режимов селектора (P R N D), которые не соответствуют реальному положению селектора. Может быть и так, что индикация не включается вовсе, но загорается значок аварийного сигнала. В то же время, сама коробка работает исправно.

Проверка

Подобные неисправности всегда выявляются во время диагностики, поскольку датчик может быть просто не подключен к «мозгам» авто. Неисправность датчика положения рычага селектора всегда выявляется безошибочно по признакам, приведенным выше.

Ремонт

Приблизительная стоимость такого датчика находится в пределах 5000 рублей, а его замена очень редко оценивается дороже одного норма-часа (800-1500р). Если датчик разборный, его в принципе можно отремонтировать. Сразу рекомендуется проверить контакты на предмет окисления, поскольку чаще всего этот датчик выходит из строя по причине попадания на него влаги. В этом случае поможет элементарная зачистка контактов, что избавит вас от ненужных трат.

Неисправен датчик температуры трансмиссионного масла

В чем проявляется?

Коробка «напрочь» уходит в аварийный режим или сразу, или после того, как масло разогреется до рабочей температуры.

Проверка

Обычно неисправность обнаруживается во время компьютерной диагностики. В отдельных случаях стоит произвести пробную замену датчика.

Ремонт

Термодатчики не подлежат ремонту, поэтому исправить подобную поломку можно лишь путем замены датчика. Стоимость датчика варьируется от тысячи до 5000 руб.

Вывод

Ремонт АКПП, как оказалось, не так уж страшен. Так что не стоит верить на слово дилерам и мастерам на СТО, если они с ходу отказываются разбираться в причинах неисправности вашего автомата и пытаются убедить вас в том, что в вашем случае поможет лишь тотальная замена агрегата. Обращайтесь в сервисные центры, специализирующиеся на ремонте АКПП. Там вы скорее получите авторитетное заключение по вопросу поломки коробки.