Использование нагревательного устройства в автомобилях ВАЗ
Зима – настоящее испытание для автомобилистов. Причем, большинству автомобилистов «досаждает» не ухудшение погоды и движение по заснеженным дорогам, а запуск двигателя при минусовой температуре. Правда, стоит сразу отметить, что такая проблема обходит стороной автовладельцев, которые оставляют свои машины в гаражах, но таких людей не так уж и много, большинство машин простаивают под открытым небом.
Что же может сделать автомобилист, чтобы облегчить запуск замерзшего двигателя? Одним из оптимальных решений данной проблемы является установка специального подогревателя. Основная проблема затруднительного запуска при «минусовой» температуре заключается в увеличении вязкости моторного масла и возрастании сопротивления АКБ, из-за чего он становится неспособным выдавать пусковые токи, необходимые для запуска мотора. В итоге, при попытке завести двигатель, стартер «лениво» крутит коленчатый вал на малой скорости, которой явно недостаточно для запуска агрегата. Водителю приходится делать несколько попыток, прежде чем масло взболтается, а аккумулятор нагреется и лишь тогда двигатель заводится, да и то происходит это не всегда.
Шансы на успешный запуск двигателя при минусовой температуре также зависят от технического состояния агрегата и степени износа его внутренних деталей. Так, к примеру, двигатель автомобиля ВАЗ «классика» (2101 – 2106), который был выпущен более тридцати лет назад, будет гораздо затруднительнее завести, чем агрегат, которому всего несколько лет. Именно для таких изношенных двигателей и устанавливают подогреватель, который в значительной степени повышает шансы удачного пуска агрегата зимой.
Как отмечалось выше, проблема запуска двигателя связана с застыванием рабочих жидкостей, используемых в нем. А вот если, например, моторное масло предварительно разогреть, то сопротивление, которое оно оказывают коленчатому валу, будет гораздо меньше, что позволит эффективнее и быстрее запустить мотор. Именно для подогрева рабочих жидкостей двигателя и используются устанавливаемые подогреватели.
Отметим, что подогреватели являются универсальными устройствами, их можно устанавливать не только ан автомобили марки ВАЗ, но и на другие авто –УАЗ, ГАЗ и т.д.
Особенности работы подогревателя
На данный момент различается несколько основных видов подогревателей, но суть и принцип их работы практически одинаковая. Подогреватель – это небольшая металлическая деталь, внутри которой устанавливается нагревательный элемент, обеспечивающий быстрый подогрев рабочей жидкости двигателя.
Виды подогревателей
Одни нагревательные устройства используются для подогрева антифриза (тосола), другие – для моторного масла. Принцип действия масляного нагревателя мы уже описывали выше, а вот о нагревателе антифриза стоит сказать несколько слов. Так, подогревая антифриз, вы одновременно нагреваете и блок цилиндров двигателя, а также его элементы питания, что позитивно сказывается на процессе смесеобразования. Правда имеются у такого подогревателя и ряд недостатков:
- нужно больше времени на подогрев двигателя, так как охлаждающая жидкость проходит только в наружных стенках блока;
- при подогреве антифриза моторное масло очень слабо подогревается, так как оно расположено на уровне, ниже рубашки охлаждения мотора.
Но, с другой стороны, имея такой подогреватель, вам практически не нужно прогревать мотор после его запуска, так как он уже и так нагрет, да и к тому же, с печки уже дует теплый воздух.
Ну, а подогреватель, разогревающий моторное масло, действует только на эту рабочую жидкость, при этом система питания и сам блок цилиндров остается холодным.
В связи с тем, что в легковом авто ВАЗ не так уж и много масла, да и находится оно в одном месте, то и времени на его разогрев требуется немного. Но при этом, вам нужно будет дополнительное время на нагрев блока двигателя после запуска мотора.
В целом, можно сказать, что эффективность двух типов нагревателей практически одинаковая. Нагреватель антифриза быстро прогревает систему питания и блок цилиндров, что положительно влияет на смесеобразование (быстрая воспламеняемость горючей смеси), но при этом холодное масло все также сильно нагружает коленчатый вал и, соответственно, аккумулятор автомобиля. В случае с нагревателем моторного масла все наоборот – стартер легко крутит коленвала, но система питания и блок при этом остаются холодными.
Кроме того автомобильные подогреватели различаются по используемому источнику питания:
- от стандартной электросети 220В;
- от автомобильной сети 12В.
Вариант подогревателя, работающий от стандартной электросети, отличается высокой мощностью и, следовательно, быстротой нагрева рабочей жидкости. Недостатком такого устройство является обязательное наличие розетки в непосредственной близости от автомобиля.
Ну а преимуществом автономного подогревателя является возможность использования данного устройства в любых условиях, так как работает он от автомобильного АКБ. Правда такие устройства не отличаются большой мощностью и при этом они сильно «садят» аккумулятор, который и так сильно разряжается на морозе – в итоге после нагрева двигателя у него может просто не хватить энергии на запуск агрегата.
Так у автомобилистов широкое распространение получили устройства, нагревающие антифриз и работающие от электросети 220В. Такой вариант устройства считается самым оптимальным – аккумулятор не разряжается, мощность нагрева высокая, а после использования автомобилист в качестве бонуса еще и получает горячий воздух с печки.
На данный момент на рынке автомобильных устройств предлагаются различные модели предпусковых нагревателей. По своему принципу, как говорилось выше, они все практически идентичны, отличаются между собой эти устройства лишь конструктивно – одни могут состоять лишь из нагревательного элемента, а в других может дополнительно устанавливаться циркуляционный насос. Первый вариант устройства имеет более простую конструкцию, что говорит о его большей надежности. Циркуляция жидкости в таком нагревателе происходит за счет появляющегося перепада температур. Стоит отметить, что скорость движения нагреваемой жидкости в таком устройстве весьма невысокая, но при этом на нагрев затрачивается меньше энергии.
Пусковой подогреватель, имеющий в своей конструкции помпу для перекачки жидкости, более равномерно и хорошо прогревает рабочую жидкость, но при этом в таком устройстве должен быть достаточно мощный нагревательный элемент. Ну и к тому же, так как в устройстве есть насос, то он может выйти из строя, чего не скажешь о более простом типе нагревательного устройства – там ломаться особо нечему.
Установка нагревателя на автомобиль
Чтобы установить такой нагреватель на автомобиль ВАЗ-2106 ненужно внедрять какие-то переделки в силовой агрегат. Данное устройство считается внешним, вам нужно лишь правильно его врезать в систему питания автомобиля.
Самый распространенный комплект предварительного нагревателя состоит из таких элементов:
- нагревательный блок;
- крепежные элементы;
- различные тройники, переходники и хомуты для надежной врезки устройства в систему охлаждения автомобиля;
- электрический кабель со стандартной вилкой для сети.
Чтобы устройство смогло обеспечить равномерный прогрев рабочей жидкости, подача антифриза должна производиться с самой нижней точки двигателя – такой точкой является сливная пробка в блоке цилиндров. Ну а выход разогретой жидкости должен идти в самую верхнюю точку системы.
Для правильного подключения нагревательного устройства на двигатель ВАЗ-2106 нужно:
- установить в блок двигателя штуцер, который идет в комплекте и затем подсоединить его имеющимся трубопроводом к входному отверстию на блоке подогревателя;
- в патрубок системы охлаждения, который идет от радиатора, врезать тройник из комплекта нагревателя;
- присоединить к этому тройнику трубопровод, который ведет к выходному отверстию из блока нагревательного устройства;
- закрепить сам блок нагревателя на подрамнике или двигателе;
- проложить электрический кабель, так чтобы можно было легко им воспользоваться.
Отметим, что для выполнения этой операции даже не нужно полностью сливать антифриз. При правильной подготовке и быстрому проведению монтажных работ вы потеряете не более 1 – 1,5 литров охлаждающей жидкости, которую потом придется восполнить. После выполнения всех установочных работ обязательно проверьте все соединения на наличие подтеков – при надобности подтяните хомуты. Установка такого устройства на инжекторный двигатель автомобиля ВАЗ-2107 абсолютно не отличается от уже описанной выше процедуры.
Меры безопасности при использовании автомобильного подогревателя:
- Не включайте данное устройство на длительный срок. Нормальный прогрев антифриза осуществляется за 1 – 1,5 часа.
- Если для включения подогревателя вы используете удлинитель, то проконтролируйте, чтобы сечение провода было подходящего диаметра.
- В случае использование этого устройства на автомобиле, который стоит на улице, питающий провод нужно огородить и сделать его заметным для окружающих.
Чтобы избежать возникновения опасных ситуаций советуем использовать подогреватель через удлинитель, оборудованный таймером, на котором можно установить время отключения этого устройства.