Как следует ездить по скользкому дорожному покрытию

При движении по заледенелой дороге существует большая вероятность заноса. Даже в случае, если автомобилист привык ездить очень аккуратно, риск заноса остается. Что же касается движения по дорогам, припорошенным первым снегом, то это вообще отдельная история, так как тормозить в подобных условиях значительно сложнее.

Что же делать, если опыта торможения на заледенелом покрытии нет, и водителя занесло? Необходимо реагировать крайне быстро и крутить рулевое колесо в направлении заноса. Главное — не опоздать. Впрочем, даже опытные водители предпочитают ездить по первому снегу очень аккуратно и на невысоких скоростях. Лучше тормознуть и посмотреть, как отреагировал автомобиль. Эти нехитрые действия помогут правильно оценить сцепление колес с дорожным покрытием. А теперь перейдем к действиям при заносе.

Научитесь провоцировать

Разумеется, провокацию со скольжением – торможением, лучше опробовать на малой скорости и на закрытой площадке для того, чтобы не создавать помех прочим автомобилистам. Если при торможении, шипение колес слышимо, а вот самого замедления не наблюдается, то это говорит о том, что под колесами лед и водитель скользит.


Автомобилист должен быть предельно собран при скольжении, так как машина на льду легко может выйти из-под контроля. В многочисленных пособиях по вождению рекомендуется при скольжении снижать скорость до минимально возможной. Эту рекомендацию не стоит игнорировать. Однако никто точно не сможет сказать какая именно скорость окажется безопасной для конкретного транспортного средства, а потому водителю не помешает научиться прерывать его «на первых тактах». А чтобы приобрести это умение, водитель сначала должен научиться моделировать скольжение колес, то есть самостоятельно провоцировать занос или снос. Звучит немного странно, однако этот способ, на самом деле, является наиболее действенным. Если автомобилист сможет уверенно вызывать занос, то сможет с такой же уверенностью его и прекратить. Научится этому вполне реально, н обучение лучше проводить на закрытых площадках для большей безопасности. Кстати говоря, практически все автомобили скользят по-разному.

К действию!

Для начала уточним: сносом называют скольжение передней оси, а заносом – задней оси. Для того, чтобы ими уверенно управлять водителю следует действовать по определенному алгоритму, который должен соответствовать типу привода конкретного автомобиля. Для того, чтобы автомобилист смог усмирить занос, а также уменьшить его угол, ему следует плавно и немедля вывернуть рулевое колесо в сторону заноса, после чего сразу же возвратить его в исходное положение, то есть в положение «прямо». В случае если только движение рулем оказалось недостаточным, то можно повторить данную манипуляцию еще раз. Главное здесь для водителя – не ждать при этом ответной реакции от автомобиля, потому как в противном случае легковое транспортное средство, скорее всего, уйдет в ритмический занос. Практика показывает, что самая распространенная ошибка среди автомобилистов это, когда водитель, чувствуя скольжение задней оси, выворачивает рулевое колесо в сторону заноса довольно медленно и ожидает ответной реакции.

Еще одна очень распространенная ошибка большинства автомобилистов: водитель слишком резко на большой угол повернул руль, например, влево… В этом случае на правое переднее колесо немедленно перекладывается дополнительная нагрузка, что приводит к резкому возрастанию сцепления с дорогой и последующему его падению до нуля. Это становится особенно заметным при движении на льду или снегу. В итоге, автомобиль выходи из-под контроля водителя, не слушаясь повернутых передних шин. Таким образом, происходит типичнейший снос, произошедший по причине того, что автомобилист затребовал от своего «железного коня» невозможного.

Реагируйте загодя

В экстремальных ситуациях, особенно зимой на скользком покрытии, именно действие на опережение способно уберечь автомобилиста от сноса или заноса. Водитель может потренироваться на какой-нибудь закрытой площадке, выполняя следующие упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Для переднего и заднего приводов

Автомобилист ручным тормозом должен спровоцировать занос. В этой ситуации нужно хорошо почувствовать скольжение задней оси и вовремя правильным образом среагировать. Водитель может начать движение по окружности с радиусом примерно метров двадцать. Постепенно наращивая скорость, автомобилист должен подвести свое транспортное средство к границе скольжения. Добившись этого, необходимо зафиксировать положение педали газа, а потом нажать и удерживать кнопку ручника, при этом дергая рычаг вверх и сразу же опуская. Проще будет, если работу с ручником сделает помощник. Это избавит автомобилиста от необходимости крутить рулевое колесо одной рукой.  Когда задние колеса будут заблокированы ручником, автомобиль начнет заносить. Только почувствовав скольжение, водитель должен уверенно и четко крутануть руль транспортного средства в сторону заноса, а потом повернуть его обратно. Автомобиль начнет выравниваться. Можете повторить эти манипуляции еще пару раз.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Для переднего привода

Зафиксировав руль, следует продолжить движение, двигаясь по окружности и плавно наращивая скорость. Когда транспортное средство пойдет на снос передней оси, автомобиль начнет скользить наружу, походя, выравнивая траекторию поворота. Теперь автомобилист должен, не меняя угол поворота руля, сбавить газ. При этом не следует бросать педаль полностью – просто слегка приотпустите ее. Если все вышеозначенные действия выполнены правильно, то автомобиль прекратит скольжение и продолжит движение в выбранном направлении. Можно повторить все еще раз. Следует отметить, езда по окружности будет зигзагообразной. Причина этого в определенной специфике переднего привода.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Для заднего привода

Двигаясь по окружности, постепенно наращивайте скорость. Автомобиль начнет сносить, и он перестанет слушаться руля. Многие водители в такой ситуации сразу же выжимают педаль тормоза, моментально распрямляя траекторию движения, что в корне не верно. Если на закрытой площадке это практически не опасно, то на дороге вы можете просто вылететь в кювет или на встречную полосу движения. Снос лучше усмирять не торможением, а переносом его в занос. Для этого нужно просто сорвать задок ручным тормозом или прибавить резко подать, а потом сбросить газ. А из скольжения заносом можно выйти, как показано в первом упражнении.