На летней резине в гололед

До начала календарной зимы остались считанные дни, вместе с тем природа диктует свои правила, и заботливые автовладельцы уже успели переобуть своих железных лошадок. Но есть среди водительской братии и те, кто еще не сменил летнюю резину на зимнюю. Что делать, если утренний гололед после ночных заморозков застал вас врасплох? Как управлять автомобилем на скользкой дороге, когда на колесах стоит летняя резина?

Догадываемся, какой коктейль эмоций испытывают сознательные автомобилисты в момент прочтения этих строк. «Как можно давать подобные советы, ведь авто на летних покрышках в гололед – это не только чистое самоубийство, но и страшная опасность для других участников дорожного движения!» Нет, мы не будем утверждать, что зимняя резина была придумана продавцы шин с целью обогащения за счет автовладельцев. Мы по прежнему советуем переобувать авто в соответствии с сезоном. Самое время для зимней резины наступает, когда среднесуточная температура воздуха устанавливается на отметке +5ºС.

Это означает, что днем еще может быть довольно тепло, а вот после коварных ночных заморозков утренние дороги представляют для автомобилистов повышенную опасность, поскольку за ночь влажный осенний асфальт покрывается тонкой, едва заметной пленкой льда. Совершив неосторожный маневр на такой дороге, очень легко потерять управление даже на зимних шинах, так что уж говорить о летней резине…

И все же, рассмотрим ситуации, когда приходится ехать по скользкой дороге на летней резине…

Путь на шиномонтаж на летней резине с зимними колесами в багажнике.

Вы только что забрали свое новое авто из салона, где просто не захотели переобувать машину из-за драконовских ценников дилера на подобные услуги.

Ваш автомобиль относится к разряду «подснежников» и зимой вы его обычно не эксплуатируете, но жизнь преподнесла вам «сюрприз» и вы просто никак не можете решить внезапно возникшую проблему без автомобиля (никому не советуем зарекаться от подобных ситуаций – в жизни может случиться всякое).

Разумеется, некоторые поспешат дать универсальный совет – не скупиться и использовать такси или эвакуатор (по ситуации). Но согласитесь, когда проехать нужно пару кварталов, ни один, находящийся в здравом уме человек не последует подобным советам.


Итак, вам «посчастливилось» выбраться на снег или лед на летней резине. Что нужно знать?

Само собой разумеется, что летнюю резину никто не шипует и соответственно у нее нет способности цепляться за лед. Когда дорога покрыта именно ледяной коркой, лучше не выезжать ни при каких условиях, автомобиль однозначно «понесет» даже при скорости 10 км/ч.

Летняя резина отличается от зимней большей жесткостью, а при отрицательной температуре она и вовсе «дубеет» и имеет ничтожное пятно сцепления даже с сухим шершавым асфальтом.

Как же нужно вести машину?

Во-первых, на низкой скорости, во-вторых – максимально увеличить дистанцию безопасности между своим авто, и идущим впереди транспортным средством. Ни в коем случае не совершать никаких резких движений – это касается и руля, и педалей газа и тормоза.

Старайтесь держать автомобиль на средних или чуть выше среднего оборотах (если трансмиссия автоматическая, используйте  ручной режим).

Все это, конечно, хорошо, ну а как быть с тормозами? Зимой на летней резине не стоит рассчитывать на систему ABS и на тормоза, особенно когда речь идет о современных автомобилях, напичканных всевозможной электроникой – в данной ситуации существует реальный риск того, что компьютер даст сбой или вовсе не позволит тормозить из-за возможной блокировки колес. Поэтому замедляться в таких случаях лучше по возможности двигателем, одновременно очень осторожно сбрасывая газ. Если передача будет высокой, а обороты – напротив низкими, сброс газа не даст никакого эффекта. При этом вы должны оставить запас тяги для возможности прохождения поворотов (для авто с передним приводом).

Что еще может помочь?

 Если ехать надо очень-очень, но на дороге гололед, а резина летняя, есть временное решение – приобретите колесные цепи. Такие цепи используют дальнобойщики для преодоления скользких подъемов на трассе (зимнюю резину на фуры никто не ставит, а вот гололед – далеко не редкость в нашей стране).

Так почему бы и впрямь не воспользоваться ценным опытом шоферов-профессионалов? Колесные цепи можно купить практически в любом автомагазине. Они смогут обеспечить нормальное сцепление с дорожным покрытием, но об управляемости авто и уж тем более комфорте даже речи быть не может. Будьте готовы к тому, что езда будет сопровождаться лязгом и грохотом, но лучше уж так, нежели в неконтролируемом скольжении?

Ошибки молодых водителей или спереди шипы сзади летняя резина

Подобные миксты довольно часто используют небогатые «водятлы» на своих переднеприводных авто (как правило, к их числу относятся молодые и, мягко говоря, не очень умные люди), ведь зимой тоже хочется ездить, а на «переобувку» денег не хватает. Чем чревата подобная несознательность? На первый взгляд, вроде все в порядке: ведущие колеса надежно держат дорогу, ну а не ведущие… Да и шут с ними.

К сожалению, такая система «прокатывает» ровно до первого поворота на скользком дорожном полотне. Подчиняясь центробежной силе, задок автомобиля начнет выносить наружу траектории. Говоря простым языком, заднюю ось начнет заносить. Переднеприводные авто, как известно, к заносу обычно не склонны, но когда нет никакого сцепления с дорогой, удержать машину предельно сложно.

Если автомобиль заднеприводный, ставить на перед летние колеса все равно не следует. Конечно, вероятность того, что при повороте начнет заносить передок, намного меньше – все же, тяжелый мотор прилично прижимает колеса дороге, но если машину все же занесет, выйти из такой ситуации на заднем приводе…

Выводим машину из заноса

Опытные водители, можете пропустить эту главу нашего повествования. Здесь мы обращаемся к молодому поколению, недавно сдавшему на права и не имеющего опыта зимнего вождения. Более того, контраварийную подготовку в автошколах не проходят.

Итак, вы находитесь за рулем переднеприводного авто и в повороте вдруг почувствовали, что задок машины «плывет». Многие начинающие водители пугаются, бросают педаль газа и пытаются тормозить, а что в итоге? Занос становится еще глубже, и машина полностью теряет управление, оказываясь в свободном полете. Хорошо, если такая ошибка не приведет к летальному исходу.

В подобных ситуациях действовать нужно совершенно иначе – оказавшись в заносе на переднеприводном авто необходимо выжимать акселератор, чтобы передок «вытащил» заднюю ось из бокового скольжения. При этом руль нужно крутить в сторону заноса. На примере это выглядит так: зад «понесло» при повороте направо, значит крутим руль влево, но без фанатизма! Если перекрутите руль – машина уйдет в обратный занос. Эдак можно крутиться до тех пор, пока на пути не попадется столб или дерево, а вам это точно не нужно. Поэтому, находясь за рулем, постарайтесь сохранять спокойствие и все делать четко и аккуратно.

 

Вывод

Как известно, теория без практики мертва. Поэтому возьмите данную статью на вооружение и с первым же снегом отправляйтесь тренироваться на какую-нибудь пустую парковку. Отработанные до автоматизма упражнения «выход из заноса» и «экстренное торможение» однажды могут сохранить вам жизнь. А еще лучше обратиться за помощью к инструктору по экстремальному вождению.

А что, если доверить свою судьбу электронным помощникам?

Современные автомобили действительно имеют в базовой комплектации и ABS и ESP, так зачем же мучить себя тренировками по выходу из заноса и прочей ерундой, когда умная машина сама все умеет? Так – да не так.

Суть системы ESP (без лишних подробностей) заключается в том, чтобы удерживать автомобиль на дороге и по возможности не допускать его входа в занос. Система на самом деле повышает курсовую устойчивость автомобиля и помогает ему при экстренных объездах внезапно возникших на пути препятствий быстро вернуться на место. Но это на сухой дороге. А в гололед, когда машину понесло, причем все 4 колеса, нужно как-то выправляться самому водителю. Система ESP не вытащит руль из ваших рук и не повернет его в нужном направлении и на нужный угол. Система не сможет остановить авто в скольжении и не погасит скорость в один момент. Так что, как говорится в народе: «на бога надейся, а сам не плошай». Осваивайте технику контраварийной подготовки и чувствуйте себя за рулем уверенно!