Почему кузов авто подвергается коррозии и как это предотвратить

Если вы считаете, что ржавчина является проблемой лишь для владельцев стареньких жигулей, то глубоко заблуждаетесь. К сожалению, ненавистные рыжие пятна – отнюдь не редкость даже на новых, еще гарантийных авто с оцинкованными кузовами. В данной статье мы попробуем разобраться в том, как правильно ухаживать за своим железным другом и есть ли возможность защитить его кузов от коррозии.

Что такое ржавчина?

Для начала надо понять, что представляет собой кузов автомобиля. Это конструкция из довольно тонкого листового металла (сплавы в производстве кузовов используются разные) с множеством сварных соединений. Кузов автомобиля используется не только как «коробка» на колесах, но и как «минус» для бортовой сети. Иными словами, автомобильный кузов является еще и постоянным проводником электрического тока.

Ввиду всего вышесказанного кузов просто не может не ржаветь. Теперь попробуем разобраться, что собственно происходит с кузовом вашего авто во время эксплуатации и как его защитить.

Вспомните уроки химии в школе. Коррозия металла происходит в результате процесса окисления под воздействием кислорода, входящего в реакцию с водой. В итоге получается гидратированный оксид железа, который мы и называем ржавчиной.

Коррозию кузова можно отнести к классическим примерам разрушения металлов посредством электромеханического воздействия, где воздух и вода — только часть проблемы. К обычному химическому процессу окисления с участием воды и воздуха присоединяются гальванические пары.

Не будем углубляться в химические дебри, скажем лишь одно: гальваническая пара – это соединение двух различных металлов, и вот такие соединения бывают допустимыми и недопустимыми. Что это значит? Существуют определенные группы металлов, которые при взаимодействии уничтожают друг друга. Это и есть недопустимые гальванические пары (никель и серебро, медь и алюминий, сталь и магний).

По большому счету, ни один из металлов не выдерживает близкого продолжительного контакта с «чужаком». В автомобиле есть масса мест, в которых образуются обычные (допустимые) гальванические пары. Это точки сварки, различные крепежные агрегаты и элементы, кузовные панели из металла разного типа, и даже одна и та же пластина, но с различной механической обработкой в различных точках поверхности. В вышеперечисленных местах всегда присутствует разность потенциалов, а это означает, что при взаимодействии с электролитом будет происходить и коррозия.

Что же такое электролит?

Первое, что придет в голову каждому автомобилисту – это едкая жидкость, содержащаяся в АКБ наших авто. Это так, но только отчасти. В действительности электролитом считается какая угодно токопроводящая субстанция. В аккумуляторе находится слабый раствор кислоты, однако автомобиль вовсе не обязательно поливать кислотой, чтобы запустить и ускорить процесс коррозии. В данном случае с функцией электролита превосходно справляется самая обычная вода. В чистом виде (дистиллированная вода) не является электролитом, но всем нам известно, что в природе чистой воды не существует абсолютно чистой воды…


Поэтому  в каждой  гальванической паре под воздействием обычной воды металл на стороне положительно заряженной стороны начинает постепенно разрушаться. Так как же победить этот процесс, ведь металлам не запретишь корродировать друг от друга. Впрочем, выход есть – нужно просто исключить из этой цепочки звено под названием электролит, без которого «допустимые» гальванические пары смогут сосуществовать достаточно долго – дольше, чем прослужит автомобиль в целом.

Как борются с ржавчиной производители авто?

Самым элементарным способом защиты является пленочное покрытие поверхности металла, через которое не может проникнуть электролит. А если в составе металла будет низкое содержание способствующих коррозии примесей, (например, серы), то результат будет просто потрясающий.

Самым распространенным видом защитной пленки является грунт и лакокрасочное покрытие. Также защитную пленку можно создать, обработав металлическую поверхность фосфатирующим раствором в состав которого входят кислоты, содержащие фосфор. Такой раствор окисляет верхний слой металла, образуя на ней тонкую  и очень прочную пленку.

Покрыв такую пленку грунтом, а затем краской можно защитить кузов авто на долгие-долгие годы. Именно по такому принципу изготавливались автомобильные кузова в течение десятилетий. Опыт довольно успешный, и убедиться в этом можно, посмотрев на автомобили, сошедшие с конвейеров еще в 50-х, 60-х гг., которые до сих пор встречаются на наших дорогах довольно часто.

Разумеется, до наших дней дошли в таком презентабельном виде далеко не все авто 50-х.

Со временем на любой краске появляется целая сеть микротрещин, которые вначале поражают внешние слои, а потом постепенно добираются и до металла, покрытого фосфатной пленкой. И это если автомобиль не попадает в ДТП. А при повреждениях и последующем их ремонте очень часто покрытия наносят без соблюдения элементарных правил – не обеспечивается абсолютная чистота поверхности, на ней остаются мелкие точки коррозии, в которых всегда содержится хоть немного влаги. И вот, через какое-то время под пленкой свежей краски начинает появляться и расти новый очаг разрушения.

За всю историю автомобилестроения было изобретено много способов сохранения металла от коррозии – улучшалось качество лакокрасочного покрытия, применялись все более и более эластичные краски, благодаря которым слой покрытия становился несколько надежнее. Металл автомобильных кузовов  покрывался пластиковой пленкой. В конце-концов, был придуман еще более совершенный способ защиты кузова от коррозии – покрытие стали тончайшим слоем металла с более стойкой оксидной пленкой, и данный способ известен давно. Это белая жесть, а именно покрытая тонким слоем олова листовая сталь знакомая каждому, кто хоть раз видел самую обычную консервную банку.

Сегодня для покрытия кузовов авто олово уже не применяют, хотя и ходят среди автомобилистов байки о луженых кузовах – отголоски технологии выправления брака, вышедшего при штамповке горячими припоями, когда часть поверхности покрывали толстым слоем олова вручную. Но справедливости ради надо сказать, что порой самые важные и сложные части автомобильного кузова и впрямь оказывались неплохо защищенными.

Современные покрытия для предупреждения коррозии автомобильного кузова наносят на металл в заводских условиях еще до штамповки кузовных панелей, а «спасателями» сегодня являются алюминий и цинк, ведь именно эти металлы имеют не только прочную оксидную пленку, но и обладают таким ценным качеством, как низкая электроотрицательность.

В описанной выше гальванической паре, образующейся в результате разрушения внешней пленки лакокрасочного покрытия, именно алюминий (цинк) будет играть роль анода, и до тех пор, пока на панели остается хоть немного алюминия или цинка, разрушению  будут подвергаться именно они.

Данным свойством этих металлов можно воспользоваться иначе – добавить небольшое количество алюминиевого или цинкового порошка в грунтовку, которой покрывают металл. Такой подход продлит кузовной панели жизнь.

В отдельных сферах промышленности с целью защиты металла от коррозии, применяются и другие технологии. Серьезные металлоконструкции оборудуют специальными защитными пластинами-протекторами, выполненными из цинка или алюминия, которые можно заменять по мере износа. Существуют даже целые системы электрохимической защиты, которые при помощи источника напряжения переносят анод на части сложной конструкции, которые не являются несущими. К сожалению, на автомобилях подобные системы не используются.

Тем не менее, доступный для автомобильного кузова сложный «бутерброд», состоящий из слоя фосфатов, слоя алюминия или цинка, слоя антикоррозийного грунта с добавлением цинковой пыли и нескольких слоев лакокрасочного покрытия, даже в условиях такой агрессивной внешней среды, как обычный городской воздух с солью, грязью и химреактивами, применяемыми в зимний период, способен защитить кузовные панели от коррозии на срок до двадцати лет.

Защита днища автомобиля

В таких местах, как днище, где слой краски наиболее подвержен повреждениям, используются толстые слои мастики и герметиков, а также создающие дополнительную защиту поверхности краски. Автомобилисты обычно называют все это одним словом – «антикор». В качестве дополнительной защиты во внутренние полости кузова закачиваются специальные составы на основе масел и парафина. Задача таких составов заключается в вытеснении влаги, что увеличивает защиту.

Ни один из способов не даст стопроцентной защиты, если применять что-то одно, однако все вместе эти меры позволяют автопроизводителям с уверенностью давать гарантию того, что в течение 8-10 лет автомобиль проходит без сквозной коррозии кузова. Но не забывайте, что коррозия для авто подобна смерти — можно отложить ее приход, но исключить вовсе просто невозможно.

Как же продлить кузову жизнь?

 Как бы вы ни ухаживали за своим железным конем, однажды он все равно станет кучкой гидратированного оксида железа. Однако, это вовсе не повод для переживаний — жизнь кузову не только можно, но и нужно продлевать, а для этого надо следовать несложным рекомендациям.

  1. Не забывайте, что гарантия, данная производителем на отсутствие сквозной коррозии, будет действительна лишь при условии правильно проведенных восстановительных работ у дилера. На ТО восстановление лакокрасочного покрытия (ЛКП) должно производиться в соответствии с технологией.
  2. Не стоит пренебрегать такой дополнительной антикоррозийной защитой, так как парафиновые и масляные  высыхают, испаряются, и их нужно обновлять.
  3. Содержите кузов своего авто в чистоте, поскольку грязь впитывает влагу, которая в свою очередь делает свое «ржавое» дело, проникая постепенно сквозь микротрещины к железу.
  4. Не откладывайте  восстановление поврежденных участков ЛКП, если даже кузов оцинкованный, ведь если металл не ржавеет — это явление временное, которое закончится, как только будет «израсходован» металл-защитник, а его слой на поверхности кузова отнюдь не килограммовый.
  5. Пользуйтесь услугами только в квалифицированных кузовных сервисах – правильное восстановление поверхности требует не только предельно чистой и аккуратной  работы, но и полного понимания всех процессов, а местный гаражный, пусть и очень аккуратный мастер «Левша» вряд ли будет обладать глубокими познаниями в данной области. Да и претензий вы ему не предъявите – народные умельцы официальных гарантий не дают.
  6. Бегите от мастеров, которые предлагают просто все замазать и закрасить толстым слоем шпатлевки и краски – такой ремонт вскоре просто отвалится кусками, а вы в итоге все равно приедете к профессионалам, но уже с гораздо более серьезными повреждениями кузовщины.