Проблемы электрического вентилятора автомобильной системы охлаждения
Практически все современные автомобили оснащаются электрическим вентилятором, который имеет массу преимуществ перед его механическим предшественником. Так, электрический вентилятор включается только при нагреве охлаждающей жидкости до определенной температуры и выключается при остывании этой жидкости в системе охлаждения до нормы. В результате двигатель работает в стабильном температурном режиме, да и еще он быстрее прогревается и меньше расходует топлива. Отметим, что электрический вентилятор хорошо вращается даже при малых оборотах двигателя, что значительно снижает риск возникновения перегрева при нагрузках, которые имеют место в тяжелых дорожных условиях. Как вы понимаете, в таких условиях механический вентилятор будет совершенно неэффективен.
Вроде бы в таком новшестве есть только достоинства и говорить больше не о чем, но это не так. Качество современной электротехники не позволяет нам закончить нашу статью. Выход из строя электрического вентилятора – это обычное дело, которое может иметь просто впечатляющие последствия: перегрев двигателя повлечет за собой немалые финансовые вложения. Именно поэтому некоторые автомобилисты отказываются от такого новшества в пользу уже проверенного механического вентилятора.
Давайте попробуем разобраться в основных причинах такой капризности электрооборудования системы охлаждения. Электромотор вентилятора потребляет в пределах 15 – 20 ампер. Включение моторчика происходит по команде температурного датчика, который установлен в радиаторе. Чтобы через это нежное реле не пропускать большой ток, конструкторами было решено устанавливать еще и разгрузочное реле. Такое решение вполне логичное, но, правда, не безупречное. В отечественных автомобилях именно датчик температуры считается самой ненадежной деталью электрической части системы охлаждения. Стоит контактам обгореть и все! Да и заметьте, что контакты с легкостью обгорают даже с исправным разгрузочным реле.
Чтобы объяснить эту ситуацию нужно вспомнить такое понятие как ЭДС самоиндукции (противоиндукция). Автомобилисты, которые имеют машины с контактной системой зажигания, знают, как обгорают вольфрамовые контакты и это притом, что через них проходит достаточно невысокий ток в 14 В. Как вы уже, наверное, поняли, все дело в противоиндукции. В момент разрыва контактов электромагнитное поле создает не только лишь напряжение на вторичной обметке катушки, но и еще очень высокое напряжение (около 400 В) на первичной обмотке. Именно это напряжение и прожигает все контакты. За один раз, конечно, контакт не выйдет из строя, но проехав тысячу километров, вы накопите около четырех миллионов таких микропрожигов, что в итоге вызовет появление эрозии на контактах. Датчик температуры срабатывает гораздо реже, но правда сами контакты гораздо слабее, чем в прерывателе и в конце концов они все равно будут обгорать. То есть, чем больше трудится датчик температуры (включается и выключается), тем выше будет вероятность его выхода из строя.
Что же нужно делать водителю, чтобы вышедший из строя датчик не застал его врасплох? Во-первых, каждый автомобилист должен чаще смотреть на указатель температуры двигателя и во-вторых, советуем прислушиваться к шумам, идущим из-под капота. Ну а самое правильное решение – это вовремя проведенная замена уже изношенного датчика температуры. Не рискуйте и не ждите, когда он выйдет из строя. Правда, есть и другие варианты. Например, вы можете приобрести какой-то подходящий импортный датчик включения вентилятора с тремя разными выходами. В этом случае вам уже ненужно будет разгрузочное реле. Мотор вентилятора будет включаться через разные контакты – сразу через контакты №1 и №2, а затем уже через контакты №1 и №3. При таком подключении контакты будут в меньшей степени подвергаться эрозионному износу.