Способы включения первой передачи при движении
Наверняка многие владельцы поддержанных ВАЗов сталкивались с проблемным включением передач — чаще всего отвратительно включается первая передача. Что же делать автомобилистам — любителям в такой ситуации?
Многие начинающие автоводители, переключая рычаг КПП со второй передачи на пониженную, часто испытывают определенные трудности: рычаг никак не хочет становиться в положение первой передачи и чтобы его туда «засунуть» нужно приложить немало усилий. Такой дефект настолько распространен среди владельцев поддержанных автомобилей, что ими было придумано негласное правило: первая передача используется лишь для старта автомобиля, все остальные действия выполняются на второй передаче и выше. Хочется сразу сказать, что такое правило в корне неправильное, так как подходящую передачу нужно выбирать из соотношения оборотов коленвала и текущей скорости движения автомашины. Будем откровенны, даже парковаться нужно на первой передаче. Делать это на второй передаче – значит «палить» сцепление и необоснованно маневрировать на повышенной скорости. Следовательно, без первой передачи нам никак не обойтись, поэтому далее мы опишем простое правило, благодаря которому вы сможете с легкостью включать первую передачу КПП при движении машины.
Для начала давайте разберемся как в теории работает автомобильная коробка передач. Все современные автомашины имеют внутри своей механической коробки передач синхронизаторы. По своей сути синхронизатор – это важная часть коробки, которая выполняет роль уравнителя оборотов валов и при этом отвечает за плавное включение шестерен. При попытках переключения со второй передачи на первую мы натыкаемся на препятствие, которое нам просто не дает сделать нужное действие. Вот это препятствие и есть синхронизатор.
Если у вас новая коробка передач, соответственно с новыми синхронизаторами, то процесс переключения с повышенной передачи на пониженную будет проходить без каких-то особых задержек. Однако если автомобиль уже с большим пробегом и детали коробки достаточно износились, то синхронизаторы перестают адекватно выполнять свои функции. Водитель на таком автомобиле сразу начинает вспоминать различные «дедовские» методы по включению передач на механической коробке – это различные перегазовки, с двойным выжимом педали сцепления и многое другое. Углубившись немного в теорию можно сказать, что метод перегазовки с двойным выжимом сцепления аналогичен функциям стабилизатора, то есть при этом также происходит уравнивание скоростей двух сочленяемых шестерен. Только стоит заметить – чем выше износ синхронизатора и чем больше разница угловых скоростей, тем больше вам придется газовать. Когда коробка находится в идеальном состоянии, то и угловые скорости равны, а значит переключение передач будет проходить с легкостью.
Способы включения первой передачи при движении автомобиля
Оптимальный и, наверное, самый простой способ включения первой передачи – это легкое подталкивание рычага до того момента, когда сработает синхронизатор. Стоит отметить, что такой метод не подходит для грузовых авто, так как в конструкции их механических коробок просто нет синхронизатора первой передачи. Кроме того, такой метод будет недейственным на автомобиле с «убитой» коробкой, в которой синхронизатор первой передачи находится просто в отвратительном состоянии. С такой коробкой вам придется или очень долго ждать, пока первая передача включится или же придется ее «вбивать» силой.
Оптимальным приемом включения первой передачи при движении считается метод перегазовки. Далее предлагаем вашему вниманию алгоритм действий водителя.
- Выжимаем сцепление при движении на второй передаче.
- Устанавливаем рычаг коробки в нейтральное положение. Возвращаем педаль сцепления в исходное положение.
- Слегка нажимаем на акселератор, доводя обороты двигателя где-то до 2500 об/мин. Одно важное замечание – чем выше будет разница между угловыми скоростями двух сочленяемых шестерен, тем больше вам придется «газовать».
- Опять выжимаем сцепление.
- Без усилий переключаем рычаг КПП в положение первой (требуемой) передачи. Если рычаг не желает заходить в нужное положение, значит вы недостаточно жали на педаль газа.
- Отпускаем педаль сцепления. Первая передача КПП должна заработать без ударов и рывков.
Стоит лишь несколько раз выполнить эту операцию и вы запомните с какой силой нужно нажимать на педаль газа и в какой последовательности выполнять все действия.
В завершение хотелось бы сказать, что описанный нами метод является лишь временным решением проблемы КПП с изношенными синхронизаторами. В любом случае, мы советуем выполнить ремонт коробки передач. И лучше доверить свою коробку опытным слесарям, которые дадут гарантию на все ремонтные работы.