Тормозная система ВАЗ-2107

Автомобильная тормозная система – одна из важнейших систем, обеспечивающая безопасность передвижения автомашины. В автомобилях ВАЗ «классика» устанавливаются тормозные системы, использующие при своей работе силу трения. В нашей статье мы расскажем о конструкции и принципе работы тормозной системы. В качестве примера ВАЗ «классики» мы возьмем модель 2107. Тормозная система этой модели разделяется на две подсистемы:

  • рабочая;
  • стояночная.

Главным назначением рабочей системы торможения является уменьшение скорости движения автомашины вплоть до его полной остановки. Рабочая система торможения состоит из двух составляющих: тормозного привода, благодаря которому водитель может задействовать систему торможения и тормозных механизмов, которые и воздействуют на колеса с целью уменьшения скорости их вращения. Стояночная подсистема торможения обеспечивает блокировку двух колес (одной оси) автомобиля. Если говорить о ВАЗ-2107, то в этом автомобиле блокируется задняя ось. Стоит отметить, что стояночная подсистема используется, только если автомобиль находится в обездвиженном положении. Данная система торможения нужна для исключения возможного самопроизвольного движения машины. Такая система имеет свой отдельный привод, который воздействует на механизмы торможения задней оси.

Далее предлагаем более углубленно разобраться с устройством автомобильной тормозной системы на примере автомашины ВАЗ-2107. Начнем с рабочей составляющей тормозной системы. Главный элемент – это привод, который является гидравлическим и включает в себя такие элементы:

  • вакуумный усилитель;
  • педаль управления;
  • главный тормозной цилиндр;
  • регулятор давления;
  • бачок для тормозной жидкости;
  • система трубопроводов высокого давления.

Как вы уже поняли, в качестве рабочего приводного элемента в системе торможения выступает жидкость. Использование жидкости обуславливается рядом положительных моментов: не нужно придумывать сложную рычажную систему для передачи усилий, трубопровод облегчен до максимума, усилие от ноги водителя увеличивается в несколько раз за счет использования специального гидравлического усилителя. Рабочие тормозные механизмы на авто модели 2107 делятся на два вида. На передние колеса устанавливаются тормозные диски с суппортом, а на задних колесах используются тормоза барабанного типа, которые дополнительно имеют стояночный механизм торможения.


Теперь подробнее разберемся во всех элементах системы торможения – начнем с педали. Итак, автомобильная педаль тормоза, которую ногой нажимает водитель, располагается на одной оси с педалью сцепления. Отметим, что возвращение педали тормоза в исходное положение после нажатия на нее водителем, обеспечивается специальной пружиной. На конце педали установлен шток, который непосредственно связан с гидравлическим усилителем. Сам усилитель представляет собой некую герметическую емкость, внутри которой имеется две камеры, разделенные мембраной. Та камера, которая расположена ближе к педали именуется атмосферной, ну а вторая камера – вакуумной. Сама мембрана, разделяющая эти камеры, соединена непосредственно со штоком главного тормозного. А вот вакуумная камера через патрубок подсоединяется к впускному коллектору двигателя. Благодаря такой конструкции в этой камере возникает разрежение. Также в конструкции усилителя имеется специальный следящий клапан, который управляется штоком педали. Когда педаль отпущена, клапан находится в открытом положении, что позволяет иметь одинаковое давление в обеих камерах. При нажатии на педаль, клапан перекрывает соединительный канал, который связывает обе камеры и открывает канал, по которому воздух попадает в атмосферную камеру, при этом во второй камере возникает разрежение. В результате таких изменений атмосферное давление в первой камере начинает оказывать воздействие на мембрану, которая, как писалось выше, соединена со штоком поршня главного тормозного цилиндра. В результате смещения мембраны шток поршня начинает двигаться, тем самым вытесняя жидкость с цилиндра в тормозной трубопровод.

Главный тормозной цилиндр

Этот цилиндр присоединяется к гидравлическому усилителю. Конструктивно тормозной цилиндр представлен в виде продолговатого корпуса, к которому присоединяются подающий и обратный трубопроводы от бачка с тормозной жидкостью, а также выходят еще три трубопровода, которые непосредственно следуют к тормозным механизмам. К передним тормозным механизмам подходит по одному отдельному трубопроводу, а вот к задней паре тормозных механизмов идет только один трубопровод, который упирается в регулятор. Внутри корпуса тормозного цилиндра устанавливаются поршни, при помощи которых жидкость проталкивается по трубопроводам.

Тормозной суппорт

Переходим к тормозным механизмам передней оси автомобиля. Передние тормоза – дисковые, состоящие из суппортов с колодками — накладками и тормозными дисками. Суппорт – это металлический корпус, в котором проделаны цилиндрические отверстия под поршни. У данной модели ВАЗ два таких отверстия – на каждую колодку по одному. Суппортные поршни похожи на стакан, который помещается в свой цилиндр, но при этом он спокойно может перемещаться.

Тормозные колодки – это небольшие пластины, изготовленные из металла. На рабочую поверхность колодок наклеены специальные пластины из фрикционного материала.

Тормозной диск – изготавливается из металла. Чтобы иметь наилучшее сцепление с рабочей поверхностью колодок, боковые поверхности дисков идеально обрабатываются, чтобы на них не было каких-либо раковин и выступов.

Краткое описание принципа работы передних тормозов на автомобиле ВАЗ модели 2107: жидкость под давлением поступает в рабочие цилиндры суппорта, из которых в результате выталкиваются поршни и надавливают на колодки, которые в свою очередь прижимаются к тормозному диску, в результате чего и осуществляется торможение.

Тормозной механизм задней оси автомобиля ВАЗ-2107

Система торможения, установленная на задней оси автомашины ВАЗ-2107, имеет другую конструкцию. Все ее рабочие элементы спрятаны в тормозном барабане. Рабочий цилиндр тормоза задней оси состоит из корпуса, в котором находится два поршня. При воздействии тормозной жидкости на цилиндр, поршни начинают выдвигаться в разные стороны.

Задние тормозные колодки – в форме полумесяцев, сделанные из металла. На верхней кромке наклеены фрикционные пластины. В ступице две тормозные колодки образуют форму практически цельного кольца. Так же в тормозном барабане размещаются элементы механизма стояночного тормоза, о нем мы расскажем далее.

Стояночная тормозная система

В качестве главного приводного элемента этой системы используется трос, который напрямую подсоединен к рычагу ручного тормоза, расположенного в салоне автомашины. Под днищем автомобиля этот трос разделяется на две части, которые идут непосредственно в тормозные механизмы задней оси. Внутри тормозного барабана трос соединяется с приводным рычагом, ну а тот уже с распорной планкой. Также рычаг привода соединяется с одной из тормозных колодок.

Принцип действия стояночного тормоза: вы тянете за рычаг, тем самым натягивая трос, который в свою очередь также тянет за внутренний рычаг, в результате чего колодки разжимаются. Стоит отметить, что рычаг ручного тормоза, расположенный в салоне, имеет зубчатое основание, благодаря которому можно его зафиксировать, тем самым оставив колодки в разведенном положении.

Регулятор давления

Данное устройство устанавливается в приводе колес задней оси и служит оно не только для правильного распределения тормозной жидкости в механизмах, а еще и для предотвращения появления возможных заносов из-за подачи разных усилий на механизмы торможения. Такое действие производится путем ограничения подачи давления на механизмы. Данное ограничение проявляется при изменении положения кузова автомобиля относительно оси заднего моста.

В действие данный регулятор приводится от тяги, которая одним концом закреплена на корпусе заднего моста. При увеличении нагрузки на заднюю ось, кузов изменяет свое положение по отношении к оси моста, из-за чего тяга начинает давить на поршень регулятора, ну а далее уже происходит регулировка подачи давления к тормозным механизмам.

Принцип действия тормозной системы в автомобиле ВАЗ-2107

Когда водитель хочет снизить скорость своего автомобиля, он давит на педаль тормоза. В этот момент его усилие передается на клапан в гидравлическом усилителе, который открывает канал подачи атмосферного давления в одну из камер. При этом появляющееся давление начинает давить на мембрану, которая соединена со штоком, связанным с поршнем главного тормозного цилиндра. В результате, под давлением мембраны, шток цилиндра начинает выдавливать тормозную жидкость в трубопроводы, которые ведут непосредственно к колесным тормозным механизмам. Так как жидкость абсолютно не сжимается, то все усилие передается непосредственно на тормозные механизмы. Жидкость давит на внутренние поршни рабочих тормозных цилиндров, те выдвигаются и воздействуют на тормозные колодки (в тормозных барабанах разжимают колодки, а в дисковых механизмах прижимают их непосредственно к дискам). Из-за трения тормозных колодок об барабаны и диски происходит замедление вращения колес автомобиля.

Обслуживание тормозной системы

Хоть конструкция тормозов на автомобиле ВАЗ и не такая сложная, но она все равно требует периодического технического обслуживания, которое включает в себя:

  • проверку уровня тормозной жидкости в бачке;
  • проверку износа тормозных колодок, барабанов, дисков;
  • прокачку аварийной системы удаления воздуха;
  • проверку троса стояночного тормоза;
  • регулировку регулятора давления;
  • регулировку натяжения приводных тросов.

Помните, что перед каждым выездом следует проверять уровень жидкости в бачке. Недостаточное количество тормозной жидкости может привести к неэффективной работе всей системы торможения. Стоит отметить, что уменьшение уровня тормозной жидкости может быть вызвано повреждением трубопровода и появлением течи.

Выполнять такую проверку тормозной системы нужно раз в два – три месяца. При выявлении сильного износа или какой-то другой проблемы, нужно обязательно выполнить замену изношенной детали или произвести ремонт. Помните, что от технического состояния тормозной системы зависит безопасность всех участников движения.

Особенность системы торможения автомобиля ВАЗ-2107

Главной особенностью тормозов автомобиля ВАЗ-2107 является использование двухконтурной системы. Вся суть такой системы заключается в том, что рабочий тормозной привод разделяется на две части. Каждая часть привода подает тормозную жидкость лишь на два механизма, при этом тормозные контуры между собой никак не взаимодействуют.

В случае разгерметизации одного из контуров, водитель не «потеряет» полностью свои тормоза, так как второй контур будет работоспособен, что позволит ему, пусть не в полную меру, но хотя бы аварийно использовать свои тормоза.