У вас стучит двигатель на оборотах?
Весьма неприятным событием в жизни автомобилиста становится появление стука в двигателе его автомобиля. Особенно плохо, когда стучит двигатель на оборотах. Зачастую основными причинами появления стука является естественный износ деталей шатунно-кривошипного механизма или же неправильно проведенная регулировка механизмов двигателя. Редко в моторе появляются временные стуки. Основными причинами такого явления может быть раннее зажигание или же сильные перегрузки и связанная с этим детонация. Преимущественно временные стуки проявляются, когда двигатель работает на повышенных оборотах и пропадают они после перехода на более низкую передачу.
Нередко водитель начинает слышать стуки двигателя в пути. Давайте разберемся, как определить источник проблемы без специальных приборов. Для прослушивания мотора можно использовать металлический или деревянный стержень. Один конец взятого стержня прислоняется к месту прослушивания, а другой – к уху. Чтобы понять причину появления стуков, нужно разобраться в их тональности и частоте.
Изношенный слой баббита на коренных вкладышах дает глухой, низкий стук, ярко проявляющийся в нижней части двигателя. Такой стук заметно увеличивается при работе двигателя на оборотах. Устраняется данная проблема заменой вкладышей.
Звонкий и менее интенсивный стук характеризует появление проблем в шатунных подшипниках коленвала двигателя. Звук от постукивания подшипников ритмичный, средней тональности. Прослушивается он немного выше, чем звук от стука в коренных вкладышах. Устраняется этот звук также заменой вкладышей.
Ритмичное биение высокого тона, проявляющееся в месте расположения цилиндров, говорит о проблеме с поршневыми пальцами. Проявляется этот звук при всех режимах работы мотора (от холостых оборотов до работы на оборотах достигающих максимального уровня) и заметно увеличивается при движении под нагрузкой. Причиной может быть раннее зажигание или увеличение зазоров между пальцами и втулками. Советуем первым делом проверить зажигание, если это не помогло, то остается лишь заменить поршневые пальцы.
Звук, похожий на дребезжание глиняной посуды, проявляющийся только когда двигатель запускается на холодную и исчезающий при нагреве, говорит об увеличенном зазоре между цилиндрами и поршнями.
Мотор стучит с высоким тоном и хорошей частотой на малых оборотах вращения коленвала. Скорее всего, проблема в клапанах. Вероятнее всего, увеличен зазор между стержнем клапана и толкателем. Устраняется эта проблема путем регулировки клапанов или их заменой (при сильном износе).
Стук высокого тона в прогретом двигателе, возникающий при увеличении нагрузки, может говорить о появлении детонации в камере сгорания цилиндров.
Характерные симптомы детонации:
— мотор стучит звонко и часто;
— из глушителя начинает появляться дым черного цвета;
— двигатель быстро перегревается и резко теряет мощность.
Подробнее остановимся на этом сложном и опасном явлении. Детонация – это сгорание топливно-воздушной смеси с распространением взрывной волны на огромной скорости. Скорость движения волны достигает 2500 м/с, в то время, как при обычном взрыве смеси скорость волны находится в пределах 20-25 м/с. Стук появляется потому что взрывная волна на большой скорости врезается в стенки цилиндров.
Детонацию двигателя нужно устранить сразу после ее выявления, так как она приводит к быстрому разрушению деталей кривошипно-поршневого узла и значительно увеличивает расход топлива.
К причинам возникновения детонации можно отнести:
— нагарообразование в цилиндрах;
— использование низкокачественного топлива с малым октановым числом;
— раннее зажигание.
Детонация топливной смеси в цилиндрах объясняется появлением пероксидов в камере сгорания, активно способствующих увеличению скорости горения смеси и придающих процессу горения взрывной характер.
Также появлению детонации может способствовать ряд дополнительных причин:
— плохое охлаждение двигателя;
— поступление в двигатель обеденной смеси;
— падения числа оборотов;
— увеличение давления в камере сгорания.
Детонация устраняется путем снятия головки цилиндра и очистки ее от слоя нагарообразования. Отметим, что при работе двигателя на оборотах выше среднего, вероятность появления детонации уменьшается. Происходит это из-за того, что время нахождения топливно-воздушной смеси в цилиндрах сокращается и увеличивается количество газов в смеси, оставшихся после сгорания.
Детонацию, появляющуюся при использовании несоответствующего топлива, устраняют путем установки позднего зажигания. При этом сокращается время на сгорание топливной смеси, что, соответственно, уменьшает количество образованных пероксидов. Если это не поможет, то остается лишь использовать топливо с более высоким октановым числом.
Помимо вышеописанных звуков, которые может издавать двигатель, хотим отметить еще вероятность появления стука от вала водяного насоса и вентилятора при осевом смещении и от приводного вала при больших зазорах в местах соединения.
Какой бы стук вы ни определили, помните, что его нужно устранить в кратчайшие сроки. Чем дольше вы будете эксплуатировать мотор, который стучит, тем дороже вам обойдется последующий его ремонт.