Все о демонтаже, установке или замене ШРУСа на ВАЗ-2109

Что же собой представляет ШРУС? Это деталь, которая передает крутящую силу к ведущему колесу машины. Поэтому ШРУС считается важной частью авто, от которой зависит устойчивый набор скорости и маневренность.

В ВАЗе 2109 есть два типа ШРУСа. Внутренний нужен для того, чтобы передавать силу вращения от трансмиссии к валу. Внешний более прост в устройстве и служит для одной цели – помочь ступице колеса начать зацепление. Как правило, быстрее всего ломается именно внешний ШРУС. Поэтому менять мы его будем чаще. Замена наружного шруса ваз 2109 предполагает наличие у мастера нужных инструментов и опыта в этом деле.

Интересен тот факт, что производители всегда утверждают, то срок эксплуатации всех типов ШРУСов равен времени эксплуатации авто. Якобы, менять его не требуется. Но практика показывает, что износ все же бывает достаточно серьезен и без замены не обойтись. Есть специальные дополнительные устройства, которые позволяют снизить нагрузку на ШРУС и уменьшить степень износа. К таким устройствам относится пыльник. Он делается из гибкого и прочного материала, который защищает деталь от воздействия агрессивной внешней среды. Но полностью прекратить износ ШРУСа невозможно. Да и сам пыльник может деформироваться и прекратить выполнять свою функцию. И замечает это хозяин авто далеко не сразу, когда уже ШРУС успел изрядно износиться. Поэтому лучше чаще производить осмотр детали и замечать все деформации и повреждения на ней.


Что же говорит нам о том, что ШРУС подлежит замене? В первую очередь это отчетливо слышный стук при поворотах. Смотрим, есть ли люфт во время покачивания рукой вала. Проверяем состояние пыльника. Люфт и порванный пыльник в совокупности указывают на то, что ШРУС испорчен и подлежит замене. Отметим, что многие детали в устройстве не являются взаимозаменяемыми, да и сам механизм устроен сложно. Починить ШРУС вряд ли смогут даже в хорошем автосервисе, поэтому рациональнее сразу заменить его.

Первым делом отсоединяем ШРУС от машины и после чего берем специальное устройство для снятия хомутов. Они удерживают защитный чехол. Снять его до конца сразу не удастся, поэтому после снятия креплений сдвигаем его на другой конец вала. Если имеем дело с приводом на правом колесе, то чехол сдвинуть будет попросту некуда. Его можно либо вывернуть, либо сильно прижать сбоку, чтобы не мешался во время работы. Используем молоток для сбивания шарнира с вала. При этом многие новички допускают ошибку, прилагая усилия не на обойму, а на сепаратор. После снятия тщательно промываем шарнир.

До того, как приступить к демонтажу, рекомендуем заметить при помощи краски расположение основных деталей узла. Это позволит избежать путаницы при обратной сборке. После чего шарнир снаружи удерживаем в тисках, а обойму вместе с сепаратором наклоним в сторону. Нам нужно добиться того, чтобы в этом положении из корпуса выпал шарик. Затем при помощи отвертки достаем шарик из сепаратора. После чего таким же образом вытаскиваем и остальные. При этом не переусердствуем, чтобы слишком не наклонить сепаратор. Иначе шарики внутри накатятся один на другой и попросту заблокируют выход. Дальнейшая работа по разборке будет сильно затруднена.

Сепаратор придется доставать вместе с обоймой, так как устанавливаются вместе они достаточно плотно. Не забываем извлечь обойму из устройства. Далее хорошо промываем извлеченные детали еще раз и смотрим на их состояние. Главное, чтобы по краям сепаратора не было трещин, а на поверхности обоймы все было ровно, без коррозии или деформаций. Допускается износ лишь в 0,1 мм у всех деталей данной конструкции. В некоторых случаях наружные детали ШРУСа заменить не получится, поэтому придется покупать новый узел.

Переходим к сборке наружного ШРУСа. В принципе, порядок действий будет такой же, но в обратной последовательности. Разве что есть пара важных моментов. Не следует забывать смазывать каждую деталь при установке. Также нужно следить, чтобы при сборке сепаратора с обоймой совпали метки, которые мы нанесли краской. Рекомендуем залить смазку ШРУС-4 в шарнир, чтобы первые запуски прошли без проблем. Стопорное кольцо следует вмонтировать точно в центр вала, а его канавку заполнить смазывающей жидкостью. Сам вал должен встать так, чтобы его корпус упирался в обойму. Далее берем молоток и ударяем им так, чтобы стопорное кольцо постепенно сжалось и прошло внутрь. Отличным решением также станет выпуск лишнего воздуха из чехла. Сделать это можно обычной отверткой, просто оттянув посадочный поясок. После установки крепежных хомутов, смотрим, нет ли трещин в закрепленной зоне. В случае если такие будут обнаружены, следует заменить поврежденные хомуты на новые. Чтобы быть уверенными, что мы все сделали правильно, пробуем провернуть ШРУС. Он должен проворачиваться легко и без заеданий.

Теперь про замену внешнего ШРУСа на ВАЗовской модели 2109. Отвинчиваем крепление ступицы, снимаем защиту на картере и отключаем шаровую опору на нижнем рычаге. В некоторых случаях можно столкнуться с запрессованной опорой. Придется тогда опору и рычаг отвинчивать одновременно, а не по отдельности.

Далее снимаем шаровую опору. Для этого в сторону отводим стойку и смотрим, чтобы ШРУС слегка согнулся. Шкив, изначально расположенный в подшипнике, должен теперь находиться под углом к валу. Берем проставку из металла и начинаем выбивать шлицы из подшипника. Делать это нужно лишь с наружной стороны колеса, чтобы не повредить расположенные рядом детали. Теперь можно убрать пыльник и гранату с вала. Прежнюю смазку лучше удалить полностью, так как ее эффективность под большим вопросом. Для ее быстрого снятия подойдет аэрозольный баллончик с WD-40.

Отметим, что установка новых ШРУСов снаружи, как правило, сопровождается также сменой прежних стопорных и упорных колец. А весь узел как следует обрабатывается смазкой. Установленный ШРУС регулируем так, чтобы вилка входила свободно и без заедания. Запрессовываем вал привода до конца и ставим шарнир в прежнее гнездо. Пыльник поджимаем при помощи хомута и все собираем в обратной последовательности.