Вероятный противник: военные автомобили Соединенных Штатов
Мы уже довольно давно ведем военную рубрику и успели изучить старую и новую российскую технику, иномарки на службе в РФ, украинские военные автомобили, а также европейские армейские грузовики. Теперь мы обращаем взор за океан и снова хотим подчеркнуть, что наши публикации не несут никакой политической подоплеки.
Также перед тем, как мы расскажем о ряде выдающихся американских военных авто, стоит отметить, что военная индустрия США развита невероятно хорошо и на рынке царит конкуренция частных компаний, которые предлагают десятки разных автомобилей.
Мы рассмотрим лишь малую часть из них, и в этом списке будут как передовые, так и весьма архаичные конструкции.
HMMWV фото: amgeneral.com
HMMWV
Длина: 4,6 метра.
Двигатель: турбодизель V8 объемом 6.5 литра.
Отдача: 190 л.с. и 380 Нм.
Трансмиссия: 3-ступенчатая АКПП, привод 4х4.
Снаряженная масса: 2 676 кг.
Максимальная скорость: 88 км/ч.
Дорожный просвет: 410 мм.
Когда мы говорим «американский военный автомобиль», то первым делом вспоминаем его, родимого. И пусть «старину Хамви» уже достаточно массово списывают, он в строю уже почти 30 лет и заслуживает отдельного абзаца в этом материале.
Вначале немного о названии. HMMWV — это ни что иное, как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, то есть «высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство». Американцы любят прозвища, поэтому скоро «навороченная» аббревиатура превратилась в созвучное Humvee.
HMMWV фото: amgeneral.com
Многие ошибочно думают, будто бы Humvee — детище General Motors, но это не так. На самом деле, модель придумала в конце 70-х и выпускает ее по сей день компания AM General, которая никакого отношения не имеет к GM, несмотря на похожие названия. Эта оборонная фирма когда-то была частью корпорации Kaiser-Jeep, так что можно сказать, что Humvee в какой-то мере является наследником легендарного «Виллиса» времен Второй мировой.
В начале 90-х концерн GM просто купил права на выпуск гражданской версии HMMWV под созвучным и более брутальным именем Hummer («молоток»), тем более что изначально именно General Motors был поставщиком моторов для автомобилей модели. После «заморозки» этого проекта выпуск военной модификации продолжился.
HMMWV фото: amgeneral.com
Flyer ALSV – Advanced Light Strike Vehicle
Длина: 4,57 метра.
Двигатель: турбодизель объемом 1.9 литра.
Отдача: 150 л.с. и 350 Нм.
Трансмиссия: 6-ступенчатая АКПП, привод 4х4.
Снаряженная масса: 2 041 кг.
Максимальная скорость: 136 км/ч.
Дорожный просвет: 350 мм.
Военные автомобили необязательно должны быть большими и страшными. Руководствуясь таким соображением, американцы в конце 70-х озаботились созданием легкого и быстрого транспорта для патрулирования пустыни. Исполнителем заказа стала небольшая фирма Chenowth Racing Products из Калифорнии.
Тот автомобиль назывался DPV, что буквально расшифровывается как «транспорт для патрулирования пустыни», и больше напоминал багги. Он мог быстро перемещаться по песку и нести на себе пулеметы. Такие штуковины пригодились американским военным в ходе операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе. В 90-е им на смену пришли похожие конструктивно LSV — «легкий ударный транспорт».
Сейчас для армии закупаются уже «продвинутые», то есть Advanced LSV, получившие имя собственное — Flyer («летун»). Они производятся калифорнийским, опять-таки, оборонным концерном Marvin Group. Эти машины уже гораздо меньше похожи на багги, хотя их коньком остается быстрота на пересеченной местности. Если верить паспортным характеристикам, то углы въезда и съезда составляют 59 и 50 градусов соответственно.
Есть варианты для перевозки грузов и транспортировки раненых, а также версии, оснащенные пулеметами и даже броней, для участия непосредственно в боевых операциях. Машины относительно компактны, и их можно перевозить вертолетами как снаружи, так и внутри.
Flyer ALSV – Advanced Light Strike Vehicle фото: gd-ots.com
International MaxxPro
Длина: 6,5–7,2 метра.
Двигатель: турбодизель Navistar DT объемом 9.3 литра.
Отдача: 330–375 л.с.
Трансмиссия: 5-ступенчатая АКПП, привод 4х4.
Снаряженная масса: 12 700 – 14 500 кг.
Дорожный просвет: 350 мм.
Этого монстра, как и другие грузовики под брендом International, производит корпорация Navistar. Его называют преемником Humvee, но это не вполне так. Отчасти функции «Хамви» выполняет упомянутый выше Flyer, а MaxxPro — не просто автомобиль, а тяжелый MRAP — Mine Protected Ambush Resisted, то есть транспорт, защищенный от мин и засад.
International MaxxPro фото: wikipedia.org
Выполнять эти функции ему помогает V-образное днище, которое рассеивает ударную волну. Похожую конструкцию имеют российские «Тайфун-М» и «Тайфун-К», о которых мы уже писали в обзоре о перспективном российском вооружении.
Много споров идет вокруг боеспособности MaxxPro. В частности, военные эксперты (в том числе и американские) говорят о том, что четыре колеса — маловато для бронеавтомобиля, ведь после взрыва мины он, оставшись без одного или двух колес, не сможет двигаться дальше. Тем не менее в США построено уже более 9 000 экземпляров нескольких модификаций и множество их отправлено на экспорт, в армии европейских стран.
Стоит отметить, что, помимо упомянутого в этой статье MaxxPro, в распоряжении американской армии есть еще несколько модификаций MRAP, в том числе трехосные Buffalo и Caiman.
International MaxxPro фото: wikipedia.org
Oshkosh M1070 Heavy Equipment Transporter
Длина: 15,8 метра.
Двигатель: Detroit Diesel Series 92 8V92.
Отдача: 500 л.с.
Трансмиссия: 5-ступенчатая АКПП, привод 8×8.
Снаряженная масса: 19 500 кг.
Американцы долго не думали над названием, поэтому автомобиль именуется «Транспортер для тяжелого оборудования». И действительно, могучая конструкция способна возить до 64 тонн, хотя и очень медленно — максимальная скорость составляет 72 км/ч.
Oshkosh M1070 Heavy Equipment Transporter фото: oshkoshdefense.com
Нынешняя версия тяжелого грузовика выпускается с 1993 года, а собирает его один из старейших производителей специальной и военной техники — корпорация Oshkosh из Висконсина.
В основном М1070 используют для перевозки танков и прочей гусеничной техники. Помимо армии США, они являются основным тяжелым транспортом британцев — ради поставок в Старый Свет американцы умудрились адаптировать свой древний V-образный детройтский дизель до нормы «Евро-3».
Oshkosh M1070 Heavy Equipment Transporter фото: oshkoshdefense.com
Dragon Runner
Длина: 38 см.
Снаряженная масса: 4 кг.
Чтобы уменьшить человеческие потери в бою, американцы активно внедряют беспилотную технику. «Дракон-бегун» — один из доброго десятка серийных передвижных роботов, и мы выбрали его в основном потому, что он по своему виду ближе других к автомобилям. Остальные, как правило, на гусеницах или с «ногами».
Предполагается, что этого малыша солдат может унести в рюкзаке и при необходимости выбросить на разведку. Выбросить — в прямом смысле слова, ибо Dragon Runner выдерживает падение на твердый грунт из движущегося на скорости до 70 км/ч транспорта. Колеса у него больше корпуса, так что без разницы, на какую сторону падать.
Из «вооружения» у Dragon Runner — только камера, микрофон да датчик движения, плюс передатчик для отправки информации на «базу». Роботов собирают в Пенсильвании, на производстве компании Automatika. С 2010 года они работают в Афганистане для исследования опасных территорий и поиска мин.
Dragon Runner фото: wikipedia.org