Баскетбол в домашних условиях. Основные составляющие и правила игры: как научиться играть в баскетбол на уровне профессионала? Мячик на пальцах

Среди спортивных игр баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Не удивительно, что ваш ребенок проявляет интерес к этой увлекательной и полезной игре. Пусть малыш с ранних лет тренируется закидывать мяч в корзину, изучая основные приемы и техники!

Существуют разные мнения относительно того, с какого возраста ребенку лучше начать заниматься баскетболом. Большинство специалистов считают, что именно в 8-10 лет ребенок сможет освоить основы баскетбольной техники, т.е. тот фундамент, на котором будет строиться будущая работа по воспитанию выдающегося игрока. Впрочем, уже с первого класса можно начинать профессионально заниматься, а в более раннем возрасте просто осваивать технику обращения с мячом и тренировать броски. Если ребенок интересуется баскетболом, его интерес нужно поддерживать. Купите ему необходимое спортивное оборудование – баскетбольное кольцо и мяч и объясните правила игры в баскетбол.

Основные правила игры в баскетбол

Как научиться играть в баскетбол? Для этого нужно не только регулярно тренироваться, но и отлично знать правила игры. Изначально основные правила игры в баскетбол сформулировал американец Джеймс Нейсмит, но с течением времени эти правила многократно корректировались и изменялись. С 2004 года (дата последних изменений официальных правил игры в баскетбол) и до сих пор правила остаются неизменными.

Сколько человек играет в баскетбол? В любительской игре может быть сколько угодно человек. В профессиональный баскетбол играют две команды, каждая состоит из пяти игроков. Цель каждой команды – забросить мяч в корзину соперника, а также помешать другой команде заполучить мяч и защитить свою корзину.

Мячом можно играть только руками. Нарушения: бег с мячом, преднамеренные удары по нему ногой или любой частью ноги, кулаком. Случайное качание мяча стопой или ногой нарушением не является.

Побеждает в баскетболе та команда, которая по окончании игрового времени набрала больше очков. За одно попадание может засчитываться разное количество очков:

  • 1 очко – со штрафной линии;
  • 2 очка – бросок со средней или близкой дистанции;
  • 3 очка – бросок с трехочковой линии.

Как правильно играть в баскетбол? Игра состоит из четырех периодов по десять минут и перерывов по две минуты. Продолжительность перерыва между половинами игры составляет 15 минут. Если по окончанию четвертого периода игра заканчивается со счетом "ничья", тогда ее продлевают на пять минут или на столько периодов по пять минут, сколько будет необходимо для того, чтобы нарушить равновесие в счете.

Перед третьим периодом команды должны поменяться корзинами.

Игра начинается со спорного броска в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Игра в баскетбол может проходить на открытой площадке или в спортивном зале, высотой не менее семи метров. Детям самостоятельно тренироваться лучше на свежем воздухе.

Как играть в уличный баскетбол

Для того чтобы играть в уличный баскетбол необходимо приобрести два баскетбольных кольца с сеткой и установить их на площадке напротив друг друга. Если вы устраиваете так называемую любительскую площадку для игры в баскетбол, позаботьтесь о том, чтобы местность была ровная, без кочек и ям. Поверхность должна быть удобна для бега, поэтому недопустима нескошенная трава или сырая земля и лужи. Таким образом, баскетбольная площадка для детей должна отвечать всем требованиям безопасности. Играть в уличный баскетбол необходимо по тем же правилам. Игра на улице ничем не отличается от игры в спортивном зале. Дети должны соблюдать все условия игры и установленные правила.

Дети играют в баскетбол на улице и при этом получают весомую пользу для здоровья. Ведь движения на свежем воздухе улучшают работу сердца и легких, укрепляют иммунитет, насыщают кислородом каждую клеточку организма. Поэтому рекомендуется сочетать занятия в спортивном зале с обязательными уличными тренировками.

Игра в баскетбол на улице – идеальный вариант не только для профессиональных тренировок, но и для отдыха. Ведь тренировать падание в баскетбольное кольцо так интересно! В свободное время, на каникулах на дачном участке или во дворе дети с удовольствием разбиваются на команды или играют в баскетбол на двоих.

Как играть в баскетбол вдвоем

Если среди друзей не набирается большая команда, в баскетбол можно играть на двоих. К тому же это очень увлекательно. Конечно, научиться играть в баскетбол можно только в большой команде, но отработать важные элементы лучше всего наедине с соперником. Игра вдвоем отлично тренирует технику защиты и броска. Такая игра требует повышенного внимания, умения быстро реагировать.

Совсем не обязательно для игры вдвоем использовать два баскетбольных кольца. Можно приобрети одно кольцо с сеткой, а можно воспользоваться баскетбольным кольцом, которое входит в комплектацию детского спортивного комплекса. В компании "Спорт Уголок" вы можете приобрести как отдельное баскетбольное кольцо , так и детские спортивные комплексы , оборудованные кольцом для игры в баскетбол.

Как любят говорить американцы: "Играть в баскетбол легко, а хорошо играть – очень трудно". Поэтому, отвечая на вопросы – как хорошо играть в баскетбол? и как лучше играть в баскетбол? – хочется отметить, прежде всего, желание ребенка развиваться в этой области, физические данные и силу воли. Если ваш ребенок с ранних лет проявляет интерес к этой спортивной игре, стоит задуматься о создании для него всех условий для тренировок. Делая успехи, ваш малыш будет стремиться стать еще лучше, чтобы в дальнейшем достичь совершенства в игре.

Чем занять ребенка летом на даче

Дачная жизнь детей связана с приятными моментами лета, отдыхом и интересными развлечениями. Обустроенная площадка возле дома на даче станет любим местом для полезных активных игр. Настало время выбирать спортивные товары! Детская площадка будет расти вместе с вашими детьми!

Детские зимние игры и развлечения

Если за окном все белым-бело, кружатся искристые хлопья снега и на улице стоит легкий морозец, значит, пришло время зимних забав! Чтобы получить удовольствие от зимы, необходимо правильно организовать свой досуг. Зимние развлечения для детей увлекательны и разнообразны: различные игры на снегу, лепка снеговика и лепка снежной крепости, игра в снежки, веселое катание с горки на надувных санях.

Основные правила игры в баскетбол:

Баскетбол – игра двух команд по пять человек в каждой – родилась в США в 1891 г, и стала популярной во всем мире. Целью игры является овладение мячом и броски в корзину соперника, в то время как другая команда пытается помешать этому. Мяч считается заброшенным, если он попадает в корзину сверху и остается в ней или проходит через сетку.

Корзина состоит из сплетенной из белого шнура сетки, не имеющей дна, которая прикрепляется к кольцу с внутренним диаметром 45 сантиметров, изготовленному из металлического прута сечением 20 миллиметров.

Сетка корзины изготовляется таким образом, чтобы мяч свободно проходил через нее. Кольцо подвешено на высоте 3, 05 метра от пола и плотно прикреплено к щиту в 30 сантиметрах от его нижнего края.

Щиты обычно делаются из оргстекла или дерева и имеют размеры 1,8 метра по горизонтали и 1,2 метра по вертикали. Они устанавливаются вертикально на концах игровой площадки, параллельно лицевым линиям. Нижний край щита поднят над полом на 2,75 метра. Щиты вынесены на 1,2 метра вглубь площадки от середины лицевых линий. Поддерживающие конструкции находятся за пределами игрового поля.

Площадка представляет собой прямоугольник с жесткой поверхностью длиной 28 и шириной 15 метров. Она размечается хорошо видимыми линиями шириной 5 сантиметров, которые не выходят отдельно в размеры площадки.

В баскетбол играют круглым мячом , изготовленным из кожи, резины, нейлона или другого синтетического материала, покрывающего поверхность резиновой камеры. Окружность мяча 749–780 сантиметров, а вес 567–650 граммов, Он накачивается воздухом так, чтобы при ударе о жесткую поверхность с высоты 1,8 метра мог отскочить вверх на 1, 2–1, 4 метра. Мяч в идеале должен быть ярко-оранжевого цвета с черными полосками. Мячи подразделяются на: 1. только для помещении; 2. универсальные.

До конца 1960-х годов официальные соревнования проводились как на открытом воздухе, так и в спортивных залах. С 1968 все официальные матчи проходят только в закрытых помещениях. Крупнейшие турниры по баскетболу обычно проводятся в залах высотой не менее 7 м.

Каждая команда состоит из пяти играющих и семи запасных игроков .

Спортсмены одеты в форму контрастных цветов. На майке каждого игрока, на груди и на спине, нарисован номер. На международных соревнованиях разрешаются номера от 4 до 15. Два баскетболиста одной команды не могут иметь одинакового номера.

Игра начинается с разыгрывания спорного мяча в центральном круге. Два человека, по одному из каждой команды, становятся в центральном круге, каждый в полукруге на своей стороне площадки. Судья подбрасывает мяч между ними так, чтобы выше точке полета его не мог коснуться ни один из прыгнувших игроков, которые стараются отбросить опускающийся мяч в направлении своих партнеров. Спорящие игроки не имеют право ловить мяч. При его разыгрывании остальные восемь спортсменов должны располагаться за пределами центрального круга до тех пор, пока мяч не будет введен в игру. Как только команда овладеет мячом, игроки могут передавать его друг другу. Стоя на месте, игрок не имеет права сделать больше одного шага с мячом в руках. Передачи являются самым простым способом передвижения мяча.

Другим способом передвижение мяча является ведение . Оно позволяет игроку передвигаться с мячом по площадке без помощи партнеров. Ведение осуществляется последовательными ударами мяча об пол кистью руки. Игрок не ограничен в количестве ударов мячом при ведении, но, если он поймает его после ведения, снова вести мяч ему не разрешается. Он должен передать мяч партнеру или попытаться забросить его в корзину противника. Техничный игрок умеет вести мяч любой рукой не глядя на него, а наблюдая за действиями других баскетболистов на площадке.

В игре нет ограничений, касающихся того, какой игрок и из какой позиции может бросить мяч в кольцо. Каждый владеющий мячом в пределах площадки имеет право выполнить бросок, но, естественно, чем ближе он располагается к корзине, тем больше у него шансов на успех. Мяч может быть направлен прямо в кольцо или в щит, после удара о который он отскакивает в корзину.

При неудачном броске мяч отскакивает от кольца или щита, и любая из команд может попытаться овладеть им. Игроки атакующей команды стараются добить отскочивший мяч в корзину сразу или, овладев им, сделать повторный бросок. Для того чтобы выполнить бросок в корзину, команде предоставляется 24 секунд. При нарушении этого правила мяч передается другой команде.

Если игрок, которого толкнули, в это время выполнял бросок и мяч, не попав в корзину, он получает право на два штрафных броска, которые выполняет без помехи из-за линии штрафного броска . Эта линия длиной 3,6 метра проводится параллельно лицевой линии на расстоянии 6 метров от передней поверхности щита. За успешный штрафной бросок команде присуждается очко.

Спортсмен должен оставаться за линией штрафного броска до тех пор, пока мяч не коснется кольца или щита. До этого момента ни один из игроков не имеет права входить в область штрафного броска. Если последний бросок окажется не удачным, участники обеих команд могут бороться за отскочивший от кольца мяч.

При желании команда может отказаться от права на пробитие штрафных бросков и ввести мяч в игру из-за боковой линии вместе ее пересечения с центральной линией.

Фолы:

        Технический;

        Обоюдный;

        Персональный;

        Дисквалифицирующий;

        Неспортивный .

Технический фол - фол, не вызванный контактом с соперником. Это может быть неуважение к судьям, сопернику, задержка игры, нарушения процедурного характера. Наказание: Любой игрок команды, не нарушившей правила, пробивает 2 штрафных броска. После выполнения бросков сбрасывание производится аналогично неспортивному фолу.

Дисквалифицирующий фол - это фол, вследствие вопиющего неспортивного поведения. Дисквалифицирующий фол может получить игрок, запасной, тренер или официальное лицо команды. Наказание: Количество штрафных и вбрасывание после них назначаются аналогично неспортивному фолу.

Неспортивный фол - фол, совершенный вследствие контакта, при котором игрок не пытался сыграть мячом в рамках правил. Наказание: Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то поступают так же, как и в случае персонального фола. Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то пострадавший игрок выполняет 2 броска. После выполнения штрафных бросков мяч вбрасывает пострадавшая команда из-за пределов площадки на продолжении центральной линии. Исключение составляют фолы, совершенные до начала первого периода. В этом случае после штрафных бросков проводится розыгрыш спорного броска (как и в случае нормального начала игры). Если игрок в течение одного матча совершает 2 неспортивных фола, он должен быть дисквалифицирован.

Персональный фол - фол, вследствие персонального контакта. Наказание: Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то: если команда не набрала 5 командных фолов или фол совершен игроком, команда которого владела мячом, то пострадавшая команда производит вбрасывание; в противном случае пострадавший игрок выполняет 2 штрафных; Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то: если бросок был удачным, он засчитывается, и пострадавший игрок выполняет 1 штрафной; если бросок был неудачным, то пострадавший игрок выполняет такое количество штрафных бросков, сколько очков заработала бы команда будь бросок удачным.

Обоюдным фолом является ситуация, в которой два соперничающих Игрока совершают фолы (вследствие контакта) друг против друга приблизительно в одно и то же время.

Остальные нарушения правил, которые не рассматриваются как фол, являются просто ошибками: бег с мячом в руках (пробежка), удары кулаком по мячу, ведение двумя руками, повторное (двойное) ведение, выбивание мяча за пределы площадки, игра ногой . При ошибках или фолах, которые не влекут за собой назначения штрафных бросков, игра возобновляется вбрасыванием мяча из-за боковой линии в точке, ближайшей к месту нарушения. Спортсмен обязан ввести мяч в игру за 5 секунд. После удачного броска с игры или удачного последнего штрафного броска мяч вводится в игру участниками противоположной команды из-за лицевой линии.

Когда команда совершает 5 фолов (после этого любой из них наказывается двумя штрафными бросками). Секретарь регистрирует минутные перерывы, взятые каждой командой, и уведомляет через судей тренера, если тот берет второй тайм-аут в одной половине игры. Он показывает число фолов, совершенных игроком, используя пронумерованные указатели, Кроме того, извещает судей в поле о заменах.

Игра длится 4 тайма, по 10 минут. Перерывы между 1-2, 3-4 2 минуты, между 2-3 15 минут. В случае ничьей назначаются дополнительный 5-и минутный период или столько таких периодов, сколько их потребуется для того, чтобы изменить ничейный счет, Игровые часы регистрируют только чисто игровое время. Когда судья в поле подает сигнал, секундометрист останавливает часы и вновь пускает их в тот момент, когда после введения мяча в игру его коснется кто-либо из баскетболистов на площадке. Часы останавливаются при пробивании штрафных бросков.

Оператор 24–секундного времени следит, чтобы команда владела мячом перед броском не более 24 секунд, и подает сигнал, если это правило нарушено.

Команда, владеющая мячом, в течение 8 секунд должна продвинуть его на половину противника. После этого мяч нельзя возвращать в свою тыловую зону. Это будет ошибкой.

Каждая команда имеет своего капитана. Если капитан покидает площадку, он должен известить судей, кто из игроков будет выполнять его обязанности,

Тактика игры команды обычно контролируется тренером, который решает, кто из баскетболистов начнет игру, кого и когда следует заменить. Число замен в матче не ограничено. Замена разрешается только тогда, когда мяч «мертвый» (вышедший из игры) и время остановлено, а если это произошло после нарушения правил, то только в том случае, если заменяющая команда будет владеть мячом. Поскольку после забитого с игры мяча сигнал не подается и время не останавливается

Замена в этом случае не разрешается.

Кроме замены тренер может попросить минутный перерыв (тайм-аут). Ему разрешается взять два минутных перерыва в каждой половине игры и по одному в каждом дополнительном периоде. Тайм-аут может быть предоставлен только тогда, когда мяч «мертвый» и игровое время остановлено, За удачный бросок с игры команде присуждается два очка. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков. Команде засчитывается поражение, если она отказывается продолжать игру или если в ее составе останется меньше двух игроков.

Заброшенный мяч

За мяч, заброшенный:

– со штрафного броска, засчитывается одно очко;

– из зоны двухочковых бросков, – два очка;

– из зоны трехочковых бросков, – три очка.

Цель игры — забросить в корзину соперников как можно больше мячей и не дать противникам закинуть в собственное кольцо. Победителем считается та сторона, которая набрала большее количество очков.

В игре с мячом участвуют двенадцать человек из команды, а на площадке может находиться не более пяти баскетболистов из каждой. Мяч можно трогать только руками.

Нельзя просто бежать с мячом , бить по нему ногой или кулаком, специально блокировать ногой, бить в игре соперника по рукам, толкать или удерживать руками.

За попадание мяча в корзину команде начисляются очки в зависимости от расстояния, с которого игрок попал в цель:

  • 1 очко - бросок со штрафной линии;
  • 2 очка - бросок со средней или близкой дистанции (между штрафным и трехочковой зоной);
  • 3 очка - бросок из-за трехочковой линии (дальше 6,25 метра ).

Игра длится 40 минут , делится на четыре периода по 10 минут (в соревнованиях НБА — 12 минут ). Старт игры с мячом даётся после спорного броска в центральном круге площадки, если нет нарушения при отбитии мяча. Перерыв делается на 15 минут после второго периода, остальные паузы длятся по две минуты , а также в течение поединка тренеры берут тайм-ауты. После перерыва команды обязаны поменяться сторонами площадки.

Справка! Если по окончании игрового времени счёт на табло равный, то судьёй назначается дополнительные пять минут — овертайм . Такие периоды отводят до тех пор, пока не будет известен победитель.

В течение игры баскетболист получает не более 5 фолов. В противном случае спортсмен будет удалён с площадки с запретом принимать участие в матче. Нарушения бывают различных видов:


Каждая ошибка идёт в общекомандный зачёт фолов, за исключением технических фолов (без контакта с игроками), которые получили тренер, игрок на скамейке запасных или официальный представитель. Командные фолы считаются в каждой четверти матча и приводят к различным наказаниям.

Если сборная набирает более 5 фолов в четверти , то соперники имеют право на 2 штрафных броска мяча. Из-за этого правила честной игры должны быть в приоритете у любой команды, спортсмена, тренера и представителя.

Учебно-тренировочные групповые занятия: задачи, структура процесса

Обучение баскетболу ставит перед собой задачи освоения техники и тактики игры, основных правил в теории и на практике. Цели уроков делят структуру процесса следующим образом:

  1. Ознакомление с приёмом , правилом и тактикой (теоретическое описание, сведения о значимости и сложности).
  2. Практическое применение в упрощённом виде (упражнения при искусственных ограничителях, контроль скорости).
  3. Углублённая практика (упражнения без ограничителей, разбор индивидуальных ошибок, ввод в игру).
  4. Цельное формирование навыка (совершенствование в процессе игры с мячом).

Принципы и последовательность начального обучения для взрослых

Для последовательности выполнения учебных действий в процессе подготовки применяют 5 правил, которые формируют личные убеждения спортсмена, а не простые и формальные знания как таковые.


Этот аспект должен выполняться на всех этапах обучения с мячом, так как он доступен и является подспорьем для усваивания материала.

  1. Принцип доступности и индивидуализации основывается на различиях в уровне знаний и подготовки обучающихся. Интерес пробуждается в том случае, если есть сложность в выполнении задачи, что помогает выработать мотивацию. Индивидуальный подход стимулирует активность и трудолюбие при постановке игровой или теоретической задачи.
  2. Принцип постепенности формируется в последовательности применения методов на занятиях. Повышение требований способствует прогрессу в развитии физического воспитания (силы, скорости), а также постепенно совершенствует индивидуальное мастерство (обводка, ведение).
  3. Принцип систематичности и последовательности помогает усваивать знания взаимосвязано. Теория тактики выполняется в практике на игровой площадке. Последовательность гласит о том, что нельзя переходить на другой уровень без точной уверенности успешного освоения предыдущего. Также игроков подготавливают к изучению более сложного материала.

Вам также будет интересно:

Методы и формы организации уроков

В результативном освоении баскетбола помогают два метода организации занятий , которые направлены на командное усвоение теоретических знаний, а также индивидуальной мотивационной части подготовки.

  1. Игровая форма предусматривает отработку действий в рамках установленных правил игры.

Закрепление полученных навыков в непосредственной игре с мячом позволяет лучше перенести теорию на практику в связи с отсутствием принуждения и наличием постоянно изменяющихся условий (развивает быстрое принятие решений, самостоятельность); коллективное участие формирует навыки командообразования, «чувствования» партнёров. Кроме того, мотивация и активность ввиду любви к игре будут зашкаливать.

  1. Соревновательная форма подразумевает организованную деятельность, направленную на совершенствование. Мотивация быть лучшим способствует работе на пределе физических и психологических сил , соревнование повышает интерес, заставляет бороться со слабыми сторонами, однако, необходимо чувствовать рамки применения этой формы обучения. Перегрузки могут отрицательно сказаться как на нервном состоянии, так и на физических кондициях.

Методика правильной подготовки баскетболистов с нуля

Научиться играть в баскетбол с нуля — долгий и трудоёмкий процесс , требующий последовательной работы в зале и на занятиях. Изучение отдельных элементов игры по определенной методике составляет основу функциональной подготовки спортсмена , однако, как и каждое новое занятие, баскетбол требуется сначала начать изучение.

Как заняться изучением учебной теории?

Для глубокого понимания баскетбола ученику нужно знать историю возникновения и развития этого спорта в России и мире для рассмотрения ошибок, сделанных выводов на их основе, расширения общего кругозора.

Теория подразумевает подготовку, с точки зрения биологических знаний (возрастно-половые отличия и закономерности формирования физических качеств), для индивидуального анализа спортсмена.

Одним из ключевых теоретических навыков является знание правил игры, её особенностей и терминологии, амплуа баскетболистов.

Важно уметь различать соревновательные системы, правила турниров, знать календари и сезонность для подробного просмотра профессиональных матчей и их разбора.

Практика: с чего начать и как всегда попадать в кольцо?

После проработки теоретических знаний на практике отрабатываются приёмы и навыки игры. По принципу наглядности тренер показывает основные элементы ученикам, а они их пробуют повторить. Новичкам сначала ставят в приоритет овладение простейшими приёмами: стойками и передвижениями. Правильное усвоение и закрепление способствует прочной основе дальнейших усложнённых элементов.

Основная стойка игрока

Стойка готовности позволяет держать равновесие и начать перемещение по игровой площадке. Такое положение для баскетболиста подразумевает ноги, расставленные на ширине плеч, одна из которых выставлена чуть вперёд.

Стоящая впереди нога направлена носком вперёд, а стоящая сзади развёрнута в сторону, масса тела равномерно распределена на обе стопы , туловище наклонено, колени незначительно согнуты, голова и взгляд устремлены вперёд для полного контроля происходящего, кисти на уровне туловища, руки согнуты.

Фото 1. Стойка игрока, в которой одна нога выдвинута немного вперед, а вторая развернута слегка в сторону.

В таком положении игрок с мячом чувствует устойчивость и готовность двигаться в любом направлении. При владении мячом баскетболист занимает ту же позу, меняя только расположение кистей рук, когда в них находится мяч.

Наилучшим положением называют стойку с тройной угрозой. Во-первых, легко отдать передачу, во-вторых , совершить бросок, в-третьих — начать ведение на скорости. Такое положение тела характеризуется владение мячом рабочей (сильнейшей) кистью снизу и поддержкой слабой кистью сбоку, ноги сильно согнуты, локти опущены.

В стойке тройной угрозы игрок готов к любому развитию событий на площадке, представляет опасность сопернику ввиду непредсказуемости действий и чувствует себя уверенно с мячом.

Бросок мяча в корзину

Результатом игры служат набранные очки за точные попадания мяча в корзину, поэтому техника броска наиболее важна , с точки зрения исполнения.

Учитывают расстояние до цели, рост атакующего игрока и обороняющегося защитника для расчёта траектории полёта мяча.

Для результативности требуется выбрать точки прицеливания:

  • для отскока от щита ориентируются на квадрат на щите;
  • для «чистого» броска концентрируются на ближайший к атакующему игроку полукруг от кольца.

Важно! Доказано, что броски мяча с отскоком действеннее выполнять, если угол от щита приблизительно равен 15-45 градусам , в ином случае лучше делать «чистые» броски.

При обучении игре в баскетбол нужно знать и уметь несколько видов бросков в зависимости от игровой ситуации. Броски с места от груди (редко используется) или головы целесообразно применять при плотной опеке соперника и со средней дистанции. В этом случае траекторию мяча задают указательные пальцы в момент полного выпрямления конечностей в прыжке.

В динамике же с близкого расстояния эффективнее использовать бросок сверху через плечо или голову. После точной передачи партнёра игрок приближает мяч к туловищу, занимает удобную для себя и затруднительную для противника позицию, подбегает к кольцу и выпрыгивает вверх, кратчайшим путём переводя мяч вдоль туловища наверх. Высота и угол прыжка от корзины индивидуален.

Фото 2. Баскетболист высоко подпрыгивает и забрасывает мяч в корзину, поднимая руки над головой.

При отсутствии передачи мяча игрок может тактически переиграть соперников при обводке и забросить мяч после вышагивания. Разновидностью является заброс после ведения , когда дриблинг начинается не в непосредственной близости около щита, а на дальнем расстоянии.

В такой ситуации нужно уметь быстро переходить от ведения к броску мяча , хорошо обводить соперников, мгновенно и правильно принимать решения.

Бросок мяча в прыжке считается этапом завершающих действий при атаке и делится на 3 вида:

  1. Бросок «на один счёт» , когда непосредственный бросок совершается до достижения наивысшей точки прыжка.
  2. Бросок «на два счёта» , когда он выполняется в момент самой высокой точки прыжка.
  3. Бросок «на три счёта» , когда игрок забрасывает мяч после достижения наивысшей точки, так называемое зависание. Такой приём сложен, применяется в ситуации атаки высокого защитника противоборствующей команды.

Ведение

Управление мячом — важный технический приём при атаке , который позволяет менять скорости, обводить соперников, выходить из-под прессинга, брать внимание противников на себя, чтобы партнёр оказался в удобной позиции. Действеннее принять стойку «тройной угрозы» и выбрать технику ведения мяча.

Фото 3. Элемент ведения мяча, если выполнять его правильно, можно менять скорость и обводить соперников.

При неплотной опеке соперников можно вести мяч с высоким отскоком от пола, когда он находится на уровне пояса. В таком положении сложно укрывать мяч от противника, поэтому приём используется для перехода в атаку или затягивания времени на удержание счёта.

В обратной ситуации при плотной опеке рекомендуется низкое ведение мяча, так как противнику будет сложнее выбить его себе. Из такого положения удобно укрывать мяч, защищаться корпусом и руками.

Важно! Чем ниже отскок мяча от пола, тем ниже вероятность его потери.

Кроме того, ведение мяча выполняют со зрительным контролем и без него. Уверенный в себе игрок может не смотреть на мяч, а следить за ситуацией на площадке, так как дриблинг и ведение отточены до автоматизма.

Прием передача

Техника передачи мяча используется для грамотной командной работы, когда игрок совершает пас на партнёра в удобном для него положении, с точки зрения как принятия мяча, так и дальнейших тактических действий. Передача мяча делится на три типа в зависимости от траектории:

  • Прямая — быстрая, сложная для соперника передача мяча кратчайшим путём.
  • Навесная — осуществляется через защитника соперника на среднем расстоянии.
  • С отскоком — выполняется «понизу», когда пространство наверху перекрыто, считается медленным способом и действенна на близкие расстояния.

Фото 4. Прием передачи мяча игроку из своей команды по прямой траектории.

Передача бывает в движении и с места от груди, плеча, головы, сбоку, снизу, сверху и даже из-за спины. При этом в движении важно помнить, что без ведения игрок может совершить не более двух шагов с мячом. Динамическая передача позволяет не снижать скорость, быстро доставить мяч к корзине соперников.

Элемент подбор

После неудачных действий игроки совершают подбор для повторной атаки, а защитники пытаются этого не допустить и забрать мяч себе. Команда делает все, чтобы не пустить соперника к щиту или забирает мяч в максимально высокой точке после удара.

Физические данные спортсменов играют ключевую роль: чем выше баскетболист, тем выше вероятность подбора. Для зачёта нужно не только забрать мяч, а совершить результативное действие: отдать пас или повторно атаковать кольцо.

Важно! Эффективность подборов идёт на втором месте по значимости после результативных бросков.

Баскетболистам с мячом ставится задача найти ближайшего соперника и отслонить его от мяча для выигрыша подбора. Обороняться в этом случае нужно не только защитникам, но и всей команде, так как подборы чрезвычайно влияют на игру. В мировой баскетболистам практике советуют думать, что каждый бросок мяча неудачный и наперёд рассчитывать на подбор.

Перемещение без мяча

Крайне важно уметь перемещаться по площадке без мяча в атаке и защите. Для партнёров с мячом нужно быть открытым для передачи в атаку или оттягивания защиты.

Необходимо работать в связке с игроком, владеющим мячом, для подстраховки или выполнения заготовленных комбинаций.

В любой момент может потребоваться рывок к кольцу, перехват или защита. Поэтому спортсмен без мяча должен быть готов к любому развитию игровых событий. Баскетболист без мяча может двигаться в трёх направлениях:

  • к игроку с мячом;
  • к игроку без мяча;
  • на свободное место для передачи.

Важно помнить, что спортсмен без мяча также сильно влияет на общий результат , как и игрок с мячом. У того, кто не владеет мячом, больше задач на площадке: быть удобным для передачи, обманывать финтами соперника для успеха атаки, работать наперехват.

Двигательные действия

Во время обучения баскетболу используют и дополнительные специфические средства, такие как физические упражнения и двигательные действия для более эффективного владения техникой и тактикой.

Широкий спектр нагрузки включает в себя элементы других видов спорта : лёгкая атлетика, гимнастика, волейбол.

Задача такого смешивания заключается в совершенствовании физических, скоростно-силовых и морально-волевых качеств: координация, гибкость, выносливость, скорость, сила. Упражнения на тактику развивают быстроту и качество принятия решений, способствуют росту командного духа. Практические тренировки на отработку в игровой или соревновательной форме являются неотъемлемой частью занятий.

Выбор секции

Если решение заняться игре в баскетбол принято, то первым делом выбирают правильную и подходящую тренировочную секцию. Руководствоваться можно разными критериями : месторасположением, размером и оборудованием зала, репутацией, однако, главной частью выбора должен стать тренер.

Именно он будет проводником в мир игры, объяснять и показывать тактические приёмы, ставить командную работу и работать над физическими кондициями. Тренер должен правильно доносить информацию , быть в меру жёстким, а главное, точно разбираться в теме, иметь рекомендации, игровой и педагогический опыт.

Перед тем как записаться в групповые учебно-тренировочные занятия, всегда посматривают несколько вариантов тренеров, но лучше поприсутствовать на непосредственном уроке для понимания соответствия личных особенностей и узнать, какие у него обучающие навыки инструктора.

Программа развития скоростно-силовых качеств

Физические кондиции баскетболиста основываются на двух важных элементах: сила и скорость. Их совершенствование позволяет качественно развивать изощрённые и сложные навыки.

Силовая программа по спорту включает упражнения на брюшные мышцы для поддержания позвоночного столба из-за искривлений ввиду высокого роста игроков.

Далее, переходят к тренировкам с большим весом. Для этой цели используют специальный медицинбол (толкание ногами, выбрасывания, пасы), гири (приседания, быстрая передача), а также отжимания, элементы борьбы и самбо.

Программа на скорость обязана быть интенсивной , так как игрокам высокого роста сложнее даётся эта сторона тренировок. Быстрота ног совершенствуется с помощью быстрых шагов с отягощением и без, высокие старты, прыжки, короткие рывки с игровыми элементами, подъем и спуск по лестнице на скорость, стремительное ведение мяча.

Проворство рук тренируется отбиванием теннисного мяча, ведением двух баскетбольных мячей, жонглированием. Целесообразно сочетать упражнения на скоростно-силовые качества в условиях, близких к игре, поскольку она требует молниеносности мышления и движений.

Плюсы индивидуальных тренировок

Каждый игрок уникален, поэтому индивидуальные тренировки помогают направить усилия непосредственно на конкретные особенности баскетболиста.

На определённых занятиях оттачивают слабые стороны , долго и детально проясняют отдельные аспекты теории или тактики.

Тренер неотрывно наблюдает только за одним игроком и более подробно советует упражнения на совершенствование. Каждый усваивает программу в своей скорости , поэтому лучше индивидуально проработать материал, проверить его на практике, особенно на начальном этапе до командных тренировок.

Какие есть особенности занятий в домашних условиях?

В домашних условиях тренируются технике владения мячом, делают силовые упражнения, повторяют теорию и разбирают пройденное в играх. Конечно, применять командные тактические действия будет сложно, но работать над слабыми сторонами возможно. за 1 день попадать в кольцо не получится. Только приложив усилия, умноженные на старания и потраченное время, можно добиться результата.

Баскетбол - это весьма популярная игра, которая имеет огромную армию фанатов во всем мире. Именно баскетбол - это удел высоких людей. Все профессиональные баскетболисты обладают крепким телосложением, огромной силой и быстрой реакцией. Мы же, дорогой читатель, попытаемся приблизиться к пониманию правил этой замечательной командной игры. Итак:

Как играть в баскетбол?

Баскетбол - это игра, в которой принимают участие две команды по двенадцать человек. Непосредственно в процессе игры на поле присутствуют пять игроков от каждой команды. Таким образом, десять человек находятся на поле одновременно. Цель каждой из команд достаточно простая. Необходимо забросить мяч в корзину соперника и помешать последним атаковать свою корзину. Техника игры в баскетбол тесным образом переплетена с правилами игры. Мяч можно играть только руками. Любое преднамеренное касание мяча ногой или удар по мячу кулаком ведет к штрафу. Пробежка с мячом без удара об пол также карается штрафными санкциями. Случайное попадание мяча в любую часть тела игрока за нарушение не считается.

Победитель мачта - это команда, которая оказалась впереди соперника в отведенный период времени. Это нужно знать, чтобы научиться играть в баскетбол. Если количество забитых в корзину мячей одинаково, судья назначает овертайм, длящийся пять минут. Овертаймы назначаются до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.

Баскетбол предполагает весьма любопытную систему подсчета очков. При попадании в корзину со штрафной линии присуждают одно очко. Это самая близкая дистанция. Два очка получает команда, реализовавшая позицию с помощью броска со средней или близкой дистанции (зона, ближе трехочковой линии). Ну и максимальное количество очков, а именно три очка, присваивают при броске из-за трехочковой линии.

Игра начинается со сбрасывания мяча в центральном круге. Согласно регламенту, баскетбольный матч состоит из четырех периодов по десять или двенадцать минут (НБА). Между периодами предусмотрен перерыв на две минуты. Также существует большой перерыв в 15 минут между третьим и вторым периодом. После этого перерыва команды меняются корзинами.

Особого внимания заслуживает свод нарушений правил, который держит всю игру в строгих рамках. Как лучше играть в баскетбол? Давайте остановимся на этом вопросе более подробно:

  • Мяч в ауте. Попадание мяча за пределы игровой площадки. Игрок упустивший мяч, отдает команде-сопернику право ввода мяча в игру.
  • Пробежка с мячом. Игрок совершает пробежку, не ударяя при этом мячом о пол.
  • Различные нарушения в технике владения мячом, такие как пронос мяча и двойное ведение.
  • Штраф трех секунд присваивается игроку, который находится в штрафной зоне более трех секунд, пока его команда находится с мячом в зоне нападения.
  • Штраф пяти секунд присуждают в том случае, если игрок при вбрасывании не расстается с мячом в течении пяти секунд.
  • Штраф восьми секунд присуждается тогда, когда команда с мячом не успела вывести его в зону нападения в течении восьми секунд.
  • Штраф двадцати четырех секунд присваивается команде, которая не успела выполнить удар по корзине соперника в течении 24 секунд.
  • Возвращение мяча в зону защиты из зоны нападения также карается штрафом.

Немного о том, во что одеваются профессиональные баскетболисты и баскетболисты-любители, чтобы хорошо играть в баскетбол. Начнем с обуви. Пожалуй, именно кроссовки определяют удобство и комфорт баскетболиста, и дают ему возможность выложиться на сто процентов во время игры. Существует большое количество брендов, занимающихся созданием специальной обуви для баскетбола. Именно в таких кроссовках и играют спортсмены. Движемся выше. Широкие шорты и майка, выполненные в цветах своей команды. Некоторые баскетболисты одевают на голову ободок из ткани, чтобы пот не мешал их игре. Также, многие баскетболисты используют ободок для того, чтобы убрать лишние волосы, если таковые имеются.

Динамичность и зрелищность вывели баскетбол в тройку наиболее популярных видов спорта. Не последнюю роль оказала и результативность игр, которая вводит зрителей в азарт игры от первой минуты до последней секунды. В то же время баскетбол доступнее не только на больших, профессиональных площадках, а даже во многих дворах, где есть хоть немного места и примитивный щит с кольцом. В старых двориках их можно встретить и сегодня. Это и вызывает соответствующее желание у молодежи «погонять» мяч.

Что нужно и как научиться играть в баскетбол?

Видео-обучение «Как научиться играть в баскетбол»

Баскетбол – игра гигантов

Баскетболисты в своем большинстве высокого роста: проще забрасывать мяч в корзину, а в прыжке, так и вовсе без особых проблем. У спортсмена должен быть хороший прыжок, чтобы точными попаданиями в корзину легко зарабатывать для команды очки, делать перехваты мячей противника, ловить пасы от игроков своей команды. Поэтому на тренировках баскетболисты прыжкам уделяют большую часть времени. Разработаны даже специальные программы, например, Air Alert. В течение долгих месяцев спортсмен, тренируясь трижды в неделю, выполняет ряд упражнений с различными силовыми нагрузками, стоя или из положения сидя.

Броски по кольцу

На тренировках спортсмен должен освоить мяч, научится «чувствовать» его, чтобы не отвлекаться, раздумывая по поводу предстоящего приема. Постоянно отрабатываются броски по кольцу, которые являются обязательным завершением любой атаки. Вместе с тренером ведется поиск оптимальных бросков индивидуально для каждого игрока команды. Игрок с тренером отдельно работают над исправлением технических ошибок приема.

Броски отличаются по типу и способу исполнения.

  1. Типы исполнения:
    • одной рукой;
    • двумя руками.
  2. Способ исполнения:
    • в движении;
    • с места;
    • в прыжке;
    • после выполнения прохода;
    • после выполнения обманного движения;
    • крюком или полу крюком;
    • броском по верху кольца.
  3. На удалении от кольца:
    • до 3-х метров;
    • до 5-ти метров;
    • более 6,25 метра, дальние броски;
    • 3-очковые броски.

Ловля мяча

Уверенный прием мяча – это хороший старт для продолжения атаки или успешной игры в защите. Принимая мяч в области груди, игрок выпрямляет туловище и образует кистями рук воронку. Поймав мяч, сгибает руки в локтях, пытаясь «погасить» скорость полета. После приема мяча игрок снова принимает основную стойку для ведения мяча.

Повороты

Они выполняются с целью защиты от попыток противника помешать приему мяча или уйти от его преследований для успешной атаки. Повороты выполняются, стоя на осевой ноге, которую нельзя отрывать от пола. А вот руки могут выполнять самые различные движения.

Обманные движения

Их применяют, чтобы освободиться от «опекунства» соперников и подготовиться к приему или перехвату мяча. Необходимо чаще посещать соревнования, смотреть трансляции по телевидению или видео с участием мастеров, чтобы наработать арсенал обманных движений:

  • корпусом;
  • ногами на месте или в движении;
  • руками, применяя различные движения имитации передачи или броска мяча;
  • спиной к кольцу с имитацией движений в сторону;
  • поворотного шага на месте;
  • после приема мяча, отскочившего от щита.

Большинство, новичков, которые пытаются научиться играть в баскетбол, выйдя на площадку, сразу же стараются самостоятельно попасть мячом в корзину. Стремление правильное, но не следует забывать, что баскетбол – это командная игра, а ее составляющие – индивидуальное мастерство каждого игрока на площадке. Но мастерство приходит в результате длительных тренировок.



 

Возможно, будет полезно почитать: