Бунин танька анализ произведения. «Танька», анализ рассказа Бунина, сочинение. этап. Составление ассоциограммы










Представители Волк Койот Длина тела см, хвоста около 30 см; масса кг. Встречается как в безлюдных местах, так и на окраинах крупных городов. В леса забегает редко. Волк Волк наиболее крупное животное в своём семействе: длина его тела (с хвостом) может достигать 160 см; масса тела до 62 кг. Волк обитает в самых разных ландшафтах, но предпочитает степи, полупустыни, тундру, лесостепь, избегая густых лесных массивов.


ШакалСобака Динго Шакал небольшое животное, размером меньше средней дворняги. Длина тела обыкновенного шакала без хвоста достигает 80 см; весит он 710 кг, редко больше. Динго выглядит как хорошо сложенная собака средней величины: длина тела с головой см, длина хвоста см. Вес 9,6019 кг, редко до 24 кг. Динго повсеместно распространён в Австралии.


ЛисаФенек По размерам лиса небольшая: весит всего лишь от 6 до 10 килограмм. Лис можно увидеть почти что везде: в лесах, в полях, в степях и даже вблизи населенных пунктов. Фенек самый маленький представитель семейства псовых, по размерам он меньше домашней кошки. Длина тела 3040 см, хвоста до 30 см, весит он до 1,5 кг. Живёт в пустынях Северной Африки.


Йоркширский терьер Мопс Йоркширский терьер одна из самых маленьких пород собак. Декоративная порода собак, выведенная в Англии. Первый йорк появился в России в 1971 году. Мопс маленькая декоративная собачка. Идеальный вес 6,3-8,1кг. Порода была выведена в Китае.










Представители ТигрРысь Самцы могут достигать до 2,32,5 м в длину без хвоста и весить до 275 кг. Исторический ареал тигра находится на территории Дальнего Востока России, Ирана, Афганистана, Китая, И ндии и стран Юго-Восточной Азии, включая Зондский архипелаг (Индонезийские острова). От других кошачьих рыси отличаются коротким хвостом и кисточками на концах ушей. Длина тела у самцов сантиметров а у самок на несколько (3 - 6) сантиметров меньше. Масса тела рыси от 5 до 30 кг. Обитают в Америке и в Европе.


ЛевДикая лесная кошка Один из самых крупных подвидов у самцов длина тела достигала 33,3 м, а масса более 200 кг. Обитают в Центральной Африке. Длина тела до 7580 см, хвоста 3034 см, масса около 6 кг, а иногда до 10 кг. Распространена она по всей Западной Европе, включая Шотландию, где сохранились подходящие условия, в Малой Азии, а также в Европейской части России.


Снежный барсЛеопард (пантера) Достигая вместе с хвостом длины см, весит до 55 кг. Ареал ирбиса включают в себя части территорий 13 государств: Афганистана, Бирмы, Бутана, Индии, Казахстана, Киргизстана, Китая, Монголии, Непала, Пакистана, России, Таджикистана, Узбекистана. Длина до 1,6 м. Обычная масса животного кг. Леопарды обитают в горных лесах Африки, Юго-Восточной Европы, в Передней и Южной Азии, в России - на Кавказе (крайне редко), в горах юго- западной и южной Туркмении, в южной части Таджикистана в Южном Приморье и в Уссурийском крае, всюду малочислен.


ГепардОцелот Масса взрослого гепарда от 40 до 65 кг, длина тела от 115 до 140 см. Гепарды обитают в Африке, а также в Индии, Передней и Средней Азии. Длина оцелота от головы до хвоста составляет от 100 до 140 см, высота около 50 см, вес от 10 до 16 кг. Оцелот распространён в Центральной Америке, северных и центральных частях Южной Америки.


МанулДомашняя кошка Длина его тела 5265 см, весит он 25 кг. Манул распространён в Центральной и Средней Азии, от Южного Закавказья и западного Ирана до Забайкалья, Монголии и Северо- Западного Китая. Средняя длина тела кошки без хвоста 60 см, длина хвоста см. Вес средней здоровой кошки составляет 2,56,5 кг. Средой обитания кошки, как домашнего животного, является жилище человека.




Представители Куница Соболь Довольно крупное животное длиной см и хвостом см. Масса тела – от 800 г до 1,8 кг. Куница живет по всей Европе, а иногда встречается и на восточном Урале. На Украине распространено два вида куниц – лесная и каменная. Средняя длина его тела около 50 см, масса 11,5 кг. В настоящее время от Урала до берега Тихого океана живет несколько сотен тысяч соболей.


МедоедНорка Размер медоедов достигает 77 см, не считая хвоста около 25 см. Вес - от 7 до 13 кг. Обитает медоед в Африке, на Аравийском полуострове, в Ираке, в Афганистане и в Индии. Длина их составляет до 50 см, из которых 14 приходится на хвост. Масса 800 грамм 1,6 кг. В настоящее время норка достаточно обычна по горным рекам Западного и Восточного Саянов.


КаланВыдра Длина тела см, вес самцов до 45 кг, самок до 35 кг. Ареал вида охватывает островные гряды и частью материковое побережье северной половины Тихого океана. Длина тела см, вес до 10 кг. Обитает на всей территории Евразии, за исключением крайнего севера и южных областей. Таким образом, большая часть ареала выдры приходится на территорию России. Представители Бурый медведьБелый медведь Средние размеры бурого медведя 2,5- 3 метра. Масса кг. Больше всего медведей обитает в северной части России и на Кавказе. Длина тела 1,6-3,3 м, масса самцов кг (иногда до 750), самок - до 380 кг. Ареал белого медведя охватывает дрейфующие льды Северного Ледовитого океана и граничащие с Арктикой территории.


Медведь Гризли Очковый медведь Длина 2,8 метров, вес колеблется на отметке в 500 кг. В настоящее время водится только на Аляске и на западе Канады. Длина тела см, весит от 70 до 140 кг. Распространён только в Южной Америке.



Череп и челюсти Зубы хищников подразделяются на резцы, клыки и коренные. Наиболее развитые из них клыки и четыре коренных зуба., которые, в отличие от других коренных зубов, называют хищные. Клыками хищники убивают и разрывают добычу, коренными зубами перегрызают мышцы и сухожилия, а резцами соскабливают мясо с костей убитых ими животных.

Конечности У хищных имеется по четыре или пять пальцев на каждой из лап. Большой палец не противопоставляется другим пальцам и у некоторых видов атрофирован либо редуцирован. Кости запястья, как правило, сросшиеся, благодаря чему суставы более крепкие. Ключица как у ластоногих, так и у других семейств редуцирована или полностью отсутствует. Однако, у хищных, которые прежде всего приспособлены к преследованию добычи, конечности двигаются главным образом лишь вперёд и назад. Некоторые хищные, такие как представители кошачьих и псовых, ходят на пальцах, в то время как медведи опираются на ступни. Конечности ластоногих сильно адаптированы к водной среде обитания и преображены в ласты, в которых пальцы соединены кожистыми перепонками.

Органы Из-за как правило невысокой специализации к принятию определённой пищи, система пищеварения, как и челюсти, по сравнению с многими растительноядными весьма архаична, но в то же время предоставляет большие адаптационные возможности. Она состоит из желудка и относительно короткого кишечника. У самок двухроговая матка, а молочные железы расположены на животе. Самцы, за исключением гиен, обладают бакулюмом, а яички расположены вне тела. Мозг относительно крупный и имеет борозды коры головного мозга.

Питание Большинство хищных - плотоядные животные. Потребность в мясе они покрывают за счёт охоты или питания падалью. Однако большая часть хищных является всеядными, то есть их рацион дополняют и другие виды пищи, такие как ягоды или травы. Многие малые хищные, такие как мангусты, а также более крупные питаются в том числе и беспозвоночными, преимущественно насекомыми. У некоторых видов хищных, таких как барсук, енотовидная собака, малая панда, большая панда и кинкажу, растительная пища является даже первостепенной, если не единственной. Тем не менее, классические хищники входят в именно этот отряд.

Произведение вышло в свет в 1893 году в журнале «Русское богатство». Рассказ повествует о жизни крестьян после реформы, которая только ухудшила их существование. Главная героиня - девочка Танька, семья которой за последний год совсем обнищала. Отец уехал на заработки, а мать не знает, чем кормить детей. Чтобы не слышать их голодный плач, она каждый день отправляет Таньку с Васькой на пруд гулять до вечера. В тот день девочка сама ушла из дома. Возле пруда её, голодную и замёрзшую, подбирает барин Павел Антонович. Его судьба также сложилась непросто, за последний год ему самому пришлось поднимать хозяйство, сын в ссылке, жена умерла. Маленькая девочка растопила одинокое сердце, он обогрел и накормил её, пел ей песни. Заканчивается рассказ описанием привидевшегося сна девочки, в котором она видела Ваську, мать, не то плачущую, не то поющую песни, сад и дорогу домой. Финал остаётся открытым, писатель показал один день из жизни героев. Переживания персонажей передаётся через внутренний диалог, в тексте много контрастов (образ Таньки и племянницы во Флоренции, жизнь крестьян и барина).

Произведение «Танька» заставляет задуматься о жизни, показывает социальные контрасты между жизнью крестьян и помещиков.

Тема: анализ рассказа И.А.Бунина «Танька»

Цель: раскрытие жизни крестьян в рассказе Бунина «Танька».

Задачи:

    дать представление об особенностях судьбы и творчества писателя, об особенностях его эстетики;

    развитие навыков анализа текста, умения составлять ассоциограмму; раскрытие приёма антитезы.

    воспитание интереса к произведениям Бунина.

Методические приёмы: рассказ учителя, выступление учеников, беседа по вопросам, комментарии учителя, рисование.

Оборудование: портрет Бунина, презентация с фотографиями семьи и близких писателя, учебник.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

В 1893 году в народническом журнале «Русское богатство» вышел в свет рассказ мало кому известного молодого литератора Ивана Бунина «Танька». Впрочем, читатели могли вспомнить его стихотворение «У могилы С.Я.Надсона», опубликованное в 1887 году в петербургском журнале «Родина». Для семнадцатилетнего юноши, живущего в провинции, появление стихотворения собственного сочинения в толстом столичном журнале стало, несомненно, вехой в жизни, но успешной он эту публикацию не считал. Точкой отсчета, с которой началась серьезная литературная деятельность будущего Нобелевского лауреата, стал рассказ «Танька». Через четыре года, в 1897 году, Бунин выпустит свою первую книгу художественной прозы – сборник рассказов «На край света», имя молодого литератора узнает вся Россия.

Детство Бунина прошло в Орловской губернии. Он хорошо знал и понимал крестьянскую жизнь, наблюдал ее с самого детства.
И первый его рассказ «Танька» был навеян этими впечатлениями.
Выступление учащихся с пересказом биографии Бунина.

1 этап. Тематика и проблематика произведений Бунина.

– Вопрос о судьбах русского крестьянства особенно остро волновал русскую интеллигенцию на рубеже XIX–XX веков. Реформа только усугубила и без того тяжелое положение крестьян России. И. А. Бунина не могло оставить равнодушным такое положение тружеников, кормящих отечество хлебом. В отношениях людей мужицкого мира в дореволюционных деревенских вещах Бунина все симпатии и неподдельное сочувствие художника на стороне бедных, изнурённых безнадёжной нуждой, голодом (почти все его деревенские герои, между прочим, постоянно хотят есть, мечтают о еде – о краюхе хлеба, луковице, картошках с солью), унижениями от власть и капитал имущих. В них его особо трогают покорность судьбе, терпение и стоицизм во всех испытаниях голода и холода, нравственная чистота, вера в бога, простодушные сожаления о прошлом.

Учитель продолжает урок с выразительного чтения стихотворения Бунина :

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать «прости» – родному дому.
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо
Как бьётся сердце горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой.

– Ребята, нам всем известно, что важное место в жизни любого человека занимает изба-дом.

2 этап. Составление ассоциограммы.

– Ребята, подумайте, пожалуйста, и нарисуйте на листочках дом, напишите, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «дом».

Ученики рисуют.

– Итак, ребята, покажите свои рисунки и скажите, что вы написали.

– А у Тани дом какой?
– Дом Тани холодный, неуютный, совсем нет еды.
– А дом Павла Антоновича?
– Дом Павла Антоновича большой, уютный, красивый, там много часов, которые играют музыку, там есть гитара, чернослив, сахар.

3 этап: Переход к анализу рассказа «Танька».

Вступление.

– На прошлом занятии мы уже говорили о том, какие произведения называют рассказами. Вспомните, пожалуйста, определение.

– Рассказ – это малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.

– О чём рассказ «Танька»?

– В рассказе говорится о семье, в которой двое детей: Танька и Васька.

– Как живет Танькина семья?

– Танькина семья живёт очень плохо, есть совсем нечего.

– Почему Танька удивляется матери?

– Девочка не понимала выражения «кусок в горло не идёт». Осенью удивляется, почему мать стала сама отправлять её на пруд играть вместо завтрака.

– Куда привёз её барин?

Барин привёз её в свой дом, водил её по комнатам, заставлял для неё играть часы, угостил черносливом, дал несколько кусков сахару, которого Танька спрятала, чтобы потом дать братишке и матери.

– Поговорим об этой крестьянской девочке Тане и о помещике Павле Антоновиче.

Разбивка на кластеры (ячейки).

– Впишем в ячейки, какая это девочка:

– А теперь – сведения о Павле Антоновиче до встречи с этой девочкой:

– Почему он одинок?

– Раньше он не жил в деревне. Поселился он сюда, когда проиграл в карты почти всё состояние и стал самым усердным хозяином. Но и в деревне ему не посчастливилось. У него умерла жена, пришлось отпустить крепостных, сына поехал учиться в Сибирь: «И Павел Антонович стал совсем затворником. Он втянулся в одиночество, в своё скупое хозяйство, и говорили, что во всей округе нет более жадного и угрюмого».

– Почему вы вписали слово «строгий»?

Ученики говорят о том, как барин отправил назад пешком возницу искать соскочивший по дороге с кнутовища кнут.

– А сколько времени прошло с момента их выезда из города?

– Да, тяжеловато будет Егору идти пешком по зимней дороге. Наверное, действительно, Павла Антоновича можно назвать и жадным, и безжалостным к людям? Или всё-таки он не такой плохой?

Подумайте, вспомните, что случилось потом, после того, как барин отправил работника назад.

– Когда ехал по деревне один, Павел Антонович увидел Таньку, которая стояла в сторонке от мальчишек, игравших на горе. Она стояла, засунув в рот посиневшую руку, грела её. Павел Антонович еле смог усадить её в сани, сказав, что привёз гостинцы от отца: «Всё теплей становилось в его старческом сердце, когда он кутал в мех оборванного, голодного и иззябшего ребёнка. Бог знает, что он думал, но брови его шевелились всё живее. Он привёл Таньку домой.

– Да, ребята, мы уже говорили, как угостил Павел Антонович Таньку, как водил её по комнатам, он даже поиграл ей на гитаре. Наконец она уснула. А Павел Антонович ходил по комнате и «…вспомнил соседские деревушки, вспомнил их обитателей. Сколько их, таких деревушек, – везде они томятся от голода!» А какой сон снился Тани?

– Снился ей сад, по которому она ехала вчера к дому, Васька и мама, которая то ли плакала, то ли пела старинные песни.

Обсуждение в группах . Класс делится на 3 группы. Остальная часть текста тоже делится на 3 части. Каждой группе даётся 1 часть для обсуждения.

Осмысление.

Отвечают на вопросы

– Таким образом, является ли Павел Антонович злым человеком?

Школьники утверждают, что Павел Антонович не такой уж и злой человек. Более того, он раскрывается с хорошей стороны. В 1 части рассматриваемого отрывка мы узнали, что он взял к себе домой в гости Таньку, напоил её чаем с молоком. Он ласково улыбался ей. Приводится фраза: «Всё теплей становилось в его старческом сердце, когда он купал в мех оборванного, голодного и иззябшего ребёнка...»

Во 2 части мы видим, как Павел Антонович водил девочку по всем комнатам, заводил часы, чтобы в них играла музыка. Он накормил её черносливом, никогда не виданным ею до этого, дал несколько кусков сахару. Хозяин поместья причесал её, подпоясал голубеньким пояском. Лицо у него стало доброе, радостное.

В 3 части, в конце рассказа Павел Антонович поцеловал в голову задрёмывавшую Таньку и стал думать о ней и о других бедных детях, их родителях, которые живут впроголодь.

– Сделаем вывод. Павел Антонович – не злой человек. Скупым он стал потому, что пришлось поднимать хозяйство после потери денег до ещё после того, как крестьяне были освобождены от крепостной неволи. Угрюмым он стал после смерти жены и ссылки сына в Сибирь. Видимо, сын его был революционером, хотел, чтобы бедные крестьянские семьи не голодали, жили счастливо. А для этого он, как и другие революционеры, считал, что нужно изменить порядки, прогнать тех, кто правит в стране.

Павел Антонович не всегда был нелюдимом, затворником. Таким его сделали несчастья. Но в тот день, видя радость его маленький гостьи, он сам стал другим – добрым и радостным.

4 этап: Рефлексия и сравнение.

– Счастлива ли была Танька в тот вечер? Прежде, чем ответить на этот вопрос, скажите, что нового вы узнаёте о Тане, как она себя ведёт в гостях?

– Когда часы играли музыку, девочка хохотала и удивлялась. Она «тихо улыбалась», когда хозяин дома ухаживал за ней.

– Каким можно назвать её настроение в тот вечер?

– Весёлым, приятным.

– И, наверное, счастливым?

Значит, можно сказать, что Танька в тот вечер испытывала счастье. Среди тяжёлой убогой жизни и у неё бывают моменты счастья. А Таньке что приносит в этот вечер счастье?

– Новые, яркие впечатления; общение с барином, его доброе отношение к ней.

– Ребята, мы узнали, что в своем произведении И.А.Бунин рассказывает о тяжёлой доле крестьян. Его очень волновала судьба простого человека. Очень многих писателей волновала эта тема. В будущем мы изучим ещё много произведений на эту тему. Эти произведения относятся к литературному направлению – реализм, который утвердился в русской литературе в начале XIXвека и продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Основное свойство реализма – отражение жизни (посредством типизации) в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Учитель заканчивает урок чтением стихотворения «Вечер» И.А.Бунина :

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким, чистым кроем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села\
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Это стихотворение говорит о том, что мы гонимся за счастьем, ищем его, но не осознаем, что оно вокруг нас. Люди не всегда могут посмотреть на обычные вещи необычным взглядом; они не замечают их, не замечают счастья. Но от зоркого взгляда поэта не ускользнет ни облако, ни птичка, эти каждодневные вещи, которые приносят счастье. Формула счастья по Бунину выражена в последней строке стихотворения: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Выводы. Итак, ребята, мы прочитали рассказ Бунина «Танька». В произведении автор раскрывает тяжёлую жизнь крестьян. Рассказ построен на антитезе. В литературе под антитезой подразумевается художественный приём, предполагающий резко выраженное противопоставление каких-либо понятий и явлений. Какие явления противопоставлены в этом произведении?

– В произведении противопоставлена жизнь крестьян и помещиков.

– Верно. А ещё при описывании жизни крестьян и помещиков противопоставлены символики света и цвета. В произведении есть и музыкальный фрагмент: Павел Антонович играл Таньке на гитаре и заводил часы, чтобы она могла послушать их.

Подведение итогов.

Выставление оценок.
Домашняя работа: вопросы и задания на стр. 16.



 

Возможно, будет полезно почитать: