Древние виды спорта. Гонки на колесницах. Древняя игрушка раскрыла секрет римских колесниц

Гонки на колесницах February 7th, 2011


Гонки на колесницах были одним из популярнейших видов спорта в Римской империи.
В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме "Циркус Максимус"
- Большой Цирк
Ни в одном другом сооружении нельзя было развлечь больше народа, чем в Большом Цирке.



Большой Цирк располагался в небольшой лощине, между Авентинским и Палатинским холмами. Это был крупнейший стадион за всю историю человечества. Он мог принять треть населения Рима — 350 тысяч человек, то есть вдвое больше, чем самый вместительный стадион нашего времени. В Большом Цирке для римлян устраивались спектакли скорости, опасности и смерти. Здесь они собирались, чтобы увидеть чудеса ловкости и отваги. Вход в Большой Цирк был свободный, за счет государства.


Это было величественным сооружением из камня и мрамора. Деревянным был лишь верхний ярус. Первые три этажа были отведены под торговые лавки.


Высокая огнестойкость здания позволяла устроить торговые ряды по всей длине стадиона. Несмотря на пожароопасность, исходившую от множества галерей и лавок, Большой Цирк простоял 500 лет

Большой Цирк имел в длину 500 м, в ширину — 150 м, а в высоту — свыше 30 м.

Четыре яруса зрительских рядов охватывали скаковой круг петлей длиной в 1300 м.

Посреди арены находилась spina — 300-метровая полоса из алтарей, статуй, скульптурных групп и обелисков. Spina символизировала сломанный хребет врагов Рима.


Сейчас она находится перед дворцом Латеранском.
Ее центральным элементом был 24-метровый обелиск Рамсеса II, величайшего из египетских фараонов. Теперь этот символ царского могущества принадлежал Риму.

Большой Цирк был настолько большим, что и зрелища там требовались грандиозные — так называемая охота (стравливание диких животных друг с другом или с людьми), гладиаторские бои и т. п. Но самыми популярными у римлян были гонки на колесницах. Весь город стекался посмотреть на это зрелище. Те, кому не хватило места на стадионе, устраивались на вершинах окрестных холмов.

Сигналом к началу гонок служил брошенный императором платок. Ворота открывались, и на арене появлялись четыре колесницы, запряженные четверкой лошадей. Колесницы были окрашены в разные цвета: зеленый, красный, голубой и белый

Соответственно, зрители (болельщики) разделялись на четыре партии. Ставки делали все, даже женщины, закладывая все, что только можно: экипажи, скот, невольников, домашнюю утварь, драгоценности…

Колесницы семь раз проносились по кругу и, наконец, пересекали финишную черту перед императорской ложей. Подобно современным автодромам, траса постоянно совершенствовалась. Самыми опасными местами были углы, где участники старались пройти как можно ближе к поворотным столбам.

На повороте колесницы сталкивались, и возничих затаптывали насмерть. Те, кому удавалось выжить, становились знаменитостями первой величины — что-то вроде современных кинозвезд или автогонщиков. Вокруг возничих сформировался целый культ, обеспечивший им богатство и славу

До нас дошло имя одного из возничих Древнего Рима — Скорпус. Этот человек выиграл две тысячи гонок и погиб в Большом Цирке, когда ему было всего 27 лет.

Самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен и народов является Гай Аппулей Диокл, живший во втором веке нашей эры в Древнем Риме. За свою спортивную карьеру он заработал сумму, равную сегодня 15 миллиардов долларов.Прибыв в Рим из района современной Португалии, Диокл начал свою спортивную карьеру в 18-летнем возрасте и завершил ее в 42 года.

За это время за свои победы он заработал 35863120 сестерциев - эта сумма была отчеканена на найденном во время раскопок памятнике, который был воздвигнут в честь чемпиона древнеримских гонщиков его болельщиками.


Современные гонки колесниц в Берлине.

Большой Цирк представлял собой поистине грандиозное и величественное зрелище. Плиний писал, что он прекрасен сам по себе, помимо представлений, которые в нем устраивались. К сожалению, до наших дней сохранился лишь расплывчатый контур его основания.

На вопрос Зачем и в честь кого проводились колесничные состязания в Др. Риме? заданный автором Андрей лучший ответ это Римляне, вероятно, переняли гонки на колесницах от этрусков, которые сами позаимствовали их у греков. Было и непосредственное греческое влияние, после завоевания римлянами Греции в 146 году до н. э.
В Древнем Риме, в эпоху цезарей строились ипподромы, а состязания колесниц были одним из самых популярных, зрелищных и опасных развлечений.
В Римской империи было множество гоночных ипподромов («циркусов»). Крупный ипподром, Циркус Максентиус, находился недалеко от Рима. Также большие ипподромы имели Александрия и Антиохия. Ирод Великий построил четыре ипподрома в Иудее. В четвёртом веке Константин Великий построил «циркус» в своей новой столице, Константинополе.
В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме Циркус Максимус, который имел сидячие места для 150 000 зрителей и располагался в долине между холмами Палатин и Авентин.
Когда колесницы выстраивались в воротах, император (или другой устроитель гонок, если состязания проходили не в Риме) бросал платок (mappa), давая старт заезду.
Ежедневно устраивались десятки заездов, иногда на протяжении сотен дней подряд.
Колесницы запрягались четверней («квадрига» , quadriga) или парой («бига» , biga), но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но пользы в этом не было никакой.
Победителем гонки считался сам колесничий, хотя обычно он являлся рабом, как и в Древней Греции. Победитель получал лавровый венок и немного денег. Если раб часто выигрывал гонки, он мог выкупить свою свободу. Обычно продолжительность жизни колесничего была невысока, а гонщик, сумевший выжить после многих проведённых гонок, становился знаменитым на всю Империю. Таким прославленным гонщиком был Скорпус, который выиграл свыше 2000 заездов и погиб в возрасте 27 лет в столкновении у поворотного столба. Знаменитостями становились и лошади, хотя их жизнь тоже была недолгой. Римляне вели подробную статистику по именам, породам и родословным прославленных лошадей.
Места в Циркусе были бесплатными для бедноты. Обеспеченные люди покупали места под навесом, в тени, откуда лучше была видна гонка. Они также делали ставки на исход заездов. Императорский дворец располагался неподалёку от ипподрома, и хозяин дворца часто посещал гонки. Для народа это была одна из немногих возможностей увидеть своего вождя.
Юлий Цезарь часто приезжал на гонки лишь для того, чтобы показаться на публике, хотя к самим заездам оставался равнодушен и обычно брал с собой что-нибудь почитать.
Нерон (37 - 68 г. н. э.) , напротив, был страстным поклонником колесничных гонок. Он сам умел править колесницей, и даже выиграл гонку на Олимпийских играх, которые проводились и в римскую эпоху.
Первоначально существовали две команды «Белые» и «Красные» , посвящённые зиме и лету соответственно.
При Нероне начали формироваться крупнейшие гоночные клубы. Самыми важными были четыре команды: «Красные» , «Синие» , «Зеленые» и «Белые» .
Нерон подпитывал эти клубы денежными ассигнованиями. Каждая команда могла выставить в одном заезде до трёх колесниц. Гонщики одной команды действовали в заезде сообща против колесниц враждебных команд, например, «подрезая» их к барьеру и провоцируя крушение (такой приём разрешался правилами, на радость зрителям). Гонщики могли переходить из одной команды в другую, как и в современном профессиональном спорте.
В начале третьего века н. э. «Красные» посвящали себя Марсу, «Белые» - Зефиру, «Зеленые» - Матери Земле, или весне, и «Синие» - морю и небесам, или осени. Домициан создал две новые команды, «Пурпурные» и «Золотые». Однако, к концу третьего века сохранили силу только команды «Синих» и «Зелёных».

Гонки на колесницах пользовались чрезвычайной популярностью и, несмотря на то что были очень опасны, в них не было намеренной жестокости сражений человека с дикими зверями. Они проводились в одном из пяти-шести цирков императорского Рима, самым большим и старым из которых был огромный Большой цирк, длиной 600 ярдов и шириной 200 ярдов, способный вместить, после того как он был расширен во времена империи, четверть миллиона зрителей.
Большинство сидело на деревянных сиденьях, возведенных позади передних рядов, которые были каменными и предназначались для дев-весталок, сенаторов и всадников. Неоднократно восстанавливаемый и перестраивавшийся, украшенный мраморными и позолоченными статуями, он был одной из самых величественных среди многочисленных достопримечательностей Рима.

Четыре команды, которыми владели подрядчики, соревновались за благосклонность толпы - красные, зеленые, белые и синие, названные так по цвету одежд возниц, стоящих на хрупких двухколесных колесницах позади двух или четырех лошадей, обмотав вожжи вокруг тел. Им нужно было суметь быстро освободиться, перерезав вожжи, если колесница опрокидывалась. Страсти разгорались на стороне одного из этих цветов и могли разделять семьи и разрушать дружбу. Мужчины, женщины и дети начали стекаться в цирк еще до рассвета. Припозднившиеся не могли найти свободного места, если только они для этого не наняли какого-нибудь бедняка. Мужчины допускались только в тогах - символе гражданства, поэтому рабам вход был заказан. Звуки приближающегося оркестра возвещали появление правящего консула в колеснице со впечатляющей свитой из ликторов, слуг, легионеров и всадников, за которыми следовали лицедеи и множество колесниц. Певцы и жрецы, за которым следовали курители фимиама, несущие золотые и серебряные кадильницы, во главе с изваяниями богов и богинь, которых несли стоящими на носилках или едущими в колесницах - всех приветствовал гром аплодисментов. Появление императора в его величественной ложе послужило сигналом к новым восторженным крикам.

Когда консул взмахнул белым платком, первые четыре команды выдвинулись вперед, начать первый заезд, или missus. Каждый заезд состоял из семи кругов, колесницы должны были пройти приблизительно шесть миль. Обычно таких заездов было десять или двенадцать в день, но позднее, во времена империи, заездов стало столько, сколько можно было успеть провести от восхода до заката под жарким солнцем Италии.

Возницами обычно были рабы или люди низшего класса; выживали, если повезет, только очень умелые. Надгробный камень одного из наиболее знаменитых, Диокла (Diocles) (приблизительно 150 г. н. э.), повествует о его 3000 победах в гонках на колесницах, запряженных двумя лошадьми, и о 1462 победах на колесницах, в которые было впряжено более двух лошадей. Прежде чем уйти на покой в возрасте 42 лет, он победил ветеранов, некоторые из которых одержали больше побед, чем он. Один такой возница получил 50 кошелей золота за час, а еще один выходец из Северной Африки между 115-м и 129 годами н. э. приобрел более полутора миллионов сестерциев.

Существовали таблицы заездов и таблички, рекламирующие лошадей и их возниц, поскольку обычай делать ставки, часто на большие деньги, был повсеместным. Поэт Марциал негодовал, что, в то время как его имя было никому не известно, кличка лошади-фаворита в упряжке была у всех на устах, а возницы стали любимцами общества.

До постройки первого амфитеатра в правление Августа Большой цирк использовался для смертельных сражений гладиаторов и травли диких зверей, развлечений, с которыми конкурировала, если не затмевала, популярная в народе забава - гонки на колесницах.

Такой вид спорта, как гонки на колесницах, был довольно известным у многих древних народов. Такие соревнования считались очень важными - самыми значимыми из всех конных состязаний на древних олимпийских играх. Хотя на самом деле, гонки на колесницах уступали по популярности соревнованиям по легкой атлетике.

Подробнее о состязаниях колесниц

Такие гонки делились на упряжки из двух и четырех лошадей. Кроме того, отдельно проводились гонки среди жеребят.

Другим вариантом подобных гонок были соревнования среди тележек, запряженных двумя мулами.

Если вспомнить Древнюю Грецию, то здесь забег состоял из двенадцати кругов по стадиону - это составляло девять миль. Что касается соревнований в Древнем Риме, то здесь количество кругов было сокращено до семи - таким образом увеличивалось количество заездов.

Гонки на колесницах в Греции проходили таким образом, что в результате победителем считался владелец упряжки, а не колесничий - он как правило, был рабом. А в Древнем Риме победителем становился гонщик.

Как проходили гонки в Древнем Риме?

Здесь использовали различные механические устройства - это могли быть стартовые ворота например, которые опускались для старта гонки, или устройства для отсчета кругов гонки. Это были бронзовые фигуры - их устанавливали на столбах у стартовой линии - перед стартом их поднимали, после чего опускали по одному, таким образом гонщики могли считать, сколько еще кругов осталось.

Только состоятельный человек мог позволить себе стать владельцем колесницы и выставить ее на состязания.

Один из древних комических драматургов, Аристофан, описывал беду отца, сын которого очень много тратил на дорогих лошадей.

Как проходили Олимпийские игры в древности?

На самом деле Древние Олимпийские игры были довольно жестокими соревнованиями - атлеты здесь проливали свою кровь, даже отдавали свои жизни ради победы, чтобы избежать позор и поражение.

Участники игр соревновались обнаженными. В кровавых кулачных боях и гонках на колесницах лишь немногие доходили до финиша.

Для древних олимпийцев воля была главной. В соревнованиях тогда не было месса вежливости и благородству. Первые олимпийцы сражались за награду - официальному победителю вручали символической венок из сливы, он возвращался домой героем и получал необычные подарки.

Олимпийцы сражались за бессмертие - в религии греков не было загробной жизни, поэтому на продолжение жизни после смерти эти люди надеялись через славу и доблестные заслуги, подвиги. Победителей увековечивали в скульптуре и песнях. Проигрыш был подобен полному краху.

В древних играх не было серебряных или бронзовых призеров - для проигравших не было никаких почестей.

Похожие материалы:


  • С древних времен у людей существовало очень много разных видов спорт, игр и спортивных состязаний. Вот некоторые из них. Интересные факты о состязаниях по борьбе в древнем Китае...


  • ...


  • Индейцы Майя в древности выдумали очень интересную игру в мяч – Питц. Процесс игры назывался Питциил. Эта первая в истории человечества игра датируется две тысячи пятисотым годом до нашей эры. В пятисотом году до нашей эры были обнаружены в окрестностях Накбе и Петен Гватемалы древнейшие стадионы для игры в мяч. ...


  • Уже довольно приличное время спорт является коммерчески прибыльным бизнесом. ДО миллиардов долларов доходит стоимость известных футбольных команд и капитаны ведущих гольфистов, а также призовые знаменитых теннисистов и заработки известных автогонщиков. Какие же виды спорта являются наиболее прибыльными для спортсменов в...


  • Если раньше происходящее можно было считать карнавалом, то уже с2007 года соревнование усов и бород стало настоящим спортивным мероприятием официально. Конечно, трудно ответит на вопрос, что же спортивного в ношении бород и усов, но факт остается фактом. Каждые два года проходит чемпионат мира, в котором соревнуются обладатели...

Происхождение гонок

Точно не установлено, когда и где начали устраивать гонки на колесницах как спортивное состязание. Вероятно, этим гонкам столько же лет, сколько и самим колесницам. По изображениям на керамике нам известно, что такое развлечение существовало уже в Микенах , но первое литературное упоминание о колесничных гонках принадлежит Гомеру - они описаны в двадцать третьей книге «Илиады » и происходят на играх в честь похорон Патрокла . В той гонке участвовали Диомед, Евмел, Антилох, Менелай и Мерион. Гонку в один круг, устроенную вокруг пня от срубленного дерева, выиграл Диомед. В качестве приза он получил рабыню и медный котёл.

Гонки на колесницах также считаются первым олимпийским видом спорта. По одной из легенд, царь Эномай вызывал на гонку всех претендентов на руку его дочери Гипподамии. Один из них, по имени Пелоп, сумел выиграть эту гонку, а затем стал устраивать в честь своей победы спортивные игры, с которых начались Олимпиады .

Олимпийские игры

В древних Олимпиадах, как и в других Всегреческих играх, было два вида колесничных гонок (по числу лошадей в упряжке): на колесницах-четвернях («тетрипон») и на парных колесницах («синорис»). Кроме количества лошадей, эти виды гонок ничем не отличались. Впервые гонки на колесницах как вид состязания были введены на Олимпиадах в 680 году до н. э. (на самом деле, конечно, Олимпийские игры начались не с них).

Гонка начиналась с торжественного въезда на Гипподром , в то время как глашатай объявлял имена наездников и владельцев. Гипподром в Олимпии имел до 600 метров в длину и до 200 метров в ширину, в одном заезде могли участвовать до 60 колесниц (хотя обычно их было гораздо меньше). Ипподром был устроен перед холмом, на котором могли стоя разместиться до 10 000 зрителей. Гонка состояла из 12 кругов по ипподрому, с резкими разворотами вокруг столба на каждом конце.

Применялись различные механические устройства, например, стартовые ворота («гисплекс»), опускавшиеся для старта гонки. Согласно Павзанию (греческий географ II века н. э.), эти ворота были изобретены архитектором Клеотом. Ворота были расположены уступом и открывались последовательно, начиная с дальних от середины ипподрома дорожек. Колесница из первых открытых ворот начинала разгоняться, а когда она равнялась со следующими воротами, они тоже открывались, давая старт очередной колеснице, и так далее. Когда открывались последние ворота, все колесницы находились примерно на одной линии, но имели разную скорость.

Были и другие устройства, называвшиеся «орёл» или «дельфин», их использовали для отсчёта кругов гонки. Вероятно, это были бронзовые фигуры, установленные на столбах у стартовой линии. Перед стартом их поднимали, а затем опускали по одному, показывая гонщикам, сколько осталось кругов.

В отличие от остальных Олимпийских состязаний, колесничие не соревновались обнажёнными. Возможно, так делалось ради безопасности - аварии случались нередко, да и пыли немало поднималось из-под копыт и колёс. Гоночные колесницы были сделаны по подобию боевых колесниц (которые к тому времени уже не использовались в битвах) - деревянная повозка с двумя колёсами, открытая сзади. Колесничий стоял на ногах, но сама повозка не имела никаких рессор и устанавливалась прямо на оси, так что езда была тряская.

Для зрителей самой захватывающей частью гонок было прохождение поворотного столба в конце ипподрома. Разворот был опасным манёвром, иногда смертельно опасным. Если соперники не успевали опрокинуть чужую колесницу до вхождения в поворот, то они могли протаранить или даже переехать её вместе с наездником и лошадьми прямо в момент огибания столба. Преднамеренный таран противника для разрушения или опрокидывания его колесницы формально запрещался правилами гонок, но поделать с этим ничего не могли (ещё в гонке на похоронах Патрокла Антилох выбил Менелая из заезда, разбив его колесницу). Аварии нередко происходили и просто так, без злого умысла соперников.

Гонки колесниц уступали в престижности «стадиону» (соревнования по бегу), но все же считались более важными, чем другие конные состязания, например, верховые скачки , которые были вскоре исключены из Олимпийских Игр.

В микенские времена гонщик-возница сам являлся владельцем колесницы, поэтому приз получал непосредственный победитель гонки. Но уже ко времени Всеэллинских игр владельцы колесниц обычно имели рабов-возниц, и приз доставался владельцу. Арсецил, царь Кирены , выиграл гонку колесниц на Пифийских играх в 462 году до н. э., когда его раб-возница единственным доехал до финиша. В 416 году до н. э. афинский военачальник Алкивиад выставил на гонку сразу семь колесниц, одна из которых выиграла; понятно, что он не мог править всеми семью сам. Филипп II , царь Македонии , выиграл олимпийскую колесничную гонку, чтобы доказать, что не является варваром; хотя, если бы он правил колесницей сам, его бы посчитали хуже чем варваром. Победителем гонки вполне могла стать даже женщина, несмотря на то, что женщины не допускались на Игры ни как участницы, ни как зрители. Такое изредка происходило: например, спартанка Циниска, дочь царя Агесилая Второго, дважды выигрывала гонку колесниц.

Гонки колесниц входили в программу соревнований и других игр в Древней Греции, а на Всеафинских играх в Афинах они были важнейшим состязанием. Здесь победитель гонок на четвернях получал 140 амфор оливкового масла, чрезвычайно дорогостоящий приз. Это было больше, чем атлету могло понадобиться за всю его карьеру, и значительная часть приза, вероятно, продавалась другим атлетам.

Гонки в Древнем Риме

Гонки на колесницах. Древний Рим

Римляне, вероятно, переняли гонки на колесницах от этрусков , которые сами позаимствовали их у греков. Было и непосредственное греческое влияние, после завоевания римлянами Греции в 146 году до н. э.

Гонки в Византии

Как и многие характерные черты римской жизни, гонки на колесницах продолжались в Византийской империи , хотя византийцы не вели столь тщательный учёт и статистику гонок, как римляне. Константин предпочитал колесничные гонки гладиаторским боям, которые он считал языческим пережитком. Феодосий Первый , ревностный христианин, прекратил с 394 года проводить Олимпийские игры, ради искоренения язычества и для развития христианства. Гонки, тем не менее, продолжались.

Константинопольский Ипподром (типичный римский «циркус», а не греческий открытый ипподром), был соединён с императорским дворцом и храмом Святой Софии, поэтому зрители могли лицезреть своего императора, как и в Риме.

В столице Византии велась напряжённая борьба партий команд колесниц.

В Римской империи подкуп и другие виды мошенничества на гонках не были распространены, по крайней мере, свидетельств о таких случаях практически нет. В Византийской империи, вероятно, нарушений было больше. Кодекс Юстиниана , например, прямо запрещал наводить порчу на соперников по гонке, но о других способах вредительства или подкупа не сообщается. Возможно, таковых и не было.

Римские гоночные клубы продолжали существовать и в Византии, но сильными командами были только «Синие» и «Зеленые». Один из прославленных колесничих пятого века, Порфирий, в разное время состоял и в «Синих», и в «Зелёных».

Однако, в византийскую эпоху клубы были уже не просто спортивными командами. Они имели влияние в военных, политических и богословских вопросах. Например, «Синие» склонялись к монофизитству , а «Зеленые» сохраняли верность ортодоксальному (православному) направлению. Потом клубы превратились в нечто вроде преступных синдикатов и не брезговали грабежом и убийствами. Они устраивали уличные беспорядки ещё при Нероне, но на протяжении всего пятого и в начале шестого века их бунты продолжались и достигли предела при Юстиниане , в 532 году, когда случился крупнейший мятеж («мятеж Ника »), начавшийся после ареста нескольких членов клубов по обвинению в убийстве.

После подавления мятежа гонки пошли на спад. К тому же, расходы по устроению гонок сделались к этому времени чрезмерно велики и для клубов, и для императора.

Константинопольский Ипподром оставался местом отдыха императоров вплоть до 1204 года, когда он был разграблен при четвёртом Крестовом походе. Крестоносцы сняли бронзовые статуи четырёх коней, которые были частью построенного Константином Великим монумента, изображавшего колесницу «квадригу». Эти бронзовые кони существуют до сих пор и установлены в соборе Св. Марка в Венеции .

Литература

Настоящая статья является переводом аналогичной статьи из англоязычной Википедии. В оригинальной статье указаны следующие источники информации:

  • Boren, Henry C. Roman Society. - Lexington: D.C. Heath and Company, 1992. - ISBN 0-669-17801-2
  • Finley, M. I. The Olympic Games: The First Thousand Years. - New York: Viking press, 1976. - ISBN 0-670-52406-9
  • Harris, H. A. «Sport in Ancient Greece and Rome». Ithaca: Cornell University Press, 1972. ISBN 0-8014-0718-4
  • Homer. «The Iliad» (trans. by E. V. Rieu). London: Penguin Classics, 2003.


 

Возможно, будет полезно почитать: