Джиу Джитсу — название серии японских боевых искусств. Что такое БЖЖ

, ,


Джиу-джитсу – это название серии японских боевых искусств, которые включают в себя технику работы с и без оружия. Джиу-джитсу – это искусство рукопашного боя, в основе которого лежит принцип «мягкой» и «податливой» техники движения.

Джиу-джитсу является одной из наиболее древних видов японской борьбы. Основное правило джиу-джитсу гласит: «не идти на прямое противостояние, чтобы победить» , оно учит уступать натиску противника, не сопротивляться и направлять его действия в нужную сторону, пока он не окажется в ловушке и обратит собственную силу в действия против самого себя. Принцип этого правила возник в связи с преданием о враче Сиробэй Акаяма. Однажды он заметил, что ветки больших деревьев ломались в бурю, а ветки ивы, поддавались силе, но затем, поднялись и уцелели. Его вдохновило это наблюдение, и позже, врач основал первую школу , назвав ее «Есин-рю», что в переводе означает «школа ивы».

Философские основы

За всю свою жизнь человек строит 4 основные стены – духовность, знания и работа, социальный аспект, то есть общение с окружающими, здоровье. Считается, что если крушится одна из этих стен, жизнь человека тоже может рухнуть как карточный домик. Именно поэтому важно начинать формирование этих четырех составляющих с самого детства, чтобы до того момента, как ребенок выйдет во взрослую жизнь с надежной опорой, крепостью с прочным фундаментом. Занятие таким видом единоборства формирует в человека стойкость, мужественность и совершенствует все лучшие человеческие качества.

Основные особенности

Техника борьбы джиу-джитсу развивалась среди самураев Японии, как один из методов поражения одоспешенного и вооруженного противника, не используя при этом оружие. Поскольку нанесение ударов человеку в доспехах было совсем не эффективным, то наиболее действенным способом оказалась нейтрализация атакующего с помощью заломов и бросков. Такая техника была разработана с помощью принципов использования энергии врага против его самого, что является более предпочтительным, нежели прямое противостояние.

Искусство борьбы джиу-джитсу редко практиковалось в тех слоях населения, которые не имели права на ношение оружия, поскольку такая техника достаточно сложна в изучении, и не выходила за рамки специальных школ (рю).

Джиу-джитсу юцу часто практиковалось в армии, где изучали технику борьбы. Кроме того, такой вид борьбы входил в состав предметов тех школ, где обучались борьбе без оружия в доспехах, и без них. Здесь практиковалось фехтование, включая , а в некоторых закрытых школах и верховая езда, стрельба из лука и плавание.

Наиболее широкую популярность такой вид борьбы получил в эпоху , когда после многих войн и смут, страна наконец-то достигла продолжительного мира. Тогда количество подобных школ возрастало и насчитывало более 700. Основными отличиями между всеми этими школами стали постановка дыхания, преобладание специальных приемов и базовых стоек.

Возникло множество разновидностей борьбы джиу-джитсу, что и приводит к такому многообразию подходов к его изучению. Кроме указанной отличающей техники борьбы, каждая школа обучала работе с оружием. Важно также отметить то, что в разных школах техника джиу-джитсу имела разные названия: «явара», «хакуда», «торидэ», «когусоку», «тайдзюцу» и даже «дзюдо» .

Техника джиу-джитсу объединяет как удары, удушения, заломы, броски, так и болевые приемы и воздействие на болевые точки. Но главная цель всех разновидностей этого единоборства было и остается - эффективное поражение атакующего, с помощью самозащиты.

Традиционные и современные школы

Несмотря на то, что в школах существовали значительные различия, общих черт в их программе обучения все же больше. Впоследствии, именно это и дало возможность создать такие универсальные системы единоборств как и .

В основе айкидо лежит техника одной из школ джиу-джитсу, а именно айки-дзюдзюцу у мастера Такэда Сокаку . Программой такой школы предусматривается не только техника джиу-джитсу, но и айки-джитсу . В основу айкидо вошли именно принципы техники борьбы джиу-джитсу.

Важно отметить, что еще в IХ веке, Акаяма Сиробэй - японский придворный врач, посетив Китай и изучив там значительный опыт китайской техники ушу, смог систематизировать все известные в то время приемы борьбы и создать единую систему с собственными принципами и методами. После представления императору лучших базовых приемов, была сознана первая школа по изучению джиу-джитсу.

Так, традиционными школами считаются те, которые в течение многих поколений мастеров существенно не менялись и были признаны культурно-историческим наследием в Японии. Обучение техники джиу-джитсу базируется на формальных упражнениях, под названием ката , а также на различных формах реализации этих приемов, также известных как рандори . Изучая борьбу без применения оружия против вооруженного противника, борьбу в доспехах, а также фехтование с доспехами и без доспехов, ученики такой школы имели самый большой опыт в борьбе с любым соперником.

Новые, современные школы создались на основе классических. Целями их создания стали: создание спортивных направлений, приспособление для современных ситуаций самообороны, создание специализированных направлений, к примеру полицейских.

Слово "дзю" означет "мягкий, гибкий, податливый". А слово "джитсу" — стиль, способ. Соответственно, само слово "джиу-джитсу" расшифровывается как "искусство мягкости". Когда мастеров этого искусства просят поведать, в чем состоит суть стиля, они хитро прищуриваются и рассказывают следующую стародавнюю историю: "Когда-то, давным-давно, на скалистом утёсе росли огромный дуб и стройная ива. Налетавшие порывы ветра штормили дуб, а ива сгибалась к земле и выпрямлялась обратно. И, однажды, мощный порыв бури сломил дуб, а ива склонилась до самой земли, и вновь выпрямилась. В этом и состоит подлинная суть и смысл джиу-джитсу. Когда нужно быть жёстким, следует быть жестким, когда же следует быть мягким и гибким — надо быть мягким и гибким".

Экскурс в историю

Не случайно поэтому первая школа джиу-джитсу называлась Ёсин-рю ("школа ивы"). Зародившись в древней Японии, это боевое искусство ныне представляет собой использование как навыков рукопашного боя, так и навыков владения холодным оружием. Сегодня искусство джиу-джитсу включает в себя множество направлений (например, "ёрои-кумиути" — рукопашный бой в полном вооружении и "коси-но-мавари" — техника и тактика ближнего боя). Немудрено, ведь формированию данного искусства предшествовала двухтысячелетняя история , на протяжении которой джиу-джитсу развивалось и совершенствовалось, обрастая всевозможными подстилями. Сегодня джиу-джитсу подразумевает различные комбинации шоковых ударов, множество захватов и бросков, а также владение кинжалами и ножами .

Именно многогранность джиу-джитсу послужило причиной, по которой это искусство непосредственно вскоре после освоения европейцами Японии начало своё победное шествие по мировым континентам. Парадоксально, но факт: навыками джиу-джитсу в начале XX века в своё время России владели офицеры царской армии и контрразведки. Что же говорить о современности? Если ранее техника джиу-джитсу была достаточно сложна для изучения, и потому была прерогативой высших слоёв общества, то сегодня это искусство доступно всем — в том числе и женщинам и детям.

Быть гибким

Каким образом стоит понимать пресловутую "мягкость"? Мастера джиу-джитсу объясняют это следующим образом. Сперва стоит поддаться натиску атак противника, а затем — обратить его силу против него самого. Ведь очевидно, что нанесение ударов по закованному в броню противнику неэффективно — поэтому особенностью джиу-джитсу традиционно считается техника бросков и заломов. Они позволяют мягко нейтрализовать противника, направив мощь атаки против самого атакующего . Именно поэтому для бойца дзюдзюцу не играет роли число противников, а также степень освещенности места — для энергии воли нет препятствий и преград .

Для того, чтобы овладеть навыками джиу-джитсу, требовались постоянные тренировки — мастера считали, что только закалённое тело способно стать обителью мудрости. Уже позднее этот принцип был распространён и на две школы, взращенные в колыбели джиу-джитсу — школы дзюдо и айкидо. Они обе впитали в себя фундаментальные принципы этого боевого искусства — сохранение ясности ума и формирование мужественного характера.

Возможно, именно поэтому джиу-джитсу было взято на вооружение спецслужбами мира. Оно позволяет предельно корректно нейтрализовать правонарушителей, не причиняя им излишнего физического вреда. Ведь именно так обстоят дела в природе: гибкая ветка ивы распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным .

Джиу-джитсу (дзю-дзюцу) (яп. 柔術) («мягкое искусство» или «путь мягкости») (также иногда переводят как искусство гибкости-пластичности сознания) — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него.

Дзю-дзюцу развивалось среди самураев феодальной Японии как метод поражения вооруженного и защищённого противника без использования оружия. Так как нанесение ударов противнику в доспехах было неэффективным, то наиболее действенные методы нейтрализации врага приняли форму заломов и бросков. Подобные техники были разработаны на основе принципов использования энергии атакующего против него самого, что предпочтительнее прямого противостояния.

Существует множество разновидностей дзю-дзюцу, что приводит к многообразию подходов. Школы дзю-дзюцу могут использовать все формы борьбы в той или иной степени (т.е. броски, захваты, заломы, удержания, выдавливания, укусы, высвобождения, удары руками, удары ногами). В качестве дополнения к дзю-дзюцу многие школы также тренировали работу с оружием.

В сегодняшние дни в дзю-дзюцу изучается и то, и другое в той форме, в какой это изучалось сотни лет назад, а также в измененной форме в спортивной практике.

Джиу-джитсу относят к наиболее древним видам японской борьбы. Основной принцип джиу-джитсу — «поддаться, чтобы победить» — направить силу противника против него самого, не сопротивляясь ей, а лишь направляя в нужную сторону.

На фото: Ёрои Куми Учи дзю дзюцу в полном самурайском вооружении.

Принцип этот связан с преданием о враче Сиробэи Акаяма, который однажды заметил, что ветки больших деревьев в бурю (по другим источникам — под тяжестью снега) сломались, а ветки ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Вдохновлённый этим наблюдением, врач позже основал первую школу джиу-джитсу, дав ей имя Ёсин-рю (школа ивы).

Искусство джиу-джитсу редко практиковалось в низших слоях населения, не имеющих права ношения оружия, так как техника его достаточно сложна в изучении и существовала только внутри школ бу дзюцу. Джиу-джитсу широко практиковалось в армии, его изучали самураи. До эпохи Эдо входило в состав школ (рю), где обучались борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах) и фехтованию, включая кен-дзюцу; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука и плаванию.

Именно на основе джиу-джитсу впоследствии были созданы такие завоевавшие всемирную популярность виды боевых искусств как дзюдо и айкидо .

На фото: Андрей Тулупов и Олег Токарь - мастера Российского дзю дзюцу (джиу-джитсу).

Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было несомненно эффективное убийство врага, основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита.

Именно джиу-джитсу (дзю-дзюцу) легло в основу кодокан дзюдо (основатель Дзигоро Кано ).

В основу айкидо (основатель Морихэй Уэсиба ) легла техника одной из школ дзю-дзюцу - Дайто-рю Айки-дзюцу мастера Такэда Сокаку. Составными разделами в программе данной школы были как техники дзю-дзюцу, так и айки-дзюцу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-дзюцу. ("не поддаться", а скорее не идти на прямое, линейное противостояние)

В России со времен русско-японской войны 1904—1905гг широко известно как «джиу-джитсу». Написание и произношение в форме «джиу-джитсу» следуют тогдашнему обычаю передачи японских слов посредством английского языка и давно стали традиционными, хотя более поздняя система кириллической транскрипции непосредственно с японского (система Поливанова), принятая в академических кругах, воспроизводит это слово как «дзюдзюцу».

В настоящее время во всем мире в связи с распространением так называемых "Боев без правил", также большой популярностью пользуется "Бразильское джиу-джитсу "

Грэпплинг - вид спортивного единоборства, совмещающего в себе технику всех борцовских дисциплин, с минимальными ограничениями по использованию болевых и удушающих приемов.

Данная борьба не включает в себя нанесение ударов и использование оружия. Стремление закончить поединок досрочно, с помощью болевого или удушающего приема, является отличительной особенностью грэпплинга, так как в некоторых видах борьбы основной целью является либо позиционное доминирование (вольная и греко-римская борьба), либо получение очков за определенное количество бросков и других технических действий (дзюдо и самбо), после чего спортсмену присуждается победа. Другой отличительной чертой грэпплинга является форма. Одежда спортсмена состоит из шорт и рашгарда (обтягивающей футболки с коротким и длинным рукавом). Важно, что одежда должна полностью прилегать к телу, чтобы во время схватки не давать никому преимуществ

Техника грэпплинга представлена широким спектром методов, таких как:клинч, бросок и сваливание, болевой приём и удушение, позиционная борьба, ускользание, перевороты (свипы).

Клинч. Клинчем является борьба спортсменов в положении стоя с участием верхней половины тела. Используется для того чтобы подготовить бросок, либо защиту от него.

Бросок и тэйкдаун. Бросок — это техника, с помощью которой один из борцов выводит из равновесия другого, поднимает его в воздух и ударяет о землю. Броски характерны своей амплитудностью и красотой. Цель броска — вывести оппонента из строя сильным ударом о землю или занять доминирующую позицию. Тэйкдаун отличается от броска тем, что он проводится без подъема противника в воздух и без характерной для броска амплитудности. По своей сути тэйкдаун представляет собой сваливание противника на землю, чтобы продолжить схватку там.

Болевой прием и удушение. Удушение используется, чтобы привести оппонента в бессознательное состояние. Различаются два типа удушений:

воздушное удушение, применяется для прекращения поступления воздуха в легкие противника;

кровяное удушение, применяется для прекращения поступления крови в мозг противника.

Болевые приемы применяются для повреждения суставов противника, либо других частей тела, что причиняет сильную боль сопернику и приводит к его сдаче. Болевые приемы подразделяются на:

рычаги, с помощью которых сустав оппонента двигается по прямой вне его нормального диапазона движения;

узлы, с помощью которых сустав оппонента вращается по своей оси вне его нормального диапазона движения;

ущемления, с помощью которых мускул противника сжимается между костями (обычно голени и предплечья), либо ущемления, которые расширяет, разделяет сустав.

Позиционная борьба. Используется для приведения противника в положение, в котором он не способен атаковать. Типы позиций:

полугард;

удержание сбоку(сайд маунт);

удержание со спины(бэк маунт);

удержание верхом(маунт);

удержание со стороны головы("север-юг");

"колено-на-животе";

"распятие"

Ускользание. Ускользание применяется для того, чтобы борец смог сменить невыгодную борцовскую позицию на выгодную. Например, когда лежащему спортсмену удается вернуться в положение стоя, либо когда спортсмену, к которому применяют болевой прием или удушение, удается выскользнуть из него, либо когда спортсмен будучи в невыгодной позиции возвращает себя в положение гарда.

Переворот (свип). Данная техника применяется для смены невыгодной позиции на выгодную с помощью переворота противника.

Бразильское джиу-джитсу (порт. Jiu-Jitsu Brasileiro) - боевое искусство и международное спортивное единоборство, основой которого является борьба в партере, а также болевые и удушающие приёмы. Это искусство возникло в начале ХХ-го столетия из дзюдо Кодокан, которое было самостоятельной молодой системой (основано в 1882 году), сформированной многочисленными школами (рю) японского джиу-джитсу.

Данное искусство основывается на принципе, по которому человек слабо развитого телосложения может успешно защититься от более сильного противника, используя надлежащую технику (болевые приёмы и удушения), и победить его. Бразильскому джиу-джитсу (БЖЖ, БДД) можно обучаться для разных целей: самообороны, спорта, соревнований (как в ги, так и без) и смешанных единоборств (Mixed Martial Arts). Спарринг (в БЖЖ также именуемый роллингом) и полноконтактная тренировка играют главную роль в обучении и при подготовке к соревнованиям.

Возникновение

Бразильское джиу-джитсу берёт своё начало от Мицуё Маэды (яп. 前田光世) - мастера японского дзюдо, ученика Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎). Для Дзигоро Кано дзюдо было не просто боевым искусством - это был и спорт, и способ поддержания человека в хорошей физической форме, и метод развития силы воли, и, самое главное, путь к достижению душевного умиротворения. Искусство, которое со временем будет названо «бразильское джиу-джитсу», также впитало в себя эти принципы.
Мицуё Маэда, будучи одним из лучших японских мастеров борьбы на земле (в партере), в 1904 году отправился в путешествие по миру. Во всех странах, где бы он ни оказался, мастер принимал участие в показательных поединках с практиками разных стилей и направлений единоборств - борцами, боксёрами, саватёрами, и в ноябре 1914 года он прибыл в Бразилию.

Считается, что БЖЖ - это развитие традиционного японского джиу-джитсу, и что Мицуё Маэда практиковал его. Однако Маэда никогда не обучался джиу-джитсу (хотя он действительно обучался в Кодокане дзюдо, которое частично произошло из японского джиу-джитсу). Поначалу, будучи подростком, он обучался искусству сумо, но, впечатлившись историями об успехе дзюдо на соревнованиях между борцами дзюдо и джиу-джитсу, которые проходили в то время, он сменил сумо на дзюдо, начав обучаться у Кано в Кодокане. Он стал 7-м даном в дзюдо Кодокан за день до смерти. Мицуё Маэда умер в 1941 году.

Название

Когда Маэда уехал из Японии, дзюдо всё ещё часто упоминалось как «джиу-джитсу Кано» или просто как «джиу-джитсу».

Вне Японии, однако, это различие было отмечено даже меньше. Различие между понятиями «дзю-дзюцу» и «дзюдо» является очень тонким, и их часто объединяют. Таким образом, когда Маэда и Соисиро Сатакэ прибыли в Бразилию в 1914 году, газеты объявили о «джиу-джитсу» несмотря на то, что оба японца были дзюдоистами Кодокана.
Само японское правительство до 1925 года официально не регламентировало, что правильное название для боевого искусства, преподававшегося в японских государственных школах, должно быть «дзюдо», а не «джиу-джитсу». В Бразилии это искусство по-прежнему называют «джиу-джитсу». Когда Грейси прибыли в Соединенные Штаты, чтобы распространить своё искусство, система стала называться «бразильское джиу-джитсу» и «Грейси джиу-джитсу». Jiu-jitsu, более старое написание названия искусства на Западе, - более старая романизация, но она по-прежнему используется вместе с современной романизацией Хэпбёрна — jujutsu. Другие правильные написания - jujitsu и ju-jitsu.

Это искусство иногда упоминается как Грейси Джиу-Джитсу (GJJ), но это название - лишь торговая марка, зарегистрированная Хорионом Грейси (порт. Rorion Gracie), которая определённо относится к стилю, преподававшемуся им и его учителями. Другие члены семьи Грейси часто называют свой стиль персонифицированными названиями, такими как «Чарльз Грейси Джиу-Джитсу» или «Хензо Грейси Джиу-Джитсу», и точно так же братья Мачадо называют свой стиль «Мачадо Джиу-Джитсу» (MJJ). В то время как у каждого из этих стилей и их преподавателей есть собственные уникальные подходы, они все базируются на бразильском джиу-джитсу. Сегодня есть три главных ветви БЖЖ: Грейси Хумаита (Gracie Humaita), Грейси Баха (Gracie Barra), и Карлсон Грейси Джиу-Джитсу (Carlson Gracie Jiu-Jitsu). Корни каждой ветви находятся в дзюдо Маэды и джиу-джитсу семьи Грейси.

Развитие

В 1914 году Мицуё Маэда приехал в Бразилию, где и обосновался на несколько последующих лет. Там он встретил Гастао Грейси (порт. Gastão Gracie), местного аристократа. В 1916 14-летний сын Гастана - Карлос Грейси (Carlos Gracie) - наблюдал демонстрацию искусства Маэды в Театре Мира (порт. Teatro da Paz) и решил изучить его. Маэда принял Карлуша в ученики, тот стал мастером и вместе со своим младшим братом Хелио Грейси (Hélio Gracie) заложил основу современного бразильского Грейси Джиу-Джитсу.

В 1921 году Гастао Грейси и его семья переехали в Рио-де-Жанейро. Карлос, которому было 17 лет, передал знания, полученные от Маэды, своим братьям - Освальду (Osvaldo), Гастао (Gastão) и Жоржи (Jorge). Элиу был тогда слишком молод и болен для того, чтобы заниматься этим искусством, он не мог участвовать в тренировках из-за медицинского запрета. Несмотря на это, Элиу учился, наблюдая за братьями. Свои недуги он всё же смог преодолеть. Он считается многими основателем бразильского джиу-джитсу (хотя другие, например Карлоса Грейси (порт. Carlson Gracie), называют Карлоса основателем этого искусства).

Хелио участвовал в нескольких соревнованиях по дзюдо до сдачи (submission judo), и большинство поединков с его участием закончились вничью. Одно поражение ему было нанесено японским дзюдоистом Масахико Кимурой (яп. 木村 政彦) во время посещения им Бразилии (в 1951 году); фамилией победителя Грейси позже назвали болевой приём на плечевой сустав, которым был побежден Хелио. Семья Грейси продолжала развивать систему БЖЖ в течение всего XX столетия, часто борясь на соревнованиях Vale Tudo (предшественники современного MMA), что помогло сконцентрировать её на борьбе на земле и усовершенствовало её технику. Многие полагают, что Хелио Грейси имеет 6-й дан по дзюдо. Однако в Кодокане нет никаких записей о том, что Хелио Грейси имел какой-либо дан в дзюдо.

Сегодня главное различие между стилями бразильского джиу-джитсу (традиционным Грейси Джиу-Джитсу, специализирующемся на самообороне, и спортивной ориентацией бразильского джиу-джитсу) - это борьба за очки. Эти стили имеют много общего. Кроме того, существует много разнообразных техник при обучении в различных школах с точки зрения её использования против того, кто сильнее.

Известность

Бразильское джиу-джитсу получило известность в сфере боевых искусств в начале 1990-х, когда бразильский мастер джиу-джитсу Ройс Грейси выиграл первый, второй и четвёртый Ultimate Fighting Championship (UFC) - единственный на тот момент турнир, объединявший представителей различных единоборств. Ройс часто боролся против очень серьёзных противников, которые практиковали другие стили, включая бокс, каратэ, дзюдо, тхэквондо и борьбу. Особенно впечатляющими были его победы над бойцами, значительно превосходившими бразильца в росте и весе. С тех пор БЖЖ стало основным искусством для многих бойцов MMA и заслужило большое уважение за то, что обратило внимание на важность борьбы на земле.

Стиль

Бразильское джиу-джитсу специализируется на переводе противника в партер (на землю) и использовании техники борьбы на земле. Этот стиль борьбы включает в себя болевые приёмы и удушения, с помощью которых можно заставить противника сдаться (спортивное джиу-джитсу) или обезвредить его (боевое джиу-джитсу). Считается, что большой и сильный человек теряет большинство своих преимуществ во время борьбы на земле.

БДД использует разнообразные виды бросков после взятия захвата. Как только противник оказывается на земле, можно применить множество манёвров (и контрманёвров), чтобы управлять противником, переводя его в подходящее положение, а затем использовать болевой приём и заставить сдаться. Достижение доминирующего положения на земле является одним из принципов стиля бразильского джиу-джитсу и включает эффективное использование положения «гард» (guard), чтобы защититься во время борьбы на земле, и прохождение «гарда», чтобы доминировать в ключевых позициях: сайд маунт (side mount или, используя терминологию самбо, «удержание сбоку»), маунт (mount) и бэк маунт (back mount или «удержание со спины»). Этот стиль маневрирования и манипуляций похож на шахматы, в которые играют два опытных шахматиста. Болевой приём (удушение) и последующая сдача - эквивалент шаха и мата в шахматах. Однако в некоторых случаях борьба может быть продолжена, несмотря на полное осуществление приёма.

Хензо Грейси писал в своей книге «Mastering Jujitsu»:

«У классического джиу-джитсу старой Японии, казалось, не было никакой общей стратегии ведения борьбы для её участника. Действительно, это было одним из самых фундаментальных и проницательных критических замечаний Кано к классической программе. Мицуё Маэда не только преподавал искусство дзюдо Карлосу Грейси, но также и преподавал специфическую философию о природе боя, развитого Кано, и далее усовершенствованное Маэдой, основанное на его международных путешествиях, схватках против борцов, владеющих большим разнообразием боевых искусств.»

Книга разъясняет теорию Мицуё Маэды, и автор утверждает, что в схватке могут быть выделены различные фазы: фаза ударов, фаза захвата, фаза на земле и так далее. Таким образом, первостепенная задача умного борца - держать борьбу в той фазе боя, что лучше всего подходит для его возможностей. Хензо Грейси заявил, что этот фундаментальный принцип оказал влияние на стиль Грейси, совершенствуя бразильское джиу-джитсу. Позже эти положения в течение долгого времени совершенствовались семьей Грейси и другими, что стало прекрасным подспорьем в современном MMA.

Техника

Существуют две основные категории приёмов в бразильском джиу-джитсу: рычаги (узлы) и удушения. Создание рычага (узла) - это изоляция конечности противника к определённому положению тела, которое вынудит сустав двигаться по прямой (вращается по своей оси) вне его нормального диапазона движения. При увеличении давления на конечность-рычаг, противник, не сумевший избежать данного положения, сдаётся. Он может сдаться устно или похлопать по противнику несколько раз (хлопать по себе опасно, потому что противник может не услышать). Удушение используется, чтобы нарушить снабжение кислородом мозга противника, что может вызвать его бессознательное состояние, если он не сдастся достаточно скоро. Менее популярный приём - ущемление, при котором мускул противника сжимается между костями (обычно голени и запястья), либо ущемление, которое расширяет, разделяет сустав, причиняя существенную боль противнику. Эти приёмы обычно не разрешены на соревнованиях из-за высокого риска травмы.

Особенности тренировки

Спортивное бразильское джиу-джитсу специализируется на борьбе до сдачи без использования ударов, чему способствует метод обучения, который позволяет практикам действовать на полной скорости и в полную силу, как на реальном соревновании. Учебные методы включают тренировочные техники, которые осуществляются на несопротивляющемся партнере: ограниченный спарринг, обычно называемый позиционной тренировкой, где используется только определённая техника или наборы методов; используется и полный спарринг, в котором каждый противник пытается использовать любую разрешённую технику. Улучшение физических кондиций - также важная часть обучения во многих клубах.

Некоторые отличия БДД от дзюдо и самбо в правилах соревнований и технике

Правила\техника Дзюдо Самбо БДД
Захваты ног Запрещены Разрешены Разрешены
Удушающие приемы Запрещены Разрешены
Болевые приёмы на ноги Запрещены Разрешены Разрешены, но ограничены правилами
Прием «Ножницы» Запрещён Разрешён Разрешён
Бросковая техника Развита Развита
Техника борьбы в партере Слабо развита из-за ограничений в правилах Слабо развита из-за ограничений в правилах Развита
Система обозначения ранга Пояса и степени, разряды и звания (в России) Разряды и звания Пояса и степени

Аттестация

Стандарты и традиции

Стандарты для аттестации на пояса разнятся между школами, но в большинстве случаев используются следующие способы определения навыка человека и его степени в бразильском джиу-джитсу:

  • владение техникой, которое они должны продемонстрировать;
  • владение техникой, которое они должны продемонстрировать.

Владение техникой должно быть оценено с точки зрения количества приёмов, которые человек может выполнить, а также уровня навыка, с которым он выполняет их в спарринге и соревновании. Учащиеся поощряются за приспособление приёмов к их типу телосложения, стратегического предпочтения и уровня атлетизма. Окончательный критерий - способность выполнить приём успешно, а не строгое техническое соответствие.

Соревнования играют важную роль в градации студентов бразильского джиу-джитсу, поскольку они позволяют преподавателю определить уровень своего спортсмена против спортсмена того же уровня из другой школы. Представление на пояс может быть дано после успеха на соревновании, особенно на более низких уровнях поясов. Оно также может быть выдано учащемуся, который в своей школе побеждает всех спортсменов своего уровня и начинает побеждать некоторых спортсменов на уровень выше. Пример: белый пояс заставляет сдаться всех белых поясов его школы, а также заставляет сдаться некоторых синих поясов его школы.

Считается, что высокий соревновательный уровень между школами и его важность для предоставления пояса являются ключевым фактором, который препятствует понижению стандартов и возможности покупать пояса. Преподаватели могут также принять во внимание поведение человека за пределами школы и отказать ему в предоставлении пояса, если он проявляет антисоциальные и деструктивные наклонности. Именно в соответствии с этими и другими критериями большинство преподавателей продвигает своих студентов. У некоторых школ также может быть формальное тестирование, которое может включать в себя устные или письменные экзамены.

Также возможно использование другой системы цветных поясов до синего пояса, но на соревнованиях используется единый стандарт градации поясов. Есть минимальные возрастные требования для выдачи поясов. Синие пояса никогда не выдаются никому моложе 16 лет. Для получения чёрного пояса студент должен быть не моложе 19 лет, согласно регламентирующим документам Международной федерации бразильского джиу-джитсу.

Некоторые школы используют систему полос, чтобы определить рост мастерства студента в пределах его пояса. Полосы могут быть выданы любому поясу ниже чёрного, но, так же как и пояса, они выдаются по усмотрению преподавателя, к примеру за сильный прогресс или за победу на турнире. Однако не все школы выдают полосы или выдают их последовательно. Таким образом число полос, которые имеет человек, не всегда является показателем его класса. Использование их - ориентир для студента, ведь нужно получить четыре полосы, чтобы быть представленным на следующий пояс.

Занимающиеся с чёрным поясом могут получать степени (даны) - до 9-й. В 7-й степени чёрный пояс становится чёрно-красным. В 9-й степени пояс становится красным. Только Хелио, Карлос и их братья Грейси имели когда-либо 10-ю степень. Членами семьи Грейси, которые имеют 9-ю степень, являются Карлсон Грейси, Рейлсон Грейси (Reylson Gracie), Релсон Грейси (Relson Gracie), Рейсон Грейси (Reyson Gracie) и Рорион Грейси.

БДД отличается от других единоборств методами выдачи поощрений, которые основываются на практике (спарринг, борьба) и на результатах участия студента в соревнованиях. Почти всегда любой обладатель чёрного пояса является экспертом в практическом применении навыков бразильского джиу-джитсу и прекрасно выступает на соревнованиях. Меньше внимания уделяется теоретическому и факультативному обучению. Редко аттестационный тест не основывается на наблюдении за каждой тренировкой спортсмена. Этим БДД отличается от дзюдо, в котором теоретическое знание требуется наравне с практическим (к примеру, демонстрация ката).

Школы также различаются по времени прогресса студента. Более традиционные школы, особенно Грейси, полагают, что чёрный пояс не может быть достигнут менее чем за 8-10 лет, в то время как некоторые новые школы позволяют студентам достигать чёрного пояса быстрее. Синий пояс можно получить после 1-2 лет тренировок, в зависимости от частоты тренировок студента и его обучаемости. Пурпурный пояс можно получить в течение 2-4 лет. Это в значительной степени зависит от студента и частоты обучения. Пурпурный пояс является низшим уровнем, который может иметь преподаватель. Время, по прошествии которого можно получить коричневый пояс, - 5-8 лет, чёрный - от 8 лет.



 

Возможно, будет полезно почитать: