Дзюдо для детей: со скольки лет и какая польза. Дзюдо

Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан».

Дзюдо было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо.

Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия.

Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашним снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чем не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»

Мастера дзю-дзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях. В период феодальных войн 17-19 веков искусство мягкости, входившее в систему боевой подготовки самураев, достигло своего расцвета, а число школ приблизилось к тысяче.

Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу.

Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой ученый, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо - новую борьбу, означающую «мягкий путь». По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций.

В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.

В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию.

Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя.

Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор.

Развитие борьбы ненадолго приостановила Вторая мировая война. Несмотря на то, что Кано неоднократно подавал голос протеста против милитаризации общества и образования, дзюдо попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещенных боевых искусств. Запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводят к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая.

В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, ее президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

В 1956 году в Токио прошел первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.

В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

Женское дзюдо обязано своим рождением супруге Дзигоро Кано, яростной энтузиастке борьбы. Первый чемпионат мира среди женщин прошел в 1980 году, а в Олимпийских играх дзюдоистки принимают участие с 1992 года.

На сегодняшний день членами Международной федерации являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире - более 20 миллионов. По количеству «посвященных» дзюдо уступает только футболу.

В этой статье разговор пойдет о «гибком познании»… Нет, это вовсе не нудные пары по философии или логике. Речь о дзюдо, а также о том, почему этот вид спорта полезен, во сколько лет дети могут начинать им заниматься и сколько стоят занятия.

Японское боевое искусство, настоящая философия и борьба без нападения – все это о дзюдо. Этот вид спорта часто привлекает детей и их родителей. И не зря: он прекрасно развивает ребенка как физически, так и духовно, укрепляет характер и волю к победе.

Со скольки лет?

Дзюдо – мягкий, безударный вид единоборств, подходящий даже для самых маленьких деток. Поэтому начать обучение можно уже с 4 лет. Раннее начало боевого пути пойдет только на пользу: ребенок научится направлять свою энергию в правильное русло и контактировать с другими детьми и взрослыми.

Важно понимать, что в таком возрасте ребенка не будут учить делать захваты или наносить удары соперникам. В секции с четырехлетками начинают заниматься общей физической подготовкой, и только потом, уже укрепившихся и подготовленных, постепенно обучают основам дзюдо.

Есть только одна проблема: четырехлетнего малыша могут не взять в секцию. Это особенно актуально для маленьких городов. В городах-миллионниках уже начинают открываться клубы, в которые можно отдать ребенка в столь юном возрасте.

Обычно рекомендуется отдавать детей на дзюдо с 7-8 лет. Это тот возраст, когда они становятся более собранными, целеустремленными и начинают осознавать, в чем суть этого вида спорта. А также в этом возрасте легче привыкнуть к строгим правилам на тренировках.

Медицинские противопоказания

Одно из самых безопасных единоборств, которое подойдет почти всем – это дзюдо для детей. Но есть и некоторые ограничения по состоянию здоровья.

Основные противопоказания:

  • больное сердце;
  • плохое зрение;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • болезни почек;
  • аномалии развития.

Родителям стоит понимать, что дзюдо – это борьба. И хотя дети учатся не причинять сопернику боль, а лишь имитировать поединок, ваше чадо не застраховано от синяков и сильных ушибов. Поэтому стоит проконсультироваться с врачом или , чтобы быть уверенными, что тренировки не навредят.

Узнать подробнее об .

Мальчики и девочки

Другой вариант перевода этого японского слова – «мягкий путь». Здесь важны не сила или умение «задавить» соперника, а ловкость и гибкость. Дзигоро Кано, создатель этого вида единоборств, вложил в свое творение основную идею: Необходимо поддаться, чтобы победить .

Дзюдо прекрасно подойдет для девочек. Тренировки вырастят сильную, уверенную в себе, дисциплинированную, но женственную и нежную девушку.

Если вы сомневаетесь, то вот еще несколько причин, чтобы отдать девочку именно на дзюдо:

  1. Ребенок приобретает навыки самообороны и учится защищать себя, что бывает иногда жизненно важным.
  2. Девочкам легче на тренировках, чем мальчикам, так как женская половина человечества от природы гибкая и склонная брать не напором, а хитростью и ловкостью.
  3. В конкуренция в женском дзюдо в разы меньше, чем в мужском, поэтому это очень перспективное направление.

Да что там говорить, девочка, которая способна уложить любого мальчишку, вызывает в кругу сверстников искреннее восхищение и даже преклонение.

Плюсы

Дзюдо для детей, как и любой другой вид спорта, полезен для здоровья, физического и умственного развития, а также приносит удовольствие и позволяет выпустить лишнюю энергию.

Регулярные тренировки:

  • Развивают координацию. Захваты и броски требуют четких, отточенных движений. Неверно направил удар, промахнулся – и уже проиграл.
  • Тренируют реакцию . Во время спарринга необходимо постоянно наблюдать за соперником, чтобы удачно защищаться и нападать. Любое неверное действие противника становится преимуществом, которое нужно умело использовать.
  • Формируют дисциплинированную и сильную личность. Тренировки по дзюдо – дело серьезное. Они приучают детей к дисциплине: во время занятий запрещается бегать по залу и даже разговаривать. В процессе обучения боевому искусству ребенок учится выигрывать и проигрывать, контролировать эмоции и тело, обретает волю к победе и уверенность в собственных силах.
  • Укрепляют здоровье. Занятия дзюдо укрепляют мышцы и кости, уменьшают вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, являются эффективным средством борьбы с ожирением.

Минусы


Несмотря на максимальную безопасность этого вида единоборств, травмы не исключены. Но не стоит бояться, что после первой тренировки ребенок придет с синяком или хуже – с переломом.

На первых занятиях, а иногда и годы, малышей обучают, как избежать травм и сохранить все конечности в целости, затем с помощью упражнений укрепляют их тело, а только потом показывают приемы и ставят в спарринги.

Сколько стоят занятия?

Любой спорт, если им заниматься серьезно и основательно, требует постоянных затрат. Вот примерный список расходов и расценки:

  • Тренировки. Одно занятие с тренером обойдется примерно в 600 – 800 рублей. Однако можно найти и бесплатную секцию для детей с 7 – 8 лет.
  • Поездки на турниры. Вероятность того, что ребенок будет ездить на турниры за счет организации, есть, но стоит быть готовыми к тому, чтобы оплачивать дорогу, питание и проживание.
  • Экипировка. Кимоно необходимо покупать самостоятельно. Его примерная стоимость: от 2 000 до 15 000 рублей. Есть и бюджетный вариант – взять с рук.

Как выбрать секцию?

От секции и тренера зависит многое: результаты тренировок, настрой и мотивация, травмоопасность занятий. Поэтому к выбору подходящей организации стоит подойти серьезно.

Есть несколько факторов, которые необходимо учитывать при выборе секции:

  • Желание ребенка. Это главный фактор, о котором многие родители просто забывают. Если ребенок будет заниматься без желания, то никаких положительных результатов быть просто не может. Поэтому не бойтесь пробовать заниматься в разных клубах. Во многих платных секциях предлагается пробное бесплатное занятие. Пробуйте, и найдете то, что подойдет Вам и Вашему ребенку.

Дзюдо (яп. 柔道 дзю: до:, «Мягкий путь») берет свое начало в борьбе джиу-джитсу вопреки распространненому мнению, что джиу-джитцу это боевое дзюдо.

Борба дзюдо была создана профессором Дзигоро Кано, который родился в Японии 28 октября 1860 года и умер 4 мая 1938 года. Освоив несколько стилей джиу-джитсу, в том числе Кито-рю и Тэндзин-Сине-рю, в молодости он начал развивать свою систему борьбы, основанную на современных принципах спорта. В 1882 году он основал школу Кодокан Дзюдо в Токио, где начал преподавать и которая по-прежнему является международным центром дзюдо.
На фото чуть ниже Дзигоро Кано с собранием лидеров джиу-джитсу в 1921 году.

Название дзюдо было выбрано поскольку оно означает мягкий и гибкий путь. Кано подчеркивал большую образовательную ценность тренировок, он считал, что дзюдо может стать жизненным путем или образом жизни. Он убрал некоторые традиционные приемы джиу-джитсу и изменил методы обучения, таким образом, что большая часть движений может быть сделана с максмальной силой для убедительной победы без травм.

Популярность дзюдо возросла после того, как состоялся знаменитый турнир полиции Токио в 1886 году, где команда по дзюдо победила самую известную школу джиу-джитсу того времени. После этого дзюдо стало частью японской системы физического воспитания и начала свое распространение по всему миру.

В 1928 году после участия в Олимпийских играх в Амстердаме, Дзигоро Кано задумал ввести дзюдо в программу Олимпийских игр. В 1936 году в Берлине, во время 35-й сессии Международного олимпийского комитета, XII Олимпийские игры были запланированы на 1940г. в Токио, где дзюдо, должно было впервые быть включено в Олимпийские игры, но война с Китаем в 1937 году заставили Японию отказаться от организации этих Игры и дзюдо было включено только в качестве демонстрации. В 1964 году соревнования по дзюдо у мужчин, наконец-то, стали частью Олимпийских игр, и первым восточным боевым искусством в качестве официального олимпийскго спорта. В 1992 году соревнования по дзюдо для женщин были добавлены в Олимпийские игры.

Дзюдо состоит в основном из нагэ-вадза (броски), а также катаме-ваза (боррьба лежа), которая включает осаекоми-ваза (удержания), семей-ваза (удушающие) и кансетцу-вадза (болевые). Дополнительные приемы, в том числе атэми-ваза (удары), различные совместные захваты, самооборона и работа с оружием используются в ката дзюдо. Большинство тренеров подчеркивают основные принципы дзюдо, такие как гибкость (используя силу противника побеждать соперников сильнее и больше), а также научные принципы: рычага, импульса, эфективности движения и управления противником. Максимальная эффективность и взаимная выгода являются наиболее важным и универсальными принципами дзюдо. Дзюдо является хорошим выбором для большинства детей, потому что это безопасно и весело, способствует правильному развитию тела, ума и характера.

Поскольку дзюдо создана в современное время она организована, как и другие основные виды спорта с одним международным органом управления, Международной Федерация Дзюдо (IJF). Кодокан продолжает оставаться техническим органом для дзюдо. В отличие от многих других боевых искусств, в дзюдо, правила, методы обучения и классификация спрортивного мастерства одинаковы по всему миру.

"Мир меняется, и джиу-джитсу должна измениться тоже. Я не думаю, что это правильно ограничиваться одним определенным стилем. Я больше не вижу смысла в сохранении техники джиу-джитсу каждой школы в тайне. Было бы лучше, экспериментировать с целым рядом методов и выбрать те, которые вы хотите использовать, изменяя их при необходимости. Я хотел бы взять лучшие приемы из стиля Есин и лучшие приемы из многих других стилей и объединить их все для создания конечной формы джиу-джитсу. В прошлом году, после того, как мы провели турнир на Грант Президента, Мастер Фукуда говорил о распространинии джи-джитсу по всему миру. Чтобы сделать это, мы не можем полагаться только на один определенный стиль, мы нуждаемся в комбинации из лучших методов из всех основных школ джиу-джитсу. Вот чему я хотел бы научить остальной мир".

Дзигоро Кано, 1880

Дзюдо возникло на базе дзю-дзюцу, искусстве рукопашного боя, который относят к наиболее древним видам японской борьбы, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений. Основатель дзюдо – выдающийся японский общественный деятель и педагог, профессор Дзигоро Кано, родившийся 28 октября 1860г. в г.Микагэ на Японских островах.

В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для издёвок со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзю-дзюцу. В короткие сроки он сумел освоить сложную технику многочисленных приемов дзю-дзюцу школ Тэндзин Синъё Рю (относительно новый стиль дзю-дзюцу того периода, основное внимание в котором уделялось атэми – поражению анатомически слабых точек и технике захвата) и Кито Рю (во времена Кано основное направление школы – нагэ-вадза, техники броска).

При развитии бросковых техник Кано пришёл к мысли реформировать дзю-дзюцу. Кано хотел с помощью новой техники, базировавшейся на научных наблюдениях, добиться объединения ума и духа у занимающихся. Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие и исключив опасные для жизни приемы, он создал дзюдо (в переводе с японского «мягкий путь» или «путь мягкости») – боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия.

Название дзюдо уже использовалось к тому времени в японских боевых искусствах как синоним названия дзю-дзюцу, но Дзигоро Кано наполнил его новым содержанием, объявив основой «Путь» (до) самосовершенствования, а не «Технику» (дзюцу). Также выбором такого названия Кано хотел подчеркнуть гуманистическую направленность дзюдо, чтобы лишний раз отметить его отличие от дзю-дзюцу, рассматривавшееся после реставрации Мэйдзи (конец 19 века) многими людьми как занятие грубое, предназначенное только для убийства, недостойное просвещенного человека. По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни, хранилищем бесценных национальных традиций».

Отправной точкой дзюдо считается 1882 год. В это время Кано с несколькими своими учениками открывает собственную школу в токийском буддийском храме Эйсёдзи. Это и был всемирно известный ныне Институт Кодокан (в переводе с японского «Дом изучения Пути»), который тогда разместился в четырех помещениях, самое большое из которых (4 на 6 м) отвели под додзё (в переводе с японского «Место где ищут путь»; места для тренировок, соревнований, аттестаций).

Основав Кодокан, Дзигоро Кано стал посредством дзюдо создавать систему воспитания человека. Он рассматривал борьбу дзюдо, прежде всего как средство воспитания, а не как одну из форм времяпрепровождения. «Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю», - так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания.

В январе 1883 года Кодокан покидает храм Эйсёдзи и находит новое пристанище в очень скромном помещении. Новый зал не мог вместить все татами, поэтому Кано делает рядом с оградой небольшую пристройку, больше напоминающую сарай, который, хотя и был просторным, от холода и сырости не спасал.

В 1883 году Кано вводит разрядную систему. Первоначально в ней было три начальных уровня (кю) и три уровня для мастеров (дан).

В том же году Кано разработал кодекс поведения для учеников Кодокана. Первыми подписали его, обмакивая кисточку в собственную кровь, Цунедзиро Томита, Сайго Хагучи, Сиро Сайго, Сакудзиро Екояма и Есиаки Ямасита.

В тот же день Сиро Сайго и Цунедзиро Томита, стали первыми учениками, удостоенными ранга сёдан (японское название первого дана).

В 1886 году Кано переехал в Фудзими-тё, и там ему удалось построить прекрасное здание на сорок матов. Здесь, впервые, ученики с уровнем дан начали носить черные пояса как знак своего статуса. Стоит отметить, что мастерам Кодокан, достигшим этого уровня, вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской медициной, они целиком и полностью основаны на теории акупрессуры – лечении и профилактики заболеваний через давление на определённые точки тела.

С разрешения Министерства просвещения Японии в 1886 году был организован специальный турнир, целью которого было определение лучшей школы, методику которой намеревались включить в школьные программы и взять на вооружение в полицию. В финале встретились представители школы дзюдо Дзигоро Кано и воспитанники школы дзю-дзюцу мастера Тоцука. Из 15 лучших воспитанников школ, заявленных на участие в турнире, 13 дзюдоистов одержали чистые победы и лишь двое свели поединки вничью! Турнир показал раз и навсегда, что ДЗЮДО - лучший вид единоборств! В результате дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях.

К 1887 году под руководством Кано была сформирована техническая база стиля Кодокан дзюдо, а в 1900 году разработаны правила судейства соревнований.

Добившись долгожданного, но главное, официального признания у себя на родине, Дзигоро Кано приступил к осуществлению следующего грандиозного замысла - о дзюдо должен был услышать мир. Стремление "подарить" дзюдо всему миру подтолкнуло Кано развернуть свою деятельность в Европе. В 1889 году он лично открывает первую школу во Франции. Позднее дзюдо добирается до Великобритании и других Европейских государств.

В 1906 году Кодокан вновь расширяется, на сей раз, он переезжает в додзё на двести семь матов в районе Симо-Томисака-тё. Примерно в то же время стандартом становится дзюдоги (форменная одежда дзюдо) в том виде, в каком она известна нам сегодня (прежде брюки часто были очень короткими, а куртки шились по самым разным образцам).

Дальнейшим развитием дзюдо в Японии обязано не в последнюю очередь включением его в 1907 году, наряду с кэндо (современное фехтовальное искусство), в обязательную программу общеобразовательных средних школ, что существенно увеличило количество занимающихся и привлекло большее внимание общественности.

В 1909 году Кано избирается первым японским представителем в Международном Олимпийском Комитете. Хотя Кано был предельно добросовестным членом этого комитета и, в конце концов, добился проведения Олимпийских Игр 1940 года в Токио, он занимал довольно неоднозначную позицию по отношению к введению дзюдо в программу Олимпийских Игр. Кано был глубоко обеспокоен возрастанием значения спортивных побед и боялся, что олимпийское дзюдо может стать орудием национализма. Разумеется, он одобрял открытые международные турниры, но не хотел, чтобы они стали формой противостояния между различными странами и мерилом расового превосходства.

В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост её президента.

В 1919 был назначен президентом Японской атлетической организации.

В 1926 году в Кодокане было официально открыто женское отделение. Кано всегда активно призывал женщин к практике дзюдо, он часто повторял: «Если вы хотите по-настоящему понять дзюдо, понаблюдайте за тренирующейся женщиной».

В 1938 году Кано отправился в Каир на заседание Олимпийского Комитета, на котором обсуждалась организация Олимпийских Игр 1940 года в Токио (в конце концов, эта Олимпиада была сорвана из-за начала Второй мировой войны). Возвращаясь в Токио на судне «Хикава-мару», Кано заболел воспалением легких и скончался 4 мая 1938 года, в возрасте семидесяти восьми лет.

Жизнь и учение Кано лучше всего отражаются словами, которые он писал, создавая Кодокан Дзюдо: «Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих, то, что было хорошо усвоено одним поколением, будет передано сотням поколений».

Вторая мировая война и последовавший за капитуляцией Японии запрет оккупационных властей на преподавание воинских искусств временно остановил развитие дзюдо в Японии. Но в 1948 году запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводит к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая. В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, её президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

В 1956 году в Токио прошёл первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.

В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

До 1914 года в России дзюдо как спорт не культивировался. О нем было известно из книг американского офицера Ганкока как о системе защиты. Некоторые из ее приемов были введены в русской полиции и, начиная с 1902 года, изучались в Петербургской полицейской школе. Начало развитию дзюдо в СССР положил Василий Сергеевич Ощепков, детство и юность которого прошли в Японии. Он был одним из первых европейцев, сдавших экзамен на мастерскую степень дан в Кодокане. В 1917 году ему был присвоен 2-й дан.

После возвращения в Россию он активно развивал дзюдо, сначала на Дальнем Востоке (1914г., 1917-1925г.), а затем в Новосибирске (1928) и в Москве (с 1930 года). В 1937 году В.С.Ощепков был репрессирован по грязному доносу своих приближенных, объявлен «врагом народа» и казнен. После этого дзюдо многие годы, как «чуждый нашим идеалам» вид единоборства, пребывало в забвении. При жизни Ощепков очень много сделал для популяризации дзюдо. Занимаясь в основном практическим дзюдо, он имел много теоретических разработок, но все рукописи в день ареста исчезли. После его смерти, ученики и соратники, страстные пропагандисты дзюдо, были вынуждены, используя свои знания о дзюдо, создать другой вид борьбы.

Could not load widget with the id 10.

В процессе «перелицовывания» дзюдо были изменены правила, форма одежды, а самое главное, исчез дух дзюдо. С введением в технику дзюдо всевозможных приемов из разных видов борьбыродилась другая, вольная борьба, а затем и самбо. Интерес к дзюдо вернулся после его выхода на международную арену. В соревнованиях по дзюдо стали принимать участие советские самбисты. Они успешно проявили себя на чемпионате Европы в Эссене (ФРГ) 11-12 мая 1962 года, затем в 1963 году на предолимпийском турнире в Японии. А на Олимпиаде 1964 года в Токио наши спортсмены завоевали 4 бронзовые награды. Это был большой успех советских атлетов, любящих и умеющих бороться. Первую золотую медаль советские дзюдоисты завоевали на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене (олимпийским чемпионом стал уроженец города Гори Шота Чочишвили). Впоследствии победителями Олимпийских игр становились наши дзюдоисты Владимир Невзоров, Сергей Новиков, Николай Солодухин, Шота Хабарели.

В 1972 году была создана Федерация дзюдо СССР, преобразованная после 1990 года в Федерацию дзюдо России. В настоящее время Федерация дзюдо России является членом Европейского союза дзюдо, который в качестве континентального подразделения входит в Международную федерацию дзюдо. На сегодняшний день членами Международной федерации дзюдо, являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. К сожалению, создатель дзюдо не дожил до того времени, когда его детище превратилось в поистине массовый вид спорта, популярный во всем мире среди детей и взрослых, юношей и девушек, мужчин и женщин. Дзюдо объединяет людей разных национальностей, вкусов, вероисповеданий. Многогранность дзюдо позволяет каждому найти здесь то, что нужно только ему.

Кано́ Дзи́горо (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро 28 октября 1860, Микаге, Япония-4 мая 1938) - мастер боевых искусств, создатель дзюдо, основатель школы Кодокан.

28 октября 1860 года в Японии , в местечке Микаге, неподалёку от города Кобе, в семье торговца Еросаку Кано родился мальчик, которому судьба приготовила великое будущее. Именно он - Дзигоро Кано станет основателем самой популярной, самой массовой спортивной борьбы - борьбы дзюдо.С рождения Дзигоро не отличался крепким телосложением и здоровьем. Но, обладая огромной силой воли, Д. Кано усердно овладевал приёмами «дзю-дзютсу». Он с молодых лет пытался найти приёмы, позволяющие маленькому, хрупкому человеку одолеть более сильного и тяжёлого соперника. И он нашёл, что искал - именно ловкость, гибкость и быстроту он предпочитал использовать в единоборстве с грубой силой.

Рвение, с которым Дзигоро осваивал тайны единоборств, вызывали удивление у учителей борьбы. Многие из них говорили Кано: «Больше мне нечему вас учить...» и Дзигоро продолжал совершенствоваться самостоятельно.

В 1877 году Кано нашел хорошего учителя, Хатиносукэ Фукуду (1829-1880) из Тэнсин Синъё-рю. Здесь занимались относительно новым стилем дзю-дзюцу, и основное внимание в нем уделялось атэми (поражению анатомически слабых точек) и технике захвата. Кано от всей души предался занятиям и, даже если рядом никого не было, занимался в одиночестве и выполнял различные движения с тяжелым железным шестом, которые ему преподал Фукуда.

Главным партнером по упражнениям для Кано был могучий тяжеловес по имени Фукусима. Он постоянно побеждал Кано, и Кано обратился за советом к своему другу, борцу сумо, надеясь, что приемы этой борьбы дополнят его опыт. Однако сумо не смогло помочь ему, и Кано отправился в Токийскую библиотеку, желая посмотреть, что предлагается в книгах по западной борьбе. Там он обнаружил технику, которую успешно применил против Фукусимы и впоследствии назвал ката-гурума («мельница»).

После смерти учителя Фукуды, Кано продолжил свою учебу в Тэнсин Синъё-рю у Масамото Исо (1818 – 1881). Обучение у Масамото позволило Кано овладеть мастерством выполнения различных ката и получить значительный опыт рандори – в додзё Масамото занималось тридцать учеников и Кано ежедневно нужно было провести поединок с каждым из них. Очень часто его тренировки заканчивались лишь к одиннадцати часам вечера, и совсем нередко усталость едва позволяла ему доползти до дому.

В 1881 году, после смерти Масамото, Кано вновь остался без учителя. На этот раз он отправился учиться к Цунэтоси Ийкубо (1835-1889) из Кито-рю. Во времена Кано Кито-рю сосредоточивалась, в первую очередь, на нагэ-вадза, техниках броска. Как стиль, так и содержание обучения в Кито-рю существенно отличались от принципов Тэнсин Синъё-рю, и Кано был очень рад познакомиться с новым подходом к дзю-дзюцу.

В своих воспоминаниях Кано говорит: «У Мастера Фукуды я научился тому, какой должна быть работа моей жизни; у Мастера Масамото я научился тонкой природе ката; у Мастера Ийкубо я освоил множество приемов и научился важности своевременности».

Посвящая тренировкам все вечера, Кано не менее усердно погружался днем в книги, получая в Токийском университете отличные оценки.

Кано закончил Токийский университет в 1881 году, но остался там для дальнейшего обучения еще на год. В феврале 1882 года он перебрался в Эйсё-дзи, небольшой буддистский храм секты Дзёдо в районе Симо-тани города Токио. Там, в возрасте двадцати двух лет, он основал Кодокан, «Институт Изучения Пути».

В 1891 году Кано, которому исполнился тридцать один год, решил, что пришла пора обзавестись семьей, и, после поисков подходящей партии с помощью старших, женился в августе того же года на Сумако Такэдзоэ.

В 1909 году Кано избирается первым японским представителем в Международном Олимпийском Комитете. Хотя Кано был предельно добросовестным членом этого комитета и в конце концов добился проведения Олимпийских Игр 1940 года в Токио, он занимал довольно неоднозначную позицию по отношению к введению дзюдо в программу Олимпийских Игр.

Кано был глубоко обеспокоен возрастанием значения спортивных побед и боялся, что олимпийское дзюдо может стать орудием национализма.

Разумеется, он одобрял открытые международные турниры, но не хотел, чтобы они стали формой противостояния между различными странами и мерилом расового превосходства (дзюдо вошло в список олимпийских видов спорта лишь в 1964 году, спустя много лет после смерти Кано).

В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост её президента.

В 1919 был назначен президентом Японской атлетической организации.

В 1926 году в Кодокане было официально открыто женское отделение. Кано всегда активно призывал женщин к практике дзюдо; он часто повторял: «Если вы хотите по-настоящему понять дзюдо, понаблюдайте за тренирующейся женщиной».

В 1938 году Кано отправился в Каир на заседание Олимпийского Комитета, на котором обсуждалась организация Олимпийских Игр 1940 года в Токио (в конце концов, эта Олимпиада была сорвана из-за начала Второй мировой войны). Возвращаясь в Токио на судне «Хикава-мару», Кано заболел воспалением легких и скончался 4 мая 1938 года, в возрасте семидесяти восьми лет.

Жизнь и учение Кано лучше всего отражаются словами, которые он писал, создавая Кодокан Дзюдо: «Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих; то, что было хорошо усвоено одним поколением, будет передано сотням поколений».



 

Возможно, будет полезно почитать: