Йога для тела — что говорит наука? Можно ли йогой единой "сделать" хорошее спортивное тело? Что йога делает с телом

Н ет такого человека, которому йога не принесла бы пользу, поэтому можно с уверенностью сказать, что она подходит всем. Исключение составляют некоторые заболевания, при которых польза йоги подвергается сомнению и её практика даже может навредить: инфекции мозга и позвоночника, злокачественные опухоли, психические болезни, острые заболевания внутренних органов. В остальных случаях систематические занятия йогой нормализуют все физиологические процессы в теле, и организм начинает функционировать слаженно – так он работает, наверное, лишь в детстве, когда молодому организму всецело помогает сама природа.

За счёт чего занимающиеся получают пользу от занятий йоги? При взгляде со стороны люди сидят в удобных позах и ничего особенного не делают… Тем не менее работа в статическом положении идёт серьёзная. Если говорить кратко, то за счёт комбинирования дыхания с мышечным напряжением и расслаблением тела.

Дыхание позволяет контролировать внимание и усиливает эффект от асаны. Напряжение мышц приводит в движение глубоколежащие мышцы (пассивные), а те в свою очередь рефлекторно воздействуют на внутренние органы, до которых в других видах физической активности просто не добраться. И, наконец, после хорошего напряжения идёт глубокое и качественное расслабление всего тела.

Польза йоги для мужчин: экскурс в историю

В древней Индии йога, вообще говоря, считалась занятием только для мужчин, как способ достижения Абсолюта, высшего познания себя и слияния с Творцом после полного освобождения от материального и очистки от кармической деятельности. Достичь освобождения - прерогатива мужская.

Человеческое сознание проходит определённые стадии развития с минерального мира, продолжая растительным и животным и получая человеческое воплощение. Рождаясь, человек тоже проходит этапы развития сознания, и, с этой точки зрения, женщина - это определённый этап. Согласно йогическим трактатам, только хорошо исполняющие свои земные обязанности женщины, занимающиеся служением мужу и семье, могут обрести право родиться мужчиной. Дальше эволюция их сознания продолжается в мужском теле, у которого возможностей гораздо больше.

Поэтапное развитие сознания человека хорошо иллюстрирует учение об энергетических центрах в человеческом теле - чакрах - и деление по ним на касты. Люди с невысоким уровнем развития, удовлетворяющие исключительно свои потребности, шудры (работники), условно живут нижними центрами: чакрами и Свадхистаной. Сознание вайшью (купцов) поднимается до Манипура-чакры: помимо себя, они уже проявляют заботу о других, например о семье, и что-то производят для общества. В старые времена с этого уровня разрешалось заниматься йогой.

Следующий уровень Анахата-чакры - у касты кшатриев (воинов), которые посвящали себя заботе обо всех. Они занимались особенной йогой, направленной на развитие силы, выносливости, терпения и здравомыслия. В нынешние практики очень многое привнесено кшатрийской йоги, которая помогает нам устоять в бесконечно бушующем современном мире.

Вишудха-чакра развита у высшей касты - брахманов (мудрецов). Это лидеры организаций, общественные деятели, управленцы, политики и цари. На этом уровне сознание эволюционирует до понимания того, что я есть душа, а не тело. Наигравшись в роли шудры, вайшью, кшатрия, человек приходит к познанию своей духовной природы, и ему предписывается заниматься йогой и медитацией.

Две верхние чакры в области лба и макушки - Аджна и Сахасрара - являются выходом за пределы человеческого сознания и отвечают за связь с космосом. В своём развитии мужчина тоже проходит все эти этапы. Поэтому здесь можно говорить не просто о пользе йоги для мужчин, а о том, что она является тем фундаментом, на котором эта эволюция достигается.

Современная йога — йога для тела, её относят к фитнесу, гимнастике. Получив развитие во всем мире, она стала отличаться от классической индийской йоги, утратив религиозный подтекст. Тем не менее она продолжает помогать для расслабления тела и души, в развитии мышц, улучшении гибкости, грации, и в общем достижении гармонии. Сегодня подробнее обсудим что ещё «лечит» йога.

Йога для души для тела

В фитнес-йоге выделяют направления, вобравшие в себя древние знания мудрецов из самой молодой из практик — хатха йоги.

Рассмотрим пользу от занятий на её примере:

  • Оказывает оздоровительное воздействие на организм;
  • Позволяет развить физическую силу;
  • Дает возможность справить фигуру;
  • Вылечить болезни, восстановиться после перенесенных травм;
  • Развить гибкость тела;
  • Повысить выносливость и достичь тонуса мышц;
  • Укрепить дух и психическое здоровье.

Для многих йога становится непросто способом достичь расслабления мышц и совершенства в управлении телом и собой, но также стилем жизни.

Группа нейробиологов Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA) под руководством Эйлин Людерс, заинтересованная в исследовании пользы йоги, обследовала 44 человека, чтобы понять, каким образом медитация оказывает влияние на их мозг.

Первая половина испытуемых практиковала медитацию 5-6 лет, уделяя этому от 10 минут до полутора часов в сутки. Вторая половина обходилась без расслабления вообще.

В результате исследований состояния мозга с помощью МРТ, исследователи установили, что некоторые структуры мозга у практикующих медитацию сильно отличались от тех, кто ею не занимался вообще.

Оказалось, что у медитирующего человека гиппокамп, участки височной нижней извилины, глазнично-лобной коры и таламуса, то есть участки, позволяющие контролировать эмоциональное состояние и ответные реакции, увеличены в объеме.

В дальнейшем ученые определят степень влияния медитативного расслабления на клеточном уровне. В частности, происходят ли у практикующих медитацию изменения в количестве клеток нейронов либо увеличиваются связи между ними.

Другая группа ученых из медицинского факультета университета в Бостоне, вместе с персоналом психиатрической больницы Маклина, под началом Криса Стритера, обнаружили: всего за 3 занятия в неделю йога дает возможность не только достичь гибкости, но и бороться пациентам с депрессивным состоянием в результате расслабления.

Три месяца исследователи наблюдали за эмоциональным состоянием двух групп людей. Первая по 3 ч. в неделю занималась обычными физическими упражнениями и ходьбой, а вторая — практиковала йогу.

Анализы МРТ показали, что у йогов отмечалось повышение уровня гамма-аминомасляной кислоты, а ведь она является важнейшим нейромедиатором центральной нервной системы, будучи необходимой для для нормальной работы головного мозга. Эта кислота способна снимать возбуждение, оказывая успокаивающее воздействие на человека. Низкое ее содержание наблюдается в депрессивных состояниях.

Йога от боли

Еще одна группа исследователей из Орегонского университета под руководством Джеймса Карсона изучила, помогают ли регулярные занятия йогой избавиться от фибромиалгии (нейропатической боли мышц, распространяющейся по всему телу). Известно, что 80-90% пациентов, больных этим заболеванием составляют женщины, так что в исследовании принимали участие только они.

25 участниц различных возрастов приняли участие в специальной программе Yoga of Awareness, а остальные 28 - проходили обычное медикаментозное лечение. Оказалось, что результаты йогинь в преодолении заболевания мышц были намного лучше.

Наконец, ученые университета в Монреале опубликовали в American Psychological Association journal утверждение, что постоянные занятия йогой, помогая в развитии гибкости, стимулируют работу и развитие центральной области головного мозга, контролирующей реакции на боль. Именно потому йогические практики пациентам, страдающих невралгией.

Вот так плюсы йоги доказываются с помощью науки. Но интересно другое: все, что сегодня выясняется в результате многолетних исследований было уже давно известно индийским мудрецам тысячелетия назад.

Гибкость - это способность мышц и суставов действовать в полном диапазоне. Мы рождаемся с этой способностью, но в большинстве случаев теряем её с возрастом.

Во времена охотников и собирателей люди каждый день выполняли необходимое количество движений, которые поддерживали гибкость и здоровье. Сейчас у нас нет необходимости так много двигаться, даже наоборот, многие люди вынуждены проводить полдня в сидячем положении.

Даже если вы активны, к тому времени, как вы становитесь взрослым, ваши ткани теряют 15% влаги и делаются менее упругими.

Со временем ваши мышечные волокна начинают прилипать друг к другу, образуя перекрёстные связи, которые мешают параллельным волокнам двигаться независимо. Риск травм растёт.

Постепенно наши эластичные волокна связываются коллагеновыми соединительными тканями и становятся всё более неподатливыми и жёсткими.

Растяжка замедляет процессы дегидратации, стимулируя выработку смазочных жидкостей в тканях. Перекрёстные связи в мышцах растягиваются, что позволяет восстановить нормальную параллельную структуру мышц.

Что мы растягиваем на самом деле

Большинство физиологов верят, что повышение эластичности здоровых мышечных волокон не самый важный фактор в увеличении гибкости.

По мнению Майкла Алтера (Michael Alter), автора книги «Наука о гибкости» 1998 года, отдельные мышечные волокна могут растягиваться до 150% от своей изначальной длины, прежде чем разорвутся.

Такая способность к растяжению позволяет мышцам двигаться в широком диапазоне, достаточном для выполнения самых сложных асан. А значит, нашу растяжку ограничивают не мышцы.

Есть два основных научных мнения о том, что на самом деле мешает нам или коснуться руками пола. Первая школа утверждает, что нужно увеличивать эластичность соединительных тканей, вторая школа говорит о тренировке нервной системы.

Роль соединительной ткани в развитии гибкости

Соединительная ткань составляет большую часть нашего организма. Она формирует запутанные сети, соединяющие все части тела и разделяющие их на отдельные анатомические структуры: кости, мышцы, органы и так далее.

Соединительная ткань. biology.about.com

В исследовании гибкости мы будем касаться только трёх типов соединительной ткани:

  1. Сухожилия. Служат для передачи силы, соединяя мышцы и кости. Сухожилия обладают огромным пределом прочности, но при этом они довольно чувствительны к растяжению. Растянув сухожилие всего на 4%, можно порвать его или удлинить так, что оно не сможет вернуться в нормальное положение.
  2. Связки. Могут безопасно растягиваться чуть больше сухожилий, но не намного. Они связывают кости внутри суставной капсулы и играют важную роль в ограничении гибкости. Обычно советуют избегать их растяжения: это может лишить суставы стабильности и увеличить риск травмы. Вот почему колени нужно растягивать очень мягко.
  3. Фасции. Это третий тип соединительной ткани, который имеет гораздо более важное значение для развития гибкости. На фасции приходится 41% от общего сопротивления движению.

Давайте применим эти знания к одной из базовых асан - пашчимоттанасане. Это наклон вперёд в сидячем положении. Он растягивает мышечную цепь, которая начинается с ахилловых сухожилий, поднимается к задней части ног и тазу, а затем продолжается до позвоночника и заканчивается у основания головы.


MyGoodImages/Depositphotos.com

Как правило, на занятиях йогой эта поза просто фиксируется на какое-то время - от 30 секунд и дольше. Во время удержания позы инструктор поправляет учеников и побуждает их дышать глубоко и ровно.

Такая практика позволяет изменить качество пластичности соединительной ткани. Длительные позы вызывают здоровые постоянные изменения в фасциях, связывающих ваши мышцы.

Если удерживать позу недолго, возникает приятное чувство растяжения мышц. Но это не обязательно приведёт к структурным изменениям, которые увеличат гибкость.

Джулия Гудместад (Julie Gudmestad), физиотерапевт и сертифицированный инструктор по йоге Айенгара

Поза должна удерживаться в течение 90–120 секунд, чтобы изменить базовое вещество в соединительной ткани. Базовое вещество - это неволокнистая гелеобразная субстанция, в которой находятся волокна соединительных тканей - коллаген и эластин. Именно она стабилизирует и смазывает соединительные ткани.

Как нервная система влияет на развитие гибкости

Вместе с растяжкой соединительных тканей большая часть работы в йоге направлена на включение неврологических механизмов, за счёт которых сокращаются или растягиваются мышцы. Один из таких механизмов - взаимное (реципрокное) торможение.

Каждый раз, когда одна группа мышц (агонистов) сокращается, функция автономной нервной системы вызывает растяжение противоположных мышц (антагонистов). На протяжении тысячелетий йоги используют этот механизм для облегчения растяжки.

Чтобы испытать принцип взаимного торможения на себе, сядьте перед столом и мягко надавите ребром ладони на столешницу. Если вы дотронетесь до трицепса, расположенного на задней стороне плеча, то заметите, что он напряжён. Если же вы потрогаете противоположные мышцы - бицепс, почувствуете, что он расслаблен.

В пашчимоттанасане работают те же самые механизмы. Когда вы напрягаете квадрицепсы, мышцы задней поверхности бедра расслабляются и вы можете немного углубить позу.

Почему нельзя растягиваться рывками

Физиологи, признающие нервную систему главным препятствием для развития гибкости, считают, что ключ к преодолению ограничений лежит в другой функции нервной системы - рефлексе растяжения.

Чтобы понять, что такое рефлекс растяжения, представьте, как вы идёте зимой. Внезапно вы ступаете на лёд, ваша нога начинает уезжать. Ваши мышцы включаются в работу, напрягаясь, чтобы вернуть ноги в устойчивое положение и восстановить контроль. Что при этом происходит в ваших нервах и мышцах?

У каждого мышечного волокна есть сеть сенсоров - нервно-мышечных веретён. Они идут перпендикулярно мышечным волокнам, отслеживая, как сильно и как быстро удлиняется мышечное волокно.


Нервно-мышечные веретёна. anatomytrains.com

Когда волокна удлиняются, мышечные веретёна ощущают стресс. Когда стресс возникает слишком быстро или продолжается слишком долго, мышечные веретёна отсылают срочное неврологическое SOS, активируя немедленное защитное сокращение.

Вот почему большинство экспертов предостерегают от рывков во время растяжки. Они быстро стимулируют мышечные веретёна, которые вызывают рефлекторное сжатие и увеличивают риск травмы.

Медленная статичная растяжка тоже вызывает рефлекс растяжения, но не так резко. Когда вы подаётесь вперёд в пашчимоттанасане, нервно-мышечные веретёна в мышцах задней поверхности бедра вызывают сопротивление, создавая натяжение во всех мышцах, которые вы стараетесь растянуть.

Вот почему улучшение гибкости с помощью статической растяжки требует времени: оно происходит через медленную подготовку мышечных веретён. Вы приучаете их выдерживать большее натяжение, прежде чем включится обратная реакция нервной системы.

Как улучшить растяжку, тренируя рефлекс растяжения

Недавно на Западе появились неврологические техники, которые тренируют рефлекс растяжения, быстро увеличивая гибкость. Одна из таких техник называется проприоцептивное нейромышечное облегчение (proprioceptive neuromuscular facilitation, PNF).

Чтобы применить PNF к пашчимоттанасане, попробуйте следующее:

  • наклонитесь вперёд чуть меньше, чем до максимального растяжения;
  • напрягите мышцы задней поверхности бедра, пытаясь вдавить их в пол;
  • удерживайте напряжение в течение 5–10 секунд;
  • затем расслабьтесь и попробуйте углубить асану.

Во время сокращения мышц задней поверхности бедра снимается напряжение с нервно-мышечных веретён, поэтому они отсылают сигналы, что дальнейшее растяжение безопасно.

Если вы сократите, а затем растянете мышцы таким образом, то обнаружите, что вам гораздо комфортнее находиться в позе, которую вы считали максимумом своей растяжки всего несколько секунд назад.

Как дыхание помогает во время растяжки

Связь между расслаблением, растяжкой и дыханием хорошо известна и признаётся как в йоге, так и в западной науке. Физиологи объясняют это неврологической зависимостью движения и дыхания, известной как синкинезия - непроизвольные мышечные сокращения, сопровождающие какой-либо двигательный акт.

Рассмотрим это на примере пашчимоттанасаны. Когда вы вдыхаете, мышцы становятся более жёсткими, усложняя растяжку. Брюшная полость наполняется воздухом, как шар, затрудняя наклон вперёд.

Выдох сдувает лёгкие и поднимает диафрагму выше - в грудь. Это освобождает место в брюшной полости, так что становится проще согнуться в поясничном отделе позвоночника и наклонить грудь ближе к бёдрам.

Кроме того, выдох расслабляет мышцы спины и наклоняет таз вперёд. В пашчимоттанасане мышцы нижней части спины испытывают пассивное давление.

Когда ваши лёгкие пусты и диафрагма втягивается в грудь, мышцы спины растягиваются и вы можете согнуться в свою самую глубокую позу.

Положите ладони на спину и начните глубоко дышать. Вы почувствуете мышцы по обе стороны от позвоночника, которые напрягаются, когда вы вдыхаете, и расслабляются во время выдоха.

Если вы будете внимательны, заметите, что каждый вдох задействует мышцы вокруг копчика, в самом низу вашей спины, мягко двигая таз назад. Каждый выдох расслабляет эти мышцы и освобождает таз, позволяя вам скручиваться в тазобедренных суставах.

Жёсткий метод быстрого развития гибкости

Может быть, вы видели фотографию Б. К. С. Айенгара в маюрасане (позе павлина) на спине ученицы в пашчимоттанасане. Или учителя, стоящего на бёдрах ученика в баддха конасане (позе бабочки).


Маюрасана (поза павлина). Yoga Asanas Online

Такие методы могут быть опасны для новичков, но под контролем опытных инструкторов они чрезвычайно эффективны и имеют поразительные сходства с передовыми методами западных тренировок гибкости, направленных на перестройку неврологических механизмов.

Иногда во время растяжки возникает физиологическая реакция, которая позволяет внезапно растянуться гораздо лучше, чем обычно. Например, после долгих лет застоя вдруг полностью сесть на шпагат.

Это неврологический выключатель, который подавляет рефлекс растяжения. В то время как рефлекс растяжения вызывает напряжение мышечной ткани, выключатель, известный как обратный миотатический рефлекс растяжения, полностью снимает мышечное напряжение, чтобы защитить сухожилия.

Как он работает? В конце каждой мышцы, в том месте, где она соединяется с сухожилием, есть чувствительные тела, которые отслеживают нагрузку, - сухожильный орган Гольджи. Эти тела реагируют, когда каждое мышечное сокращение или растяжение создаёт слишком большое давление на сухожилие.

Проверьте себя: поднимите ногу на спинку стула. Если вы можете сделать это, у вас уже достаточно растяжки для того, чтобы сесть на шпагат.

Павел Цацулин, российский эксперт по гибкости

Однако использование этого механизма довольно рискованно. Чтобы задействовать рефлекс сухожильного органа Гольджи, мышцы должны находиться под экстремальным давлением в полностью вытянутом положении.

Применение подобных методов требует контроля опытного учителя, который сможет правильно выстроить положение вашего скелета и установить, что ваше тело достаточно сильное, чтобы выдержать такой стресс. Если вы не вполне понимаете, что делаете, можете легко получить травму.

Древние техники или современная наука

Хороший учитель обязательно скажет вам, что йога - это не просто растяжка.

Йога - это дисциплина, которая учит нас по-другому воспринимать мир. Так, что мы можем отказаться от своей привязанности к страданиям.

Джудит Ласатер (Judith Lasater), физиотерапевт

По мнению Ласатер, есть только две асаны: осознанная и неосознанная. Другими словами, то, что делает асану позой, - это осознанность, а не просто изменение положения тела.

Однако растяжка тоже важна для прогресса в йоге, ведь пластичное тело практикующего позволит ему лучше управлять энергией - праной. И нет никакого противоречия в использовании аналитических выводов западной науки для углубленного эмпирического познания древних асан.

Учитель Б. К. С. Айенгар, наверное, самый влиятельный йог в западной хатха-йоге, всегда поощрял научные исследования, выступая за применение строгих физиологических принципов для совершенствования практики утончённых асан.

Может быть, вы сторонник и считаете, что древних техник достаточно, чтобы развить гибкость и получить все преимущества. Но, возможно, дополнив мудрость Востока открытиями западной науки, вы сможете дальше продвинуться в своей практике.

Этот вопрос мне приходится слышать довольно часто. И отвечать я на него обычно стараюсь уклончиво, потому что НОРМАЛЬНОЕ тело, подвижное, без лишних жировых отложений, способное наклониться, подняться и тд - это всего лишь следствие НОРМАЛЬНОЙ работы ума, который выбирает для себя НОРМАЛЬНЫЙ образ жизни с НОРМАЛЬНЫМИ нагрузками. Всё должно быть всего лишь в равновесии, а равновесие телесное берётся из равновесия умственного.

Тем не менее, йогическая практика может быть весьма жёсткой. И бывают случаи когда сидеть, блаженно сложив руки на животе, и ждать, пока ум уравновеситься - бывает недостаточно для этого самого уравновешивания. Бывает так, что у человека жизнь тяжёлая, и заниматься потому ему нужно тяжелее, нужно двигаться, потеть и меняться, чтобы и жизнь свою поменять.

Два с половиной года назад, когда состоялась наша первая тренировка с Ольгой, я испытал чувство, которое ожидалось от меня меньше всего, и чувство, которое не стоит испытывать ни при каких отношениях, даже тренерских - жалость. Она очень старалась, но обыкновенное дневное занятие для группы нулевого уровня, длившееся полтора часа, далось ей невероятно тяжело. Олька пыталась произвести впечатление, смеялась и острила всё занятие, но я же видел, насколько трудно и больно ей было. И она сама это понимала. Более того, в тот момент Олину спину скрутило до такой степени, что она не могла толком смотреть прямо, а только направо: это сейчас звучит как хохма, но она даже так умудрялась водить машину, сидя как-то боком. При этом она не могла усидеть на месте, потому что казалось, что всё хорошее непременно находится где-то в таком месте, куда нужно добраться, не рядом. Нужно было что-то с этим делать.
Стало ясно, что тут поможет только жёсткая "перезагрузка". Именно на физическом уровне. Мы начали заниматься и я был поражен результатами.

Жесткая (я бы сказал даже жестокая) практика нам была нужна на том этапе, для того, чтобы "перепрошить" этот ум прежде всего.

Это было лирическое отступление на тему изначальной мотивации для освоения этих трудных силовых элементов.
Для кого-то такая йога и впрямь может стать ключом к фигуре мечты. Я не спорю. Это тоже будет.

Сегодня у нас было индвидуальное занятие, протяжённостью час, высокого (как для Ольги) урваня сложности. Во время занятия я фиксировал некоторые моменты.

Стойку на руках тем, в ком я уверен, предлагаю делать иногда в самом начале занятия. Для отработки навыков, необходимых для освоения этой трудной асаны, начало занятия, когда тело еще расслаблено после дыхательных упражнений и одновременно полно сил - оптимальное время.

Как я уже говорил ранее - пробуйте сразу посреди зала. Главное - никаких резких движений. Все плавно, легко.

Эти балансы не такие уж и трудные, когда поймешь, как правильно дышать, расслабляя всё ненужное и сохранять равновесие. Нужны тренированные запястья. При дискомфорте советую использовать повязку из эластичного бинта. Не совсем "йоговская" экипировка, но так надёжнее.

Бакасана, хоть и считается самым простым балансом на руках, имеет свои разновидности. В частности, есть "высокая" Бакасана, которая делается на прямых руках. Это труднее.

В этой позе, на первый взгляд, нет ничего трудного. Но это статика и выдержать так определенный промежуток времени - задача не из простых.

То же можно сказать и про Гарудасану:

Про могучие спортивные свойства Дандаяманы Дханурасаны я говорил ранее. Постойте так по 1 минуте. Всего лишь 60 секунд, но они могут показаться очень длинными.

Такой вариант Триконасаны, где рука не касается пола, тоже не из простых, когда речь заходит о статике в 30 и более секунд.

Чтобы немного отдохнуть и взбодриться, предлагаю прогибы:

И обязательная компенсация:

Тоже хорошие позы. Главное, результат наступает быстро - просто постоять подышать так. И, в общем, больше никаких тренажёров не нужно.

И в самом конце, перед финальной Шавасной происходит что-то шокирующе трудное:

Это одна из самых неудобных поз для стояния, откровенно говоря.

И последний штрих - немного потянули ноги. Когда они так хорошо разгореты - грех не не потянуть.

Словом, насколько это может быть труднее или интереснее качалки, судить не нам. Но альтернативный способ, в общем, существует. Тут главное что кому ближе, приятнее, доступнее.

Я же, конечно, как всегда считаю, что главное вообще - работа с умом:)

« …Я хорошо знаю - на основании нескольких лет неформальных дискуссий о материалах, представленных здесь - что моя работа может вызвать весьма специфические реакции в определенных кругах. Те, кому агиографии предпочтительнее истории, некоторые западные апологеты «традиционных» систем современной постуральной йоги, могут легко сбросить эту работу со счетов как неуместную или злонамеренную, а ее автора как академического нарушителя, незаконно вторгшегося на святую землю.

Другие, кто враждебно настроен по отношению к авторитету современных традиций (или кто недоволен, что «всё уже сделано» в йоге), будут упиваться тем, что посчитают за столь необходимое разоблачение удобного, но лживого мифа.

Обе эти ответные реакции основаны на предположении, что моим намерением было «сокрушить» обоснованность современной йоги или показать, что постуральные формы существуют сегодня как «незаконнорожденные», «дефектные», «выхолощенные», «искусственные» (и.т.д.), по отношению к истинному смыслу и подлинной практике йоги.

Однако обе эти реакции, помимо того, что искажают мою позицию, неадекватны и нежелательны, поскольку они подавляют подлинное и основательное размышление о сущности современной йоги» .

Марк Синглтон.

В этой книге исследуется расцвет практики асан в современной транснациональной йоге. Сегодня йога на Западе практически синонимична практике асан, и классы постуральной йоги можно найти почти в каждом городе западного мира; их количество растет на Ближнем Востоке, в Азии, Северной и Центральной Америке и в Австралии. Йога «клубов здоровья» также возрождает свою популярность среди богатого городского населения в Индии. Хотя точную статистику практикующих установить трудно, очевидно, что постуральная йога переживает бурное развитие. 1

С 1990-х йога становится многомиллионным бизнесом, и начинаются громкие судебные баталии за обладание правом собственности на асаны. Стили, последовательности и сами позы становятся предметом франчайзинга, авторских прав и патентов частных лиц, компаний и государства 2 , а йога используется для продажи широкого спектра товаров от мобильных телефонов до йогурта. В 2008 году расходы практикующих йогу в США на йога-классы, йога-поездки и сопутствующие товары составили за год 5,7 миллиарда долларов (Yoga Journal, 2008), – цифра, равная примерно половине ВВП Непала (CIA 2008).

Тем не менее, несмотря на громадную мировую популярность постуральной йоги, имеется очень мало или не имеется вообще свидетельств того, что асаны (за исключением нескольких сидячих поз для медитации) когда-нибудь были основным аспектом какой-либо индийской традиции практикования йоги – в том числе и средневековой, телесно-ориентированной хатха-йоги – вопреки многочисленным притязаниям многих современных школ на собственную аутентичность (см главу 1).

Первичность выполнения асан в сегодняшней транснациональной йоге является новым феноменом, не имеющим никаких аналогов в досовременные эпохи. В конце 1800-х в Индии начинается возрождение главным образом англоязычной йоги, и возникают новые синтезы практических методов и теорий, связанные в первую очередь с учением Вивекананды (1863-1902). Но даже в этих новых формах практика асан, столь распространенная сегодня, отсутствует.

В действительности Вивекананда и его последователи явно дистанцировались от асан, так же как и других техник, ассоциируемых сегодня с хатха-йогой, как от неподобающих и неприятных.

В результате, они продолжают полностью отсутствовать в начальных проявлениях практической англоязычной йоги. В этой работе я приступил к исследованию причин, по которым асаны были изначально исключены из современных учений йоги, и какие изменения они претерпели, чтобы быть, в конце концов, ассимилированны ими 3

Как случилось, что при таких бесперспективных начинаниях асаны достигли сегодняшнего положения, когда их используют как краеугольный камень в фундаменте транснациональной йоги?

Каковы были обстоятельства, способствовавшие исключению асан из поля зрения учителей йоги раннего модерна, и на каких основаниях стало возможным их возвращение?

Во времена синтеза йоги Вивекананды, в 1890-х, постуральные практики преимущественно ассоциировались с йогином (или, более популярно, «йогом»). Этот термин означал, в частности, йогинов традиции Натха, но в более широком смысле служил для обозначения разнообразных аскетов, колдунов и уличных исполнителей. Часто он смешивался с мусульманским «факиром», и поэтому «йог» символизировал все ложное в некоторых ответвлениях религии индуизма. Постуральные конторсии хатха-йоги ассоциировались с отсталостью и суеверием, и поэтому многие считали, что им нет места в современных научных предприятиях и инициативах йоги.

В первой половине данной работы я исследую образ йогина, как он появляется в путевых заметках, в учености (scholarship), в поп-культуре и в литературе популярной практической йоги, с целью понять особенности статуса хатха-йоги в те времена.

Это создаст необходимый контекст для второй половины исследования, в котором я сосредоточился на конкретных модификациях, через которые пришлось пройти хатха-йоге, чтобы перестать восприниматься как вредоносное насекомое на религиозном и социальном ландшафтах Индии.

Объект исследования этой книги – сущностный, но до сих пор игнорируемый аспект развития йоги.

Исследования современной йоги, как правило, принимают во внимание переход от манифестации йоги-без-асан Вивекананды в середине 1890-х, до хорошо известных постурально-ориентированных форм, которые начинают появляться в 1920-х. Два основных исследования этой области на сегодняшний день, Де Микелис (De Michelis, 2004) и Альтера (Alter, 2004), были сосредоточены на обоих этих моментах истории транснациональной йоги, но не смогли предоставить удовлетворительного объяснения, почему асаны были изначально исключены, и каким образом они, в конце концов, были востребованы заново 4 .

Настоящая работа направлена на выявление факторов, изначально повлиявших на формирование транснациональной йоги, принятой сегодня, и обусловливающих в некотором смысле «предысторию» международной асана-революции, получившей полную раскрутку у Б.К.С. Айенгара и других в начале 1950-х.

Эта предыстория включает исследование движений международной физической культуры и способов, которыми они воздействовали на сознание индийской молодежи на рубеже девятнадцатого – двадцатого столетий;

Квази-религиозных форм физической культуры, охвативших Европу девятнадцатого столетия и проложивших свой путь в Индию, где они формировали и отфильтровывали новые популярные интерпретации националистического индуизма;

Экспериментов, определивших особенную природу индийской физической культуры, которые привели к реорганизации асан в качестве вневременных форм выражения упражнений индуизма;

Западных физкультурно-ориентированных практик асан, разработанных в Индии и возвратившихся обратно на Запад, где они объединились и отождествились с формами «эзотерической гимнастики», популярность которой возрастала в Европе и Америке с середины девятнадцатого столетия, независимо от каких-либо контактов с традициями йоги.

Постурально-ориентированная йога, какой мы знаем ее сегодня, является результатом диалога между парарелигиозными современными техниками телесной культуры, разработанными на Западе, и разнообразными дискурсами йоги «современного» индуизма, которая возникает со времени Вивекананды. Несмотря на повседневные апелляции к традиции индийской хатха-йоги, современная постурально-ориентированная йога не может в действительности считаться прямым наследником этой традиции.



 

Возможно, будет полезно почитать: