Как отличить пловца от остальных людей. Классификация пловцов, их типы и личностные характеристики. Классические ошибки свингистов, не усовершенствовавших свою технику

Бесспорно, у плавания есть целая куча положительных преимуществ, которые невозможно не учесть при выборе идеально подходящей вам физической нагрузки для регулярных занятий спортом, но одним из самых весомых плюсов плавания является возможность обрести стройное, подтянутое и идеальное тело. В конце концов, вы хоть раз слышали от кого-нибудь фразу на подобии: «Оу, у того чувака такое крутое тело! Точно пловец».

Тела пловцов привлекают к себе внимание потому, что обычно мы стройные и накачанные. Мы обычно высокие, широкоплечие с (обычно) чётко очерченными кубиками пресса! Пловцы выглядят модно, стильно и круто круглый год! Вот 9 признаков того, что у тебя тело, как у настоящего чемпиона:


1. Ты высокий! В большинстве случаев!

Посмотрите на спортсменов, входящих в элиту мирового спортивного плавания, обычно все они невероятно высокие. К примеру, среди мужчин, обладателей мировых рекордов на 100м в/с, 1976 и более позднего г.р., средние показатели роста равны приблизительно 1,92м плюс, а самый низкорослый среди мировых рекордсменов сборной США- Роуди Гейнс, имеет рост 1,85м.

Если же ваши родители не были дядей и тетей Стёпой, не стоит отчаиваться. Легендарная покорительница длинных дистанций Джанет Эванс имеет рост всего 1,65м, Дэвид Беркофф - человек, невероятный дельфин которого на олимпиаде 1988 года в Сеуле заставил всех разинуть рты, имеет рост 1.75м. Если же брать наших с вами «современников», то и смотреть высоко не нужно, японская суперзвезда Хагино Касукэ (1,77м) являет собой живое доказательство того, что несмотря на общую тенденцию, плавать и блистать можно, обладая не самым высоким ростом.

2. Ты гибкий!

Перед началом каждого заплыва, Майкл Фелпс встает на тумбу и разминается, совершая перекрёстные махи руками, заканчивающиеся хлопком за спиной. У Фелпса также невероятно гибкие голеностопы и, кажущиеся какими-то нечеловеческими шарнирами, локти и колени.

Движения, требующиеся от нашего тела для быстрого плавания делают гибкими широчайшие мышцы спины, плечи и сами спины пловцов. В конце концов, тысячи проносов рук над головой во время плавания кролем уже сами по себе придают гибкость нашим плечам.

3. Ты сильный!

Здесь я имею ввиду вовсе не способность поднимать огромные веса в тренажёрном зале, а относительную физическую силу (хотя видео, в котором знаменитый кролист Натан Эдриан выполняет жим лёжа с 80кг гантелями в каждой из рук, может сказать об обратном). Майкл Фелпс в лёгкую подтягивается по 30 раз за один подход. А хрупкая Натали Коглин, с лёгкостью жонглирующая гантелями и гирями, и вовсе утрёт нос многим качкам. Да, вы скорее всего не увидите, как мы отрываем дуло танку и швыряемся автомобилями, но зато мы можем с относительной легкостью пройтись по полу на руках и сделать пару десятков отжиманий, не вспотев.

4. У тебя ярко выраженные широчайшие мышцы спины!

Широчайшие мышцы твоей спины тянутся через всю спину, от позвоночника до плеча. Из-за квадриллионов миллиардов гребков, которые мы делаем каждый день в течении всей своей карьеры, именно эти мышцы становятся, эм, немного больше. Чрезмерно хорошо развитые мышцы спины всегда будут являться отличительной чертой, выдающей в тебе настоящего пловца.

5. У тебя плечи пловца!

Огромные Плечищщщщщаааааааа!
Произносится это слово именно так, именно потому, что данная особенность характерна только для нас. Изюминка фигуры пловца, являющей собой чёткий перевернутый треугольник - массивные плечи. Я их еще называю Мегаплечи, и не зря, ведь в совокупности с развитыми широчайшими мышцами спины эта особенность нашей фигуры делает каждый поход за одеждой настоящим приключением. Широкие плечи - это своего рода визитная карточка, по которой пловец пловца узнаёт из далека вне зависимости от нации, языка или религии.


6. Ты обтекаем, как торпеда!

Несмотря на всю нашу (относительную) физическую силу и шокирующее количество времени, проводимое нами в бассейне и тренажёрном зале, мы не обладаем горами мышц и скорее имеем сухое и подтянутое тело. В конце концов, успех на воде требует этого от нас. В отличие от наших сухопутных спортивных братьев и сестёр мы соревнуемся, погружаясь в среду, которая сопротивляется каждому новому нашему движению. Вода плотнее воздуха на уровне моря почти в 800 раз. Для того, чтобы приспособиться к подобным условиям, наши тела должны принять форму не гоночного автомобиля, а скорее торпеды. Более обтекаемо сложенные пловцы всегда имеют немного больше преимуществ перед лицом своих более мускулистых соперников. Пловцы настоящие, крепкие «сухарики» и именно это позволяет им плыть быстро и эффективно.

7. Твои волосы всегда влажные и всколоченные!

Пловца не так трудно отличить от остальных групп населения, лишь кинув быстрый взгляд на его макушку. В зимнее время года только у пловца уже с самого раннего утра волосы влажные и взъерошенные, а вся спина свитера или рубашки покрыта мокрыми пятнами. Летом всё тоже самое, за исключением того, что 1-2 разовая обработка волос хлором и солнышком придаёт им эффект легкого мелирования. Если же пловца не удается определить по волосам, не отчаивайтесь, помогут малиновые отпечатки от плавательных очков, красующиеся вокруг его глаз в любое время года.

8. У тебя ого-го какие трицепсы!

У пловцов красивые и накачанные трицепсы. Абсолютно все пловцы, за исключением лягухоподобных брассистов, (Я так говорю, наверное, потому что так и не смог освоить брасс в полной мере и завидую вам, ребята) используют трицепс в завершающей части гребка, а это значит, что каждый из нас на протяжении всей своей карьеры делает в среднем чуть более чем 3.2 миллиона сокращений на каждый трицепс. После такой работы у этих мышц не остается другого выбора, кроме как быть красивыми и большими.

9. Количество волос на твоём теле постоянно меняется!

Волосы ведь тоже часть твоего тела? Да-да! Иногда тоже, а иногда нет)
Именно этот риторический вопрос стоит за душераздирающими предсоревновательными сеансами бритья груди и спины у мальчиков, и раздражением которое заполняет девочек, когда тем приходится пояснять за волосатые ноги. Не важно сколько раз мы ещё услышим: «И чё, это что ли делает какую-то разницу?» - мы будем знать, что разница колоссальная. Лишь мы понимаем, что ничто не сможет заменить то ощущение, когда ныряя в воду в первый раз после бритья, ты чувствуешь, как вода сама тебя несёт вперёд с каждым гребком!

Статья подготовлена и переведена сайт с использованием материалов с ресурса: SwimSwam.com / Спасибо за фотографию: TYR

Покупайте качественные товары для плавания в магазинах Swimlike по России и в интернет-магазине с быстрой доставкой (1-10) дней по России и СНГ!

Записывайтесь в школу правильного плавания Swimlike для взрослых в Москве и Санкт-Петербурге на сайте:

С момента создания компании Swim Smooth в 2004 году мы постоянно говорим о необходимости индивидуального подхода в плавании, о том, как важно учитывать в процессе обучения возраст, рост, опыт, пол и даже личностные качества пловца. Многие традиционные учебные программы, напротив, относятся ко всем одинаково, все должны повторять одинаковые упражнения, держа в уме единственно верный вариант техники. Такой однобокий подход имеет несколько серьезных недостатков.

  • Идеальный образец технического исполнения может не соответствовать физическим данным конкретного пловца, к примеру, его росту, силе, полу, природной плавучести.
  • Полностью игнорируются исходные данные конкретного пловца, в процессе обучения не учитываются его индивидуальные потребности. В результате его прогресс замедляется или вовсе сходит на нет.
  • Рост Кэйнвен составляет 160 в то время как рост Энди - 200 см. Разве может их техника плавания быть одинаковой?
  • Не принимаются во внимание место конкретных соревнований и необходимость адаптации техники к этим условиям (бассейн, открытая вода, плавание в гидрокостюме или без него).
  • Наше решение разделить пловцов на определенные типы позволяет использовать в обучении индивидуальный подход.
  • Классификация дает возможность выбрать, к какому из двух образцовых стилей стремиться, при этом только один из них будет соответствовать вашему телосложению и личностным характеристикам.
  • Определив свой тип и наметив путь саморазвития, вы быстрее улучшите свои навыки.
  • Классификация показывает, насколько те или иные стили подходят к разноплановым местам проведения соревнований, это может обеспечить преимущество. Смысл состоит не только в достижении максимальной результативности: правильная техника облегчает нагрузки, делает плавание комфортным и приносящим радость.

С 2008 года наша классификация использовалась только тренерами компании Swim Smooth. В 2010 был запущен сайт www.swimtypes.com, и теперь сотни наших последователей по всему миру берут на вооружение эту систему.

Как разрабатывался наш классификатор пловцов

Классификация пловцов - это детище Пола Ньюсома. Он хорошо помнит, что легло в основу этой разработки и историю ее создания.

Пол Ньюсом:

В Великобритании, где я вырос, проходит много соревнований по плаванию, и мне всегда был очень интересен вопрос: как телосложение пловца влияет на его результаты в плавании баттерфляем, кролем на спине, брассом и вольным стилем. Наиболее высокие пловцы с гибкими тазобедренными суставами особенно хорошо плыли брассом; высокие мускулистые спортсмены с мощными ударами ног были хороши в вольном стиле и спринтерских заплывах на спине; более коренастые ребята, гибкие в верхней части корпуса, замечательно плавали баттерфляем. Поскольку сам я был невысок ростом (по сравнению с некоторыми из моих соперников-гигантов), мне лучше всего удавались дистанции в 100 и 200 метров баттерфляем, а также заплывы на более длинные дистанции вольным стилем. Казалось, сколько бы я ни работал над скоростью, я не смогу достичь большего в спринте, но зато я прекрасно плавал от бортика к бортику, выдерживая среднюю скорость. К сожалению, за регулярные тренировки и прилежание не выдают призы, в нашем деле ценилось одно - доплыть первым.

Я не мог выбрать себе другой рост или размер стопы. И мне было бы намного легче, если бы кто-нибудь тогда подсказал мне, что мои генетические данные могут дать мне преимущества в одном из стилей или на определенной дистанции. Тогда я, конечно же, оставил бы попытки достичь сверхъестественной скорости на 50 метрах вольным стилем, соревнуясь с соперниками с ростом под 190 см. К тому же стиль и техника, подходившие для этих парней, в моем случае были совершенно бесполезными.

Когда я был юниором, тренеры сообщили, что мои результаты выглядят не слишком убедительными. Друзья дали мне прозвище «Пароходик Вилли», намекая на частоту и энергичность моих гребков. К сожалению, в конце 1980-х - начале 1990-х годов плавание на открытой воде еще не было популярным видом, и юных пловцов в возрасте 10-11 лет не поощряли плавать на дистанции, превышающие 400 метров. Остается только пожалеть, что мы тогда не знали о том, как разнятся стиль и навыки применительно к плаванию в различных условиях и на разные дистанции.

К сожалению, мне как спортсмену не удалось выйти на международный уровень. Зато в 16 лет я переключился на триатлон и, очутившись на открытой воде, сразу почувствовал себя как дома: сказалось преимущество в аэробной подготовке и быстрый темп гребка. На длинных дистанциях с неспокойной водой я чувствовал себя намного увереннее, чем на 50- или 100-метровках в бассейне. Еще будучи юниором и относясь к возрастной категории до 23 лет, в 1997-2001 годах я уже представлял Великобританию в соревнованиях по триатлону. Это просто фантастическое ощущение - знать, что ты один из самых быстрых пловцов. Я был благодарен своим тренерам за знания и опыт, полученные в плавании, и самому себе - за упорство в занятиях спортом, в то время как многие из моих товарищей «ушли на покой», будучи еще подростками.

У меня никогда не было сомнений по поводу того, чем заниматься после получения диплома в Университете Бата: я собирался стать тренером по плаванию и триатлону, было желание поработать в первую очередь с взрослыми спортсменами, имеющими небольшой опыт в плавании. Я хотел помочь им повысить эффективность в воде за счет своих знаний в области биомеханики и навыков видеоанализа. Все получилось как нельзя лучше.

В 2002 году я оказался в солнечном Перте (пока в роли обычного туриста с длинными светлыми волосами, всем своим видом напоминающего хиппи). Мне предложили… должность главного тренера в самом большом клубе по триатлону в Западной Австралии. Водный центр на стадионе «Челлендж» должен был стать моей базой, он имел три 50-метровых бассейна. Спортивный объект поистине невероятнейших размеров! Здесь круглосуточно работало лучшее в мире оборудование и, казалось, возможности для моего любимого видеоанализа и корректировки техники спортсменов просто бесконечные. Тогда я и начал нарабатывать свою «видеобиблиотеку», накапливая по ходу дела бесценный практический опыт. Несмотря на то что местные ребята постоянно подшучивали над тем, что какой-то «англикашка» будет учить их, австралийцев, плавать, я приступил к работе сразу с большим количеством пловцов. Кто-то из них делал только первые шаги в спорте, другие были призерами в соревнованиях по триатлону и в плавании на открытой воде. Когда есть счастливая возможность изо дня в день работать с сотнями пловцов разного уровня подготовленности, волей-неволей начинаешь замечать в их движениях определенные закономерности. Я, будучи человеком пытливым, да еще и с аналитическим складом мышления, начал сопоставлять основные ошибки в технике с особенностями телосложения, пола и опыта спортсменов. Я задался вопросами: нет ли связи между эффективностью плавания и физическими данными? Правильно ли я делаю, давая в зависимости от типа пловца разные указания и советы, ведь иногда они даже противоречат друг другу?

В то время считалось, что всех нужно учить одинаково, «стричь под одну гребенку» вне зависимости от особенностей физического сложения и предыдущего опыта. Одним из самых важных указаний тогда был призыв максимально удлинить гребки, настолько, насколько это физически возможно, снижая их частоту. Считалось, что это повышает эффективность. Но как понять, что означает «удлинить» и «соблюсти верное количество гребков», если спортсмены различаются по росту, длине рук? Заветным для пловцов и тренеров тогда считался показатель менее 40 гребков на 50 метров; в конце концов, и Иан Торп, и Александр Попов делали меньше гребков, чем кто-либо из их соперников, и их работа на дистанции выглядела очень грациозной. Пловцов постоянно заставляли выполнять бесконечные комплексные заплывы в бассейне, снижая количество гребков на заданной дистанции. Тех, у кого было наименьшее их количество, хвалили, других, с показателями выше среднего, «забраковывали», ставили на них клеймо «неэффективен», и уже не имело никакого значения, какую скорость они покажут на очередных соревнованиях.

Кажется, что садясь за написание своих учебников, большинство тренеров и теоретиков от плавания просто отказывались замечать, что в мире существуют и пловцы, преуспевающие на дистанциях, превышающих 400 метров в бассейне, втом числе и пловцы на открытой воде. Возьмем, к примеру, чемпионку мира в плавании на открытой воде, многократную победительницу в марафонских заплывах Шелли Тейлор-Смит из Перта. В 1991 году Шелли заняла первое место в марафонском заплыве, причем обошла в нем не только всех женщин, но и всех мужчин. В том же году она выиграла золото чемпионата мира на дистанции 25 километров на открытой воде. Ни в каких других спортивных дисциплинах, требующих длительной физической нагрузки, женщинам не удавалось превзойти мужчин. Но Шелли это сделала наперекор всем традициям.

Шелли сломала не только гендерные стереотипы, она нарушила и традиционную технику плавания! При росте 165 сантиметров Шелли, как и большинство пловцов с такими физическими характеристиками, не могла выполнять менее 40 гребков на 50 метрах в бассейне, ее показатель составлял около 52 гребков. Шелли добивалась скорости за счет правильного сочетания длины и ускоренной частоты гребка (около 90 гребков в минуту). Для многих, осмелившихся работать с такой высокой частотой гребка, это означало бы однозначный приговор: «Неэффективен». Но вот на свет вышла одна из лучших пловцов на длинные дистанции, и ее техника исполнения была именно такой. И результат: кубок за кубком на крупнейших соревнованиях, женщина-спортсмен превосходит пловцов-мужчин. Шелли развивала и совершенствовала движения, оптимальные для ее комплекции, так же, как потом это делали олимпийские чемпионы Джанет Эванс и Лаура Манаду, Дэвид Дэвис и Лотта Фриис (все они были удостоены медалей на Олимпийских играх). Было очень волнительно встретиться с Шелли и своими глазами наблюдать за тем, как она плывет. И чем больше я наблюдал, тем лучше понимал, что традиционное мнение о плавании ошибочное: в нем нет одного для всех способа стать эффективным.

Стили плавания

В то время как в прессе и интернете все продолжали твердить: «длинный гребок всегда лучше», на практике я обнаружил, что для некоторых это действительно было так, но другим данный совет наносил ужасный вред, потому что не отвечал их росту и силовой подготовке. В погоне за более длинным гребком эти пловцы создавали столько же проблем, сколько и решали. Термин «глиссер» я ввел в обращение еще в 2004 году, наблюдая за многими пловцами, старавшимися максимально удлинить свой гребок за счет глиссирования (скольжения). У них все было в порядке с согласованием движений, с положением тела в воде, но они остановились в своем развитии, пытаясь выработать максимально удлиненный гребок. Получив научное образование в области спорта, я понимал, что необходимо провести соответствующее исследование, получить неоспоримые доказательства ошибочной пропаганды удлиненного гребка, тем более что примеры критического отношения к прежде незыблемому постулату начали приходить один за другим.

Мысленно возвращаясь к собственному опыту, я понимал, что для великанов с ростом 190 см и мощными ударами прием со скольжением подходит прекрасно, ведь они между гребками могут использовать работу ног для того, чтобы проталкивать себя вперед, но лично я не обладал ни высоким ростом, ни мощными ударами. Такими же характеристиками отличались и многие из моих учеников, и большинство из них тренировались для выступлений на соревнованиях на открытой воде и в триатлоне, где на поверхности воды возникает постоянное волнение и рябь из-за соседства с другими пловцами. Понимание необходимости разных подходов к обучению плаванию разных людей стало главным результатом моих размышлений. Для начала полезно использовать наглядные примеры (как, например, наша анимация «Мистер Смуз»), у вас должна быть возможность адаптироваться к условиям, в которых вы будете плавать, а также найти оптимальный стиль с учетом вашего опыта, физической подготовки и даже личных качеств.

Один из моих тренеров в университете всегда говорил: «Стили плавания - это как отпечатки пальцев, не существует двух одинаковых». И, понимая, что это действительно так, я, начал сопоставлять увиденное и пришел к выводу, что некоторые повторяющиеся ошибки и закономерности в движениях складываются в определенные «типы» пловцов. Более сильным атлетам с ограниченным опытом в плавании мешало заниженное положение ног в воде. Другие ученики могли похвастаться хорошей работой ног и чудесным положением тела, но они неизменно оказывались позади всех, когда использовали колобашку. Пловцы с более аналитическим складом ума могли подробно объяснить, что и как они должны делать в воде, но оказывались совершенно неспособными воплотить это в жизнь. Себя я относил еще к одной категории - пловцов с большим опытом, у которых развился комплекс «неправильной» техники, неспособных активно работать ногами (и при этом они могут плыть спринт!).

Было очевидно, что пловцы должны развивать навыки и работать над техникой по-разному. Если бы их можно было классифицировать, разбить на определенные типы, выдать каждому индивидуальные рекомендации по совершенствованию навыков, они могли бы наработать оптимальную частоту гребка и технику, максимально подходящую к их телосложению. Мы бы смогли уйти от программ, написанных под копирку, срабатывающих только на нескольких везунчиках. Работая совместно с другими тренерами компании Swim Smooth, обмениваясь опытом и идеями, в 2007-2008 годах я окончательно сформулировал принцип разделения пловцов на типы. За два года до того, как эта информация была выложена на сайте www.swimtypes.com, мы опробовали и усовершенствовали систему «работы над ошибками». Я испытывал радостное волнение при мысли о потенциале, заложенном в нашей классификации, но вместе с тем понимал, что ее еще нужно как следует проработать, обосновать, перед тем как явить на всеобщее обозрение.

Проработав технические вопросы, касающиеся каждого типа пловца, я заинтересовался тем, что всем им присущи свои отличительные черты характера. Как тренер я за 15 лет работы убедился, что умение наставника общаться и правильно давать советы означает для спортсмена не меньше, чем сами советы. За эти годы я встречался с огромным количеством пловцов: некоторые из них были очень прямыми людьми, желавшими получить прямые ответы на прямые вопросы, без всякого сопутствующего лицемерия, другие жаждали услышать научные пояснения, некоторые не хотели, чтобы тренер вмешивался в технические вопросы, но нуждались в поддержании своей мотивации, есть те, которых нужно подбадривать, ни в коем случае не «запугивать» техническими терминами. Если вы наставник, то наш классификатор поможет вам наладить общение с другими пловцами. Когда вы знаете, о чем надо говорить, когда говорить и как сделать, чтобы информация была понята собеседником, - вы нашли ключ к успеху на тренерском поприще. Лично для меня это самое интересное, что я смог почерпнуть из разработки своей системы.

В общем, перед вами своеобразный итог тысяч часов тренерской работы. Мы приложили много усилий, чтобы максимально адаптировать эту систему, сделать ее легкой для понимания и практического применения. Чтобы вы могли легче запомнить необходимую информацию, мы прибегли к мультипликации, легкому юмору. Только не думайте, что мы включили их в текст из беспечности. Как раз наоборот. Определите, к какому типу вы относитесь, и выясните, как нужно работать над оптимизацией навыков, и тогда вы начнете быстро прогрессировать, как если бы вы занимались у нас в Перте.

Адам Янг:

Если вы впервые слышите о разделении пловцов на типы, вы можете засомневаться, насколько оно оправданно. У меня самого было много вопросов, когда мы с Полом начинали обдумывать эту концепцию в 2007 году. Пожалуйста, не будьте предвзяты, когда ознакомитесь с описанием каждого типа. Просмотрите информацию о каждом из них, ознакомьтесь с видеоклипами на нашем сайте. Я абсолютно уверен, что вскоре вы начнете сами распознавать типы пловцов по их технике и по личностным особенностям.

После обнародования нашей системы мы беседовали со многими тренерами по всему миру. Они говорили, что и сами частенько задумывались о разделении пловцов на типы, однако не смогли систематизировать свои суждения. Если вы тоже размышляли об этом, то наше разделение пловцов на личностные типы, а также представление двух идеальных стилей плавания должны стать для вас очень интересными. Я надеюсь, что эта классификация вдохновит вас на новые тренерские идеи, придаст уверенность в борьбе с обучением «под копирку», с которым все мы вынуждены были мириться на протяжении последних 20 лет.

О Шелли Тейлор-Смит

Физические данные и техника исполнения Шелли были как будто специально предназначены для идеального плавания на открытой воде. Я сравнивал ее с «феррари»: создана для высокой скорости на длинных дистанциях. Шелли могла удерживать устойчивую скорость 40-45 циклов в минуту (80-90 Г/мин) во всевозможных условиях: как на волнах, так и на ровной воде, при разных температурных показателях.

Лучше всего Шелли характеризует следующая история: однажды, когда ей было под 40 (она все еще оставалась мировым лидером в плавании на открытой воде), Шелли пришла ко мне и заявила, что иногда ей хочется поменять свое тело (в частности, широкие плечи), чтобы выглядеть более женственной. Я ответил: «Это тело - тело победительницы мировых чемпионатов, на пенсии ты можешь делать с ним все, что тебе вздумается, но сейчас ничего не надо менять в этом идеально отлаженном механизме!»

Стивен Мунатонс, основатель сайта www.openwaterswimming.com и бывший тренер сборной США по плаванию на открытой воде заметил: «Победы Шелли Тейлор-Смит, когда она раз за разом обходила конкурентов-мужчин, привели к тому, что Международной федерации пришлось учреждать равноценное денежное вознаграждение для женщин и мужчин. Достижение Шелли всегда будет жить вечно, перекочевывая из водоема в водоем по всему миру».

Тренер Грэм Керролл

Эффективное плавание. Методика тренировки пловцов и триатлетов / Пол Ньюсом, Адам Янг; пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 400 с. (Спорт-драйв). Публикуется с разрешения издательства.

Введение

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.

Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идет значительно успешнее, если ученик занимается плаванием и имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Немаловажное значение в плавании имеет развитие скоростных качеств юных пловцов, однако целенаправленное воздействие на организм занимающихся плаванием требует рационально построенных тренировочных занятий. Этим и обусловлена актуальность нашей работы, так как в ней мы рассматриваем методику тренировки пловцов в учебно-тренировочных группах 2-3-го года обучения, развития у них скоростных качеств с помощью различных упражнений в воде и на суше.

Объект исследования: процесс многолетней технической и физической подготовки юных пловцов.

Предмет исследования: методика развития скоростных качеств юных пловцов.

Цель: раскрыть особенности развития скоростных качеств пловцов в учебно-тренировочных группах 2-3-го года обучения.

1. Описать физиологические особенности пловцов 10-14 лет.

2. Проанализировать специализированную литературу и раскрыть значение развития скоростных качеств пловцов.

3. Основываясь на передовом тренерском опыте, описать методику (привести соответствующие упражнения) развития скоростных качеств пловцов в учебно-тренировочных группах 2-3-го года обучения.

Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию обучения плаванию. Так, показана необходимость учета возрастных особенностей юных пловцов и характера их взаимосвязи со спортивной деятельностью при построении физической и технической подготовки, особенно на этапе начального обучения.

Практическая значимость. Работа может быть использована в практической деятельности тренера, инструктора по плаванию.

Методы исследования: наблюдение, изучение и обобщение передового тренерского опыта (проанализировано более 15 источников), теоретический анализ публикаций на данную тему.

Физиологические особенности юных пловцов 10-14 лет

У девочек с 10-11 лет начинается период полового созревания. Резко ускоряется рост тела в длину, начинается так называемый скачок роста. Причиной этому является действие гормонов гипофиза - одной из важнейших желез внутренней секреции. Одни из этих гормонов (например, гормон роста) непосредственно влияет на развитие органов; другие, так называемые гонадотропные гормоны действуют на половые железы, вызывая интенсивное образование половых гормонов. Гонадотропные гормоны не обладают половой специфичностью (в организме девочек и мальчиков вырабатываются одни и те же гормоны). Но в мужском организме гонадотропный гормон воздействует на мужскую половую железу - семенник (яичко), в женском организме - на женскую половую железу - яичник.

И у девочек, и у мальчиков упомянутые выше гормоны выполняют в начале скачка роста общую анаболическую функцию - увеличивают синтез белка, рост и развитие мышечной и костной тканей. С усилением деятельности половых желез все в большей мере проявляется их специфическое действие, направленное на рост и развитие половых органов, вторичных половых признаков, перераспределение жировой ткани, формирование телосложения, фигуры. При этом, как показывают исследования, женские половые гормоны (эстрогены) в большей степени, чем мужские гормоны (андрогены), способствуют созреванию (оссификации) костей. Мужские половые гормоны, наоборот, в значительно большей мере стимулируют рост ткани, чем процессы окостенения. Этим объясняется тот факт, что девочки в процессе полового созревания быстрее заканчивают свой рост по сравнению с мальчиками.

У девочек-подростков, развивающихся в среднем темпе, максимальные величины прироста длины тела за год (в среднем по 7-8 см) отмечаются в возрасте 11-13 лет. Одновременно заметно увеличиваются окружность грудной клетки, ширина таза, вес. У одной части подростков наиболее интенсивный прирост этих показателей совпадает с интенсивным приростом тела в длину, у другой такой прирост наступает после снижения интенсивного увеличения длины тела.

У девушек с ранним типом развития прирост тела в длину после 13 лет уже незначителен, а в 15 лет рост прекращается. У девушек с относительно замедленным ростом интенсивный рост тела в длину начинается только с 14-15 лет, а заканчивается в 17-18 лет. После установления регулярного менструального цикла длина тела у девушек изменяется мало.

Первая менструация, которую принято обозначать специальным термином menarche (менархе), наступает у девочек-подростков в среднем в возрасте 13 лет. Это совпадает с наибольшим приростом длины тела, интенсивным ростом костного таза (окончательное формирование костного таза происходит к 16-17 годам).

Если в период, предшествовавший менархе, увеличение длины тела шло в основном за счет увеличения длины ног, то во время появления менархе (между 13 и 16 годами) интенсивнее растет туловище. Эти особенности в изменении пропорций тела приходится учитывать при работе над техникой плавания.

Менструальный цикл устанавливается не сразу. Нерегулярные менструации в течение 1-1,5 года после наступления менархе при гармоническом физическом развитии девушек рассматриваются как нормальное становление этой функции (Г.П. Сальникова, 1977).

В возрасте 11-13 лет интенсивно развиваются сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Как показывают исследования, осуществленные в последние годы (Г. Шлейзингер и X. Ригер, 1964; М. Мияшита, 1971; Д. Каннигэм и Р. Эйнон, 1975; А.А. Гуминский, 1976), под влиянием систематических занятий спортом именно к пубертатном периоде происходит выраженный (и почти линейный по годам) прирост таких показателей производительности систем дыхания и кровообращения, как ударный и минутный объемы сердца, максимальное потребление кислорода, кислородный пульс и др. Аэробные возможности организма юных спортсменок достигают к 13 годам 80-85% уровня возможностей тренированного взрослого женского организма.

В дальнейшие годы столь значительного повышения производительности и эффективности функций организма, обеспечивающих работу на выносливость, добиться не удается.

На возраст 10-13 лет приходится скачкообразный прирост относительной (в пересчете на 1 кг веса тела) мышечной силы; абсолютная сила интенсивно продолжает нарастать еще в течение года после наступления менархе. Показатели относительной мышечной силы у девочек 12-13 лет приближаются к показателям мальчиков того же возраста (рис.3).

Наступлением менархе заканчивается первый (подростковый) этап пубертатного периода с его выраженным скачком роста.

Половое созревание у мальчиков происходит под влиянием мужских половых гормонов (в основном тестостерона), образование которых начинает усиливаться в организме с 12 лет. Так же как и у девушек, у них отмечается выраженный скачок роста. Максимальные темпы роста наступают в среднем на 2-2,5 года позже, чем у девочек (В.Г. Властовский, 1976). Интенсивное увеличение длины тела (на 8-9 см в год) приходится на возраст 13-15 лет. В последующие годы темпы роста замедляются до 2-3 см в год, а с 17-18 лет становятся незначительными. Малый прирост длины тела у юношей обычно устанавливается с появлением оволосенения лица. Одновременно с ростом в длину увеличивается окружность грудной клетки (более интенсивно с 14 лет), нарастает мышечная масса (особенно интенсивно в 13-15 лет). Наиболее выраженное естественное увеличение мышечной силы отмечается у юношей в возрасте 16-17 лет, т.е. примерно через год после скачка роста.

Мужские половые гормоны в отличие от женских в значительно большей степени стимулируют рост ткани, чем процессы окостенения. Этим объясняется тот факт, что рост мальчиков в период полового созревания протекает более длительно. В итоге юноши перегоняют девушек не только по тотальным размерам тела и мышечной силе, но и по функциональным возможностям организма. Сердце и легкие у них становятся крупнее, максимальное потребление кислорода, кислородная емкость крови, ее способность нейтрализовать вредные продукты мышечной деятельности выше, чем у девушек. Наиболее существенный естественный прирост показателей производительности и эффективности систем дыхания и кровообращения отмечается у подростков с 13 до 16-17 лет. Это один из оптимальных периодов для направленных педагогических воздействий на эти системы с помощью тренировочных упражнений аэробного характера.

У мальчиков-подростков препубертатный и собственно-пубертатный периоды сливаются, подросток как бы незаметно становится юношей. У большинства подростков развитие вторичных половых признаков начинается в 12-13 лет. По данным Г.П. Сальниковой, средний возраст, в котором появляются отдельные признаки, следующий: ломка голоса - 12 лет 4 месяца; оволосение подмышечной впадины - 13 лет 4 месяца, оволосение лица - 14 лет 2 месяца. Индивидуальные колебания этих сроков могут составлять по каждому признаку около 4-5 лет. Например, юноши, для которых характерно ускоренное развитие, имеют в 15 лет вид взрослых мужчин: высокие, с резко выраженным оволосением лица и выпяченным щитовидным хрящом гортани. У юношей позднего типа развития эти признаки окончательно развиваются к 19-20 годам.

Каковы же общие особенности рассматриваемого возрастного периода? Некоторые методисты спорта называют подростковый возраст временем кризисов, говорят о его неполноценности. Такая точка зрения необоснованна. Богатейший фактический материал возрастной физиологии и юношеского спорта дает основание утверждать следующее. Подростковый возраст, как и юношеский, является периодом больших возможностей для совершенствования координационно сложных движений с оптимальными усилиями, амплитудой, темпом; прочного овладения любыми вариантами высокоэффективной техники плавания, стартов и поворотов; направленного развития гибкости, функциональных основ выносливости, планомерного повышения силы мышц. Но этот возраст обладает и существенными особенностями, накладывающими некоторые ограничения на средства и методы спортивной подготовки.

Одна из возрастных особенностей - это интенсивный синтез тканевых белков, сопровождающийся значительным поглощением энергии. Даже в состоянии покоя окислительные процессы у подростков протекают напряженнее, чем у взрослых. Растущий организм щедрее, охотнее откликается на стимуляцию синтеза белка физической нагрузкой (в этом заключается первопричина происходящего омоложения большинства видов спорта), но он попадает в крайне тяжелое положение, если вовремя не восстанавливается от нагрузок. Поэтому тренировки юных спортсменов на фоне недовосстановления (что типично для современной подготовки высококвалифицированных взрослых спортсменов) недопустимы. Чрезмерная степень энерготрат, распада и разрушения белковых структур может вызвать угнетение процессов восстановления и синтеза, что отрицательно скажется на росте и формировании организма. Для правильного развития детей и подростков нагрузки должны стимулировать тканевый синтез и повышать энергетические ресурсы организма.

Организм юных спортсменов в препубертатный период и разгар пубертатного периода малоустойчив к гипоксии, скоростным упражнениям "до отказа". Увлечение подобными нагрузками может стать причиной перенапряжения, тем более что спортсмены этого возраста отличаются повышенной реактивностью и эмоциональностью, громадным желанием добиться высоких целей в спорте и вместе с тем переоценкой своих сил. Источником физического перенапряжения на тренировках может также стать инфекция. Нередко это наблюдается у юных пловцов, страдающих хроническим тонзиллитом или заболеваниями носоглотки. После лечения и устранения очага инфекции высокая работоспособность восстанавливается.

Неправильная оценка возможностей юного пловца со стороны тренера также может быть причиной переутомления. Как известно, рост спортивных результатов у пловцов пубертатного возраста происходит скачкообразно и является следствием не столько предшествовавшей спортивной подготовки, сколько бурного протекания биологических процессов. Но некоторые тренеры этот взлет результатов склонны рассматривать только как подтверждение эффективности используемой ими методики тренировки и как возможность дальнейшего существенного увеличения физических нагрузок. Подобная ошибка нередко допускается в отношении пловцов раннего типа развития. Так начинается форсирование подготовки, пагубно отражающееся на общем развитии спортсмена и ведущее к застою результатов в последующие годы.

Работа с детьми выраженного раннего или позднего типа развития требует внимательного анализа динамики их показателей в разнообразных контрольных упражнениях на суше и в воде, соотношения этих результатов со степенью биологической зрелости. Забота об укреплении здоровья, соблюдении гигиенических условий тренировочных занятий, учебы и отдыха, разнообразии средств и методов подготовки имеет важнейшее значение для будущих спортивных успехов пловцов пубертатного возраста.

Лишь тогда, когда в основном завершено формирование юношеского организма и наступает период высокой надежности физиологических функций, когда создан прочный фундамент разносторонней базовой подготовки, может быть оправданно для спортсменов существенное увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

В отличие от идеальной женской фигуры, которая в разные периоды истории представлялась по-разному, эталон мужского тела остаётся всегда одинаковым: это классическая V-образная фигура: узкая талия, широкие плечи, накаченная спина. Именно после систематических тренировок в воде начинают значительно расширяться грудь и плечи, а фигура начинает приобретать те самые классические очертания спортивных звёзд. Этого достаточно сложно добиться в зале, поэтому сегодня речь пойдёт об особенностях тренировок пловцов, которые позволяют им добиться желаемого телосложения.

Регулярные занятия в воде помогают натренировать глубинные мышцы спины, чего практически нельзя сделать в тренажёрном зале. Именно эти мышцы отвечают за правильную осанку, а также защищают ваш позвоночник от повреждений (что, кстати, крайне полезно людям, регулярно выполняющим упражнения с отягощениями).

Кроме того, профессиональные пловцы ежедневно учатся преодолевать кислородное голодание, что улучшает работу лёгких, укрепляет сердце и стимулирует работу мозга, да и в целом повышает тонус мышц. В процессе того, как развивается дыхательная система, полезный объем лёгких значительно увеличивается, отчего визуально расширяется грудная клетка.

Тем не менее, если говорить о классическом плавании, то необходимо избавиться от целого ряда мифов. Во время регулярных занятий в тренажёрном зале приходится постоянно увеличивать рабочий вес для того, чтобы набирать массу. Занимаясь плаванием, спортсмены лишаются такой возможности и тренируются, по сути, всегда с одним и тем же весом.

Ещё один распространённый миф заключается в том, что плавание крайне полезно для тренировки мышц пресса и грудных отделов. Однако этот миф так и останется мифом, ведь в подавляющем числе видов плавания эти мышцы никак не задействованы.

Если бы все спортсмены имели достаточное количество времени на тренировки, то всегда успевали бы уделять достаточно внимания и тренировкам в зале и упражнениям в воде, и йоге, и даже бегу. На практике же получается так, что разбавление тренировочной программы дополнительными занятиями в бассейне неизбежно влечёт за собой сокращение основного времени тренировок. По этой причине было разработано множество упражнений, которые спортсмены выполняют до и после занятий в воде для поддержания своей формы и не требуют наличия какого-либо дополнительного оборудования.

Кроме того, большинство спортсменов для регулярного увеличения нагрузок в воде и, соответственно, повышения силы, выносливости и мышечной массы используют специальные отягощения. Такой подход помогает компенсировать сокращения времени тренировок в спортивном зале.

Таким образом, если ваша цель — развить выносливость, визуально увеличить плечи, то плавание — именно тот вид спорта, который вам нужен. Но помните, что для того, чтобы набрать мышечную массу, таким образом, необходимо заниматься плаванием по-настоящему профессионально — с отягощениями. Как это делают пловцы.

Модель элитного пловца Спортивные успехи в плавании определяются гидродинамическими качествами, которые зависят от особенностей телосложения, возраста, пола занимающихся; уровнем развития таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, являющихся основой для постановки современной техники плавания; высоким уровнем мотивации - сознательных волевых усилий, интереса к занятиям, трудолюбия, направленных на совершенствование спортивного мастерства. Остановимся подробнее на каждом слагаемом этого успеха. Высокие скорости плавания зависят от гидродинамических качеств - формы и поверхности тела, обтекаемости, плавучести, устойчивости равновесия. Эти качества тесно связаны с особенностями телосложения - ростом (длиной тела), весом тела, пропорциями тела (соотношением поперечных и продольных размеров тела), величиной ЖЕЛ (жизненной ёмкости легких), соотношением мышечной, костной и жировой тканей и др. Как известно, спортсмены-пловцы - это высокие люди, имеющие пропорциональное телосложение, гладкий, не выступающий рельеф мускулатуры, с небольшим подкожножировым слоем. Высокий рост является одним из основных показателей, определяющих скорость плавания, поскольку каждые 10 см длины тела снижают встречное сопротивление воды на 5%. Рекордные скорости, как правило, демонстрируют спортсмены, имеющие большую длину тела. Чемпионы, призеры и финалисты каждых последующих Олимпийских игр имеют более высокий рост (до 200 см) и, конечно же, более высокие спортивные достижения, чем спортсмены, занявшие аналогичные места на предыдущих Олимпиадах. Однако в спортивном плавании имеют «право на жизнь» и люди среднего роста: они добиваются успеха на средних и длинных дистанциях. Кроме того, люди среднего роста, как правило, успешно выступают в брассе (который, как известно, является самым тихоходным способом плавания) и в дельфине, что объясняется спецификой техники этого способа (необходимо выполнять мощные волнообразные движения корпусом). Пропорции тела пловца с широкими плечами и узким тазом напоминают форму капли. Такое телосложение формируется в результате систематических тренировок, направленных на развитие мышц плечевого пояса и рук, являющихся основным движителем при плавании спортивными способами. У пловцов, специализирующихся на скоростных дистанциях, разница между шириной плеч и таза больше, чем у спортсменов, специализирующихся на дистанциях с меньшей скоростью. Это значит, что спринтеры имеют преимущество в силе; зато форма тела стайеров более обтекаема. Техника способа плавания и скорость, развиваемая в плавании этим способом, предъявляют жесткие требования к особенностям телосложения спортсмена, величине рычагов и гребущих поверхностей рук и ног - главных движителей пловца. Поэтому спринтер-кролист и спинист имеют длинные и сильные руки с широкими предплечьями и большими кистями. Наоборот, для брассиста характерны длинные сильные ноги с большой окружностью бедер и голеней, длинными стопами, поскольку при плавании этим способом основным движителем являются ноги. Плавучесть тела определяется соотношением веса тела и ЖЕЛ: увеличение веса тела ухудшает плавучесть, а увеличение ЖЕЛ улучшает ее. Известно, что плавание как никакой другой вид спорта развивает дыхательную систему. Спортсмены-пловцы имеют один из самых высоких показателей ЖЕЛ (до 8 л), что является следствием систематической тренировочной работы, направленной на развитие выносливости. Большой объем ЖЕЛ, конечно же, улучшает плавучесть тела спортсмена и тем самым положительно влияет на увеличение скорости плавания. Влияние веса тела на скорость плавания значительно сложней. Конечно, большой вес тела ухудшает плавучесть. Но вес тела является косвенным показателем силовой подготовленности спортсмена (величина активной массы тела - костной и мышечной ткани - тесно связана с силой), поэтому он оказывает положительное воздействие на скорость плавания в тех способах, где необходима высокая силовая подготовленность: спринтерском кроле и дельфине. Скорость плавания также тесно связана с максимальными силовыми возможностями и силовой выносливостью мышечных групп, участвующих в выполнении гребковых движений, с величиной тяговых усилий, которые спортсмен способен развивать в воде при плавании на привязи при нулевой скорости. Эффективная реализация силовых возможностей в процессе плавания требует высокого уровня подвижности в плечевых, коленных и голеностопных суставах и гибкости позвоночника. И, конечно, пловцы высокого класса отличаются высокими функциональными возможностями - абсолютные значения МПК (максимальное потребление кислорода) у пловцов-мужчин, входящих в европейскую и мировую элиту, превышают 6,0-6,5 л/мин, а относительная МПК, несмотря на внушительную мускулатуру, достигает 75-80 мл/кг/мин. Максимальные значения накопления лактата после прохождения соревновательной дистанции достигают у пловцов-спринтеров 20-26 ммоль/л, а у стайеров -16-19 ммоль/л. Одним из важных условий реализации физических и функциональных потенций в результаты экстра-класса является наличие у спортсмена определенных индивидуально-психологических свойств. Олимпийские чемпионы и призёры в высшей степени мотивированы на достижение спортивного успеха и никогда не останавливаются перед препятствиями на пути к достижению спортивной цели.



 

Возможно, будет полезно почитать: