Как выслать лошадь в галоп. Переход на галоп. Основные правила верховой езды

Верхом на лошади человек ездит уже несколько тысяч лет, на протяжении которых животное эволюционировало от обычного средства передвижения до верного друга, помощника и даже лекаря. В нынешнее время верховая езда представляет собой общение с животным, вид отдыха и хобби, а также спорт. Однако, в отличие от былых времен, сегодня далеко не каждый человек умеет держаться в седле. В нашем обзоре представим полное руководство, как научиться ездить на лошади, а также какие существуют средства управления ею.

В основном, на лошадях ездят для удовольствия или спортивных состязаний

Обучение верховой езде очень схоже с курсами вождения автомобиля. Человек не сможет научиться хорошо водить машину без знаний ее деталей и правил дорожного движения. Точно так же он не сможет ездить на лошади без специальной теоретической подготовки. Сначала начинающий всадник знакомится с особенностями лошадей, изучает основы ухода и правильного обращения с животными, элементы экипировки и конного снаряжения.

Важно также понимать психологию животных, их виденье мира, особенности физиологии, ведь в отличие от автомобиля у них нет специальных рычагов и кнопок. Поэтому уроки из курса «Как ездить верхом» состоят из долгих и упорных тренировок.

Только при упорных тренировках и изучении информации о лошадях можно постигнуть все тонкости езды

Утверждение, что каждый человек может с первого раза сесть и успешно поскакать на лошади, является ложным. Как показывает практика, удержаться в седле неопытный всадник сможет до первой непредсказуемой ситуации. Точно так же мастерство водителя проявляется при аварийных условиях.

Обучение езде основывается на трех «китах» выработка правильной посадки, управление лошадью и достижение контакта с ней. Эти принципы неразделимы и равносильны, поэтому их изучение происходит в комплексе.

Нельзя сначала научиться правильно сидеть в седле, а лишь потом управлять конем. Посадка является частью контакта с лошадью и частью умения ею руководить.

Правильная посадка

Правильная посадка — основа того, как ездить на лошади. Без нее невозможно будет достичь баланса в седле, удерживать равновесие при движении и «дирижировать» скакуном. В это понятие входит необходимое положение рук, ног, а также спины. Поза должна быть естественной, удобной, движения свободными. Выполните следующую инструкцию.

  1. Сядьте в самую глубокую часть седла, выпрямите спину так, чтобы ваша голова, плечи, таз и пятки располагались на одной условной линии.
  2. Распределите вес на ягодицы, расслабьте верхнюю часть корпуса, опустите плечи и не разводите локти.
  3. Руки держите прямо, расслабленно, чтобы чувствовать движения головы лошади. Кисти распределите на уровне холки.
  4. Разверните шенкель (часть ноги от колена до пятки) внутрь, повернув колени к седлу, как бы обнимая лошадь. При этом носки держите ровно, опустив немного пятку вниз.
  5. Очень важно отрегулировать длину стремян, чтобы ноги были в нужном положении.

Сидя на лошади, нужно следить за положением спины, рук и ног

Раскрепощенность мышц и чувство баланса достигаются при помощи выполнения в седле различных гимнастических упражнений. Поэтому очень важно на первых уроках ездить на хорошо выезженной лошади под руководством тренера или опытного инструктора. Это позволит с самого начала выработать уверенность в себе, а также исключит боязнь падения и попытки судорожно уцепиться за гриву или седло.

Учимся входить в ритм движения

С основными трудностями верховой езды начинающие всадники сталкиваются во время перехода с шага на рысь. В это время, пытаясь избежать падения, при сильной тряске большинство сжимают бока скакуна шенкелями, в результате чего получают натирания, боли в мышцах, дискомфорт при езде.

Успех езды на ускоренных галопах кроется в умении ловить ритм движения за счет правильной работы ног и пояснично-крестцового отдела.

При смене аллюра всадник должен расслабить колени и, представляя нижнюю часть ног в роли амортизатора, начать привставать в момент подбрасывания, задерживаться и снова опускаться в седло в такт движения лошади. При этом центр тяжести нужно сместить вперед. При переходе на галоп корпус нужно подать вперед, напрячь мышцы пояснично-крестцового отдела, колени прижать к седлу.

Чтоб избежать болезненных ощущений при переходе на более быструю езду, необходимо подстраиваться под ритм животного

Управление

Садясь впервые в седло, каждый всадник должен четко понимать и знать, как управлять лошадью и какие существуют команды. Команды для лошадей даются с помощью повода, шенкеля, корпуса, а также пояснично-крестцового отдела. Многим новичкам для простоты понимания функций каждого элемента говорят, что повод, это руль и тормоз, а шенкель – газ. Однако такая трактовка весьма примитивна, так как при правильной езде корпус и мышцы таза являются неким мостом, связывающим действия поводом и шенкелем в единые команды — посылы. Рассмотрим все средства управления лошадью более подробно.

Хорошо выезженная лошадь откликается только на правильные посылы всадника. Резкие движения поводом, дерганье или сильные толчки шенкелем вызывают у коней дискомфорт, нервозность и неповиновение. Поэтому наездник должен хорошо разбираться в командах и уметь правильно совершать посыл.

Чтобы лошадь слушалась всадника, нужно давать четкие и правильные команды

Шенкель

Контролирует заднюю часть лошади, осуществляет повороты, поддерживает равновесие и движение вперед. Нельзя шенкелями бить лошадь или бесконтрольно стучать пятками по бокам. Для посыла достаточно плотного прижатия ноги к боку. Основное действие шенкеля – посыл вперед. Для этого всадник прижимает оба шенкеля вплотную сразу за подпругой. Шенкель за подпругой на расстоянии примерно 15-20 см контролирует движение задних ног во время поворота. Также этим движением диктуется или запрещается движение в сторону.

Лошадь должна уметь быстро реагировать на малейшие указания всадника. В противном случае для плохо выезженных скакунов, а также для усиления команды используются шпоры и хлыст как дополнительные средства управления. Хлыст для лошади применяется в случае неповиновения на посыл шенкелем. Однако им нельзя бить животное, а лишь легким шлепком по крупу или плечу привлечь внимание к вашей команде. Шпоры служат для лошади дополнительным средством посыла ног, но их нельзя использовать неопытным всадникам.

Правильное положение ноги в стремени — залог того, что лошадь правильно поймет вашу команду

Воздействие поводом

Повод необходим для остановки и поворота лошади и служит основным средством управления. К тому же именно он является самым главным связующим центром между всадником и скакуном. Повод прикрепляется к удилам, которые находятся во рту животного, поэтому все его движения лошадь очень хорошо чувствует. Здесь недопустимы рывки, дерганье и прочие ненужные движения рук. Поэтому в отношении команд основой является важное правило: хорошая езда — это мягкие руки всадника. Руки и предплечья должны быть всегда расслаблены.

Поводья не должны провисать, но и не тянуть рот лошади. Правильное их положение такое, чтобы всадник хорошо чувствовал движения головы скакуна, но при этом не сковывал их. Воздействие повода зависит от типа оголовья и разбора поводьев. Их существует несколько типов. Для новичка лучшим считается английский стиль, когда повод берется в кулак и пропускается между большим пальцем и мизинцем. Кисти при этом держатся вертикально, то есть, большими пальцами вверх.

При управлении лошадью поводом недопустимы резкие движения

Команды и посылы

Изучение того, как правильно ездить верхом, обязательно включает знание посылов и определенных команд. Рассмотрим более подробно.

  • Команда движения вперед — корпус подаем вперед, таз напрягаем, шенкеля прижимаем сразу за подпругой, отдаем повод.
  • Команда «стой» — напрягаем мышцы таза, прижимаясь в седло, корпус подаем назад, спокойно, не дергая, подбираем повод на себя.
  • Поворот влево – корпус прямо или по направлению движения, подбираем левый повод, правый немного отдаем, правый шенкель прижимает бок сразу за подпругой.
  • Поворот направо – корпус прямо или по направлению движения, подбираем правый повод, левый немного отдаем, правый шенкель прижимает левый бок.
  • Посыл «скорее» — подталкиваем лошадь шенкелями сразу за подпругой толчками, корпус подаем вперед.
  • Разворот на месте – подбираем повод по направлению движения, шенкель толкаем сразу за подпругой по стороне направления движения, противоположный шенкель прижимаем на расстоянии ладони от подпруги.
  • Движение «назад» — таз прижимаем к седлу, корпус отводим назад, медленно и спокойно, без рывков, подбираем повод на себя, шенкеля должны работать сразу за подпругой.

Для грамотного управления лошадью изучите все команды

Вывод

Сегодня практически в каждом крупном городе есть конюшни или конно-спортивные клубы. Поэтому узнать, как научиться кататься на лошади, может каждый желающий, посетив специальные курсы или уроки верховой езды. Желательно сразу записаться на курсы к опытному тренеру или инструктору, чтобы мастерством всадника овладеть в полной мере. Научившись сохранять баланс и равновесие, управлять лошадью, можно без опаски отправляться в конный поход или на приятную прогулку верхом по ближайшему лесу. Лошадь – это живое лекарство от депрессии, а езда в седле является прекрасным видом активного отдыха.

Правильно сидеть на неподвижной или даже на шагающей лошади доступно каждому. Но первый этап в обучении верховой езде можно считать пройденным, когда вы научитесь правильно сидеть на рыси.

При движении рысью лошадь поочередно как бы перепрыгивает с одной диагональной пары ног на другую. При этом Вас неимоверно трясет. Сила толчков зависит от анатомических особенностей коня и скорости движения. Избавиться полностью от этой тряски невозможно, но облегчить свою участь не менее чем вполовину вполне реально.

Лошадь бежит ритмично. Толчки следуют один за другим в определенном ритме. Постарайтесь проследить его и. упираясь внутренней частью бедер в седло и ступнями в стремена, привставать в седле таким образом, чтобы каждый второй толчок пропускать. Находиться в "подвешенном состоянии". Это и называется "облегчаться" или ехать облегченной рысью. Сели - встали. Если при этом Вы сможете использовать предыдущий толчок как импульс для вставания, а при посадке не плюхаться, а садиться мягко, притормаживая себя, упираясь бедрами в седло, то считайте, что Вы избавились от тряски уже больше чем вполовину. То есть научились двигаться облегченной рысью.

В процессе этого обучения можете использовать упор руками в седло. Не старайтесь использовать повод как средство управления. Вы только понапрасну будете дергать лошадь. Пока Вы не научились уверенно ездить рысью, повод Вам вообще не нужен. Поэтому лучше всего учиться в закрытом манеже, где лошади двигаются, подчиняясь командам тренера. И только тогда, когда двигаясь облегченной рысью, вы сможете держать руки на поясе, в стороны или вверх, сохраняя правильную посадку, Вам можно будет доверять повод (учиться управлять поводом на шагу можно и раньше).

Учебной рысью лучше ездить, научившись облегчаться. Езда учебной рысью - это тряска без пропусков. Вы лишь стараетесь плотнее "вжаться" в седло, чтобы Вас не выбивало. Достигается это проще всего напряжением икроножных мышц и чуть откинутым назад корпусом, Ногами Вы - плотно обнимаете бока лошади, а мягкой поясницей сдерживаете выбивающие Вас из седла толчки.

Если же Вы не учились облегчаться, не используя стремена, а только за счет силы ног и импульса выталкивания, и продолжать это занятие не менее пяти минут подряд, то смело считайте, что Вы прошли второй этап обучения.

Галоп и переходы с одного аллюра на другой

Итак, если Вы ездите облегченной рысью без стремян в течение 5 минут и при этом еще способны управлять конем, то наверняка вы уже испытали наслаждение от езды галопом. На галопе сидеть легче, чем на рыси. Толчки значительно реже и более плавные, ощущения приближаются к раскачиванию на качелях, только земля несется в одном направлении - назад.

Рис.14 Как сидеть на манежном галопе

Рис.15 Как сидеть на голевом галопе

Условное разделение скорости при езде галопом также манежный и полевой. Соответственно и посадка различается на манежную и полевую. Манежная посадка на галопе мало чем отличается от посадки на учебной рыси. Корпус чуть откинут назад, ноги плотно обхватывают бока лошади, мягкая поясница амортизирует толчки. Задача сидеть в седле "как влитой" (Рис.14), иначе потертости могут образоваться как у Вас, так и у лошади, Полевая посадка применяется при скачках, преодолении препятствий, во время полевой езды. При полевой посадке Вы привстаете на стременах (путлища укорочены на 1-2 отверстия) и основной упор приходится на шлюсс. Седалище не касается седла, поясница чуть прогнута, плечи расправлены, руками допустимо упираться в шею или придерживаться за гриву (Рис.15).

Основные ошибки при полевой посадке следующие. Всадник стоит очень высоко в стременах. При этом центр тяжести перемещается вверх, уменьшается прочность посадки. Если лошадь шарахнется вбок, всадник продолжит движение без нее.

Ноги всадника "уходят" вперед или назад. И то, и другое приводит к ухудшению равновесия и, как следствие, ухудшается контакт с конем и эффективность управления. Шенкель должен лежать сразу за подпругой, а нога находиться в стремени широкой частью ступни.

Всадник плюхается в седле на каждом скачке галопа. Седалище не должно касаться седла. Вы можете набить лошади спину, да и себе кое-что.

Стремена должны быть такой длины, чтобы не "убегали" из-под ноги, но чтобы и не вставать на них слишком высоко. Ваш вес должен равномерно распределяться на шлюсс и ступни. Известное в альпинизме правило; три точки опоры-применимо и здесь: шлюсс (внутренняя поверхность бедер) и два стремени. Руки свободны для управления. Повод слегка натянут. При энергичных движениях головы и шеи лошади руки следуют за ними, корпус же остается на месте.

Рис.16А Лошадь идет с отданным поводом

Рис.16Б Лошадь в сборе

Что надо для того, чтобы поднять лошадь в галоп? Какая-нибудь деревенская кляча может быть приучена подниматься в галоп от свиста, гиканья или даже дерганья поводом. Тому же можно научить и любую другую лошадь. Однако общепринятые правила таковы. Лошадь приводится в состояние сжатой пружины, что называется "сбором". Чтобы "собрать" коня, надо добиться сведения всех четырех ног если не в одну точку, то достаточно близко. Достигается это как поводом - лошадь сгибает шею и уменьшает вынос передних ног, так и шенкелем:лошадь подводит под себя задние ноги (сравните рисунки 16А и 16Б).

В зависимости от того, с какой ноги Вы поднимаете лошадь в галоп, голове придается левое или правое постановление - такое положение, при котором вы видите край того или другого глаза (Рис.17). В манеже вопрос о ноге решается просто. При езде налево - галоп с левой ноги, при езде направо - с правой. В механику движения лошади вдаваться не будем. Эта тема подробно раскрыта во всех серьезных руководствах. Тем не менее, даже начинающим надо знать, что если Ваша лошадь на галопе "врет", то есть идет контргалопом (при езде налево, например, галопом с правой ноги), то на повороте Вы можете оба упасть. Определить, с какой ноги галопирует лошадь, не очень трудно. Передняя нога, которая опускается на землю дальше, чуть впереди, и есть та нога, с которой конь галопирует.

Итак, мы едем облегченной рысью. Подается команда: "Смена, галопом марш!" Что мы делаем?

Рис.17 Постановление

Во-первых, садимся в седло и перестаем облегчаться. Во-вторых, набираем короче повод, заставляя коня "опустить нос" и делая постановление (край глаза). В-третьих, (но одновременно с "во-вторых"!) усиливаем действие обоих шенкелей (противоположный направлению галопа более активен) в сочетании с незначительным и мягким ослаблением повода, и тем самым посылаем лошадь вперед. Не получилось? Попробуйте еще раз сделать все то же самое при выходе из поворота, а к действию противоположного шенкеля добавьте легкий удар хлыстом. Только не пытайтесь разгонять лошадь.

Многие тренеры запрещают при посыле в галоп качать корпусом. Да, это правильно. Управление, а тем более посыл, должно быть со стороны незаметно. Лошадь как бы сама все выполняет. Однако на галопе всадник всегда хотя бы чуть-чуть, но покачивает корпусом, а это действие может явиться условным сигналом для старой прокатской клячи, которую, бывает, не убедишь даже хлыстом.

Для того, чтобы перевести спокойную лошадь с галопа на рысь, может быть достаточно простого натяжения повода. Если задача не решается, то, откинув корпус назад и уперевшись в стремена, потяните повод поэнергичнее, не задирая при этом рук кверху (распространенная ошибка!). Если лошадь тащит, "закусив удила", то надо попробовать достаточно резко передернуть поводом слева направо и наоборот. Это весьма болезненный прием для рта лошади, которая должна "осознать, кто здесь хозяин". Если же Вас "растащила" лошадь в поле, то единственный способ остановить ее - завернуть на круг, постепенно уменьшая его диаметр (Рис.18). (Подробнее - см. Урок 12. "Лошадь тащит").

Наблюдая за любой лошадью во время галопа, вы заметите, как ее нос опускается вниз с каждым третьим тактом каждый темп; это особенно верно на первом темпе, когда она отталкивает все свое тело от земли. Крайне важно при этом, чтобы всадник подал вперед и опустил руки вниз в момент, когда лошадь поднимается в галоп, - так он не ударит ее трензелем по зубам, фактически, наказывая лошадь за то, что сам попросил сделать.

К сожалению, именно в этот момент неуверенные всадники или всадники с небольшим опытом езды на галопе инстинктивно начинают задерживать дыхание и поднимать руки так, как будто они останавливают лошадь. Если всадник поступает так, когда лошадь опускает нос, он ударяет ее «по зубам» в два раза сильнее. И это печальная участь множества лошадей. Именно поэтому я не разрешаю своим ученикам ездить галопом, пока они не достигнут нужного уровня подготовки, уверенности и понимания.

К счастью, любого всадника можно научить правильно работать на галопе.

Я не из тех, кто заставляет всадников "накручивать" галопо-минуты / часы до тех пор, пока они не будут по-настоящему готовы. Есть старая поговорка, пришедшая от мастеров классической школы: «Лучший способ улучшить галоп - это улучшить рысь». Необходимо как следует отработать рысь, контроль над лошадью, посадку, и тогда придет время готовности к галопу. Не спешите!

С теми, кто хочет и готов совершить "прыжок" к галопу, мы прорабатываем самое важное – досконально разбираем средства управления на галопе.

За годы практики я заметила, что не у каждого всадника формируется правильное представление о том, что же он должен делать во время подъема. Поэтому мы отрабатываем подъемы в манеже. Всадники выполняют их в "облегченных условиях", посредством выполнения переходов в определенных местах, где лошади проще всего подняться в галоп и сделать это с нужной ноги. Я выбираю движение по длинным прямым траекториям и использую "гравитацию выхода из конюшни": когда нужно продлить галоп, мы едем к выходу, когда замедлить - от него.

Всадники, которые только обучаются езде галопом, часто сталкиваются с проблемами уже после 4-5 темпа, особенно перед поворотом (они зажимаются). В таких случаях мы работаем по прямым коротким дистанциям и делаем репризы спокойного трота в перерыве между галопом.

Всадники, обучающиеся галопу, часто непреднамеренно тянут повод в повороте, в результате лошадь упирается в него и переходит на неприятную рысь - всадника отбивает от седла, и он начинает бороться за равновесие.

Лучше двигаться по прямым и на короткие дистанции. Пусть всадник сделает 4-6 темпов, затем переведет лошадь в медленную учебную рысь (вместо того, чтобы начать прыгать по седлу в повороте), проедет сложный участок и снова поднимет лошадь в галоп в удобном месте.

После того, как будет достигнут прогресс, следующим шагом станет движение вперед и галоп в повороте без перехода на рысь. Тем временем, работая над переходами рысь-галоп-рысь, всадник совершенствует свои средства управления и отрабатывает подъемы в галоп, что соответствует еще одной замечательной мудрости классической школы верховой езды: «все обучение заключается в переходах».

Джули Гуднайт ; перевод



 

Возможно, будет полезно почитать: