Легкие акробатические упражнения для начинающих: характеристика, виды и техника выполнения. Интересные видео-ролики о разных видах гимнастики. Основные прыжки в акробатике

Большой популярностью у детей пользуются акробатические упражнения, которые содействуют общей и специальной физической подготовке школьников - развивают силу, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат (орган равновесия) и, что очень важно, оказывают разностороннее воздействие на двигательный аппарат учащихся. Занятия акробатическими упражнениями способствуют также развитию волевых качеств (смелости и решительности), столь необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

Благодаря разностороннему влиянию на организм занимающихся, большой эмоциональности, доступности в организации и оборудовании акробатические упражнения являются одним из важных средств физического воспитания школьников. Школьная программа по физическому воспитанию предусматривает следующие акробатические упражнения.

(рис. 182-183). Упражнения в группировке выполняются в положении сидя, в приседе и лежа на спине. Изучая группировку, необходимо следить, чтобы колени были плотно подтянуты к груди (держаться руками за голени ниже колен), локти прижаты к туловищу, спина округлена, голова наклонена вперед, стопы ног несколько разведены. При выполнении некоторых акробатических упражнений применяется «широкая» группировка, при которой захват руками ног осуществляется снаружи, за бедра, около голеней.

Перекаты (рис. 184) - движения с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты как самостоятельные упражнения применяются редко. В основном они используются как связующие элементы в вольных упражнениях и как подводящие упражнения при изучении сложных акробатических упражнений. Однако их следует тщательно разучивать, так как они часто применяются и при самостраховке. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, в группировке, согнувшись, прогнувшись. Обучение группировке проводится в сочетании с упражнениями в перекатах.

Рис. 182. а - сидя; б - в приседе; в - лежа на спине

Рис.


Рис. 184. а - из упора присев; б- из седа; в - лежа на спине; г - круговой перекат; д - вперед прогнувшись

Перекаты

  • 1. Перекаты в группировке назад, вперед из положения лежа на спине, сидя и упора присев.
  • 2. Из положения лежа на груди прогнувшись, руки вверх, перекат вправо кругом. То же в другую сторону.
  • 3. Из стойки на коленях в группировке перекаты вправо, влево.
  • 4. Из упора присев перекат назад в стойку на лопатках и наоборот : из стойки на лопатках в упор присев.
  • 5. Круговой перекат - из седа ноги врозь перехват руками снаружи под коленями, лечь на правый бок и, поднимая левую ногу, левой рукой перекатиться на спину, затем на другой бок и снова в сед ноги врозь лицом в противоположном направлении.
  • 6. Перекат вперед прогнувшись - из стойки на коленях руки вдоль туловища, прогибаясь вперед на грудь (касаясь пола бедрами и животом), обратным движением прийти в упор лежа на бедрах.

Кувырки (рис. 185-187) - вращательные движения с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад, в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных исходных положений в конечные.

Из упора присев, выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки, наклонить голову вперед, отталкиваясь, перевернуться через голову, коснуться лопатками пола, сгруппироваться и перекатиться вперед на спине. При касании стопами пола, выпрямляясь, встать.

Длинный кувырок вперед выполняется из полуприседа, руки назад, махом рук вперед, разгибая ноги, опереться руками как можно дальше от ног и, оттолкнувшись ногами, выполнить кувырок в группировке. Фаза полета отсутствует.

Из полуприседа руки назад, махом рук вперед и толчком ног сделать прыжок вперед с приземлением на руки и выполнением кувырка вперед в группировке.

При обучении кувырку вперед необходимо следить, чтобы учащиеся не ставили руки близко к ногам и выполняли плотную и правильную группировку. После освоения одного кувырка следует выполнять два и более кувырка подряд. Далее рекомендуется приступать к обучению длинному кувырку и кувырку прыжком. При этом особое внимание необходимо уделить мерам предосторожности. Маты нужно класть в несколько слоев. Постепенно усложнять прыжок (изменять высоту, длину фазы полета, начальное и конечное положение тела, включать дополнительные движения рук и т.д.).

Осуществляя страховку, преподаватель должен стоять сбоку от ученика, у того места, где он должен опираться руками о мат. Одной рукой поддерживать под живот или бедра, другая рука должна находиться сверху в области шеи с тем, чтобы при необходимости помочь принять группировку.

Из упора присев сгруппироваться и выполнить перекат назад на лопатки, быстро подставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцы к плечам) и, опираясь на них, перевернуться через голову и прийти в упор присев.


Рис. 185.


Рис. 186.


Рис. 187.

Кувырок назад через плечо - из седа с прямыми ногами перекатом назад с последовательным сгибанием и разгибанием ног в тазобедренных суставах и отведением головы влево (вправо) выполнить перекат, прогнувшись через плечо до упора лежа на бедрах.

В дальнейшем кувырки назад рекомендуется изучать, изменяя исходное (стоя ноги врозь, согнувшись, стоя на коленях и т.д.) и конечные положения тела, способы выполнения и в сочетании с другими акробатическими упражнениями. После овладения кувырками вперед и назад рекомендуется изучать их в соединениях, например: кувырок вперед - кувырок прыжком вперед ноги скрестно - поворот кругом в приседе - кувырок назад - кувырок назад через плечо в упор лежа на бедрах.

(см. рис. 116-119, 188)

Стойка на лопатках - из положения лежа на спине сгибаясь поднять ноги и таз, прогнуться, принять положение стойки на лопатках,


Рис. 188. Стойки: а - на груди; 6 - на плече; в - на предплечьях; г-на предплечьях и голове упереться руками в поясницу, локти ближе друг к другу. Стойку на лопатках можно выполнить из разных исходных положений и с опорой прямых рук.

Стойка на голове. Из упора присев, выпрямляя ноги, оттолкнуться, принять положение стойки на голове и руках. Вес тела равномерно распределить на руки и голову (опора верхней частью лба). Первоначальное изучение стойки на голове следует осуществлять с помощью партнера.

Школьный материал предусматривает изучение и других вариантов стоек: стойка на груди, стойка на плече, стойка на предплечьях, стойка на предплечьях и голове.

Стойка на руках выполняется махом одной ноги и толчком другой, толчком двух ног, силой, силой согнувшись и прогнувшись. Руки ставятся на ширине плеч, пальцы широко расставлены, плечи над кистями рук, спина слегка прогнута в поясничной части, смотреть на кисти. Первоначальное изучение стойки на руках осуществляется с помощью партнера. Далее стойка на руках с опорой стоп о стену.

Перевороты (см. рис. 119-121) характеризуются переворачиванием тела через голову с последовательной опорой рук и ног в направлении движения, выполняются вперед, назад, в сторону. Наиболее доступным из группы переворотов является переворот в сторону (колесо), включенный в школьную программу.

Переворот в сторону (см. рис. 121) - из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед-вверх, шагом левой, сгибая ее, наклониться вперед, опереться левой рукой на расстоянии шага от левой ноги, махом правой ногой и толчком левой с поворотом на 90° налево выйти в стойку на руках, ноги врозь (пошире); пройдя вертикаль, оттолкнуться левой рукой, приземлиться на правую ногу, затем оттолкнуться правой рукой и прийти в стойку ноги врозь, руки в стороны, приставить правую ногу к левой, руки вниз. Рекомендуется после овладения переворотом в сторону из стойки лицом по направлению движения изучить его, стоя боком по направлению движения.

«Мосты» (см. рис. 122-126). «Мост» - максимально прогнутое положение тела спиной к полу с опорой на руки и ноги. Это упражнение выполняется разными способами. Оно успешно применяется в вольных упражнениях и требует хорошей подвижности в плечевых, тазобедренных суставах и грудной части позвоночника. Обучать этому упражнению следует из исходного положения лежа на спине и далее из стойки ноги врозь наклоном назад (с помощью и без).

Примерные упражнения:

  • 1) из положения лежа на спине согнуть ноги, поставить их на ширине плеч, руки опираются за плечами (пальцы к плечам). Прогибаясь, разогнуть ноги и руки, голову назад (смотреть на кисти рук). При этом плечи должны находиться над кистями, колени слегка согнуты, вес тела равномерно распределен на точки опоры;
  • 2) из стойки ноги врозь руки вверх, наклоняясь назад (смотреть на кисти), прогибаясь, поднять таз, согнуть в коленях ноги, опуститься в «мост». Необходимо следить, чтобы пребывание в положении «мост» было недлительным, так как оно затрудняет дыхание и увеличивает приток крови к голове;
  • 3) из «моста» возможны различные переходы (в основную стойку, вупорстоянаколенях,из«моста»в«мост»вращенияна360°). Переход из «моста» в «мост» поворотом кругом в различное положение (стоя на одном колене, стоя на коленях, сидя на пятках и т. д.).

«Шпагаты» (см. рис. 127-130). Приступая к обучению «шпагатам», необходимо учитывать, что мышцы и связки конечностей занимающихся получают очень большую нагрузку, поэтому следует тщательно подготавливать их к предстоящей работе.

Подготовительные упражнения:

  • 1) в выпаде правой (левой) вперед пружинящие приседания;
  • 2) «полушпагат» на полу;
  • 3) стоя у гимнастической стенки (в разных исходных положениях), поочередные махи ногами вперед, назад, в сторону;
  • 4) стоя у гимнастической стенки, отведение ног вперед, назад, в сторону с помощью партнера;
  • 5) стоя боком к гимнастической стенке, ноги врозь (пошире), правая (левая) вперед, рукой взяться за рейку на уровне пояса, пружинящие покачивания;
  • 6) то же, стоя лицом к гимнастической стенке;
  • 7) в дальнейшем «шпагат» нужно выполнять из приседа и основной стойки, опираясь на руки скольжением вперед и назад правой (левой);

Изучать упражнения на гибкость («мосты», «шпагаты» и т.д.) следует систематически, постепенно увеличивая амплитуду движения и число повторений. Невыполнение этих требований часто приводит к травмам.

Примерные акробатические соединения. Разучивая акробатические упражнения, составляются различные комбинации.

  • 1. И.п. - основная стойка. Приседая, перекат назад, скрещивая ноги, перекат вперед в упор присев, поворот кругом, кувырок вперед.
  • 2. И. п. - упор присев. Перекат назад до стойки на лопатках, перекат вперед, сесть с прямыми ногами, наклон вперед, кувырок назад в стойку на коленях, сесть на пятки, руки назад, прыжком встать.
  • 3. И. п. - основная стойка. Перекат согнувшись с прямыми ногами в стойку на лопатках, носком одной ноги коснуться мата за головой, соединить ноги, перекат вперед, скрещивая ноги, встать с поворотом кругом.
  • 4. И. п. - упор стоя ноги врозь. Кувырок вперед в положение сидя ноги врозь, захватить руками бедра под коленями, круговой перекат с поворотом кругом, руки в стороны, опираясь на руки, встать.

При обучении акробатическим упражнениям возможны ошибки. Наиболее характерные из них:

при выполнении кувырка : медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе (причина - слабый толчок ногами); опора головой о пол; неправильная группировка; опора руками сзади при завершении кувырка; неправильное положение кистей при опоре, преждевременное разгибание ног в коленных суставах; отсутствие активной опоры руками во время переворачивания через голову; при выполнении переворота : потеря направления (при опоре рук и ног не на одной линии, сгибание в тазобедренных суставах, сильный прогиб в пояснице); слабое поступательное и вращательное движения (отсутствие толчка руками и ногами); при выполнении стойки (стойка на лопатках): отсутствие строго вертикального положения тела, расслабление ног, сгибание в тазобедренных суставах, большое расстояние между локтями; стойка на голове: опора головой близко крукам, сильное прогибание, согнутые и расслабленные ноги;

при выполнении «моста»: неправильное расположение рук, ног, сильно согнутые или расслабленные ноги, недостаточный прогиб в грудной и поясничной части позвоночника.

При исправлении этих ошибок следует указать на них, проверить правильность выполнения, а в некоторых случаях оказать помощь, благодаря которой ученик мог бы правильно прочувствовать выполнение данного упражнения.

Изучение акробатического упражнения начинается с выполнения подготовительных и подводящих упражнений. Эти упражнения подбираются преподавателем и выполняются под его непосредственным наблюдением. Подводящие упражнения должны преследовать цель имитации движений, которые обеспечивают выполнение данного упражнения.

Парные упражнения (рис. 190-192). Уверенность и легкость выполнения парных упражнений (кувырки и поддержки) во многом зависят от правильности хватов руками. Существуют следующие хваты (рис. 189):


Рис. 189. Акробатические хваты: а - простой; б - лицевой; в - за большие пальцы; г - пальцами; д - глубокий; е - плечевой

  • - простой хват, при котором партнеры соединяют одноименные руки, второй и третий пальцы разводят и обхватывают ими запястье;
  • - лицевой хват, при котором правая рука одного партнера соединяется с левой рукой другого, причем кисти одного развернуты наружу, другого - направлены прямо;
  • - хват за большие пальцы",
  • - хват пальцами ;
  • - глубокий хват, при котором партнеры держат друг друга за запястье;
  • - плечевой хват, при котором один из партнеров держит другого за плечо, а другой - под локоть.

Хват может быть одноименным (правой за правую), разноименным (правой за левую) и скрестным.

Кувырок вперед вдвоем, взявшись под руки. Приседая, опереться о пол руками, находящимися снаружи, оттолкнуться одновременно ногами, выполнить кувырок вперед. В момент переворачивания свободной рукой захватить голень одноименной ноги (плотная группировка).


Рис. 190.


Рис. 191.

Рис. 192.

(см. рис. 190). Один из партнеров лежит на спине, подняв прямые ноги, второй стоит за головой лицом к нему. Оба захватывают друг друга за ноги у голеностопных суставов. Наклоняясь вперед, второй отталкивается ногами, ставит согнутые в коленях ноги первого на пол на ширину плеч, сгибая руки, выполняет кувырок, поднимая ногами партнера, и так поочередно выполняет кувырки (2-3 и т.д.). Желательно на первом этапе обучения подбирать партнеров, примерно одинаковых по весу и росту, и оказывать помощь, стоя сбоку.

Поддержки (см. рис. 191, 192). Упражнения в поддержках очень разнообразны. Они могут с успехом применяться на первых этапах обучения на уроках гимнастики. С их помощью вырабатывается чувство согласованности движений, приобретаются навыки в балансировке, осваиваются простейшие способы страховки, воспитываются некоторые физические качества.

Акробатические упражнения

Акробатические упражнения применяются с целью со­вершенствования физических качеств и специальных на­выков в физической подготовке различных видов Воору­женных Сил и родов войск. Они развивают мышцы, ук­репляют связки и суставы, благотворно воздействуют на органы дыхания и кровообращения, способствуют вос­питанию ловкости и координации движений, простран­ственной ориентировки.

С помощью акробатических упражнений вырабатыва­ется устойчивость организма к воздействию неблагоприят­ных факторов военно-профессио­наль­ной деятельности лет­ного состава ВВС, надводных кораблей и подводных го­док, Воздушно-десантных войск.

Акробатические упражнения широко используются как вспомогательное средство для освоения сложных эле­ментов в спортивной и художественной гимнастике, прыж­ках в воду и на батуте, фристайле, прыжках с трамплина, фигурном катании, акробатических танцах и других видах спорта. Они с успехом демонстрируются на спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, на вече­рах отдыха.

Акробатические упражнения подразделяются на акро­батические прыжки, парные и групповые упражнения. Акробатические прыжки состоят из различных кувырков, переворотов, сальто; парные упражнения (мужские, жен­ские и смешанные пары) включают стойки, поддержки, равновесия и хореографические элементы; групповые уп­ражнения состоят из упражнений для женщин (тройки) и для мужчин (четверки). Тройки и четверки – наиболее сложные групповые упражнения, включающие разнооб­разные пирамиды.

Для выполнения акробатических упражнений на прак­тических занятиях используются гимнастические и пороло­новые маты, помост-ковер, синтетические покрытия, войлок или чистый песок, травяные площадки, опилки, скошенная трава. Для занятий спортивной акробатикой и прыжков применяется специальная акробатическая до­рожка длиной 30 и шириной 1,5 м. Зона приземления 6´4 м. Края дорожки обозначаются линиями шириной 5–10 см. Такая же линия проводится и по оси дорожки. Высота дорожки в зависимости от конструкции – 10–25 см. Акробатические упражнения выполняются на гим­настическом ковре (рис. 66).

Разучивание и выполнение акробатических упражнений осуществляются по частям и в целом всеми обучаемыми одновременно (под счет) по команде руководителя. Для поточного выполнения оборудуются 2–4 линии (по 2–3 гимнастических мата), и обучаемые выполняют упражне­ния друг за другом с дистанцией 5–6 шагов.

«Ласточка» . Для выполнения равновесия наклониться вперед на одной ноге, другую поднять (отвести назад) вы­ше уровня таза, руки развести вверх-в стороны, прогнутъся.

Последовательность разучивания: взмахи ногой назад с опорой прямыми руками на высоте пояса и наклоном вперед у гимнастической стенки, коня, козла, батута; равновесие с поддержкой за ногу – держать 3–5 секунд.

Рис. 66. Акробатическая дорожка и ковер

Группировка . Лежа на спине, согнуть ноги в коленях, взяться руками за голени, прижать колени к груди и раз­вести их немного шире подбородка, пятки соединены.

Стойка на лопатках . Из упора лежа на спине поднять прямые ноги вверх, перекатиться на лопатки и затылок, упереться руками в спину, локти – на полу, туловище держать вертикально, ровно.

Последовательность разучивания: стойка на лопатках в группировке; стойка на лопатках с помощью под спину и ноги.

Кувырок вперед в группировке (рис. 67). Упор присев; наклоняясь вперед, поставить руки на ширине плеч впе­реди ступней (на 40–50 см); перенести тяжесть тела на руки, сгибая их и наклоняя голову к груди; приблизить затылок к мату; оттолкнуться ногами и мягко перекатить­ся вперед с круглой спиной до упора присев (руки впере­ди ног). При перекате на спине плотно сгруппироваться, захватив руками голени.

Рис. 67. Кувырок вперед в группировке

Последовательность разучивания: плотная группировка в положении лежа на спине; перекаты в груп­пировке на спине вперед и назад с переходом вперед в упор присев без опоры руками сзади.

Кувырок вперед прыжком (рис. 68). Полуприсед руки назад, толчком ног и махом рук вперед прыгнуть повыше вверх-вперед на руки, сгибая руки и наклоняя голову на грудь, сделать кувырок вперед в упор присев.

Последовательность разучивания: выстав­ляя руки подальше вперед, – кувырок вперед с места; кувырок вперед с разбегу толчком двух ног; кувырок вперед через препятствие (низкие стоялки, козел) с посте­пенным увеличением высоты (до 120 см).

Рис. 68. Кувырок вперед прыжком

Стойка на голове (рис. 69). Упор присев; руками опе­реться на мат на ширине плеч; выпрямляя ноги и сгибая руки, поставить голову впереди рук на верхнюю часть лба так, чтобы три точки опоры составляли вершины тре­угольника; поднять ноги вверх до вертикального положе­ния; тяжесть тела в основном удерживается на голове; предплечья располагать перпендикулярно к полу и па­раллельно друг другу, пальцы развернуты вперед-наружу. Последовательность разучивания: стойка на голове в группировке; стойка на голове с помощью (поддерживать за бедра, спину и ступни).

Рис. 69. Стойка на голове

Кувырок вперед через стойку на руках (рис. 70). Махом одной и толчком другой ноги выполнить стойку на руках; не задерживаясь в стойке, плавно согнуть руки, накло­нить голову к груди, опереться лопатками на мат и начать перекат вперед, затем сгруппироваться и завершить ку­вырок.

Рис. 70. Кувырок вперед через стойку на руках

Последовательность разучивания: кувыр­ки вперед через стойку на руках с помощью (поддержи­вать двумя руками за ноги, смягчая опускание на спину).

Стойка на руках (рис. 97). Из стойки на правой ноге, левая – впереди, руки – вверху ладонями вперед, делая шаг левой и наклоняясь вперед, поставить руки на шири­не плеч в одном шаге от толчковой ноги (пальцы рук – врозь и несколько согнуты); подавая плечи вперед, от­толкнуться левой и взмахнуть правой ногой вверх; соеди­няя ноги вверху и отводя плечи назад (до вертикального положения рук), выйти в стойку на руках, максимально вытянувшись вверх; голову поднять и смотреть на пол впереди пальцев; равновесие сохранять усилием кистей (при потере равновесия вперед усилить нажим пальцами на опору). Стойка на руках может выполняться из упора присев толчком двух ног или силой.

Последовательность разучивания: стойка на руках с опорой ногами о стенку (руки ставить в 30–40 см от стенки); стойка на руках с помощью (помогаю­щий поднимает обучаемого вверх за ноги, коленом нажи­мая на плечи; устанавливает руки и спину в вертикальном положении).

Страховать за ноги и спину, при самостраховке в слу­чае падения вперед переставить одну руку вперед, повер­нуться, встать на ноги или сделать кувырок вперед.

Переворот боком (рис. 72). Из стойки на правой ноге (левая – в сторону), наклоняясь влево, оттолкнуться левой ногой и, последовательно опираясь руками о пол по одной линии, перевернуться боком через стойку на руках в стой­ку ноги врозь (при выходе в стойку на руках смотреть в направлении пальцев рук).

Рис. 72. Переворот боком

Последовательность разучивания: махом одной и толчком другой –стойка на руках и переворот в сторону с помощью; перевороты боком по кругу с неполным выходом в стойку на руках (тело несколько согнуто); сопровождая обучаемого со стороны спины поддержкой за поясницу – переворот боком с помощью (руки при этом держать скрестно, левую – над правой).

Кувырок назад (рис. 73). Из упора присев опуститься в сед и перекатиться назад, захватить руками ноги около коленных суставов, рывком усилить вращение; при со­прикосновении лопаток и затылка с матом быстро поста­вить руки за плечи и, разгибая их, облегчить переворачивание через голову. При выполнении кувырка не запроки­дывать голову назад. Особое внимание необходимо обра­щать на своевременную постановку рук за плечи (за го­лову) с тем, чтобы уменьшить нагрузку на шею.

Рис. 73. Кувырок назад

Последовательность разучивания: из упо­ра лежа на спине в плотной группировке после 2–3 перекатов – кувырок назад; кувырок назад по наклонной плоскости.

Переворот вперед (рис. 74). С разбегу сделать подскок на правой ноге с одновременным подниманием согнутой левой ноги и рук вперед-вверх; наклоняясь вперед, поста­вить левую ногу, а затем – и руки на пол; активным махом правой назад-вверх и толчком левой сделать захлесты­вающее движение ногами через стойку на руках, соединить ноги и, энергично оттолкнувшись руками, перевернуться вперед прогнувшись; вставая на ноги, таз подать вперед, голову отклонить назад, руки – вверх.

Последовательность разучивания: освоение подскока, который выполняется на одной ноге, другая, со­гнутая, поднимается вверх, руки также поднимаются вверх (вальсет); махом одной и толчком другой – быстрый пере­вод в стойку на руках с опорой ногами на гимнастический мат, подвешенный на стену; переворот вперед с помощью или в поролоновую яму (при этом обучающий, стоя на правом колене с правой стороны, в момент опоры на руки, захватывает одной рукой правую руку обучаемого выше локтя, другую кладет на спину); энергичным и сильным толчком под спину помочь выполнить упражнение.

Рис. 74. Переворот вперед с разбегу

Переворот вперед с поворотом . С разбегу сделать подскок и, наклоняясь, поставить левую ногу на один шаг вперед; отталкиваясь левой ногой, поочередно поставить на пол сначала левую руку к носку левой ноги пальцами влево, затем – быстро правую с повернутой кистью влево-назад (правая рука ставится за левую руку, правая нога сильным махом способствует выходу в стойку). Опорой на правую руку заканчивается переход в стойку на руках и поворот кругом (ноги в стойке соединяются). Далее, сги­баясь, ноги быстро опустить вниз, оттолкнуться руками и перейти в положение стоя.

Последовательность разучивания: перево­рот в сторону; из стойки на руках – прыжок с рук на ноги с последующим подскоком (рекомендуется выполнять с возвышения); переворот с поворотом с помощью ручного пояса (лонжи) или в поролоновую яму.

Характер исполнения переворота зависит от последую­щего упражнения. Если после переворота выполняется сальто назад, то переворот должен быть с приземлением на носки и с высоким прыжком вверх; если следующим будет переворот назад, то переворот с поворотом делается без прыжка на полную ступню, ноги становятся ближе к рукам.

Стойка на плечах в парах . Нижний лежит на спине с согнутыми ногами, ступни расставив несколько шире, чем колени, руки выставлены вперед ладонями вверх; второй, выставляя одну ногу вперед, берется за колени и ставит плечи на руки партнера, затем толчком одной и махом другой ноги выполняет стойку на плечах. Руки нижнего и верхнего прямые.

Последовательность разучивания: упраж­нение выполняется с помощью, отделение разбивается на тройки, первый ложится на спину, второй ставит плечи на руки партнера, третий находится сбоку, второй по команде выполняет стойку, третий – помогает; далее обу­чаемые последовательно меняются ролями (второй ложит­ся, третий выполняет стойку, первый помогает и т.д.).

Кувырок назад с помощью в парах (рис. 75). Стойка в парах спиной друг к другу; первому номеру взять за руки (вверху за лучезапястный сустав) второго; первый делает полуприсед и наклоняется вперед (на руки партнера не нажимать, а только удерживать); второй, прогибаясь назад, поднимает ноги; первый, выпрямляя ноги и наклоняясь вперед, поднимает спину, облегчает второму перекат через спину; при завершении кувырка первый выпрямляется и, поднимая руки вверх, помогает второму мягко призем­литься. При приземлении руки не отпускать. Для повто­рения упражнения повернуться в исходное положение, не выпуская рук.

Рис. 75. Кувырок назад с помощью

Последовательность разучивания: отделе­ние разбивается на тройки; двое выполняют упражнение третий помогает и страхует.

Переворот назад (рис. 76). Из стойки ноги вместе, полу­приседая, руки отвести назад, туловище и голову незна­чительно наклонить вперед; опускаясь назад (как бы са­дясь на стул), энергично выпрямить ноги, сильно взмахнуть руками вперед-вверх-назад и резко откинуть туловище и голову назад; затем, подавая живот и таз вверх, прогнуть­ся и, продолжая движение назад, поставить руки на пол; проходя через стойку на руках, резко согнуться, оттолк­нуться руками, опустить ноги на пол, встать руки вверх (сделать курбет).

Рис. 76. Переворот назад

Последовательность разучивания: приседа­ние с движением тела назад и седом на колено выставлен­ной вперед ноги страхующего; прыжок с рук на ноги (кур­бет); из полуприседа руки назад – энергичное выпрямление ног со взмахом руками вверх-назад и наклоном туловища назад (упражнение выполняется со страховкой, стоя сзади, одной рукой за шею, другой – за спину); переворот назад с помощью ручного пояса (страхующие стоят по обе стороны обучаемого и немного сзади, взявшись за веревки, при этом одна рука находится около пояса). По мере освоения упражнения переходить на помощь и страховку без ручного пояса, в этом случае встать сбоку и поддержи­вать выполняющего двумя руками под поясницу. В момент переворачивания толчком рукой снизу вверх и назад помочь выполнить упражнение.

Сальто вперед с разбегу (рис. 77). С сильного разбега толчком двумя ногами сделать прыжок, усиливая его взмахом рук вперед-вверх; не доходя до верхней точки прыжка, энергично группируясь и подтягивая плечи к но­гам, начать вращение вперед; руки в это время дугами вперед и вниз захватывают голени около голеностопных суставов. Вращение тела осуществляется за счет активного движения рук и головы вперед, поднимания таза вверх и наклона туловища вперед. Заканчивая вращение (в поло­жении головой вверх), резко выпрямить ноги вперед-вниз и приземлиться.

Рис. 77. Сальто вперед с разбегу

Последовательность разучивания: с разбегу прыжок вверх в группиров­ке и в темпе кувырок вперед через горку матов с постепенным увеличением вы­соты; не касаясь препятствия руками и спиной – сальто через возвышение; сальто вперед в поролоновую яму; саль­то с разбегу толчком с гимнастического мостика.

Страховать сбоку и немного впереди от места толчка, а случае неправильного выполнения подхватить рукой под шею и спину, помочь выполнить сальто и предупредить падение на спину или голову.

Сальто вперед с трамплина . После сильного толчка и вылета вперед-вверх с вытянутыми вверх руками сгруппироваться, сгибая ноги в коленных суставах и наклоняя голову к разведенным в коленях ногам; далее начать вра­щение вперед, захватив руками голени и удерживая груп­пировку как мож­но дольше; затем в положении спиной к полу быстро разгруппироваться, направляя ноги вперед-вниз, и приземлиться.

Последовательность разучивания: прыжок вверх в группировке; сальто вперед в поролоновую яму; сальто вперед с помощью и страховкой.

Стоя сбоку у трамплина, одной рукой под спину, другой за плечо или шею помочь обучаемому выполнить упражнение. Страховка может обеспечиваться и с помощью подвесного или ручного пояса.

Сальто назад (рис. 78). Полуприседая и наклоняя тулови­ще слегка вперед, отвести руки назад, резким, сильным толчком ног и энергичным взмахом рук вверх перед собой сделать прыжок вверх; после толчка быстро подтянуть ноги к груди (сгруппироваться), захватив ноги примерно за середину голени; голова откидывается назад, способствуя вращению тела. Заканчивая вращение, выпрямиться руки – вверх и приземлиться.

Рис. 78. Сальто назад

Последовательность разучивания: прыжок вверх с места с поддержкой под спину и группировкой; кувырок назад с возвышения вниз; сальто назад с приме­нением ручного пояса; сальто с небольшого возвышения в поролоновую яму.

Страховать сбоку и, накладывая одну руку на пояс, другую – под бедро сзади, толчком помочь выполнить пры­жок вверх и переворачивание до приземления.

Часто родители детей задают вопрос: «Чем акробатика отличается от гимнастики?» Тренеры регионального Центра развития видов гимнастики разъясняют специфику данных понятий.

Гимнастика считается очень похожей на акробатику, часто подразумевается, что это слова синонимы. Но разница между ними в ряде контекстов весьма значительна.

Под современной гимнастикой чаще всего понимается спортивная дисциплина, предполагающая проведение соревнований между атлетами, которые заключаются в том, что они выполняют различные упражнения со специальными снарядами. Если спортсмен участвует на официальных соревнованиях, то по итогам выставляется судейская оценка.

Главный критерий оценки и фокус, за счет которого выполняются все элементы упражнений – это сила спортсмена. Если ее будет недостаточно, то эффектность и качество его выступления будут невысокими. В некоторых случаях гимнасту нужно также показывать и ловкость, которая является, в свою очередь, атрибутом другого занятия - акробатики.

Акробатика – особый раздел гимнастики. Он представляет собой атлетические занятия и выступления, в основе которых - выполнение упражнений на ловкость. Кроме того, в акробатике важны прыгучесть, способность балансировать, а также сила - как и в случае с гимнастикой в целом.

Акробатика бывает частью спортивной или цирковой гимнастики. Основные элементы спортивной акробатики - соревновательные упражнения в виде прыжков, перекатов, сальто. Циркачи способны выполнять очень большое количество акробатических трюков, которые могут сопровождаться, например, жонглированием, скачками на лошадях.

Главное отличие гимнастики от акробатики в том, что первый термин соответствует всему комплексу занятий, выполняемых за счет силы и ловкости, а второй - упражнениям, в основе которых, прежде всего, ловкость. Акробатика - важнейшая часть современной гимнастики - как спортивной, так и цирковой. Рассматриваемые категории упражнений во многих случаях взаимно дополняются.

Подытожим все сказанное: акробатика - часть современной гимнастики, оба рассматриваемых занятия во многих случаях взаимно дополняются.

Основное отличие гимнастики от акробатики в том, что гимнастика включает в себя упражнения в самом широком спектре - силовые, на ловкость, на балансирование, а акробатика как часть гимнастики предполагает выполнение атлетами упражнений главным образом на ловкость и балансирование.

К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная , художественная , акробатическая , эстетическая , командная , аэробическая гимнастика.

Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкульт минутки в учебных заведениях и на производстве. Существует несколько видов оздоровительной гимнастики:

  • Гигиеническая гимнастика - используется для сохранения и укрепления активности.
  • Ритмическая гимнастика - разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение.

Спортивная гимнастика

Спортивная гимнастика - один из древнейших видов спорта , включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах , а также в вольных упражнениях и опорных прыжках . В настоящее время на международных турнирах гимнасты разыгрывают 14 комплектов наград: два в командном зачёте (мужчины и женщины), два в абсолютном индивидуальном первенстве (мужчины и женщины) и десять в отдельных видах многоборья (4 - у женщин, 6 - у мужчин). В программе Олимпийских игр с 1896 года .

Гимнаст выполняет упражнение на коне.

Гимнастика является технической основой многих видов спорта: соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только даёт определённые технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Художественная гимнастика

Упражнение с лентой (2005)

Художественная гимнастика - вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч , мяч , булавы , лента).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или одновременно два вида предметов (например - обручи и мячи), или один вид (пять мячей, пять пар булав). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповых упражнениях.

Эстетическая гимнастика

Эстетическая гимнастика - вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Этот вид спорта включает гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой. Существует непрерывный поток от одного движения к другому, как если бы каждое новое движение происходило от предыдущего. Все движения должны выполняться плавно, значительно изменяясь и в динамике, и в скорости. Композиция должна содержать универсальные и разнообразные движения тела, как, например, тело волнами и качели, прыжки и подскоки, спиральные повороты и танцевальные шаги. Для этого необходимы гибкость, скорость, сила, координация и способность двигаться без усилий. Допускаются и приветствуются различные варианты поддержек и взаимодействий гимнасток.

В России эстетическая гимнастика зарегистрирована как женский вид спорта. В соревнованиях по эстетической гимнастике принимают участие только группы . Количественный состав группы определяется возрастной категорией участниц. Одновременно на ковре могут выступать от 6 до 10 гимнасток в категориях "женщины" и "юниорки 14-16 лет" и от 6 до 12 гимнасток в младших возрастных категориях.

Командная гимнастика

Командная гимнастика зародилась в Скандинавии, в которой являлась основным видом гимнастики в течение 20 лет. Первое официальное соревнование было проведено в Финляндии в 1996 году, и теперь проводится каждые 2 года. Соревнование команд, клубов состоит из трех категорий: женские, мужские и смешанные команды. Состоит из трех видов: вольные упражнения, прыжки с мини-батута и акробатические прыжки. В каждой из трех дисциплин число гимнастов - от 6 до 12 человек. Командная гимнастика включает в себя наиболее динамичные виды гимнастических упражнений: групповые вольные упражнения, акробатические и опорные гимнастические прыжки. Ей присущи музыкальность, выраженная двигательно-образовательная направленность, оптимальная сложность упражнений.

Цирковая гимнастика

Групповая вольтижировка.

Цирковая гимнастика разделяется на партерную (упражнения на снарядах и аппаратах, укреплённых на манеже) и воздушную (упражнения на аппаратуре, подвешенной высоко над манежем); соответственно гимнасты - на партерных и воздушных.

Каждый из двух видов цирковой гимнастики включает множество подвидов (в зависимости от используемой аппаратуры и приёмов работы): партерная- упражнения на турниках, батуте, кольцах всех типов; воздушная - упражнения на трапециях всех родов, корд де пареле, корд де волане, рамке, бамбуке, воздушном турнике, ремнях, полотнах, кольце, сфере.

Акробатическая гимнастика

Акробатическая гимнастика включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения.

Уличная (дворовая) гимнастика

Уличной гимнастикой занимаются, как правило, непрофессиональные спортсмены. Для многих это как увлечение, хобби , стиль жизни, способ развития и поддержания мышечного тонуса, ловкости, гибкости суставов. Ей можно заниматься практически на любой дворовой спортивной площадке, а в некоторых случаях - просто на улице.

У уличной гимнастики много различных стилей: воркаут , джимбарр , паркур , фриран , шведская гимнастика и т. д.

Гимнастические снаряды:

  • гимнастическая (шведская) стенка
  • бревно
  • гимнастический мост
  • канат
  • Гимнастические предметы:
  • Мяч гимнастический
  • лента
  • скакалка
  • обруч

Акробатические упражнения не только выглядят красиво в действии, но и значительно улучшают физические возможности человека. В этой обзорной статье рассмотрены простейшие акробатические элементы, которые входят в основы физкультуры и формируют базу гимнастики.

Суть акробатики

Акробатика как умение доступна далеко не каждому, поэтому ею начинают заниматься с детства. Это разновидность спортивной активности и особый вид гимнастики, который направлен на развитие определённых физических характеристик человека, а именно:

  • силы;
  • балансировки;
  • ориентировки в пространстве;
  • гибкости;
  • ловкости;
  • прыгучести;
  • точности движений;
  • скорости совершения действий;
  • тренировки вестибулярного аппарата.

Помимо физических характеристик, воспитываются и психологические качества:
  • исполнительность;
  • организованность;
  • ответственность;
  • смелость;
  • осторожность;
  • решительность;
  • сила воли;
  • согласованность с партнёром.
Данный вид спорта довольно универсален и входит в состав многих других видов спортивной активности:
  • как базовые элементы на уроках физкультуры в школе;
  • в составе общеукрепляющих спортивных упражнений;
  • в комплексе занятий, связанных с похудением;
  • в профессиональной подготовке спортсменов различных направлений – от гимнастов, до пловцов и хоккеистов.

Важно! Акробатика является базой для любой физической активности. Она включает элементарные упражнения, доступные к выполнению практически каждым. По мере развития навыков и улучшения физической подготовки они значительно усложняются.

Занятия акробатикой увеличивают мышечную силу и растяжимость мышц, укрепляют мышечный корсет, сердечно-сосудистую систему и суставно-связочный аппарат, что позволяет усовершенствовать двигательные способности и достичь хорошего физического развития.

Весь комплекс акробатических упражнений имеет разделение на 3 больших блока:

  • балансировку;
  • прыжки;
  • бросковые упражнения.

Занятия всегда начинаются с подготовительной части, в которой есть разминка и разогревание мышц. После этого наступает основная часть с выполнением непосредственно акробатических умений.

Для начинающих это элементарные упражнения вроде мостика, кувырков и шпагата. По мере освоения простые упражнения усложняются от уровня к уровню. Заканчивается занятие разминкой, когда даются расслабляющие упражнения, при выполнении которых мышцы отдыхают.

Виды упражнений

В каждый из 3-х блоков акробатических умений входят конкретные специальные задания. Так, к балансированию, суть которого состоит в том, чтобы сохранять собственное равновесие или уравновешивать партнёра, относятся такие виды упражнений:


Блок акробатических прыжков подразумевает подпрыгивания, которые сопровождаются вращательными или полувращательными движениями тела, а также с использованием опоры и без неё. В блок входят:
  • перекаты;
  • кувырки;
  • полуперевороты;
  • перевороты;
  • сальто.
Последний блок бросковых трюков включает:
  • броски партнёра;
  • ловлю партнёра.

Знаете ли вы? В древности сальто называлось «вальто мортале», что переводится с итальянского как «смертельный прыжок». Тогда это упражнение действительно считалось смертельным и выполнялось кувырком в воздухе с подкидного трамплина.

Основные группы

Все акробатические упражнения можно разделить на две большие группы - те, которые выполняются в динамике, и статического характера.

Динамические упражнения

Динамические акробатические элементы выполняются в движении и представляют собой вращение тела спортсмена. Оно (равно как и переворачивание через голову) может быть как полным, так и частичным.

Касательно наличия опоры или её отсутствия переворачивание бывает:

  • с опорой (кувырки);
  • с промежуточной опорой (перевороты);
  • без опоры (сальто).

Рассмотрим подробнее каждое упражнение из динамической группы:


Знаете ли вы? Наиболее значимый фактор снижения гибкости - это не старение организма, а сидячий образ жизни, когда мышцы атрофируются.

Статические упражнения

Эта группа содержит упражнения, которые выполняются без движения, в статическом положении, и заключаются в поддержании тела так, чтобы оно приняло определённую позу, и в сохранении его равновесия.

К статической группе относятся:


Условия и инвентарь

Занятия по акробатике проводятся в спортивном или гимнастическом зале, в котором должны быть соблюдены следующие условия:

  • температура в помещении от +15 ℃;
  • влажность воздуха до 40%;
  • освещение от 200 лк.

Все обучающиеся должны быть одеты в спортивную форму и иметь специальную обувь для занятий акробатикой. Одежда должна соответствовать следующим требованиям:
  • лёгкая, из натуральных тканей;
  • удобная, не стесняющая движений;
  • под одежду на область живота надевается бандаж в виде резиновых лент / пояса.

Важно! Чаще всего костюм акробатов представляет собой хлопковые майку и трусы или гимнастический купальник для девушек и гимнастические майку и спортивные брюки для юношей. Такая форма не стесняет движения и позволяет тренеру увидеть, правильно ли выполняются все комбинации.

Обувь для занятий шьётся специальная. Это ботинки из мягкой кожи, парусины или брезента с мягкой выворотной кожаной подошвой. Используются именно ботинки, а не туфли, так как защищают голеностопный сустав от растяжения и травм. В противном случае травм плеча, шеи и головы партнёра при выполнении стоек, а также парных или групповых упражнений не избежать. Как вариант обуви могут использоваться гимнастические тапочки.
Обязательным инвентарём в гимнастическом зале для занятий акробатикой являются:

  • гимнастический мат;
  • дорожка для прыжков из войлока и обшитая брезентом;
  • рейнское колесо - представляет собой два обруча, скреплённых скобами;
  • брусья;
  • батут;
  • трамплин;
  • потолочные и ручные лонжи - длинные верёвки, использующиеся в качестве страховки (нужны для выполнения особо трудных элементов);
  • бублики и фетровые шапочки - дополнительные элементы для выполнения стоек на голове.

Знаете ли вы? Абсолютно все травмы возникают от недостатка гибкости и дефицита растяжки.

Функции акробатики

Акробатические занятия, в первую очередь, выполняют такие 2 основные функции:

  1. Усовершенствование двигательной сферы человека, что позволяет оздоровить организм, улучшить собственные физические возможности. Тогда практически любой вид физической деятельности, даже если он не связан напрямую с акробатикой, становится по силам.
  2. Создание зрелищности, что выводит акробатику на более сложный уровень спортивной дисциплины и циркового искусства, а также выступает как незабываемое зрелище для зрителей (особенно если движения совершаются под музыку).

Помимо вышеперечисленных функций, эта разновидность гимнастики:
  • улучшает физическую форму;
  • тренирует все мышцы тела;
  • совершенствует контроль над телом;
  • укрепляет сердце и сосуды;
  • способствует повышению иммунитета;
  • нормализует метаболические процессы;
  • формирует правильную и красивую осанку;
  • позволяет поддерживать тело в спортивной форме и не набирать вес;
  • создаёт эстетически привлекательный внешний вид тела.

Важно! Никогда не приступайте к выполнению «шпагата » без хорошего разогрева, иначе данная попытка будет чревата травмами, растяжением или даже разрывом мышц.

Упражнения для начинающих

Не все акробатические элементы являются сложными в исполнении. Простейшие могут выполнять не только дети, но даже взрослые без специальной длительной подготовки (достаточно иметь растяжку).

«Ласточка»

«Ласточка» - базовое упражнение, которое входит в школьные уроки физкультуры. Его суть заключается в умении длительное время удерживать равновесие, стоя на одной ноге.Существует более простой способ выполнения, который подходит начинающим взрослым, и более сложный - для детей.

Простая «ласточка» выполняется в коленно-локтевой позе:

  • встать на четвереньки, опереться локтями в пол, держа их под прямым углом и строго под плечевыми суставами;
  • одну ногу отвести назад и распрямить так, чтобы нога, спина и голова образовывали прямую линию;
  • замереть на 5 секунд;
  • упражнение можно усложнить отведением ноги ещё выше, чтобы стопой можно было коснуться головы.

Видео: техника выполнения акробатического упражнения «Ласточка» Более сложная «ласточка» выполняется с балансированием на одной ноге, которое положено в основу многих более сложных трюков:

  • встать, держа спину ровно, а колени - прямыми;
  • одну ногу, втягивая колено и держа её прямой, отвести назад;
  • наклонить туловище вперёд, спина ровная;
  • руки развести в стороны (они должны быть с туловищем в одной плоскости);
  • удерживаться на одной ноге (другая нога и спина должны образовать прямую линию);
  • сохранять равновесие, не сгибая колено и спину;
  • задержаться в позиции на 5 секунд;
  • со временем можно увеличивать время нахождения в позиции.

Видео: техника выполнения упражнения «Ласточка»

«Корзинка»

При выполнении этого элемента растягиваются передние мышцы бёдер и туловища. Поступать следующим образом:

  • занять позицию «лёжа на животе»;
  • согнуть ноги в коленях, подняв ступни в сторону головы;
  • приподнять голову и грудную клетку над полом, дотянувшись руками назад к ногам и обхватив ладонями ступни;
  • потянуть ноги к голове, прогибаясь в спине;
  • таз держать на полу, а бёдра, верхнюю часть живота и грудную клетку попытаться оторвать от пола, образовывая телом так называемую корзинку.
Этот упражнение довольно простое в исполнении, эффективно растягивает большое количество мышц и тренирует держать равновесие.

Видео: техника выполнения упражнения «Корзинка»

«Продольный шпагат»

Берёт своё начало в гимнастике. На первый взгляд, оно кажется простым, однако для его выполнения требуется хорошая растяжка мышц. Достичь такого уровня невозможно за несколько занятий. Чем старше человек, тем тяжелее растягиваются его мышцы. Понадобятся несколько недель планомерных тренировок, чтобы освоить данное упражнение.

Техника выполнения «шпагата» довольно проста:

  • приступать к упражнению можно только после активной разминки;
  • одной ногой встать на колено, а другую вывести вперёд, согнув её в коленном суставе под прямым углом;
  • принять положение «упор ладонями в пол»;
  • ногу, которая стоит коленом на полу, медленно отвести назад, стараясь выровнять колено;
  • переднюю ногу постепенно выводить вперёд, тоже выравнивая колено;
  • совершать пружинистые покачивания вверх-вниз при выравнивании колен и разведении ног.

Видео: техника выполнения упражнения «Продольный шпагат» Цель «шпагата» - полностью сесть на пол, чтобы ноги, разведённые в противоположные стороны, лежали на полу, образовывая одну сплошную ровную линию. Когда будет достигнута необходимая растяжка, пружинистые покачивания не понадобятся, и вы сможете на шпагат сесть сразу.

Знаете ли вы? Существует миф: для того, чтобы сесть на шпагат, достаточно просто регулярно растягивать мышцы. Это не совсем так, ведь мышечные волокна, лишённые тонуса, тянутся гораздо хуже. Поэтому нужно чередовать растяжку и силовые упражнения.

«Поперечный шпагат»

По технике выполнения практически такой же, как и продольный, только ноги расходятся прямой линией в стороны по бокам от туловища, а не вперёд-назад.

Техника выполнения почти одинаковая:

  • после разминки присесть на корточки;
  • сделать упор ладонями в пол;
  • развести ноги в стороны, выравнивая колени;
  • стараться опускать таз как можно ниже к полу, пока полностью не сядете;
  • если между тазом и полом остаётся промежуток, сделать несколько пружинистых движений, затем принять исходную позицию.

Видео: техника выполнения упражнения «Поперечный шпагат» Когда растяжка будет достаточной для того, чтобы полностью сесть на шпагат, становиться на колени или на корточки будет не обязательно. Вы сможете из позиции «стоя на прямых ногах» просто «разъезжаться» в шпагат.

После того как растяжка станет хорошей, и вы освоите продольный и поперечный «шпагаты», многие другие акробатические упражнения покажутся лёгкими, так как большинство из них выполняются на основе вышеописанных базовых элементов. Все эти базовые упражнения используются также и в гимнастике.

Организация акробатических занятий в школе

Многие базовые акробатические упражнения входят в школьную программу уроков по физкультуре для детей, так как довольно просты в исполнении и обеспечивают гармоничное физическое развитие школьников от первых до выпускных классов.

Для малышей (1-4 класс)

Занятия для детей младших классов направлены на формирование умения группироваться, владеть своим телом, держать равновесие и подразумевают выполнение простых упражнений:

  1. Группировка - положение тела полусогнутое, колени подтянуты к плечам и слегка разведены, чтобы голова была между колен, ладони обхватывали колени спереди, а локти прижаты к туловищу. Это основа многие других акробатических элементов.
  2. Перекаты - нужны для того, чтобы подвести ученика к выполнению кувырков.
  3. Кувырки - вперёд, назад и в сторону.
  4. Стойка на лопатках, и колени согнуты.
  5. «Берёзка» - стойка на лопатках с ровными ногами.
  6. «Мостик» - поднятие происходит с пола, после усложняется через опускание руками по стене.
  7. Висы на перекладине.
  8. Прыжки через скакалку.
  9. Прыжки в длину с места и с высоты.
  10. Перепрыгивание через бревно.

Видео: акробатическе упражнения для малышей

Для подростков (5-8 класс)

Все предыдущие элементы остаются и в занятиях для детей 12-16 лет, но усложняются:

  • «мост» - выполняется из позиции стоя, прогибаясь в спине назад;
  • лазанье по канату;
  • прыжки через коня или козла;
  • двойные и тройные кувырки вперёд-назад;
  • «берёзка», выполняемая после кувырка вперёд;
  • размахивание на брусьях;
  • стойка на голове с согнутыми ногами в коленях и с упором на голову и кисти;
  • кувырок назад с выходом в полушпагат (когда одна нога прямо отводится назад, а вторая согнута в колене, таз опущен на согнутую ногу);
  • длинный кувырок через прыжок вперёд, когда касание пола головой происходит не менее чем в 60 см от носков.

Видео: акробатические упражнения для подростков

Для старшеклассников (8-11 класс)

Задания уже более сложные и подразумевают, что юноши и девушки имеют определённый уровень физической подготовки - достаточную растяжку, силу и выносливость. Вот пример таких упражнений:

  • стойка на голове - ноги прямые; упор делается на макушку и кисти;
  • кувырок назад через стойку на руках;
  • усложнения «моста» поворотом на упор одним коленом;
  • кувырок после разбега из трёх шагов и прыжка;
  • кувырок с прыжком через преграду;
  • боковой переворот колесом.

Занятия физкультурой, включающие акробатические элементы, должны проводится высококвалифицированным тренером и со всем надлежащим оборудованием. Обязательно соблюдение техники безопасности.

Все сложные упражнения сопровождаются страховкой, поэтому акробатические группы должны быть небольшими - до 15 человек, чтобы тренер мог проследить за каждым обучающимся и оказать помощь в исполнении и подстраховать его.

Знаете ли вы? Анатомические особенности позволяют мужчинам легче освоить поперечный шпагат, а женщинам - продольный.

Акробатика - вид спорта, которому легче всего обучиться в детстве. Он укрепляет организм, растягивает мышцы, повышает силу и выносливость. Однако это не только способ совершенствования физической культуры; это ещё и зрелищное представление, ведь акробатические трюки выглядят эстетически красиво. Базовые упражнения могут освоить люди любого возраста при достаточном упорстве и желании, однако в детстве они даются наиболее легко.



 

Возможно, будет полезно почитать: