Маркировка грузовых стрел и кранов. Маркировка грузовых стрел и кранов Маркировка на стреле грузового крана в градусах

Судовые грузоподъемные устройства должны иметь следующие документы:
регистровую книгу судовых грузоподъемных устройств;
свидетельства об испытании и полном освидетельствовании грузоподъемных устройств, спаренных грузовых стрел, заменяемых и съемных деталей, стального троса:
сертификаты завода-изготовителя на растительные и синтетические тросы;
инструкции по работе со спаренными грузовыми стрелами и кранами.

Рис. 3.4.9. Маркировка: а) – грузовой стрелы; б) – грузового крана

На каждое освидетельствованное грузовое устройство должна ставиться марка, содержащая следующие сведения:

Грузоподъемность, т, с проставлением перед ней букв SWL (Safety Weight Load), для стрел также наименьший допускаемый угол наклона к горизонту, а для кранов и механизированных стрел с переменным вылетом – допускаемый наименьший и наибольший вылеты для каждой установленной грузоподъемности;

Месяц и год испытания;

Отличительный номер.

Знак маркировки Значение знака
Стрелы
SWL 1,5 т 15° Грузоподъемность 1,5 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 15°
SWL 5 т 30° Грузоподъемность 5 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 30°
SWL 3-5 т 15°
SWL 3-5 т 30° При наклоне стрелы к горизонту не менее 30° грузоподъемность 3 т при одинар ном шкентеле и 5 т при двойной основе шкентеля (тали)
SWL 3-5 т 15° При наклоне стрелы к горизонту не менее 15° грузоподъемность 3 т при одинар ном шкентеле и 5 т при двойной основе шкентеля (тали)
SWL 10 т 30° При наклоне стрелы к горизонту не менее 30° при применении специального вооружения стрелы в соответствии с документацией устройства грузоподъемность 10 т
SWL 80 т 25° Грузоподъемность 80 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 25°
SWL3т2т15° Грузоподъемность 3 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 15°
V Грузоподъемность 2 т при работе спаренными стрелами в соответствии с ин струкцией по вооружению и эксшгутации спаренных стрел
Краны
SWL3T Грузоподъемность 3 т (для нестреловых кранов и подъемников, а также кра нов с постоянным вылетом стрелы)
SWL1,5т4-12м Грузоподъемность 1,5 т при вылете стрелы от 4 до 12 м
SWL3T4-12M Грузоподъемность 3 т при вылете стрелы от 4 до 12 м

Грузоподъемность – наибольшая масса допустимого к подъему груза, включая массу вспомогательных приспособлений, применяемых для крепления груза.



Вылет – расстояние между центром тяжести поднятого груза и вертикальной осью вращения (для стрелы – шпор стрелы).

Люковые закрытия

Для доступа в трюмы в палубах делают большие вырезы - грузовые люки, которые по периметру ограждают вертикальным листом - комингсом высотой 500 - 600 мм.

Закрытия грузовых люков делятся на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые.

Наиболее простым является съемное закрытие , состоящее из одной стальной крышки, которая закрывает весь люк. Подъем крышек и установка их на место производится краном. Снятую крышку укладывают на палубу или на соседний люк. Наиболее широко съемные закрытия применяются на контейнеровозах и лихтеровозах, где они могут выполняться без комингсов люка, что обеспечивает удобное размещение контейнеров на палубе.


Рис. 3.4.10. Откидное люковое закрытие с гидроприводом:

1 – ведущая секция; 2 – ведомая секция; 3 – гнездо для стопорной планки; 4 - роульс ведомой секции; 5 – стойка-ограничитель; 6 – стойки; 7 – плунжер; 8 - резиновые амортизаторы; 9 – крайние кронштейны



Откидное закрытие может быть выполнено из одной крышки, которая закрывает весь люк. Крышка шарнирно крепится к комингсу и при открытом люке занимает вертикальное положение, что создает некоторые неудобства при грузовых операциях. Поэтому чаще применяется откидное закрытие с двумя крышками, каждая из которых закрывает только половину люка. Крышка состоит из двух частей - секций, соединенных между собой шарнирно. Для открывания и закрывания крышек используют мощный гидравлический привод.

Большое применение на флоте получили закрытия системы Мак Грегора , у которых люк закрывается несколькими металлическими сек циями длиной на всю ширину люка.

В положении по-походному секции плотно обжаты. Поэтому прежде чем открывать люк, необходимо секции несколько приподнять (подорвать), иначе при горизонтальном перемещении секции будет происходить быстрый износ резины уплотнения. Для подъема и опускания секций имеется целый ряд различных конструкций.


Рис. 3.4.11. Люковое закрытие системы Мак-Грегор:

1 – люковая секция; 2 – направляющая балка; 3 – центрирующий ролик; 4 – опорные катки; 5 – цепочка, связывающая секции между собой; 6 - соединительный клин; 7 – трос, предназначенный для открытия; 8 – трос, предназначенный для закрытия; 9 – канифас-блок

Каждая из этих секций имеет четыре ведущих ролика (по два с каждого борта) и два направляющих (центрирующих). При выбирании троса, который закреплен на последней секции, все секции начинают сдвигаться вдоль люка, перемещаясь на ведущих роликах по продольным комингсам. Когда секции последовательно подходят к концу люка, центрирующие ролики вкатываются на направляющие балки, и под действием силы тяжести каждая секция поворачивается и занимает вертикальное положение.

Закрывают люк в обратном порядке. Для этого ведущий трос проводят через канифас-блок, установленный на противоположном конце люка. При натяжении троса крайняя секция сходит с направляющих балок и начинает перемещаться по продольным комингсам. Все секции соединены между собой цепью, поэтому каждая тянет за собой следующую.

Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновым уплотнением между крышкой и комингсом, а также между отдельными секциями крышки. Для плотного обжатия резинового уплотнения секции прижимают одну к другой клиновыми зажимами. К комингсу люка секция прижимается винтовыми задрайками или клиньями. Эта система люкового закрытия надежна, прочна и обеспечивает водонепроницаемость.


Рис. 3.5.12. Откатываемые закрытия на балкере

Откатываемое закрытие состоит из двух секций, которые при открывании люка откатываются на роликах к бортам по специальным направляющим. При многоярусной конструкции откатываемое закрытие также выполняется из двух секций, каждая из которых при помощи гидравлических домкратов может быть приподнята так, что вторая подкатывается под нее, открывая половину люка.

Простому обывателю достаточно сложно выяснить основные параметры конкретной модели автомобильного крана без помощи оператора и технической документации. Заказывая в аренду автокран, многие клиенты и не предполагают, что определить базовые технические параметры спецтехники им не составит труда, нужно всего лишь обратить внимание на индекс.

В наименованиях автокранов аббревиатура «КС» интерпретируется как «кран стреловой самоходный», после нее идут числа.

Первое числовое значение говорит нам о классе грузоподъемности автокрана: «1» - спецтехника способна поднять до четырех тонн груза, «2» - до шести тонн, «3» - до десяти тонн, «4» - до шестнадцати тонн, «5» - до двадцати пяти тонн, «6» - до сорока тонн, «7» - до шестидесяти трех тонн, «8» - до ста тонн, «9» - до ста шестидесяти тонн, «10» - до двухсот пятидесяти тонн.

Второе число указывает на вид ходового устройства: «1» - гусеничное, «2» - гусеничное уширенное, «3» - пневмоколесное, «4» - специальное шасси автомобильного типа, «5» - шасси грузового автомобиля (встречается довольно часто), «6» - шасси серийного трактора,
«7» - прицепное, «8» и «9» - резервные, в случае изобретения нового особенного ходового устройства.

Третье означает тип подвески стрелового оборудования: «6» - гибкая, «7» - жесткая.

Четвертое и пятое число обозначают номер модели.

Рассмотрим индекс КС-2574. Данная техника является стреловым самоходным краном, который относится ко второй группе грузоподъемности, ходовым устройством его является шасси грузового автомобиля. У этой спецтехники жесткая подвеска стрелового механизма, модель четвертая.

Шестое числовое значение после дефиса обозначает порядковый номер модификации базовой модели: «1» — первая, «2» — вторая, и т. д.

Возьмем индекс КС-35714-2. Мы видим перед собой стреловой самоходный кран. Он относится к третьей группе грузоподъемности. Такой автомобильный кран имеет шасси грузового автомобиля. Подвеска у стрелового механизма - жесткая, четырнадцатая модель. Техника прошла вторую модификацию.

В случае модернизирования модели, в маркировке появляются буквы, указывающие на текущую модернизацию: «А» — первая, «Б» — вторая и т. д.

Разберем индекс КС-5476А. Данная маркировка говорит нам о том, что это - стреловой самоходный кран, который относится к пятой группе грузоподъемности. Его ходовым устройством является шасси автомобильного типа. Он имеет жесткую подвеску стрелового механизма, шестая модель. Кран прошел первую модернизацию.

К индексу автокранов в отдельных случаях добавляют указание на определенные климатические требования эксплуатации: «ХЛ» - северная климатическая зона, «ТВ» - тропики влажные» и «Т» - тропики».

Так индекс КС-4561АХЛ означает - стреловой самоходный кран, который относится к четвертой группе грузоподъемности. Он установлен на шасси грузового автомобиля, с гибким стреловым механизмом подвески. Перед нами первая модель. Техника прошла первую модернизацию и предназначена для эксплуатации в северной климатической зоне.

Существуют модели спецтехники, имеющие узкоотраслевую маркировку, представляющую собой сокращение первых букв отраслевой принадлежности спецтехники и цифр, обозначающих грузоподъемность. Так «СМК-10» интерпретируется как «специальный монтажный кран грузоподъемностью десять тонн», а «МКА-16» - «монтажный кран автомобильный, грузоподъемность шестнадцать тонн».

Таким образом, расшифровав индекс автомобильного крана, каждый может без особого труда выбрать в аренду необходимую спецтехнику для выполнения поставленных задач.

В компании «Кран-Спец» работают квалифицированные специалисты. При возникновении трудностей в подборе спецтехники, они всегда помогут определиться с выбором автокрана в аренду, исходя из конкретных задач.

ГРУЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ НА СУДНЕ

СОСТАВ ГРУЗОВОГО УСТРОЙСТВА

Грузовым устройством называется комплекс конструкций, меха низмов и изделий, предназначенный для грузовых операций силами судна.

Грузовые устройства современных морских сухогрузных судов могут быть периодического и непрерывного действия. К устройствам периодического действия относятся:
. устройства со стрелами и лебедками (в таких устройствах установка, поворот и изменение вылета стрел осуществляется с использованием мачт, грузовых колонн и т. д.);
. устройство с кранами, где грузовая стрела смонтирована совместно с механизмами подъема, поворота и изменения вылета;
. смешанные устройства (со стрелами и кранами).

Грузовые устройства непрерывного действия - транспортеры и элеваторы - применяются только на специализированных саморазгружающихся судах.

Наиболее распространенным является грузовое устройство со стрелами (стреловое либо смешанное).

Основные элементы такого устройства:
. мачты или грузовые колонны, которые служат опорой для стрел (на некоторых судах опорой может являться лобовая переборка надстройки);
. грузовые стрелы с такелажем и оборудованием для проводки и крепления такелажа;
. грузовые лебедки;
. грузовые помещения (трюмы и твиндеки) с соответствующим закрытием грузовых люков.

Грузовые стрелы делятся на легкие и тяжелые . Легкой называется стрела грузоподъемностью не более 10 т, а тяжеловесной – одиночная стрела грузоподъемностью более 10 т.

Суда контейнеровозы, которые обслуживают регулярные линии между портами, имеющими терминалы по перегрузке контейнеров, собственное грузовое устройство, как правило, не имеют. На этих судах обычно устанавливается 1-2 вспомогательных стрелы для приема продовольствия и снабжения.

Суда с горизонтальной схемой грузообработки (ро-ро) также в основном оборудуются только вспомогательными стрелами. В качестве бортовых перегрузочных средств на таких судах обычно имеется по нескольку автопогрузчиков.

На наливных судах основное грузовое устройство состоит из трубопроводов и насосов. Вспомогательные грузовые стрелы служат также для работ по пополнению запасов и, кроме того, для подъема и поддержания грузовых шлангов, что бывает необходимо при грузовых операциях на судне, стоящем к причалу лагом.

Пассажирские суда обычно оборудуются грузовыми кранами, предназначенными для перегрузки багажа, почты и груза.

Грузовые краны, установленные на линейных ледоколах, в основном служат для обеспечения хозяйственных нужд этих судов, подъема вертолетов со льда и т. д.

Обобщая изложенное, можно сказать, что наличие на судах различных конструктивных типов грузовых устройств обусловлено рядом факторов:
. назначением и типом судна;
. характером перевозимых грузов и способом перевозки;
. размеренными судна;
. особенностями бассейна, в котором эксплуатируется судно.

Например, говоря об особенностях бассейна, следует иметь в виду степень оснащенности портов этого бассейна перегрузочным оборудованием. Чем больше на бассейне необорудованных портов и портпунктов (и особенно так называемых "точек"), тем большее количество судов, работающих здесь, должно быть оборудовано собственным, достаточно эффективным грузовым устройством. К таким бассейнам можно отнести Северный, но особенно Дальневосточный.

Мачты современных морских судов, прежде всего, используются для монтажа на них грузового устройства. Кроме того, на мачтах размещают средства внешней связи и сигнализации.

При наличии на судне трех мачт носовую называют фок-мачтой , среднюю - грот-мачтой и кормовую - бизань-мачтой .


Рис. 9.1. Грузовые мачты:
а) – одиночная; б) – Л-образная; в) – П-образная

Наиболее простой по конструкции является одиночная мачта, которая представляет собой стальную трубу большого диаметра. Для прочного крепления мачты она пропускается через отверстие в верхней палубе - пяртнерс и ее нижний конец - шпор приваривается к настилу нижней палубы или второго дна. Место крепления шпора мачты называется степсом .

При необходимости увеличения высоты мачты для крепления антенн, огней и т.п. на ней устанавливается стеньга , которая может быть как деревянной, так и трубчатой стальной. Верхний конец стеньги заканчивается плоским диском - клотиком .

Кроме крепления к корпусу судна, мачты раскрепляются при по мощи стоячего такелажа из жесткого стального троса. Тросы, идущие от мачты к бортам, называются вантами . Спереди мачты поддерживаются штагами, а в корму идут бакштаги .

Для обеспечения необходимого вылета грузовых стрел за борт вместо одиночных мачт устанавливают грузовые колонки и портальные мачты, состоящие из двух мачт – Л-образные и П-образные, которые в верхней части соединены салингом . Салинг служит для крепления троса, который поддерживает стрелу. В середине салинга устанавливаться стеньга.

Грузовые стрелы

Представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части.


Рис. 9.2. Легкая грузовая стрела
1 – мачта; 2 – топенант; 3 – грузовой блок; 4 – грузовой шкентель; 5 – грузовой гак; 6 – оттяжка; 7 – стрела; 8 – канат на турачку грузовой лебедки; 9 – канат на барабан грузовой лебедки; 10 – лопарь топенанта; 11 – башмак; 12 – шпор стрелы; 13 – нок стрелы; 14 – бугель; 15 – топенант-блок

Нижний конец стрелы - шпор имеет вилку с двумя проушинами. На верхний конец стрелы - нок насаживают кольцо - бугель , имеющий четыре обуха. Стрелы сварной конструкции могут не иметь бугеля, а для крепления такелажа к ноку стрелы приваривают обухи.

Для шарнирного соединения шпора стрелы с мачтой на последней на высоте 2 - 2,5 м от палубы устанавливают башмак , имеющий про ушину и подпятник.

Нок стрелы поддерживается топенантом . Изменяя длину топенанта, можно изменить угол подъема стрелы. Топенант состоит из стального троса, коренной конец которого крепится к верхнему обуху нокового бугеля. Второй, ходовой, конец топенанта проходит через топенант-блок , закрепленный на мачте. Ниже блока к топенанту крепится треугольное звено - треугольник топенанта. С другой стороны к треугольнику прикреплены длиннозвенная цепь - грузовой стопор и стальной трос - лопарь топенанта . Лопарь топенанта служит для подъема стрелы. Выбирают лопарь с помощью грузовой лебедки, на турачку которой заводят ходовой конец лопаря. Грузовым стопором стрелу закрепляют в нужном положении, для чего одно из звеньев цепи крепят к обуху, приваренному на палубе.

На многих судах для крепления топенанта и подъема стрелы вместо грузового стопора используют топенантные вьюшки , которые приводятся во вращение от грузовой лебедки.

Для подъема стрелы с грузом суда имеют специальные топенантные лебедки или грузовые лебедки снабжаются топенантным барабаном. В этом случае топенант выполняется в виде талей (топенант-тали), что уменьшает нагрузку на топенантную лебедку.

Груз поднимают гибким стальным тросом - грузовым шкентелем . На одном конце его закрепляют грузовой гак и противовес, а другой конец через грузовой и направляющий блоки проводят к грузовой лебедке, где прочно закрепляют на барабане.

Поворот стрелы для выноса груза за борт и обратно производится при помощи оттяжек . Каждая стрела имеет две оттяжки, что дает возможность надежно закрепить ее в нужном положении. Оттяжка состоит из конца стального троса - мантыля и талей , основанных растительным тросом.

Мантыли оттяжек закрепляют за боковые обухи нокового бугеля, а тали нижними блоками крепят за обухи или рымы, установленные на палубе, фальшборте, рубке и т. п.


Рис. 9.3. а) – грузовой гак; б) - поворотные оттяжки

При подъеме груза грузовой шкентель выбирают с помощью грузовых лебедок .


Рис. 9.4. Грузовая лебедка

Легкие стрелы могут работать как в одиночном так и в спаренном варианте. При работе в спаренном варианте «на телефон » одну стрелу (береговую) устанавливают в положение «за бортом» так, чтобы ее нок находился над причалом. Вторую стрелу (трюмную) устанавливают в положение «над люком» так, чтобы ее нок находился над просветом люка грузового трюма.

Выгрузка осуществляется следующим образом. Груз, зацепленный грузовым гаком «трюмной» стрелы, поднимается ее лебедкой выше комингса трюма и фальшборта. Лебедка «береговой» стрелы подбирает слабину своего грузового шкентеля и как бы «берет груз на себя», одновременно лебедка «трюмной» стрелы потравливает свой грузовой шкентель. Груз начинает перемещаться в сторону причала и, как только окажется над местом выгрузки, оба шкентеля травят и груз опускается на причал.


Рис. 9.5. Работа легкими стрелами на «телефон»
1 – оттяжки; 2 – контроттяжки; 3 – гак; 4 – топрик; 5 – грузовые шкентели


Рис. 9.7. а) – соединение грузовых шкентелей при работе на «телефон»; б) – грузовой блок

Грузоподъемность при работе на «телефон» уменьшается почти вдвое относительно грузоподъемности каждой отдельной стрелы вследствие увеличения усилий в стрелах, шкентелях и оттяжках, особенно при угле между шкентелями 120° и более. Недостатком этого способа является и то, что с изменение места подъема или укладки груза в трюме требуется перестановка стрел, на которую затрачивается время.

В полной мере грузоподъемность стрел может быть использована при работе способом «одиночной стрелы». В этом случае стрелу устанавливают над люком и груз на шкентеле поднимают из трюма на достаточную высоту. Затем стрелу с помощью оттяжек вываливают за борт и груз опускают на причал. Подобрав шкентель, стрелу возвращают в исходное положение.

Способ «одиночной стрелы» имеет низкую производительность и требует большой затраты ручного труда. Поэтому он применяется только в исключительных случаях.

На переходе легкие стрелы опускаются в горизонтальное положение, для чего устанавливаются стойки с накладными бугелями, в которых закрепляются ноки стрел.

Многие универсальные грузовые суда оборудуют одной или двумя тяжеловесными стрелами грузоподъемностью до 40 - 50 т, а в от дельных случаях (на специальных судах) - до 300 т.

Тяжеловесными стрелами работают по способу одиночной стрелы. Но в отличие от легких стрел стрелы-тяжеловесы имеют три рабочих движения: подъем груза, поворот стрелы и изменение наклона стрелы.


Рис. 9.8. Тяжеловесная стрела в рабочем положении

Конструкция и вооружение тяжеловесной стрелы имеют некоторые особенности. Шпор стрелы для уменьшения изгиба мачты опирается не на мачту, а на специальный фундамент, установленный на палубе. Отличием в конструкции нока стрелы является наличие врезного блока, установленного в прорези, которая сделана несколько ниже бугеля.

К нижней скобе на ноке стрелы подвешен верхний неподвижный блок многошкивных талей – грузовых гиней . К нижнему подвижному блоку гиней подвешен двурогий гак с вертлюгами.


Рис. 9.9. Тяжеловесная стрела в работе

Перегрузка тяжеловесов судовыми средствами должны производиться под личным руководством старшего помощника капитана. К работе на тяжеловесных стрелах допускаются только специально обученные члены экипажа, объявленные приказом по судну.

Грузовые краны

На многих грузовых и пассажирских судах устанавливают грузовые краны. Грузоподъемность судовых грузовых кранов составляет от 1,5 до 25 т. Устанавливаемые на судах краны могут быть стационарными поворотными, перемещающими поворотными и мостовыми с выдвижной консолью.


Рис. 9.10. Судовой грузовой кран

Основными преимуществами кранов по сравнению со спаренными грузовыми стрелами являются их сравнительно небольшие размеры, быстрота действия, постоянная готовность к действию, возможность поворота стрелы с грузом на 360° и удобство обслуживания. К недостаткам судовых грузовых кранов следует отнести ограниченную грузоподъемность и «чувствительность» к крену.

Маркировка грузовых стрел и кранов

Судовые грузоподъемные устройства должны иметь следующие документы:
. регистровую книгу судовых грузоподъемных устройств;
. свидетельства об испытании и полном освидетельствовании грузоподъемных устройств, спаренных грузовых стрел, заменяемых и съемных деталей, стального троса:
. сертификаты завода-изготовителя на растительные и синтетические тросы;
. инструкции по работе со спаренными грузовыми стрелами и кранами.


Рис. 9.11. Маркировка: а) – грузовой стрелы; б) – грузового крана

На каждое освидетельствованное грузовое устройство должна ставиться марка, содержащая следующие сведения:
. грузоподъемность, т, с проставлением перед ней букв SWL (Safety Weight Load), для стрел также наименьший допускаемый угол наклона к горизонту, а для кранов и механизированных стрел с переменным вылетом – допускаемый наименьший и наибольший вылеты для каждой установленной грузоподъемности;
. месяц и год испытания;
. отличительный номер.

Знак маркировки Значение знака
Стрелы
SWL 1,5 т 15° Грузоподъемность 1,5 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 15°
SWL 5 т 30° Грузоподъемность 5 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 30°
SWL 3-5 т 15°
SWL 3-5 т 30° При наклоне стрелы к горизонту не менее 30° грузоподъемность 3 т при одинар ном шкентеле и 5 т при двойной основе шкентеля (тали)
SWL 3-5 т 15° При наклоне стрелы к горизонту не менее 15° грузоподъемность 3 т при одинар ном шкентеле и 5 т при двойной основе шкентеля (тали)
SWL 10 т 30° При наклоне стрелы к горизонту не менее 30° при применении специального вооружения стрелы в соответствии с документацией устройства грузоподъемность 10 т
SWL 80 т 25° Грузоподъемность 80 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 25°
SWL3т2т15° Грузоподъемность 3 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 15°
V Грузоподъемность 2 т при работе спаренными стрелами в соответствии с ин струкцией по вооружению и эксшгутации спаренных стрел
Краны
SWL3T Грузоподъемность 3 т (для нестреловых кранов и подъемников, а также кра нов с постоянным вылетом стрелы)
SWL1,5т4-12м Грузоподъемность 1,5 т при вылете стрелы от 4 до 12 м
SWL3T4-12M Грузоподъемность 3 т при вылете стрелы от 4 до 12 м

Грузоподъемность – наибольшая масса допустимого к подъему груза, включая массу вспомогательных приспособлений, применяемых для крепления груза.

Вылет – расстояние между центром тяжести поднятого груза и вертикальной осью вращения (для стрелы – шпор стрелы).

Люковые закрытия

Для доступа в трюмы в палубах делают большие вырезы - грузовые люки, которые по периметру ограждают вертикальным листом - комингсом высотой 500 - 600 мм.

Закрытия грузовых люков делятся на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые.

Наиболее простым является съемное закрытие , состоящее из одной стальной крышки, которая закрывает весь люк. Подъем крышек и установка их на место производится краном. Снятую крышку укладывают на палубу или на соседний люк. Наиболее широко съемные закрытия применяются на контейнеровозах и лихтеровозах, где они могут выполняться без комингсов люка, что обеспечивает удобное размещение контейнеров на палубе.

Откидное закрытие может быть выполнено из одной крышки, которая закрывает весь люк. Крышка шарнирно крепится к комингсу и при открытом люке занимает вертикальное положение, что создает некоторые неудобства при грузовых операциях. Поэтому чаще применяется откидное закрытие с двумя крышками, каждая из которых закрывает только половину люка. Крышка состоит из двух частей - секций, соединенных между собой шарнирно. Для открывания и закрывания крышек используют мощный гидравлический привод.


Рис. 9.12. Откидное люковое закрытие с гидроприводом:
1 – ведущая секция; 2 – ведомая секция; 3 – гнездо для стопорной планки; 4 - роульс ведомой секции; 5 – стойка-ограничитель; 6 – стойки; 7 – плунжер; 8 - резиновые амортизаторы; 9 – крайние кронштейны

Большое применение на флоте получили закрытия системы Мак Грегора , у которых люк закрывается несколькими металлическими сек циями длиной на всю ширину люка.

В положении по-походному секции плотно обжаты. Поэтому прежде чем открывать люк, необходимо секции несколько приподнять (подорвать), иначе при горизонтальном перемещении секции будет происходить быстрый износ резины уплотнения. Для подъема и опускания секций имеется целый ряд различных конструкций.

Каждая из этих секций имеет четыре ведущих ролика (по два с каждого борта) и два направляющих (центрирующих). При выбирании троса, который закреплен на последней секции, все секции начинают сдвигаться вдоль люка, перемещаясь на ведущих роликах по продольным комингсам. Когда секции последовательно подходят к концу люка, центрирующие ролики вкатываются на направляющие балки, и под действием силы тяжести каждая секция поворачивается и занимает вертикальное положение.


Рис. 9.13. Люковое закрытие системы Мак-Грегор:
1 – люковая секция; 2 – направляющая балка; 3 – центрирующий ролик; 4 – опорные катки; 5 – цепочка, связывающая секции между собой; 6 - соединительный клин; 7 – трос, предназначенный для открытия; 8 – трос, предназначенный для закрытия; 9 – канифас-блок

Закрывают люк в обратном порядке. Для этого ведущий трос проводят через канифас-блок, установленный на противоположном конце люка. При натяжении троса крайняя секция сходит с направляющих балок и начинает перемещаться по продольным комингсам. Все секции соединены между собой цепью, поэтому каждая тянет за собой следующую.

Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновым уплотнением между крышкой и комингсом, а также между отдельными секциями крышки. Для плотного обжатия резинового уплотнения секции прижимают одну к другой клиновыми зажимами. К комингсу люка секция прижимается винтовыми задрайками или клиньями. Эта система люкового закрытия надежна, прочна и обеспечивает водонепроницаемость.

Откатываемое закрытие состоит из двух секций, которые при открывании люка откатываются на роликах к бортам по специальным направляющим. При многоярусной конструкции откатываемое закрытие также выполняется из двух секций, каждая из которых при помощи гидравлических домкратов может быть приподнята так, что вторая подкатывается под нее, открывая половину люка.


Рис. 9.14. Откатываемые закрытия на балкере

Порой не все знают, что название той или иной модели подъемного крана в буквенно-цифровом обозначении одновременно является маркировкой машины. Это международная практика постсоветских стран, позволяющая вне зависимости от изготовителя оборудования сразу же понять, какими техническими характеристиками оно обладает.

Расшифровка маркировки автокрана

Рассмотрим маркировку автокрана КС-55727. Буква «К» указывает на то, что перед нами именно автокран, а не экскаватор или бульдозер, а «С» говорит о наличии стрелы. Вообще сочетание «КС» обычно расшифровывают как «кран стреловой самоходный общего назначения».

Цифры после букв следуют после дефиса. Первая из них определяет одну из главных характеристик крана и одновременно относит его к определенному классу грузоподъемности , который условно разграничили еще в СССР.

Итак, если Вы увидите цифру «1», машина способна поднять до четырех тонн груза, «2» - до 6,3 тонны, «3» - до десяти тонн, «4» - до 16 т, «5» - до 25 т, «6» - до сорока, «7» - до 83 т, «8» - до ста, «9» - до 160 т, а «10» - до 250 т.

В нашем случае после дефиса указана цифра «5», а потому автокран КС-55727 поднимает грузы до 25 тонн.

Вторая «пятерка» в маркировке обозначает способ передвижения машины. Данную характеристику еще называют «базой», она имеет также буквенный вариант обозначения, используемый вне маркировки. Всего существует девять типов баз, из которых активно используются семь:

  • «1» - гусеницы («Г»); их можно увидеть, например, у гусеничных кранов ДЕК.
  • «2» - гусеницы увеличенной площади («ГУ»), применяемые в области болот и на нетвердых почвах.
  • «3» - пневмоколесное шасси («П»), характерные для малогабаритных кранов, способных поворачиваться на небольшой угол и обычно работающих на электрическом моторе.
  • «4» - специальное шасси автотипа («Ш»), характерно для украинских моделей с базами «Днепр» и «Бумар».
  • «5» - грузовое автошасси («А»), часто встречается при установке кранов МАЗ, КамАЗ, КРАЗ и ЗИЛ в грузовики в качестве кузова.
  • «6» - тракторное шасси («Тр»).
  • «7» - мобильное ходовое приспособление («Пр», т.е. прицепная база).
  • «8» и «9» являются запасными видами, для описания прочих вариантов.

Вернувшись к нашему автокрану КС-55727, мы без труда определим его базу хода: вторая «пятерка в маркировке означает, что модель оборудована грузовым шасси, а сама машина выполняет функцию кузова грузового автомобиля.

Третья цифра объясняет, каким образом подвешена стрела. Здесь может быть только два варианта: «6» означает, что стреловая подвеска гибкая, тогда как «7», наоборот, говорит о ее жесткости. В первом случае сама стрела в собранном виде представляет собой раму, а во втором она состоит из коробчатых элементов, жестко закрепленных на стреловой установке.

Правда, теоретически предусмотрены еще два вида стреловых подвесок в запасе - как и для ходовых баз, это номера «8» и «9». Однако встречаются они очень редко.

Итак, следующая за обеими «пятерками» «семерка» говорит о том, что подвеска стрелы крана КС-55727 будет гибкой.

Две последние цифры маркировки читаются как одно число, указывающее на порядковый номер модели - точнее, получается, что это как раз и есть сама модель. (Первые девять выпущенных производителем машин имеют по четыре цифры в маркировке: например, автокран КС-3577.)

Таким образом, рассматриваемая нами маркировка автокрана КС-55727 расшифровывается как «27-ая модель стрелового самоходного крана общего назначения грузоподъемностью до 25 тонн на грузовом автомобильном шасси с гибкой подвеской стрелы, установлена в качестве кузова грузовика».

Иногда после цифр в маркировке следует второй дефис, отделяющий еще одну, две или три буквы. Первая из них обозначает, что машина была модернизирована. «А» означает первую модернизацию, «Б» - вторую, и так далее. Допустим, если бы автокран КС-55727 был модернизирован трижды, третью версию механизма обозначали бы как «КС-55727-В».

Одна или две последние буквы указывают, когда оборудование выпускается для эксплуатации в конкретном климате. Здесь возможны следующие вариации: «ТВ» (т.е. «тропики влажные»), «Т» («тропики») и «ХЛ» (обозначает северную климатическую зону). Если бы условная третья модель крана КС-55727-В предназначалась для влажных тропиков, ее маркировали бы как «КС-55727-ВТВ».

Научившись расшифровывать маркировку автокранов или хотя бы получив о ней какое-то представление, можно будет гораздо легче и быстрее воспользоваться арендой автомобильного крана для необходимых на Вашем предприятии работ.

Грузовое устройство судна (стрелы или краны) должно обеспечить быстрое и безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, сохранность перерабатываемого груза и его тары. Стрелы или краны используются при грузовых операциях на открытых рейдах, в портовых пунктах, которые незначительно или совсем не оборудованы грузоподъемными средствами. Даже в высокомеханизированных портах при современной тенденции к скоростной обработке судов весьма эффективным является метод совместного использования грузовых средств порта и судна.

Грузовое устройство судов основного назначения (рис. 172, а, б) состоит из грузовых стрел (обыкновенных и тяжеловесов) или кранов; Такелажа грузовых стрел или кранов; грузовых люков и грузоподъемных механических лебедок (паровых, электрических и др.).

Рис. 172.


На рис. 172, а введены обозначения: 1 - мачта; 2- стопор топенанта; 3 - вилка; 4- блок топенанта; 5 - топенант; 6 - стрела; 7 - оттяжка; 8 - грузовой блок; 9 - грузовой шкентель; 10 - барабан лебедки. Обозначения на рис. 172, б: 1 - поворотная платформа; 2- стрела; 3 - грузовой шкив; 4 - грузовой шкентель; 5 - топенант; 6 - блок электромоторов.

В простейшем случае грузовые операции осуществляются-одной стрелой. Перетравлением оттяжек вручную стрела выносится за борт и заваливается обратно с грузом (рис. 172, в) . Это медленный и трудоемкий способ. Чаще всего грузовые операции производят совместной работой двух грузовых стрел (способ работы на телефон). В этом случае одна из стрел устанавливается над просветом грузового люка, другая - выносится за борт (рис. 172, г).

Свободные концы грузовых шкентелей соединяются на один грузовой гак. Стрелы крепятся неподвижно с помощью оттяжек. При втором способе темп грузовых операций увеличивается на 25-30%.

В последнее время все большее распространение на судах получают электрические грузовые краны. В последних конструктивно сочетаются стрела и лебедка, смонтированные на общей поворотной платформе.

Грузовые краны удобнее в обслуживании и производительнее, чем стрелы, имеют сравнительно небольшие размеры и почти постоянную готовность к действию. Краны устанавливают по обоим бортам судна, так как они имеют ограниченный вынос стрелы.

По Правилам технической эксплуатации запрещается использование грузовых устройств при:

Наличии трещин и разрывов в ответственных деталях - грузовых гаках, вертлюгах, блоках, скобах и др.;

Неисправности тормозного устройства;

Наличии лопнувших проволок в грузовом шкентеле в количестве свыше 10% от общего их числа, на длине, равной 8 диаметрам троса;

Уменьшении диаметра звеньев, скоб, болтов, штырей, вертлюгов вследствие износа их более чем на 10%;

Наличии опасных трещин и гнили у деревянных стрел, а также опасных трещин и деформаций стальных стрел;

Отсутствии у грузового устройства сертификатов и Регистровой книги подъемных механизмов.



 

Возможно, будет полезно почитать: