Маша ефросинина до и после похудения. Аж страшно посмотреть: маша ефросинина показала себя до похудения (фото). Сладости только полезные — без сахара

Регулярное посещение поликлиники – это обязательные мероприятия для мамы и новорожденного. Развитие ребенка в первые месяцы жизни продвигается такими темпами, что без постоянного наблюдения не обойтись. Осмотр педиатра помогает выявить заболевания, если они есть, на ранней стадии. Проверяется наличие наследственных недугов, риска возникновения патологий. Если ребенок здоров, врач определяет уровень развития крохи, проводит параметрические измерения, назначает анализы.

Если ребенок совершенно здоров, доктор просто проводит антропометрические замеры и записывает их, назначает анализы

Дальнейший плановый осмотр (диспансеризация) направлен на наблюдение за динамикой развития ребенка, проведение необходимой вакцинации и оздоровительных программ. Младенцев до 1 месяца педиатр посещает на дому (минимум 3 раза). Такие осмотры называют патронажем. Желательно, чтобы до месяца ребенка осмотрел ортопед, ЛОР, невролог, хирург, окулист. Когда малышу исполняется 1 месяц, маме пора отправляться с ним на первый медосмотр в поликлинику.

Какие вещи необходимо взять на осмотр в поликлинику?

Отправляясь на прием к педиатру с новорожденным, необходимо взять с собой определенные вещи и документы. Примерный список состоит из:

  • двух пеленок (одна для пеленального столика, другую подкладывают на весы);
  • пустышку (если малыш ее берет) и погремушку, чтобы занять кроху, ожидая приема;
  • влажные детские салфетки и дополнительный памперс;
  • если посещение врача проходит в летнее время, возьмите бутылочку с питьем;
  • сертификат о проведенных прививках и справку о результатах УЗИ и аудиоскрининга;
  • тетрадку или блокнот с вопросами, которые возникли у вас к врачу за этот период (заведите мамин дневник сразу после роддома).

Если у вас не получилось до первого посещения поликлиники провести осмотр малыша разными специалистами, обязательно сделайте это в свой первый визит. Очень важно вовремя выявить развитие заболеваний или подтвердить полное здоровье крохи.

Мы расскажем вам, каких специалистов необходимо пройти, какие анализы нужно сдать, что они проверяют у новорожденного. Наш обзор поможет вам перестать волноваться и понять, насколько важны эти осмотры для месячного крохи.



Маме желательно подготовить вопросы для врача - их следует записывать на протяжении всего периода между посещениями

Педиатр

Педиатр – это врач, которого мама со своим сокровищем должны видеть раз в месяц до исполнения ребенку 1 года. Поликлиника специально отводит один день в неделю, когда врачи осматривают только младенцев. «Грудничковый день» позволяет крохам избежать контакта с другими детьми, что предупреждает риск заболеваний. Позвонив в регистратуру, вы можете узнать, на какое число попадает этот день, как принимает ваш участковый педиатр, как записаться к нему на прием.

Основные мероприятия на каждом приеме у врача направлены на измерение антропометрических показателей крохи. Измеряются вес, рост, окружность груди и головы. Полученные результаты помогают детскому терапевту выяснить, насколько правильно и успешно развивается ваше маленькое сокровище. Педиатр должен оценить функциональное состояние органов, он может скоординировать режим дня и дать совет по вскармливанию крохи.

Если осмотр показал отсутствие проблем, и малыш здоров, выписывается направление на запланированные для каждого возраста прививки. Следующая после первой, которую делают в роддоме, проводится против вирусного гепатита. Негативные реакции на эту прививку встречаются крайне редко, обычно малыши хорошо переносят ее.

Подготовьтесь к тому, что во второе посещение вам надо будет сдать анализ крови и мочи малыша. Анализы показывают работу внутренних органов и позволяют выявить воспалительные процессы.

Кроме того, доктор расскажет вам о профилактических мерах против рахита. Традиционно новорожденным назначают прием витамина D (1 капля – 500ME) или водорастворимый витамин Dз, принимаемый 1 раз в день. Возможно, доза будет рассчитана врачом исходя из физического состояния крохи или ему вообще не надо принимать дополнительные добавки. Малышам, находящимся на искусственном вскармливании, врач выписывает рецепт для получения питания на молочной кухне.

Дополнительные исследования

Специальные исследования проводятся также по назначению педиатра. Когда у врача вызывают тревогу результаты первичного наблюдения грудного ребенка, он может отправить малыша на УЗИ брюшной полости. Дополнительная диагностика необходима для проверки функционирования почек, печени, селезенки, желчного пузыря, поджелудочной железы. Позволяет вовремя выявить патологические процессы в указанных органах.

Обнаружив шумы в сердце ребенка, педиатр обычно назначает малышу кардиограмму (ЭКГ). Эхокардиография проводится в том случае, если есть подозрения на порок сердца и сосудов. Если какой-либо диагноз подтверждается, ребенка ставят на учет у кардиолога. Время приема вы можете узнать в регистратуре, периодичность посещений вам сообщит сам доктор. Сложные случаи находятся в компетенции врачебной комиссии.

Невролог

Невролог проверяет у ребенка работу нервной системы. Специалист исследует мышечный тонус, ведет проверку врожденных рефлексов малыша, устанавливает параметры нервно-психического развития и проверяет моторику. Мама должна понимать, что обследования невролога очень важны для ребенка. Некоторые поражения ЦНС, произошедшие в период вынашивания плода, можно выявить именно в 1 месяц жизни.



Невролог проверяет рефлексы ребенка, цель обследования - выявить заболевания ЦНС на ранних стадиях

Проводятся специальные процедуры, способные выявить синдром угнетения ЦНС, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Обнаружив патологию, невролог назначает лечение, которое особенно важно начать именно на первом месяце. Нервная система малыша продолжает формироваться, поэтому своевременная корректировка и устранение выявленных нарушений задействуют механизм обратимости. Это значит, что малыш получает необходимую помощь и продолжает развиваться нормально.

Среди методов обследования есть и нейросонография (УЗИ головного мозга). Первое обследование должно проводиться в роддоме. Если оно не сделано, невролог обязательно его назначит. Процедура направлена на обнаружение пороков развития, признаков гидроцефалии, гипертензионного синдрома, сосудистой кисты, расширений желудочков, внутричерепных кровоизлияний.

Ортопед

Ортопед необходим ребенку для исследования двигательного аппарата. Первый прием позволяет доктору определить наличие или отсутствие у крохи дисплазии тазобедренного сустава. Раздвигая ножки ребенка в тазобедренном суставе и обследуя ягодичные складки на предмет симметричности, специалист наглядно убеждается в том, есть проблема или же ее нет. Недуг, установленный в раннем возрасте, хорошо лечится методом коррекции. Если запустить нарушение, ребенку потребуется помощь хирурга, которому придется исправлять уже более сложные изменения. Ортопед может выявить врожденную косолапость, мышечную кривошею, вывих. Обязательно назначается УЗИ тазобедренных суставов, которое подтверждает или выявляет их дисплазию (рекомендуем прочитать: ).

Хирург

Исследования хирурга позволяют обнаружить паховую или , гемангиому (опухоль на коже сосудистой природы), крипторхизм (когда яички не опустились в мошонку), фимоз (сужение крайней плоти) (рекомендуем прочитать: ). Перечисленные заболевания характерны для мальчиков. Ранняя диагностика патологий обеспечивает правильное и успешное излечение выявленных недугов.

Если нарушения диагностированы так рано, врач проводит необходимое лечение, предупреждающие образование более сложных изменений. Грыжа вызывает сдавливание содержащейся в ней массы грыжевыми воротами. Неустраненный фимоз приводит к воспалительному процессу в головке полового члена (баланит или баланопостит). Возможно, вам назначат посещение только хирурга, поскольку в некоторых поликлиниках доктор совмещает две специальности, ортопеда и хирурга.

Окулист

Сфера исследований окулиста – зрение грудного малыша. Естественно, никакой таблицы в месячном возрасте ребенку не предлагают. Врач осматривает глазное дно, чтобы исключить патологию сетчатки, проверяет фокусировку взгляда и правильную проходимость носослезных каналов. Установив, что нарушения есть, окулист составляет план консервативного лечения, помогающий избавить кроху от опасных осложнений в зрительном органе.



Ранняя проверка зрения необходима для выявления возможных врожденных или приобретенных нарушений

ЛОР

Задача ЛОРа состоит в том чтобы методом аудиологического скрининга проверить слух ребенка на наличие нарушений. Обнаружив отклонения, специалист выдает направление в сурдологический центр. Врачи центра проводят более глубокие исследования на предмет тугоухости. Слух очень важен для ребенка, поскольку влияет на его психическое и речевое развитие. Ранняя диагностика и лечение позволяют избежать более серьезных проблем.

Малышу 2 месяца, каких врачей посещать?

Основные обследования уже пройдены, поэтому в 2 месяца следует посещать только вашего педиатра. Доктор продолжит наблюдение за общим развитием младенца, ознакомит вас с выводами УЗИ на дисплазию и нарушения в работе внутренних органов, с результатами проведенных анализов. Возможно, попросят сдать анализы повторно. Какие мероприятия вас ждут в 2 месяца:

  • Параметрические измерения роста, веса, окружности груди и головы. Расчет прибавки веса. Если в первое посещение были обнаружены проблемы, врач назначает повторное обследование по ним.
  • Тестирование на владение ребенка ручками. Проверка слуха и зрения. Если ребенок здоров, врач может ограничиться внешним осмотром.
  • Дополнительно напомнят маме, кормящей грудным молоком, о важности приема ребенком витамина D или фтора, если выявят его недостаточность. Малышу, находящемуся на искусственном вскармливании, педиатр может выписать железосодержащие препараты.

Через руки окулиста проходят все малыши, чтобы исключить врожденную глаукому, заворот или опущение век (птоз) либо инфекционный конъюнктивит.

Малыш рождается с незрелым органом зрения и еще не умеет им пользоваться, например фокусировать взгляд и фиксировать его на предмете. К тому же окружающий мир в соответствии с оптическими законами проецируется на сетчатку в перевернутом вверх ногами виде. Ближе к месяцу кроха начинает разбираться в этой зрительной путанице, различая предметы и провожая их глазами, и учится правильно воспринимать информацию - зрительные доли коры головного мозга ребенка «переворачивают» зрительные образы, исходя из накопленного малышом к этому времени практического опыта. Поначалу ребенку приходится существовать в условиях полнейшего зрительного хаоса, напоминающего слепоту. Да, малыш смотрит, но по настоящему еще не видит. Сложный процесс функционального прозрения продлится как минимум до 3 месяцев. Если даже радужка, одинаково серо-голубая у всех новорожденных, приобретает окончательную окраску только во 2-м полугодии жизни, что уж говорить о внутренних структурах глазного яблока!

Круг вопросов

  1. Расскажите врачу о наследственности по зрению: имеются ли у кого-нибудь в вашей семье ранняя дальнозоркость (бабушкина не в счет - это возрастное), близорукость, астигматизм, косоглазие, слепота и другие проблемы зрения.
  2. Если у вас мальчик, расспросите близких - нет ли среди родственников дальтоников? Нарушения цветового зрения встречаются только у сильного пола и передаются от дедушки с маминой стороны к внуку. Кстати, в первые месяцы жизни дети лучше всего воспринимают желтый и зеленый цвета.
  3. Врач обязательно поинтересуется, когда кроха начал фиксировать взгляд на игрушках и следить за ними - это первостепенный показатель для оценки темпов развития зрительного аппарата и нервной системы.
  4. Поведайте окулисту обо всем, что вас волнует: может быть, у крохи припухает и слезится внутренний уголок глаза. Или же реснички растут как-то не так - попадают под веко и натирают роговицу. Это не только причиняет боль ребенку, но и может привести к формированию бельма. Врач покажет, как закреплять веко пластырем, чтобы оно не подворачивалось внутрь.
  5. Спросите, в каком состоянии, по мнению доктора, находятся детские глазки. Сейчас еще сложно понять, близорук ребенок, дальнозорок или у него 100%-ное зрение, но опытный специалист может ориентировочно судить об этом по косвенным признакам, а при необходимости и проверить рефракцию малыша (преломляющую способность его глазок) на специальном приборе - рефрактометре.
  6. Не переживайте, если выяснится, что у крохи дальнозоркость. В раннем возрасте так и должно быть. А вот нормальное зрение - повод для волнений. По мере роста глаза оно грозит перейти в близорукость.
  7. Поинтересуйтесь у врача, как свести к минимуму этот риск. Кстати, если это уже не первый специалист, которого вы сегодня посещаете, малыш устал, разнервничался, плачет, лучше перенести визит к окулисту. Расстроенного кроху не заставишь следить взглядом за игрушкой и выполнять другие зрительные тесты, а вены глазного дна у него расширены из-за слез, как это бывает при повышении внутриглазного или внутричерепного давления.

Что сделает доктор?

Выяснит, хорошо ли ребенок фиксирует взгляд, не ограничены ли движения глазных яблок? Проверит, нет ли у косоглазия, конъюнктивита, а когда речь идет о новорожденном - дакриоцистита (воспаления слезного мешочка) и других проблем, которые обнаруживаются при внешнем осмотре.? Посветит в глазки малышу фонариком, чтобы оценить реакцию зрачков на свет. Сужаются - значит, ребенок зрячий. Этот тест особенно значим для новорожденных, которые еще не умеют фиксировать взгляд.? Оценит цвет зрачков: он тоже имеет огромное значение. Если они серые или белые, а не черные, речь идет о врожденной катаракте. Поспешите с операцией - мутный хрусталик не пропускает свет к сетчатке, а в темноте она не развивается: кроха может ослепнуть!? Осмотрит глазное дно. Информация о его состоянии важна и для невролога, поэтому сначала лучше показать ребенка окулисту. Иногда при таком осмотре в хрусталике крохи обнаруживаются следы нерассосавшихся сосудиков.

На приеме у невролога

От состояния нервной системы и ее развития зависит и здоровье крохи в целом. Ведь головной мозг вырабатывает важнейшие гормоны, в том числе и управляющие ростом, контролирует функционирование детских органов и систем. Самое неприятное состояние, с которым на первом году сталкиваются 8-9 детей из 10, - это перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Она развивается в результате неблагоприятных воздействий на формирующуюся нервную систему во время беременности, родов и в первую неделю после появления малыша на свет и проявляется нарушениями мышечного тонуса и сна, заторможенностью или повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью, повышением внутричерепного давления, задержкой психомоторного развития. Если вовремя заметить намечающиеся проблемы и устранить их с помощью лекарств, фитопрепаратов, массажа и физиотерапии, то ПЭП может пройти уже к 4-6 месяцам, максимум - к году. В идеале - вообще без последствий. Но неврологические проблемы младенческого периода нередко выливаются в так называемую минимальную мозговую дисфункцию (ММД). Это тоже не так уж плохо: диагноз свидетельствует: нервная система малыша ослаблена, ее нужно продолжать укреплять, но главная опасность - угроза формирования детского церебрального паралича (ДЦП) - обошла кроху стороной. Вот почему так важно в положенные сроки показывать ребенка неврологу. Если такого специалиста в детской поликлинике нет, попросите у педиатра направление в районный консультативно-диагностический центр - там вас обязательно примут!

Еще один важный вопрос, который должен решить невролог: закончился у крохи период младенчества или нет? Официально он завершается, когда малышу исполняется год. Однако темпы индивидуального развития в календарные сроки не всегда укладываются. Одни дети преодолевают этот рубеж с опережением - уже в 11 месяцев ходят, произносят положенные 10-12 слов и справляются с другими неврологическими тестами на зрелость. А некоторые малыши делают это с опозданием на несколько месяцев. Ничего страшного тут нет, просто нужно понаблюдать за таким крохой и подтолкнуть его к преодолению очередной ступеньки психомоторного развития.

Круг вопросов

  1. Изложите врачу самое существенное о своей беременности и родах, причем коротко, ведь время приема ограничено. От того, что происходило с крохой во внутриутробном периоде, а также обстоятельств появления на свет, зависит его неврологический статус.
  2. Расскажите доктору о наследственности малыша. Скажем, окружность головы у него больше нормы. Невролог расценит это как проявление водянки мозга - гидроцефалии, а на самом деле причина в генах - папа носит шапку 64-го размера, дедушка - 66-го… Или, допустим, у мамочки вегетососудистая дистония. Тогда ясно, почему у крохи ладошки и стопы влажные и холодные. Вот если бы у вас все было в порядке, врач связал бы подобные явления с ПЭП.
  3. Охарактеризуйте ребенка в двух словах: какой он - спокойный, общительный, ласковый, активный или возбудимый, нервный, пугливый, вялый?
  4. Опишите, как кроха спит, засыпает и просыпается. Скрытые неврологические проблемы заявляют о себе во сне.
  5. Возьмите дневник развития, где отмечено, когда малыш впервые улыбнулся, сосредоточил взгляд на игрушке, проследил за ней, начал гулить, повернулся на бочок, сделал свой первый шаг.

Внеочередной визит

  1. Если ребенок вздрагивает среди ночи, причем такие вздрагивания идут сериями (2-3 и даже 5-6 раз подряд), немедленно покажите его неврологу! Вздрагивание в момент засыпания и при пробуждении - не в счет.
  2. Обратитесь к неврологу, не дожидаясь планового осмотра, если у малыша дрожат ручки и подбородок, мышцы чересчур зажаты (пальчики даже во сне сжаты в кулачки) или их тонус (напряжение) неодинаков слева и справа.
  3. Не оставляйте без внимания и такое явление: во время бодрствования кроха широко распахивает глазки, так что над радужкой появляется полоска белка.

Что сделает доктор?

Внимательно осмотрит личико крохи, проверит состояние мышечного тонуса и рефлексы, оценит психическое и двигательное развитие малыша, измерит окружность головы, груди, а также роднички и черепные швы и даст родителям необходимые и очень важные рекомендации.

На приеме у ЛОРа

Строение ушек, носа и его придаточных пазух, а также гортани и трахеи у крохи имеют свои особенности, на которые обратит внимание отоларинголог. Кроме того, при первом же осмотре он обязательно даст оценку слуху малыша.

Круг вопросов

Присмотритесь к ребенку, чтобы понять, хорошо ли кроха слышит.

  • На первом месяце он обычно перестает плакать и замирает, слыша голос мамы. И, напротив, вздрагивает, плачет, беспорядочно двигает ручками и ножками, когда звонит телефон, хлопает дверь.
  • Младенец 1,5-2 месяцев уже активно ищет глазами источник звука, бросает сосать, если кто-то2-3 месяцев от роду уже следит взглядом за звучащим предметом, просыпается, если кто-то позвонил в дверь. Он эмоционально реагирует на голоса близких, копирует вашу мимику и пытается что-то произносить в ответ.
  • В 3-4 месяца ребенок с удовольствием прислушивается к своему гулению и всегда знает, где находится звучащая игрушка и откуда доносится голос.
  • В 4-5 месяцев малыш различает голоса близких, реагирует на оттенки интонации и беспокоится во сне при шуме.
  • В 6-8 месяцев разговаривает с мамой.

А еще дети недвусмысленно дают понять, что громкий шум им неприятен: начинают часто моргать, морщат лобик, широко раскрывают ротик… Это значит, что со слухом у крохи все в порядке! Дитя карапуз уже пытается произносить такие слоги, как «ба», «па», «ма», копируя речь. А после 9 месяцев уже демонстрирует понимание обращенной к нему речи и выполняет просьбы - «принеси», «дай», «покажи, где кукла».

Внеочередной визит

Если ребенок не освоил положенные по возрасту слуховые навыки, покажите его ЛОР-врачу и неврологу.

  1. Посоветуйтесь с отоларингологом, если кроха шумно дышит - сопит или похрапывает во сне. Это может быть связано с западением хрящей гортани из-за их чрезмерной мягкости.
  2. У младенца болит ушко? Ему срочно нужна консультация ЛОР-врача!

Что сделает доктор?

Осмотрит носик, ротик, горлышко вашего крохи. После этого он оценит слух с помощью погремушки, а если понадобится, то воспользуется специальным камертоном.

На приеме в ортопеда

Пока малыш лежит в пеленках, ортопедические проблемы практически незаметны - обнаружить их под силу лишь специалисту. В первые месяцы еще можно все исправить, а вот ближе к году помочь ему будет значительно сложнее.

Имейте в виду: у новорожденных актуальны одни ортопедические проблемы (например, кривошея или дисплазия тазобедренных суставов), а у годовалых детей - совсем другие (плоско-вальгусная установка стоп, деформация ножек в форме буквы «О» или «Х»). Так что не пропускайте ни одного планового ортопедического осмотра: если какие-то отклонения не выявить своевременно, время для лечения будет упущено. Важно регулярно показывать ортопеду малыша, который состоит на учете у невролога в связи с ПЭП или попал на заметку к педиатру из-за рахита. Опорно-двигательный аппарат у таких детей ослаблен - в опасности позвоночник, суставы, связки, косточки младенца.

Круг вопросов

  1. Расскажите ортопеду, если заметили, что ребенок предпочитает смотреть в одну сторону, а в другую головку практически не поворачивает. Так бывает при кривошее.
  2. Возможно, вас волнует вопрос: почему на левом бедре у малыша две складочки, а на правом - одна? Нужно проверить тазобедренные суставы: правильно ли они сформированы?
  3. Если невролог обнаружил у ребенка разницу в мышечном тонусе с двух сторон, непременно обратите на это внимание ортопеда.
  4. Во время первого визита задайте вопрос, нужно ли делать ребенку широкое пеленание, а также на какой подушечке должен спать малыш. Еще один важный вопрос: есть ли необходимость в специальном массаже, лечебной физкультуре, а также в ортопедических укладках?
  5. Правильно обувайте малыша, когда он учится ходить. Нужны кожаные ботиночки, подобранные строго по размеру, с супинатором и жесткой пяткой, на небольшом каблучке и липучках (со шнурками замучаетесь!). В такой обуви можно не опасаться за формирование свода стопы, ножки и позвоночник крохи.

Что сделает доктор?

Осмотрит и ощупает шейку, позвоночник и ножки крохи - одинаковой ли они длины, хорошо ли разводятся в тазобедренных суставах, не возникает ли при этом характерный щелчок. А еще проверит форму и положение стоп малыша.

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» - прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.



 

Возможно, будет полезно почитать: