Международные соревнования по вертолетному спорту. Уровень вертолетного спорта в россии, или почему у российских вертолетчиков мало шансов проиграть. Правила и некоторые особенности проведения соревнований

Вертолетный спорт - вид авиационного спорта, в котором состязания проводятся с использованием вертолетов, т.е. винтокрылых летательных аппаратов, оснащенных несколькими пропеллерами (несущими винтами) с приводом от двигателя (двигателей), создающими необходимую для полета подъемную силу. Эти машины способны совершать вертикальный взлет и посадку, перемещаться в любом направлении и длительное время висеть в воздухе на одном месте.

Проекты первых винтокрылых летательных аппаратов появились еще в 1475 году - именно тогда у Леонардо да Винчи появилась идея создать аппарат с вертикальным взлетом. Однако его "ornitottero" на современные вертолеты был мало похож. Идея же первого прототипа вертолета была предложена М.В. Ломоносовым в 1754 году. Его "аэродинамическая (воздухобежная) машина" должна была подниматься в воздух с помощью спаренных винтов (на параллельных осях) и не подразумевала наличия пилота. Спустя столетие французский изобретатель Понтон д’Амекур спроектировал еще одну винтокрылую машину, названную "аэронеф".

Однако эти смелые проекты так и не были претворены в жизнь. Более успешными были конструкции, созданные в начале прошлого века - изобретения братьев Берге и М. Леже (Франция) способны были отрываться от земли на высоту от 50 см до полутора метров и пребывать в воздухе от нескольких секунд до 1 минуты. Полеты стали гораздо более продолжительными и управляемыми лишь после изобретения автомата перекоса, схема которого была опубликована инженером Б.Н. Юрьевым еще в мае 1911 года, однако из-за отсутствия средств он не мог запатентовать свое изобретение. В отличие от Юрьева, эмигрировавший из России Г. Ботезат не был стеснен в средствах, поскольку выполнял заказ американской армии, и его изобретение было запатентовано.

В наши дни сфера применения вертолетов достаточно широка. Летательные аппараты этого типа используют для различных операций вооруженных сил (патрулирование и охрана границ, высадка десанта, разведка, переброска войск, обеспечение боеприпасами и т.д.), спецназа и полиции, в медицине и спасательных работах (спасение пострадавших и доставка их в больницу), в коммерческих перевозках, в сельском хозяйстве (для борьбы с вредителями). Специально оборудованные вертолеты применяют в строительстве (вертолеты-краны), для тушения пожаров (пожарные вертолеты, оснащенные емкостями для воды) и выполнения аэрофотосъемки.

Состязания, на которых пилоты вертолетов могли продемонстрировать свое мастерство, начали проводиться во многих странах мира с середины прошлого века, и быстро обрели немалую популярность. Первый чемпионат мира по вертолетному спорту был проведен в начале сентября 1971 года в г. Бюкебург (Германия). С тех пор чемпионаты Европы и мира по данному виду спорта проводятся регулярно, через каждые 2-3 года.

Термин "вертолет" происходит от слов "вертеть" и "летать". Относительно происхождения данного термина есть несколько версий. Например, некоторые специалисты утверждали, что это слово создано для наименования первой машины, оснащенной винтом, способной взлетать вертикально, и является сокращением слов "вертикальный" и "лететь" (данное утверждение неверно, так как первый автожир, который поначалу именовался вертолетом, не был способен к вертикальному взлету). Кроме того, существует мнение, что данное слово создано по аналогии с французским "gyroplane" ("винтокрыл"), либо же первая часть термина увековечивает название компании, производившей вертолеты - "Vertol" (акроним от "Vertical Take-off and Landing aircraft" - "воздушное судно вертикального взлёта и посадки").

Вертолет, винтокрыл, автожир, турболет - синонимы. Это не совсем так. Винтокрылы (винт используется при полете, как крыло), как и конвертопланы (использующие винты для взлета, а впоследствии - для полета, как самолетные пропеллеры), считаются одной из схем вертолета, оснащены двигателями, однако имеют некоторые отличительные свойства (например, при возникновении аварийной ситуации могут перейти в планирующий полет, на что вертолеты практически неспособны). Автожир долгое время также причислялся к вертолетам. Путаница возникла из-за созвучности названий обоих летательных аппаратов (вертолет до войны именовался геликоптером, автожир - гирокоптером, гиропланом, ротопланом) и некоторых общих конструктивных особенностей (например, наличие винта). Однако следует учесть, что автожир, в отличие от вертолета, летит исключительно в режиме авторотации винта, а горизонтальную скорость ему сообщает пропеллер, закрепленный в передней части фюзеляжа (в то время как вертолет, имеющий двигатель, может использовать и режим винтового полета), не оснащен автоматом перекоса. Автожир не способен на вертикальный взлет и посадку, но, как и винтокрылы, может перейти в планирующий полет. Турболет же, представляющий собой стенд для проверки работы двигателей и вовсе не оборудованный винтами, по своим техническим характеристикам ближе к самолетам с вертикальным взлетом и посадкой, и похож на вертолет лишь способностью к вертикальному взлету и зависанию на одном месте.

Массовый вертолетный спорт зародился в Европе. Федерации вертолетного спорта действительно существовали во многих европейских странах, а вот различного рода чемпионаты по данному виду спорта еще в 1958 году начали проводиться в СССР. В полетах (на малой высоте и по определенному маршруту) и посадках на точность (на небольшие площадки, ограниченные десятиметровыми препятствиями), технике пилотирования и других упражнениях состязались не только члены ДОСААФ (Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту), но и команды военно-воздушных сил (ВВС) и Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике. К 1971 году (когда проводился первый чемпионат мира по вертолетному спорту) в Советском Союзе было проведено 12 чемпионатов СССР по данному виду спорта (в то время как, например, в Германии - всего 3).

Идея проведения первого чемпионата мира по вертолетному спорту принадлежала немецкому аэроклубу. Ошибочное мнение. Немецкому аэроклубу лишь было поручено подготовить первое состязание такого рода. Инициатором же проведения чемпионата мира выступил Вертолетный комитет при FAI (Federation Aeronautique Internationale) после того, как в 1959 году от СССР поступило предложение организовать в Париже чемпионат восьми Советских Республик по вертолетному спорту. Повторная заявка поступила в 1960 году опять же от Советского Союза - теперь уже выдвигалось настоятельное требование провести чемпионат мира по данному виду спорта, причем в случае отказа комитета СССР вносил предложение о проведении своими силами состязаний такого рода в Москве. Немецкий же аэроклуб одним из первых проявил интерес к предложению FAI провести чемпионат мира по вертолетному спорту, и под предводительством Отто Ритдорфа (впоследствии - члена и первого вице-президента вертолетной комиссии FAI) незамедлительно приступил к разработке программы упражнений для будущих состязаний и проведению национальных чемпионатов ФРГ. Следует упомянуть, что в первом чемпионате мира по вертолетному спорту команда СССР участия не принимала, хотя при составлении программы соревнований были использованы многие идеи, которые разрабатывались Федерацией вертолетного спорта Советского Союза, начиная с 1958 года.

Программа упражнений, предлагаемая пилотам, состязающимся за титул чемпиона Европы и мира, осталась практически неизменной со времени первого чемпионата по вертолетному спорту. Нет, современная программа претерпела немало модификаций - некоторые упражнения были изменены частично, другие - исключены, а вместо них добавлены новые. Например, "вертолетный слалом", в котором следовало пронести 5-килограммовый груз через 10 ворот (двухметровые штанги, вкопанные в землю в метре друг от друга) в определенной последовательности за минимальное время, несколько усложнен. Теперь в качестве груза каждому из пилотов выдается ведро с водой, прикрепленное к длинному фалу. Пронести его следует через 12 ворот, а в конце - водрузить в центре стола, высота и диаметр которого - 1 м. Учитывается не только правильность прохождения через ворота, но и уровень воды, оставшейся в ведре после выполнения задания. Упражнение "спасательная операция", в ходе которого экипаж должен был доставить в "зону спасения" (50×50 метров) медицинское снаряжение (фал с 5-килограммовым грузом на конце) и опустить его в отверстие 40×40 см, находящееся на макете покатой крыши, заменено на "развозка грузов или почтальон". Практически неизменными остались "навигация" и "полет на точность". В качестве дополнительного упражнения в программу включен также "индивидуальный фристайл" и задания, призванные повысить зрелищность состязаний: "открывание бутылок" (пилот откупоривает пивные бутылки, установленные в нескольких метрах над землей, с помощью открывалки, закрепленной на фюзеляже), "параллельный слалом", "параллельный полет на точность", "параллельная развозка грузов". Фристайл и упражнения повышенной зрелищности в общий зачет Чемпионата не включаются.

Больше всего мировых рекордов в вертолетном спорте принадлежит советским спортсменам. Согласно статистике, до начала 1991 года больше всего мировых рекордов - 49 из 123 официально зарегистрированных - установлено спортсменами из США, на втором месте - вертолетчики из СССР (47 рекордов). А вот первые места в чемпионатах мира спортсмены из СССР, а позже - из России, действительно занимали чаще других, в частности, звание Абсолютных чемпионов мира до 1991 года команде СССР было присвоено дважды (в 1973 и 1978 гг.). После распада Союза команда России удостоилась этого звания 6 раз - на всех 6 чемпионатах мира по вертолетному спорту (в 1992, 94, 96, 99, 2002 и 2005 гг.), на 5 из которых команда заняла 1 место, на одном - второе место.

Женщины в вертолетном спорте появились лишь в конце 80-х годов прошлого века. Совершенно ошибочное мнение! Изначально в данном виде спорта женщины состязались наравне с мужчинами. Например, в Советском Союзе начиная с 1973 года, согласно итогам соревнований звание Абсолютного чемпиона СССР присуждалось и мужчинам, и женщинам. Да и на первом чемпионате мира по вертолетному спорту проводились состязания для пилотов-женщин: первое место завоевали Хана Рейч из ФРГ и Доротея Шримпф из Колумбии, второе - Кристель Терюнг и Ирене Тойфель (Западная Германия), третье - Менди Финлей из Англии и бельгийский экипаж. В наши дни состязания такого рода проводятся при условии, что не менее 3 стран выставит на чемпионат мира чисто женские экипажи. Тогда проводится розыгрыш звания Чемпиона мира (континента) среди женщин, в противном случае представительницы прекрасного пола соревнуются либо в составе смешанных команд, либо доказывают свое мастерство, состязаясь с пилотами-мужчинами.

В чемпионатах мира по вертолетному спорту принимают участие одноместные и двухместные вертолеты. Нет, к состязаниям такого рода допускаются только машины, экипаж которых состоит из двух человек.

В составе национальной сборной может быть не более 5 экипажей. Да, национальная команда может состоять минимум из 3 и максимум из 5 экипажей. Однако количество может быть увеличено в случае, если Абсолютные чемпионы мира (среди мужчин или женщин) желают отстаивать полученный титул - они имеют право участвовать в состязаниях как дополнительные экипажи. А если та или иная страна не может выставить минимальное количество экипажей (три), нужное для состязаний за командное первенство, она имеет право подать заявку на участие только в личном зачете.

Участник или команда, недовольные результатами судейства или же какой-либо ситуацией, возникшей во время соревнований, должны подать протест через руководителя команды. Следует учесть, что протест должен сопровождаться обязательным взносом, который будет возвращен команде в случае удовлетворения протеста (иногда, даже если протест отклонен - взнос полностью или частично может быть возвращен спортсменам) и доказательствами совершенного нарушения. Существует возможность решить проблему без подачи протеста - при возникновении спорной ситуации участник (команда) в течение 2 часов после оглашения предварительных результатов состязаний должны обратиться к уполномоченному официальному лицу вначале в устной форме, а после - в письменном виде (такого рода обращение именуется претензией, и денежным взносом не сопровождается). Если же претензия участника (команды) не была должным образом рассмотрена - он имеет право подать официальный протест.

Для состязаний по вертолетному спорту подойдут лишь определенные погодные условия. Да, причем для разных упражнений погодные условия могут несколько различаться. Например, упражнения 2, 3, 4 могут выполняться при скорости ветра около 7,7 м/сек (15 узлов/час), а успешное выполнение 5 упражнения возможно лишь при несколько меньшей скорости воздушных потоков - 4 м/сек (8 узлов/час). Имеет значение также облачность (минимальная высота - 300 м) и видимость по горизонту (не менее 2 км). В некоторых странах эти параметры могут быть изменены (в случае, когда действующие в государстве условия полета более строгие, чем вышеуказанные).

Управлять вертолетом могут оба члена экипажа. Ошибочное мнение. К рычагам имеет право прикасаться только заявленный пилот (за исключением внештатных ситуаций), нарушение этого правила приводит к немедленной дисквалификации экипажа.

Во время соревнований пилотам нельзя использовать различное оборудование, облегчающее выполнение заданий. Действительно, правила международных состязаний запрещают использовать не только автопилот, автостабилизатор, радар, радиовысотомер, но и мобильный телефон или какое-либо другое средство связи (хотя для экстренных случаев на каждой машине установлен УКВ-передатчик). Более того - судьям и помощникам судей также запрещено пользоваться личными мобильными телефонами во время соревнований. И если пилот, замеченный в нарушении этого правила, будет оштрафован на 100 очков, то судья, воспользовавшийся какими-либо средствами связи во время выполнения своих обязанностей, исключается из Коллегии судей.

Если на линии старта обнаруживается техническая неисправность вертолета, время вылета машины для выполнения упражнения будет изменено, и пилоты смогут устранить проблему. Смотря о какой линии старта идет речь. Если о линии предварительного старта (линии "Р"), куда прибывают участники за 10 минут до начала вылета и где после осмотра машины на предмет наличия средств связи получают необходимый для упражнения инвентарь (кеглю с привязанным к ней фалом, грузы (мешки с рисом весом в 1 кг или ведро с водой)) - вышеприведенное утверждение справедливо. Кроме того, за каждую минуту опоздания на линию предварительного старта экипаж получает 5 штрафных очков (но не более 25). А вот если зачетный полет будет прерван после пересечения линии исполнительного старта (линии "D", куда вертолет должен переместиться за 5 минут до начала состязания и где экипаж получает конверт с инструкциями и полетной картой) - ни откладывать начало, ни повторно выполнить упражнение экипаж уже не сможет, какова бы ни была причина (техническая неисправность, нехватка топлива и т.д.). Фальстарт (как ранний, так и поздний) с линии "D" приносит экипажу 200 штрафных очков.

С 22 по 26 августа на подмосковном аэродроме «Дракино», недалеко от г. Серпухова, состоялся 14-й Чемпионат мира по вертолетному спорту.

Событие такого масштаба, большая редкость для российского вертолетного спорта. Чемпионаты мира у спортсменов-вертолетчиков проводятся, раз в три года, начиная с 1971 года и только в третий раз в нашей стране. Мы уже принимали лучших вертолетчиков мира в 1978 году в г. Витебск, и в 1994 году в г. Москве.
В этот раз в гости к нам приехали спортсмены из 11 стран: Австрии, Республики Беларусь, Бельгии, Великобритании, Германии, Китая, Польши, Украины, Франции, Швейцарии и России.
50 экипажей выступали на различных типах вертолётов. Ми-2, Robinson R-44, Eurocopter ЕС-120, Eurocopter AS-350, Robinson R-22, BO-105, Gazelle, Bell-206, Hughes 300, Guimbal Cabri G2.
19 августа на аэродроме «Дракино» совершили посадку участники чемпионата из стран Европы, которые собрались на российской границе, были встречены представителями организаторов и в сопровождении российской стороны пролетели на своих вертолётах по маршруту Белгород-Орел-Серпухов. Первый, один из самых сложных этапов чемпионата мира, состоялся. И хотя перелет в зачет не шел, организаторы и пилоты приложили максимум усилий, преодолели немало трудностей, чтобы вовремя прибыть на соревнования.
Судейскую коллегию возглавил Вольфганг Перплис (Германия), заместителем главного судьи стал Валерий Болвачёв (Россия).
22 августа на торжественной церемонии открытия участников и гостей чемпионата приветствовали: Глава Серпуховского муниципального района Александр Шестун, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, начальник центра управления полетами, летчик-космонавт Сергей Крикалев, президент ФАИ Джон Груббстром, президент международной вертолётной комиссии ФАИ Дэвид Гамильтон, заместитель председателя правительства Московской области Анатолий Насонов, генеральный секретарь ФАИ Жан-Марк Бадан, президент Федерации авиационных видов спорта России Владимир Иванов, почетный президент ФВС России, Герой Советского Союза Виталий Павлов, заместитель председателя Центрального совета ДОСААФ Виктор Чернов. Все они пожелали участникам соревнований успехов в предстоящей борьбе. Затем под гимн России, Виктор Коротаев и Николай Буров, абсолютные чемпионы, состоявшегося в 2008 году, в Германии, 13-го чемпионата мира по вертолетному спорту, подняли над аэродромом флаги России и ФАИ и президент Федерации вертолётного спорта России Ирина Грушина объявила 14-ый Чемпионат мира по вертолетному спорту открытым. В заключение церемонии, 11 вертолётов пронесли над аэродромом флаги стран участников соревнований.
В этот же день на чемпионат мира в Дракино приехал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, чтобы обсудить с организаторами чемпионата мира и представителями ФАИ, проведение всемирных воздушных игр в его регионе в 2015 году.
На следующий день 23 августа, начались соревнования. В соответствии с положением по проведению чемпионатов мира по вертолетному спорту, программа чемпионатов мира включает в себя 5 упражнений. Четыре из них: упражнение №1 «навигация с точным прибытием по времени и сбросом груза», упражнение №2 «полёт на точность», упражнение №3 «Развозка грузов», упражнение №4 «слалом», являются обязательными и идут в общий зачет. Упражнение №5 «фристайл», спортсмены выполняют по желанию. Каждая из дисциплин напоминает упражнения, которые выполняют военные летчики и пилоты спасательных служб, для повышения своих летных навыков, где от экипажа требуется высочайшее мастерство пилотирования, внимание, взаимодействие, отличное знание карт, умение ориентироваться на местности, твердая рука, хорошее зрение, меткость. Для экипажей очень важно взаимопонимание, так как пилот во многих случаях управляет вертолётом только по подсказке оператора.
Первыми были разыграны медали по дисциплине №2 «полёт на точность». Упражнение, в котором экипаж должен пролететь по площадке, не вылетев за ограничительные рамки, совершить два разворота на 360 градусов, за определенное время, совершить точное приземление. Победителями стали: Жуперин Александр и Буров Николай (Россия), на втором месте Дэвид Монкс и Кэролайн Гью-Купер (Великобритания), на третьем Курпитко Евгения и Стриенок Владимир (Россия-Республика Беларусь).
Вторым упражнением, разыгранным в этот день, стало упражнение №3 «развозка грузов», представляющее из себя доставку груза на фале в три контейнера по заданной очередности на разной длине фала. Призовые места заняли: 1 место - Дегтярь Виктор, Васильев Петр (Россия), 2 место - Тупиков Сергей, Пинтелин Алексей (Россия), 3 место - Майоров Алексей, Костин Сергей (Россия).
24 августа спортсмены соревновались в упражнении №1 «навигация с точным прибытием по времени и сбросом груза», одного из самых сложных упражнений вертолетного спорта, успешное выполнение которого, часто решает судьбу призовых мест в многоборье. Экипаж прокладывает маршрут, взлетает, в зоне поиска, опознает цели, находит поворотные пункты, сбрасывает два груза в мишени, финиширует, сбрасывает кеглю в отверстие «крыши».
В этой дисциплине не было равных экипажу в составе Сотникова Максима, Пуоджюкаса Олега (Россия). Вторыми стали Орехов Андрей, Калинин Виктор (Россия), третьими Курпитко Евгения, Стриенок Владимир (Россия-Республика Беларусь). Лидерство в многоборье захватил экипаж Жуперина Александра, Бурова Николая (Россия).
На выходные дни 25 и 26 августа организаторы чемпионата запланировали самые зрелищные мероприятия.
25 августа, утром, спортсмены состязались в упражнении №4 «слалом». Экипажу предстояло: взлететь с ведром на фале, зачерпнуть воду из бочки, пронести ведро, в определённой последовательности через 12 ворот, поставить в центр стола с 11 метровой высоты и сохранить как можно больше воды. С заданием лучше всех справились Сотников Максим, Пуоджюкас Олег (Россия), второе место занял экипаж в составе Приходько Любови, Шварца Сергея (Украина-Россия), третье место Жуперин Александр, Буров Николай (Россия).
Вечером спортсмены состязались в упражнении №5 «фристайл». Выступления в этой дисциплине, не могут оставить равнодушными даже людей далёких от авиации. Фигуры, пилотажа, на пределе технических возможностей вертолётов, выполнялись асами вертолётного спорта в сопровождении музыки, цветных дымов и элементов театральных постановок. Браво Елене Жупериной (Россия), единственной женщине, выступившей в этом упражнении и рискнувшей сразиться с самыми титулованными пилотами! Лучшими по мнению судей были: Зигфрид Шварц (Австрия), Квентин Смит (Великобритания), Максим Сотников (Россия).
По итогам многоборья абсолютными чемпионами мира стали Жуперин Александр и Буров Николай. Второе место заняли Тупиков Сергей и Пинтелин Алексей. Третье место выиграли Сотников Максим и Пуоджюкас Олег. Весь пьедестал почёта заняли спортсмены России!
Среди женских экипажей победителями стали Косенкова Людмила, Прокофьева Елена (Россия), на втором месте Шпиговская Галина, Губарь Любовь (Россия), третье место у наших молодых спортсменок - Афанаскиной Маргариты и Замулы Евгении (Россия).
Лучшими среди юниоров стали: Владимир Бугаев (Республика Беларусь), Тони Иберлер (Германия), Никита Лаптев (Республика Беларусь).
В командном зачёте безоговорочно, первое место заняла сборная команда России, на втором Великобритании, на третьем Германии.
26 августа зрителей ждали вертолётные гонки. На параллельных площадках два вертолёта одновременно выполняли упражнение «развозка грузов». Лучшие 16 экипажей из разных стран боролись за выход в финал по системе «play off». Победителем стал российский экипаж в составе Сотникова Максима, Пуоджюкаса Олега.
После завершения соревнований участников чемпионата и зрителей ждала развлекательная программа, коньком которой стало авиационное шоу, включившее в себя пилотаж российского боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор», выступления знаменитой пилотажной группы «Беркуты» на вертолетах Ми-28Н.
Ещё одним сюрпризом для всех стал российский вертолёт Ми-38, который на глазах многотысячных зрителей пошёл на установление нового мирового рекорда по высоте полёта в классе Е-1h, категории ФАИ для вертолётов взлётной массы от 10 до 20 тонн. Многоцелевой вертолёт Ми-38 является разработкой Московского вертолётного завода имени М.Л. Миля, входящего в холдинг «Вертолёты России». Командир экипажа Владимир Кутанин, второй пилот Салават Сандриев, штурман-испытатель Олег Репитило, ведущий инженер Игорь Клеванцев преодолели высоту в 8,6 тысяч метров. Пресс-секретарь холдинга «Вертолёты России» Роман Кириллов отметил: «Предыдущая рекордная высота в 8,5 тысяч метров была получена в лётных испытаниях также российскими пилотами. Нынешний рекорд официально зарегистрирован и войдёт в историю мировой авиации».
Вечером состоялась официальная церемония закрытия и награждение победителей. На торжественном ужине участникам чемпионата были вручены специальные призы.
Замечательный праздник вертолётного спорта состоялся благодаря финансовой и организационной поддержке Генерального партнёра 14-го чемпионата мира по вертолетному спорту ОАО «Вертолёты России», официального партнёра-компании «ЮТэйр», партнёров чемпионата компании «Авиамаркет», «Лукойл», «Аэросоюз», «Техноавиа», стратегических партнёров «Аэротранс», «Баркол», «Парк Дракино», «Росавиация», «Тех-эстетика». Огромное им спасибо за поддержку.
Все соревнования сопровождались комментариями известного спортивного комментатора Дмитрия Губерниева и старшего тренера ЦСК ВВС Михаила Бибишева.
Будем надеяться, что Всемирные воздушные игры 2015 года состоятся в нашей стране в г. Ульяновск.

Наталия Хинёва. Геннадий Милуцкий

27 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Белорусская сборная заняла второе место на чемпионате мира по вертолетному спорту в Минске. Кроме того, один из ее экипажей впервые вошел в число призеров в личном зачете, сообщили БЕЛТА в Белорусской федерации авиационного спорта.

Как отметили в БФАС, это лучшее выступление белорусских вертолетчиков в истории. В командном зачете победила сборная России, выигравшая и все прошлые чемпионаты. Замкнули тройку польские пилоты.

Среди экипажей уже двукратными чемпионами стали Максим Сотников и Олег Пуоджюкас, выступающие за Россию. На втором месте оказались их соотечественники Андрей Орехов и Вадим Сазонов. Бронзу мирового чемпионата впервые завоевали белорусы Алексей Мочанский и Антон Данченко.

Белорусы преуспели и в отдельных дисциплинах. В частности, экипаж Владимира Бугаева и Андрея Рогонова взял золото в параллельной развозке грузов. Пилоты тренируются в Витебском аэроклубе. «Белорусская сборная превзошла свои прежние результаты. Если на прошлом чемпионате у нее было только одно командное место, то сейчас есть награды и в личном зачете. Надо понимать, что в вертолетном спорте нельзя сразу же стать чемпионом — это всегда планомерное развитие. И мы видим, что оно более чем успешное: минские и витебские пилоты вошли в число лучших вертолетчиков мира. Они показали хорошие результаты практически в каждой дисциплине», — подчеркнул генеральный секретарь БФАС Антон Быстров.

Российский пилот Олег Пуоджюкас отметил, что чемпионат в Минске организован на высшем уровне. «Видно, что в Беларуси вертолетный спорт поддерживается, — сказал он. — Россия и Беларусь — это все одна школа. Мы еще научили поляков, которые уже начинают нас по-хорошему прижимать. Так что спортивная семья увеличивается. Мы стараемся передать свой опыт другим странам».

В чемпионате мира принимали участие 36 экипажей из разных стран. Самой многочисленной была российская сборная — 13 экипажей. В Минск также прилетели вертолетчики из Польши, Австрии, Германии, Китая и Украины. Все экипажи выполняли упражнения на двух моделях вертолетов — Robinson R-44 и Ми-2.

В выходные соревнования продолжатся, но уже на Кубке мира. Пилоты будут состязаться в вертолетных гонках, которые можно будет увидеть в Минске на авиационном фестивале #Пронебо. Победителя определят в формате на выбывание: после квалификации восемь лучших экипажей выйдут в финал, где будут соревноваться по парам. Посмотреть состязания может будет бесплатно на аэродроме Боровая. На фестивале представят около 30 летательных аппаратов: аэростаты, вертолеты, автожиры и самолеты, в том числе ночной бомбардировщик По-2.

Белорусская сборная заняла второе место на чемпионате мира по вертолетному спорту в Минске. Кроме того, один из её экипажей впервые вошел в число призеров в личном зачете, сообщили БелТА в Белорусской федерации авиационного спорта.

Как отметили в БФАС, это лучшее выступление белорусских вертолетчиков в истории. В командном зачете победила сборная России, выигравшая и все прошлые чемпионаты. Замкнули тройку польские пилоты. Среди экипажей уже двукратными чемпионами стали Максим Сотников и Олег Пуоджюкас, выступающие за Россию. На втором месте оказались их соотечественники Андрей Орехов и Вадим Сазонов. Бронзу мирового чемпионата в самой известной дисциплине – слаломе впервые завоевали белорусы Алексей Мочанский и Антон Данченко.

Слалом считается одной из самых известных и захватывающих дисциплин в вертолетном спорте. Пока пилот управляет воздушным судном, оператор должен спустить на канате ведро, наполнить его водой из бочки, пронести через ворота и поставить на стол. Причём судьи меряют уровень воды линейкой и карают штрафами, если она во время полета разливается. Все это требует от экипажей предельной точности, ловкости и молниеносной реакции.

Белорусы преуспели и в отдельных дисциплинах. В частности, экипаж Владимира Бугаева и Андрея Рогонова взял золото в параллельной развозке грузов. Пилоты тренируются в Витебском аэроклубе.

«Белорусская сборная превзошла свои прежние результаты. Если на прошлом чемпионате у нее было только одно командное место, то сейчас есть награды и в личном зачете. Надо понимать, что в вертолетном спорте нельзя сразу же стать чемпионом - это всегда планомерное развитие. И мы видим, что оно более чем успешное: минские и витебские пилоты вошли в число лучших вертолетчиков мира. Они показали хорошие результаты практически в каждой дисциплине», - подчеркнул генеральный секретарь БФАС Антон Быстров.

Российский пилот Олег Пуоджюкас отметил, что чемпионат в Минске организован на высшем уровне. «Видно, что в Беларуси вертолетный спорт поддерживается, - сказал он. - Россия и Беларусь - это все одна школа. Мы ещё научили поляков, которые уже начинают нас по-хорошему прижимать. Так что спортивная семья увеличивается. Мы стараемся передать свой опыт другим странам».

В чемпионате мира принимали участие 36 экипажей из разных стран. Самой многочисленной была российская сборная - 13 экипажей. В Минск также прилетели вертолетчики из Польши, Австрии, Германии, Китая и Украины. Все экипажи выполняли упражнения на двух моделях вертолетов - Robinson R-44 и Ми-2.

Напомним, Беларусь подала заявку в Международную авиационную федерацию (FAI) на проведение чемпионата мира весной 2016 года. Президент международной вертолетной комиссии CIG FAI Жак Берло в ответ лично посетил соревнования в Минске и высоко оценил уровень их организации. В январе прошлого года Минск официально выбрали местом проведения чемпионата мира по вертолетному спорту 2018 года. Основным этапом подготовки стал тест-чемпионат, на котором 27 экипажей из пяти стран боролись за медали в семи дисциплинах.

Новости Беларуси. Беларусь принимает Чемпионат мира по вертолетному спорту. Открытие первенства состоится 24 июля на аэродроме «Боровая», сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Все участники уже прибыли в нашу страну. Многие даже успели осмотреть соревновательную трассу. Под белорусским флагом выступят семь экипажей на вертолетах МИ-2 и «Робинсонах».

Любовь Приходько, абсолютная чемпионка мира по вертолетному спорту:
Пробую ход педали, ход ручки.


И так на протяжении полувека. Эта женщина – легенда мировой авиации и настоящий символ винтокрылого спорта Украины. Любовь Приходько – абсолютная чемпионка мира в пилотировании вертолетов. Высокий титул она добыла 40 лет назад, когда мировое первенство проходило в Витебске. Сегодня авиаледи снова на белорусской земле. Повторить триумф надеется, но уже вместе со своими учениками. Это важнее личных наград, ведь вертолетный спорт в Украине из небытия возродился не так давно.

Любовь Приходько:
Меня пригласили, но как опытного спортсмена для того, чтобы возродить вертолетный спорт в нашей Украине.

Очень приятно, что и у белорусов, витебские ребята молодые, молодые девчата.

Мы один экипаж уже подготовили, я считаю, достаточно сильный. И наша задача – подготовить еще два молодых экипажа, чтобы они пришли на замену.


Первые соревнования в белорусском небе начнутся уже 24 июля. 36 экипажам предстоит соревноваться в развозке грузов, навигации – здесь у белорусов явное преимущество (отыскать цель на знакомой территории, согласитесь, проще), полете на точность и командной эстафете.

Алена Сырова, СТВ:
Все участники нынешнего Чемпионата мира по вертолетному спорту условно разделились на два лагеря: одни прилетели в Беларусь своим ходом (как, например, экипаж из Украины). Другие, как, например, гости из Китая (им лететь очень долго) соревноваться будут на наших МИ-2 и «Робинсонах».


Сборная Китая по вертолетному спорту:
Мы все прилетели в Беларусь впервые. Наша команда состоит из шести человек. Свой вертолет не привезли, потому что путь слишком далекий, мы и сами из Пекина летели 9 часов. И хоть и не фавориты, но приехали побороться за победу. Наши пилоты – не любители, а профессионалы, они в Китае обучают начинающих летчиков вертолетному делу.



Кстати, далеко не все спортсмены по профессии летчики. Например, в нашей команде есть и сотрудники МЧС, и даже медики.

Беларусь – одна из немногих стран, где вертолетный спорт поддерживает государство. Но опираясь на мировой опыт, все чаще в небо приходят люди, состоявшиеся и состоятельные. Пример – глава нашей Федерации вертолетного спорта – бизнесмен Александр Центер.

Александр Центер, председатель Белорусской федерации авиационного спорта:
Российская сборная сегодня явно фаворит. Много вертолетов, может быть, больше денег немножко, чем у нас. Но не раз и не два за прошедшие годы бывали ситуации, когда только удача помогала им получить золото.

У сборной Беларуси есть шансы побороться за золото на этом чемпионате?

Есть, потому что это годы и десятилетия подготовки. Но вот увидим буквально завтра-послезавтра, следите за результатами.


Еще один пилот по призванию и телеведущий по роду деятельности – Леонид Якубович не смог пропустить главное мировое первенство. Он, как и многие другие, прогнозировать результаты опасается (слишком непредсказуемый вертолетный спорт), но поддерживать будет лучших. Кстати, Леонид Аркадьевич – частый гость в нашей стране, все же корни его из Беларуси, а с минским клубом ДОСААФ его связывает крепкая дружба.


Уже 24 июля Леонид Якубович и лучшие авиаторы продемонстрируют высший пилотаж в белорусском небе во время торжественной церемонии открытия чемпионата.

Гарри Георков, заслуженный тренер России, мастер спорта СССР по вертолетному спорту:
Мы ничего сложного не покажем, покажем доступные вещи, которые, наверное, будут интересны многим. Вот, Леонид Аркадьевич справляется прекрасно!



Основные состязания примет легендарная «Боровая». Авиашоу состоится на аэродроме «Липки». Именно эта авиабаза по завершению мирового первенства станет полноценным домом для минского ДОСААФ и многих авиагостей нашей страны. Там уже готовят будущих звезд белорусского вертолетного спорта. За нынешних же асов, защищающих цвета белорусского флага, приглашают болеть вплоть до 29 июля.



 

Возможно, будет полезно почитать: