Окружающий мир. Как человек двигается. Почему и как мы двигаемся

LOGO Окружающий мир 3 класс Тема: «Как человек двигается. Надёжная опора и защита»


LOGO Скелет Внутри твоего тела находятся кости. Из них образован скелет. кости головы кости шеи кости туловища кости нижних и верхних конечностей


LOGO Позвоночник Важной частью скелета является позвоночник, состоящий из 33 позвонков.


LOGO Свойства костей скелета Обеспечивают опору тела Поддерживают форму тела Прочные, упругие, лёгкие (прочность костям придают содержащиеся в них минеральные вещества) Масса костей скелета взрослого человека около 8 килограммов. Растут кости человека до 18 – 25 лет.


LOGO Суставы Суставы позволяют нашим рукам и ногам сгибаться и разгибаться. В кисти руки всего 17 суставов. Суставы скрепляют кости прочными связками.


LOGO Здоровый образ жизни Физические нагрузки для роста и развития костей Правильно сидеть за рабочим столом Правильно поддерживать осанку при стоянии и ходьбе Распределять нагрузку при ношении тяжестей, чтобы позвоночник оставался прямым. Полезно питание молочными продуктами, рыбой, яйцами.


LOGO Правила первой помощи при травме руки или ноги Обеспечить покой и неподвижность травмированной руки или ноги На сломанную кость накладывают шину из дощечек, а в больнице фиксируют её положение затвердевающим слоем гипса. Гипс снимают после срастания кости. При ушибе надо приложить пузырь со льдом или смоченную в холодной воде ткань.


LOGO Решите крестословицу: о т л и ч н о Часть скелета, соответствующая части тела. н о г а 2.Часть плечевого сустава. л о п а т к а 3.Часть скелета ноги. г о л е н ь 4.Часть скелета руки. к и с т ь 5.Подвижная часть скелета черепа. ч е л ю с т ь 6.Плоская кость грудной клетки. г р у д и н а 7.Часть позвоночника. п о з в о н о к


LOGO Вопросы для КВН Какие три названия частей скелета человека используют строители? (лопатка, кисть, таз) Какой опасности подвергала свой позвоночник Принцесса на горошине? (на очень мягкой постели позвоночник сильно прогибается и может со временем искривиться)
LOGO Использованный материал: - Xxlbook.ru -У-Учебник «Окружающий мир» Человек и природа 4 класс. О.А. Родыгина, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан. Изд. Баласс. Москва 2012, методические рекомендации для учителя. - Учебник «Окружающий мир» 3 класс О.Т. Поглазова. Изд. Смоленск Ассоциация 21 век, методические рекомендации для учителя. Презентация выполнена учителем школы 323 Невского района города Санкт- Петербурга Т.В.Лопуха

Урок 3.

РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Т ема: Как человек двигается

Цели:

– формировать новые анатомо-физиологические понятия о значении опорно-двигательной системы, о строении и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц.

Оборудование: иллюстрации, изображающие строение опорно-двигательной системы, скелет – учебное пособие из кабинета биологии, деревянные бруски с отверстиями, винты, гайки и пружины для моделирования сустава.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

4 3

Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).

– Прочитайте слова Лены на с. 16. Какие суждения она высказала? Какое противоречие вы заметили в её словах? Какой у вас возникает вопрос?

– Тело человека не может опираться на мышцы, а жёсткие кости сковывают движение.

Какую роль в движении играют мышцы и кости?

– Что мы знаем для ответа на этот вопрос? Как животные двигаются? Какие органы участвуют в их движении? (Для передвижения у животных есть специальные органы: плавники у рыб, конечности у зверей, крылья у птиц. При движении животные опираются на среду, в которой обитают.)

– Какой скелет бывает у животных?

Приведите примеры. (Скелет бывает наружный, например у насекомых, и внутренний – у рыб, земноводных и других животных.)

– Из чего состоит опорно-двигательная система человека? (Из скелета и мышц.)

– Какую роль играет эта система в организме человека?

– Помогает двигаться, защищает внутренние органы, создаёт опору для тела.

– Какие группы веществ можно встретить в живых организмах? Как они туда попадают? (Органические и минеральные вещества. Организмы получают их во

время питания и дыхания.)

– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какова его тема?

«Как человек двигается?»

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План 3

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

4 3 7 2 3

1. Работа в учебнике.

– Давайте познакомимся со строением скелета человека более подробно. (Задание к рисунку на с. 17.) Какие части можно выделить в скелете человека?

– Из чего состоят эти части?

– Какое значение имеют эти части скелета?

Отвечают на вопросы учителя.

– Какую основную роль выполняет весь скелет? (Опорную.)

– Если скелет исполняет роль опоры, то какими свойствами должны обладать кости, образующие его?

Версии и гипотезы, проверка с помощью текста учебника .

(Кости должны быть прочными, крепкими, жёсткими.)

– Рисунки на с. 16. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя её масса всего 0,2 кг.

– Если кости такие прочные, почему случаются переломы? (Переломы случаются, если неправильно распределена нагрузка на кости скелета.)

2. Работа в рабочей тетради.

Задание 3 на с. 6 рабочей тетради. Выполняют задание .

– Почему возникает искривление позвоночника? (По причине неправильного

положения тела, например, за партой.)

– Как кости соединяются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите наблюдение:

– поверните голову вправо, влево;

– поверните туловище вправо, влево;

– согните и разогните руку, ногу;

– рассмотрите рисунок на с. 18: как соединены кости черепа?

– Сравните результаты своих наблюдений. Попробуйте их объяснить (версии, проверка с помощью текста учебника).

Проводят наблюдение .

– Кости скелета соединяются подвижно или полуподвижно. Такое соединение даёт человеку возможность свободно двигаться. Кости черепа соединяются неподвижно, так как они защищают головной мозг.

– Если бы опорно-двигательная система состояла только из одного скелета, смогли бы мы двигаться? (Нет, так как кости твёрдые.)

– Чтобы выяснить роль мышц в организме, провёдем наблюдение: согните руку в локте и найдите мышцы. Определите на ощупь, какие они, как ведут себя при сгибании и разгибании руки.

Наблюдают.

– Мышцы могут быть мягкими и твёрдыми в зависимости от того, какую работу они выполняют.

Расслабленная мышца – мягкая, работающая – твёрдая.

Задание к рисункам на с. 18–19.

Конструирование модели сустава.

Выполняют задания, конструируют сустав.

– Как мы ответим на вопрос урока?

– Сокращение мышц изменяет положение костей. Таким образом мы совершаем движение.

– Какой был уровень задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

2 1 2 3 1

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 19. Обратить внимание на вопрос 3, можно предложить ребятам составить памятку.

Отвечают на вопросы.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Выполняют задания.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

3. Проверочная работа № 2 .

Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3 . Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV . Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 3.) Задания из рабочей тетради на выбор.

V . Итог урока.

– Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Как человек двигается?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Ответы на вопросы и варианты правильного выполнения заданий в учебнике.

С. 18. Задание посвящено объяснению принципов устройства опорно-двигательной системы на модели. Ребята должны связать функции костей с деревянными брусками , а функции мышц – с пружиной .

С. 19. При ответе на верхнее задание ученики скажут, что для нормального движения костей одной мышцы недостаточно . В следующем задании ученики знакомятся с ролью двух мышц-антагонистов: сгибателем и разгибателем. На левом рисунке красным цветом показана мышца-разгибатель, а на правом – мышца-сгибатель.

Вопрос 6. Почему человек устаёт, когда долго стоит без движения? Потому что целая группа мышц работает без отдыха, т.е. из каждой пары мышц-антагонистов постоянно работает лишь одна.

Вопрос 7*. Ученикам предлагается провести опыт: попробовать продержать учебник на вытянутой руке различное время.

Скорее всего, ребята вряд ли смогут удержать учебник даже в течение минуты. Объясняя, как люди могут работать без отдыха продолжительное время, ученики могут сказать, что для этого требуется смена деятельности.

Возможные ответы на задания рабочей тетради.

Задание 1 посвящено роли разных элементов скелета, но направлено на выявление его защитной роли. Ученики могут записать, что череп защищает головной мозг , грудная клетка – сердце и лёгкие , тазовые кости – внутренние органы , позвоночник – органы туловища .

В задании 2 школьники должны расположить названия отделов скелета в следующем порядке: череп, позвоночник, бедро, стопа.

В задании 3 ученики раскрасят средний и правый рисунки и напишут свои советы, например: «Не сиди криво!», «Молодец!», «Будь стройным».

Задание 4 посвящено работе мышц-антагонистов: на левом рисунке работает мышца-сгибатель , на правом – мышца-разгибатель .

Разумным советам безопасного поведения посвящено задание 5 . Зачеркнув левый и средний рисунки, школьники могут дописать следующий текст: «На бегу не забывай смотреть по сторонам . Не прыгай с большой высоты. Если почувствуешь резкую боль, не пытайся лечиться сам, а срочно иди к врачу ».

Задание 6* знакомит школьников с отличиями бега от ходьбы (наличие безопорной стадии). При правильном выполнении задания текст принимает следующий вид: «При ходьбе в любой момент времени человек хотя бы одной ногой касается земли , а при беге есть моменты, когда человек не касается земли» .

Правильно выполнив задание 7 * , школьники получат следующую фразу, объясняющую причины того, что люди предпочитают носить тяжести на спине: «Мышцы спины и ног развиты сильнее , чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать всё тело в вертикальном положении. Поэтому люди предпочитают носить тяжести на спине ».

Возможные ответы на задания проверочной работы № 2 .

Вариант 1 . 1. Необходимый уровень . Поверхность кожи состоит из мёртвых клеток. Повышенный уровень . 1 – защита от механических повреждений, 2 – защита от микробов (или от механических повреждений), 3 – осязание (или защита от микробов), 4 – защита от переохлаждения. Максимальный уровень . Усилятся защита от холода и повреждений, ослабится выработка витамина D. 2. Необходимый уровень . Грудная клетка. Повышенный уровень . Подвижное соединение костей называется суставом . Мышца прикрепляется к кости с помощью связок .

Максимальный уровень

Вариант 2 . 1. Необходимый уровень . Школьники соединят пресмыкающихся с фразой «Кожа состоит из мёртвых клеток, по мере роста организма она заменяется на новую»; млекопитающих (включая человека) – с фразой «Наружный слой мёртвых клеток изнашивается, а изнутри – прирастает за счёт деления живых клеток кожи». Повышенный уровень . 1 – защита от перегрева, 2 – защита от вредных веществ, 3 – осязание, 4 – защита от высыхания. Максимальный уровень. Усилится защита от перегрева и холода, ослабится выработка витамина D.

2. Необходимый уровень . Позвоночник создаёт опору для туловища. Повышенный уровень . Сухожилия мышцы прикрепляются к разным костям.

Максимальный уровень . Правильность ответа проверяет учитель.

Конспект урока по Окружающему миру в 4 классе.

Учитель: МОУ «Новокошкульская средняя общеобразовательная школа» Шпакова Тамара Ивановна.

Тема урока : Как человек двигается?

Цели и задачи : 1) сформировать у младших школьников общее представление о скелете; познакомить с особенностями строения; показать значение правильной осанки, дать правила её формирования.

2) развивать коммуникативные качества учащихся: умение отыскивать и передавать информацию, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, выполнять социальную роль в группе и в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач, использовать современные информационные технологии.

3) воспитание доброжелательного отношения к своим товарищам, развитие мотивации к здоровому образу жизни, способствовать формированию познавательных интересов учащихся, их социальной активности.

Ресурсы урока (оборудование ): мультимедиа, макет скелета, учебник, раздаточный материал «разборная модель скелета», памятки (на рецензирование ответов товарища), «Гора Знаний» и рожицы – на этапе рефлексии.

Ключевые понятия : «сустав», «мышцы».

Тип урока : Овладение новыми знаниями и образовательными компетенциями.

Ход урока.

I .Организационный момент .

Учитель:

Дан звонок

Дети:

Начинается урок!

(беседа учителя с детьми о готовности их к работе)

II . Мотивация урока.

Ребята, я очень рада встрече с вами, в вашей прекрасной школе. А когда она была построена? Историю школы – то знаете? А с чего начиналась стройка школы или другого здания? (с фундамента).

- Фундамент – это опора любого здания, вашего дома . (слайд)

А как вы думаете, опорой организма человека – что является? (кости и мышцы, которые составляют опорно – двигательную систему человека).

III . Актуализация темы .

А) Мозговой штурм .

Ребята, какие ассоциации (представления, воображения) возникают у вас при слове «опорно – двигательная система»? (Дети отвечают – какая – то опора, движущая механизм).

У вас на столе лежат листочки. Напишите ваши представления, а кто желает – нарисуйте. Обсудите в группе (из 4 – 5 чел.), что у вас получилось. Потом каждая группа, (1 человек из неё), защищает получившиеся мини – проекты.

(вывесить на доску. Вывод: во всех проектах говорится об одном и том же: об опоре. А мы будем говорить о том, что является опорой для тела человека.

IV . Совместное целеполагание .

Наверное, вы уже догадались о чем пойдет речь на уроке. У нас с вами есть возможность придумать тему урока. Помогите мне, пожалуйста. У кого – то уже есть предложения? Я внимательно выслушаю вас и назовем тему урока. (Дети высказываются, тема урока: «Как человек двигается?» появляется на мультимедиа) (слайд).

А) Синквейн . (это значит «стройный», «лаконичный», краткость – сестра таланта)

1) –Ребята, как одним словом (существительным) можно назвать нашу тему урока? (Движение) (слайд)

2) Придумаем 2 прилагательных к слову «Движение» . Какие? (движение- быстрое, движение (какое?) – красивое……) (слайд)

3) Какие действия можно движением совершать? (плавать, танцевать, прыгать …..) (слайд)

4) А теперь придумаем фразу из 4 слов, из которых можно будет понять отношение к нашей теме?(Например, движение – это здоровый образ жизни ). (слайд )

5) Подберем синоним к слову «Движение» .(Действие, перемещение …)(слайд).

V . Изучение нового материала.

- А теперь, ребята, я попрошу вас всех встать. Какое действие мы совершили? А вы когда вставали, почувствовали, что в вашем организме что – то происходило? (садятся)

Ребята, прощупайте у себя голову, руки, ноги, грудь. Потрогайте правой рукой ладонь своей левой руки. Вы почувствовали под кожей кости и мышцы?

Если бы у тебя не было костей и мышц, ты был(а) бы мягкой(им), как медуза. Мог(ла) бы ты стоять? Забудь об этом! Ходить? Никогда!

Сейчас мы посмотрим слайд, а вы подумайте над вопросом:какое назначение у костей скелета?

(слайд )(Появляется на мультимедиа скелет человека. Диск:«Большая детская энциклопедия». Диктор называет части скелета.)

- Какого назначение костей скелета? (защищать внутренние органы, а позвоночник и кости ног совместно со скелетными мышцами и суставами дают тебе возможность стоять и ходить.)

В) Работа со словариком.

Нам встретились новые понятия: мышца и сустав. (слайд)

Что означает понятие «мышца»? Существует такое объяснение, что мышца – это мышка, которая бегает под кожей.

Скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль её поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости. А что же такое «сустав»? Найдите в словарике определение этого понятия. (стр. 159) .

Есть мышца – сгибатель и мышца – разгибатель. Они работают согласованно. Если мышца – сгибатель сокращается, то мышца – разгибатель расслабляется, и наоборот. Это и позволяет нам совершать с помощью рук самые различные движения: писать, рисовать, строить и др.

Мышцы спины и ног массивнее, чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать всё тело в вертикальном положении. Конечно, вы будете правы, если скажете, что большую роль в этом играет позвоночник.

Б) Прослушивание мини – сообщений. Работа с памятками .

Сейчас прослушаете мини – сообщения товарищей, я раздам вам памятки – рецензии на их ответ. Ваша задача: прослушать сообщения и по памяткам проанализировать ответ.

(Сообщения о позвоночнике, об осанке, плоскостопии).

(После каждого выступления ребята дают рецензию на ответ товарища).

Физминутка.

Прошу всех ровно встать, ……..

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо,

Влево, вправо,получается на славу!

Г) Составление групповых мини- проектов на тему: «Как избежать искривления позвоночника?». ( слайды).

А теперь, ребята, давайте с вами поработаем. Ваша задача сейчас по группам разработать и защитить свои мини – проекты на тему: Как избежать искривления позвоночника ?

Ребята, мини - проект – например, придумать правило на такую тему. Может рисунок нарисуете, или придумаете физическое упражнение и т.д. Но не забывайте, мне бы очень хотелось, чтобы вы проявили как можно больше активности и творчества. (7 мин.)

Защита.

А теперь защита будет у нас состоять из того, что кто – то из группы выскажет ваше общее мнение по своему мини – проекту. (3 группы по рядам).

- (Рассаживаемся тихонечко по своим местам).

VI . Закрепление . Давайте поиграем. И тем самым мы закрепим с вами наше общее представление о скелете, и особенностях его строения.

а) Работа в парах . (собирают разборную модель скелета, а 2 ученика у доски собирают части макета скелета).

Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.(Скелет)

VII . Рефлексия .

А) Ребята, перед вами лежат рожицы. Теперь я хотела бы увидеть как вы оцениваете свою работу на уроке. Покажите рожицу, которая соответствует вашему настроению, впечатлению.

- Что нового на уроке узнали? (костная и мышечная системы дают опору телу человека и помогают ему двигаться и что кости защитную функцию выполняют для внутренних органов).

Ребята, на доске перед вами- Гора Знаний. Как вы считаете, вы все поняли на уроке? Значит, вы уже на вершине знаний- ставите флажок на вершину горы.

Если вы немного затрудняетесь, но вы все – таки поняли тот материал, который был на уроке – значит флажок ставите на середину горы.

Если ничего не поняли – флажок у подножия горы.

Я вижу, что вы действительно поняли тему нашего урока.

Я довольна вашей работой; те, кто поднялся на вершину горы – может смело ставить «5».

VIII . Задание на дом. (слайд)

    сделать подушечку с камушками (по желанию) для массажа стоп и принести в школу для упражнений по профилактике плоскостопия.

Цель: выяснить и запомнить значение костно – мышечной системы; значимость правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

Задачи урока: постановка учебной проблемы; субъективное открытие нового знания; выражение его в доступных формах.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, макет скелета человека, макет позвоночника, детские кубики, гирька.

ХОД УРОКА

I. Постановка проблемы:

– возникновение проблемной ситуации;
– осознание противоречия;
– формулирование проблемы.

У. Предлагаю вам, ребята, немножко размяться: побежали (на месте), попрыгали, похлопали в ладоши и заняли свои места.
– Что мы с вами только что делали?
Д. Бегали,…
У. Одним словом?
Д. Двигались.
У. А как человек двигается? С помощью чего?
Д. С помощью костей.
– Мышц.
– Костей + мышц
У. Мнения ваши расходятся. Возникает противоречие. Другими словами: « У нас появилась проблема, сформулируйте её».
Д. Как человек двигается?
У. Ну что же, будем открывать знания вместе!

II. Поиск решения

1) Выдвижение гипотез

У. Приступим к выдвижению гипотез в виде схем рисунков. Обозначьте первую гипотезу с помощью рисунка. (Ребенок выбирает один из рисунков, вывешенных на доске – скелет).
У. Следующее предположение?
Д. Человек двигается с помощью мышц.
У. Обозначьте вторую гипотезу рисунком. (Выбор учеником рисунка мышц).
– Какие ещё предположения звучали?
Д. Человек двигается с помощью костей и мышц вместе.
У. Обозначьте третью гипотезу изображением.
– Итак, что мы имеем?
Д. Проблему и три гипотезы.
У. Что мы с ними будем делать?
Д. Каждую из них нужно проверить.
У. Значит, будем проверять.

2) Проверка гипотез

а)
У . – Озвучим и проверим первую гипотезу.
Д.Человек двигается с помощью костей.
У. Что мы знаем о костях?
Д. Их много. Они как-то соединены между собой. Составляют скелет человека.
У. А что ещё вам известно? Предлагаю послушать сообщение ребят и подумать, какое назначение скелета в организме человека? (Выступают подготовленные учащиеся с докладом у макета «скелет человека»).
– Итак, вернемся к вопросу.
Д. Скелет защищает уязвимые, мягкие места тела человека.
– На костях держится все тело.
У. Из полученной информации сделайте вывод: подтверждается гипотеза №1?
Д. Нет. Потому что на скелете наше тело только держится, скелет является опорой.
– Значит эта гипотеза неверная (ошибочная).
б)
У. Озвучьте вторую гипотезу.
Д. Человек двигается с помощью мышц.

1) У. Проверять ее мы будем, работая в группах. Каждая группа получает необходимый материал для работы (проволока, пластилин).
– В течение 3-5 минут нужно: 1 группе сделать фигуру человека с использованием проволоки, 2 группе – тоже, но без проволоки; 3 группе – фигуру обезьяны с проволокой, 4 – без проволоки.
– Как вы думаете, почему именно человека и обезьяны, а не кого-нибудь другого?
Д. По теории ученых человек произошел от обезьяны. И строение их организма (человека и обезьяны) очень похоже.

2) Практическая работа в группах

У. Приступаем к работе.

Дети выбирают лидера, распределяют обязанности и выполняют задание.

3) Демонстрация поделок

У. Представители групп, продемонстрируйте результаты вашего сотворчества.
При этом установите фигуру на пластилиновой подставке.

(Дети выставляют работы)

– Какой результат получили?
Д. 1, 3 гр. – фигуры стоят,
2, 4 гр.– фигуры упали.
У. Почему такой результат?
Д. 1 и 3 гр. – Мы использовали каркас из проволоки. Он заменяет скелет. На нем держатся все органы, в том числе и мышцы.
У. Почему поделки 2 и 4 гр. не держатся в положении вертикально?
Д. У нас нет каркаса – скелета. Есть одни лишь мышцы. Поэтому фигуры падают.
У. Что случилось бы с нами, если бы у нас костей вдруг не стало?
Д. Мы бы упали. Развалились, как мясное желе.
У. Какой вывод напрашивается?
Д. Вторая гипотеза неверная. Человек не может двигаться при помощи одних мышц.
(Используются иллюстрации)
в)
У. Какая третья гипотеза?
Д. Человек двигается с помощью костей (скелета) и мышц.
У. Давайте проверим ее.

1) Прощупайте правой рукой ладонь своей правой руки. Что вы почувствовали под кожей?

Д. Кости и мышцы.
– Скелет, т. е. костную систему.
У. Какое основное назначение костной системы?
Д. Опора тела.
У. Какую систему составляют мышцы?
Д. Мышечную.
У. Что вы заметили при прощупывании?
Д. Эти системы работают вместе.
У. Совместная работа костей и мышц. Как называется эта система?
Д. Опорно-двигательный аппарат.

2) Работа в группах

У. А как же, все-таки, мы двигаемся?
Д. Чтобы до конца разобраться в этом вопросе, мы снова поработаем в группах. Откройте учебники на странице 17. Познакомившись со статьями на страницах 17-20, вы ответите на вопрос, который получит каждая группа (учитель раздает вопросы). Текст читаете весь до конца и выбираете информацию, касающуюся вашего вопроса.

Вопросы:

  • 1 группа : «Что нам дает возможность стоять и ходить?»
  • 2 группа : «Все наши мышцы полностью приклеены к костям». Верна ли эта мысль?
  • 3 группа : Правильно ли говорят: «Моя мышца то сгибается, то разгибается»?
  • 4 группа : «Где рождается кровь?»

(Дети работают 5-6 минут).

У. Время закончилось. Предоставляем слово 1, 2, 3 группе. (Выступления учащихся).
У. Выслушав ответы, прошу вернуться к 3 гипотезе и сделать вывод.
Д. Человек двигается с помощью опорно-двигательного аппарата. Мышцы, сокращаясь и расслабляясь, приводят в движение кости.
Итак: 3 гипотеза верная. Что и нужно было доказать!

III. Выражение решения и реализация продукта

1) Вопрос на засыпку

У. Теперь послушаем четвертую группу. (Дети узнают о том, что кровь рождается именно в костях.)

2) Динамический момент
Под руководством 1 ученика-консультанта дети выполняют несколько упражнений. В конце динамической минутки консультант обращает внимание одноклассников на вертикальное положение их тела, опирающегося только на нижние конечности. Отмечается роль спины и ног, позвоночника в связи с вертикальным положением тела.

3) Работа с макетом позвоночника

а) Беседа (проводит 2 ученик-консультант).
– Что у меня в руках?
Д. Макет позвоночника.
– Позвоночник состоит из маленьких костей – позвонков. По середине каждого позвонка имеется маленькое отверстие. Так как позвонки располагаются один над другим, то их отверстия находятся друг под другом. Внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан спиной мозг.
– А что приводит к искривлению позвоночника?
Д. Неправильная осанка. Когда сидят, ходят неровно, горбятся.

б) Опыт (проводит 3 ученик-помощник).

– Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас есть 6 кубиков – представим, что это наши позвонки.

1) – Очень аккуратно поставим их один на другой. На самый верх конструкции поставим гирьку. Что получили?
– Конструкция не пострадала, так как не один из кубиков не сдвинулся.

2) – Еще раз воздвигнем конструкцию из 6 кубиков, каждый раз сдвигая немного вправо каждый следующий кубик. Когда мы поставим наверх гирьку, конструкция разрушится, не выдержав тяжести этого груза. Так же и наш позвоночник.

При неправильной осанке у ребенка, изо дня в день сидящего или работающего в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, искривляется, не выдерживая веса тела.

4) Правильная осанка .

У. Как избежать искривления позвоночника? Прежде всего, необходимо постоянно следить за своей осанкой. Хочу предложить вам один способ проверки своей осанки: нужно стать спиной к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных, прижатых к телу рук коснулись плоскости двери.

(Демонстрация учащимся; учитель обращает внимание на фигуру ребенка).

– Так стоять гораздо труднее, чем «просто» стоять. Однако, это одно из интересных и несложных физических упражнений, которое следует выполнять каждое утро в течение пяти минут не только детям, но и взрослым. Хорошая осанка не дается человеку с рождения, она вырабатывается в процессе жизни.

IV. Итог. Рефлексия

– Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…(дети продолжают мысль учителя: «Раньше я думал, что…», «Для меня было открытием…», «Меня удивило…»).
– Зачем нам был нужен этот урок? (Выводы детей).
– Пожмите друг другу руку, пожелайте крепкого здоровья и поблагодарите за сотворчество.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).

– Прочитайте слова Лены на с. 16. Какие суждения она высказала? Какое противоречие вы заметили в её словах? Какой у вас возникает вопрос?

– Тело человека не может опираться на мышцы, а жёсткие кости сковывают движение.

Какую роль в движении играют мышцы и кости?

– Что мы знаем для ответа на этот вопрос? Как животные двигаются? Какие органы участвуют в их движении? (Для передвижения у животных есть специальные органы: плавники у рыб, конечности у зверей, крылья у птиц. При движении животные опираются на среду, в которой обитают.)

– Какой скелет бывает у животных?

Приведите примеры. (Скелет бывает наружный, например у насекомых, и внутренний – у рыб, земноводных и других животных.)

– Из чего состоит опорно-двигательная система человека? (Из скелета и мышц.)

– Какую роль играет эта система в организме человека?

– Помогает двигаться, защищает внутренние органы, создаёт опору для тела.

– Какие группы веществ можно встретить в живых организмах? Как они туда попадают? (Органические и минеральные вещества. Организмы получают их во

время питания и дыхания.)

– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какова его тема?

– «Как человек двигается?»

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний

1. Работа в учебнике.

– Давайте познакомимся со строением скелета человека более подробно. (Задание к рисунку на с. 17.) Какие части можно выделить в скелете человека?

– Из чего состоят эти части?

– Какое значение имеют эти части скелета?

Отвечают на вопросы учителя.

– Какую основную роль выполняет весь скелет? (Опорную.)

– Если скелет исполняет роль опоры, то какими свойствами должны обладать кости, образующие его?

Версии и гипотезы, проверка с помощью текста учебника .

(Кости должны быть прочными, крепкими, жёсткими.)

– Рисунки на с. 16. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя её масса всего 0,2 кг.

– Если кости такие прочные, почему случаются переломы? (Переломы случаются, если неправильно распределена нагрузка на кости скелета.)

2. Работа в рабочей тетради.

Задание 3 на с. 6 рабочей тетради. Выполняют задание .

– Почему возникает искривление позвоночника? (По причине неправильного

положения тела, например, за партой.)

– Как кости соединяются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите наблюдение:

– поверните голову вправо, влево;

– поверните туловище вправо, влево;

– согните и разогните руку, ногу;

– рассмотрите рисунок на с. 18: как соединены кости черепа?

– Сравните результаты своих наблюдений. Попробуйте их объяснить (версии, проверка с помощью текста учебника).

Проводят наблюдение .

– Кости скелета соединяются подвижно или полуподвижно. Такое соединение даёт человеку возможность свободно двигаться. Кости черепа соединяются неподвижно, так как они защищают головной мозг.

– Если бы опорно-двигательная система состояла только из одного скелета, смогли бы мы двигаться? (Нет, так как кости твёрдые.)

– Чтобы выяснить роль мышц в организме, провёдем наблюдение: согните руку в локте и найдите мышцы. Определите на ощупь, какие они, как ведут себя при сгибании и разгибании руки.

Наблюдают.

– Мышцы могут быть мягкими и твёрдыми в зависимости от того, какую работу они выполняют.

Расслабленная мышца – мягкая, работающая – твёрдая.

Задание к рисункам на с. 18–19.

Конструирование модели сустава.

Выполняют задания, конструируют сустав.

– Как мы ответим на вопрос урока?

– Сокращение мышц изменяет положение костей. Таким образом мы совершаем движение.

– Какой был уровень задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 19. Обратить внимание на вопрос 3, можно предложить ребятам составить памятку.

Отвечают на вопросы.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Выполняют задания.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

3. Проверочная работа № 2 .

Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.

V . Итог урока.

– Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Как человек двигается?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?



 

Возможно, будет полезно почитать: