Опыт работы «Использование элементов фитнес-технологий в образовательной деятельности ДОУ. Консультация «Фитнес в детском саду. Использование фитнес-технологий в ДОУ

«Санитарные требования к детским садам» - Количество и соотношение возрастных групп. Режим питания детей. Семейные группы. Возрастная категория детей. Рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий. Организация работы пищеблока. Санитарные правила. Объемно-планировочные решения здания. Санитарно-эпидемиологические требования.

«Здоровье детей в детском саду» - Создание представлений о здоровом образе жизни. Методическое сопровождение. Занятия по валеологии. Разработка комплексной стратегии. Принципы организации питания. Ходьба по тактильным дорожкам. Работа с педагогами. Работа с родителями. Оценка эффективности мероприятий. Дыхательная гимнастика. Режим дня.

«Здоровьесберегающие технологии» - Анималотерапия. Куклотерапия. Арт-терапия. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Игротерапия. Использование здоровьесберегающих технологий. Целебная сила и негативное влияние цвета. Сказотерапия. Игровая терапия. Музыкотерапия. План проведения. Виды здоровьесберегающих технологий и их классификация по важности.

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» - Гимнастика пальчиковая. Система здоровьесбережения в ДОУ. Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Виды здоровьесберегающих технологий. Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология. Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

«Здоровье дошкольника» - Кроссворд. Черный ящик. Анализ состояния здоровья воспитанников. Результаты анкетирования родителей. Нормативно-правовые документы. Физкультурный калейдоскоп. Цель анкетирования. Биоэнергопластика. Способы укрепления и сохранения здоровья. Деловая игра. Анализ совместной деятельности. Сохранение психологического здоровья.

«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» - Существует десять золотых правил здоровьесбережения. Дыхательная гимнастика. Гимнастика для глаз. Гимнастика корригирующая. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Актуальность применения здоровьесберегающих технологий. Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и семьей.

Усилия работников ДОУ в настоящее время как никогда направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи приоритетные в программе модернизации российского образования.

Одним из средств их решения становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей» (В.А. Деркунская).

Большое разнообразие инновационных средств, методов и форм занятий позволяет создавать неограниченные возможности для оздоровления, формирования, укрепления и сохранения всех компонентов здоровья подрастающего поколения. В связи с этим понятно беспокойство взрослых и их стремление найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению ребенка-дошкольника.

Такая услуга, как детский фитнес, появилась на рынке образовательных услуг сравнительно недавно и несколько лет снискала себе достаточную известность.

Отличительная особенность фитнес – технологий, разработанных для детей в последнее время, - их доступность, эффективность, эмоциональность, соответствие моде на те или иные виды двигательной активности.

Фитнес – технологии, по мнению Е.Г. Сайкиной, можно определить как совокупность научных способов, шагов, приемов, сформированных в определенный алгоритм действий, реализуемый определенным образом в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного, мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий, современного инвентаря и оборудования.

Фитнес – технологии в дошкольном образовании повышают уровень проведения традиционных занятий физкультурой, вносят положительные эмоции, удовлетворяют потребности ребенка в укреплении здоровья, формировании положительного и активного отношения к здоровому образу жизни, способствуют развитию способностей занимающихся, их физическому развитию и физической подготовленности.

Основная цель их применения состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к оздоровительным занятиям, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

На современном этапе развития фитнес – технологии можно представить семью группами (Е.Г. Сайкина).

К первой группе относятся оздоровительные системы, имеющие корни в древневосточной культурной традиции (йога, цигун), а также восточных боевых искусств (каратэ, у-шу, айкидо и др.).

Ко второй группе относятся разного рода авторские оздоровительные методики (системы), известные чаще всего по имени их создателей, такие как дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, система пилатес (по имени основателя – Д. Пилатеса) и др.

В третью группу можно объединить разные оздоровительные системы, строящиеся на основе научных достижений и апробации на практике. Они связаны с использованием средств, отличных от традиционных (например: шейпинг, аэрофитнес и др.).

К четвертой группе относятся новые формы двигательной активности, такие как ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, фитбол и др.

К пятой группе относятся различные инновационные технологии и авторские программы, апробированные и пользующиеся популярностью. Среди них можно указать такие программы и технологии как танцевально – игровая гимнастика «Са-Фи- Дансе», «Фитбол-гимнастика», «Игровой стретчинг» и др.

Шестая группа представлена циклическими видами движений: оздоровительные ходьба и плавание, велосипед, занятия на тренажерных устройствах и др.

К седьмой группе относятся спортивные и подвижные игры.

Специалисты наконец осознали, что занятия для детей – это не копирование занятий для взрослых, у детского фитнеса своя специфика. Занятия должны обеспечивать целостность педагогического процесса, нести соответствующую физическую нагрузку, чтобы развивать и оздоравливать занимающихся, быть планомерными, а это невозможно сделать без научно обоснованной системы занятий и квалифицированного педагога.

В последние годы расширился спектр фитнес – технологий, используемых в дошкольных образовательных учреждениях, которые могут использоваться в рамках физкультурных занятий или в качестве дополнительных. Большой популярностью пользуются занятия фитбол – гимнастикой, степ – аэробикой, занятия на тренажерах, игровой стретчинг.

Так, одной из технологий по физическому воспитанию является фитбол – гимнастика . Слово фитбол в переводе с английского языка означает «мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях». Такие мячи большого размера появились сравнительно недавно. Хотя с древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечении. Фитбол – мяч развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Фитбол притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество, является не только уникальным оздоровительным «тренажером», но может использоваться как обычный мяч в играх и эстафетах.

Степ – аэробика (анг. step шаг) – это, по сути, танцевальная аэробика, в которой используются специальные невысокие платформы – так называемые «степы» (высота – 10 см, длина – 40 см, ширина – 20 см; высота ножки – 7 см, ее ширина – 4 см). Это нестандартное пособие, предназначенное для работ с детьми 4 – 7 лет, способствует формированию осанки, костно – мышечного корсета, устойчивого равновесия; развитию координации движении и дыхательной системы; укреплению сердечнососудистой системы, усилению обмена веществ в организме; умению ритмически согласованно выполнять простые движения; развитию уверенности и ориентировки в пространстве, совершенствованию точности движений. Занятия степ – аэробикой развивают у дошкольников эстетический вкус и интерес к занятиям, улучшают психологическое и эмоциональное состояние.

Степ-платформу можно использовать на занятиях физической культурой, утренней гимнастики, для индивидуальной работы, в самостоятельной двигательной деятельности детей. Так, например, на занятиях физической культурой степ-платформу можно применять во вводной части: ходьба по и между степами для формирования правильной осанки; при выполнении общеразвивающих упражнений под музыку с целью укрепления дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развития координации движений; в основных видах движений (прыжки, бег и т.д.); в подвижных играх («Аист и лягушка», «Бездомный заяц», «День и ночь», «Охотник и зайцы», «Кот и птички»). Применяют также ее на утренней гимнастике, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект. В индивидуальной работе степ- платформу используют специалисты по физической культуре, музыкальные руководители, воспитатели для закрепления двигательных навыков детей. В самостоятельной двигательной деятельности дети используют ее как в помещении группы, так и на прогулке.

Одна из распространенных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками – занятия с использованием тренажеров .

В работе с детьми дошкольного возраста используются тренажеры как простейшие, так и сложного устройства: степы, мячи-фитболы, диски здоровья, гимнастические роллеры, велотренажеры, беговые дорожки, мини-батуты.

На таких занятиях тренируется сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма, развивается общая выносливость, приобретаются двигательные умения и навыки, способствующие укреплению здоровья дошкольников, а так же формируются интерес и потребность в занятиях физкультурой и спортом.

Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии. На занятии предлагается игра – сказка, в которой дети превращаются в различных животных и насекомых и т. д., выполняя в такой форме физические упражнения. С подражанием образа малыши познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную деятельность и память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание и т. д.

Таким образом, внедрение фитнес-технологий в современные дошкольные учреждения способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, а также эффективному влиянию таких занятий на процесс оздоровления и физического развития наших дошкольников.

Литература

Борисова М.М., Горелова В. В. Использование фитнес технологий в ДОУ. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 2/2012 год.

Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду // Инструктор физкультуре. 2009. № 4.

Сайкина Е.Г. Фитнес в физкул турном образовании детей школьного и школьного возраст современных социокультурных; ловиях. Монография. СПб., 200Н.


Динара Гринина
План работы по дополнительному образованию «Детский фитнес»

Пояснительная записка.

С каждым годом растёт количество детей страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниями. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, увеличение двигательной активности, как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.

В то же время, несмотря на большую популярность физической культуры, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей и подростков, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни . Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста.

Охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности различных социальных групп населения в физкультурно-оздоровительной деятельности за счёт разнообразия фитнес-программ , их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора.

Программа «Фитнес-dance » предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до7 лет) и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма.

С целью профилактики различных заболеваний у детей разработаны комплексы упражнений коррекционной гимнастики и лечебной физкультуры. Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме.

Дети, занимающиеся фитнесом , приобретают отличную физическую форму и приобщаются к здоровому образу жизни . В сравнении с занятиями спортом, фитнес менее травматичен , т. к. нагрузки на организм равномерны.

Цель :

Развивать физические качества и укреплять здоровье детей;

Формирование у них здорового образа жизни , приобщение к занятиям фитнесом ;

Содействие всестороннему развитию физических и духовных сил занимающихся.

Основная задача при занятиях - это укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Оптимизация роста и развития опорно-двигательного

аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия) ;

Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания

кровообращения , сердечнососудистой, нервной систем организма;

Совершенствование психомоторных способностей : развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости, выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей;

Содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой;

Оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка;

Формирование навыков выразительности, пластичности,грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

Содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движении.

Публикации по теме:

Программа по дополнительному образованию для детей 2–3 лет «Творческая мастерская» «Творческая мастерская» Программа по дополнительному образованию для детей 2-3 лет. структура программы: Программа рассчитана на один.

Детский фитнес - что это такое?!! Детский фитнес - что это? Все родители хотят, чтобы их малыши росли здоровыми, крепкими и спортивными. Не секрет, что регулярные занятия.

Комплексно-тематическое планирование по дополнительному образованию «Волшебные ладошки» (2 младшая группа) Комплексно – тематическое планирование дополнительного образования «Волшебные ладошки» 2014 – 2015 учебный год 2 младшая группа Пояснительная.

Конспект занятия по дополнительному образованию «Квиллинг» в группе продленного дня первого класса для детей с ОВЗ Конспект занятия по дополнительному образованию «Квиллинг» в группе продленного дня 1 класса для детей с ОВЗ Тема: Весеннее панно. Цель:.

Кружок «Не скучай-ка». Детский фитнес Пояснительная записка. Кружок «НЕ СКУЧАЙ- КА» представляет собой систему комплексных занятий на основе методик детского фитнеса с использованием.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КРУЖКОВАЯ РАБОТА. КРУЖОК «МАСТЕР – САМОДЕЛКИН» Обереговая кукла «Кубышка-Травница» своими руками Автор мастер.

Консультация « Детский фитнес в системе
физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Остановимся подробно на такой технологии как «фитнес» - это система мероприятий (услуг), направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление), нормальное физическое и психическое здоровье ребенка (соответствующее возрасту), его социальную адаптацию и интеграцию.

Использование элементов детского фитнеса в ДОУ позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит ребенка с возможностями своего тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье.

Области применения фитнес технологий:

— как часть занятия (ОРУ продолжительность от 10 до 15 мин.);
— в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
— в показательных выступлениях детей на праздниках;
— как физкультурные досуги.

— в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.;

— в показательных выступлениях детей на праздниках, соревнованиях;

В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми в детском саду, значительно расширился и сейчас он включает в себя:

Игровой стретчинг;

Фитбол-гимнастика;

Степ-аэробика;

Классическая аэробика;

Фитбол-гимнастика.

Фитбол - мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Степ - аэробика.

Степ - аэробика - аэробика с применением специальных невысоких платформ - степов (высотой - 10см, длиной - 40, шириной - 20; высотой ножики- 7 и шириной - 4см). Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Вообще стэп-платформа – это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 5 - 7 лет, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

Игровой стретчинг

Стретчинг – комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря игровому стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Классическая (базовая)аэробика.

Аэробика – это система упражнений, включающая в себя танцевальные движения, шаги и гимнастику в танцевальном сопровождении. Аэробика - одна из эффективных форм повышения двигательной активности детей, занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений. При составлении комплексов и занятий аэробикой для дошкольников учитывается не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы доступны детям дошкольного возраста, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, можно передавать образно, в игровой форме. Детская аэробика помогает детям развить двигательные навыки, улучшает их самочувствие и благоприятно сказывается на общем морально-психологическом состоянии.

Цель внедрения элементов фитнеса: воспитание у детей стремления к систематическим занятиям физической культурой, не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей его природным склонностям к ритму, движению и красоте, формирование потребности, а в последующем привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни.

Использование элементов фитнес-технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха.

Департамент дошкольного образования администрации города Липецка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 города Липецка

МАСТЕР-КЛАСС

по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной работы

«Фитнес технологии в ДОУ»

Инструктор по ФК МДОУ № 6 г.Липецка

Стрельникова Наталья Владиславовна

Липецк, 2013

СЛАЙД № 1

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вам опыт работы по организации и проведению внеучебной физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками по теме: «Фитнес технологии в ДОУ».

СЛАЙД № 2

В качестве первоочередных мер заботы государства о подрастающем поколении, гармоничном формировании личности и становления в России гражданского общества в целом, определено:

Улучшение состояния здоровья российской нации;

Осознание молодым поколением необходимости в здоровом образе жизни, в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Научно-педагогической общественности известно, что успешность решения этих важнейших общенациональных задач существенно зависит наряду со многими другими важными социальными факторами, от возрождения в стране на новом уровне, прежде всего, физкультурного образования и развития массовой оздоровительной физической культуры детей и подростков.

СЛАЙД № 3

По мнению академика Амосова Н.М. ребенок в современном мире сталкивается с 3 пороками цивилизации:

Накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки;

Перееданием;

Гиподинамией.

В итоге это приводит к снижению интереса детей к физической культуре, их малоподвижности. Для получения устойчивого оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движения в жизни ребенка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям – это не лишено смысла, к успеху автоматически не приведет и расширение оздоровительных процедур. Все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.

СЛАЙД № 4

На современном этапе стратегическую роль в оздоровительной работе с дошкольниками и школьниками отводится фитнесу (научное обоснование данного утверждения широко представлено в работах: детской аэробики - у Т.С. Лисицкой, Л.В. Сидневой (2002), С.В. Колесниковой (2005); двигательный игротренинг - у А.А. Потапчук, Т.С. Овчинниковой (2003); фитбол-аэробики – у Е.Г. Сайкиной, С.В. Кузьминой (2006, 2008); лечебно-профилактического танца «Фитнес-Данс» - у Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной (2005) и др.).

Внедрение фитнеса в физическую культуру, и, в частности, в физкультурное образование детей и подростков представляет не только научно-теоретический интерес, но и большое практическое значение.

СЛАЙД № 5

Детский фитнес – общедоступная, высокоэффективная, эмоциональная система целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности с целью повышения физических кондиций, профилактики заболеваний и укрепления состояния здоровья, физического развития детей на добровольной основе, исходя из интересов занимающихся.

СЛАЙД № 6

Занятия детским фитнесом призваны удовлетворить потребность детей в физической активности и способствовать повышению интереса к занятиям физическими упражнениями, приобщению их к здоровому образу жизни. Это достигается за счет использования разнообразных инновационных технологий, появившихся в фитнесе, современного инвентаря и оборудования, музыкального сопровождения и др., а также возможностей выбора тех или иных видов занятий. Дети в значительной степени воспринимают те ценности, которые существуют в обществе, желая быть современными, почувствовать себя причастными к миру взрослых. Широкая пропаганда фитнеса в средствах массовой информации служит дополнительным и существенным аргументом в пользу выбора ими занятий фитнесом. Интерес детей к ним также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны.

СЛАЙД № 7

Детский фитнес и его технологии сегодня довольно широко применяются в учреждениях общего (дошкольного и школьного), дополнительного образования, фитнес-центрах и в специальных коррекционных учреждениях. С 2003 года по направлению «Детский фитнес» проводятся семинары, что позволяет говорить о возрастании интереса к направлениям детского фитнеса, что предопределяет его дальнейшее развитие.

СЛАЙД № 8

В результате анализа данных научно-методической литературы и исследований вышеперечисленных авторов, фитнес-конвенций, педагогических наблюдений и собственного педагогического опыта в сфере фитнеса, в 2007 году на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 6 г.Липецка была разработана авторская дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности «Степ Данс – шаг навстречу здоровью». В течении нескольких лет программа была апробирована с детьми старшего дошкольного возраста ДОУ № 6, дополнена и модифицирована. В настоящее время программа в силу своих преобразований имеет название «Спорт Данс Беби – формула здоровья для дошкольников» и успешно применяется в работе нескольких ДОУ г. Липецка, г.Ельца и г. Орла, оздоровительно-образовательных центрах г.Ставрополя и г.Челябинска.

СЛАЙД № 9

Программа «Спорт Данс Беби – формула здоровья для дошкольников» - это система современных направлений детского фитнеса на базе основного модуля программы, нового вида спорта – черлидинга. Черлидинг соединяет в себе спорт и хореографию и через данный синтез направлений предоставляет огромную возможность для самовыражения и самореализации старших дошкольников. Черлидинг прекрасно подходит для развития координации у дошкольников, так как включает в себя элементы гимнастики, акробатики, аэробики, спортивных танцев, благоприятно влияет на психоэмоциональную сферу дошкольников – вырабатывает командный дух, взаимопонимание. Не имеет медицинских противопоказаний, предполагает индивидуальный подход, что в целом отлично подходит для дошкольного возрастного периода.

В свете темпов развития современного фитнеса и недостаточного объема программ дополнительного образования дошкольников в формате современных фитнес технологий, настоящая программа обладает значительной новизной.

СЛАЙД № 10

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности ребенка, повышение уровня его физической подготовленности, развитие двигательных способностей, приобщение к систематическим занятиям физической культурой через знакомство с многообразием современных направлений фитнес технологий и интерес к здоровому образу жизни.

Реализация цели данной программы соотносится с решением поставленных задач:

СЛАЙД № 11

1. Оздоровительные:

1.1. Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.

1.2. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.

1.3. Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.

1.4. Формировать и закреплять навык правильной осанки.

1.5. Содействовать профилактике плоскостопия.

1.6. Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.

1.7. Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся.

1.8. Способствовать профилактике различных заболеваний.

СЛАЙД № 12

2. Образовательные:

2.1. Сформировать у занимающихся знания и общие представления о физической культуре, понятии ЗОЖ, современных направлениях детского фитнеса, о современных Олимпийских играх, об истории развития чирлидинга в России, правилах техники безопасности на занятиях фитнесом.

2.2. Формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.

2.3. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

2.4. Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.

2.5. Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).

СЛАЙД № 13

3. Воспитательные:

3.1. Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.

3.2. Содействовать формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи).

3.3. Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.

3.4. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.

3.5. Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.

Процесс занятий в фитнесе подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач оздоровления, обучения, развития и воспитания личности.

СЛАЙД № 14

Кроме общих принципов физической культуры (всестороннего гармоничного развития личности; оздоровительной направленности занятий; социализации личности в процессе занятий) и принципов, отражающих закономерности педагогического процесса (научности; сознательности и активности; наглядности; доступности; постепенности; систематичности; индивидуализации и дифференциации; прочности и прогрессирования), можно выделить и специфические принципы фитнеса, отражающие закономерности проведения, методики и построения занятий по фитнесу. Основанием для их разработки явились, прежде всего, принципы оздоровительной тренировки:

СЛАЙД № 15

Принцип «нагрузки ради здоровья» или принцип управляемости нагрузкой (Т.А. Кудра, 2002; Т.С. Лисицкая, 2002). Он является одним из важнейших принципов оздоровления и его нельзя понимать как минимизацию нагрузки, так как без определенного напряжения, без затрат усилий нельзя не только повысить уровень психофизического потенциала, но и сохранить его. В то же время, физическая нагрузка на занятиях фитнесом не должна быть высокой.

Принцип комплексного воздействия на занимающихся отражает комплексность воздействия на психофизическую сферу, функциональные системы, двигательные способности и интеллект;

Принцип адекватности и свободы выбора средств для занятий фитнесом складывается из разумной обоснованности подбора эффективных средств для решения определенной цели занятия, из адекватности средств индивидуальным особенностям занимающихся и стоящим перед ними конкретным задачам и, в то же время, зависит от интереса и желания занимающихся заниматься именно этим видом упражнений;

Принцип эстетической целесообразности. Этот принцип является одним из первых, разработанный в фитнесе. Помимо задач укрепления здоровья, важный мотив для занятий фитнесом – обрести пластику движений и красивую форму тела. Одним из критериев отбора средств для построения фитнес-программ является эстетика движений, их привлекательность для большинства занимающихся, школа движений. Это является особенно важным при составлении детских программ;

Принцип психологической регуляции. Реализация этого принципа обусловлена необходимостью снижения уровня тревожности, выведения из стрессового состояния занимающихся, что является крайне важным в современных условиях жизнедеятельности человека. Этот принцип предполагает воздействие средств и методов психорегуляции – специального подбора музыкального сопровождения, интеграции средств танцевальной терапии и др. методик, способствующих релаксации, позволяющих снимать мышечные зажимы, и через коррекцию тела оздоравливать психику занимающихся;

Принцип контроля и мониторинга физического состояния занимающихся. Мониторинг проводится с целью определения оздоровительного эффекта от выполнения занимающихся фитнес-программы, для определения уровня их физического развития, здоровья, внесения дальнейших корректив в программу и получения максимально положительного результата.

Занятия с детьми включают все вышеизложенные принципы, базируются на них, но в силу того, что они имеют свои узко-специфические особенности, отличающие занятия фитнесом с детьми от занятий со взрослыми, используются дополнительные принципы, характерные только для детей. К ним относятся:

СЛАЙД № 16

Принцип игровой и эмоциональной направленности. Занятия с детьми должны быть интересными, побуждать к активной деятельности, содержать игровые и соревновательные моменты. Это облегчает процесс запоминания, придает тренировочному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, вызывая положительные эмоции;

Принцип инициативности и творчества (креативности) предусматривает целенаправленную работу инструктора по применению нестандартных упражнений, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы, артистизма и воображения;

Принцип самореализации через двигательную деятельность обуславливает самоутверждение ребенка через танец, соревновательные моменты, показательные выступления, содействует раскрепощенности, развивает уверенность в своих силах.

СЛАЙД № 17

Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и предназначена для реализации в системе дополнительного образования в условиях ДОУ.

Структура организации образовательного процесса.

Программа составлена по принципу последовательного практического изучения различных направлений (тем) занятий. Каждое занятие является комплексным, включающим упражнения на развитие выносливости, координации движений, силы и гибкости или упражнения, направленные на коррекцию осанки и состояния позвоночника. Включен также теоретический курс о современных направлениях детского фитнеса, о современных Олимпийских играх, об истории развития чирлидинга в России с использованием видеоматериалов различных соревнований.

СЛАЙД № 18

Программный материал распределен по годам обучения, тематические планы каждого года обучения содержат необходимый теоретический и практический материал.

Методическое обеспечение программы содержит большой учебно-методический материал по организации и методике проведения занятий по каждому из направлений детского фитнеса.

СЛАЙД № 19

Представлены 14 приложений, включающие: авторские разработки физкультурно-театрализованных постановок; подробное описание комплексов ОРУ, коррекционных упражнений, комплексов степ-аэробики и фитбол-гимнастики в сочетании со сказкотерапией, упражнений игрового стретчинга и танцевальных упражнений.

СЛАЙД № 20

Формы организации образовательного процесса и режим занятий.

1 год обучения наполняемость – до 15 человек;

2 год обучения наполняемость – до 15 человек.

1-2 год обучения – 3 часа в неделю (с уменьшенной часовой нагрузкой учитывая возрастные и физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста 35-40 минут) – 108 учебных часов в год.

СЛАЙД № 21

Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности воспитательно-образовательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различные виды работы с воспитанниками: фронтальная; работа в парах, тройках, малых группах; индивидуальная.

СЛАЙД № 22

И такие формы организации деятельности как: игры-сказки; игры-путешествия; импровизация; игры-тренинги; эстафеты; подвижные игры; соревновательные и показательные выступления.

ВИДЕО – 40 сек.

На занятиях использую интерактивные средства. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств мультимедии – позволяет воссоздать реальную обстановку действительности.

ВИДЕО С ЗАНЯТИЯ

За основу структуры занятий фитнесом были приняты рекомендации М.В. Левина, которые я адаптировала согласно особенностям детского фитнеса.

Подготовительная часть занятия – 10 минут. Вводит детей в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между детьми и инструктором. Детский организм подготавливается к выполнению предстоящей физической нагрузке. Для содержания первой части занятия характерны комплексы психогимнастики, упражнения при ходьбе и беге, дыхательные упражнения, комплексы суставной гимнастики.

Основная часть занятия составляет 20 минут. Задача заключается в овладении главными, жизненно-необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению такого вида, как «фитнес-аэробика». Обязательно используются коррекционные упражнения, стретчинг, упражнения у гимнастической стенки, с гимнастической скамейкой, с фитболом, степ-платформой и другим фитнес инвентарем. Заканчивается эта часть занятия эмоциональной игрой, главным образом соревновательного характера.

Продолжительность заключительной части занятия составляет 5 минут. Задачи этой части – завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. Основные средства – дыхательные упражнения, телесно-тактильные упражнения, релаксация.

СЛАЙДЫ № 23-24

Два раза в год осенью и весной проводится игровое тестирование по общей физической и специальной физической подготовке с анализом результатов тестов (контрольные нормативы по ОФП и СФП и методика их проведения указаны в приложении программы).

СЛАЙД № 25

Работа с родителями включает в себя:

Информирование об особенностях деятельности секции;

Индивидуальное консультирование родителей;

Совместная подготовка к выступлениям (пошив костюмов, атрибуты);

Демонстрация достижений воспитанников.

СЛАЙД № 26

Результаты реализации программы за последние 3 года:

1. Оздоровительные. Значительный рост понимания значения здорового образа жизни и всех его составляющих. Повышение уровня здоровья дошкольников, их устойчивости к инфекционным простудным заболеваниям, повышение уровня иммунитета, повышение общего жизненного тонуса. Корригирующие упражнения на осанку в комплексах Степ-Данс улучшили осанку, создали мышечный корсет позвоночника, повысили уровень здоровья.

2010 год – средний показатель заболеваемости - 5,5 детодней, что ниже средне-городского уровня; 2011 год – 5,5 детодней; 2012 год – 5,3 детодня.

СЛАЙД № 27

2. Образовательный эффект программы выразился в повышении уровня знаний о физиологии и анатомии физических упражнений; улучшилась осведомленность старших дошкольников о новых современных видах спорта с музыкально-ритмической компонентой.

80% выпускников 2012 уч.года (на конкурсной основе) зачислены в спортивные объединения для дальнейших занятий. (СДЮШОР-11 секция фигурного катания на коньках – 4 человека; МОУ ДОД ДЮЦ «Факел» объединение «Танцевальный фитнес»- 5 чел.; МОУ ДОД ДДТ «Октябрьский» хореографический коллектив «Free Dance» - 3 чел.

Постоянная физическая нагрузка под музыкальное сопровождение с ясно выраженными ритмическими акцентами, где музыка определяет темп движений, повысила ритмичность у детей, музыкальный слух и музыкальную культуру.

СЛАЙД № 28

Соответствующие промежуточные и финальные тестирования продемонстрировали значительный прогресс таких физических качеств как гибкость, сила, выносливость, координация движений.

2010 год – 22% - очень высокий уровень физической подготовленности (ФП); 63% - высокий уровень ФП; 15% - средний уровень ФП; низкий уровень отсутствует.

2011 год – 29% - очень высокий уровень ФП; 66% - высокий уровень ФП; 5% - средний уровень ФП; низкий уровень отсутствует;

2012 год – 30% - очень высокий уровень ФП; 68% - высокий уровень ФП; 2% - средний уровень ФП; низкий уровень отсутствует.

СЛАЙД № 29

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми по программе также проявилась в результатах ежегодной городской спартакиады дошкольников «Быстрее, выше, сильнее». На протяжении последних трех лет воспитанники ДОУ № 6 показывают высокую результативность.

Коллективные занятия дошкольников во внеучебное время способствовали укреплению дружбы в коллективе, улучшили психологический климат в группе. Регулярные дополнительные занятия сформировали потребность в физической нагрузке.

СЛАЙД № 30

Данный опыт работы представлен на Всероссийском уровне:

Всероссийский конкурс «Урок физкультуры XXI века» - лауреат -2011

Х Всероссийский конкурс педагогов допобразования «Сердце отдаю детям» - победитель областного конкурса, лауреат Всероссийского конкурса – 2011

II Всероссийский конкурс «Я – педагог» - лауреат 2012

Х Всероссийский конкурс «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно - оздоровительной и спортивной работы» Федеральный этап – победитель 2012

СЛАЙД № 31

Продолжается работа по самообразованию:

Международный семинар по фитнес-аэробике «Как стать лучшими»…..

Курсы повышения квалификации в ГОУ ДОД «Федеральный детский эколого-биологический центр» г. Москва 2011г. по теме «Дополнительное образование детей в современных социокультурных условиях».

СЛАЙД № 32

В настоящее время работа в данном направлении продолжается. С 2011 учебного года в дошкольном учреждении начала функционировать секция «Веселый фигурист» по авторской программе дополнительного образования по обучению детей 6-7 лет катанию на роликовых и фигурных коньках.

СЛАЙД № 33

Спасибо за внимание!



 

Возможно, будет полезно почитать: