Памятка для родителей о проведении артикуляционной гимнастики. Памятка для родителей «Методика проведения артикуляционной гимнастики Памятка для родителей артикуляционная гимнастика дома

Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

Отрывок из комплекса артикуляционной гимнастики

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

Ч А С И К И

Тик-так, тик-так,
Ходит маятник вот так!

Цель: вырабатывать умение чередовать движение языка к уголкам рта: вправо – влево.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем – влево. Чередовать движения под счет.

К А Ч Е Л И

Вверх – вниз,
Выше вверх,
Вверх – вниз,
И ниже вниз,
Ты качаться не ленись,
Язычок не торопись!

Цель: выработать умение чередовать движения языка вверх – вниз.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. Чередовать движения языка от верхней губы к нижней.

П О Ч И С Т И М З У Б К И

Чистить зубки часто надо,
Мама наша будет рада!

Цель: вырабатывать умение координировать движения языка. Сделать эти движения свободными.

Выполнение: рот закрыт. Передней частью языка поочередно облизывать то верхние, то нижние зубы.

Язычок наш словно бочка,
Покатился в наши щечки.

Цель: укрепить мышцы кончика языка.

Выполнение: рот приоткрыть, поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щечку.

Л О П А Т К А

Язычок широкий, гладкий –
Получается лопатка!

Цель: выработать умение делать язык широким и плоским.

Выполнение: приоткрыть рот, положить язык (сделать его широким, распластанным) на нижнюю губу. Удержать позу.

Порядина Анна Ивановна,
учитель-логопед

Памятка для родителей «Артикуляционная гимнастика»

МАДОУ № 3 «Морозко», учитель-логопед

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляцион­ная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляци­онная гимнастика.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер­ху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра­ста и усидчивости ребёнка.

Каждое упражнение повторяется 5-10 раз.

Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду .


«Лягушка» («Улыбочка»)

Улыбнуться, показать сомкнутые

зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (или «десять» затем вернуть губы в исходное

«Слон» («Дудочка»)

Сомкнутые губы вытянуть вперёд

и удерживать в таком положении до счёта «пять» (или «десять» затем вернуть губы в исходное

положение. Повторить 3-4 раза.

«Расчёска»

Улыбнуться, закусить язык

зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот.

Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка

с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики»

«Качели»

Улыбнуться, открыть широко

рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

«Индюк»

Улыбнуться, открыть рот, язык

поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была...

«Месим тесто»

Улыбнуться, открыть рот, покусать

язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами - пя-пя-пя...; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

Улыбнуться, открыть рот, положить

широкий язык на нижнюю губу и удерживать его

неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот; не

закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу в направлении сверху-вниз; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, высунуть

язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился).

Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

«Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком

языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

«Киска сердится»

Улыбнуться, окрыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

Улыбнуться, широко открыть

рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно,

под счёт до восьми.

«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот, «цокать языком» (как цокают копытами лошадки)

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу»

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить

звуки: д-д-д.

«Гармошка»

Улыбнуться, широко открыть рот, сделать «Грибок», Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

Оксана Кадыкова
Памятка для родителей «Методика проведения артикуляционной гимнастики»

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Для начала давайте определимся что такое артикуляционная гимнастика . Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата , а также умение объединять простые движения в сложные, эти движения необходимы для правильного произнесения звуков.

При систематическом выполнении артикуляционной гимнастики :

Улучшается кровоснабжение артикуляционных органов ;

Уменьшается напряжённость органов артикуляционного аппарата ;

Укрепляются мышцы языка, щёк, губ;

Улучшается подвижность артикуляционных органов ;

Родители должны помнить основные правила выполнения артикуляционной гимнастики :

1. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

2. Все упражнения выполняются сидя перед зеркалом, именно в таком положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено. Руки и ноги должны быть в спокойном положении.

3. Работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5-10 минут.

4. Упражнения выполняются от простых к сложным, проводить их лучше в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

6. Нельзя говорить ребёнку что он делает упражнение неверно,- это может привести к отказу выполнять движение, лучше делать акцент что другие уже получается, а если стараться получится и это упражнение. Выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребёнка. Похвала и поощрение придадут ребёнку уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Публикации по теме:

Памятка для родителей «Организация познавательно - исследовательской деятельности в домашних условиях» Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос любознательным и учился осознавать процесс своей деятельности, приобретая умение.

РОДИТЕЛЬ - Главный воспитатель, детский сад создан в помощь родителям в решение вопросов воспитания. Вносить плату за детский сад в течение.

Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельность. С помощью игры, ребенок в данном возрасте познает мир, учится.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ. 1. Создание благоприятной, доброй семейной атмосферы. Доброта начинается с любви к людям (прежде.

Памятка для родителейЧто такое психические процессы у дошкольников? Психические процессы - одна из групп психических явлений. Психические.

Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту» 1. Ласково, по имени называйте ребенка. 2. Учите с детьми стихи, пословицы о доброте.

Прием в детский сад осуществляется с 7. 00 до 8. 30. Своевременный приход в детский сад – необходимое условие правильной организации воспитательно.

Уважаемые родители!

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.

4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений,

5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

По материалам СМИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

«Рябинушка»

Артикуляционная гимнастика

«Весёлый язычок»

(памятка родителям)

2015 год

Заборчик

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Дудочка

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Чашечка

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка).

Чистим зубки

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

Маляр

Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

Лошадка

Вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

Индюки болтают

Языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл...".

Часики

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Качели

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

Барабанщик

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...".


П А М Я Т К А!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, координацией движений языка и губ.

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

I. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ:

1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

3. Легкое постукивание зубами -

губы разомкнуты.

4. «ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

II. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ:

1. «УЛЫБКА» - растягивание сомкнутых губ (зубы сжать)

2. «ТРУБОЧКА» вытягивание губ вперед.

3.Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».

(Три предыдущих упражнения вы-полняются также с сомкнутыми губами).

4. «ХОБОТОК» - вытягивание вперед и округление губ при этом открывая зубы

5.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

6.Вытягивание нижней губы под верхнюю .

  1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1. «БОЛТУШКА» - движения языком

вперед-назад.

2. «ЧАСИКИ» - вправо-влево

3. «КАЧЕЛИ» - вверх-вниз

4. Круговые движения языком.

5. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком.

6. «ЛОПАТКА» - широкий, мягкий,

расслабленный язык лежит на нижней губе,

7. «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед

8.«ЖЕЛОБОК» - высунуть широкий

язык, боковые края загнуть вверх,

втянуть в себя щеки и воздух.

9.«ГРИБОК» - широкий плоский

язык присасывается к твердому

небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам

10. «ЧАШЕЧКА» - широкий язык в

форме чашечки поднят кверху, края

прижаты к верхней губе

11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание

вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом

прижимается к нижним зубам.

12.«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» -

А) покусывание кончика

широкого языка («ЛОПАТКА»), губы при этом в улыбке;

б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами. «ПЯ-ПЯ-ПЯ»




 

Возможно, будет полезно почитать: