План индивидуальной коррекционно развивающей работы. Методы используемые в работе

Индивидуальный план коррекционно­
развивающей работы с воспитанником
средней группы.
на 2017­2018 уч.г.
Составил педагог­ психолог: Мурушкина Н.Б..

Индивидуальный план коррекционно­ развивающей работы с
воспитанниками подготовительной к школе группе.
Задачи:
развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального
отношения участников друг к другу;
знакомство со школьными правилами;
развитие произвольного поведения;
диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно­моторной
координации
Название занятия

п/п
1.
Занятие №1
С кем
проводилась
работа
(5­7мин.)Упражнение «Вежливые слова»
(2­3мин)Упражнение «Школьные правила»
(4­5мин.)Игра «Трутень и пчелы»
(2мин.)Физкультминутка
(7мин)Задание для диагностики тонкой
моторики, произвольности и зрительно­моторной
координации
2.
Занятие №2
(4­5мин)Упражнение «Вежливые слова ­
вежливые ответы»
(1­2мин)Игра «Пол ­ нос ­ потолок»

«Физкультминутка» (см. Занятие 1)
(4­5митн.)Упражнение «Фигурки из счетных
палочек - 1»
(7­10мин.) Диагностическое задание «Рисунок
человека»
3.
Занятие №3
(3­4мин.)Упражнение «Вежливость»
(2­3мин.)Упражнение «Школьные правила» (см.
Занятие 1)
(2­3мин.)Пальчиковая гимнастика
(4­5мин.)Тест «Корректурная проба
(3­4мин.)Задание для диагностики
пространственных представлений
(1­2мин.)«Физкультминутка
(4мин)Упражнение «Звуковые прятки»
Занятие №4
4
(3мин.)Игра «Трутень и пчелы» (см. Занятие 1)
(5мин.)Тренинг навыков школьного поведения
Шутов Саша
(2мин)Упражнение «Потопаем, похлопаем»
(9­10мин.)Упражнение «Складываем и считаем»
(2мин.)Физкультминутка (см. Занятие 3)
(3мин)Задание для выявления уровня зрительно­
моторной координации

5
Занятие №5
(4 ­ 5 мин.) Игра «Паутинка»
Шутов Саша.
(2 мин.) Упражнение «Школьные правила» (см.
Занятие 1)

(3 мин.) Упражнение «А в школе... »
(8 – 10 мин.) Упражнение «Цветные дорожки»
(2­мин.) Физкультминутка
(5 мин.) Диагностическое задание «Автопортрет»
6
Задание №6
(3 – 4 мин.) Упражнение «Вежливые слова» (см.
Занятие 1)
(8 – 9 мин.) Упражнение на развитие
произвольности
(2 ­3 мин.) Физкультмитнутка
(3 – 4 мин.) Игра «Трутень и пчелы» (см. Занятие
1)
(7 – 9 мин.) Упражнение «Классификация»
7
Занятие №7

(3 ­5 мин.) Упражнение «Передаем по кругу»
(7­ 8 мин.) Упражнение «Говорит один -
говорим хором»
(3 мин.) Упражнение «Фигурный диктант»

(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 3)
(5 – 7 мин.) Упражнение «Разрезные картинки»
8
Занятие№ 8

(3­ 4 мин.) Игра «Изобразим животных»
(5 мин.) Упражнение «Фигуры»
(3 ­4 мин.) Упражнение «Говорит один ­ говорим
хором» (см. Занятие 7)
(2 мин.) "Пальчиковая гимнастика
(4 мин.) Упражнение «Соединим точки по
порядку»
(2­Змин.) Упражнение «Фигурный диктант»
(1мин.) Физкультминутка
(6 ­7 мин.) Упражнение «Третий ­ лишний»
9
Занятие №9
(4 – 5 мин.) Игра «Летает - не летает»
(3­4 мин.) Упражнение «Фигуры» (см. Занятие 8)
(10 мин.) Упражнение «Разноцветные фигурки»

(5 мин.) Упражнение «Сортировка»
10
Занятие №10
(3 мин.) Игра «Дотроньтесь до...»
(2 мин.) Телесно­ориентированное

упражнение «Марионетки»
(8 – 10 мин.) Упражнение «Сложим
по образцу»
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 8)
(3 мин.) Сенсомоторное упражнение «Лежачая
восьмерка»
Дети соединяют ладони и вытягивают руки вперед.
(5­7 мин.) Упражнение «Хорошо или плохо»
8)
Заключительный этап (см. Занятие 1)
11
Занятие №11
(3 – 4 мин.) Игра «Робот»
Шутов Саша
(4 – 5 мин.) Упражнение «Правильно -
неправильно»
(7 – 8 мин) Упражнение «Клеточный диктант»
(2 мин.) Физкультминутка
(5 мин.) Упражнение «Что в мешочках?»
(4 ­5 мин.) «Подарок Деда Мороза»
12
Занятие №12


кулак ­ ребро»


13
Занятие №13
(4 ­5 мин.) Игра «Пол ­ нос ­ потолок»
(5­6 мин.) Упражнение «Симметрия»
(3 мин.). Сеисомоторное упражнение «Ладонь ­
кулак ­ ребро»
(4 ­ 5 мин.) Упражнение «Что исчезло?»
(2 ­ мин.) Физкультминутка (см. Занятие 11)
14
Занятие №14

(4 – 5 мин.) Игра «Море волнуется»
(3 – 5 мин.) Игра «Отгадай»
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика
(5 мин.) Упражнение «Внимание – рисуем»
(2 мин.) Физкультминутка
(8 – 10 мин.) Рисование «Зимняя картинка»
15
Занятие №15
Шутов Саша
(4 ­5 мин.) Игра «Карусели»
(4 мин.) Упражнение «Звуковые прятки» (см.
Занятие 3)
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика (см. Занятие
13)

(6 мин.) Упражнение «внимание ­­ рисуем!» (см.
Занятие 13)
(4 – 5 мин.) Упражнение «Узоры»
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 13)
(4 ­ 5 мин.) Упражнение «Говорит один ­ говорим
хором»
16
Занятие №16
(3 ­4 мин.) Игра «Скажем наоборот»
(5 мин.) Упражнение «Складываем буквы»
(2 – 3 мин.) Упражнение «Угадаем цифры»
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика
(5 мин.) Упражнение «Отличительные
признаки»
(1 мин.) Физкультминутка
(2 – 3 мин.) Упражнение «Чужое слово»
(4 мин.) Упражнение «Точечный диктант»
17
Занятие №17
(4 – 5 мин.) Игра «Где мы были, вам не скажем, а
что делали - покажем»
(4 мин.) Игра « Пол – нос ­ потолок» (см. Занятие
12)
(2 – 3 мин.) Игра «Угадаем словечко»
(2 мин.) «Пальчиковая гимнастика» (см. Занятие
15)

(10 мин.) Упражнение
Четвертый ­ лишний»
(2 мин.) Физкультминутка(см.Занятие 15)
(3 – 4 мин.) Упражнение «Самолеты»
18
Занятие№18

(5 – 6 мин.) Игра «Броуновское движение»

(5 мин.) Упражнение «Кто кем был? Кто кем
будет?»
(5 мин.) Упражнение «Клеточный диктант»
(2 мин.) Физкультминутка
(5 мин.) Игра «Запретное слово»
19
(3 ­ 4 мин.) Расслабляющий массаж головы,
ушных раковин, мышц лица
Занятие №19

(4 – 5 мин.) Игра «Земля – вода – воздух»
(3 мин.) Упражнения с карандашом
(6 мин.) Упражнение «Внимание ­ рисуем!» (см.
Занятие 13)
(3 мин.) Упражнение «Чем отличаются?»
(4 – 5 мин.) Упражнение «Домики»
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 17)

(4 ­5 мин.) Упражнение «Посчитай­ка!»
20
Занятие №20
(4 – 5 мин.) Игра « Пар – вода – лёд»
(2 – 3 мин.) Сенсомоторное упражнение
«Лежачая восьмерка» (см.Занятие 10)
(3 мин.) Расслабляющий массаж головы, ушных
раковин, мышц лица, артикуляционные
упражнения (^ См.: Куликовская ТА.
Артикуляционная гимнастика для малышей. ­ М.:
Книголюб.) (см. Занятие 18)
(5 мин.) Упражнение «Ассоциативные цепочки»
(5 мин.) Упражнение «Фигурный диктант»
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 18)
(5­7 мин.) Упражнение «Сложим квадраты»
На столе каждого ребенка ­ набор деталей для
складывания одного из квадратов:
21
Занятие №21
(4 ­ 5 мин.) Игра «Запретное движение»
(8­10 мин.) Упражнение «Загадки»
На магнитной доске ­ плакат «Загадки».
Психолог описывает одну из картинок,
например:
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика
(5 мин.) Упражнение «Необычные картинки»
(5 – 7 мин.) Физкультминутка
(5­7 мин.) Упражнение «Незавершенные

фигуры»
22
Занятие №22
3 – 4 мин.) Игра «Дотроньтесь до...»
(5 мин.) Упражнение «Божья коровка»
(8 – 10 мин.) Упражнение «Что следующее?»
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 20)
(5 мин.) Упражнение «Закончим предложения»
(1 мин.) Упражнение на расслабление
23
Занятие №23
(4 – 5 мин.) Игра «Аист ­ лягушка - солдат»
(5 мин.) Упражнение «Сравнение
геометрических фигур»
(5­7 мин.) Упражнение «Что изменилось?»
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 21)
(4 – 5мин.) Игра «Пол ­ нос - потолок» (см.
Занятие 2)
(5 – 7 мин.) Упражнение «Отличающаяся
картинка»
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика
24
Занятие №24
(5 мин.) Игра «Заяц и волки»
(2 ­ 3 мин.) Сенсомоторное упражнение

«Лежачая восьмерка» (см. Занятие 10)
(2­мин.) Пальчиковая гимнастика (см. Занятие
22)
(5 мин.) Упражнение «Посмотрим, запомним,
нарисуем»
(3 ­4 мин.) Упражнение «Один ­ много»
(2 мин.) Физкультминутка
(10 мин.) Упражнение «Фигурки из счетных
палочек»
25
Занятие №25
(5­7мин.) Игра «Кто быстрее?»
(4 – 5 мин.) Упражнение «Кто так говорит?»
(5 – 7 мин.) Упражнение «Слушаем и
выполняем»
(2 мин.) Физкультминутка
(10 мин.) Упражнение «Мое ­ не мое»
26
Занятие №26
(5 мин.) Психогимнастическое упражнение
«Незнайка»
(2 мин.) «Пальчиковая гимнастика»
(5 мин.) У п р а ж н е н и е «Какое слово
лишнее?»
(3 мин.) Физкультминутка
(5­7 мин.) Упражнение «Угадай букву»

29
Занятие №29
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика (см. Занятие
26)
(4 мин.) Игра «Да и нет не говорим»
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 26)
(3 мин.) Упражнение «Посмотрим, запомним,
изрисуем»
(7 – 10 мин.) Логические задачи «Домики»
Литература
Айзман Р., Жарова Г. и др. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в
экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. ­М., 2006.
Андреева Е.Д., Вохмянина Т.В. Программа работы психолога в детском
дошкольном учреждении. ­М., 1994.
Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском
саду. ­ М., 2007.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики. ­ М., 2005.
Ганичева И.В. Телесно­ориентированные подходы в коррекционной и
развивающей работе с детьми. ­ М., 2007.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. ­ М., 2006.
Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Н. Развиваем руки ­ чтоб и учиться, и писать,
и красиво рисовать. ­ Ярославль, 1998.
Детские загадки в кроссвордах. ­ М., 1993.

Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. ­
СПб., 2006.
Картинный словарь. ­ М., 2007.
Катаева Л.И. Коррекционно­развивающие занятия в подготовительной
группе. ­М., 2004.
Куликовская ТА. Артикуляционная гимнастика для малышей. ­ М., 2008.
Куликовская ТА. Массаж лицевых мышц для малышей. - М., 2008.
Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. ­ СПб., 1996.
Модестова Г.В. Скоро в школу. Экспресс­программы подготовки и
развития. ­ СПб., 2006.
Никитин Б.П. Развивающие игры. ­ М., 2004.
Павлова Т.И. Диагностика готовности ребенка к школе. ­ М.,2006.
Петровский В А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. ­
М., 1993.
Пожиленко ЕА. Артикуляционная гимнастика. ­ СПб., 2006.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. ­ М., 1993.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. ­ М., 2005.

Разделы: Работа с дошкольниками

Психологическая характеристика ребенка

Мальчик требует к себе повышенного внимания, не адекватен. На контакт со взрослыми идет с неохотой. Предпочитает подвижные игры, иногда конфликтен. В группе предпочитает общаться с мальчиками. Начатое дело не всегда доводит до конца. На занятиях отвлекается, не может сосредоточиться долгое время. Его бывает трудно дисциплинировать. По результатам анкетирования в декабре 2007 года у ребенка имеется 12 симптомов гиперактивности, когда норма – не более 7.

Не всегда умеет управлять своим поведением.

Не может долго выполнять что-либо (особенно за столом), не усидчив, много бегает, постоянно вертится, очень говорлив, не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то, часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых, часто не слышит, когда к нему обращаются, легко отвлекается, когда ему читают книгу, часто не доводит начатое дело до конца, избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение. Наблюдается у невропатолога. Диагноз – ЗПР, ЧБД синдром внимания и гипердинамии.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что с данным ребенком необходимо провести индивидуальные занятия по коррекции синдрома внимания и гипердинамии.

Занятия будут проводиться с декабря по февраль по одному занятию в неделю по 25 минут каждое, всего 10 занятий.

Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.

В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом воспитателей, родителей и на основании проведенного анкетирования.

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

В основу данной Программы легло методическое пособие И. Л. Арцишевской “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с.

Данная Программа имеет цель: Создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи :

  1. Совершенствовать произвольность и самоконтроль;
  2. Способствовать развитию внимания и воображения;
  3. Формировать согласованность действий;
  4. Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения;
  5. Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.

Программа включает в себя 10 занятий, которые будут проводиться с декабря по февраль в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня по 25 минут каждое. Предназначена для ребенка 6 лет для развития внимания, контроля за импульсивностью и управления двигательной активностью.

Методические приемы, используемые в программе:

  1. Игры на развитие внимания, воображения
  2. Игры и задания, направленные на развитие произвольности
  3. Дыхательные упражнения
  4. Релаксационные методы
  5. Обсуждение различных чувств
  6. Рисование.

Структура занятия:

В каждое занятие входят следующие игры и упражнения:

1. Для развития произвольности;

2. Для развития внимания и памяти;

3. Для развития моторики и координации движений;

4. Для преодоления застенчивости;

5. Для активизации подкорковых структур мозга;

6. На нормализацию мышечного тонуса.

В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Результативность проведенных занятий будет отслежена повторным анкетированием.

Тематический план занятий

№ занятия Задачи Кол-во часов Формы работы Методическое обеспечение
1 25 мин 1 Игра “Да” и “Нет” не говори.

2. Игра “Что исчезло?”.

3. “Бирюльки”.

4. Упражнение “Запомни и повтори движения”.

5. Дыхание с задержкой на вдохе.

6. Упражнение “Снеговик”.

10 игрушек, мелкие игрушки или спички
2 Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений. 25 мин Игра “Летает, не летает”.

Игра “Что изменилось?”.

“Хождение по линии”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Дерево”.

Игрушки, веревка длиной 3–4 м., мяч
3 Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин

“Внимание – рисуй”.

Пантомима “Петушки”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Пальчики”.

Рисунок. Лист белого цвета, карандаши, мяч.
4 Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Запретное движение”.

Игра “Слушай хлопки”.

Упражнение” Робот”.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Пальчики”.

Игрушки: машина, пирамида, Буратино, зайчик, ежик.
5 Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Запретное слово”.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”.

Упражнение “Вкусная конфета”.

Упражнение на дыхание.

Игрушки: матрешка, треугольная призма, мишка, девочка – кукла, самолет, кубики – 2 шт.
6 Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Да” и “Нет” не говори.

Игра “Запомни и повтори движения”.

“Бирюльки”.

Упражнение “Незнайка”.

Дыхание с задержкой на вдохе.

Упражнение “Снеговик”.

Спички или мелкие игрушки
7 Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Летает, не летает”.

“Корректурная проба”.

Упражнение “Перекрестные хлопки”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Пальчики”.

Бланк-задание “Корректурная проба”, мяч
8 Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Съедобное, не съедобное”.

“Лабиринты”.

Упражнение “Хождение по линии”.

Упражнение “Запомни и повтори движения”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Лодочка”.

Мяч, бланки с лабиринтами 2 шт., веревка или шнур 3 – 4 метра.
9 Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Запретное движение”.

Упражнение “Соедини по порядку”.

Упражнение” Робот”.

“Злой волк”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Дерево”.

Бланки с точками – 3–4 шт.
10 Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Раз-два-три-говори!”.

“Запомни и повтори движение”.

Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.

Упражнение “Незнайка”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Снеговик”.

Мольберт, мел, два кубика.

ЗАНЯТИЕ 1

1. “Да” и “нет” не говори”.

Психолог говорит:

Я задам тебе вопрос. Отвечая на него, ты не должен употреблять слова “да” и “нет”.

Психолог задает ребенку следующие вопросы:

Ты сейчас дома?

Тебе 6 лет?

Ты учишься в школе?

Ты любишь смотреть мультфильмы?

Кошки умеют лаять?

Яблоки растут на елке?

Сейчас ночь? И т. п.

2. “Что исчезло?”: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, “что исчезло”;

3. “Бирюльки”: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;

4. “Запомни и повтори движения”: психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения.

5. Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу “по-турецки” или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы.

6. “Снеговик”: ребенку предлагают представить себя только

что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды.

ЗАНЯТИЕ 2

1. “Летает - не летает”

Психолог называет разные предметы. Ребенок должен поднимать руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.

(Психолог, провоцируя ребенка, поднимает руки вверх при произнесении каждого слова).

2. “Что изменилось?”: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами.

3. “Хождение по линии”: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны.

4. “Зайка испугался”: ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики.

5. Ребенок, сидя на полу “по-турецки” и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: “ Вниз”.

6. “Дерево”: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. “Семечко” прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

II полугодие

Раздел 1.

Развитие произвольности психической деятельности

1.1. Игры на развитие внимания.

1.2. Включение элементов самоконтроля в процессы восприятия и двигательную деятельность.

1.3. Самоконтроль по данному алгоритму действий

1.4. Взаимоконтроль с опорой на инструкцию учителя.

Раздел 2. Развитие движений, различных видов праксиса

2.1. Произвольное регулирование состояния мышечного тонуса.

2.2. Произвольное торможение действий (разноимённые движения).

2.3. Тренировка быстроты и точности движений, динамической координации и согласованности движений.

2.4. Формирование плавности, ритмичности, переключаемости движений.

2.5. Статическая координация движений (копирование поз ведущего, упражнения на равновесие).

2.6. Воспроизведение последовательности движений по показу, по памяти, по инструкции.

2.7. Сопряжённость движений и ритмичной речи.

2.8 Последовательные и совместные движения рук и ног, их чередование.

2.9. Удержание позы кистей рук и пальцев.

2.10. Глазодвигательные упражнения.

2.11. Изменение направления движения по речевому сигналу (ориентация в пространстве).

2.12. Пространственная организация движений (выполнение движений по условным обозначениям).

2.13. Движение с ориентировкой в помещении по инструкции педагога.

2.14. Обозначение словом направления движения.

2.15. Воспроизведение ряда движений по памяти.

2.16. Разные виды шнуровок.

2.17. Работа со средней мозаикой.

2.18. Складывание фигур, букв из палочек, полосок по образцу и по памяти.

Раздел 3. Развитие перцептивно-гностических функций.

3.1.Усвоение оттенков цветов, например: светло-зелёный, зелёный, тёмно-зелёный. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.

3.2. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.

3.4. Раскрашивание по данной инструкции.

3.5. Сравнение предметов по 2-4 признакам. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.

3.6. Группировка предметов по 1-2 признакам.

3.7. Составление сериационных рядов из 4-6 предметов по заданному признаку.

3.8. Составление описания по картинному плану.

3.9. Вербальное описание предметов.

3.10. Рисование образов по слову. Упражнения «Ощупай и нарисуй».

3.11. Опознания пола, возраста героев по сюжетным картинкам.

3.12. Определение эмоций по сюжетным картинкам. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.

3.13. Узнать перечёркнутые изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

3.14. Узнать наложенные контурные изображения.

3.15. Определить буквы, цифры, расположенные неправильно.

3.16. Добавить недостающий элемент букве, цифре.

3.17. Выделить фигуры, предметы, буквы, цифры, наложенные друг на друга.

3.18. Упражнения на тренировку зрительной памяти: «Чего не стало?», «Найди картинки», «Что изменилось?», «Восстанови последовательность».

3.19. Нахождение различий у двух предметных, сюжетных картинок (до 10 отличий).

3.20. Восприятие на слух с последующим воспроизведением рядов слов, предложений.

3. 21. Характеристика звуков по громкости, длительности, высоте.

3.22. Закрепление понятий о величине предметов, фактурных, температурных, тактильных и вкусовых качества. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.

3.23. Срисовывание изображений по клеточкам

Раздел 4. Развитие пространственного восприятия.

4.1. Выкладывание рядов из цветных полосок, деталей мозаики с различными чередованиями.

4.2. Штриховка справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх.

4.3. Дорисовывание геометрических фигур, предметов.

4.4. Складывание предметов, сюжетных картин, разрезанных на 4-6 частей.

4.5. Рисование по образцу и речевой инструкции с пространственным расположением частей относительно друг друга.

4.6. Конструирование предметов с пространственным расположением частей относительно друг друга.

4.7. Графические диктанты.

4.8. Деление листа на глаз на две, четыре равные части.

4.9. Схематическое изображение предметов в классе.

4.1.0. Прохождение лабиринтов.

Раздел 5. Развитие графо-моторных функций.

5.1. Рисование спиралей, ритмичных цикличных линий: ломаные, волнистые, дугообразные.

5.2. Построение линий в разных направлениях с помощью линейки.

5.3. Нарисовать фигуру, предмет, букву, цифру, росчерк по образцу, по памяти.

5.4. Рисование бордюров, орнаментов по данному образцу, по памяти, продолжение рядов.

5.5. Безотрывное обведение сложных контуров, прохождение лабиринтов.

5.6. Штрихование.

5.7. Рисование фигур, предметов по данному образцу, представлению.

5.8. Дорисовывание контуров геометрических фигур, предметных изображений, сюжетных изображений.

5.9. Рисование восьмёрок с проговариванием.

5.10. Рисование геометрических фигур левой и правой рукой (межполушарное взаимодействие).

Раздел 6. Развитие временных представлений.

6.1. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

6.2. Закрепление представлений о частях суток, временах года, днях недели.

6.3.Закрепление последовательности частей суток, времён года: до, после, между.

6.4. Усвоение конструкций: после какого времени года (месяца) наступает, перед каким временем суток будет.

6.5. Месяцы каждого времени года. Количество месяцев в году.

6.6. Знакомство с циферблатом. Определение времени с точностью до часа, получаса.

6.7. Сравнение мер времени: сутки – час – полчаса.

Раздел 7. Развитие мышления

7.1. Формирование понятий: «столько же», «больше на», «меньше на».

7.2. Сравнение двух предметов по заданным свойствам с последующим выводом.

7.3. Анализ картинок со скрытым смыслом. Обнаружение «нелепостей» в картинках.

7.4. Складывание из осколочных частей картинок, фигур

7.5. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д

7.6. Решение задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.

7.7.Повторение цепочки действий. Определение последовательности действий по данной фразе.

7.8. Определение понятий.

7.9. Классификация предметов по разным параметрам

7.10. Отгадывание загадок, основанных на перечисление внешних признаков предмета.

Раздел 8. Развитие речевой деятельности

(понимание речи)

8.1. Реагирование на собственное имя

Увеличение активного и пассивного словаря по лексическим темам

8.2. Показ желаемого предмета

8.3. Различать слова, обозначающие действия (понимание речевых указаний)

8.4. Реагировать на вопросы (показывать соответствующие картинки, отвечая на вопросы «Кто?», «Что?», «Где?»)

8.5. Понимать указания, состоящие из нескольких слов

8.6. Пересказ по вопросам, по серии картинок услышанного.

8.7. Пересказ (рассказывание) с опорой на картинно-графический план.

8.8. Группы слов, относящихся к одной категории, к одной ситуации.

8.9. Невербальные компоненты коммуникации (драматизации историй

Раздел 9. Развитие математических представлений

9.1.Прямой и обратный счёт в пределах заданного числа

9.2. Пересчёт предметов, соотнесение цифры с количеством предметов.

9.2.Геометрический материал. Распознавание, называние геометрических фигур. Определение формы предметов путем соотнесения

9.3. Арифметические действия.

9.4.Составление арифметических задач по предложенному сюжету. Решение и ответ задач.

Раздел 10. Мнестические процессы

10.1. Перевод из тактильной в зрительную модальность.

10.2. Перевод из тактильной в слухоречевую модальность.

10.3. Перевод из зрительной в тактильную модальность.

10.4.Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность.

10.5. Перевод из слуховой в тактильную модальность.

10.6. Перевод из слуховой в зрительную модальность.

Раздел 11. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация

11.1. Называть своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, имена родителей

11.2. Узнавать и называть предметы домашнего обихода, их назначение

11.3.Узнавать времена года, их последовательность

11.4. Узнавать и называть домашних и диких животных

11.5. Узнавать и называть птиц

11.6. Узнавать и называть транспортные средства

11.7. Узнавать и называть основные профессии

Мониторинг и оценка динамики обучения

Светлана Чупина
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Перспективный план индивидуальной коррекционно – развивающей работы

20---20___учебный год

Фамилия, имя ребёнка___

Мероприятия Периоды

I. Нормализация тонуса мышц органов артикуляции :

Мимические упражнения

Самомассаж органов артикуляции

Логопедический массаж :

При ригидном синдроме (повышенном тонусе) ;

При паретическом синдроме (пониженном тонусе) ;

II. Нормализация моторики органов артикуляции, формирование определенных артикуляционных укладов :

Освоение комплекса основных артикуляционных упражнений;

Комплекс упражнений, необходимых для произнесения свистящих звуков;

Комплекс упражнений, необходимых для произнесения шипящих звуков;

Комплекс упражнений, необходимых для произнесения звука Л;

Комплекс упражнений, необходимых для произнесения звука Р;

III. Нормализация речевого дыхания :

Дыхательная гимнастика;

Игровые упражнения;

IV. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия :

Узнавание неречевых звуков;

Различение слов, близких по звуковому составу;

Дифференциация слогов;

Дифференциация фонем;

Развитие навыков элементарного звукового анализа

V. Коррекция звукопроизношения :

Определение последовательности над постановкой звуков;

- отработка основных артикуляционных укладов, нуждающихся в уточнении и коррекции (подготовка к постановке звука) ;

Постановка свистящих звуков;

Постановка шипящих звуков;

Постановка аффрикатов;

Постановка звука Л;

Постановка звука Р;

Автоматизация звуков___в слогах и словах;

Автоматизация звуков___ во фразовой речи;

Дифференциация звуков ___в слогах, словах;

Дифференциация звуков___во фразовой речи;

Введение звуков___ в речь

VI. Коррекция слоговой структуры слова

VII. Развитие мелкой моторики :

Пальчиковые игры и упражнения;

Действия с различными материалами (конструктором, счётными палочками, массажными шариками и др.) ;

Пальцевые пробы (на одной или обеих руках)

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2017–2018 учебный год Ф. И. ребенка: Голубенко Андрей Психологическое заключение: Гиперактивность синдром дефицита внимания, ЗРР. Вид коррекционной работы: Укрепление.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы с низким уровнем подготовки к школе План индивидуальной коррекционно – развивающей работы. Ф. И. ребенка Проблема: низкий уровень познавательных психических процессов. Форма.

План индивидуальной работы Месяц Февраль 2016г. Основные задачи коррекционно-развивающей работы Формировать умение сравнивать две группы предметов, уравнивать неравные.

План индивидуальной работы Организационные мероприятия: установочная конференция, знакомство с планом работы. Знакомство с базой ДОУ, с задачами, направлениями, своеобразием.

План индивидуальной работы План индивидуальной работы Организационные мероприятия: установочная конференция, знакомство с планом работы. Знакомство с базой ДОУ,.

План индивидуальной развивающей работы для детей младшего возраста План индивидуальной развивающей работы ФИ: К. Д Возраст: 1г 9мес Основания для работы: По результатам комплексного обследования выявлено,.

План-конспект практикума коррекционно-развивающей работы «Украшаем нашу ёлку» План – конспект практикума коррекционно – развивающей работы «Украшаем нашу ёлку» Участники мероприятия: Зверева М. А. – учитель-дефектолог.



 

Возможно, будет полезно почитать: