Планирование в костюме как называется. Вингсьют и его идейные вдохновители белки-летяги: как устроен «умный» костюм

Хорошо бы мне птицей стать, и в большого орла превратиться… Такую песню, в исполнении группы Круиз, можно было слышать в середине восьмидесятых прошлого века. Нет такого человека, который хоть раз во сне не поднимался в небо. Ощущал наслаждение свободного и лёгкого полёта. Мечты, мечты. Они пожирали умы людей всех сословий и вовсе времена. Начиная со сказок о коврах самолётах и легенд о Дедале и Икаре, и первыми пробами прототипами и чертежами Да Винчи, желание летать постепенно вошло в нашу жизнь. И непросто вошло, а воплотило идею в жизнь.


Сам себе планер.
Свободное парение в воздухе без дополнительных, громоздких приспособлений долгое время оставалось не доступным многим изобретателям. Дельтоплан и парашют крыло уже не удовлетворял потребности людей. И вот, в 1996 году человек впервые смог произвести свободное планирование. И использовал он в этом только необычные элементы своей одежды.
Этим новатором стал Патрик Де Гайардон. Свой первый полёт он продемонстрировал в Париже, приведя в изумление, видавшую виды публику. Так, был заложен новый вид спорта – вингсьют.
Wing – крыло, такой перевод имеет это слово с английского языка. Suit завершает общий смысл выражения. Одежда в виде крыла. Тем, кто ещё не представляет о чём идёт речь, достаточно представить белку-летягу или летучую мышь.
Форма вингсьют представляет собой следующее. Если человек раскинет руки в стороны и раздвинет ноги пошире, то эта одежда будет представлять подобие перепонок между конечностями. Попадая в сильный воздушный поток, они начинают работать как своеобразные крылья. При этом давая возможность производить управление полётом. Ещё в пятидесятых были попытки сделать что-то похожее. Но именно Де Гайардон додумался до использования двухслойной ткани в рыле, чтобы при совершенно малой площади можно было создать достаточную подъёмную силу.


И почему они летают?
Wingsuit является одним из видов парашютного спорта. Если точнее, то это продолжение скайдайвинга. Спортсмен поднимается на самолёте, на высоту до 4000 метров и совершает прыжок. В воздухе он разворачивает «крылья» и начинает скользить по воздуху. Скорость, которую может развить любители вингсьюта достигает ста восьмидесяти километров в час. Причём, при правильном управлении, и определённом опыте, горизонтальная скорость будет намного больше, чем скорость падения.
Первые опыты использования крыла, позволяли изобретателю пролететь над землёй расстояние, равное высоте с которой был произведён прыжок. Теперь дальность и стиль полётов значительно изменились.
В небе конструкция костюма позволяет производить самые разнообразные трюки, порой самые невероятные. Патрик Де Гайардон в своё время поразил публику, выпрыгнув из самолёта и, пролетев на большое расстояние, снова забрался в него на меньшей высоте. При этом он легко управлял положением своего тела в пространстве.
Вингсьют даёт человеку намного больше возможностей для воздушной акробатики. При помощи его технологии появляется возможность планировать и при этом не использовать самолёт для подъёма на высоту. Достаточно выбрать пологий склон и, разогнавшись, кинуться навстречу воздушным потокам, которые оторвут человека от земли.


Осторожно – вингсьют.
Посадка в этом виде скайджампинга производится при помощи обычного парашюта. Сколько уже было попыток совершить приземление только при помощи костюма. К сожалению, все они оказывались неудачными. Какая бы ни была малая вертикальная скорость падения, она в составе с горизонтальной, создавала смертельно опасную ситуацию. За время существования Wingsuit, только по официальным данным, погибло более семидесяти человек. А сколько было травм никто уже и не считает. Сам изобретатель погиб, выполняя очередной трюк. Удачно сесть без парашюта смог только американский каскадёр Гарри Коннери. Он совершил благополучную посадку на площадку, заставленную пустыми картонными коробками. Это достаточно смягчило удар о землю и позволило герою внести своё имя в историю воздухоплавания.
Как бы там ни было, неудачи отнюдь не заставляют людей отворачиваться от вингсьют. Даже наоборот, всё больше искателей воздушного адреналина пополняют его ряды.


А всё не так уж и дёшево.
Но стать человеком. Который занимается этим видом спорта совсем непросто. Один только комплект костюма стоит пять тысяч долларов США. Недёшево обойдётся и сама наука. Для начала необходимо иметь за спиной не менее 200 прыжков с парашютом. Затем начинаются упорные тренировки под присмотром опытного инструктора. Средняя стоимость подготовительного курса колеблется в пределах 50000 рублей. Один только час в аэродинамической трубе оценивается в двадцать тысяч. И всё равно, настоящего любителя неба не остановят никакие препятствия!

Для занятия разными видами спорта необходимо специальное снаряжение. Для прыжков с высоты и планирования по воздуху используется костюм, который называется вингсьют. Он имеет важные детали, от которых зависит цена такой спецодежды.

Что это такое вингсьют?

Современный специальный комбинезон, используемый в экстремальном виде спорта, который подразумевает совершение прыжков с высоты, называется вингсьютом. Он имеет необычные элементы, позволяющие сократить ускорение свободного падения за счет создания небольшой подъемной силы. Между ногами и под руками к костюму приделаны специальные перепонки, похожие на те, что есть у летучих мышей. Вингсьютинг зародился в 90-е, когда увлечение парашютным спортом стало массовым и хотелось получить что-то более экстремальное.

Вингсьют – скорость

Специальный костюм помогает сократить ускорение свободного падения, благодаря чему человек может получить невероятное удовольствие. Прыжки с вингсьютом совершаются с разных поверхностей, и вертикальная скорость полета снижается до 100 км/ч, а вот длительность свободного падения доходит до 2-х минут. Стоит заметить, что некоторые мастера могут летать в горизонтали до 3-х минут. В результате подсчета можно сделать вывод, что снижаясь на 1 км, человек пролетает 2-2,5 км по горизонту.

Вингсьют – где можно прыгнуть?

Есть два варианта, каким образом можно совершить прыжок, надев костюм вингсьют. Как и обычные парашютисты, прыгать можно с самолета и вертолета, просто сначала спортсмен «летает», а затем он уже раскрывает парашют и выполняет приземление. Полет на вингсьюте можно совершить и прыгнув со скалы или другого высокого строения. В таком случае важен хороший разбег и открытая территория.

Костюм вингсьют

Среди спортсменов и людей, знакомых с этим направлением, комбинезон вингсьют называют костюмом белки или человека-птицы. Есть версия, что француз, который разработал прототип современного вингсьюта, использовал принцип полета белок летяг, но мало кто в это верит. Вингсьют без парашюта имеет хорошие летные характеристики благодаря площади и особенностям «крыльев».

Многочисленные модели имеют разную форму и размер. Есть варианты, которые крепятся к рукам и корпусу, а еще соединяют ноги. Они имеют небольшую площадь и повторяют силуэт птицы. Есть комбинезоны с крыльями, которые соединяются между собой, образуя четырехугольник. В большинстве случаев спортсмены пробуют полетать в разных моделях, а затем подбирают для себя самый удобный вариант.

Сколько стоит вингсьют?

Пошивом костюмов занимается несколько компаний, которые предлагают разные модели широкой ценовой категории. Если интересует, за сколько можно купить костюм для вингсьюта, тогда следует знать, что стоимость хороших комбинезонов колеблется в пределе от $750 до $1750. Есть варианты и подешевле и обойдутся они в $400 и такая спортивная одежда представлена от французского производителя Fly Your Body. Люди, которые профессионально занимаются этим спортом, могут приобрести для совершения прыжков в стиле BASE с гор костюм за $3000.

Вингсьют – обучение

Назвать вингсьют безопасным направлением в спорте нельзя, поэтому для занятий необходимо пройти подготовку, которая включает обучение в парашютной школе и вступление в парашютный клуб. Инструктор по вингсьюту выдаст заверенную книгу для учетов полетов, и если актуального допуска нет, тогда должен быть совершен контрольный прыжок. Нужно будет купить вингсьют, страховочный полис и пройти медицинский осмотр.

Для собственной безопасности рекомендуется пройти базовый курс прыжков и иметь за плечами практику во фрифлае, чтобы иметь навыки управлением телом, находясь в любом положении, например, вниз головой или на спине. Кроме того, что нужно купить специальный комбинезон, еще следует приобрести парашютную систему, шлем, перчатки и обувь. Если не хотите покупать экипировку можно взять напрокат.

Как управлять вингсьютом?

Начинать заниматься этим видом парашютного спорта специалисты рекомендуют не раньше, чем после совершения 200 прыжка с обычным парашютом. Вингсьют – спорт, который требует от человека отличного владения своим телом. Управление чудо-костюмом происходит в результате изменения угла падения и положения тела. Все модели вингсьютов имеют специальный механизм быстрого отсоединения, благодаря чему можно выбрать свободный режим полета, а не планирование. На некоторых моделях разъединяется мембрана между ногами, чтобы не сковывать движения во время приземления.


Вингсьют – как приземляются?

Поскольку прыжки с вингсьютом – разновидность парашютного спорта, правила приземления идентичны:

  1. Приземление вингсьют начинается с высоты до 150 м, и в этот момент спортсмен должен находиться лицом к ветру.
  2. На высоте от 100 до 150 м нужно подготовиться, соединив ноги в коленях и ступнях, и учитывая скорость ветра, вынести их вперед. Если погода штилевая, тогда они должны быть практически в вертикальном положении, полусогнутыми в коленях. Ступни ног удерживайте параллельными земле.
  3. Земли должны коснуться одновременно обе ноги полной ступней. Учтите, что для уменьшения силы удара, следует слегка согнуть ноги в коленях и держать их напряженными. Не нужно стараться устоять на ногах и лучше упасть вперед или на бок.
  4. Чтобы погасить купол парашюта, необходимо взять несколько нижних строп и потянуть их к себе, перехватывая руками. Делать это следует до того, пока результат не будет достигнут.

Вингсьют – статистика смертности

Чтобы разобрать риски, связанные с вингсьютом, нужно учитывать, что есть два варианта:

  1. Прыжок с самолета. Человек может получить травму или даже умереть из-за неправильного приземления, нераскрытия парашюта, открытия запаски на маленькой высоте, неисправности парашютной системы и вингсьюта. Смертность составляет от 0,001% до 0,03% всех выбросов из самолета.
  2. Прыжки BASE. Все чаще можно услышать сообщения, что спортсмен вингсьют разбился, прыгая со скалы. Это очень рискованный спорт и основные опасные факторы следующие: непредсказуемый рельеф, неправильно рассчитанная траектория полета, неудачный начальный прыжок, неисправность костюма и нестабильность полета. Согласно статистике примерно 30% спортсменов разбиваются после удара о склон горы. Вингсьют – вид спорта, при котором смертность составляет от 0,1% до 0,2% всех BASE.

Вингсьют (wingsuit) — костюм-крыло из ткани. Полёты в нем более всего близки к полету птиц, и не смотря на то, что они являются разновидностью прыжков с парашютом, этот экстремальный и очень захватывающий способ проведения досуга больше похож на бэйсджампинг.

Пожалуй, знакомство с вингсьютчиками (назовем так людей в вингсьютах) нужно сразу начинать с этого видеоролика, вряд ли он кого-то оставит равнодушным:

Wingsuit Basejumping
The Need 4 Speed: The Art of Flight

Попытки человека летать известны со времен античного мира, когда мифический Дедал бежал со своим сыном Икаром из критской неволи, смастерив обоим крылья из перьев и воска.

Люди мастерили крылья как у птиц и летучих мышей и пытались прыгать со своими изобретениями с высоты: история сохранила имена 75 изобретателей - почти все они погибли. Чрезвычайно высокая смертность привела к тому, что в 1950-х годах американская федерация парашютного спорта USPA запретила любые испытания крыльев типа "летучая мышь", и этот запрет продержался до конца 1980-х годов. Запрет был снят, когда бэтменов уже не осталось, а видеооператоры повсеместно стали использовать перепонки между телом и руками - небольшие крылья - для удобства воздушной съемки.



В середине 1990-х годов француз Патрик де Гайардон изобрел современный вингсьют ("wingsuit" - "костюм-крыло"): три двухслойных крыла (вместо двух), надуваемых набегающим потоком (ram-air). Все они имеют внутри нервюры, надуваются набегающим потоком через воздухозаборники, и при полёте парашютиста вперед создают подъемную силу. Кроме того, давление внутри крыла создает необходимую жесткость, что существенно снижает нагрузку на руку.

К сожалению, Гайардон погиб в 1998 году во время испытания новой модели своего изобретения. Позже разработкой костюма для полетов занялись Яри Куосма и Роберт Пекник, которые впоследствии основали свою собственную компанию "BirdMan, Inc.", положив начало популяризации вингсьютов. После них итальянец Лоик Жан-Альбер основал другую крупную компанию, чьей задачей стало продвижение вингсьютов с одним крылом - "Fly Your Body".


Сегодня существует несколько разновидностей вингсьютов: Classic для начинающих, GTI для промежуточного уровня, и Skyflyer для продвинутых парашютистов. Каждый такой костюм оснащен системой быстрого отсоединения для безопасного приземления на любом этапе полета.


Не стоит, однако, полагать, что вингсьюта достаточно для совершения прыжка: спортсмену для призмеления обязательно нужен парашют.
По способу осуществления прыжки в вингсьюте очень напоминают бэйсджампинг, который также совершается с неподвижных высотных объектов. Однако в вингсьюите парашютист летит вперед, а не вниз - он как бы парит.


Вертикальная скорость снижается до 100 км/ч, а длительность полета в свободном падении доходит до двух минут (но есть мастера, которые способны лететь по горизонту до 3 минут): то есть снижаясь на 1 километр, спортсмен пролетает 2-2,5 км по горизонту.
Прыжки в вингсьюте могут совершаться как в одиночку, так и в команде (в "стае"). Мировой рекорд группового прыжка в вингсьютах составляет 71 человек, которые в свободном парении построили сложную формацию в виде бомбардировщика.
В 2004 году в вингсьюте был совершен межконтинентальный перелет через Босфор, а в 2008 году - через Гибралтарский пролив.










Вингсьют (wingsuit) - костюм-крыло из ткани, облачившись в который можно на пару минут почувствовать себя птицей, Суперменом или Бетменом - и зарядиться сумасшедшей порцией адреналина! Если в прыжке с парашютом вы просто спускаетесь вниз, то вингсьют позволяет двигаться вперёд и маневрировать, как это делают пернатые. Разбегаешься, отталкиваешься от края горного утёса - и начинается головокружительный полёт над зелёной пропастью… Как был создан крылатый костюм, чем отличается вингпек от вингсьюта, где можно попрактиковаться в необычном виде спорта и какие для этого нужны навыки - обо всём этом и будет наш рассказ.


Желание летать преследовало человека с незапамятных времён - эта тайная страсть проявляла себя в образе Дедала и Икара, ангелов и херувимов, ковра-самолёта и летучего голландца. За минувшее столетие мечта, казалось бы, сбылась - мы испытали дельтапланы и кукурузники, а затем дело дошло и до сверх-звуковых истребителей. Но всё не то. Хочется просто надеть пару крыльев и…

75 отважных изобретателей мастерили собственные крылья «а ля летучая мышь» и упорно испытывали их на практике. Но увы, лишь троим из них удалось отделаться испугом и синяками, так что в 1950-х годах американская федерация парашютного спорта USPA запретила любые испытания такого рода. Но через тридцать лет запрет был снят: для удобства воздушной съемки многие операторы кроме парашютов стали использовать перепонки между телом и руками.

Современный вингсьют изобрел в середине 1990-х годов Патрик де Гайардон. Парашютный спортом он увлёкся ещё в армии: в в 1985 и 1987 годах молодой француз стал победителем чемпионата Франции по фристайлу, а в 1986 завоевал серебро на мировом чемпионате. Патрик так же внёс свою лепту в создание нового вида спорта - скайсёрфинга (свободный полёт на доске для сёрфинга). Он придумал систему безопасного открепления от «лыжи» и первым совершил испытательный прыжок.

Но удача не всегда улыбается даже самым смелым из испытателей. Гайардон погиб в 1998 году во время тестирования новой модели вингсьюта, поэтому его усовершенствованием занялись Яри Куосма и Роберт Пекник. Эти находчивые джентльмены впоследствии основали компанию «BirdMan, Inc.», которой мир обязан возросшей популярности прыжков с вингсьютом. Их основной конкурент - Лоик Жан-Альбер, основатель итальянской фирмы «Fly Your Body».

Три двухслойных крыла имеют внутри нервюры (каркас) и надуваются набегающим потоком через воздухозаборники, создающие подъемную силу при полёте парашютиста вперед. Давление внутри крыла придаёт ему необходимую жесткость, что существенно снижает нагрузку на руку.

В вингсьюите «воздухоплаватель» снижается со скоростью всего 100 км/ч, и за две, максимум три минуты успевает преодолеть до двух с половиной километров (на каждую тысячу метров высоты прыжка). При этом многое зависит от самого парашютиста, но правильно сгруппироваться для достижения наилучшей скорости планирования - задача не из простых. Каждый мастер этого дела вырабатывает свои позиции ног, рук и тела, которые не подходят другим парашютистам - ведь рост, вес и размер конечностей у каждого человека индивидуальны.

Прыжки в вингсьюте можно совершать не только в одиночку, но и «в стае». Так, в 2004 году группа энтузиастов с «закрылками» совершила межконтинентальный перелет через Босфор, а в 2008 году - через Гибралтарский пролив. Мировым рекордом стал групповой прыжок 71 человека в вингсьютах, которые во время полёта выстроились в сложную фигуру в виде бомбардировщика.

Где полетать с вингсьютом?

Всем, кто хочет испытать на прочность свои нервы в этом увлекательном деле, следует знать: туроператоры не предоставляют туров по прыжкам с вингсьютом. Единственный вариант - приобрести вингсьют у производителя, что сделает ваши карманы легче на каких-нибудь 5 тысяч евро.

Ведущие производители «суперкостюмов» продвигают свои собственные программы обучения для инструкторов и новичков. Но прежде, чем вам позволят облачиться в летучую покупку, вам придётся совершить не менее 200 тренировочных прыжков с обычным парашютом и научиться самым простым правилам поведения в воздухе. А потом уже можно покорять любые горные вершины!

Сегодня в продаже есть несколько разновидностей вингсьютов: «Classic» для начинающих, «GTI» для среднего уровня и «Skyflyer» для самых продвинутых экстремалов. Кроме того, не обойтись и без парашюта - ведь для приземления вингсьют не приспособлен.

Вингпек, он же «Грифон» - персональный летательный аппарат с жёсткими крыльями (размах в два метра). Он оснащён собственным реактивным двигателем и позволяет развивать большую скорость, чем вингсьют: 300 км/ч в течение 10 минут. Руки в полёте остаются свободными, но парашют для приземления в 55-килограммовом костюме по-прежнему необходим.

Изобрёл эту «крошку» швейцарский конструктор Ив Росси (Yves Rossy), который в 2008 году на перелетел своих крыльях Ла-Манш, Большой Каньон и швейцарские Альпы. Правда, стоимость «Грифона» измеряется большим количеством нулей, в сравнении с которыми расходы на заправку топлива - просто пустяк.

Кто не помнит очаровательную белочку-летунью, коварно отнявшую у главного героя в третьей части «Ледникого периода»? Кому, как не этому редкому зверьку, лучше знать ощущения вингсьютеров? Белка-летунья (Pteromys volans) обитает в Америке, Японии, Корее, Финляндии и России. Меховые перепонки по бокам помогают грызунам планировать с дерева на дерево, преодолевая до 60 метров по нисходящей параболической кривой. Причём уже во время полёта может изменять натяжение перепонок и таким образом сворачивать со своей траектории даже под прямым углом!

Такая весёлая зверюшка может стать и домашним питомцем: в этом случае срок жизни белки-летуньи увеличивается в два раза (до 10 лет). А любимую еду этого пушистого чуда раздобыть будет совсем несложно - белка любит ольховые и берёзовые серёжки, молодую кору и побеги деревьев, семена сосны и лиственницы, ягоды и орехи. Вот такой не привередливый попрыгун!

В последнее время в сети появилось большое количество завораживающих видеороликов о людях, планирующих в воздухе в специальных костюмах. Зрелище парящих на высоте птичьего полета смельчаков не может оставить равнодушным, сердце сжимается после каждого их виража.

Называется этот сверхэкстремальный вид спорта – вингсьютинг. Идея летать в специальных костюмах была позаимствована у белок-летяг. Долгое время попытки сконструировать костюм для полетов заканчивались трагично. Только около двадцати лет назад была разработана современная надежная форма вингсьюта. Костюм был оснащен тремя крыльями (вместо двух, как в более ранних версиях), оборудованными двумя слоями ткани, способными наполняться набегающим воздушным потоком.

Одна из сложнейших дисциплин парашютного спорта

Получить возможность планировать над землей имеют далеко не все. Для того чтобы начать полеты в вингсьюте, необходимо предварительно совершить не менее двухсот прыжков с парашютом.

В отличие от прыжков с парашютом, движение совершается не вниз, а вперед, напоминая полет птицы . Управление вингсьютом происходит посредством изменения угла падения или положения тела.

Картина, которая открывается глазам вингсьютера, стоит сотен предварительных прыжков с парашютом. Во время одного прыжка пилот пролетает около 2,5 километров по горизонту на один километр высоты. Просто трудно поверить в то, что за пару минут человек пролетает до пяти километров.

В несколько раз больше адреналина можно получить, если совершать прыжки в вингсьюте с крутого склона гор, пролетая буквально в паре метров от скалы. Строение костюма и осуществление полета в направлении траверса склона позволяют пилоту максимально следовать горному рельефу, совершать различные маневры, регулируя высоту над склоном и довольно быстро удалиться на безопасное расстояние от скалы, чтобы раскрыть парашют.

Для осуществления прыжка пилот поднимается на высоту около четырех километров. Начальная скорость полета составляет около 180 километров в час.

Несмотря на дороговизну снаряжения (прим. 5 тысяч долларов) и строгие условия допуска к полетам, количество поклонников этой воздушной феерии с каждым днем неуклонно растет.

В итоге, усовершенствовав летательный костюм, Патрик добился практически невозможного – он совершал прыжок из самолета, несколькими километрами ниже догонял его и залезал обратно! Общее количество его прыжков с парашютом превысило 12000. Спустя восемь лет после первого испытания вингсьюта, де Гайрдон трагически погиб из-за отказа основного парашюта во время одного из прыжков.

Рекорды на вингсьюте

Без парашюта приземление вингсьютера практически невозможно. Для того чтобы уменьшить скорость падения и увеличить подъемную силу необходимо увеличить площадь крыльев, что в свою очередь невозможно из-за ограниченных возможностей человеческого тела. Единственный возможный вариант – применение жесткого каркаса крыльев, но это будет уже далеко не вингсьют.

Единственный в мире человек, приземлившийся без парашюта, в одном костюме – каскадер Гари Коннери . Прыгал он с высоты чуть больше 700 метров и приземлялся подобно самолету на посадочную полосу из картонных коробок. Сомнительное удовольствие, если честно.

Захватывающее зрелище представляет собой полет в составе большой группы – в стае. Что примечательно, во время полетов вполне успешно можно разговаривать друг с другом для согласования совместных действий. Пальму первенства занимает прыжок, в котором принял участие одновременно 71 пилот. Для большей зрелищности участники выстроились в виде бомбардировщика.

На стадии испытаний находится костюм, оснащенный реактивным двигателем. Трудно представить, какие возможности откроются вингсьютерам с таким оборудованием!

Большую сложность представляет расчет маршрута полета и соответствие ему. В конечной точке пилота всегда ожидает сопровождающая группа, которая в случае чего сможет оказать медицинскую помощь. Но, несмотря на огромный риск и высокую стоимость подготовки, полет в костюме белки-летяги того стоит.

Фотографии полетов с вингсьютом



 

Возможно, будет полезно почитать: