Подвижная игра не дай мяч водящему цель. Подвижная игра «Перебрось через планку». Старт за мячом

Количество играющих : до 10 человек.

Место и инвентарь: зал, площадка; большой мяч.

Подготовка. Играющие образуют круг диаметром в 8- 10 м. В центр круга становятся 2-3 водящих. Одному из стоящих по кругу дается мяч.

Описание. По сигналу играющие начинают передавать мяч друг другу. Водящие пытаются перехватить мяч или коснуться его. Если им это удается, то игрок, допустивший ошибку, занимает место водящего, который переходит в круг.

Правила: 1) водящий имеет право касаться мяча не только в воздухе, но и в руках у играющих; 2) нельзя бегать с мячом в руках; 3) не разрешается перебрасывать мяч через голову водящих.

Методические указания. Необходимо обратить внимание играющих на важность применения отвлекающих движений с мячом и согласованность действий водящих. Чтобы приучить играющих сохранять свое место, можно расставить их по начерченному кругу.

Педагогическое значение. Игра относится к числу подготовительных к баскетболу, ручному мячу. В ней учащиеся осваивают навыки техники и тактики этих игр.

«Бой петухов»

Место: зал, площадка.

Подготовка. Играющих распределяют по парам в соответствии с их возможностями. В каждой паре играющие становятся друг против друга на одной ноге, согнув другую нoгу, руки за спину.

Описание. По сигналу играющие стремятся толчком плеча вывести из равновесия «соперника», заставив его стать нa две ноги. 3а каждую удачную попытку насчитывается одно очко. Выигрывает набравший больше очков.

Правила: 1) нельзя толкать руками; 2) нельзя менять ногу без команды.

Методические указания. Площадка для игры должна быть ровной, без ям и выбоин. В зале нельзя допускать скученности играющих, что может привести к травмированию.

Педагогическое значение. Игра используется главным образом в вводной части урока. Она способствует развитию силы, ловкости, быстроты реакции

«Класс, смирно» .

Место: зал, площадка.

Подготовка. Играющие строятся в одну шеренгу.

Описание . Руководитель подает различные команды. Нужно выполнять те из них, перед которыми будет сказано слово «класс». Ошибающиеся делают шаг вперед, но продолжают играть. В конце игры отмечают самых невнимательных.

Правило: игрок, не выполнивший команду с предварительным словом, а также тот, кто выполнит команду без предварительного слова, делает шаг вперед.

Методические указания. Нужно делать паузу между следующими друг за другом командами. Игру не обязательно проводить стоя на месте.

Педагогическое значение . Игра помогает усвоить строевые команды и перестроения, воспитывает внимание и быстроту реакции.

Игры для учащихся 5-9-х классов «Борьба в квадратах»

Место: зал, площадка.

Подготовка. В середине зала чертятся три квадрата один размером

10Х 10 м и два - 5Х5м. Все играющие становятся в большой квадрат.

Описание . По сигналу начинается борьба. Каждый стремится остаться в большом квадрате. Оказавшиеся за линиями переходят в следующий квадрат. Через определенное время по сигналу руководителя борьба прекращается. Перешедшие в следующий квадрат готовятся там к продолжению борьбы. Выигрывает те, кто сумеет остаться в большом квадрате.

Правила: 1) во время борьбы разрешается захватывать «соперника» только за руки и туловище; 2) нельзя нападать на игрока сзади; 3) выбывшим считается тот, кто двумя ногами перейдет через ограничивающие линии.

Методические указания. Игра рекомендуется только для мальчиков. Время борьбы нужно строго дозировать (не более I мин.). После этого следует перерыв на объяснения и переходы. В каждом квадрате должен быть свой судья. Необходимо требовать от играющих честной борьбы, исключающей нападение сзади и вдвоем на одного.

Вариант: поочередно вызывать в квадрат одну-две пары. За победу в паре команда получает очко.

Педагогическое значение . В игре совершенствуются навыки единоборства, развивается сила, ловкость, быстрота реакции и ориентировки, воспитывается упорство, решительность, смелость, коллективизм.

Разучивание спортивной игры «Мяч водящему»

Выбор игры.

Сбор детей на игру.

Предложить детям послушать загадку:

Бьют его, он не злиться

Он все больше веселиться. (мяч)

Объяснение правил.

Играющие стоят в 2 колонны у первой черты. У второй черты стоят водящие от каждой команды. В руках у водящих мячи. По сигналу воспитателя они бросают мяч детям, стоящим в колонне первыми: те, поймав мяч, возвращают его водящему и бегут в конец своей колонны. Следующие игроки подходят к черте и ловят мяч от водящих. Побеждает колонна, в которой дети быстрее выполняют упражнения.

Начинать игру только по сигналу «Мяч водящему». Если ребенок не поймал мяч, водящий поднимает его и бросает до тех пор, пока мяч не будет пойман. Игра продолжается до тех пор пока все игроки команды не выполнят задание. После чего водящий поднимает руки с мячом вверх.

Раздать мячи водящим.

Поддержание интереса к игре.

При повторении игры «Мяч водящему».

Выбор игры.

Для закрепления элемента игры в баскетбол, который выполняли на прошлом физкультурном занятии, выбираю игру «Мяч водящему».

Подбор спортивного инвентаря.

Мячи для мини-баскетбола (или детские резиновые мячи диаметром 18-20 см) – 2 шт.

Сбор детей на игру. Предложить поиграть с мячом в игру-эстафету.

Организация играющих и игрового пространства.

Предложить детям разделиться на две команды. Для этого необходимо построиться в шеренгу и рассчитаться на «первый», «второй». Каждая команда придумывает себе название. Провести 2 черты на расстоянии 2-2,5м друг от друга.

Объяснение правил.

Играющие стоят в 2 колонны у первой черты. У второй черты стоят водящие от каждой команды. В руках у водящих мячи. По сигналу воспитателя они бросают мяч детям, стоящим в колонне первыми: те, поймав мяч, возвращают его водящему и бегут в конец своей колонны. Следующие игроки подходят к черте и ловят мяч от водящих. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч. За каждый потерянный мяч команда получает штрафной бал (кубик в корзину).

Начинать игру только по сигналу «Мяч водящему». Если ребенок не поймал мяч, водящий поднимает его и бросает до тех пор, пока мяч не будет пойман. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки команды не выполнят задание. После чего водящий поднимает руки с мячом вверх.

Раздать мячи водящим.

Поддержание интереса к игре.

Игра повторяется 2 – 4 раза, каждый раз с новым водящим.

Окончание игры, подведение итогов.

Объявить команду – победителей. Предложить детям обсудить результаты игры. Например:

Дети, как вы думаете, почему победила именно эта команда? (Были дисциплинированные, ловкие и т. д.)


Не давай мяч водящему».

Направленность - комплексное совершенствование ловли-пе­редачи мяча и развитие быстроты, координационных способно­стей.

Правила игры. Пятерка игроков (нападающих), стоя на месте по периметру круга диаметром 4 -5 м, передают между собой баскетбольный мяч, используя все виды изученных передач. Пе­редача ближнему игроку запрещена. Водящий (защитник), распо­лагаясь внутри круга, стремится перехватить мяч. Передающие игроки в течение 24 с вслух подсчитывают общее количество вы­полненных передач. В случае перехвата водящий может удерживать мяч в течение 5 с. По истечении времени, отведенного нападаю­щим на владение мячом, производится смена водящего.

Определение победителей. Побеждает водящий, чьи действия были наиболее эффективными, т. е. позволивший нападающим вы­полнить наименьшее количество передач.

Варианты: 1) передачи выполняются только заданным спосо­бом; 2) передачи выполняются набивным мячом; 3) перед сме­ной водящий выполняет непопулярные задания (ускорения, при­седания, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки на месте и т.п.) столько раз, сколько передач выполнили нападаю­щие; 4) в игре участвуют 7 - 8 нападающих против 2 водящих; 5) соперничают две команды, засылающие в стан противников своих водящих (защитников); роль водящего поочередно выпол­няет каждый игрок; побеждает команда, совершившая в сумме наибольшее число перехватов или первая набравшая заданное ко­личество передач; 6) отсчет передач возобновляют снова после каждого перехвата мяча водящим; 7) замену водящего произво­дят после каждого перехвата путем смены ролей между перехват­чиком и потерявшим мяч нападающим; побеждают игроки, ни разу или наименьшее число раз побывавшие в роли водящего.

Организационно-методические указания. Обманные действия и быстрота передач ведут к победе. В защите проявлять заданную степень активности также в сочетании с финтами.

Пробей вратаря».

Направленность - комплексное совершенствование ведения мяча, защитных передвижений и развитие быстроты, координа­ционных способностей.

Правила игры. На ограничительных линиях баскетбольной пло­щадки устанавливается несколько «ворот» шириной 4-5 м, штан­гами которых служат набивные мячи. В каждые «ворота» становит­ся по «вратарю». Они выбраны из числа играющих. Остальные иг­роки - «пенальтисты» равномерно распределяются на каждые «во­рота» и располагаются на расстоянии 7-10 м от них. Каждый «пенальтист» поочередно пробивает «буллит» каждому «вратарю», используя скоростное ведение мяча и обманные движения с пе­реводами мяча с руки на руку, прорывается к одной из «штанг» и стремится коснуться ее свободной рукой - забить гол. Каждый «вратарь», передвигаясь с ведением мяча в створе «ворот» (строго по линии), пытается сохранить их неприкосновенность, для чего


необходимо осалить спину нападающего до касания им «штанги». Добивать мяч, т.е. повторно атаковать «ворота», не разрешается.

Определение победителей. После выполнения «буллитов» каж­дым игроком в каждые ворота подсчитывается суммарное количе­ство результативных действий «вратарей» и «пенальтистов». Таким образом выявляют лучших в каждом амплуа.

Варианты: 1) «вратарь» выполняет ведение слабейшей рукой или двумя мячами; 2) соперничают две команды по 6 -7 игро­ков, «буллиты» выполняются в «ворота» соперников, а команду-победительницу определяют по разнице забитых и пропущенных мячей; 3) «штанги» устанавливают по углам трехсекундных тра­пеций (на линиях штрафного броска и на лицевых линиях), «вра­тарь» располагается либо внутри, либо снаружи трапеции и дей­ствует по тому же принципу.

Дриблеры в круге».

Направленность - комплексное совершенствование ведения мяча, выбивания мяча и развитие быстроты, координационных способностей.

Правила игры. В центральном круге баскетбольной разметки или в специально нарисованных на площадке кругах того же диаметра располагаются по 5 -6 игроков с мячами. По сигналу педагога они выполняют ведение мяча, не выходя из круга. Цель- вы­бить мяч у других дриблеров, сохранив свой. Дриблер, потеряв­ший мяч, выбывает из игры.

Определение победителей. Побеждают оставшиеся в каждом круге игроки.

Варианты: 1) состязания проводятся в несколько этапов - по­бедившие в первом туре игроки образуют полуфинальные или фи­нальные пульки, проигравшие соперничают в утешительных иг­рах; 2) игру проводят многократно до тех пор, пока кто-либо из участников не одержит 2 или 3 победы; 3) продолжительность игры регламентируется временем (24 с - 3 мин), за каждое выби­вание мяча начисляется 1 призовое очко, а дриблеры, у которых выбили мяч, остаются в круге, но получают по 1 штрафному очку за каждую потерю; победителя определяют по наибольшему чис­лу набранных призовых очков за вычетом штрафных; 4) соперни­чают две команды, в каждом круге располагается равное количе­ство дриблеров от каждой команды, мячи выбивают только у со­перников, команду-победительницу определяют по одному из вышеприведенных правил.

Министерство образования и науки Украины

Луганский строительный техникум транспортного

строительства

Реферат

по физкультуре

на тему:

"Игровая подготовка юных баскетболистов "

Выполнила:

студентка гр. 2 БО - 181

Голуб Дарина

Проверила:

Сербина Наталья Семеновна

Луганск 2006 год

Воспитательное значение подвижных игр

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств, нужных для игры в баскетбол: быстроты, силы, выносливости, гибкости, умение играть в команде. Причем в подвижных играх все эти качества развиваются в комплексе. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты (быстрее убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуковые, зрительные, тактильные сигналы).

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости .

Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу.

Игры с частыми повторениями напряженных движений, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивают выносливость.

Итак, игры, подготовительные к баскетболу

№1. "Не давай мяча водящему"

Подготовка . Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками проводят черту. Выбирают 2 - 4 водящих, которые становятся в середину круга. Если играют не более 15 человек, то выбирают одного водящего. Стоящие по кругу получают мяч.

Описание игры. Играющие перекидывают мяч по воздуху или передают по земле так, чтобы водящие не могли его коснуться. Водящие, бегая в круге, стремятся дотронуться до мяча. Если кому - либо это удаётся, то на его место становится игрок, при броске которого мяч был осален водящим, или тот, у которого мяч был осален в руках. Водящий становится на его место.

Играют установленное время. В заключение отмечаются игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила 1. Мяч можно перебрасывать по воздуху, перебрасывать с отскоком от земли и перекатывать по земле. 2 . Если мяч вылетел из круга, то играющие должны как можно быстрее поднять его и, вернувшись на свои места, продолжать игру. 3. Водящий имеет право осалить мяч, если он находится у кого - то в руках, на земле, в воздухе, а также за кругом, если он туда вылетел.

№ 2. " Охотники и утки"

Подготовка. На полу (земле) чертиться максимально большой круг. Если игра проводится в узком зале, то рисуют две черты посредине поперёк зала на расстояние 7 - 10 метров одна от другой.

Играющие делятся на 2 команды - "охотников" и "уток". Охотники выстраиваются по кругу с его внешней стороны, а утки - с внутренней, т. е. внутри круга.

У одного из охотников в руках мяч (волейбольный или баскетбольный).

Описание игры. По сигналу руководителя охотники, перебрасывая мяч в различных направлениях, не входя в круг (или прямоугольник) стараются осалить им ("подстрелить") уток. Убитая утка выходит из игры. Утки, бегая и прыгая внутри круга, увёртываются от мяча. Охотники, перебрасывая мяч, неожиданно бросают его в уток. Когда все утки убиты, руководитель отмечает, в течение какого времени охотники "убили" всех уток. Игроки меняются местами. Игра продолжается.

После двух игр отмечается, какая команда охотников перестреляет всех уток. Она и считается победительницей.

Можно игру проводить на время: 3 мин. стреляют одни охотники, затем 3 мин. - другие. Отмечается, кто больше настрелял уток за это время.

Правила. 1. Бросая мяч в уток, охотник не должен переступать линию круга, попадание не засчитывается. 2. Осаленной считается утка, которую мяч коснулся в любую часть тела за исключением головы. 3. Если в утку попал мяч, отскочивший от пола или от другой утки, она осаленной не считается. 4. Если утка, увёртываясь от мяча, выбежала за круг, она считается осаленной. 5. Подстреленные утки до смены команд в игре не участвуют.

№ 3. "Круговая лапта"

Построение то же, что и в предыдущей игре, но роли играющих иные: находящиеся за кругом (прямоугольником) - водящие, в кругу - игроки поля. Водящие стараются попасть мячом в игроков, которые, увертываясь, могут ловить его. Игрок, осаленный мячом, временно выбывает из игры. Игрок, поймавший мяч, осаленным не считается и может освободить одного из "выбывших" игроков. Играют определенное время, потом подсчитываются выбывшие игроки. Команды меняются местами. Выигрывает команда, которая осалила больше игроков поля.

№ 4. "Перестрелка"

Подготовка. Посредине площадки (размером не менее 6 на 12 м) проводится линия. На двух противоположных сторонах площадки параллельно средней линии проводятся линии "плена" на расстоянии 1 - 1,5 м от стены или от лицевой линии, образуя коридор плена. От средней линии коридор плена находится на расстоянии 6 - 10 м. Вся площадка игры ограничена линиями.

Если игра проводится в зале, то лицевой стороной площадки будут стены.

Играющие делятся на две равные команды, и каждая свободно размещается на своём поле от средней линии до линии плена. Команды выбирают капитанов.

Описание игры. Руководитель подбрасывает мяч над средней линией между капитанами. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам. Получив мяч, игрок стремится попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник увёртывается от мяча и, в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Осаленный игрок идёт за линию плена в противоположную команду и находится там до тех пор, пока свои игроки не перебросят мяч ему в руки. После этого он возвращается в свою команду и продолжает игру наравне с другими.

Играют 10 - 15 минут, после чего подсчитывают пленных в каждой команде. Побеждает команда, у которой пленных больше.

№ 5. "Эстафета с ведением мяча и броском в корзину "

Подготовка . Игра проводится на баскетбольной площадке. Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются одна против другой у боковых линий в правом углу. Стартовой чертой служит лицевая линия. Впереди стоящие игроки встают у стартовой черты и получают по мячу. Остальные стоят сбоку от них за боковой линией. По команде руководителя первые игроки бегут вперёд, ударяя мяч о пол, добегают до щитов, стоящих на противоположной стороне, забрасывают мяч в корзину, возвращаются обратно, также ведя мяч до середины поля, откуда передают мяч очередному игроку. Следующие игроки в командах переходят на стартовую черту и, поймав мяч, выполняют то же задание.

Выигрывает команда, быстрее закончившая игру и допустившая меньше ошибок.

Правила. 1. Первым игрокам не разрешается выбегать со стартовой черты до сигнала, а следующим - до ловли мяча от предыдущего. 2. С мячом бежать нельзя. Его нужно вести, ударяя о пол. 3. Возвращаясь обратно, игрок может передать мяч игроку своей команды только с установленного места. 4. Штрафные очки за допущенные ошибки подсчитывают в конце игры.

Задания в эстафете с элементами баскетбола могут быть самые разные. Например, на пути бегущего ставят булавы; Игрок должен ударами об пол обвести мяч вокруг них, а затем бросить в корзину или щит. Схему эстафеты смотреть ниже.

№ 6. "Мяч капитану"

В зале чертят 2 противоположных круга и проводятся параллельно линии, образующие коридоры около каждого угла - нейтральные зоны. Посредине площадки чертится круг для начала игры.

Играющие делятся на 2 команды, в каждой выбирают капитана и ловца - водящего. Одна команда от другой отличается повязками. Ловцы встают в углах зала. Игроки из разных команд размещаются парами по всей площадке произвольно. У центрального круга встают капитаны, каждый лицом в сторону своего ловца.

Описание игры. Руководитель, выйдя на середину площадки, подбрасывает мяч вверх между капитанами. Каждый пытается отбить его в сторону своей команды. Каждый игрок, поймав мяч, стремится путём передач подвести мяч как можно ближе к своему ловцу так, чтобы он поймал его на лету. Противники мешают этому и стараются перехватить мяч и передать его своему ловцу. Играющие мешают ловцу поймать мяч. При этом ни играющие, ни ловец не имеют права заходить в нейтральную зону. Игроки каждой команды делятся на защитников и нападающих. Те и другие перемещаются по полю, но защитники держатся поближе к своему ловцу, защищая его, а нападающие - ближе к ловцу противников.

Когда ловец поймает мяч, игра начинается с центра площадки, а за ловлю мяча команда получает очко. Одна команда играет 10 - 15 мин., потом команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Итак, мы убедились в пользе подвижных игр. Безусловно, при правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Ещё Карл Маркс указывал на то, что человек социальное существо и живёт в обществе себе подобных. Подвижные игры помогают детям общаться и воспитывают незаменимые качества: умение помогать другу, переживать за свою команду, вместе стремится к победе.

Особенно ценно то, что вышеизложенные игры являются прекрасным стимулом для развития тех нужных и ценных качеств, которые улучшают качество игры в баскетбол. Это своеобразная тренировка, помогающая ребенку вырасти полноценным человеком и, возможно, даже в будущем настоящим чемпионом. Хотя, конечно, сила, ловкость, выносливость, командный дух важны для каждого ребёнка. Они нужны для гармоничного развития личности.

Таким образом, подвижные игры имеют также, кроме гигиенического и оздоровительного, образовательное, воспитательное, педагогическое и социальное значение.

Используемая литература

Л. В. Былеева, И. М. Коротков "Подвижные игры"

Т. С. Морозов "Детские игры с воспитательным характером".

Мяч в воздухе (Не давай мяча водящему)

(В настоящее время играющие часто называют игру «В собачки» )

Это старая игра. Раньше она носила другие названия («Воздушный мяч», «Летучий мяч»). В ней использовали тряпичный мяч, шапку, надутый пузырь.

В настоящее время эта игра несколько модернизирована. Она стала подготовительной игрой ко всем спортивным играм с мячом.

Игра проводится на небольшой площадке или в зале. Участвуют в ней дети (начиная с младшего школьного возраста) и молодежь, от 3 до 30 человек. Играющим требуется мяч (волейбольный, баскетбольный или простой детский).

Описание . Участники становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий (по жребию) встает в середину круга. У кого-либо из стоящих по кругу в руках мяч. Играющие перебрасывают мяч по воздуху или перекатывают по земле так, чтобы водящий не мог коснуться его. Бегая в середине круга, водящий стремится дотронуться до мяча, находящегося в воздухе, на земле или в руках у кого-либо из игроков. Если водящему удастся коснуться мяча, то он меняется местом с игроком, бросившим мяч, или с игроком, державшим мяч, когда его коснулся водящий.

Если играющих более 15-20 человек, можно выделить 2-3 водящих. Когда участники хорошо освоят игру, можно ввести усложнение: играющие все время двигаются по кругу.

Правила .

  1. Если мяч вылетит из круга, то играющие должны как можно быстрее поднять его и, вернувшись на свои места, продолжать игру.
  2. Водящий имеет право касаться не только мяча, находящегося у кого-либо в руках, в воздухе, на земле, но и мяча, вылетевшего за круг.


 

Возможно, будет полезно почитать: