Подвижные игры для детей младшего школьного возраста. Сборник подвижных игр для детей младшего школьного возраста

Верблюд и верблюжонок

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: из числа игроков выбираются «верблюд» и «верблюжонок». Остальные дети встают в круг и берутся за руки. «Верблюжонок» стоит в кругу, а за кругом бродит старый «верблюд». Он сердится, топает ногами, ищет своего «верблюжонка».

Заметив в кругу маленького «верблюжонка», «верблюд» говорит: «Малыш верблюжонок, пойдем домой!», а сам старается попасть в круг и поймать «верблюжонка». Тот отвечает: «Не пойду, мне нравится гулять!» Дети при этих словах приседают, поднимают руки, чтобы «верблюд» не мог пройти к «верблюжонку». Если «верблюд» ловит «верблюжонка», выбирается другая пара. Если «верблюд» не может поймать «верблюжонка», он продолжает сердиться: топает ногами, фырчит. Дети хором кричат: «Чок, чок, молчок!», так они успокаивают сердитого «верблюда». «Верблюд» устает и садится на корточки, а дети цепочкой пробегают мимо него. «Верблюд» старается поймать хотя бы одного из детей, раз не удалось поймать «верблюжонка». Пойманный первым становится «верблюдом», а вторым — «верблюжонком».

Особые замечания: входить и выходить из круга «верблюд» может только в том случае, если дети не успеют присесть.

Верблюжья юрта

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, ловкости движений.

Атрибуты: 4 ярких больших платка, 4 стула.

Ход игры: в 4 углах игровой площадки ставится по 1 стулу, на каждый кладется платок.

Игроки делятся на 4 команды «верблюжат». Взявшись за руки, дети-«верблюжата» создают 4 круга и идут по ним. Одновременно все игроки хором поют:

Мы веселые ребята,

Мы ребята-верблюжата,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под эту песню дети встают в один общий круг, а на последних словах, повторенных дважды, все они бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра или юрты.

Особые замечания: выигрывает команда детей, первой построившая «юрту».

Прыгающая палка

Атрибуты: несколько палок длиной около 1 м.

Ход игры: игроки по очереди бросают палку так, чтобы она, задевая землю, отскочила от нее несколько раз. Все остальные игроки вслух считают.

Особые замечания: бросать палку следует от определенной черты. Побеждает тот, у кого палка подскочит большее число раз.

Необычный футбол

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости, умения владеть мячом.

Атрибуты: футбольный мяч.

Ход игры: игроки по очереди ногой чеканят мяч — подбивают его вверх. Кто меньше всех начеканил, становится вратарем и занимает место в воротах. Остальные игроки располагаются по площадке. Их задача — передавать мяч друг другу в одно касание и в удобный момент забить гол в ворота.

Каждый гол — это 1 очко, если он был забит носком ноги; 2 очка, если он был забит пяткой; 3 очка, если мяч забит головой или туловищем. Все эти очки вычитаются из 11 очков, которые получил вратарь в начале игры.

Как только у вратаря не остается ни одного очка, игра заканчивается. Новая игра начинается с новым вратарем.

Вратарь может в любой момент игры поменяться ролью с полевым игроком. Для этого ему нужно поймать мяч и осалить им любого из игроков. Тогда этот игрок становится вратарем и получает 11 очков.

Особые замечания: вратарю разрешается выбегать из ворот, когда он салит полевых игроков, и преследовать их до середины футбольного поля. Если вратарь, кинув мяч, не попадет в полевого игрока, то становится опять в ворота. Пока ворота пустые, в них можно забивать голы. Полевой игрок становится вратарем, если мяч, посланный им в ворота, пролетит мимо них.

Лабиринт

Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции, внимания, ориентирования в пространстве.

Ход игры: из игроков выбираются 2 «путешественника». Остальные изображают лабиринт. Они становятся в колонну по 5—6 человек.

Игроки, стоящие в одном ряду, берутся за руки. По сигналу ведущего — хозяина лабиринта — игроки разъединяют руки, все поворачиваются направо или налево и берутся за руки в новом направлении. По другому сигналу один из «путешественников» начинает убегать, а другой — догонять. Бегать они могут только по коридорам. Пробегать под руками или прорываться не имеют права. Если второй «путешественник» догонит первого, выбирается новая пара. Во время игры по сигналу ведущего — хозяина лабиринта — игроки меняют поворотами направление коридоров, отрезая убегающего от догоняющего.

Особые замечания: нельзя бегать под руками. Если убегающий «путешественник» сделал это, он считается пойманным. Если под руками пробежал догоняющий, ловля не засчитывается. Стоящие в колоннах игроки не должны мешать «путешественникам».

Цирковое представление

Цель игры: улучшение координации движений.

Атрибуты: яркий цветной шнур длиной 4—5 м; небольшая палка-шест.

Ход игры: игроки по очереди пытаются пройти по растянутому на полу шнуру, не оступившись. Палку используют как цирковой шест для балансировки.

Особые замечания: игрок, который не сумел пройти дистанцию, начинает ее заново.

Слоны и обезьяны

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости, сообразительности.

Атрибуты: теннисный мяч или резиновый мяч такого же размера.

Ход игры: игроки делятся на 2 команды — «слонов» и «обезьян» — и выстраиваются шеренгами лицом к друг другу на расстоянии 20 м. Перед каждой командой проводится линия дома. На расстоянии 8 м от каждой линии по направлению к центру проводятся параллельные линии, образующие штрафной коридор. Ведущий игры становится сбоку от него. Команды выбирают капитанов и бросают жребий, кому начинать первому.

Ведущий вызывает к себе капитана, например, команды «слонов» и вручает ему теннисный мяч. Капитан возвращается на свое место. По команде «Шагом марш!» игроки-«слоны» двигаются маршевым шагом к штрафной линии, заложив руки за спину. Капитан во время маршировки передает мяч за спиной рядом идущему, тот — следующему и т. д.

Около штрафного коридора игроки-«слоны» останавливаются, а 3 игрока-«обезьяны» по указанию капитана должны угадать, у кого из игроков- «слонов» находится мяч. Если один из трех игроков угадывает, он приносит команде «обезьян» 1 очко, а капитан этой команды получает теннисный мяч, и игра продолжается. Если же ни один из трех игроков-«обезьян» не угадал, у кого теннисный мяч, команда «слонов» получает 1 очко и возвращается в свой дом. Она же продолжает игру.

Особые замечания: если игроков мало, отгадывает 1 человек.

Огонь—вода

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, внимания.

Ход игры: из игроков выбирается ведущий — «дрессировщик». Все остальные игроки — «звери» — встают на небольшом расстоянии от «дрессировщика», располагаясь вокруг него. Когда ведущий громко крикнет «Огонь!», «звери» должны быстро присесть. Когда он громко скажет «Вода!», все игроки начинают бежать в одну сторону по кругу, каждый в своем темпе. «Дрессировщик» старается запутать игроков, повторяя подряд одно и то же слово, меняя при этом интонацию, делая движения, соответствующие другой названной стихии.

Ведущий не стоит на месте, он может двигаться с остальными игроками по кругу. Игрок, который ошибся, выходит из игры. Играют до последнего игрока. Он — победитель.

Особые замечания: ведущий не должен менять слово слишком часто. Игроки должны быстро реагировать на смену стихии.

Сторож

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: небольшая яркая палочка.

Ход игры: один из игроков — «сторож». Все остальные — дети, они ложатся на ковер и делают вид, что спят. «Сторож» ходит вокруг них, касаясь по очереди палочкой, и говорит: «Становись за мной!» Каждый, до кого дотронулась палочка «сторожа», встает за ним. Когда большинство игроков встали, «сторож» внезапно кричит: «Ночь!» Все игроки должны как можно скорее лечь, а «сторож» следит за ними. Тот, кто лег последним, становится «сторожем».

Особые замечания: команды «сторожа» дети должны выполнять четко и быстро.

Зайцы и башня

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: 3 деревянных или пластмассовых цилиндра, маленькие или среднего размера резиновые мячи по числу игроков.

Ход игры: в центр очерченного на площадке круга ставят 3 цилиндра в виде башни — один на другой. Все игроки — «зайцы», один из игроков — «зоркий волк». Он встает около круга. Все остальные игроки отходят на 5 м за линию и бьют оттуда мячиками по башне. Впереди этой линии отмечают границу другой линией, до которой «зоркий волк» может ловить игрока. Не попав в башню, «заяц» бежит к своему мячику, берет его и старается вернуться на место. Если «волк» ловит его в этот момент, они меняются местами. Если «заяц» успевает добежать до мяча и ставит на него ногу, «волк» не может осалить его, но он может попробовать сделать это, когда заяц побежит обратно с мячом. Если же «заяц» при броске мячом попал в башню, он может спокойно вернуться на свое место.

В течение игры можно несколько раз попадать в башню из цилиндров, разрушая ее. Разрушенную башню складывает «волк». Пока башня не восстановлена, он не может ловить игроков-«зайцев», поэтому те стараются отбить цилиндры как можно дальше.

Если «волк» не успевает никого поймать, все возвращаются на свои места и снова бьют по башне. Но если «волк» успевает и построить заново башню, и кого-нибудь поймать, то меняется с пойманным ролями.

Особые замечания: в башню бьют, не заходя за линию. Преследовать «зайцев» можно только до условной линии, начерченной перед линией броска; игроки должны брать только свой мячик.

По порядку стройся!

Цель игры: развитие коммуникативных способностей, быстроты реакции.

Ход игры: из игроков выбирается ведущий. Остальные игроки делятся на 2 команды. По сигналу ведущего обе команды должны построиться так, чтобы все игроки стояли в алфавитном порядке (по именам или фамилиям). Побеждает та команда, которой построение удастся быстрее.

Особые замечания: построение проверяет ведущий.

Взятие крепости

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: плоский камень или доска.

Ход игры: в центре игровой площадки кладут камень или доску, изображающую крепость. Игроки делятся на 2 команды. Команда «жителей крепости» крепость защищает, другая команда — «воинственных рыцарей» — атакует. По сигналу защитники окружают «крепость» на расстоянии 3 м и защищают ее от нападения соперников. Нападающие расходятся в разные стороны. «Крепость» считается завоеванной, если хотя бы один игрок наступит ногой на доску и не будет пойман защитником.

Чтобы взять «крепость», «рыцари» придумывают разные планы осады: они могут заговаривать с защитниками, делать обходные маневры. Когда нападающие сжимают кольцо, подходя близко к «крепости», защитники стремятся поймать их. В такой момент нападающие прорываются в «крепость» по прямой линии, и тогда защитники, оставшиеся за прорванной линией, выбывают из игры. Нападающий, прорвавший цепь защитников, но пойманный до того, как успел поставить ногу на доску, тоже выбывает из игры.

Особые замечания: если защитники переловят большинство нападающих, команды могут поменяться местами.

Ослики и верблюжата

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: большой резиновый мяч, несколько камешков или кубиков.

Ход игры: на противоположных сторонах площадки проводят 2 линии на расстоянии 10 м друг от друга. Игроки делятся на 2 команды — «осликов» и «верблюжат». Они встают друг против друга за линиями. «Ослики» начинают игру. Они поочередно сильным ударом ноги посылают мяч в сторону «верблюжат». Те стараются не пропустить мяч за черту кона, отбивая его ногой. Если мяч не докатился до линии, то игроки передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде, пока не пройдет за линию кона. Игрок, пропустивший мяч, штрафуется (сзади него кладут камешек или кубик). Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

Особые замечания: встречая мяч, «верблюжонок» может выйти за коновую линию только на 1 шаг. Если мяч не докатился до линии, игрок- «ослик» тоже штрафуется.

Похитители огня

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, выработка быстроты реакции.

Атрибуты: ленточки 2 контрастных цветов.

Ход игры: игра проводится на игровой площадке прямоугольной формы длиной 40 м, шириной 20 м. В каждом углу рисуют круг диаметром около 4 м. Получаются 4 крепости. Внутри прямоугольника, отступив от двух узких сторон на 4 м, чертят линии огня длиной 3 м. В игре принимают участие 2 команды, в каждой из которых есть капитан. У каждого игрока к одежде прикрепляется цветная ленточка (например, у одной команды синяя, а у другой — красная). Команды располагаются вдоль линии огня. Начинает капитан команды, получившей по жеребьевке право вступить в игру первым. Он подходит к представителям второй команды, легким ударом по руке одного из игроков как бы забирает огонь и убегает к своей границе. Тот бежит за ним, стараясь поймать, пока первый игрок не добежит до границы. Пойманный становится пленником, его отводят в крепость противников. Если убегающего поймать не удалось, а догоняющий игрок доходит уже до линии огня, то из команды соперника выбегает второй игрок, стараясь взять в плен догоняющего. Игра продолжается до тех пор, пока большинство игроков какой-либо команды не окажется в плену.

Особые замечания: когда к команде соперников приближается игрок другой команды, они должны вытянуть вперед руки. Преследователь, достигающий убегающего, становится носителем огня. Он может подойти к шеренге соперников и, ударив по руке любого игрока, убежать обратно к своей команде. Одного убегающего может преследовать только один догоняющий. Выходить за пределы игровой площадки запрещается. Пленников можно освободить, если представитель их команды, по лучив огонь от соперника, проходит в крепость и касается их рукой, тогда все они быстро бегут к своей границе.

Игра в старом дворе

Цель игры: развитие двигательных способностей, выработка умения владеть мячом и работать в команде.

Атрибуты: резиновый мяч среднего размера.

Ход игры: все игроки встают по кругу на расстоянии 1 м друг от друга лицом к центру и рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на 2 группы (первые и вторые номера). В каждой команде выбираются ведущие, встающие на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении.

Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему. Выбирается новый ведущий, и игра продолжается.

Особые замечания: мяч можно только перебрасывать. Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает мяч и продолжает игру.

Две мишени

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, ловкости.

Атрибуты: футбольный мяч.

Ход игры: на стене обозначаются 2 круглые мишени диаметром по 1 м на расстоянии 1 м друг от друга на высоте 1 м от пола. В противоположной стороне игровой площадки рисуется стартовая линия. Из игроков выбирается водящий — он защитник мишеней. Игроки, ударяя по мячу ногами, стараются поразить одну из мишеней. Водящий защищает мишени, перехватывает мяч, отбивая его ногами, руками, и отправляет обратно игрокам.

Особые замечания: если мяч попадает в мишень, на место водящего выходит игрок, сделавший удачный бросок.

Тигры и медведи

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: 2 больших резиновых мяча.

Ход игры: игроки делятся на 2 команды — «медведей» и «тигров» — и встают друг против друга на расстоянии 5 м. В каждой команде игроки рассчитываются на первый и второй номера и встают друг от друга на расстоянии 1 шага. Первые номера у «тигров» и «медведей» составляют один отряд, вторые — другой. По сигналу ведущего сначала перебрасывают мяч первые номера, а потом вторые. Каждый отряд прогоняет мяч до 5 раз.

Особые замечания: передавать мяч следует только игроку своей команды и в порядке очереди. Мяч не должен касаться земли. Принимая мяч, игрок может выходить из шеренги. Игрок, уронивший мяч, передает его команде противника.

ИГРЫ СО СТИШКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Горелки

Играют на лужайке длиной не менее 20 м. Количество участников - 15 и более.

Участники, разделившись на пары (обычно в паре - мальчик с девочкой), берутся за руки. Пары становятся колонной друг за другом. Впереди, в 3- 5 м от первой пары, стоит "горелыцик" - водящий. Все хором, нараспев, говорят:

Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо:

птички летят,

колокольчики звенят.

"Горельщик" стоит спиной к остальным играющим. Начиная со слов "глянь на небо", он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один игрок идёт слева, другой - справа вдоль колонны вперёд. Ждут последнего слова "звенят" и после него бросаются бежать вперёд мимо "горель- щика". Он гонится за любым из них и старается поймать прежде, чем они снова возьмутся за руки (достаточно коснуться рукой - "осалить").

Кого "горелыцик" поймает, с тем и становится парой впереди колонны. "Горелыциком" же становится игрок, оставшийся один. Если же "горелыцик" никого не поймал, он снова "горит" - ловит следующую пару.

"Горелыцик" не имеет права подсматривать, когда пара собирается бежать мимо него.

Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово "звенят".

"Горелыцик" может "салить" бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.

"Калим-баба"

По считалке ребята делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются цепью на расстоянии 10-15 шагов и крепко берутся за руки. Одна из команд выбирает среди своих участников "Калим-бабу", с которым участники другой команды переговариваются:

- Калим-баба!

- Зачем, слуга?

- Пришить рукава!

- На чьи бока?

- На пятое, десятое, Ваню нам сюда!

Участник, чье имя было названо, бежит и грудью пытается разъединить руки стоящих ребят, чтобы прорваться через цепь. Если он не сумеет разъединить её, то остаётся в команде соперников, а если прорвётся через цепь, то уводит в свою команду двоих, кто его удерживал. Затем бежит разбивать цепь участник другой команды. Побеждает та команда, в которой окажется больше участников.

"Море волнуется"

По считалке выбирается водящий, остальные играющие встают вокруг него.

Водящий говорит:

Море волнуется - раз!

Море волнуется - два!

Море волнуется - три!

Морская фигура, замри!

При словах "Морская фигура, замри!" водящий телодвижениями изображает какую-либо фигуру. Ребята должны быстро повторить эту же фигуру. Кто не успеет или повторит неточно, из игры выбывает.

"Бояре"

Ребята делятся на две равные команды. Взявшись за руки, они выстраиваются друг против друга цепочкой на расстоянии семи-восьми шагов. Поочерёдно приближаясь в такт песне друг к другу, одна группа играющих пропевает вопрос, другая - ответ:

Бояре, мы к вам в гости пришли, дорогие, мы к вам в гости пришли!

Бояре, а зачем вы пришли, дорогие, а зачем вы пришли?

Бояре, нам невеста нужна, дорогие, нам невеста нужна!

Бояре, а какая вам нужна, дорогие, а какая вам нужна?

Бояре, нам вот эта нужна, дорогие, нам вот эта нужна!

Бояре, у ней зубки болят, дорогие, у ней зубки болят!

Бояре, а мы пряничком её, дорогие, а мы пряничком её!

Бояре, она прянички не ест, дорогие, она прянички не ест!

Бояре, а мы плёточкой её, дорогие, а мы плёточкой её!

Бояре, она плёточки боится, дорогие, она плёточки боится!

Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда!

При словах "Бояре, нам вот эта нужна" выбранная девочка поворачивается спиной к команде соперников и так ходит до конца песни. После окончания песни она бежит, стараясь прорваться через сцепленные руки команды соперников. Если ей не удаётся прорвать цепь, она остаётся в их команде. А если удаётся, то она возвращается в свою команду и уводит с собой игрока другой команды. Побеждает команда, которой удаётся перевести к себе всех игроков.

"Коршун"

Играющие выбирают "коршуна" и "курицу-мат- ку". Остальные участники - "цыплята". Они встают гуськом за "курицей". "Коршуну" кричат:

Коршун, коршун, колесом,

твои дети за лесом,

в камешки играют,

а нас не пускают!

Шуг, шуг, коршунок!

"Коршун" садится на корточки и роет ямку, "курица" переговаривается с ним:

- Что, коршунок, делаешь?

- Ямочку копаю.

- На что тебе ямочка?

- Копеечку ищу.

- На что тебе копеечка?

- Иголочку куплю.

- На что тебе иголочка?

- Мешочек шить.

- На что тебе мешочек?

- Камешки класть,

- На что тебе камешки?

- Твоих детей пугать!

- На что моих детей пугать?

А за то, что мои зёрнышки в овине поклевали! "Коршун" начинает ловить "цыплят" - нападает

на них то с правой, то с левой стороны. А "курица" их защищает, поворачиваясь сама к "коршуну". Наконец "коршун" ловит "цыплёнка", находящегося позади всех, и отводит в сторону. Так постепенно вылавливает всех "цыплят". Тогда "курица" кричит:

Ой вы, мои детки, клюйте, щиплите коршуна! "Цыплята" нападают па "коршуна", клюют его, тормошат, а "коршун" убегает.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ БЕЗ СТИШКОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

"Весёлая эстафета"

Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонну. Перед первыми участниками эстафеты лежат костюмы "Кота в сапогах" (шляпа, накидка, сапоги, ремень) и "Красной Шапочки" (шапочка, жилетка, фартук, корзинка). Каждый участник должен как можно быстрее надеть этот костюм, добежать до отметки, снять его там и вернуться в конец своей колонны. Следующий участник бежит к отметке, надевает костюм, прибегает к своей колонне, снимает его и передаёт следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием. Победителям - призы.

"Остров сокровищ"

Заранее нужно приготовить "сокровище", которое можно поделить на несколько человек. Дети делятся на две команды, которые по указателям ищут "сокровище" в квартире. Объявляйте старт. В процессе поисков ребята решают ребусы-подсказки, считают шаги, произносят заклинания - для того чтобы обнаружить, где лежит следующая подсказка. Победители особенно рады тому, что сами нашли свой приз.

"Пожарные"

Выверните рукава двух курток и повесьте их на спинки стульев. Стулья поставьте на расстоянии одного метра спинками друг к другу. Под стульями положите верёвочку длиной два метра. Оба участника стоят у своих стульев. По сигналу они должны взять куртки, вывернуть рукава, надеть, застегнуть все пуговицы, потом обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дёрнуть за верёвочку. Побеждает тот, у кого верёвочка оказалась в руках.

ИГРЫ СО СКАКАЛКОЙ

"Верёвочка"

Играющие берут скакалку. Двое держат её за концы на той или другой высоте (по условию), вращают и поют:

Роза, берёза, мак, василёк,

белая ромашка, аленький цветок!

Клён зелёный, дуб солёный,

клён, чай, выручай!

На земле и на планете:

ландыш душистый, огонь серебристый!

Я, я, я, я,

получается петля!

Задача остальных участников игры - по одному впрыгивать под вращающуюся скакалку, попрыгать определённое время в такт песне и выпрыгнуть из- под скакалки, не задев её.

"Когда мешают руки"

Скакалку положите на пол в виде окружности. Вы думаете, это совсем несложно - повернуться несколько раз вокруг себя, оставаясь в кругу и не наступали на скакалку? Да, это было бы несложно, но вот вам условие - над головой надо поднять руку, оборачиваясь вокруг себя, на руку эту надо всё время смотреть.

Куда-то в сторону вас уводит...

"Чтец"

Стул драпируется под небольшую трибуну. На стул ставится пара высоких ботинок. Чтец, одетый в широкий плащ, становится за стулом, опускает руки в ботинки и зрительно сразу превращается в карлика. Этот "карлик" и читает стихи. А второй участник представления, скрывающийся под плащом, просовывает вперёд руки и выделывает ими всё, что ему вздумается. Удержаться от смеха просто невозможно!

Можно сказать детям, что в эту игру ещё Пушкин играл. В это, конечно, никто не поверит, но в книге "Игры для всех возрастов" (1844) можно прочесть: "...другая особа просовывает вперёд свои руки. Эти... руки беспрерывно заняты... Они потчева- ют декламатора табаком, утирают ему платком лицо, нос... показывают на голову, когда называют сердце, на ноги, когда назовут голову, - пока зрители не станут громко хохотать и сам декламатор от смеха не будет в состоянии продолжать".

"Царёк"

По жребию выбирается "царёк". Он садится в середине круга, пишет на листочке бумаги название какого-нибудь предмета и прячет бумажку. Остальные участники игры также пишут на листках название какого-нибудь предмета и бросают листки в шляпу или корзинку. "Царёк", перемешав листки, даёт один листок каждому играющему и вскрывает свой листок. Каждый должен указать сходство и различие между этими предметами. У царька, к примеру, названо солнце. У других: роза, дождь. Вот сходство: как солнце между звёздами - роза меж цветами; и солнце и дождь оживляют растение.

Играют все! Кто-нибудь из взрослых, допустим дедушка, выходит из комнаты и старается быстро изменить что-нибудь в своём костюме, надевает (или снимает) очки, берёт в руки какой-нибудь предмет, которого у него в руках не было, вкладывает в карман газету (так, чтобы она была слегка видна), необычно сутулится или начинает прихрамывать и т. д. И вот, подготовившись таким образом, он снова входит в комнату, где все ждут его с нетерпением. Каждый старается раньше других уловить, что же дедушка изменил в своём облике, в костюме, в манере двигаться. О замеченном надо сразу сообщить вслух. Дедушка, расхаживая по комнате, даёт себя рассматривать, но не очень долго, не долее полуминуты. И наконец сообщает участникам игры то, что они не заметили. Например, говорит: "Двух вещей вы не заметили. Я снял с руки часы, а из кармана пиджака виднелся носовой платок, которого прежде там не было".

В игре победил тот, кто подметил больше изменений, чем другие.

А теперь из комнаты пусть выйдет кто-нибудь ещё.

Подвижные игры на свежем воздухе

Игра «Мышиная охота»

Игра призвана формировать внимание, координацию, оперативную ориентацию в ситуации. Все игроки делятся на пары. Одна пара (можно по жребию) становится «котом» и «мышкой». Остальные пары встают в круг: один в затылок другому (фактически образуются два круга: внешний и внутренний). Расстояние между соседними парами должно быть достаточно большим, чтобы можно было между ними пробежать. «Кот» должен ловить «мышку». Если он до нее дотронется, «мышка» считается пойманной и выходит из игры. Но она может «спрятаться» в норку. Для этого ей надо встать впереди любой пары в кругу. В этом случае «мышкой» становится игрок, оказавшийся третьим в паре. Он продолжает убегать от «кота». Если «кот» дотронется до него, когда «мышка» уже встала в пару, а «третий» еще не успел начать бег, замешкался, он становится «котом». Побеждает тот «кот», который вывел из игры больше всего «мышек», и «мышка», дольше всех продержавшаяся в игре.

Игра «Помощь друга»

Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится неуспевший. Игра продолжается до тех пор, пока интересно детям.

Игра «Пленник мяча»

Игра «Пленник мяча» развивает и координацию, и двигательное внимание. Все дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок берет мяч и бросает его противоположному. Этот игрок ловит мяч и бросает его игроку напротив, как показано на схеме. И так далее. Когда мяч дойдет до конца шеренги, то его кидают в обратную сторону в том же порядке. Если играющий не поймал мяч, то попадает в «плен» противоположной команде и начинает играть на ее стороне. Побеждает команда, «пленившая» как можно больше игроков за время игры, которое ограничивается заранее (например, играем 5 минут).

Игра «Шарики - веники»

Это игра соревновательная. Ее можно проводить с двумя участниками или с двумя командами участников. Потребуется два воздушных шарика и два веника. Два участника должны пронести шарики на вениках определенную дистанцию (например, от стены до стола), не уронив их и не проколов. Шарики нельзя придерживать рукой. Если играют командами, то по принципу эстафеты шарики носят по очереди все участники. Тот участник (или команда), которому это удалось, получает специальный сертификат, предоставляющий право подметать помещение этим веником в течение недели.

Игра «Темный лабиринт»

Все участники игры кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко зажмуривают глаза. Затем, с закрытыми глазами, они начинают выполнять команды ведущего: «Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т.д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» все открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Если кто-то стоит не так, как все, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только два (или один) самых внимательных игрока.

Игра «Велосипедная камера»

Используется велосипедный насос, или предмет, его имитирующий. Один ребенок изображает «камеру». (Для облегчения вхождения в игру, первым номером в роли «камеры» может выступить взрослый.) По мере того, как «камеру» накачивают, она меняет позы и положения. Вначале принимает сидячее положение, затем разводит руки, надувает щеки и т.п. В какой-то момент импровизированная камера «лопается», имитируя звук лопнувшей шины. Участник беспомощно распластывается на полу. Роль «камеры» переходит к другому участнику.

Игра «Прищепки»

Игра должна проводиться на свежем воздухе или в помещении, где много свободного пространства, чтобы дети могли бегать. Понадобится много бельевых прищепок (лучше ярких, разноцветных). В эту игру могут играть дети и взрослые. Количество игроков не ограничено. Вся группа делится на две части. Одна часть «охотники», другая — «олени». Все прищепки делятся на одинаковые кучки и выдаются всем «охотникам». «Охотники» при-крепляют прищепки на свою одежду, и игра начинается. После сигнала (можно музыкального вступления или имитации звука охотничьего рога) «охотники» начинают ловить «оленей». Поймав «оленя», «охотник» прикрепляет к нему прищепку и отпускает. Побеждает тот «охотник», на котором не осталось прищепок.

Можно за каждую прищепку, оставшуюся у охотника, назначить штраф: петь танцевать, кричать голосом птицы или животного, рассказывать стихи и т.д. Штраф можно предъявить и «оленю».

Учебный вариант. Игру можно использовать для тренировки навыка счета. Например, считать баллы, распределив их по цвету прищепок. Например, за красные прищепки начислять три балла, а за желтые отнимать один. Пускай способ оценки выберут дети, как им подскажет фантазия.

Зайцы и огородник

Из числа всех участников при помощи считалочки выбирается «огородник», а остальные дети становятся «зайцами». С одной стороны игрового поля обозначается «дом огородника» (очерчивается круг диаметром до полутора метров), а с другой (на расстоянии около десяти метров) - «норки зайцев» (кружки диаметром по полметра). Между «домом» и «норками» располагается «огород», на котором растет морковь и капуста. По сигналу ведущего «зайцы» выпрыгивают из своих норок и устремляются на «огород» лакомиться овощами. По следующему сигналу ведущего на «огород» выбегает «огородник» и пытается поймать «зайцев», которые норовят укрыться в своих «норках». Пойманным «заяц» считается тогда, когда до него дотронулась рука «огородника», он выбывает из игры. Побеждает самый шустрый «заяц» и самый ловкий «огородник».

Змейка

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь.

Одного из детей выбирают ведущим. Он должен стать в начало цепи. По знаку воспитателя ведущий бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Правила:

1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.

2. Необходимо точно повторять движения ведущего.

3. Ведущему не разрешается бегать быстро.

Играть в змейку можно в любое время года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, необходимо учить детей придумывать интересные ситуации.

Например, ведущий произносит имя последнего играющего, названный ребенок и стоящий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота.

Можно по сигналу ведущего разбежаться, потом быстро восстановить змейку.

Бабочки, лягушки, цапли.

Дети свободно бегают на лугу. По сигналу взрослого они начинают подражать движениям бабочек (машут крылышками, кружатся), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только взрослый произнесет: «Снова побежали!», они снова начинают бегать по лугу и произвольных направлениях.

«Стой!»
Дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу: «Стой!» они останавливаются и замирают на месте. По сигналу: «Можно бежать!» игра продолжается. Дети, которые не отреагировали сразу на сигнал, на усмотрение педагога должны выполнить любые движения (приседания, прыжки, наклоны и т.д.). Водящим в игре может быть и ребенок, он же и дает задание для не внимательных.

«Раз, два, три, замри!»

Дети стоят в шеренге, на другой стороне зала, или площадки - водящий. Водящий медленно поворачивается вокруг своей оси и проговаривает: «Раз, два, три, замри!» За это время дети двигаются в направлении к водящему шагом, прыжками, бегом. Но когда водящий совершил полный оборот и произнес последнее слово, все должны замереть. Кто не смог остановиться, возвращается на исходную позицию. Кто подобрался к водящему в плотную, становится водящим.
«Догони свою пару»
Дети встают парами один за другим на расстоянии 2-3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу педагога первые в парах бегут на другую сторону площадки, вторые догоняют (каждый своего партнера). В обратную сторону дети меняются местами (первые догоняют вторых).
«Ловишки-перебежки»
На одной стороне за линией встают дети. На противоположной стороне также проведена черта. Между линиями находится «ловишка». После слов: «Раз, два, три, лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, «ловишка» их ловит. Тот, до кого «ловишка» дотронется, считается пойманным, он также становится «ловишкой».

*** По этому же принципу проводится подвижная игра экологической тематики «Пауки и мухи».
«Кто обгонит?»
На одной стороне площадки дети стоят в шеренгу с мячами в руках. По команде: «Марш!» дети бегут, подбрасывая мячи перед собой, на противоположную сторону площадки. Побеждает тот, кто, не уронив мяч, прибежит первым.
«Ловишки с приседанием»
Выбирают «ловишку». По сигналу: «Раз, два, три - беги!» дети разбегаются по площадке, а «ловишка» старается их поймать (коснуться рукой). Нельзя ловить того, кто успел присесть и дотронуться рукой до земли. Когда будет поймано трое детей, выбирают нового «ловишку». Игра повторяется 3-4 раза.

«Чай-чай, выручай!»

Считалкой выбирается ловишка. По сигналу: «Раз, два, три - беги!» ловишка начинает догонять детей. Тот, до кого ловишка дотронулся, останавливается в положении руки в стороны и произносит: «Чай-чай, выручай!» Пробегающий мимо ребенок (не ловишка), может коснуться его и тем самым освободить, ребенок может снова продолжать движение. Это позволяет детям двигаться на протяжении всей игры, что придает ей высокую интенсивность. Через 30-40 секунд рекомендуется сделать упражнения на восстановление дыхания, поменять ловишку.
«Веселые соревнования»
Играющие встают в 3-4 колонны у общей черты. Перед каждой колонной в 4-5 шагах поставлены гимнастические скамейки, дальше на полу обручи. По сигналу первые бегут к скамейкам, проползают по ним указанным способом (на животе, на коленях и ладонях), слезают, - подбегают к обручам, пролезают в них, кладут обручи на пол и быстро возвращаются в конец колонны. Бегут вторые из колонн и т.д. Выигрывает команда, выполнившая задание раньше других.
Правила: ползти указанным способом до конца скамейки; обруч класть на пол, не бросать.
«Веревочка»
На землю кладут веревочку длиной не менее 1 м, на расстоянии 5-6 м от ее концов ставят флажки, кубики или другие предметы. Двое детей встают у концов веревочки лицом к своим флажкам. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три - беги!» дети бегут каждый к своему флажку, стараясь обежать его как можно быстрее, вернуться к веревочке и дернуть ее за конец в свою сторону. Побеждает тот, кому это удалось сделать первым. Вместо веревочки можно использовать скакалку.

***При подборе пар для игры педагог должен учитывать физическую подготовленность детей. Важно, чтобы дети в парах были примерно равны по силам.
«Посадка картофеля»
Дети встают в две колонны, расстояние между колоннами 3-4 шага. Перед колоннами проводится линия старта. У детей, стоящих в колоннах первыми, в руках по мешочку с 5-6 картофелинами. Напротив колонн, в 10 м от стартовой линии, чертится 5-6 небольших кружков в ряд. По сигналу воспитателя первые игроки бегут к своим кружкам, раскладывают картофелины по одной в кружок, возвращаются обратно и передают пустые мешочки следующим. Те бегут к кружкам, собирают картофелины в мешочки, возвращаются и передают следующим по очереди игрокам мешочки с картофелем. Таким образом, одни «сажают» картошку, другие ее «собирают». Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Первые игроки бегут по сигналу педагога; далее мешочек передается следующему игроку, как эстафетная палочка.
«Ловишки-ёлочки»
Дети произвольно располагаются на площадке, «ловишка» стоит в середине. По сигналу: «Раз, два, три - лови!» все разбегаются по площадке, уворачиваются от «ловишки». Ребята стараются выручать друг друга, так как «ловишке» нельзя запятнать тех детей, которые встанут лицом друг к другу и, вытянув руки в стороны вниз, будут изображать елочку.
«Ручные пятнашки»
Один ребенок кладет руки на стол ладонями вверх, другой сидит напротив и держит руки на столе ладонями вниз. Он быстрым движением старается коснуться своими ладонями ладоней партнера, «запятнать» их, тот отдергивает руки. Если «пятнашке» удается коснуться ладоней товарища, играющие меняются ролями. Кто дотронулся большее число раз, тот и выиграл.
«Ладошки»
Двое играющих встают друг против друга. Они одновременно хлопают в ладошки, а потом соединяют их перед собой (правую - с левой, левую - с правой). Далее ладони соединяют крест-накрест: правую - с правой, левую - с левой. Наконец хлопок - и снова ладони вместе! Сначала эти движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.
«Наперегонки парами»
Дети распределяются на пары, берутся за руки и встают на одной стороне площадки. По сигналу педагога они бегут до противоположной стороны. Побеждает пара, которая добежала быстрее других, не разъединив рук. Игра проводится 4-5 раз.

***Для усложнения игры дети могут соединять руки крест-накрест.
«Кто остался без хвоста»

Детям раздаются ленточки на кольцах, или веревочки (40-50 см), которые они закладывают за резинку шорт или спортивных штанов сзади. Считалкой выбирается ловишка. Дети произносят слова:

«Тра-та-та, тра-та-та,

Кто остался без хвоста».

Ловишка догоняет детей, старается вырвать «хвост». Те, кто остался «без хвоста», подходят к педагогу, танцуют, прыгают, хлопают в ладоши, «болеют» за остальных.
«Перелет птиц»
Дети бегают по площадке - это «птицы». По сигналу педагога: «Ветер, буря!» дети подбегают к гимнастической стенке (пенькам) и быстро залезают на нее - прячутся. Затем педагог говорит: «Солнце выглянуло». Дети слезают и вновь бегают по площадке. Игра повторяется 4-5 раз.
«Птички и клетка»
Дети распределяются на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки; дети идут по кругу, держась за руки, - это «клетка». Другая подгруппа - «птички». Педагог говорит: «Открыть клетку!», и дети, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» влетают в «клетку» (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!». Дети опускают руки. «Птички», оставшиеся в «клетке», считаются пойманными и встают в круг. «Клетка» увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1-3 «птички». Затем дети меняются ролями.
«Северный и южный ветер»
Выбирают двух водящих. Первому на руку повязывают синюю ленту - это «северный ветер», другому - красную - это «южный ветер». Остальные дети бегают по площадке. «Северный ветер» старается «заморозить» как можно больше детей (дотронуться до них рукой). «Замороженные» дети принимают какую-либо позу. «Южный ветер» «размораживает» их, дотрагиваясь рукой, восклицая: «Свободен!». Через 2-3 мин. назначают новых водящих, и игра повторяется.
«Ловишка, бери ленту»
Играющие встают в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, берут цветную ленту и закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центр круга. По сигналу воспитателя: «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка догоняет их, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленту. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три, в круг скорей беги!» дети собираются в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.
«Бабочки, лягушки и цапли»
Дети свободно бегают на площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут «крылышками», кружатся), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только воспитатель произнесет: «Снова побежали!», они снова начинают бегать по площадке в произвольных направлениях.

«Озера, ручьи, море, дождь»
Дети делятся на две (три-четыре) команды. По сигналу «Озера» команды образуют круги, водят хороводы до следующего сигнала. По сигналу «Ручьи» дети в своих командах становятся друг за другом паровозиком и двигаются в разных направлениях, держась друг за друга. По сигналу «Море» дети становятся в один большой круг, водят хоровод, поднимают и опускают руки, изображая волны. По сигналу «Дождь» дети в рассыпную бегают по залу.

«Снежки»

Цель игры: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы пальцев, учить бросать малый мяч вдаль.

Для этой игры понадобятся: для этой игры сделать много мягких поролоновых мячей (например, из поролоновых губок для мытья тела – такие мячи не только легкие, но и яркие).

Содержание: показать детям мягкие мячики и предложить слепить из них "снежки": "А давайте мы сейчас слепим снежные комочки". Сжимая мячик между ладонями, показать, как лепить "снежок": "Смотрите комочек мягкий, я могу его сжимать ладошками: вот так – вот так!" Дети повторяют движения. "Ну, покажите, какой "снежок" у вас получился. Какие хорошие у вас «снежки»! Молодцы! Давайте еще слепим". – дать возможность детям слепить еще 3 комочка. "А теперь бросайте "снежки" мне, я буду их ловить!" Дети бросают мячи-комочки одной рукой. Воспитатель делает вид, что ловит "снежки", но поймать или удержать их не может: "Как много "снежков". Я их и поймать не смогла! Давайте соберем "снежки" и снова поиграем". Воспитатель с детьми собирают мячи, и игра повторяется.

Совет: напоминать детям, чтобы они с усилием нажимали на мяч во время лепки «снежка», и чтобы у них сверху оказывалась по очереди то правая, то левая ладошки. Предложить просто помять мяч пальцами рук.

«На другой бережок»

Цель игры: учить ребенка метанию вдаль одной рукой (правой и левой).

Для этой игры понадобятся: «речка" располагается на расстоянии 1,5-2 м от "берега", чтобы ребенок смог перекинуть через нее "камушек". Через "речку" перекидывается "мостик" - доска.

К бережку мы подойдем
Подходят к "берегу".
В руки камушки возьмем,
Наклоняются и берут каждой рукой по шарику.
Ручку правую поднимем,
Поднимают правую руку вверх.
Через речку перекинем.
Бросают шарик через "речку" правой рукой.
Ручку левую поднимем,
Поднимают левую руку вверх.
Тоже камень перекинем!
Бросают шарик через "речку" левой рукой.

"Какие мы с вами молодцы! – говорит воспитатель– Все камушки на другой берег перебросили. Давайте теперь по мостику пройдем, камушки соберем и обратно принесем". Дети идут по доске, собирают "камушки" и возвращаются тем же путем обратно.

Напоминать малышам, чтобы они бросали камушки по очереди правой и левой рукой, не торопились (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль, расстояние от ребенка до «речки» увеличивается. Для разнообразия можно использовать мешочки, наполненные крупой.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Дети становятся в круг, педагог с корзиной маленьких мячей в центре. Все вместе произносят слова:

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

По окончанию слов педагог подбрасывает мячи вверх так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Дети должны быстро собрать их назад в корзину.

Подвижные игры для младших школьников

В теплое время года ребятам младшего школьного возраста понравятся активные игры на свежем воздухе. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Они легко доступны практически в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая площадка во дворе. Решив выехать на природу вместе с детьми, вы всегда сумеете сделать поездку интересной и увлекательной для них. Когда дети немного устанут, можно устроить им застолье прямо на траве. Отменный аппетит будет гарантирован!

Предлагаем вашему вниманию описание некоторых весьма простых, но очень занимательных игр для Ваших ребят. Если и Вы сами примите в них участие, то хорошее настроение и веселье всей компании обеспечен.

Жмурки

В игре может принимать участие сколько угодно детей, но не менее трех. Желательно иметь некоторое пространство, чтобы была возможность двигаться, не натыкаясь на препятствия. Игра начинается с выбора водящего. Можно воспользоваться считалкой или просто кинуть жребий. «Водиле» завязывают глаза и выводят на середину площадки, затем поворачивают его несколько раз вокруг собственной оси. Дальше можно прочесть стишок или просто по команде разбежаться. Задача жмурки поймать игрока.

Правила игры:

Когда жмурка подходит к опасному предмету, все кричат «огонь», чтобы избежать травм. Но нельзя использовать это слово, чтобы отвлечь внимание жмурки от игрока, который не может убежать.

Нельзя убегать далеко(желательно заранее обговорить границы участка для игры) и прятаться за какие-то предметы.

Жмурка должен узнать пойманного игрока не снимая повязки.

Пятнашки или салочки

В игре принимает участие любое количество игроков, но не менее 3-х. Для игры желательно наличие площадки, по краям которой рисуют 2 круга – дома. Сначала выбирается водящий- пятнашка или салочка. Затем все игроки разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

Правила игры:

Игрок, которого салочка коснулся рукой меняется с ним местами.

Если игрок встает двумя ногами на какой-нибудь предмет, то он «спасся» от пятнашки.

Если игрок запрыгал на двух ногах, то он в безопасности, водящий не может его запятнать.

Игрок спасается от пятнашки, если забегает в круг-дом.

Большой мяч

Для игры нужна достаточно ровная площадка(подойдет полянка) и большой мячик. Игроков желательно не менее 5.

Все игроки, взявшись за руки встают в круг, а водящий внутри круга с мячом. Его задача выкатить мяч за пределы круга ногами.

Тот, между чьими ногами проскочил мяч, становится водящим, только уже за кругом. Все игроки поворачиваются спиной к центру круга, а водящий старается вкатить мяч в круг. Затем все повторяется.

В течении всей игры запрещено брать мяч в руки и он не должен подниматься выше колен играющих.

Гонки на руках

В игре принимает участие четное количество детей. Они делятся на команды по 2 человека. Один игрок берет второго члена команды за ноги. Таким образом они должны добраться до финиша. На середине пути игроки меняются местами и продолжают двигаться дальше. Побеждает команда, первой добравшаяся до финиша.

В игре может участвовать любое количество игроков. Сначала выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10-15 шагах за ним. «Водила» произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь» и быстро оборачивается, внимательно оглядывая игроков. Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.

Зайцы в огороде

В игре принимают участие не менее 3-х человек. Для игры требуется площадка, на которой чертятся два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга может быть 3-4 м, а внутреннего – 1-2 м. Водящий- «сторож» находится во внутреннем круге (огороде), остальные игроки – «зайцы» во внешнем. Зайцы прыгают на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловит зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывают из игры. Когда все зайцы будут пойманы, выбирается новый сторож и игра начинается снова.

Подвижные игры дошкольников и младших школьников

Подвижные игры и забавы для младших ребят не имеют равных себе конкурентов. Для малышей движение не только жизнь, но и счастье. Чаше дарите им радость движения.

Рыбачок и рыбки

На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих - рыбачок - находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок».

На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает, из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга.

Совушка

Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные - Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает - все оживает!» - малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает -всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту.

Охотники

Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой!» - все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны.сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника.

Невод

Все игроки - рыбки, кроме двух рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой. Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных рыбок составляется целая цепочка - «невод». Теперь рыбки ловятся «неводом». Последние двое не пойманных игроков являются победителями, при повторении игры они - рыбаки.

Колобок

Дети, присев на корточки, размешаются по кругу. В центре круга находится водящий - «лиса». Играющие перекатывают мяч - «колобок» друг другу так, чтобы он уходил от «лисы». Водящего сменяет тот игрок, который прикатит колобок так, что «лиса» сможет его поймать.

Берегись, Буратино!

У одного из играющих на голове колпачок. Он -Буратино. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с колпачком. Однако сделать это не так просто: играющие на бегу передают колпачок друг другу. Когда водящий запятнает Буратино, они. меняются ролями.

Воробьи-попрыгунчики

На полу или площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие - «воробышки» -становятся за кругом у самой черты.

По сигналу руководителя «воробышки» начинают, впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком». Игра повторяется вновь.

Горелки

Участники игры становятся парами в затылок друг Другу. Впереди всех пар встает водящий, он громко говорит:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три, Последняя пара, беги!

После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперед (каждый со своей стороны) до условного места, а водящий старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встает рядом с водящим впереди первой пары, а второй становится водящим. Игра продолжается.

Петушки

Играющие (по одному от каждой команды) входят в круг диаметром 3 метра и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной (правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу или наоборот). Задача: вытолкнуть противника из круга.

Самый ловкий - это ты!

Начертите на земле два круга диаметром до метра. Круги расположены рядом. В центр круга положите шайбу, кубик, мячик, городок. Играть могут двое или две команды из трех-четырех человек. По сигналу ведущего дети должны игрушечной шпагой, саблей, гимнастической палкой этот предмет (предметы) выбить из круга «противника:», защитив свои. Ребята как бы сражаются на шпагах и саблях. Побеждает тот или те, кто, выбив предмет «противникам не допустил(и) его к своим.

Брось в кольцо

В комнате или на школьном дворе подвешивают кольцо на высоте примерно 1,5 метра. А в руки каждому участнику дают палочку длиной до 50 сантиметров. Надо с расстояния 10-15 шагов пробежать к кольцу, бросьте палочку так, чтобы она проскочила через него, и вновь поймать ее.

Если игрок выполнит задание, он выигрывает два очка; если не успеет поймать палочку и она упадет на пол - одно очко, ну а если бросит так, что промахнется, бросок просто-напросто не зачитывается. Игра продолжается пять минут. Кто набрал больше очков, тот и победил.

Не попадись на удочку

Для игры нужна веревка длиной 2-3 метра с привязанным на конце грузиком - мешочком с песком.

Играющие образуют круг, в центре которого стоит водящий с веревкой в руках. Он начинает раскручивать ее так, чтобы она вращалась над самой землей. Ребята перепрыгивают через веревку. Водящий постепенно поднимает плоскость вращения веревки выше и выше, пока кто-нибудь из участников не «попадется на удочку», т. е. не сумеет перепрыгнуть через вращающуюся веревку. Попавшийся водит. Игра продолжается.



 

Возможно, будет полезно почитать: