Помогает ли китайский цигун. Александр Федоров о Первой ступени цигун. Что такое цигун и зачем им заниматься

Занятия цигун в оздоровительных и лечебных целях не вызывают никаких отклонений. Поэтому желающим заняться этим видом гимнастики не следует пугаться и отказываться от своих намерений. Так называемые отклонения в цигун можно предупредить. Если же этого сделать не удалось, то устранить их можно с помощью соответствующих приемов. В данной статье предпринята попытка поговорить об ошибочных воззрениях на данную проблему с позиций накопленного в этой сфере опыта.

“Ощущение ци” во время занятий цигун

“Ощущение ци” во время занятий цигун является нормальным явлением.

Основную массу занимающихся цигун составляют люди, страдающие различными и порой очень тяжелыми заболеваниями. Они, как правило, уже не надеются ни на врачей, ни на лекарство. Сомнения не оставляют их и тогда, когда они обращаются к цигун. Такие люди мало верят в успех, поскольку цигун для них - просто одно из средств, которое они еще не пробовали. Для тех, кто, приступив к занятиям, ощутил их благотворное воздействие, цигун становится островом в безбрежном море, оазисом в пустыне. Некоторые же чувствуют себя еще хуже: не только не прошла болезнь, но и появились “отклонения”. Попытаемся разобраться в том, что является причиной этих “отклонений”.

Некоторые жалуются на то, что во время первых недель занятий цигун самочувствие отличное, а несколько месяцев спустя появляются “недомогания”. Это вполне объяснимо. С началом занятий происходит процесс “настройки” организма, основанный на выполнении требований цигун, принятии определенных поз, соответствующем дыхании и мышлении. Постепенно начинает возвращаться способность к глубокому сну. Состояние человека напоминает ощущения хорошо выспавшегося человека, пробуждение которого сопровождается прекрасным самочувствием. Однако на этом этапе занимающиеся цигун еще не умеют управлять “внутренней ци” должным образом, у них еще не появилось “ощущение ци”, а значит, до получения терапевтического эффекта от занятий цигун еще очень далеко.

По мере продолжения занятий происходит возбуждение “истинной ци”. Ци начинает воздействовать на отдельные участки организма, реакция которых на воздействие ци и называется “ощущением ци”. Впервые столкнувшись с таким ощущением, которое значительно отличается от того, что больной испытывал раньше, одни воспринимают его как симптом выздоровления, другие - как новое “недомогание”. Подобные “недомогания” могут проявляться следующим образом.

Утечка ци через “отверстия”

В теле человека имеются “отверстия”, соответствующие пяти органам чувств: уши, глаза, рот, язык и нос. К “отверстиям” в теле человека также относятся анус и мочеполовой орган. Обобщенно их называют “семь отверстий” или “девять отверстий”. Эти “отверстия” воспринимают ощущения извне и связаны с внутренними органами, так называемая “утечка ци” связана с ненормальным функционированием “отверстий”, что может проявляться следующим образом: тяжелеют веки и слипаются глаза; шумит в ушах; немеет язык; сводит крылья носа; появляются позывы к мочеиспусканию; возникает половое возбуждение, иногда сопровождающееся непроизвольным семяистечением; появляются позывы в анусе, сопровождающиеся сильным выделением газов, иногда со слизью.

“Истечение ци” через тонкие участки мышц или чувствительные точки энергетических каналов

Тонкие участки мышечной ткани находятся в основном на голове от надпереносья до точки байхуэй, на руках в области точки лаогун и точек цзинсюэ на кончиках пальцев, на ногах в области точек юнцюань и точек цзинсюэ на пальцах. В этих местах мышцы очень тонки, и энергетические каналы чрезвычайно чувствительны. Кроме того, именно на этих точках во время занятий цигун сосредоточиваются “мысли”. Через несколько недель после начала занятий в этих местах появляется ощущение ломоты, онемения, вздутия. Ци как бы проникает через кожу и вытекает наружу, вызывая такое чувство, будто в этих участках тела проходит электрический ток или копошатся муравьи. Мышцы как бы размягчаются и немеют.

Все эти ощущения являются нормальной реакцией организма на занятия цигун. В чем причины такой реакции? Прежде всего необходимо пояснить, каким образом “пять органов чувств” и “семь отверстий” связаны с внутренними органами. Почки, где хранится семя-цзин, образующее мозг [имеется в виду костный и спинной мозг] связаны с ушами; печень, где хранится кровь, связана с глазами; нос является выходным отверстием легких, отвечающих за дыхание и связанных с физиологическими функциями кожи и волос; рот - выходным отверстием селезенки, где хранится “мысль” и которая связана с мышцами; сердце же, отвечающее за кровообращение и хранящее “дух”, связано с языком. Все эти внутренние органы связаны с соответствующими “отверстиями” через энергетические каналы. Во время выполнения упражнений возбужденная ци из какого-либо органа начинает движение по открывшимся каналам и вместе с током крови поступает в соответствующее этому органу “отверстие”. Находившееся до этого в закрытом состоянии “отверстие” может открыться.

Анальное отверстие связано не только с энергетическими каналами, но и с желудком и кишечником, являясь окончанием пищеварительного тракта. Мочеполовой орган, являясь местом, где сходятся меридианы жэнь-май и чунмай, связан также с мочевым пузырем и почками. Меридианы печени и селезенки тоже связаны с мочеполовыми органами, как и меридианы иньвэй и иньцяо.

Общим для любого комплекса цигун является требование мысленного сосредоточения или направление ци в даньтянь. Когда ци в даньтянь возбуждается, это не может не отразиться на меридианах, расположенных поблизости, и они тоже один за другим “оживают”. Ощущение “потока”, “разжижения” неизбежно передается в мочеполовой орган, который сильно возбуждается, что может привести к непроизвольному семяистечению.

Когда начинают функционировать ци-проводящие органы, то в первую очередь возбуждается “защитная ци”. Дошедшая до подкожных участков “защитная ци” в разных местах дает о себе знать по-разному: на участках с развитой мускулатурой она себя не проявляет, там же, где мышцы тонки, она ощущается очень явственно. Как уже говорилось выше, это главным образом голова и конечности. Ощущение “утечки” ци не означает тем не менее, что это происходит на самом деле. С началом функционирования ци-проводящих органов значительно улучшается работа желудочно-кишечного тракта. Улучшается усвоение пищи, усиливается перистальтика, в результате чего происходит выход большого количества отработанных и вредных газов. Если на последних участках желудочно-кишечного тракта имеется отечность или произошел сильный прилив крови, то может произойти реакция, выражающаяся в образовании и выделении слизи.

Для того чтобы занимающийся цигун стал “ощущать ци”, чтобы отрицательные ощущения сменились на положительные, требуется определенное время. С завершением этого процесса исчезнут и недомогания. Но пока он не закончился, занимающиеся не должны воспринимать возможные недомогания за отклонения от нормы.

Недомогания во время занятий цигун

Недомогания во время занятий цигун являются проявлением борьбы “истинной” и “болезнетворной ци”.

Большинство людей, страдающих тяжелыми заболеваниями, с помощью цигун могут облегчить свое состояние и выздороветь. Но процесс выздоровления у разных людей протекает по-разному: у одних это происходит быстро и легко, у других - после многократных попыток. Среди целого ряда процессов, происходящих в организме, на пути к выздоровлению есть и такой, когда “истинная ци” устремляется в очаг заболевания. В очаге заболевания “истинная ци” встречает “болезнетворную ци” и вступает с ней в противоборство. Эта борьба независимо от того, где она происходит, может распространиться на весь организм. Возбуждение “истинной ци” приводит в активное состояние ци-проводящие органы, что в свою очередь стимулирует кровообращение. Недомогания, связанные с оздоравливающим воздействием тока крови на очаг заболевания, могут быть сильнее, чем симптомы самой болезни.

В связи с этим на начальном этапе могут возникать самые разнообразные состояния: внутри ощущается жжение и “вздутие”, сокращается вход в желудок, появляется частая отрыжка и икота, иногда доходящие до рвоты; пропадает аппетит, нарушается баланс инь и ян, циркуляция ци и крови, ухудшается настроение; легкие не справляются с регулированием жидкостного обмена, появляются отечные явления, иногда вызывающие одышку и кашель, сильные диспепсические явления, а также боли в боку, вспыльчивость и раздражительность; усиливается нагрузка на сердце, увеличивается интенсивность его сокращений, что значительно ускоряет ток ци и крови, возникает ощущение жара, происходит покраснение кожи; не исключены даже некоторые формы нервного расстройства. Кроме того, если ци и кровь не достигают очага заболевания, находящегося в нижней части тела, то вероятно проявление таких симптомов, как слабость в конечностях, раздражение кожи, нехватка воздуха, быстрая утомляемость.

Борьба “истинной” и “болезнетворной ци” - неизбежный процесс. Поэтому не стоит пугаться и резко прекращать занятия. Это был бы необдуманный шаг, имеющий негативные последствия. Надо объективно оценить ситуацию, не паниковать, быть внимательным и, соблюдая осторожность, миновать этот этап. В этом случае оздоровительная цель занятий цигун, без сомнения, будет достигнута.

“Недомогания” в цигун - раздутая проблема

В начале статьи говорилось о сомнениях некоторых людей относительно эффективности цигун. Эти сомнения бывают основаны отнюдь не на результатах занятий, а на представлении о том, что хотя цигун и полезен, однако в результате неправильного выполнения упражнений могут появиться “отклонения”.

Многие из тех, у кого успехи в цигун незначительны или у кого появились признаки вышеперечисленных “недомоганий”, легко поддаются навязчивой мысли об “отклонениях”. У страха глаза велики, и эта уверенность крепнет с каждым днем. В результате человек попадает в сложную ситуацию, из которой он не в состоянии выбраться самостоятельно. В то же время сейчас многие китайские мастера цигун и врачи считают, что практикование цигун в большинстве случаев вызывает “отклонения”. Более того, немало мастеров утверждают, что высокого уровня в цигун с помощью тренировок достичь невозможно, а врачи заявляют, что они в этом ничего не понимают. Такой подход ставит определенный контингент больных в безвыходное положение. На самом же деле эти так называемые “отклонения” вполне можно предотвращать, ослаблять и устранять.

Текущая страница: 24 (всего у книги 32 страниц)

198. Всегда ли при выполнении разных видов цигуна необходимы статическая концентрация сознания на даньтяне и брюшное дыхание

Некоторые считают, что при выполнении любого цигуна следует концентрировать внимание на даньтяне и осуществлять брюшное дыхание. Данная точка зрения является неполной, а потому неверной.

Несомненно, даньтянь является важной частью организма. Люди физически слабые посредством концентрации на даньтяне могут укрепить истинное ци.

Брюшное дыхание также занимает важное место. Те, у кого есть проблемы с желудком и кишечником, с помощью брюшного дыхания могут улучшить перистальтику. Все это весьма полезно для здоровья. Однако существует много различных методик дыхания и концентрации.

Если говорить о статической концентрации, то она подразделяется на два вида: концентрация на внешнем и концентрация на внутреннем (подразумевается собственное тело человека). В последнем случае концентрация может осуществляться на различных AT в соответствии с необходимостью.

Если говорить о дыхании, то помимо брюшного есть также самоестественное (природное) дыхание, грудное, глубокое, дыхание с паузами и утробное дыхание. Чтобы определить, какой тип статической концентрации и дыхания следует использовать в данном случае, необходимо учитывать различия в видах заболеваний, в их характере (легкое или тяжелое), в степени «вхождения в покой» и в привычках индивида. Например, гипертонику лучше всего подходит статическая концентрация на точках юн-цюань; больному туберкулезом – грудной тип дыхания.

199. Через какой срок занятий цигуном можно испускать внешнее ци (вай ци)

Многие интересуются испусканием внешнего ци, поскольку с его помощью можно лечить болезни, не касаясь тела, можно также приводить в движение различные приборы, не дотрагиваясь до них. Поэтому многие спрашивают: может ли взрослый человек, изучив цигун, излучать внешнее ци. И как долго надо заниматься цигуном, чтобы овладеть этим умением?

Мы считаем, что лучше всего начинать упражнения по испусканию внешнего ци примерно в возрасте 10 лет. В более старшем возрасте количество испускаемого внешнего ци будет немного меньше. Однако выполнение методик по испусканию ци взрослым человеком содержит много полезного для оздоровления собственного организма.

В течение какого времени необходимо выполнять упражнения, чтобы начать испускать внешнее ци? На этот вопрос нельзя дать простой ответ. Его можно разрешить, лишь приняв во внимание сложность упражнений, возраст, состояние здоровья, базовый уровень, а также успехи в овладении соответствующими методиками. Обычные люди могут излучать внешнее ци примерно после трех лет [К] занятий, однако некоторые обретают ощущение ци после двух-трех месяцев тренировок. В этот период никоим образом нельзя пытаться из любопытства делать пробные испускания, поскольку девять человек из десяти могут потерпеть неудачу и довести до изнеможения собственный организм. Например, один большой любитель цигуна после неполного месяца тренировок решил попробовать испускать внешнее ци. В итоге он нанес ущерб своему изначальному ци (юань ци), ощутил, что во всем его теле ци не имеет силы, и целую неделю не мог встать с кровати.

Поэтому мы считаем, что для испускания внешнего ци без ущерба для собственного организма необходимо заниматься, по меньшей мере, два-три года. После этого появляется возможность изучения с помощью приборов и клинического использования данного явления. Мы считаем также, что главное в методике упражнений по испусканию внешнего ци – отнюдь не лечение других людей, поскольку уже созданы медицинские приборы, копирующие излучение внешнего ци и заменяющие врачей-цигунотерапевтов. Главное – это тренировка собственного организма.

200. На что следует обращать внимание при тренировке комплексов по испусканию внешнего ци

Необходимо обращать внимание на следующие положения:

– позиция должна быть правильной, тело соответствующим образом расслабленным, требования к занятиям – неизменными;

– после принятия нужной позиции можно в пределах необходимости разговаривать или слушать приятную успокаивающую музыку, но при этом не нарушать положения тела;

– во время упражнений необходима самоестественность дыхания, использование благоприятных методов концентрации, нельзя ругаться и сердиться;

– занятия цигуном на пустой желудок неблагоприятны, перед их началом надо выпить немного горячего напитка. Однако также неблагоприятны упражнения цигуна после обильной еды.

Как следует отработав подготовительные действия, можно приступить к выполнению упражнений в следующей последовательности: начать с движения «корни глубоко в земле» и каждый раз выполнять его в течение одного часа; после года упражнений можно приступить ко второму движению – «меч, парящий в воздухе». Пройдет еще год – и только тогда время приступать к выполнению третьего движения «драконово-орлиная поступь». После овладения позициями в процессе занятий цигуном надо следовать их самоестественному раскрытию; никоим образом нельзя специально добиваться каких-либо ощущений.

Появление в ходе занятий жара в ладонях, жара во всем теле с выступлением мелких капель пота – хороший признак. Если же ощущается озноб, то следует выполнить завершающее движение и на том закончить, а через день вновь вернуться к тренировкам.

Продолжительность выполнения упражнений необходимо выбирать в соответствии с их интенсивностью. Тем, кто только начал занятия, нельзя заниматься с большим напряжением, чтобы исключить чрезмерную усталость. После занятий часто возникает ломота в коленных суставах, это нормальное явление. Однако необходимо контролировать количество движений. Если их будет слишком много, то может возникнуть отрицательная реакция.

Для начинающих период занятий должен быть покороче, трудность упражнений – поменьше. Затем происходит постепенное увеличение объемов тренировок, причем освоение идет последовательно, шаг за шагом.

Пот, выступающий после занятий, следует смывать, купаясь в горячей воде, жажду утолять горячими напитками. Во избежание охлаждения следует воздерживаться от купания в холодной воде и от питья холодных напитков.

201. Какие связи между цигуном, питанием и напитками

Занимающиеся цигуном всегда уделяют особое внимание тому, чтобы есть простую пищу, совершенно не курить, не пить алкоголя, что, несомненно, имеет свой резон. Все знают, что указанные факторы способствуют физическому здоровью и долголетию. Мы считаем, что занимающиеся цигуном должны потреблять нетяжелые (неконцентрированные, постные) пищу и напитки. Разумеется, также [К] может иметь место соответствующее увеличение рациона.

Человеческому организму необходимы такие элементы питания, как сахар, жиры, белки, витамины и минеральные вещества. Поэтому полноценное питание предполагает их достаточное употребление.

Что же касается увеличения в рационе больного того или иного вида еды или напитков, то оно определяется в соответствии с характером данной болезни и собственными потребностями. Например, больные гипертонией и коронарной сердечной недостаточностью в период выполнения цигуна должны побольше есть простой (постной) пищи и поменьше жиров, страдающие анемией и гипотонией – сладкое и витамины, жирную и белковую пищу. Больные сахарным диабетом в период занятий цигуном должны есть мало сладкого.

Совершенно необходимо для занимающихся прекратить курение, поскольку табак содержит никотин и другие ядовитые вещества. Цигун – это освобождение от ядов, а курение – их поглощение. Если говорить о больных, страдающих ревматическим воспалением суставов и другими подобными болезнями, то им можно ежедневно выпивать немного водки или лечебного вина.

В целом в питании занимающихся цигуном должны преобладать нетяжелые еда и питье; надо также следить за разнообразием питания и прекратить курение табака.

202. Хорошо ли заниматься цигуном на пустой желудок или сразу после приема пищи

И то, и другое – нехорошо. Цигун обладает способностью усиливать желудочно-кишечную деятельность, способствующую перевариванию и всасыванию. Это имеет большое значение для тех, кто страдает от болезней пищеварительной системы. Выполнение цигуна на пустой желудок повлечет за собой усиление перистальтики, однако, поскольку желудочно-кишечный тракт находится в относительно опустошенном состоянии (особенно желудок), то обычно возникает острое чувство голода. В такой ситуации, если не принять своевременно пищу (в небольшом количестве), то это скажется на «вхождении в покой» и регулировании дыхания, поскольку, испытывая голод, нелегко практиковать цигун «взращивания внутреннего». Однако делать цигун сразу после еды также неудобно, так как желудок, переполненный пищей, слишком тяжел, что не способствует регулированию дыхания и может нарушить чувство комфорта и «вхождение в покой». Поэтому самое наилучшее – не практиковать цигун ни на пустой желудок, ни на переполненный.

203. Какая польза в упражнениях цигуна для здорового человека

Широко известно, что физкультура и спорт способствуют укреплению здоровья. Цигун также является одним из видов спорта и также может способствовать физическому здоровью. Особенно следует выделить статический цигун, где хотя и не заметно каких-либо движений конечностями и корпусом, однако пять плотных и шесть полых органов внутри организма находятся в движении, которое называют внутренним. Поэтому цигун называют специфическим видом спортивно-оздоровительных действий китайского народа.

Цигун регулирует субъективную внутреннюю активность организма, проходимость каналов и коллатералей, гармонизирует ци и кровь, укрепляет тело. Он может также корректировать функции коры головного мозга, усиливать иммунитет, устранять неравновесные состояния между организмом и внешней средой и способствовать адаптации организма к среде. Поэтому больному и здоровому человеку можно практиковать цигун. Больной сможет устранить недуг, здоровый – укрепить организм и продлить годы жизни. Клинические наблюдения показали, что многие больные, обремененные многочисленными недугами, посредством тренировок цигуна добились выздоровления. Что касается здоровых, практикующих цигун, то из их числа слабые превратились в сильных, а сильные еще больше окрепли.

Если состояние здоровья и силы организма в хорошем состоянии, то при занятиях статическим цигуном лучше применять средние и низкие стойки, но еще лучше использовать динамический цигун либо сочетание статических и динамических форм.

204. если В ходе занятий не удается сконцентрироваться, может ли это повлиять на их эффективность

В ходе занятий цигуном, особенно цигуном «взращивания внутреннего», иногда получается так, что чем больше думают о «вхождении в покой», о концентрации на даньтяне и о сдерживании мыслей, тем легче мысли разбегаются в разные стороны. Это явление часто наблюдается среди начинающих. Например, концентрация на даньтяне иногда получается, а иногда – нет. Человека могут также постоянно захватывать посторонние мысли, непосредственно воздействуя на эффективность занятий. Однако после завершения определенного периода тренировок (2-3 цикла) подобные проявления могут естественным образом сокращаться вплоть до полного исчезновения.

205. Сколько методик цигуна можно практиковать одновременно

Как правило, для хронических больных, занимающихся цигуном с целью укрепления здоровья, выбирают всего лишь один-два вида цигуна, которые соответствуют общему состоянию организма. Настойчиво придерживаясь их выполнения, можно достичь успеха.

Если человек занимается цигуном недолго и его искусство еще не достигло уровня мастера, то одновременное выполнение многих методик может вызвать побочные явления. Особенно легко возникает «хаос ци» (ци луань).

Если же человек занимается довольно долго и уже достиг определенного мастерства, то он может одновременно практиковать несколько методик цигуна, однако лучше всего, чтобы их количество не было чрезмерным. К тому же, необходимо обратить особое внимание на рациональную организацию времени занятий. Например, на рассвете выполнить цигун «Великого Предела», после обеда и вечером практиковать различные стойки и цигун расслабления и т.д. Некоторые люди нa протяжении долгого времени уже практикуют многие методики цигуна одновременно, при этом у них не возникает никаких неприятных ощущений. Им следует продолжать занятия в соответствии с первоначальным способом. Однако мы хотели бы подчеркнуть, что при изучении цигуна не следует стремиться к овладению множеством методик, лучше освоить их немного, но до самых тонкостей.

206. Обязательно ли, практикуя «18 форм цигуна великого предела» (тайцзицигуна), выполнять весь комплекс полностью

Вообще говоря, при практике «18 форм тайцзицигуна», как правило, выполняют весь комплекс полностью, что наиболее полезно для укрепления здоровья, поскольку способствует всесторонней тренировке всех частей тела. Однако некоторые пациенты с ослабленным здоровьем и довольно тяжелыми недугами не могут выполнять весь комплекс за один прием. Они должны сами выбрать для выполнения несколько разделов комплекса, сообразуясь с состоянием здоровья и течением болезни.

Например, страдающие сердечными заболеваниями и эмфиземой легких могут выбрать для тренировки такие движения, как «раскрывание грудной клетки», «отталкивать волну, помогая прибою», «летящий голубь расправляет крылья»; страдающие от болей в спине и пояснице – движения «вращать тело, глядя на луну», «вращать поясницей, отталкивать ладонями», «ловить рыбу в море, смотреть в небо»; страдающие неврастенией и неврозами могут выбрать движения «держать мяч перед собой на уровне плеча», «полет гуся», «раскачивать радугу». В целом, если нельзя полностью выполнить все 18 форм тайцзицигуна за один прием, то следует в соответствии с индивидуальными особенностями болезни выбрать несколько элементов и повторять их, за счет чего можно также достичь определенного эффекта.

207. Можно ли сочетать тренировки цигуна с занятиями различными видами спорта

Некоторые люди считают, что, занимаясь цигуном, нельзя участвовать в других спортивных занятиях. Эта точка зрения неверна. Поскольку цигун родился в процессе долгого периода борьбы нашего народа против болезней, то он является национальной формой оздоровительной физкультуры. Поэтому занимающиеся цигуном могут одновременно практиковать и другие виды спорта, но определять их следует в соответствии с особенностями организма, его силой или слабостью, объективными условиями. Можно избрать ходьбу, игру в настольный теннис или бадминтон, упражнения тайцзицюань или тайцзицянь (тайцзи с мечом), альпинизм, плавание. Уровень нагрузки устанавливает врач или сам пациент.

Лучше всего, чтобы время занятий цигуном и спортом не совпадало. Например, рано утром можно пробежаться и заняться тайцзицюанем, а вечером сделать цигун; либо в первой половине дня сделать цигун, а после обеда заняться другими видами спорта. Такого рода тренировки не только не противоречат друг другу, но и взаимно дополняют друг друга, что еще больше усиливает их эффект.

208. Можно ли сочетать цигун с тайцзицюанем

И цигун, и тайцзицюань являются методами тренинга тела, способствующими оздоровлению. Поэтому тот, кто занимается цигуном, может также практиковать тайцзицюань. Но поскольку у этих двух методов способы тренировок, дыхания, положения тела и медитации неодинаковы, маршруты и направления потоков ци и крови также имеют различия, то поэтому не следует выполнять цигун и тайцзицюань в один и тот же отрезок времени. Например, утром делать тайцзицюань, а вечером – цигун, либо в первую половину дня заниматься цигуном, а во вторую – тайцзицюанем. Тогда они не только не вступают в противоречие, но и, напротив, помогают выполнению функций друг друга. Если у пациента довольно сильные болезненные ощущения и заметный упадок сил, так что он не может встать, то ему лучше всего сначала заниматься цигуном в положении лежа или сидя. Дождавшись, когда сил прибавится, организм укрепится, самочувствие улучшится, пациент снова сможет сочетать занятия цигуном с тайцзицюанем.

Те, кто занимается цигуном с самопроизвольными движениями, могут и не организовывать специальное время для тренировок по тайцзицюаню, поскольку в процесс самодвижений очень часто включаются самопроизвольные элементы тайцзицюаня.

209. Нужно ли советоваться с врачом-специалистом, занимаясь цигуном

Цигуном лучше всего заниматься под руководством врача-специалиста по цигуну. Он может посоветовать, как правильно принять нужную позицию, применять тот или иной прием, поможет избежать ошибок при выполнении упражнений. Без рекомендаций врача подобные ошибки даже при длительном выполнении упражнений могут значительно снизить их эффективность или привести к возникновению осложнений типа «замыкания». Медицинская практика свидетельствует, что в процессе занятий нежелательные побочные явления возникают довольно часто. Наиболее распространены такие из них, как чрезмерная концентрация и непроходимость ци, появление беспорядочных, неконтролируемых движений, головокружение, головная боль, болезненные ощущения в различных местах живота и другие осложнения.

Но пациентам не всегда удается заниматься под наблюдением врача-специалиста. В таких случаях нужно читать специальную литературу, заниматься самообучением [К] , но при этом строго выполнять все правила и рекомендации, внимательно учитывать все аспекты занятий и особенности выполнения приемов. Если же возникают какие-то отклонения, то надо в соответствии с рекомендациями немедленно исправить допущенные ошибки или посоветоваться с цигунотерапевтом. Можно также обратиться в соответствующее медицинское учреждение, поликлинику и получить письменную консультацию или заниматься самостоятельно с помощью заочного обучения. Конечно, лучше всего периодически советоваться с преподавателем цигуна, получать его рекомендации, это принесет значительную пользу.

210. Как выбирать преподавателя цигуна

В медицинских учреждениях, учебных заведениях, на промышленных предприятиях, в сети физкультуры и спорта немало специалистов по цигуну. Как выбрать для себя преподавателя? Мы считаем, что здесь нужно учитывать следующие моменты.

Во-первых, нужно, чтобы у него был многолетний опыт работы в этой области, он должен обладать широкими знаниями по своей специальности и владеть несколькими методиками цигуна. Избранный вами преподаватель должен также иметь необходимую медицинскую подготовку, только в этом случае он сможет оказывать помощь в лечении болезней, в клинических наблюдениях. Нужно остерегаться шарлатанов-лекарей, «помощь» которых может нанести существенный вред здоровью.

Во-вторых, нужно учитывать состояние организма и особенности данного хронического заболевания, чтобы избираемые методы занятий соответствовали данной болезни. Например, если больному рекомендованы упражнения статического цигуна, то и преподаватель должен соответственно владеть методикой выполнения цигуна расслабления и покоя или цигуном «взращивания внутреннего» (нэйянгун). Если же для больного могут быть полезны подвижные упражнения, то и преподаватель цигуна должен владеть такими методиками, как тайцзицигун, «игры пяти зверей», упражнения в движении.

Другими словами, преподаватель выбирается в зависимости от того типа упражнений, которыми следует заниматься пациенту. Для лечебных упражнений подбирают специалиста по оздоровительному цигуну. Если же ставится задача укрепить здоровье, заняться просто физкультурой, то здесь больше подойдет специалист по ушу и военному искусству Шаолиня. Все должно определяться конкретной решаемой задачей.

211. Можно ли постоянно менять способы занятий

Постоянная смена способов занятий цигуном вредна. Это все равно что при овладении иероглификой освоить азы одного почерка, бросить его и заняться другим – так никакому почерку не обучишься. Направлений в цигуне много, у каждого своя теория и методы занятий, есть свои положительные стороны, и у всех у них одна общая задача – укрепление здоровья. Иногда пациенты стремятся овладеть сразу этим сложным искусством. Китайцы в таких случаях приводят выражение: «Увидел учителя и сам сразу же стал Лу Банем» (Лу Бань – знаменитый плотник, почти историческая личность).

Пытаясь достичь сразу всего и овладеть многими способами одновременно, такие пациенты лишь теряют попусту время и если при этом рядом не окажется мудрого советчика, то могут даже нанести ущерб здоровью. Поэтому заниматься цигуном следует настойчиво, последовательно, отрабатывая тщательно один или два подходящих приема или способа. Нужно верить в успех, заниматься упорно и настойчиво, только в этом случае возможно достижение заметных результатов. Если же в силу обстоятельств нужно изменить способ занятий, это нельзя делать непродуманно, стихийно. Надо посоветоваться с врачом и под его руководством внести соответствующие изменения в методику выполнения упражнений, что позволит избежать осложнений и добиться хорошего результата.

Рассказал нам о том, что такое Чжун Юань цигун и зачем им заниматься.

Александр, что приводит людей на занятия?

Целью Первой ступени Чжун Юань цигун является не много - не мало: физическое здоровье. Это - работа с физическим телом, а также - работа с сознанием с точки зрения физического здоровья.

Мы привыкли считать, что здоровье - это когда ничего не болит. Это неправильно. Здоровье - это когда организм функционирует самостоятельно и способен сам компенсировать любые нарушения. Это - условие для нормальной жизнедеятельности. Оно соблюдается, когда мы молоды, когда нет травм, нет хронических заболеваний. В медицине это состояние называется гомеостазом. Считается если внутренний орган поместить в идеальную среду, то он будет работать бесконечно долго. Если мы будем поддерживать такое состояние в организме, то мы можем не только продлить, но и улучшить качество своей жизни. Мы будем бодры, веселы, будем жить долго.

Люди, которые регулярно занимаются цигун в Китае, обладают хорошим здоровьем. На пенсию они уходят в 90 лет. При этом сохраняют не только физическое здоровье, но и ясность ума и интерес к жизни. К сожалению, в России таких примеров мало, так как у нас цигун появился лишь в 90-х годах.

Александр, вы говорили о поддержании здоровой среды для здоровья внутренних органов. А если человек уже имеет заболевания внутренних органов, поможет ли ему практика Чжун Юань цигун?

Опыт цигун показывает, что в этом случае - запускается процесс регенерации внутренних органов. Я лично видел людей, у которых восстанавливалась поджелудочная железа даже после удаления. Они практиковали и орган восстанавливался. Другого размера, но с функциями здорового органа.

Занятия цигун также дают возможность другим внутренним органам взять на себя функции удаленного органа. Или происходит полное восстановление больного органа; например, выходят камни из почек.

Все зависит от интенсивности практики. Если много заниматься, скажем, по 6-8 часов - внутренние органы очищаются, полностью восстанавливают свою активность.

Откуда возник цигун? Сколько лет этой системе?

Наш учитель, Гранд Мастер Сюи Минтан рассказывал, что первоначальные знания возникли одновременно в трех местах: в Китае, Северной Америке и России. Первые исторические сведения насчитывают более 7 тысяч лет, задолго до религий. Где конкретно возникли эти знания и как назывались - не известно. С течением времени, цигун, как система, наиболее полно сохранился именно в Китае. Направлений цигун, так и направлений йоги очень-очень много.


Йога более-менее известна в нашей стране, а о цигун почти никто не знает. Почему?

Во-первых, в советское время наша страна дружила с Индией. Многие специалисты, в том числе медики, ездили туда по обмену, исследовали традиционные методы оздоровления. Во-вторых, в йоге был сразу понятна логика, можно увидеть результат: нет растяжки - не сел в позу лотоса; позанимался - сел. А с цигун совсем по-другому: внешне практически нет никаких действий и результат нельзя увидеть, его можно только ощутить. Причем часто на это требуется какое-то время. Когда мы начнем изучать упражнения Первой ступени цигун, мы увидим, что есть большая разница в этих практиках.

Надо сказать, что в России в свое время уже были некоторые практики цигун: ушу, кунг-фу. В целом специалисты насчитывают более 10 тысяч различных видов практик цигун.

Кто такой Гранд Мастер Сюи Минтан?

Мастер Сюи Минтан родился в начале 60-х годов в семье потомственных врачей. Его папа был врачом западной медицины, а дедушка занимался цигун и лечением цигун. С 11 лет Сюи Минтан начал заниматься боевым цигун, потом тайцзицуань, и благодаря природным данным достиг хороших результатов.

Он стал руководителем направления Чжун Юань цигун поскольку достиг максимальных результатов в этой практике. Чтобы получить звание Мастера цигун, нужно сдать сложный экзамен, ведь статус Мастера дает право набирать учеников, открывать школы. Мастер Сюи Минтан стал Гранд-мастером, он превзошел своих учителей в этой практике. Он основал Пекинский Медицинский Исследовательский Институт Кундавелл, который занимается изучением влияния энергии «ци» на здоровье людей. Институт развивает и интегрирует знания восточной и западной медицины, занимается лечением с помощью цигун таких сложных хронических заболеваний как рак, спид, диабет и другие.

Логичным и современным взглядом на здоровье является объединение восточной и западной медицины: если человек сломал конечность - он конечно должен обратиться в травмпункт и устранить последствия, наложить гипс. Дальше - эффективна практика цигун: восстановление и регенерация.

Что же такое ЦИГУН?

Цигун состоит из двух слов «ци» и «гун».

Начну со второй части. «Гун» - это работа, усилие. Если я поднимаю тяжелый ящик - это работа тела. А если я представлю, как я поднимаю этот тяжелый ящик - это будет работа ума. Это и есть «гун». Не физическая работа, а работа сознания. На нее тоже требуются определенные усилия, определенное время, сила образа.

Если вы представляете, как вы выполняете работу и в это время отвлекаетесь - это «гун» одного качества. Если вы все время сконцентрированы на действии в своем уме и ничто вас не отвлекает - это «гун» другого качества.


«Ци» дается нам с рождения, от наших родителей, она хранится в наших почках. В течении жизни она понемногу расходуется, соединяясь с той энергией которую мы получаем из пищи, из воздуха. Таким образом, у человека с возрастом становится все меньше "ци". Существуют методы, которые позволяют обратить этот процесс вспять. Для этого нужно регулярно заниматься накоплением "ци", так как расходуем мы ее ежедневно.

Происходит примерно так: поели - физически поработали, потратили физическую энергию, и «ци», которую мы получили от родителей, тоже немного израсходовалась. И наоборот, с помощью цигун мы можем преобразовывать физическую энергию в эмоциональную, а затем в духовную. Практикуя, мы можем достичь такого состояния, когда процесс накопления становится более активным, чем процесс её расходования. Соответственно тогда у нас останавливается процесс физического старения.

От уровня нашей энергии «ци» зависит функционирование наших органов, чем у нас больше энергии, тем более активно они работают.

Александр, вы сказали, что энергию «ци» можно преобразовывать, то есть существует несколько уровней «ци»?

Да. «Ци» - это энергия, некая субстанция, она обладает тремя уровнями:

  1. Информационный уровень. В Чжун Юань цигун под информационным уровнем понимается передача образа. Это любой образ, который можно представить, проговорить, написать. Образ может передаваться несколькими способами - вербально, визуально, через ощущения, через некую другую связь. Всем известно, что вербально передается незначительная часть информации, только 10-15%. Этим и объясняется, почему традиционные знания передавались от учителя к ученику. По книжкам цигун изучить нельзя.
  2. Энергетический уровень - это то, что мы чувствуем при выполнении упражнения.
  3. Физический - это движения, которые мы совершаем.

Что дает обучение на Первой ступени цигун? Почему нельзя сразу придти на регулярные занятия?

На Первой ступени Чжун Юань цигун мы подробно изучаем упражнения и их правильное выполнение. В цигун мысли и действия всегда соответствуют. Когда я представляю себя журавлем, я совершаю движения журавля. Это отличает цигун от фитнеса, физкультуры, в котором тренер говорит, как внешне правильно выполнять упражнения, и человек при этом может думать о чем угодно. Если мы представляем образ упражнения, если мы при выполнении стараемся отследить ощущения, при этом физически его так же совершаем - мы реализуем традиционный подход к практике на всех трех уровнях. Каждое упражнение дает разные физические и информационные изменения, разные энергетические ощущения. Как я уже говорил, полноценно информация передается только от учителя к ученику, и повторения внешних действий для практики Чжун Юань цигун недостаточно.


Требует ли практика Чжун Юань цигун ограничений в питании?

В Чжун Юань цигун считается: сколько людей, столько видов практик, столько же видов диет. У каждого свой способ. Ограничения от ума не способны помочь.

Когда вы начинаете заниматься, вы начинаете лучше чувствовать свое тело, работу своих органов. Вы начинаете чувствовать какое влияние оказывает на вас пища. - сколько съесть и что съесть. То же самое про курение или алкоголь. Нет ограничений ни в чем. Со временем вы сами начинаете понимать и чувствовать, что вам нужно, а что нет. Могут поменяться вкусы, привычки, и так далее. Когда человек ест согласно своим чувствам, он ест правильно. Здесь все очень индивидуально.

Из рекомендаций есть только одна - это питьё. Нужно пить теплую воду - больше 36 градусов. Такая вода усваивается мгновенно. Если есть отеки, теплая вода выведет излишки воды в межклеточном пространстве. От теплой воды тело раскрывает поры, выходят токсины. Холодная вода способна спазмировать внутренние органы, она останавливает многое процессы.

Александр, Первая ступень Чжун Юань цигун - это большие возможности по улучшению здоровья. А что дальше? Какие возможности открывает эта система перед человеком?

Первая ступень - это только начало пути. Практика цигун - мощный, древний, проверенный инструмент. Ее возможности безграничны: здоровье, гармония, эмоциональное спокойствие, усиление интуиции, творческие и экстрасенсорные способности…. Это улучшение качества жизни и повышение уровня счастья в вашей жизни.

Цигун и Жизнь" 1997, N6.
[Советы начинающим]

Лян Баофэн

Десять критических моментов в занятиях цигун и их преодоление

Я занимаюсь цигун уже восемь лет. Сначала я взялся за методику "парящий журавль" но, позанимавшись некоторое время, сменил ее на методику "формы и духа", поскольку опасался того, что был не в состоянии контролировать возникавшие спонтанные движения. Затем я изучил еще ряд методик: "направление ци в макушку пригоршнями", "дао инь энергетических каналов", "пять изначальных", "возвращение внутренних органов к изначальному", прошел три ступени "цигун умственной энергии". Опыт занятий убедил меня в том, что овладение методикой не составляет большого труда, а вся сложность заключается в необходимости заниматься регулярно и настойчиво. В течение восьми лет я прошел три этапа и преодолел десять критических моментов. За все это время я ни разу не прерывал занятия, выполнял упражнения ежедневно, днем и вечером, и теперь цигун стал для меня привычкой.

Первый этап можно назвать "вынужденным", на котором мне пришлось волей-неволей заняться цигун из-за проблем со здоровьем. Второй этап - "добровольный", когда я вошел во вкус и стал заниматься по собственной инициативе, сознательно. И, наконец, третий - "фанатичный", на котором занятия цигун превратились в насущную жизненную потребность, и я просто не мог обходиться без них.

Подробнее остановлюсь на десяти критических моментах, которые мне удалось преодолеть.

1 Критический момент ожидания быстрой отдачи

Настойчивые занятия обязательно дадут результат. Не стоит прекращать усилия, если через некоторое время не наступает положительных изменений. Я всю жизнь занимался конторской работой. В результате постоянного умственного напряжения и сидячего образа жизни у меня развились артрит, бессонница, неврастения, кроме того, меня замучили постоянные простуды.
Когда начинаешь заниматься цигун, чтобы избавиться от болезней, то, естественно, стремишься как можно быстрее обнаружить первые признаки улучшения, надеешься, что оно наступит сразу с началом занятий. Поэтому через определенное время, когда долгожданный результат все не приходит, энтузиазм падает и начинаешь сомневаться в том, что цигун - это правильный выбор.
Когда такие сомнения посетили меня, на помощь пришли учителя и коллеги. Я более углубленно изучил некоторые вопросы теории и начал кое-что понимать. Несмотря на это, моя вера в успех была все еще слаба, но, по крайней мере, я убедился в том, что цигун безопасен, и принял решение продолжать занятия. Еще через три месяца меня перестала мучить бессонница, улучшилось психологическое состояние. Вместе с первыми результатами мысли о безопасности цигун сменились пониманием, что он действительно способен излечивать болезни, что при условии регулярности занятий обязательно наступит результат. Это придало мне новые силы.

2. Критический момент удовлетворенности достигнутыми результатами

Когда с помощью цигун побеждаешь болезнь, начинаешь понимать, насколько еще низок уровень твоего мастерства.

Если удается избавиться от того или иного заболевания, необходимо продолжать занятия с удвоенной энергией. Через год после начала занятий цигун все мои болезни как-то незаметно прошли. У меня нормализовались сон и аппетит, перестал давать о себе знать артрит, и простуды больше мне не докучали. В этот период мой настрой на занятия начал давать сбои. Если вдруг наваливался большой объем работы, то все чаще меня стала посещать мысль, что занятия цигун можно временно отложить. Я размышлял так: занятия цигун предназначены для того, чтобы вылечиться; теперь я здоров - цель достигнута, значит незачем тратить время и силы на продолжение занятий. И тут мне на глаза попалась статья мастера Пана, в которой говорилось о том, что занятия по методике "внешнего изначального" способствуют устранению заболевания; занятия по методике внутреннего изначального" позволяют достичь уровня физического и психического здоровья, в два раза превосходящего уровень обычного человека, а занятия по методике "пять изначальных" в сочетании с методикой "возвращение внутренних органов к изначальному" позволяют превзойти уровень обычного человека в три раза. Кроме того, целью цигун в целом является не только лечение и профилактика заболеваний, но и изучение самого себя. И я понял: избавление от болезней - лишь первый шаг и, сделав его, начинаешь осознавать, что твое мастерство еще далеко от совершенства, что впереди тебя ждет долгая и длинная дорога. Поняв это и преисполнившись решимости, я продолжил занятия, стремясь достичь более высоких целей.

3. Критический момент появления цигун-реакций и "атаки ци на очаг заболевания"

После появления цигун-реакций и "атак ци на очаг заболевания" необходимо еще упорнее заниматься.

По мере настойчивых занятий и роста мастерства в организме происходит множество незаметных, на первый взгляд, изменений, которые в конце концов приводят к возникновению цигун-реакций и интенсивному поступлению ци в очаг заболевания. Наиболее распространенными цигун-реакциями являются: "разбухание" головы, боли в пояснице, "сухость" толстого кишечника, общая слабость и усталость.
"Атаки ци на очаг заболевания" могут выражаться в том, что возобновляются боли, которые прошли несколько лет назад. Например, вдруг ни с того ни с сего в заднем проходе вызревает свищ или начинает невыносимо болеть палец, который когда-то был травмирован. В такие моменты обычно и приходит мысль о том, что заниматься цигун себе дороже. Логика простая: цигун должен лечить болезнь, у а меня он, наоборот, вызвал ее, мне стало хуже, чем до начала занятий.
Так случилось и со мной. Возник вопрос, и за ответом я вновь обратился к статьям мастера Пана, где сказано, что в случае появления болей или новых патологий в процессе занятий цигун не следует пытаться выяснить их причину и характер, а лучше продолжить целеустремленные занятия и вскоре все придет в норму. Сказано четко и понятно. Я сделал вывод: цигун-реакции являются показателем роста мастерства, свидетельствуют о том, что ци активно воздействует на организм; активное поступление ци в очаг заболевания является закономерным процессом устранения его причин. Придя к такому заключению, я собрал свою волю в решимости победить появившиеся у меня цигун-реакции и продолжал заниматься, несмотря на неприятные ощущения и недомогание. В результате я преодолел этот этап.

4. Критический момент страха перед галлюцинациями

Если относиться к необычному спокойно, то оно пройдет само собой. Надо набраться мужества, чтобы продолжать занятия и в условиях галлюцинаций. Приступая к занятиям цигун, человек знает о вероятности появления галлюцинаций, но, столкнувшись с ними, как правило, оказывается не способным правильно их воспринимать и вести себя должным образом. Проблема заключается в том, решится ли он на продолжение занятий, зная, что его ждет.
Во время галлюцинаций обычно возникают видения древних храмов, гор, рек, городских улиц, разных людей и образы Будды. Однажды, занимаясь где-то около полуночи в маленькой темной комнатушке, я увидел напротив себя сидящего отца, который давно умер. Тут волей - неволей испугаешься. Немудрено, что я стал опасаться за свое душевное здоровье и на некоторое время прервал занятия.
Пришлось вновь обратиться к теории, из которой я узнал, что так называемые "видения" ничего из себя не представляют, что они нематериальны и на них просто не следует обращать внимания. При появлении "видений" надо спокойно продолжать занятия и они исчезнут сами собой. Прояснив до конца сущность этого явления, я почувствовал себя увереннее и возобновил занятия. Какие бы галлюцинации меня ни посещали, они больше не отвлекали меня.

5. Критический момент возникновения опасений за сохранность собственной ци

Высокое мастерство и правильное следование методике позволяют "пестовать ци". При лечении других людей собственной ци ей наносится ущерб, и поэтому требуются значительные усилия, чтобы научиться правильно расходовать свою ци. Когда мастерство достигает определенного уровня, к вам начинают обращаться пациенты с просьбой о лечении с помощью вашей ци, да вам и самому хочется сделать что-нибудь полезное для людей, благо появилась такая возможность. Вы начинаете заниматься этим без оглядки.

Через некоторое время появляется ощущение опустошенности, слабости во всем теле. Когда такое случилось со мной, я подумал: других лечу, а сам, как больной. Я решил бросить это дело и разобраться в теории. У учителя Пана написано: "Метод лечения заболеваний с помощью "испускания ци" основан на использовании природной "изначальной ци" и, соответственно, не только не наносит вреда вашей "изначальной ци", но и является одной из составных частей занятий по методике "цигун умственной энергии".

Ответы на все другие вопросы оставалось искать только в себе самом: или я еще не достиг соответствующего уровня мастерства, или неправильно выполнял "испускание ци". Я выбрал оба направления и сосредоточился на интенсификации занятий, с одной стороны, и на изучении и практической отработке способов "испускания ци" в соответствии с требованиями "цигун умственной энергии", с другой.
Через определенное время я вновь вернулся к практике лечения с помощью "испускания ци" и на этот раз без всякого ущерба для себя.

6. Критический момент возможного получения травмы даже в самой безобидной ситуации

В позапрошлом году со мной произошел один случай, когда я столкнулся с неприятным для меня явлением и дал волю эмоциям. Ци буквально хлынула из меня, и я ничего не мог с этим поделать, как будто заболел чем-то серьезным. Тогда я подумал, что, когда эмоциям дает волю человек, занимающийся цигун, он наносит себе гораздо более серьезную травму, чем обычный человек. Вывод напрашивался сам собой: лучше бросить занятия. Оказавшись перед выбором, я вновь обратился к теории вопроса и, изучив ряд трудов, пришел к следующему заключению: в процессе занятий цигун рост мастерства обязательно должен быть подкреплен морально-нравственными принципами - чем выше уровень мастерства, тем строже должны быть требования морали. Я глубоко осознал слова учителя Пана о том, что "следование принципам морали является магистральным направлением совершенствования в рамках учения "цигун умственной энергии". Если вы по какому-либо поводу демонстрируете отрицательную эмоциональную реакцию, это значит, что ваш морально-нравственный уровень еще очень низок. Поэтому, сталкиваясь с чем-либо, сначала вспомните о требованиях морали, затем подумайте о том, как отреагировали бы на это другие. Постарайтесь понять, что жизнь далеко не совершенна, мобилизуйте свою способность к самоконтролю. Тогда станет возможным в любой ситуации сохранять душевное равновесие и спокойствие ци, приверженность принципам морали, что, несомненно, послужит на благо дальнейшего совершенствования ваших способностей.

7. Критический момент ироничного отношения посторонних

Насмешки и иронию следует встречать насмешками и иронией. Во время занятий в присутствии посторонних они иногда начинают подтрунивать над занимающимися. Раздаются вопросы и реплики типа: "Можешь взлететь на небо?"; "На своей ци ты помчишься быстрее самолета"; "Смотрите, всегда было восемь святых, а теперь девятый появился" и т.д. На собственном опыте я убедился: дело не в том, смеются над тобой или нет, а в том, как ты к этому относишься. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ирония окружающих отражалась на ваших занятиях. Относитесь к непониманию с двойной иронией: ты смеешься над тем, что цигун - глупое занятие, а я - над тем, что только глупец не занимается цигун; ты смеешься над тем, что всегда будешь больным, а я - от радости, что могу быть здоровым и жить долго.

8. Критический момент отсутствия спокойной обстановки

Занятия в неблагоприятных условиях являются хорошим испытанием закаленности "духа". Если вы попали в шумную обстановку, продолжайте спокойно заниматься. Обстановка, в которой проходят занятия, оказывает на них большое влияние. Здесь я говорю о шумной и суматошной обстановке, царящей, например, на производственном совещании, в поезде, на котором вы отправились в командировку, или в гостинице, в которой вы остановились, дома, накануне праздника, когда собрались гости, и т.д.
Мои рекомендации сводятся к следующему: если вы оказались в подобной обстановке на "вынужденном" этапе занятий, то занятие следует прекратить; если на "добровольном" этапе - его следует сократить; если на "фанатичном" этапе - следует продолжать занятия как обычно. В спокойном месте "пестуется ци", в шумном месте закаляется "дух". Когда вы оказываетесь в шумной обстановке, это всегда удобный случай, чтобы поработать над своим "духом".
Однажды зимой мне пришлось побывать в командировке в г. Шицзячжуан. Я остановился в городской гостинице. Обстановочка в ней была еще та! После соответствующей подготовки я вышел в коридор, где беспрерывно в разных направлениях сновали люди, и, не обращая на них никакого внимания, повернувшись лицом к стене, отзанимался как обычно более двух часов, причем, как это и бывает всегда, погрузился в "состояние покоя". В машине очень удобно выполнять упражнения в положении сидя, что всегда и делаю. В новогодний праздник я встаю раньше на два часа и, когда начинают приходить гости, уже заканчиваю занятия. В общем, когда вы попадаете в неблагоприятную для занятий обстановку, закаляйте ваш "дух".

9. Критический момент повседневных неприятностей

Во время занятий сохраняйте в спокойствии сердце и душу. Если же вас постигли неприятности и вы не можете успокоиться, все равно занимайтесь.

В жизни, к сожалению, бывают такие периоды, когда неприятности идут чередой. Они переворачивают душу, не дают ни на минуту успокоиться, действуют так, что во время занятий ни стоять, ни сидеть не можешь. Когда я впервые столкнулся с такой ситуацией, первое, о чем я подумал, было: прервать занятия и дождаться, когда придет успокоение. Однако, вспомнив известную истину "на день остановишься, десять будешь нагонять", понял, что этого делать не следует. Даже если беспокойство не прошло, все равно надо заниматься, даже через силу. Неприятности обычно наваливаются с утра, а вечером надо заниматься. Посторонние мысли никак не выходят из головы, продолжать занятия просто невозможно. В этот момент надо проявить решимость, заниматься во что бы то ни стало, пусть даже это превратится в подобие производственной гимнастики. Просто помахать руками полезнее, чем вообще ничего не делать.
В тот день я начал с методики "направление ци в макушку пригоршнями". Вскоре мои мысли успокоились, и я вернулся в нормальное состояние. После перехода к методике "формы и духа" я чувствовал себя вообще просто прекрасно. Простояв "столбом" сорок минут, я успешно достиг "состояния покоя". В другой раз я начал занятия с болью в животе. Накануне я съел что-то холодное, и, когда пришло время заниматься, я просто не мог стоять. Тем не менее, я нашел в себе силы и выполнил пять этапов методики "духа и тела". В этом момент у меня заурчало в животе, и боль прошла. В конце концов я понял: перед лицом неприятностей или плохого самочувствия нельзя отступать, надо смело вступать в бой.

10. Критический момент нетерпеливого ожидания результатов

Долгие испытания закаляют волю. Когда начинает казаться, что долгие занятия не прибавляют мастерства, единственное, что следует предпринять, - систематично и терпеливо продолжать занятия.

Действительно, рано или поздно наступает время, когда кажется, что, сколько бы ты ни занимался, мастерства уже не прибавится. Человек перестает замечать динамику своего развития. Даосское учение об "искусстве внутренней пилюли" гласит: через три года наступает начальная стадия готовности пилюли, через шесть лет - средняя, через девять - полная.
Прозанимавшись восемь лет, я должен был быть где-то на стадии средней готовности пилюли, ближе к полной, но особых изменений в себе не ощущал, и мастерство ничем себя не проявляло. Тогда-то у меня и появилась расхолаживающая мысль о том, что результат не зависит от объема проделанной работы, раз уж роста мастерства не видно, достаточно будет просто поддерживать его на прежнем уровне.
К счастью, у меня хватило теоретической подготовки, чтобы сообразить: занятия цигун представляют собой процесс накапливания энергии, и рост мастерства происходит за счет продолжительной и тяжелой работы, т.е. действует принцип, в соответствии с которым "при достаточном напряжении лампочка загорится сама". На коротком отрезке времени результаты занятий действительно определить очень трудно, но если сравнить то, что было год назад, с тем, к чему пришел сейчас, то становятся очевидными большие изменения, значительный прогресс: усилилась острота восприятия, улучшилась "проходимость" внутри тела, повысилась ясность сознания; гораздо явственней стали проявляться "движение в покое" и "покой в движении"; значительно выше стала эффективность лечения "испускаемой ци"; во время занятий постоянно стали появляться разноцветные светящиеся точки и сгустки; заметные изменения произошли с "небесными воротами" и "небесным глазом". Приведенный анализ укрепил мою веру в цигун и решимость продолжать настойчивые занятия.

Восьмилетний опыт занятий цигун вселил в меня глубокую убежденность в том, что совершенствование в этой области - это далеко не гладкий путь. На нем встречаются многочисленные препятствия, преодолеть которые можно, только преисполнившись уверенности и решимости. Тот, кто стремится достичь высот мастерства, должен овладеть его тремя главными составляющими: в совершенстве изучить методику, досконально знать теорию и соблюдать принципы морали и нравственности. Владение методикой и настойчивые занятия представляют собой практическую основу мастерства, знание теории является путеводной нитью в практике занятий, а следование принципам морали и нравственности - гарантией того, что в процессе занятий уровень мастерства будет непрерывно повышаться. Все три фактора действуют только в единстве. Заниматься теорией и соблюдать нормы морали без практических занятий - пустая трата времени, практические занятия без опоры на теорию и моральные принципы не только не способствуют росту мастерства, но и уводят совсем в другое направление.

Я часто напоминаю своим ученикам, что каждое действие нужно выполнять через понимание его сути. Конечно, когда человек только начинает осваивать цигун для начинающих, вполне приемлемо, если он концентрируется лишь на технике выполнения упражнений. Нужно же ему научиться, как правильно двигаться и дышать во время практики.

Цигун - это осознанная практика

Но цигун — это не просто гимнастика, это еще и работа со своим внутренним миром. Добиться результатов можно только при осознанном подходе к практике. С помощью правильных психологических установок можно усилить эффект от занятий цигуном для начинающих.

Не стремитесь выучить сразу много движений

Многие люди ошибочно считают, что чем больше упражнений они изучат, тем быстрее достигнут высот в цигуне. Но пытаясь запомнить как можно больше связок, они упускают важные нюансы. Не в количестве упражнений дело, а в глубине ощущений, в переживании своего «я» во время практики.

Каждое движение мы должны наполнять собой, присутствовать «здесь и сейчас». Именно так можно почувствовать движение энергии ци по телу. Когда вы ощутите ци в себе, многие движения начнут получаться сами собой, а последовательность упражнений запомнится без особого труда. Поэтому не стремитесь заучить сразу много, а лучше сконцентрируйтесь на своих ощущениях во время практики. Цигун для начинающих принесет пользу, даже если вам удастся осмыслить и прочувствовать всего два-три движения из связки. Учитесь прислушиваться к себе, к своему сердцу.

Цигун - залог успеха в постоянстве!

«Ничего страшного, если пропущу недельку, потом наверстаю», — так рассуждают многие новички. Но я предостерегаю всех от таких мыслей, ведь цигун не дает эффекта, если им заниматься, когда захочется. При освоении любой практики очень важны внутренняя организация и дисциплина, и гимнастика цигун — не исключение. Не нужно себя жалеть и поддаваться лени. Если вы решили заниматься каждый день, то обязательно занимайтесь каждый день. Если обещали себе практиковать цигун для начинающих два раза в неделю, то сдержите это обещание.

Поначалу дисциплинировать себя будет очень трудно. Не сдавайтесь! Преодолевайте себя и приступайте к занятиям в назначенный час. Я не раз наблюдал, как у очень занятых людей при регулярной практике появляется больше свободного времени. Так происходит потому, что внутренняя дисциплина начинает работать и в повседневной жизни, делая ее более упорядоченной.

Как заниматься цигун по онлайн-видеоурокам?

Занимаясь фитнесом пару раз в неделю с инструктором, можно добиться неплохих результатов. Гимнастика цигун — не фитнес. Цигун эффективен, только если вы самостоятельно работаете над своим телом и внутренним миром. Конечно, инструктор необходим, но обязательно повторите разученную на занятии связку или упражнение в одиночестве. На очередном занятии можно закрепить пройденное и исправить ошибки.

Этот совет подходит и тем, кто . Я рекомендую разучить движение, которое показывает инструктор, поставить видео на паузу, повторить движение самостоятельно, а после просмотреть то же место ролика еще раз для работы над ошибками.

Gettyimages/Thinkstock.com


Не давайте себе поблажки из-за возраста

Многие люди боятся начать практиковать цигун для начинающих из-за своего возраста: «Мне уже поздно. Чтобы чего-то достичь, нужно было начинать в молодости». Избегайте таких мыслей. Возможно, некоторые фитнес-дисциплины вам и не показаны, но только не цигун. Эти упражнения способны оздоровить организм и даже продлить жизнь.

Также некоторые люди в возрасте отказываются от занятий цигуном, потому что считают, что им уже поздно работать со своим сознанием и душой. Но я бы посоветовал и от этих мыслей отказаться. Ведь никогда не поздно начать искать свой путь, и, как говорил Карлос Кастанеда, нет конца тайне, имя которой человек, равно как и тайне, имя которой мир.



 

Возможно, будет полезно почитать: