Последовательность обучения детей физическим упражнениям таблица. Этапы обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям. Техника ходьбы на лыжах
Процесс обучения детей движениям состоит из следующих этапов: первоначальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление навыка и усовершенствование техники. На этапе первоначального разучивания физического упражнения детей знакомят с новым двигательным действием и формируют умение выполнять его в общих чертах. Учитель показывает упражнение детям и подробно объясняет все элементы, которые входят в его состав. На этапе углубленного разучивания физического упражнения уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно. Простые по содержанию и структуре движения воспитатель напоминает детям, не пользуясь показом. Если движения сложные, нужен показ и объяснение. На этом этапе у детей активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить движение. Этап закрепления двигательного навыка и усовершенствования техники стимулирует детей к самостоятельному выполнению движений, создает возможности применения их в играх. Учитель физкультуры словами регулирует движения школьников, предлагает им творческие задания, направленные на воспитание творческого отношения детей к двигательной деятельности. Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям - это педагогический процесс взаимной деятельности учителя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия. Этапы обучения детей физическим упражнениям.
Методы обучения |
||
1-й - первоначальное разучивание (длительность этапа 1-3 занятия) | Ознакомить детей с новыми двигательными действиями; создать целостное представление обо всем двигательном акте и начать разучивать его до овладения им в общих чертах | Словесный: название, объяснение Наглядный: правильный, безукоризненно четкий показ образца в надлежащем темпе от начала до конца Практический: расчлененный показ двигательного действия в более медленном темпе; самостоятельное выполнение действия детьми, сопровождаемые указания воспитателя |
2-й - углубленное разучивание (длительность этапа 3-6 занятий) | Уточнить правильность выполнения деталей разучиваемого действия; исправить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения двигательного действия в целом | Словесный: название, частичное объяснение, словесные инструкции, разъяснения, пояснения; во время выполнения движений воспитатель дает указания, направленные на качественное выполнение отдельных элементов движения Наглядный: расчлененный показ элементов движения Практический: многократное повторение движения |
3-й - закрепление на-выка и совершенствование техники (длительность этапа 10 занятий и более) | Закрепить и совершенствовать приобретенный навык владения техникой двигательного действия; стимулировать детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создать возможность применения его в играх и в жизни | Словесный: название, оценка, вопросы Практический: выполнение движений в играх и соревнованиях; |
Способы организации детей во время обучения движениям.
Способ организации | Характеристика способа | Положительные стороны способа | Недостатки способа |
Фронтальный способ | Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или одновременно - разные движения под руководством воспитателя | Обеспечивает высокую моторную плотность занятия Обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей в процессе обучения, облегчает руководство процессом обучения; воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ее деятельностью. Повышает физическую нагрузку. Способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств. Дети приучаются коллективно выполнять упражнения. | Затрудненность индивидуального подхода |
Групповой способ | Воспитатель распределяет детей на несколько подгрупп (по 2-4), и каждая подгруппа выполняет отдельное задание. После того как дети выполнят упражнение несколько раз, подгруппы меняются местами. Применяется на этапе совершенствования уже приобретенных двигательных навыков | Сохраняется высокая моторная плотность Повышается двигательная активность детей. Воспитываются умение самостоятельно выполнять задания, ответственность, сдержанность. Дается возможность упражняться в нескольких видах движений. | Ограниченность возможности воспитателя контро-лировать выполнение упражнений всеми детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки |
Индивидуальный способ | Каждый ребенок выполняет упражнение индивидуально, воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие рекомендации. Остальные дети наблюдают за исполнителем и оценивают движения | Есть возможность осуществлять индивидуальную работу с детьми. Достигается воспитание качества, точности двигательного действия. | |
Посменный способ | Дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают и оценивают | Обеспечивается отработка качества движений Индивидуальный подход к детям | Низкая моторная плотность занятия |
Поточный способ | Все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно-поточно. Для осуществления боль-шой повторности упражнения могут быть организованы 2-3 потока. Разновидность поточного способа - круговое («стан-ционное») выполнение упражнений: ребенок, передвигаясь как бы по кругу и переходя от одной «станции» к другой, выполняет без перерыва серию упражнений | Обеспечивается высокая моторная плотность занятия Достигается воспитание у детей физических качеств - быстроты, ловкости, силы, вынос-ливости и ориентировки в пространстве | Трудность качественной оценки движения, исправ-ления неточности двига-тельного действия |
Стадии формирования навыка | Рисунок движения | Этапы обучения движениям | Методы обучения | Способы организации детей |
1-я - иррадиация (распространение процесса возбуждения в коре головного мозга) | Неуверенность в движениях, общая напряженность мускулатуры, наличие лишних движений, неточность двигательного действия | 1-й - перво-начальное разучивание | Словесные: объяснение, название упражнения, описание Наглядные: показ, имитация, слуховые, зрительные ориентиры Практические: практическое опробование, выполнение упражнений без изменений | Фронтальный Групповой |
2-я - специализация (постепенное развитие внутреннего дифферен-цированного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышение роли второй сигнальной системы) | Движения четкие, точные, координиро-ванные, стабильные | 2-й - углубленное разучивание | Наглядные: имитация, зрительные, слуховые ориентиры, расчлененный показ Словесные методы используются в виде коротких указаний, словесных инструкций, описания, распоряжения, команды, анализа действия, пояснения, вопросов к детям Практические: выполнение упражнений без изменений | Поточный Групповой Посменный |
3-я - стабилизация (упрочнение динамического стереотипа, соответствующего основному варианту действия) | Движения выполняются свободно, достаточно точно, уверенно в любых условиях | 3-й - закрепление навыка и совершенствование техники движе-ний | Словесные: название упражнения, вопросы к детям, распоряжения, команды, указания, оценка Наглядные: наглядные пособия (фотографии, рисунки, диафильмы) Практические: проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях | Групповой Индивидуальный Поточный |
Физические качества.
Развитие физических качеств - одна из важных сторон физического воспитания. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармонического развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития. Среди физических качеств особое место занимает ловкость. Она представляет собой способность человека целесообразно координировать свои движения и рационально решать двигательные задачи. Координационная сложность двигательных действий рассматривается как одна из составляющих качества ловкости. В то же время для эффективного решения двигательной задачи необходимы точные действия. Точность действия - еще одна составляющая качества ловкости. Таким образом, ловкость - это комплексная способность человека. Проявление ловкости в большей степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека отличать темп, амплитуду и направление движений от степени напряжения и расслабления мышц, умения ориентироваться в окружающей среде, сохранять равновесие. Показателем ловкости может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами («челночный бег»), бег с обеганием препятствий и др. Быстрота характеризуется как способность человека осуществлять движения с определенной скоростью или как способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота проявляется в разных формах, основные из них: быстрая реакция на сигнал к действию; быстрота одиночного движения; способность в короткое время увеличивать темп движений (по сигналу); частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.). В практике школьного воспитания о быстроте движений ребенка судят по скорости бега на короткие дистанции (10-30 м), которая выражается количеством метров, преодоленных в секунду (м/с). Под силой как двигательным качеством понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений. Уровень мышечной силы определяется возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют частоту, степень и объем мышечных сокращений. Существует несколько понятий силовых способностей человека: абсолютная сила - способность проявлять максимальное напряжение в относительно короткий отрезок времени. Эта способность оценивается обычно с помощью динамометра. Выражается она в килограммах. Относительная сила, которую может проявить человек независимо от собственного веса, другими словами, это величина силы, которая приходится на 1 кг веса тела. Это относительная сила определяется делением показателя абсолютной силы на массу тела. У детей младшего школьного возраста она составляет 1,5-1,8 условной единицы (Ен. Вавилова). Это значит, что ребенок может поднять массу, величина которой превышает массу его собственного тела. Можно измерять силу разных групп мышц. Обычно измеряют силу мышц кисти и становую силу. В качестве субъективных тестов для оценки мышечной силы используют функциональное мышечное тестирование. Выносливость представляет собой способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению. В теории и практике физического воспитания широко распространено деление выносливости на общую и специальную. Общая выносливость больше всего свойственна детям младшего школьного возраста. Она проявляется при выполнении продолжительной, малоинтенсивной работы, которая включает действие большей части мышечной системы ребенка. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движениями, уровня развития силы, быстроты и т.д. Одним из важнейших для школьника показателем моторной зрелости, его готовности к освоению новых, более сложных движений является равновесие - способность человека сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, функциональной активности организма в целом, двигательного опыта. Необходимость специальных упражнений, направленных на развитие устойчивости, для школьников, особенно с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата очевидна.
Развитие физических качеств.
Физические качества | Критерии оценки | Средства развития физического качества | Методы развития физического качества |
Быстрота - способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени | Время двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота движений | Упражнения, выполняемые с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый); подвижные игры; скоростно-силовые упражнения: прыжки, ме-тание; упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой | Повторный Переменный (с варьирующими ускорениями) Игровой Соревновательный |
Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетания-ми, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво | Время качественного выполнения комплекса различных координированных движений при преодолении разнообразных препятствий в ограниченном пространстве. | Физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий - пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание, | Соревновательный Игровой |
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения | Килограммы (оценивает-ся абсолютная сила без учета собственной массы и относительная сила - абсолютная сила, деленная на массу человека) | Упражнения с повышенной сопротивляе-мостью: упражнения с набивными мячами; упражнения, включающие поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях); упражнения, отягощенные массой собственного тела: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения в основных движениях (различные прыжки, лазание, ползание) | Метод серийных упражнений Метод интервальных упражнений |
Гибкость - способность достигать наибольшей вели-чины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направ-лении | Максимальная амплитуда движений | Выполнение физических упражнений с большой амплитудой; общеразвивающие упражнения с предметами и без них; стретчинг - система упражнений, направленных на повышение гибкости, подвижности суставов | Метод серийных упражнений (только после разминки) |
Равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры | Сохранение устойчивого положения тела в статике и динамике | Движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: упражнения, выполняемые на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке); метание; упражнения, направленные на совершенствование анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия, - качание на качелях; подвижные игры | Метод повторных упражнений Метод интервальных упражнений |
Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности | Время, в течение которого человек выполняет физическую работу | Циклические упражнения: бег, ходьба | Метод непрерывных упражнений небольшой ин тенсивности, повторных упражнений или более активных упражнений с небольшими перерывами |
Процесс обучения физическим упражнениям
физическим имеет следующие этапы.
Первоначальное изучение, в процессе которого формируется умение выполнять физическое упражнение в общих чертах (освоение основы техники).
Первоначальное изучение. На данном этапе ставится задача - научить детей выполнять движение в общих чертах.
По физиологическому механизму этап формирования первоначального умения характерен тем, что на его протяжении создается основа коркового динамического стереотипа. При этом происходит отбор пригодных врожденных и приобретенных рефлексов, а также становление новых, которых в двигательном опыте обучающегося не оказалось. В результате к концу этапа складывается система двигательных рефлексов, соответствующая основе техники изучаемого движения. Специфические особенности этого этапа: недостаточная точность движений в пространстве и во времени, неточность мышечных усилий, неустойчивость ритма движения, наличие ненужных дополнительных движений; отсутствие слитности между фазами (элементами) сложного движения.
С учетом указанных особенностей формирования начального двигательного умения на первом этапе обучения ставятся задачи: сформировать целостное представление о движении; добиться выполнения движения в целом; устранить ненужные движения, излишнее мышечное напряжение.
Углубленное разучивание. Цель этого этапа обучения - довести первоначальное умение до точного, отработанного в деталях. В процессе углубленного разучивания необходимо настолько уточнить движения, чтобы умение в дальнейшем перешло в навык владения совершенным действием. Этот этап характеризуется уточнением временных, пространственных и силовых характеристик движений. Физиологическим механизмом этого процесса является уточнение как отдельных двигательных рефлексов, так и их системы в целом.
Продолжительность этапа углубленного разучивания может быть различной. Она зависит от сложности структуры движения, от общей и специальной подготовленности обучающихся, от устойчивости ошибочных реакций, от типа нервной деятельности. Причинами затягивания этого этапа также могут быть явления «отрицательного переноса» других навыков и трудности, связанные с преодолением врожденных автоматизмов и защитной реакции. Задачи на втором этапе обучения состоят в том, чтобы: уточнить детали техники изучаемого движения; добиться четкого, свободного и слитного выполнения движения в целом.
Закрепление и дальнейшее совершенствование движения.
Задача этого этапа обучения заключается в том, чтобы перевести приобретенное умение в навык, а также выработать дополнительные умения и навыки применения изученного движения в различных условиях. В зависимости от общей направленности процесса физического воспитания длительность этого этапа различна.
Процесс обучения на данном этапе охватывает две стадии развития двигательного навыка: а) стадию упрочения навыка в основном варианте движения и б) стадию формирования умений и навыков в дополнительных вариантах движения. В первой стадии упрочивается сложившийся динамический стереотип, соответствующий основному варианту техники изучаемого движения, во второй - дополнительно к этому основному стереотипу вырабатываются и закрепляются дополнительные двигательные реакции, соответствующие различным вариантам техники. В одних случаях эти стадии можно последовательно выделить достаточно четко - когда виды движений относительно стандартны (гимнастика), В других случаях, когда движения связаны с максимальным проявлением физических сил или с постоянным изменением условий, эти стадии сливаются вместе: упрочение основного динамического стереотипа происходит наряду с выработкой и закреплением его вариантов. При этом совершенствование движения происходит на основе частичной перестройки ранее выработанного навыка, особенно таких движений, которые связаны с прогрессирующим развитием физических качеств.
На этом этапе обучения ставятся следующие задачи: закрепить освоенную технику движения наряду с дальнейшим уточнением ее деталей; обеспечить правильное выполнение усвоенного движения в различных условиях, в соединении с другими двигательными навыками и при максимальных физических усилиях (в подвижных играх).
Таким образом, мы видим, что при обучении физическим упражнениям следует учитывать этапы формирования двигательных умений и навыков.
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ СПО Туймазинский педагогический колледж
Контрольная работа
по методике физического воспитания
и развития
на тему:
«Последовательность
обучения детей физическим упражнениям»
Выполнила студентка 4 курса
Дошкольное образование
Ртищева В.А.
Проверила: Лубышева Л.А.
Туймазы
-2013 г-
Содержание
Введение 2
-
Три этапа обучения 3
-
Первоначальный этап обучения 3
Углубленный этап обучения 5
Закрепление 5
Методика углубленного разучивания движений 6
Способы обучения и принципы, положенные в основу методики занятий физическими упражнениями 10
Список использованной литературы 16
Введение
Забота о воспитании всесторонне
развитого, физически крепкого молодого
поколения является задачей государственной
важности. Для ее реализации необходимо
широкое использование разнообразных
средств и методов физической культуры
как одного из важнейших условий укрепления
здоровья, правильного воспитания и развития
детей с самого раннего возраста.
Физическая культура - неотъемлемая
часть жизни человека. Она занимает довольно
принципиальное место в учебе, работе
и жизни людей. Занятиям физическими упражнениями
отводится значительная роль в совершенствовании
работоспособности членов общества,
поэтому знания и умения по физической
культуре обязаны закладываться в образовательных
учреждениях разных уровней поэтапно.
Большую роль в дело воспитания и обучения
физической культуре вкладывают и дошкольные
учреждения, где в базу преподавания обязаны
быть положены четкие способы, методы,
которые в совокупности выстраиваются
в отлично организованную и налаженную
методику обучения и воспитания детей.
Составной частью методики
обучения физической культуре
является система знаний по
проведению занятий физическими
упражнениями. Без знания методики
занятий физкультурными упражнениями
не возможно верно делать их,
а следовательно эффект от
выполнения этих упражнений уменьшится,
если не пропадет совершенно.
-
Три этапа обучения
1-й этап - начальное разучивание двигательного действия;
2-й этап - углубленное разучивание;
3-й этап - закрепление и совершенствование двигательного действия.
1.1 Первоначальный этап обучения
На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы:
- зрительную,
- слуховую,
- двигательную;
- активизация сознания ребенка,
- создание у него представления о целостном двигательном акте.
В основном это осуществляется в средней и старшей группах дошкольного учреждения.
Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает:
а) показ педагогом образца движения;
б) его детальный показ, сопровождаемый словом;
с) выполнение показываемого движения самим ребенком.
Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его.
Подетальный (т.е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. Например, воспитатель говорит: «Дети, мы будем сегодня разучивать наклоны в левую и правую стороны. Посмотрите, как выполняется это упражнение (показывает). А теперь послушайте и посмотрите еще раз. У меня исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Я наклоняюсь вправо, смотрю на правый локоть, потом выпрямляюсь, наклоняюсь влево, посмотрела на левый локоть - выпрямилась». Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно- исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево - вправо» и т. д.; дает представление об исходном положении рук, ног и т.д.; о движении частей собственного тела - «влево - прямо», «вправо -прямо». После этого ребенок выполняет упражнение, а воспитатель следит за правильностью его выполнения.
Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию ребенком последовательности элементов движения, объединению их в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения. При подетальном (расчлененном) показе движения педагог не использует счет, поскольку это не способствует осознанному выполнению физического упражнения, не создает у ребенка представления о двигательном действии, не формирует у него осознанности движения.
После расчлененного показа движения дети самостоятельно воспроизводят упражнение, слушают указания воспитателя, т.е. практически проверяют сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за правильностью выполнения этого движения.
Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, педагог уточняет, разъясняет или показывает их. Он проходит между детьми и смотрит, как выполняется упражнение.
В младших группах для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца движения. Это определяется спецификой младшего возраста, когда ребенок еще не обладает достаточной концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу.
Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально-положительного отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.
-
Углубленный этап обучения
1.3 Закрепление
На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.
Н. И. Красногорский писал, что при последующем дифференцировании наступает специализация рефлекса. Чем дальше прогрессирует дифференцирование, тем точнее внутреннее торможение отграничивает корковые очаги, затормаживая все неподкрепленные связи.
1.4 Методика углубленного разучивания движений
Исходя из процесса усвоения движения, воспитатель использует разнообразные методические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действия, используя словесное поощрение («Хорошо стоишь, у тебя правильное исходное положение»), обращает внимание ребенка и на ошибки, предлагает определенные команды: «Ноги с места не сдвигать! Наклонитесь влево-вправо! Посмотрите на локоть согнутой руки!». Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком. Он подходит к ним, дает указания, исправляет, если есть необходимость, позу, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению упражнения.
На втором этапе обучения движения ребенку уже знакомы, поэтому педагог предлагает в зависимости от их сложности изменить исходное положение. Он просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи: «Посмотрите, как выполняют упражнение дети, и скажите, кто правильно его выполнил. Что понравилось? Кто делал ошибки, какие?».
Педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения, наклоны влево и вправо. При этом ребенку дается план-схема: «Вспомни, какое исходное положение рук, ног; в какую сторону нужно наклоняться вначале: влево или вправо, в какую потом». Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание красиво и правильно выполнить движения. Если у детей они сразу не получаются, то наиболее сложные движения педагог может еще раз показать и дать пояснение к их выполнению.
Постепенно приобретенные ребенком навыки двигательного движения закрепляются и совершенствуются; стимулируется его творчество, активность и самостоятельность; он начинает использовать собственный двигательный опыт в повседневной жизни.
На третьем этапе обучения движению ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено на качестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Он может выполнять его по названию. На этом этапе педагог может использовать счет, музыку, творческие задания. Ребенку предлагается внести изменение в упражнения; придумать, как его можно выполнить по-другому: сделать вместе, стоя, в колонне, шеренге, с предметами и без них.
Таким образом, методика обучения движениям направляется на развитие творчества ребенка. Оно развивается на всех этапах обучения. На первом этапе ростки творчества наблюдаются при воспроизведении движения. Л. С. Выготский считал воспроизведение важнейшим компонентом творчества.
-
Творческая направленность деятельности детей при обучении физическим упражнениям.
Первичное обследование детей, изучение опыта работы свидетельствуют о пробелах в методике обучения физическим упражнениям. Дети недостаточно используют двигательные навыки в подвижных играх и повседневной жизни, затрудняются в составлении комбинаций движений.
Недостаточное творческое применение физических упражнений детьми является результатом отсутствия методов и приемов, формирующих у них творчество и самостоятельность в использовании двигательных навыков. При умелом руководстве воспитателя, выбора соответствующей методики у детей можно успешно развивать творческую деятельность.
Важность активизации представления о движении, тренирующая роль отмечена в ряде теоретических и практических работ. П.Ф. Лесгафт определяет "представление о движении" как представление о движущихся частях тела, амплитуде, направлении, скорости движения. При этом у ребенка в коре головного мозга возникает мысленный образ предстоящего движения. Важность активизации идеомоторных реакций подчеркивается в работах И.Ц. Павлова, А.Ц. Пуни, А.В. Кенеман и др. Именно благодаря идеомоторным реакциям мышцы, ведомые мыслью, получают возможность выполнить задуманное движение гораздо точнее. А. Алексеев утверждает, что степень точности воспроизведения движения зависит от трех факторов: первый - движение тем точнее, чем точнее идеомоторный образ. Второй - движение тем точнее, чем тренированнее мышцы, выполняющие данный элемент. Третий фактор движение тем точнее, чем лучше вообще развита связь между программирующей частью (головным мозгом) и исполняющей (опорно-двигательным аппаратом).
Важность продуманной последовательности движений состоит в том, что возможности нашего мышления гораздо богаче возможностей опорно-двигательного аппарата. Когда есть точный мысленный план движения, то исполняющей части организма - конечностям, суставам - гораздо легче физически выполнить то, что запрограммировано в головном мозгу, в аппарате мышления.
Работы А.В. Запорожца и его сотрудников позволяют сделать вывод о том, что с помощью системы словесных воздействий происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях и впервые, собственно, возникает возможность с помощью чисто словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи.
-
Способы обучения и принципы, положенные в основу методики занятий физическими упражнения ми.
Словесные способы основаны на использовании слова как средства воздействия на занимающихся и включают объяснение, рассказ, беседу, подачу команд, указаний, замечание. Наглядные способы обучения - это показ, демонстрация видеофильмов, фотографий, плакатов, схем, которые создают у детей образные представления об изучаемых упражнениях. Их показ должен быть четким, образцовым, иначе он отрицательно воздействует на психику ребенка, ведет к неправильному выполнению приемов и действий. Он важен на первоначальном этапе обучения, когда объяснение не дает полного представления об упражнении. В случае необходимости применяется "зеркальный" способ показа. Одна из фор
и т.д.................
Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям.
Строевые упражнения - средство разностороннего развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей правильной осанки, развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции и другие физические качества.
Построение в колонну . Колонна - размещение друг за другом в затылок на расстоянии вытянутой руки (одного шага).
Построение в шеренгу. Шеренга - строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.
Построение в круг . Круг - самый доступный вид строя.
Построение врассыпную . Оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров
Перестроения. Это переходы из одного строя в другой Обратное перестроение называется разведением и слиянием .
Повороты . Они выполняются дошкольниками направо, налево (90°), вполоборота направо, налево (45°), кругом (180°), как на месте, так и в движении.
Размыкания и смыкания . Размыкания - способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания приемы уплотнения разомкнутого строя.
1-я мл гр : все построения малодоступны детям, проводятся с воспитателем, показ кажд р-ку его места, используя зрительные ориентиры, педагог становится круг вместе с детьми, переходы дети совершают гурьбой, располагаются произвольно без учёта роста. 2-я мл.группа : строятся друг за другом на зависимо от роста, постепенно учатся занимать своё место в колонне, шеренге. При поворотах используют зрительные ориентиры, по залу перемещаются парами, в одной колонне. Ср дошк возр : строятся в круг, в пары, в шеренгу, в колонну. Дети заранее разбиваются на звенья, назначаются ведущие звеньев, по сигналу они идут на условнуе места (к флажку), за ними- все ост. Направо и налево, кругом дети поворачиваются переступая на месте. Использ распоряжения а не команды. Ст дошк возр : учатся расходиться парами и по одному через середину зала. Построение: строй по росту, выравнивание шеренги по носкам, поднимают руки вперёд и отходят назад так, чтобы не касаться впередистоящего. В кругу и шеренге размыкаются на вытянутые в сторону руки, размыкание и смыкание – приставными шагами. Повороты – простое переступание на месте. Команды – «Направо!», «Налево!», «Шагом марш!».
Методика обучения детей физическим упражнениям.
Научная основа: Лесгафт, Павлов, Сеченов., Аркин, Быкова, кенеман идр.
3й год жизни : дети не придерживаются точно заданной формы движений, но развивающаяся двигательная память позволяет им самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные действия. 4-й год жизни : р-к владеет всеми видами основных движений, может выполнять их по своему желанию или предложению воспитателя, при выполнении соблюдать нужное направление, опр последовательность. Появляется интерес к результату деятельности. Большой запас разнообразных движений обуславливает свободу самостоятельных действий. 5-й год жизни : двигательные функции формируются особенно интенсивно. Р-к стремится к выполнению новых упражнений. Он хорошо различает их виды, умеет выделять элементы движений, оценивать качество выполнения. Знакомые движения дети выполняют в сложных вариантах и с большей нагрузкой. Двигательные действия становятся более осознанными. 6-й год жизни : достаточно хорошо владеют основными двигательными навыками, умеют выполнять движения по собственной инициативе с большей уверенностью, лёгкостью и точностью. Совершенствуется функция равновесия
МЕТОДИКА: 1этап : начальное разучивание физического упражнения, создаётся умение выполнять движение в общих чертах. С учётом этого ребёнку предъявляют минимальные требования, которые помогают ему овладеть основой движения. Частота повторений нового движения в занятии должна быть максимально допустимой (не менее 8-12 раз). Впоследствии она снижается до 5-6. 2 этап : упражнение разучивается углубленно, формируется умение выполнять его относительно совершенно, в объёме намеченных технических требований. Внимание детей избирательно ссредотачивается на отдельных деталях техники целостного двиг действия.3 этап : обеспечивается совершенствование техники выполнения физ упр, создаётся навык и формируется способность применять двиг действие в играх и жизни. Закрепление технкики выполнения – многократные повторения.
Осокинав мл. дошк. Возр. предлагает работать над качественной стороной движений, заботиться о развитии ловкости.В ср.дошк.возр. развивать способность воспринимать, анализировать, оценивать качество двиг.действий, последовательность их выполнений, приступать к начальному воспитанию ловкости и выносливости. В ст.дошк.возр. детей нужно учить планировать свои действия, стремиться к их результативности, уделять внимание развитию общей выносливости, скоростно-силовым способностям.
Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения движениям.
Стадии: ИРРАДИАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, СТАБИЛИЗАЦИЯ.
1)Первично – ознакомительный этап (этап начального разучивания) – 1раз;
На этапе первоначального разучивания физ упражнения детей знакомят с новым двигательным действием и формируют умение выполнять его в общих чертах. Воспитатель показывает упр-ие детям и подробно объясняет все элементы, которые входят в его состав.
Цель начального разучивания: познакомить ребенка с новым упражнением, создать у него целостное представление о движении и вызвать интерес. На первом этапе педагог пользуется методикой начального разучивания: а) показ образца движения; б) детальный показ образца, сопровождаемый словом; в) совместное выполнение упражнения с детьми.
2)Этап углубленного разучивания (соотв второй стадии навыка) – 2-10 раз;
Воспитатель обращает внимание ребенка на правильность выполнения движения, исправляет технические ошибки; если упражнение простое педагог использует усложнение; Н-р: упражнение Цапля, просто и с усложнением, выполнить знакомое упражнение изменив исходное положение, с использованием спортивных снарядов, изменив темп; увеличив количество повторов и тд.
3)Этап закрепления и совершенствования двигательного навыка; (соответствует третьей стадии) Ребенок выполняет движения автоматизированно (по названию). На этом этапе целесообразно использовать творческие задания, счет, музыку и тд.
Вопрос 38: методика проведения утренней гимнастики, гимнастикт после дневного сна.
Утренняя гимнастика рассматривается как важнейший элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса. Она оказывает оздоровительное влияние на организм ребенка.Утренняя гимнастика проводится ежедневно в утренний отрезок времени в течение 8-10 минут. Местом ее проведения может быть физкультурный или музыкальный зал, групповая комната. В теплый период года утренняя гимнастика проводится на участке детского сада. В ее содержание включается вводная, основная и заключительная части. В начале – разминка, затем комплекс из 5-6 упражнений для рук, ног, туловища и в заключении ходьба или малоподвижная игра чтобы восстановить дыхание.Комплекс упражнений для гимнастики составляется на 1-2 недели. В его содержание обычно включаются упражнения, разученные с детьми на физкультурном занятии. В младшем дошкольном возрасте утренняя гимнастика должна носить игровой характер. В нее включаются 2-3 игры различной степени подвижности или 4-5 упражнений образно-имитационного характера.Музыкальное сопровождение является важным компонентом утренней гимнастики. Оно повышает интенсивность движений, положительно влияет на эмоциональный настрой детей.
После дневного сна в дошкольном учреждении проводится гимнастика . Она облегчает пробуждение ребенка, стимулирует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющие действие. Комплекс гимнастических упражнений после сна имеет две части. Первая часть проводится в постели. Она короткая. Ее задача – помочь ребенку постепенно перейти ото сна к бодрствованию. Затем проводится комплекс оздоровительной и дыхательной гимнастики после сна, который включает выполнение 4х-5 упражнений, хождение по массажным коврикам, ребристой доске солевым дорожкам и т.д.Следует отметить, что все средства физического воспитания используются во взаимосвязи и выступают как система физкультурно-оздоровительной работы в конкретной возрастной группе.
Возможно, будет полезно почитать:
- Йога для лица — описание комплекса упражнений для омоложения кожи ;
- Йога для омоложения организма ;
- Опасные упражнения в спортзале, которые стоит вычеркнуть из своей программы ;
- Skyrim: чит-коды оружия, навыков, брони и зaчарования Коды на скайрим эльфийские стрелы ;
- Классический подъем и ласточка ;
- Строение руки - иннервация ;
- Что такое, причины возникновения спастичности, недопущение и лечение Как убрать спастику после инсульта ;
- Способы как вызвать рвоту для похудения ;