Проект на тему физкультура и спорт. Презентация - Проект «Спорт в моей жизни. Методическая тема проекта

Опыт работы

Тема:

«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»

Выполнила воспитатель

МДОУ д/с № 34

В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями, и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

Однако, я думаю, вы согласитесь со мной, что и общество, родители часто ограничивают исследовательскую деятельность малыша. Это много - численные запреты «Не лезь!», «Не тронь!», «Не делай!», невнимание к детским вопросам, и твердое убеждение в том, что это ребенку знать еще рано.

А ведь нереализованная исследовательская деятельность оборачивается беспомощностью при столкновении с жизненными трудностями и даже с такими ситуациями, которые не должны восприниматься как трудности.

Вот поэтому наша задача и состоит в том, чтобы помочь детям получить новые знания об окружающем мире в процессе поисково – познавательной деятельности .

Многие отождествляют понятия «исследовательская деятельность» и «экспериментальная деятельность». Но это не так. Исследование – это более широкий термин, чем эксперимент. Вот, например, мы видим на краю стола стакан и думаем, если мы его подвинем на один сантиметр, он упадет или нет? А на два сантиметра? И т. д.. Чтобы ответить на этот вопрос, мы пододвигаем стакан сначала на один сантиметр и смотрим, что произойдет. Потом на два сантиметра и т. д.. Это эксперимент.

А исследование - это не просто эксперимент. Оно включает в себя гораздо больше составляющих. Кроме экспериментирования, сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, Обрабатывать и перерабатывать их в своей голове, обобщать и классифицировать эти сведения, т. е. работать на теоретическом уровне.

В журнале «Дошкольное воспитание» № 2 за 2000 год описан опыт работы А. Савенкова, доктора педагогических наук, профессора МПГУ на тему «Учебное исследование в детском саду». Меня он заинтересовал, и я взяла его за основу. В соответствии с рекомендациями автора исследовательская деятельность включает в себя несколько этапов.

Я предлагаю вашему вниманию таблицу, где вы увидите основные этапы исследовательской деятельности.

Таблица.

Этапы исследовательской деятельности

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

Поиск и предложение возможных вариантов сбора информации.

Сбор материала.

Обобщение полученных данных.

Подготовка проекта (макеты, рисунки, схемы, модели).

Защита проекта.

Иными словами, исследование предполагает постановку проблемы, выдвижение гипотезы, проверку ее и анализ результатов. Исследование – это осознанная добыча новых знаний.

Суть работы А. Савенкова заключается в том, что детям (а в процессе работы они являются учеными – исследователями) предлагается подготовить доклад или сообщение по какой – то конкретной теме (например, о воде).

Для того, чтобы подготовить доклад – сообщение, нужно собрать информацию. Существует несколько методов сбора информации. Схематично они изображены на карточках.

Я предлагаю их вашему вниманию (показ карточек).

Ø Подумай сам.

Ø Спроси у другого человека.

Ø Прочитай или посмотри в книге.

Ø Наблюдение.

Ø Эксперимент.

Дети выбирают нужные и помещают их на панно.

Когда дети выбрали необходимые методы информации, начинают собирать материал. Собираемые сведения удерживать в памяти долго трудно. Поэтому их лучше фиксировать. Для этого раздаются детям маленькие листочки и ручкой или цветными карандашами они зарисовывают собранную информацию.

План сообщения готов и дети – исследователи приступают к самой ответственной части работы – делают доклад.

Это общая схема деятельности.

Так как я работаю с детьми логопедической группы, то темы исследований подбирала в соответствии с лексическими темами логопеда.

Сейчас вашему вниманию я предлагаю занятие по исследовательской деятельности по теме «Вода в жизни человека» (видео).

На этом занятии в конце предлагалось сделать доклад – сообщение. Но исследовательская деятельность предполагает и другие формы работы: подготовка и защита проекта.

Теперь я предлагаю посмотреть работу над другой темой «Как менялось жилище человека». Здесь изменились и приемы работы с детьми. Если на увиденном вами занятии проблема исходила от игрового персонажа Старичка – Лесовичка, то здесь дети сами выбрали тему исследования на групповом сборе. Сейчас вам предлагаю посмотреть не весь групповой сбор, а только его фрагмент (видео).

Затем я провела занятие по той же структуре, как и в работе над темой «Вода». Фрагмент этого занятия, где ребенок делает сообщение по схеме, вы сейчас увидите (видео).

Разница между занятиями в том, что изменились методы сбора информации. Если на первом занятии было много экспериментальной работы, то на данном занятии эксперимента не было совсем. Зато была экскурсия на стройку и в краеведческий музей на выставку экспонатов «Русская изба».

Конечно, нельзя полагать, что исследовательскую деятельность можно организовать со всеми детьми в рамках одного занятия. Нет, она требует индивидуальной работы, работы в парах или подгруппах, в течение длительного времени.

Вот и в данном случае работа над темой «Жилище человека» не закончилась. В совместной деятельности мы решили сделать макеты жилищ разных времен. Детям я предоставила возможность самим выбрать то жилище, какое они хотели бы сделать, и партнеров, с кем они хотели бы работать.

Пещеру мы делали сами в группе с теми детьми, кто выбрал этот вид жилища. Фрагмент совместной работы над макетом предлагаю вашему вниманию (видео).

Такая деятельность очень понравилась детям. Они поделились своими впечатлениями с родителями. Родители заинтересовались такой работой, и остальные жилища изготовили со своими детьми дома. Затем устроили презентацию. Участники проекта выступали перед детьми и рассказывали о том, как они сделали свой макет дома, какой материал использовали при постройке. Фрагмент презентации жилищ вы сейчас увидите (видео).

У нас получилась большая экспозиция «Жилище человека» (фото).

По такому же типу прошло занятие на тему «Эволюция водного транспорта ». Предлагаю вашему вниманию макет «От плота до парохода» (фото). Вместе с детьми провели испытания этих моделей в воде и практически убедились в необходимости замены одного транспорта другим всвязи с возросшими потребностями человека.

В работе над темой «Белый медведь», «Жители Джунглей» в совместной деятельности с детьми сделали макеты климатических зон Крайнего Севера и джунглей, в работе над темой «Наш родной город» изготовили макет города.

Наряду со специальными методами исследовательской деятельности в своей работе я использовала и много других, как мне кажется, необходимых для более полного сбора информации об исследуемом объекте:

Ø Экскурсии (в краеведческий музей, на переговорный пункт, на стройку, кухню и по городу).

Ø Встречи с интересными людьми (строителем, сотрудником музея, электриком, поваром и др.).

Ø Решение проблемных ситуаций (Что было бы, если бы не было … (воды, телефона, жилища, электричества). Как перебраться на другой берег, если нет моста? Какую одежду выбрать, чтобы не промокнуть под дождем и т. д.).

Ø Дидактические игры: «Овощи – фрукты», «Виды транспорта», «Эволюция вещей», «Цветик – семицветик», «Профессии» и др.

Ø Викторины «Что мы знаем о профессиях», «Знатоки родного края», КВН «Зеленые загадки».

Ø Коллекционирование (спичечные наклейки о животных, растениях, коллекция марок с транспортом).

Ø Моделирование (Как рождается речка и др.).

Для планомерной последовательной и систематической работы я разработала план – программу по опытно – экспериментальной и проектной деятельности «Юный исследователь», куда я включила темы исследований, которые предложили дети.

Цель: Развивать детскую любознательность, пытливость ума, устойчивые познавательные интересы.

Задачи:

Ø Способствовать развитию простейших способов умственной деятельности: операциям анализа и синтеза, вычленения, обобщения, сравнения по нескольким признакам.

Ø Развивать у детей способность проводить элементарную опытно – экспериментальную работу, устанавливать причинно – следственные связи, высказывать предположения, делать выводы.

Ø Совершенствовать навыки учебной деятельности: самостоятельно планировать свою деятельность и реализовывать её, анализировать полученный результат, действовать с графическими моделями; составлять рассказ об исследуемом объекте.

Ø Способствовать формированию у детей знаний о разнообразных явлениях окружающего мира, образе жизни человека, живой и неживой природе.

Объектами исследования могут быть предметы и явления из разных сфер деятельности, поэтому все темы распределены по блокам.

Тематический план.

Названия блоков.

Количество

занятий.

Мир людей.

· Родной город

· Профессии

Мир природы.

· Живая природа

· Неживая природа

Мир вещей.

· Предметы быта

· Жилище

Мир техники.

· Транспорт

· Бытовая техника

Итого:

Критерии

Мир людей.

Ø Знает название своего родного города, имеет представление об истории возникновения.

Ø Имеет представление о труде взрослых, культурно – бытовых учреждениях, промышленности города.

Мир техники.

Ø Различает и называет виды транспорта; имеет представление о причинах появления и эволюции в связи с техническим прогрессом.

Ø Имеет представление об изменении видов и форм средств коммуникации.

Мир вещей.

Ø Знает предметы быта (посуда, одежда, мебель), об их изменении в связи с условиями жизни.

Ø Определяет материал, из которого сделаны предметы (дерево, металл, ткань).

Ø Имеет представление об эволюции жилища человека, внешнем виде, отоплении, освещении.

Мир природы.

Ø Имеет представление о различных природных объектах; о растительном и животном мире; Красной книге.

Ø Устанавливает причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Ø Умеет самостоятельно проводить простые безопасные опыты.

Ожидаемые результаты

1. Выполнение детьми простейших умственных операций: анализа, синтеза, вычленения, обобщения, сравнения по нескольким признакам.

2. Овладение первичными навыками практического и умственного экспериментирования.

3. Самостоятельное планирование своей деятельности: умение собирать информацию об исследуемом объекте, составлять схему сообщения, задавать вопросы и отвечать на них, анализировать полученный результат.

4. Сформированность у детей знаний о разнообразных явлениях окружающего мира, образе жизни человека, живой и неживой природе.

Работа по данной теме дала положительные результаты. Эта работа повлияла на умственное развитие детей . У них значительно расширился кругозор, дети научились устанавливать причинно – следственные связи, задавать вопросы, делать выводы и умозаключения, выбирать себе партнера, вид деятельности , предлагать тему и выбирать тему. Если в начале года дети могли делать это только с моей помощью путем наводящих вопросов, то к концу года вследствие накопленного опыта они могли уже сами объяснить то или иное явление и сделать вывод. Такие дидактические приемы, как сравнение, аналогия, сопоставление фактов способствовали развитию логического мышления.

Важным условием развития умственных способностей детей является работа над формированием речи, которая занимает одно из важных мест в исследовательской деятельности.

Во – первых, у детей значительно пополнился запас слов.

Во – вторых, детям в процессе работы предлагалось сделать

сообщение.

Я их учила выбирать главное при отборе фактов, а второстепенное уходило на второй план. Естественно, это очень помогло детям при составлении рассказов на занятиях по развитию речи. Рассказы отличались стройностью изложения, стали более последовательными, отличались объемом.

Исследовательская работа затронула и экологическое воспитание детей. Они стали более сознательно относиться к окружающей природе, любить ее и бережно с ней обращаться.

Привлечение к этой работе родителей также дало положительные результаты. Родители заинтересовались этой деятельностью и вместе с детьми ходили в библиотеку и отыскивали нужные сведения для получения ответа на поставленный вопрос, принимали участие в изготовлении разнообразных макетов. Это не замедлило сказаться на микроклимате семьи. Отношения между родителями и детьми стали более близкими и доброжелательными.

Подведя итог моему выступлению, я хочу отметить, что для успешного решения задач исследовательского обучения нам, воспитателям, нужно:

Ø Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.

Ø Не сдерживать инициативы детей.

Ø Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

Ø Не спешить с вынесением оценочных суждений.

Ø Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

А) прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

Б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

В) учиться анализу и синтезированию.

Ø Предоставлять детям право выбора темы исследования, партнера по совместной деятельности, и вид деятельности.

И самое главное – подходить к проведению этой работы творчески. Обучая детей конкретным навыкам, мы часто лишаем их шанса сделать собственное открытие. Стремление к взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы человека.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Пещеры – чудо природы

Выполнила: ученица 10 класса

Каширина Анастасия

Руководитель: учитель географии

Рыжова Галина Михайловна

п. Октябрьский 2016

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Пещера – настоящее чудо природы………………………6

    1. Что такое пещера…………………………………………………..6

      Кто исследует пещеры?................................................................6

      Как образуются пещеры…………………………………………..7

      Типы пещер…………………………………………………………8

      Причудливые пещерные узоры…………………………………10

      Растительный и животный мир пещер…………………………12

      Зачем охранять пещеры?................................................................14

Глава 2. Пещера Загонная со скалой Будаковской…………………16

2.1 Месторасположение пещеры…………………………………….16

2.2 Тип пещеры и время образования………………………………16

2.3 Кто исследовал пещеру и какой вклад внес в науку……………17

2.4 Растительный и животный мир пещеры Загонная………………21

2.5 Почему необходимо охранять этот объект………………………24

Глава 3. Социологический опрос……………………………………25

Заключение ……………………………………………………………28

Список литературы……………………………………………………29

Приложения…………………………………………………………….31

Введение.

В сельской библиотеке я случайно увидела книгу «Пещеры» и прочла ее. Эта книга стала для меня некоторым открытием. Здесь я нашла подробные ответы на все интересующие меня вопросы: как образовались пещеры, какие существуют типы пещер, кто в них обитает, кто занимается исследованием пещер. Я сильно увлеклась этой книгой и решила на ее основе провести собственное исследование какой-нибудь пещеры. В цели своей исследовательской работы я решила затронуть извечную проблему экологии – проблему защиты природных объектов.

Актуальность работы . Вопрос о защите природных объектов сейчас особо актуален. В современном мире многие люди не уделяют должного внимания окружающей среде, и, зачастую, делают все, чтобы еще больше ее разрушить. Мы выбрасываем мусор в реки, озера, на лесные поляны, мы ломаем ветви, обрываем листья, даже не задумываясь о том, что этот маленький листик служил домом для какого-нибудь насекомого, что гриб, который мы затоптали, возможно помог бы прожить какому-нибудь зверьку, что дерево, которое мы спилили, было целой средой обитания многих животных… То же самое касается и пещер. Многие туристы, посещая пещеры, оставляют за собой мусор, не думая, что это может нарушить естественное существование редких животных, ломают сталактиты, сохраняя их, как сувенир. А ведь сталактиты несут для исследователей такую ценную информацию, как возраст пещеры.

Чаще всего мы совершаем такие ошибки из-за незнания, но бывает, что и извещенные об этом люди все равно продолжают уничтожать природу. Поэтому я решила донести до читателей и слушателей информацию о ценности природных объектах, о необходимой защите пещер, на примере пещеры Загонной.

Цель моей работы: донести до окружающих, что пещеры, как и любой другой природный объект, нуждаются в защите.

Для этого я специально выбрала малоизвестную пещеру. Для достижения моей цели я поставила перед собой следующие задачи:

Определить, что такое пещеры, кто занимается исследованием пещер, какие бывают пещеры, и почему они вызывают такой бурный интерес у исследователей;

Найти точное местонахождение моего объекта исследования;

Определить, к какому типу пещер относится, и когда образовалась пещера;

Кто занимался исследованием этой пещеры, какие открытия сделал;

Кто обитал раньше, обитает сейчас в этой пещере;

Какие находки были обнаружены в пещере;

Какую роль играет пещера в жизни человека;

Почему ее необходимо охранять.

Гипотеза: Пещера – необходимый для человека природный объект, который нужно охранять.

Методы исследования: это, прежде всего, теоретические: анализ и обобщение литературных источников и ресурсов сети Интернет, эмпирические: интервью (в моем случае – с учителями географии), социологический опрос-анкетирование.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты можно использовать на уроках географии, экологии, краеведения. Она поможет больше узнать о природе Алтайского края.

Обзор. В форме краткого обзора я решила написать о том, что будет представляет собой моя работа. Исследовательская работа состоит из двух глав и результатов анкетирования. В первой главе я разъясняю, что такое пещеры, как они образуются, что интересного можно найти в пещерах. Основную информацию для этой главы я нашла в вышеописанной книге «Пещеры», недостающую информацию я дополняла из других источников. Честно говоря, до этого времени пещеры представлялись мне скользкими, мрачными полостями в скале, в которой не только нет жизни, но нельзя найти ничего прекрасного. Хотя я и знала, что в пещерах находят различные костные останки и нарисованные человеческой рукой изображения, но большого интереса пещеры для меня не представляли. Все поменялось, когда я стала глубже понимать этот удивительный подземный мир.

Вторая часть будет посвящена непосредственно самому объекту моего исследования – пещере Загонной со скалой Будаковской. В школьной и сельской библиотеке практически не было информации об этой пещере. Но тем увлекательнее добывать информацию самой. Мне пришлось немало переработать и перебрать источников информации, чтобы найти самое главное и самое интересное.

В результатах социологического опроса я описала мнение людей о том, нужно ли охранять пещеры. Кроме того выяснила, много ли дети и взрослые знают о пещерах, о том, для чего они нужны.

Глава 1. Пещера – настоящее чудо

    1. Что такое пещера

Для того чтобы определить, какую роль играют пещеры в жизни

человека, нужно выяснить, что они представляют собой.

Для сравнения смотрю, определения «Пещера – это…», в разных толковых словарях:

У глубление, полое пространство под землёй или в горном массиве, имеющее выход наружу (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Полость, пустота в толще земли; природные подземные ходы, тупиком или с выходами; грот; подземные вертепы; иногда рытые переходы, высеченные в скалах жилища, кладбища и пр. (Толковый словарь В.И. Даля).

Как видим, эти два определения, взятые из разных источников, имеют одну общую основу: пещера – это пустота в толще земли, полое пространство, возможно, замкнутое, или имеющее один или несколько выходов.

    1. Кто исследует пещеры?

Кто же исследует эти подземные коридоры? Самым первым исследователем пещер был Ассирийский царь Салманасар III в 852 г. до н. э. Он прибыл в местность, откуда берет начало река Тигр, и обнаружил расселину в скале. В сопровождении свиты он обследовал пещеру и в память об этом приказал высечь на скале надпись и свое изображение.

Изучением пещер с XX в. на профессиональном уровне занимаются спелеологи.

Спелеология – раздел геологии, изучающий природные пещеры, а именно: их происхождение, возраст, эволюцию, морфологию, экосистему, составляющие породы и т.д. Эта наука является существенной составляющей для полноценного изучения истории, археологии, биологии палеонтологии и гидрологии. Из этого определения следует ответ на вопрос "Кто такой спелеолог?" – это специалист, изучающие пещеры, механизм и причины их образования и развития. [ 5]

Обыкновенно спелеологи действуют в сотрудничестве с другими специалистами. Ботаникам, например, интересно исследовать пыльцу, взятую из глины. Микробиологи обнаруживают в пещерах прежде неизвестные микроорганизмы. Пещера также представляет большой интерес для археологов. Ведь благодаря наскальной живописи, оставленным в пещерах инструментам и орудиям, пепелищам от кострищ и костным останкам, можно многое рассказать о жизни древнего человека. Впервые наскальные рисунки были обнаружены в 1879 г. Девятилетней девочкой и ее отцом, дон Марселино де Саутуола из Альтамиры в Северной Испании. После этого случая люди стали находить все больше таких пещер. В настоящее время известно уже около 400 пещер, расписанных картинами.

В наше время изучением пещер занимаются преимущественно любители, жертвуя своим отпуском и выходными днями. Для того чтобы измерить многокилометровые коридоры, лазы, колодцы и залы, им приходится испытывать неимоверные трудности, проводя дни и ночи в кромешной тьме, сырости и холоде.

1.3 Как образуются пещеры?

Как образуются пещеры, я нашла в книге «Пещеры». Основа образования многих пещер – химический процесс: дождевая вода из воздуха забирает углекислый газ, образуя слабую углекислоту. Ключевая вода и есть не что иное, как вода с растворенным в ней углекислым газом. Просачиваясь сквозь землю, углекислота способна разрушить известняк. В 10 литрах дождевой воды растворяется примерно 9 граммов извести; в результате образуется гидрокарбонат кальция. С помощью этой реакции на протяжении тысячелетий формируются туннели многометровой ширины и огромные залы.

Вот как происходит образование пещер: атмосферные осадки увеличивают в породе узкие трещины и щели, в течение тысячелетий превращая их в туннели, ширина которых достигает нескольких метров. Такие образования называют «карстовые». Карстовые пещеры обычно образуются там, где залегают растворимые породы: известняк, мрамор, мел, а также гипс и соль. Известняк, а тем более мрамор, растворяется чистой дистиллированной водой очень плохо. Наиболее сильное растворение происходит, как уже описано выше, если в воде присутствует растворённый углекислый газ (а он всегда присутствует в природной воде). Однако всё равно известняк растворяется слабо по сравнению, скажем, с гипсом или, тем более, солью. Вообще от того, из каких пород состоят пещеры, зависит продолжительность их существования.

1.4 Типы пещер

Но, чтобы как-то структурировать эти пещеры мне необходимо найти, на какие типы они подразделяются. В некоторых источниках нахожу, что пещеры подразделяются в зависимости от породы и способа образования.

Кроме карстовых образований, существуют также:

Известково-туфовые;

Гипсовые;

Соляные;

Вулканические;

Ледниковые и ледяные;

Морские пещеры;

Пещеры, образовавшиеся в результате горного обвала;

Эоловые.

Известково-туфовые образуются, когда вода с высоким содержанием извести стекает каскадом, известь на ступенях оседает. Если это происходит на поверхности земли, то фрагменты растений перемешиваются с известью. Со временем слой увеличивается и образуется пористая масса – известковый туф. Примером такого типа пещер является пещера Ольга в Швабском Альбе, Германия. [ Приложение 1 ]

Гипсовые пещеры появляются в ходе того же растворения в воде. 1000 литров воды способны разрушить около двух килограммов гипса. Такие пещеры образуются быстрее известковых, но и разрушаются достаточно быстро. Они являются самыми длинными по протяженности. Самая продолжительная гипсовая пещера на земле – Оптимистическая пещера на Украине (165 км). [Приложение 1]. В такого типа пещерах часто встречаются причудливые гипсовые кристаллы, очень хрупкие и прозрачные.

Тот же способ образования у соляных пещер . Но они еще более недолговечны. Соляные пещеры образуются в засушливых районах с многометровыми соляными отложениями. Самой длинной такой пещерой является Мальханова пещера в Израиле (6 км).

Способ образования вулканических пещер существенно отличается от предыдущих. Когда жидкая горячая лава вырывается из жерла вулкана, верхний слой ее течения быстро остывает. Образовавшаяся корка хорошо сохраняет тепло, и лава под ней продолжает течь. Как только поток лавы прекращается, лава из-под корки уходит. Остывшие трубкообразные полости могут тянуться на сотни метров. Самой длинной из них признана вулканическая пещера на Канарском острове Лансароте. В этой пещере имеются даже сталактиты: когда расплавленная лава капала с потолка, появлялись вулканические «сосульки».

Морские волны, набегая на берег, спустя время разрушают скалы, образуя морские пещеры. Примером такой пещеры является Фингалова пещера на острове Стаффа.

В результате обвалов громадные скальные плиты падают вниз, а между обломками часто образовываются пустоты. Эти пещеры не очень большие, но могут запросто служить человеку укрытием. Таких пещер много в Австралии.

Эоловые пещеры своим возникновением обязаны процессу эрозии. Мягкие горные породы не могут противостоять воздействию мелких песчинок, которые ветер гонит на скалы. Чаще всего такие пещеры образуются на скалах и побережьях.

Ледниковые и ледяные пещеры – это два разных типа пещер. Если пещера находится слишком высоко, и температура воздуха в ней чуть выше нуля, то просачивающаяся вода у входа в пещеру превращается в лед, особенно когда зимой сюда задувает ветер. Это ледяная пещера . Лед в ней, достигающий толщины 20 метров, постоянно подтаивает. Ледниковые же пещеры, в отличие от ледяных, не заполнены льдом, а окружены им. Например, вход в гигантскую пещеру Айсризенвельт под Зальцбургом расположен на высоте 1641 м над уровней моря. Такие пещеры сами по себе очень красивы – лед, образуя волнообразные формы, переливается яркими сине-зелеными оттенками.

К одной из разновидностей пещер можно также отнести пещеры «искусственные», выдолбленные человеком. Это очень редкие пещеры и очень молодые (По сравнению с другими пещерами). Одной из таких пещер является пещерный комплекс в Каппадокии, Турция, который существует уже около 2000 лет. Ознакомившись с типами пещер и со способами их образования можно предположить, какими древними они являются, сколько тысяч лет проходят эти процессы.

1.5 Причудливые пещерные узоры

При знакомстве с книгой «Пещеры» я нашла очень много интересного, прекрасного и уникального, чего нельзя отыскать нигде на поверхности. То, что может существовать только в пещерах.

Например, сталактиты и сталагмиты. Как они появляются? Когда уровень воды в карсте понижается, пустоты, которые служили руслом для подводных рек, осушаются. Дождевая и талая вода, просачиваясь сквозь трещины, растворяет известняк уже известным способом. Затем эта вода в виде капелек оседает на «потолке» и происходит обратный химический процесс: вода теряет углекислый газ и известняк оседает в форме натека. С годами этих слоев становится больше, а внизу, под сталактитами, таким же способом образуются сталагмиты – перевернутые «сосульки». Многие люди путают эти два названия, и я вспомнила легкий способ, которым когда-то пользовалась, чтобы их различать. В слове СталакТиты имеется буква Т, которая похожа на сосульку, направленную вниз. СталагМиты – слово с буквой М, которая напоминает две перевернутые сосульки. Вот так буквы М и Т помогают отличить сталактиты от сталагмитов. Я прочитала об этом в одном журнале, когда была еще маленькая.

Сталактиты обладают очень важной для исследователей информацией, о которой многие люди даже не подозревают. Если сталактит распилить, то срез будет напоминать спил дерева с годовыми кольцами. Каждое кольцо - это показатель климата, господствовавшего в то время. Также по соотношению изотопов кислорода О-18 и О-16 можно судить о колебаниях температуры. Ведь, чем выше средняя температура, тем сильнее испаряется изотоп О-16, который попадает в известняк сталактитов. Кроме того, по остаткам пыльцы в них можно судить о растительности того или иного времени, а по остаткам пепла – об извержениях. В приложении 2 вы можете посмотреть на кольца роста.

Кроме сталактитов, в пещерах существуют натечные жемчужины, получившихся в прудах в результате обволакивания частичек грязи известью.

Есть такое интересное явление, как пещерные «занавесы». «В пещерах иногда можно встретить целую галерею искусно выполненных природных скульптур» - говорится во все той же детской энциклопедии «Пещеры». И действительно, в зависимости от породы и поверхности, известковые натеки могут образовывать разноцветные узоры – от «кружевных вуалей» до тончайших «спагетти».

Еще существует такой интересный вид пещерных образований, который почти не изучен наукой – эксцентрики. Это кристаллы известняка, в которых имеются тонкие веточки «капилляров»; по ним известь растекается, независимо от силы тяжести. Из-за этого они образуют причудливые формы, напоминающие ствол с ветками.

А в некоторых известняковых пещерах прячутся озера непередаваемых цветов, которые, словно зеркала, отражают все вокруг. К примеру, регион Mato Grosso do Sul в Бразилии может похвастаться множеством удивительных подземных озер. Некоторые подземные озера достигают ста метров в глубину. [ 7 ]

Когда я спросила преподавателя по географии о пещерах, Галина Михайловна рассказала мне о пещерах Словении – одном из чудес света. Очень много информации о пещере Постойна можно найти в книге «100 великих чудес природы», Б.Б. Вагнера. Немало каменных шедевров можно увидеть в этой пещере. Это и огромный сталактит Кипарис, который по форме напоминает стройное дерево, изваянный природой Мальчик с Пальчик, выглядывающий из-за каменной колонны, ажурная сталактитовая драпировка, сотканная из тончайших нитевидных натеков. Коридоры пещер переливаются всевозможными оттенками красного – от нежно-розового до ярко-алого.

Стены порой кажутся то отлитыми из металла, то вырезанными из слоновой кости. Порой целый частокол каменных колонн заполняет пространство залов, и поезд словно едет по каменному лесу. И растут эти каменные сосульки очень много тысячелетий – лишь по одному миллиметру в год! Фотографии причудливых узоров можно посмотреть в приложении 2 и 3.

Вот такие прекрасные вещи можно обнаружить исключительно в пещерах.

1.6 Растительный и животный мир пещер

Но пещеры нужны человеку не только для того, чтобы любоваться их красотами. Как считает известный швейцарский спелеолог Альфред Бегли: «Под землей, в абсолютной темноте существует огромный мир, о котором мы можем говорить как о новом континенте».

Растительный и животный мир подземных коридоров – настоящая ценность для зоологов и ботаников. Наверное, каждый ребенок знает, что в пещерах обитают летучие мыши!

Но несколько веков у людей было совершенно другое представление о подземном мире. Во времена средневековья люди думали, что в пещерах живут драконы: из-под земли слышался рев, вырывались облака пара, в пещере находили кости и черепа, а на поверхность течением рек выбрасывались маленькие дракончики. Как говорится, у страха глаза велики. На самом деле «ревут» бурлящие реки, облака пара, выходящие на поверхность – это влажный воздух, выходящий из-за смены давления воздуха. Кости – это останки давно вымерших животных. Но маленькие «дракончики» - вовсе не выдумка. Это – представители уникального подземного мира, который нам предстоит разгадать.

Растительный и животный мир пещер поистине необычен. Это своеобразные маленькие «мирки» со своим микроклиматом и цепочками питания.

Как говорилось выше, люди находили в течениях рек маленьких «дракончиков» и слепо верили, что они вырастут в настоящих полноценных монстров. По-настоящему же эти маленькие безглазые существа, обитающие в карстовых пещерах, достаточно безобидны. А называются они «протеи». Они похожи на угрей, но опираются на 4 слабенькие лапки. В длину протеи не более 30 см, и являются представителями земноводных. Протеи считаются «живыми ископаемыми», потому что очень легко приспосабливаются: вылупившиеся в темноте личинки в скором времени теряют окраску, а глаза их скрываются под складками кожи. Но если их вынести на свет, то развитие пойдет в ином направлении: тело приобретет темную окраску, а глаза станут полноценным органом зрения.

А в северных областях Южной Америки обитают пещерные птицы размером с курицу – гуахаро. Александр фон Гумбольдт обнаружил их в пещере Гуахаро в Венесуэле. Здесь обитают крупнейшие колонии этих птиц. С наступлением темноты эти птицы покидают пещеру и отправляются на поиски семян и богатых маслом пальмовых плодов. Во времена Гумбольдта жители ближайшей деревни раз в году разрушали гнезда и убивали многочисленных птенцов для получения жира, который долго хранится. В настоящее время эти птицы находятся под охраной.

Летучие мыши – наиболее часто встречаемый житель пещер. И более приспособленный. На протяжении столетий люди удивлялись, каким образом летучие мыши в полной темноте не только не сбивались со своего пути, но преодолевают препятствия и чувствуют добычу. Ответ на этот вопрос я тоже нашла в книге «Пещеры» (с.19 -20). Биологи смогли разгадать эту загадку лишь в 1938 г. Оказалось, во время полета летучие мыши издают звуки высокой частоты, которые человеческое ухо воспринять не в состоянии. Эхо отражается от препятствий, и летучие мыши улавливают их своими ушами. Благодаря этому они молниеносно принимают правильные решения и быстро оказываются у цели.

Многие виды животных, например, саланганы, гуахаро и летучие мыши, регулярно покидают пещеры в поисках пропитания. Другие используют пещеры для зимовки – например, некоторые виды насекомых. Есть и обитающие только у входа в пещеру – пещерный паук. Существуют пещерные саламандры, пещерные пяденицы, пещерный рак и даже пещерный кузнечик.

У пещерных жителей есть свое преимущество. Многие из них здесь не имеют врагов. Благодаря постоянной температуре воздуха им не надо приспосабливаться к смене времен года. Некоторые обитатели пещер выжили даже в ледниковый период, в то время как их родичи вымерли на поверхности. И все же этот их маленький мир достаточно неустойчив: нарушив только одно звено их жизни, можно полностью лишиться редкого вида животных.

Кроме животных, в пещерах также растут растения. Казалось бы, как без света могут расти растения? Ведь большая часть растений питается только за счет солнечных лучей. Зеленых растений в пещерах действительно нет. На входе в пещеру часто встречаются некоторые виды папоротников и мхов, или даже водоросли растут, но только там, куда попадает дневной свет. Зато в кромешной темноте пещер раздолье для бактерий и грибов, которые выживают благодаря разлагающимся останкам животных. Бесцветные грибные нити вы можете увидеть в приложении на фото.

Интересна еще искусственная растительность, выращенная благодаря проведенному в пещеры электричеству. Это кажется нереальным, но благодаря искусственному свету даже в очень жестких условиях начинают появляться зеленые «былинки».

1.7 Зачем охранять пещеры

Пещера – не только прекрасный по своей натуре объект природы, но он является хранителем уникальных видов животных, является как-бы маленьким отдельным мирком. Кроме того, именно пещера является наиболее надежным и ценным хранителем информации о древних ее посетителях. Здесь можно поставить самый главный вопрос моего исследования: зачем нужно охранять пещеры?

В подземном мире действуют совершенно иные правила, в отличие от поверхности. Живые организмы подчас существуют в таких жестких условиях, что даже незначительные изменения их может повлечь за собой их смерть.

Иногда в пещеры попадают опасные ядохимикаты, которые представляют угрозу для существования живых организмов.

Порой посетители пещер ведут себя как настоящие вандалы: срывают сталактиты, которые росли тысячелетиями, оставляют на полу мусор, который разлагается здесь значительно дольше, загрязняют копотью факелов воздух пещеры, рисуют на стенах, несмотря на все запреты.

Из-за этого многие пещеры сейчас закрыты для посещений. Пещеры, в которых живут летучие мыши, закрыты с 15 ноября по 15 апреля – во время их спячки.

Главное правило, которое стоит помнить при посещении пещеры: не уносить с собой ничего, кроме фотографий и сувениров, и не оставлять после себя ничего, кроме следов!

Глава 2. Пещера Загонная со скалой Будаковской

Но теперь обратимся непосредственно к самому объекту моего исследования – пещере Загонной.

Я нашла в Красной книге некоторые данные по этой пещере.

2.1 Месторасположение пещеры

Месторасположение пещеры: Краснощековский район, правый берег Чарыша, в 4 км ниже с. Усть-Пустынки. Площадь памятника – 15 га. Она имеет три входа и расположена под пещерой летучих мышей, с которой в прошлом составляла единое целое. Длина пещеры 38 м, высота – 2,2 м, ширина – до 12 м. Точное местоположение на карте можно посмотреть в приложении 5.

2.2 Тип пещеры и время ее образования

Определим тип пещеры и время ее образования. Как написано в Красной книге Алтайского края, пещера Загонная заложена в коралловых известняках лудловского яруса верхнего силура, содержащих фауну брахиопод. Из слов «заложена в коралловых известняках» я поняла, что по типу пещера относится к известковой и является карстовым образованием. Чтобы узнать, что означает «…лудловского яруса верхнего силура, содержащих фауну брахиопод» и можно ли из этого утверждения сделать какой-то вывод, я разыскала в интернете некоторые термины.

Силурийский период характеризуется появлением первых позвоночных. На смену теплым мелководным морям в результате интенсивных тектонических движений пришли значительные площади суши, что привело к иссушению климата. Наиболее яркие черты силурийского периода:

Интенсивное развитие наземных растений;

Растения не имеют корней, а выросты тела, напоминающие корни, служат лишь органами прикрепления;

Вне водоема становится необходимым расчленение тела на органы, выполняющие определенные функции;

У растений в воздушной среде развивается стебель и листья;

Возникает сосудистая система;

16. Палеолит // Сайт «Археология» [ Электронный ресурс] URL : http :// arheologija . ru / paleolit - yanin - ychebnik /

Приложения

Приложение 1

Пещера Ольга в Швабском Альбе, Германия Пещера Оптимистическая, Украина

Куэва-де-лос-Вердес на о-ве Лансароте Ледниковая пещера


Пещера в Голубых горах, Австралия Эоловая пещера


Фингалова пещера на о-ве Стаффа

Приложение 2

Карст


Причудливые пещерные узоры Эксцентрики в пещерах близ г. Люрэ


Сталактиты и сталагмиты Сталактит, кольца роста

Приложение 3

Пещерные жемчужины Сталактит Кипарис, пещера Постойна, Словения

Протеи


Летучая мышь Пещерный кузнечик

Приложение 4


Пещерная саламандра Светлячки в пещере

Грибные нити в пещере

Федоренко Михаил

Работа "Ефремкинские пещеры" - это попытка показать роль и значимость природных памятников для человека и общества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Тема: Ефремкинские пещеры

Выполнил ученик: 6 «А» класса

МБОУ «СОШ № 22»

Федоренко Михаил

Научный руководитель

Бозылева О. В.

Абакан,2011.

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Местоположение Ефремкинских пещер 4

2.Составляющие Ефремкенских пещер. 5

2.1. Пещера Крест (Сыйская, Ледяная). 5

2.2. Пещера Археологическая . 6

2.3. Пещера Крутая. 7

2.4. Пещера Хошкулакская (Чёрного Дьявола). 7

2.5. Грот Проскурякова 9

2.6. Пещера Ящик Пандоры 9

2.7. Грот Тогзасский 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

Литература 13

Приложение 1 14

ВВЕДЕНИЕ

На территории Хакасии располагается очень много пещер. Многие из них являются природными памятниками исторического значения. Сегодня проблема сохранения природных памятников стоит очень остро и нам необходимо сохранить их для следующих поколений.

Гипотеза моей работы : определение роли природных памятников для человека и общества на примере Ефремкинских пещер.

Цель работы – рассказать о знаменитых Ефремкинских пещерах, представив их как природные культурные охраняемые объекты Республики Хакасия.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть особенности Ефремкинских пещер;

Проанализировать значимость находок сделанных в пещерах и т. д.

Объектом исследования будут являться пещеры находящиеся в с. Ефремкино, а предметом исследования будут выступать находки сделанные в Ефремкинских пещерах.

Первые сведения о пещерах этого участка содержатся уже в работах учёных XVIII века, но планомерные исследования микроклимата и льдов были организованы в 1970-х гг. До 1982 г. в Малой Сые располагалась база института мерзлотоведения Сибирского отделения Академии наук СССР.

  1. Местоположение Ефремкинских пещер

Село Ефремкино находится в Ширинском районе и входит в Июсский природный парк. Он находится на восточном склоне Кузнецкого Алатау. Сразу за Ефремкином находится река Белый Июс. По правому берегу - скальный массив Тогуз - Аз («девять ртов»). Если пофантазировать, то можно увидеть, что эта скальная гряда очень напоминает какое-то доисторическое животное, у которого огромное количество голов с открытыми ртами - входами в гроты. Эти гроты - остатки пещер. Большинство входов в пещеры природа так хитроумно маскирует, что нужно подойти очень близко, чтобы обнаружить их. Рядом с селом Ефремкино расположено еще одно село – Малая Сыя. Это живописный край с пещерами (здесь известно 39 пещер), которые и принесли наибольшую известность Малой Сые. Здесь находится так называемый Ефремкинский карстовый участок (площадь которого около 130 кв. км), сложенный из известняка и доломита.

  1. Составляющие Ефремкенских пещер.
  1. Пещера Крест (Сыйская, Ледяная).

Пещера находится в пригребневой части Сыйского хребта, на высоте около 340 м над урезом Малой Сыи. Поднявшись над известковым карьером, видимым из села (у его основания расположена примитивная печь для обжига известняка), вы окажетесь у входа в пещеру. Она имеет еще два названия: Ледяная (так как в ней существуют многолетние пещерные ледники), и Крест (верхняя часть входного кольца действительно напоминают крест). Пещера начинается воронкой, переходящей в вертикальный колодец. Верхняя часть входного кольца напоминает крест.

Длина пещеры 388 м, глубина - 72 м. Категория сложности - 2А. Пещера начинается воронкой, переходящей в вертикальный колодец, - великолепная естественная ловушка. Он ведёт в огромный грот Аида - крупнейший грот на территории, и прилегает к карстовым районам в долине Белого Июса. В гроте великолепная акустика. Слова, сказанные шепотом, слышны во всем гроте. В средней части грота имеется воронкообразная просадка, где неоднократно велись раскопки, пока, правда, безуспешные. Но поиски возможных продолжений пещеры еще не закончены. В дальнем конце грота возможен подъем на стену, где на высоте 8-9 м имеется несколько небольших залов, богато украшенных сталактитами. Это гроты Музыкальная шкатулка и Театральный. Когда поднимаешься с глубины более 70 м (из них 25 по тросовой лесенке), после нескольких часов подземных путешествий весь мир кажется совсем иным. Далее тоненький писк неголосистой пичуги кажется сладкой музыкой.

  1. Пещера Археологическая .

На въезде в Малую Сыю со стороны Шира, с правой стороны от дороги, стоит древняя скульптура деда. Именно от неё начинается маршрут в пещеру Археологическую. Встав около скульптуры, повернувшись лицом к селу. Чуть сзади, вправо, между плетнями огородов от шоссе в западном направлении идет грунтовая дорога в долину реки Малой Сыи. По ней и пролегает путь. Примерно через 200 м огороды заканчиваются, и дорога выходит на луг с кустиками Курильского чая. Слева в кустах течет Малая Сыя, справа высится Сыйский хребет. Слева, почти сразу за последним городом, к Малой Сые тоже поступают горы. Слева из-за речки виден известняковый утес. От него правый борт долины отходит от дороги, пойма становится гораздо шире. У основания утеса и находится вход в пещеру Археологическую. Напротив пещеры через Малую Сыю проложен мостик, а у самой пещеры оборудованы лавки, очаг с мангалом и туалет.

Пещера расположена в основании скального массива, в 1 км от устья Малой Сыи. Её длина 270 м, глубина 37м. От реки вход не виден, а вода всего в 20 м.

Пещера Археологическая получила свое название из-за того, что в ней были обнаружены остатки стоянки древнего человека, погребенной обвалом свода входной части пещеры. Вероятно, до обвала пещера имела высокий и широкий вход. Наличие площадки пред ним и близость воды делали пещеру исключительно удобной для обитания. В настоящее время вход в пещеру представляет собой низкий и узкий лаз длиной около 5 м. В зимнее время скала над входом в пещеру обрастает куржаком - инеем, осевшем на холодно камне.

В средней части пещеры были обнаружены следы четырех кострищ, вокруг них кости животных, костяной наконечник гарпуна, бронзовый наконечник стрелы, обломки горшков. В пещере зимует, впав в анабиоз, колония летучих мышей. Правда, еще 10 лет назад их насчитывалось несколько сотен, а в последние годы лишь десятки, но это довольно обычное явление для пещер.

  1. Пещера Крутая.

Длина пещеры 150 м, глубина 58 м. Эта пещера использовалась для захоронений. Вход в нее незнающий человек сможет найти с большим трудом. Он расположен под небольшой скалой. Это колодец сечением 1,5-2 м глубиной 4 м. Дальше начинается крутой спуск по многолетней наледи, для преодоления которой сейчас необходима веревка. Наледь кончилась. Вы на дне грота округлой формы. Пол завален глыбами, а от входа идет слабый свет. Ощущение достаточно сумрачное. Но не нужно спешить подниматься на свет. Осмотревшись повнимательнее, можно обнаружить кости. Сейчас это только кости животных. А первооткрывателям попадались и кости человека (в основном черепа). Своды во многих местах покрыты копотью, а на полу остатки обугленной бересты - это остатки факелов, освещавших грот. Спелеологами были сделаны находки, которые помогли археологам датировать время захоронения - II тыс. до н. э.

  1. Пещера Хошкулакская (Чёрного Дьявола).

Одна из самых легендарных пещер России. Протяженность ходов 820 м, глубина 49 м. Расположена в 9 км от села Топанова. Наиболее распространенный способ добраться до нее - по автомобильной трассе Шира - Коммунар. От Топанова путь проляжет на восток вверх по долине реки Тюрим в сторону бывшего одноименного лесоучастка. Примерно в 7 - 8 км от Топанова влево отходит дорога в так называемый Известковый лог. Его приметы: северный склон крутой, с выходами обнажений известняка, правый - пологий. В 5- 7м от устья, у северного склона - остатки известковой печи. Еще одной важной приметой известкового лога является то, что с дороги, идущей вдоль Тюрима, в верховьях его видны скалы - останцы на гребне Хвоста Дракона. Ранее встречавшиеся лога таких скал не имеют. От остатков известковой печи дорога, идущая по дну известкового лога, раздваивается. Южное ответвление, правое по ходу, ведет к перевалу между Главной и Малой вершинами Кошкулака. Северное же - к так называемому Кесареву покосу и далее, забираясь еще южнее, к перевалу Белый лог. Примерно через километр дорога вновь разветвляется. На этот раз надо идти по ходу направо, на восток. Пересекая сухое русло и, пройдя чуть менее километра, выйдем к поляне под входом в пещеру Кошкулакская.

Здесь у оборудованного очага, хорошо наезженная дорога кончается. Оставшиеся 100 м предстоит пройти по тропинке, поднимающейся к входу в пещеру Кошкулакскую, по названию горы, на склоне которой она начинается. Два входных отверстия практически сразу соединяются в общую горизонтальную галерею, выводящую в довольно обширный грот. Из него идут продолжения вертикальные колодцы, приводящие в пиление этажи. Пещера интересна по происхождению и убранству. Но в ней есть и не менее примечательные вещи, которые могут ускользнуть при быстром осмотре.

Пещера использовалась как культовая. Практически в центре первого грота находится массивный сталагмит. Его высота около 1 м, а в диаметре 0,5 м. Рядом находится кострище, которому более 2 тыс. лет. Вероятнее всего, мясо было культовым подношением. Но кому? Сталагмиту? Очень вероятно, что язычники поклонялись ему как символу плодородия и продолжения рода.

О пещере уже несколько веков ходит недобрая слава. Она входит в число таинственных и удивительных мест земли. При обследовании пещеры спелеологи зачастую испытывают нервозность, переходящую в панический страх. И хотя такие же чувства посещают и в других пещерах, по общему мнению, в Кошкулкской есть что-то особенное, за что её и переименовали. Местные легенды объясняют это тем, что в пещере, в гроте Призраков, обитает дух шамана, который мстит людям, потревожившим его покой после смерти. Кто-то считает, что за столетия пещера поглотила очень много тёмной энергии древних шаманов, которая время от времени воздействует на людей. Физики связывают подобные явления со странными колебаниями магнитного поля, зафиксированным в пещере. Магнитная буря внутри пещеры может налететь внезапно, при этом наверху изменения магнитного поля остаются небольшим.

  1. Грот Проскурякова

Находится около моста у поселка Ефремкино, там, где ручей Смородиновый впадает в Белый Июс. Длина грота 20м. глубина 12м. В Хакасии, после грота Двухглазка, здесь самое древнее известное местонахождение пребывания человека. На стенках грота - рисунки (личины), сделанные охрой около 4,5 тыс. лет назад. В гроте были обнаружены кости плейстоценовых животных более чем 20 видов: мамонт, лошадь, кулан, шерстистый носорог, благородный олень, лось, бизон, байкальский як, сибирский горный козел, архар, пещерная гиена, пещерный лев и бурый медведь. Возраст ранних культурных слоев грота - более 46 тыс. лет.

  1. Пещера Ящик Пандоры .

Находится вниз по течению Белого Июса в 4 км от Малой Сыи, примерно посередине между поселками Ефремкино и Малая Сыя, на так называемом «Черном повороте». Ее глубина 182 м, длина превышает 11 км. Подойти к ней от поселка Малая Сыя можно по дороге в сторону Ефремкина, после чего надо поднятья на 800 м по каньону Красный мешок. От дороги к пещере ведет заметная тропа.

Долгое время этот каньон был известен по нескольким небольшим пещеркам, в которых были обнаружены следы пребывания древних людей. Самая большая имела название Широкая: ее ширина, при высоте входа в рост человека, равна почти 10 м. От входа по щебнистому полу спускаемся в достаточно широкий и высокий грот, по которому можно пройти около 40 м. В тех местах, куда проникает солнечный свет, стенки покрыты мхом. Карбонатные натеки разрушены временем. Смотреть нечего, но местные жители заметили, что в разных местах в глыбисто -пещерных завалах зимой появляется иней - кружак. Обычно он образуется в тех местах, где из-под земли поступает более теплый воздух.

В марте 1991 г. спелеологи В.В. Власенко, А.С. Карпухин и М.В. Копытов приблизительно 25 м хода, открыли великолепную двухъярусную пещеру протяженностью более 13 км, с озерами на дне. Это вторая по длине пещера в Сибири (после Большой Орешной, что в Манском районе Красноярского края, длина которой 50 км, а глубина 162 м). Название, конечно, она сменила, и ее теперь знают как Ящик Пандоры. Но за входным гротом осталось прежнее название - Широкая.

Во входном гроте Ящика Пандоры были подняты керамика, обломок железной латной пластины, большое количество расколотых костей. В дальней части, в глине найден обломок челюсти пещерной гиены.

Чтобы пройти пещеру целиком, требуется почти двое суток. Но и сегодня пещера не пройдена. Неподготовленным посетителям подземелья лучше ограничиться осмотром натеков в гроте Синдибобель и экскурсией по верхнему ярусу пещеры. Рядом, примерно на 100 м ниже по каньону, расположена пещера Мышиная. Своим названием она обязана тому, что осенью в ее входном гроте начинают скапливаться летучие мыши. В дальней части пещеры имеется очень узкий ход в скальной стенке. Для человека он непроходим, а вот мыши ближе к зиме влетают в него и не появляются до весны.

2.7. Грот Тогзасский

Если подняться верх по каньону от Ящика Пандоры, то попадем на вершину горы, один склон которой порос лесом, а другой круто обрывается 50-метровой стеной. Встав на краю обрыва, непременно увидим живописную долину Белого Июса, а в самом конце ее видимой части - маленькие кубики льдов Малой Сыи.

Повернитесь, и перед вами откроется вид на Июс, над которым возвышаются скалы Тогуз - Азского массива с темными ртами входов в гроты. Самый большой по размерам (высота входа 12 м, ширина 15м) носит название Тогзасский. Конечно, своими размерами он привлекает наибольшее внимание туристов. Впервые его описал учитель красноярской гимназии П. С. Проскуряков более ста лет назад! Он не только описал грот, но и провел в нем первую археологическую разведку: были найдены осколки горшков, изделия из кости и большое количество разбитых костей животных. Некоторые из них удалось определить и узнать, кому они принадлежали. Это были останки первобытного быка (тура), лошади, северного оленя, косули, барана - аргали. Но наибольший интерес для науки представляет находка рунической записи, выполненной черной и красной каской. Позже она была расшифрована:

Придя из Алтун - Шан...

Мое государство, мой хан...

Это великое и геройское... Имя мое Агдам Ынал...

Мой брат пришел, благополучно

Спустившись (с гор) и узнав...

сейчас эта надпись сильно пострадала (от времени или от рук любознательных?), сохранилась только ее часть.

В наше время грот посещают массы экскурсантов. Верхняя часть «пола» растоптана, и это позволило наиболее наблюдательным посетителям найти скребловидное изделие из обсидиана, костяной наконечник стрелы, бусинку из кости, треугольное изделие из железа непонятного назначения, грузила для сетей из речной гальки, осколки горшков. Но здесь работали и профессионалы - археологи из Сибирского отделения Академии наук. Это только разведочные работы, но вкупе со всеми находками полученные материалы позволяют допускать заселение этого грота начиная со времени, отстоящего от наших дней более чем на 30 тыс. лет. Были периоды, когда люди его покидали, но возвращались вновь и вновь. Так до средних веков. Для чего же он использовался? Может как сторожевой пост - от него долина Июса просматривается и вверх, и вниз по течению. Не исключено, что в нем укрывались от непогоды во время охоты и рыбалки: от дождя и ветра здесь можно спастись и сегодня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ничто так не привлекает человека, как тайна. Возможность самому прикоснуться к неизведанному, непознанному. В недрах древнего вулкана, которым по мнению многих геологов была гора Кашкулак, некоторые, особенно чувствительные люди, действительно могут столкнуться с мало известными явлениями человеческой психики, активизированными аномалиями магнитного поля.

После встречи с неведомым изменится и сам человек...
Фантазии и реальность настолько тесно переплелись на этом труднодоступном пятачке, что отделить одно от другого сможет только комплексная экспедиция, состоящая из спелеологов и этнографов, врачей и археологов. Возможность таких исследований всерьез рассматривается Международным институтом космической антропологии. Это в будущем. Пока же заканчивается наше пребывание в мире легенд и сказок, укрытом в каменной толще хакасской горы.

Нужно помнить, что камень, взятый из пещеры, имеет ценность, только находясь в пещере… дома, он превращается в обыкновенный булыжник…. Надписи древнего человека, украшающие стены уникальных пещер, не стоит дополнять современными подписями типа «Здесь был Вася» - это не добавит красоты пещере и погубит её историческую уникальность. Красоты, которые мы лицезрим, выезжая на природу, вряд ли могут украсить остатки. И плюс ко всему частое посещение таких мест, как пещеры, изменяет их микроклимат: меняется температурный режим, тают ледники, исчезают живые обитатели…. Наша задача – сохранить природное наследие для будущих поколений в первозданном виде.

Литература

  1. Ахпашева, Н.М. Археологическое будущее Хакасии / Н.М. Ахпашева // Взгляд. - 1999. - 18 нояб.
  2. Боковенко // Новые исследования археологов России и СНГ. - СПб., 1997. - С. 29
  3. Капранова Н.В.//Атлас-путеводитель, достопримечательности республики Хакасии
  4. Кулимеева // Традиционное мировоззрение хакасов: прошлое, настоящее и будущее. - Абакан, 1998. - С. 41-43.
  5. Еремин, Л.В. Национально-региональный компонент и музейная педагогика в образовательной деятельности / Л.В. Еремин // Национально-региональный компонент: проблемы и перспективы. – Абакан, 2004. - С. 133-135
  6. Колбасов, А.А. Свет мой зеркальце, скажи… / А.А. Колбасов // Хакасия. - 1999. - 29 сент.

Приложение 1.

Исследовательская часть

Целью исследовательской части является более тщательный анализ пещер Ефремкинского карстового участка на основе имеющихся данных в различных источниках.

Название пещеры, грота

длина, м

глубина, м

Наличие озер

Обитатели,

Др.оссоб-ти

Ящик Пандоры

11000

400 озер с чистейшей водой

Керамика,кости

Западная

Археологическая

Стоянка др.человека

Крест(Ледяная)

Много гротов, ледников

стоянка древних людей,кости,акустика

Кирилловская

Виноградовская

Крутая

Вход в виде колодца,4м,много наледи

Пещера для захоронений, много копоти,2тыс.лет до н.э.

IV фронт

Находка

Архимедов Провал

Надюша

Козья яма

Фишка

Пионерская

Мышь

Много летучих мышей человеку не попасть

Кип

Берлога

Грот Проскурякова

стоянка древних людей,кости 20 видов ископ.животных,личины

Грот Тохзасский

Самый большой грот

Кости,керамика,руническая письменность

Миртовская

Евпатория

Холодная

ледники

Циркуль

Кашкулакская (Черного дьявола)

2 входа, объеди ненных обширным гротом

Культовая,символ плодородия,кострище,стены поглощают любой свет

Коммунаровская

Ефремкинская

Из данных таблицы можно сделать следующие выводы:

  1. Самой длинной пещерой является Ящик Пандоры, она же содержит самое большое количество подземных озер.
  2. Пещера Крест выделяется огромными ледниками и обширными гротами, а также эту пещеру можно назвать лучшей акустической.
  3. Пещеру Крутую можно по праву назвать древним саркофагом.
  4. Грот Проскурякова является хранителем исторического прошлого, как древних людей, так и животных.
  5. Пещера Черного Дьявола, конечно же, является самой загадочной и мифической,…

Однако как бы мы не стремились объединить все эти пещеры, каждая из них является уникальной и таит в себе определенные загадки, разгадать которые полностью невозможно. Может именно поэтому так тянет людей посетить что-то неразгаданное и таинственное, прикоснуться к прошлому веков.… И очень хотелось, чтобы каждый человек, будь то ребенок или взрослый, понимал всю ту важность, которая необходима в сохранении исторического и природного наследия, доставшегося нам от нашей «Земной кладовой»

Мраморная Пещера - одно из самых ярких достопримечательностей Крыма .
Пещера Мраморная - является одной из наиболее посещаемых и красивейших пещер Европы. В 1992 г. она была принята в Международную ассоциацию оборудованных пещер.

Мало в чем ей уступает и пещера Емине-Баир-Хосар , котрая также входит в спелеокомплекс "Мраморная пещера" .


По оценкам спелеологов, "Мраморная" входит в пятерку красивейших пещер планеты.

Эта пещера исследована и открыта сравнительно недавно, в 1987 году. Глубина ее от 10 до 80 метров.

У каждого зала пещеры есть свое название. Например, галерея Сказок, Нижняя галерея, залы Жемчужных озер и Тигрового хода, Балконный зал, Зал Перестройки, Дворцовый зал. Балконный зал - самый большой зал в нижней галерее. В памяти посетителя надолго запоминаются причудливые животные и сказочные герои, вылепленные природой из мрамора.


В конце 90-х годов спелеологи, при расчистке одного из колодцев в районе Большого зала пещеры Емине-Баир-Хосар , обнаружили большое скопление костей.

Среди них виднелись массивные кости мамонта .
Это место уже облюбовали ученые со всего мира. Самое ценное для них - этот 20-метровый вертикальный колодец , который в давние времена служил капканом. Если животное проваливалось в него, оно уже не могло выбраться.

В этом колодце в большом количестве находили скелеты зубра, быка-тура, кабана, шерстистого носорога, северного оленя, благородного оленя, антилопы-сайгака, горного козла, лошади, пещерного медведя и пещерного льва, мамонтов, шерстистых носорогов и других животных, которые жили на Земле порядка 60 тысяч лет назад. Именно тут впервые в мире откопали полные скелеты древней антилопы Сайги , и Европейского осла .


В пещере Эмине-Баир-Хосар , палеонтологи откопали и зуб древнего носорога . Это удивительное животное обитало около 400 тысяч лет назад и оно старше даже мамонтов!


Мамонтенок Коля

Как добраться до Мраморной Пещеры

По трассе Симферополь - Ялта ехать до поворота направо к селу Заречное до указателя «Заречное - пещера «Мраморная». Доехать до развилки, которая ведет в село Мраморное . А за ним начинается грунтовая дорога сквозь прекрасный лесной массив наверх, к нижнему плато Чатырдага .

Там и расположена красивейшая пещера Мраморная. На плато есть уже асфальтированная дорога с развилкой и указателями: «Мраморная пещера» и «Эмине-Баир-Хосар» . Эти две пещеры расположены примерно в 1 км друг от друга. Пройти от одной пещеры к другой можно и тропинкой.

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: «Подземное царство – правда или сказка?»


Шашенко Елена Александровна, воспитатель МБДОУ "ЦРР-д/с «Чайка»
Описание материала: Предлагаю Вам конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Подземное царство – правда или сказка?».
Данные материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Конспект познавательного занятия, направленный на воспитание интереса к истории «подземного царства», любознательности у дошкольников подготовительной группы.
Цель: Продолжать формирование представлений о пещерах.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о пещерах; Что такое пещеры?; Как они образовались?
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Речевые: Развивать связанную речь, обогащать словарь детей: пещеры, спелеология, дождевая капля, каменная сосулька, колонна, сталагнаты, сталагмиты, сталактиты, памятники природы, атмосфера.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории, любознательность. Бережное отношение к природе.
Демонстративный материал: Иллюстрации, слайды, фотографии пещер, образование сталактитов, сталагмитов и сталагнатов, горы.
Раздаточный материал: Открытки, фотографии, энциклопедия.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним. Продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов. Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу Вам о пещерах. Наука, которая изучает пещеры называется спелеология.
- Как Вы думаете, что такое пещеры?
Пещеры – это уникальный естественный объект, созданный природой, это пустоты в скалах над землей или под землей.
Для первобытного человека пещера служила домом, где он укрывался от непогоды и хищных зверей, готовил пищу, рисовал на стенах события своей жизни.


По пещерным наскальным рисункам и предметам, найденным в пещерах, ученые узнали о жизни предков. За последние 10 лет открыто 1500 пещер. Даже целые подземные поселения с множеством комнат, залов.
Самая глубокая пещера на Земле расположена в Абхазии и называется она Воронья пещера – ее глубина составляет чуть больше 2 километров.


Самая длинная пещера – это Мамонтова пещера, которая находится в Северной Америке. Ее протяженность составляет почти 600 километров – это в 1,5 раза больше, чем расстояние от Абакана до Красноярска.


Пещеры существуют в основном в горах и гористой местности. А также пещеры почти всегда создает вода, которая размывает мягкие горные породы и уносит их прочь.
Пещеры также могут появляться и в результате активных процессов в земной коре – землетрясений и извержений вулканов.
Дождевая капля, которая просачивается сквозь трещину в скале, растворяет частичку камня и повисает на потолке пещеры. Через некоторое время она срывается вниз, а принесенная ею частичка камня тончайшей пленкой остается на потолке. Следующая капля делает пленку толще. И через сто лет на этом месте появится каменная сосулька - сталактит длиной четыре сантиметра. И каждые сто лет он будет подрастать на столько же. А внизу, куда упала капля, будет расти каменная башенка - сталагмит. Через миллионы лет сталактит и сталагмит соединятся и превратятся в сверкающую колонну, которая называется сталагнат.


Мне кажется, что пещеры – это царство темноты и тишины. Температура в пещере летом ниже, а зимой выше, чем снаружи. В пещерах Хакасии средняя температура от +4 до +6 градусов. Поэтому в пещеры лучше ходить зимой – там теплее, чем на улице.
Главные хозяйки пещер – летучие мыши, которые спят вниз головой. Также в пещерах живут и безобидные хвостатые земноводные протеи, пауки, многоножки, черви. Все они бесцветные и прозрачные. Глаза у них либо слабо развиты, либо совсем отсутствуют.


В интернете я прочитала, что наша республика очень богата пещерами – здесь открыто и исследовано примерно 200 пещер.


На севере Хакасии находится Кашкулакская пещера, которая признана одним из самых страшных мест планеты. Местные жители называют её пещерой «чёрного дьявола». Это место у древних хакасов считалось священным. Чтобы задобрить злого духа предки приносили в пещеру звериные и человеческие жертвы.


В районе деревни Толчея расположен грот Двуглазка с самыми древними в Хакасии следами пребывания человека.


Рядом с деревней Сыя есть пещера «Археологическая» - называется она так, потому что в ней также была обнаружена стоянка древнего человека.


Самая доступная, самая большая и одна из самых красивых пещер в Хакасии – это Бородинская пещера. Длина пещеры составляет 1500 метров глубина 60 метров. Здесь находится самый большой в Сибири сталагмит - «Пагода», его высота составляет 5 метров.


Самая протяженная пещера в Хакасии – это Ящик Пандоры, длина ее составляет 18 км. Глубина 185 метров. В этой пещере есть пещерные озера.


А еще в пещерах есть молочные реки (почти как в сказке), которые образовались в результате большого содержания минералов в стекающей воде. Такие молочные реки есть в пещере имени Королёва.
Хоть пещеры и называют «памятниками природы», все равно находятся люди, которые мусорят, и стремятся оставить свой автограф, что нарушает экобаланс пещеры и почти стерильную ее атмосферу.

Вывод: Оказывается подземное царство на самом деле существует, а называется оно пещерами.
Закончу свое исследование стихотворением про пещеру.
Трудно верится, поди ты,
Что в пещерах там и тут
Как сосиски сталактиты
Сверху донизу растут.
Но еще, промежду прочим,
Точно так же знаменит,
Сталактита чуть короче
Лезет кверху сталагмит.
И поэтому в пещере
Ничего рукой не трожь.
Та пещера, камни щеря,
Напугает кого хошь.
Благодарю за внимание.



 

Возможно, будет полезно почитать: