Психологические отличия спортсмена от неспортсмена

Мы не можем получить полное представление о спортсмене, базируясь только на уровне потребления кислорода, запасах гликогена и биомеханических измерениях… Главное, что нужно принять во внимание, – это психология, понимание тех личностных качеств, которые определяют высшие достижения в спорте. Если спортсмен способен управлять стрессом, устойчив к помехам и умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, то мы имеем полный набор… Исследования и прикладные разработки должны проводиться комплексно, с учетом различных аспектов, но особенно психологических.

Питер Снелл, трижды олимпийский чемпион, доктор физиологии

Пройдя путь большого спорта, мы серьезно не задумывались о роли психологии в подготовке спортсменов высокого класса, не уделяли должного внимания индивидуальному подходу, взаимоотношениям тренера и спортсмена, в чем сильно проигрывали. Нередко одержимый тщеславием тренер мнит себя психологом. Позже, оглядываясь назад, с горечью замечаешь, что многие молодые талантливые спортсмены почему-то не дошли до своей цели. <…> Роль психолога в команде у нас принижается, но на практике мне приходилось прибегать к его помощи. Считаю, что, используя рекомендации и советы психолога, удалось не только сохранить многих спортсменов в команде, но и добиться значительных результатов. <…> Даже косвенное соприкосновение с психологической наукой – через общение с психологом – дало повод многое переоценить, увидеть ее огромные возможности.

Хмелев А. А., заслуженный тренер СССР

Раньше я очень ревностно относился к появлению чужого человека в сборной. Считал, что я сам лучший психолог. Также до меня думал Гайич. Но видно, не справляюсь… Я могу рассказать о важности матча. Аубрать чувство ответственности за результат, которое убивает искры в глазах, не получается… Мы с моим помощником пойдем на специальные курсы. Может, после них проще будет понять психолога. А то порой обращаются какие-то люди, а ты не понимаешь, что они делают и зачем. Так было в «Динамо», когда ребятам предлагали вместе кубики складывать, парашют разбирать, чтобы командой себя почувствовать. Но для меня очевидно: психолог команде необходим.

В. Олекно, главный тренер сборной мужской команды России по волейболу

Предмет психологии спорта. Психология спорта – это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Кратко можно сказать, что психология спорта – это наука о человеке в сфере спорта. Необходимость появления этой науки обусловлена специфическими условиями спортивной деятельности, прежде всего стремлением к максимальным достижениям, состязательностью (стремлением к победе), большими, а иногда и предельными, физическими и психическими нагрузками.

Психология спорта как научная и учебная дисциплина включает в себя ряд общих испециальных разделов, это:

1) мотивы спортивной деятельности;

2) психологические основы ориентации и отбора в различные виды спорта и психодиагностика склонностей и способностей;

3) психомоторика;

4) психология обучения и воспитания в спорте;

5) психологические особенности физической, технической и тактической подготовки спортсменов;

6) психологические особенности личности спортсменов;

7) психология спортивного коллектива;

8) состояния спортсмена и их психорегуляция;

9) стили спортивной деятельности;

10) психологические особенности личности и деятельности тренеров;

11) психологические особенности личности и деятельности спортивных судей;

12) психологическая характеристика различных видов спорта;

13) психологическая характеристика болельщиков.

К сожалению, не все перечисленные аспекты изучены одинаково полно. Например, к изучению психологических особенностей болельщиков психологи приступили только недавно, а психология спортивного судейства до сих пор остается практически нетронутой темой.

Методы, используемые в психологии спорта для изучения психологических особенностей спортсменов, тренеров, спортивных команд, такие же, как и в общей психологии. Их разделяют на четыре группы: организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа.

Организационные методы определяют стратегию исследования и включают в себя сравнительный (включая сравнительно-возрастной или метод поперечных срезов) и лонгитюдинальный.

Сравнительный метод используется для изучения психологических различий между спортсменами различных видов спорта, игровых амплуа, пола, квалификации, специфики тренировочного процесса и других факторов.

Лонгитюдинальный метод используется с целью длительного (в течение нескольких месяцев и лет) прослеживания психического и психомоторного развития одного и того же спортсмена или группы спортсменов. Он дает возможность наглядно и в динамике проследить влияние спортивной тренировки на изменение психологических особенностей спортсменов.

Эмпирические методы весьма разнообразны и включают в себя объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и психодиагностику.

Объективное наблюдение имеет целью изучение различных поведенческих, эмоциональных проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировках, соревнованиях, сборах). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной (магнитофона), стенографической или протокольной записи, технических средств (видеоаппаратура). Наблюдение должно проводиться по заранее составленным плану и схеме. Оно должно быть систематическим, что обеспечит относительно полный сбор материала по интересующему вопросу.

Самонаблюдение является способом самопознания и используется спортсменами при анализе своих состояний, поступков, техники выполняемых движений с целью совершенствования. Самонаблюдение тоже должно носить систематический характер, стать для спортсмена привычкой. Результаты должны фиксироваться в дневнике для возможности осуществления качественного самоанализа.

Экспериментальный метод имеет две разновидности – лабораторный и естественный эксперименты:

Лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях, оборудованных сигнализационными и регистрационными приборами и аппаратами (рефлексометром, кинематометром, тремометром и пр.);

Естественный (полевой) эксперимент организуется в естественных условиях (на тренировке, соревнованиях) и имеет две разновидности – констатирующий и формирующий. При этих видах экспериментов также используется аппаратура (переносная или дистанционная).

Психодиагностические методы направлены на выявление склонностей, отдельных способностей и одаренности спортсмена в целом, имеющихся у него типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента, свойств личности, диагностики состояний (предсоревновательных, соревновательных и послесоревновательных), изменения психологических параметров после нагрузок. Эти методы могут использоваться для: отбора кандидатов в команды, выбора адекватного для данного спортсмена вида деятельности и игрового амплуа, а также стиля деятельности.

Методы количественно-качественного анализа используются для математико-статистической обработки полученных в исследовании данных и содержательного их анализа.

Краткий экскурс в историю возникновения и развития психологии спорта

Термин «психология спорта» введен в научный обиход русским психологом В. Ф. Чижем (см.: Психология спорта. СПб., 1910), хотя еще раньше, в самом начале XX века, это понятие использовал в своих статьях и основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. В 1913 году по инициативе Международного олимпийского комитета в Лозанне (Швейцария) был организован конгресс по психологии спорта, и с этого момента рассматриваемая наука получила официальный статус. Однако слабое развитие спорта не способствовало и быстрому развитию науки, которой занимались лишь отдельные ученые, в основном в США, Германии, СССР. В нашей стране зачинателями психологии спорта были А. П. Нечаев, опубликовавший в 1927 году монографию «Психология физической культуры», А. Ц. Пуни, З. И. Чучмарев, П. А. Рудик. В довоенные годы были разработаны программы спецкурса «Психология спорта» для институтов физической культуры.

Интенсивное развитие психологии спорта началось во многих странах после Второй мировой войны. Это было связано с ростом престижности спорта, а также борьбой двух политических систем – социалистической и капиталистической, стремившихся доказать свое преимущество, в том числе и через спортивные достижения.

Немногим позже стали регулярно проводиться Международные конгрессы по психологии спорта, в 1970 году был учрежден «Международный журнал по психологии спорта», в 60-х годах ХХ века возникли Европейская и Североамериканская ассоциации психологов спорта.

В нашей стране в 1952 году А. Ц. Пуни была защищена первая докторская диссертация по психологии спорта, а затем появились монографии, посвященные исследованиям в этой отрасли психологии, авторами которых были Г. М. Гагаева, С. Ч. Геллерштейн, А. А. Лалаян, В. Г. Норакидзе, А. Ц. Пуни, О. А. Черникова. В последующие годы большой вклад в развитие психологии спорта внесли многие ученые: О. В. Дашкевич, Е. А. Калинин, Р. А. Пилоян, В. М. Писаренко, А. В. Родионов, О. А. Сиротин, В. А. Толочек, И. П. Волков, Г. Д. Горбунов, Т. Т. Джамгаров, Р. М. Загайнов, Ю. Я. Киселев, В. Л. Марищук, А. Н. Николаев, В. К. Сафонов, Б. Н. Смирнов, Н. Б. Стамбулова, Е. Н. Сурков, Ю. Л. Ханин, Б. А. Вяткин, А. Д. Ганюшкин, А. А. Лалаян, Ю. А Коломейцев и многие другие. Уже в течение десяти лет на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета осуществляется подготовка психологов по специальности «Спортивная психология».

В настоящее время психология спорта стала не только теоретической, но и практической дисциплиной, оказывающей существенную помощь спортсменам и тренерам в их стремлении достичь высоких спортивных результатов.

Глава 7 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА

7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности

Личность - понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включают свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности - индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент - качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер - качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества - специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация - переживания и побуждения к деятельности.

Социальные установки - убеждения и отношения людей.

Психология личности, как известно, соотносится с учением о способностях, типах темперамента и их свойствах, типологии характеров и их формировании, теории воли и волевой регуляции поведения и развития воли у человека, психологической теории эмоций и роли эмоций в жизни человека, психологической теории мотивации и мотивах деятельности.

Что же такое личность в спорте?

Как любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории и практики, так и в решении психологических задач, касающихся личности спортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личности человека в целом.

Личность - продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определенные функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности.

Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

Личность характеризуется определенной системностью, единством и устойчивостью своих качеств.

К.К. Платонов, анализируя общую систему личности, справедливо разделил все ее особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности: 1) социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества); 2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); 3) опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); 4) индивидуальные особенности различных психических процессов.

Позиция, статус и социальные функции (установки), ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация поведения, - все это качества личности, характеризующие ее мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности (отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самой себе) реализуется в поведении, образует характер.

В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени обусловливают поведение, отношения с другими людьми и с внешним миром. Характер воплощает в себе общечеловеческие свойства и индивидуальные особенности. В структуре характера человека можно выделить: а) направленность; б) особенности взаимодействия с окружающим миром; в) уровень активности и устойчивости при выполнении различных видов деятельности; г) эмоционально-волевую динамику; д) уровень интеграции различных свойств личности.

Характер человека приобретает свою социальную направленность в соответствии с разноуровневыми целями его основных видов деятельности.

Социальная направленность личности находит свое выражение в отношении:

1) к другим людям (доброта, отзывчивость, уважение, дружба, симпатия и др.);

2) к своим видам деятельности (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность);

3) к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам);

4) к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самолюбие);

5) к природе, вещам, различным явлениям (бережливость, аккуратность).

Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.

В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.

Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний.

7.2. Формирование личности спортсмена

Как же формируется личность спортсмена? Аспекты ее формирования представлены на схеме 7.

Аспекты формирования личности спортсмена

Известно, что средства и методы физического воспитания способствуют решению нравственных, волевых, эстетических и интеллектуальных задач формирования личности человека. Но эти возможности остаются только возможностями, если не реализовывать их путем соответственно направленной деятельности. На современном этапе развития науки существует понятие «общее направление воспитания в физической культуре и спорте».

Формирование идейных основ поведения, этических норм и навыков. Эти задачи предусматривают:

формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;

воспитание моральных чувств, характерных для передовых членов общества и мирового сообщества (любви к Родине, чувств дружбы, товарищества, коллективизма, общественного долга, миролюбия, гуманизма и т. п.);

формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдать этические нормы;

развитие навыков общественно оправданного поведения, в том числе и конкретных норм спортивной этики.

Интеллектуальное воспитание. В задачи умственного воспитания входят:

обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры и спорта, систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;

развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании.

Эстетическое воспитание. Задачи состоят в том, чтобы:

воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры и спорта и в других областях ее проявления;

формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;

формировать эстетику поведения и межличностных отношений в физкультурной, спортивной деятельности;

вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного и непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.

Воспитание воли. Известно, что воля есть внутренний источник деятельных проявлений человека и регулятор его активности. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в процессе физического воспитания, состоят в том, чтобы обеспечить:

формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ, которые обеспечат волевые проявления применительно к требованиям физкультурной, спортивной деятельности;

всестороннее развитие волевых качеств, необходимых в каждом виде деятельности (целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость, стойкость), формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условиях физического воспитания, но и в многообразных ситуациях жизненной практики.

7.3. Методики изучения структурных компонентов личности спортсмена

Психодиагностика как область знаний, направленная на изучение свойств личности и индивидуальные особенности их проявлений, располагает достаточно солидным арсеналом методов и приемов. Их основное назначение - решение задач по отбору спортсменов и комплектованию спортивных команд, по прогнозированию успехов, оценке психического состояния спортсменов и т. д. Цель тестов состоит в оценке предварительно осмысленных свойств и процессов.

Тестирование может проводиться индивидуально и в группе. При многократном проведении процедур тестирования полученный материал становится более объективным и достоверным, появляется возможность наблюдать динамику психических процессов, состояния и свойств личности спортсмена, осуществлять коррекцию учебно-тренировочного процесса.

Ответственность исследователя состоит в том, чтобы правильно интерпретировать полученный при тестировании материал. Использование ЭВМ-версии теста позволяет облегчить процедуру тестирования, оперативно проводя сравнение полученных результатов с результатами предшествующего тестирования.

7.3.1. Карта личности К.К. Платонова

Карта личности, разработанная доктором психологических и медицинских наук, профессором К.К.Платоновым, - это «краткая характеристика, составленная применительно к концепции динамической функциональной структуры личности и содержащая систематизированный перечень ее основных элементов».

Структура личности, по К.К.Платонову, состоит из четырех основных подструктур, к которым присоединяются такие обобщенные свойства личности, как характер и способности. Карта личности включает описание структурных характеристик личности, дополняемое биографическими данными, а также сведениями о состоянии здоровья и условиях жизни обследуемого. Она позволяет всесторонне подойти к изучению личности человека, в частности спортсмена, особенно при первоначальном знакомстве с ним, а также используется при выборе средств и методов педагогического воздействия.

Карта личности (по К.К. Платонову)

Способ заполнения: самооценка; оценка; МОНХ « » ______ 200 г.

Фамилия, и., о.______________________________________________

Группа________________________Возраст______________________

Образование__________________ Специальность________________

3. 1. Состояние здоровья

2. Отношение к своему здоровью

Ж. Жизненные обстоятельства:

3. Материальные условия

Д. Дополнительные данные

С. Проявлены способности:

1. Психомоторные

2. Музыкальные

3. Вокальные

4. Артистические

5. Художественные

6. Технические

7. Математические

8. Литературные

9. Педагогические

10. Организаторские

11. Нравственные

12. Правовые

Прочие наиболее отчетливо выраженные способности

X. Черты характера:

1. Принципиальность

2. Коллективизм

3. Оптимизм

Прочие наиболее отчетливо выраженные черты характера

Структура личности

I. Социально-обусловленная подструктура

1. Общая направленность:

а) уровень

б) широта

в) интенсивность

г) устойчивость

д) действенность

2. Профессиональная направленность

3. Атеистическая направленность

4. Отношение:

а) к труду

б) к людям

II. Подструктура опыта

1. Профессиональная подготовленность

2. Культура:

а) психомоторная

б) музыкальная

в) театральная

г) художественная

д) литературная

е) повседневная

III. Биологически обусловленная подструктура

1. Темперамент:

б) подвижность

в) уравновешенность

2. Патологические изменения личности

IV. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов

1. Эмоциональная возбудимость

2. Эмоционально-моторная устойчивость

3. Стеничность эмоций

4. Внимательность

5. Критичность мышления

6. Продуктивность памяти

7. Сообразительность

8. Творческое воображение

а) самообладание

б) целеустремленность

в) инициативность

г) настойчивость

д) решительность

10. Дисциплинированность

Заполнение карты личности предваряется инструкцией. Ее рекомендуется составлять лицам, хорошо знающим обследуемого, при этом желательно, чтобы эксперты находились с ним в разнообразных неформальных взаимоотношениях (например, начальник, подчиненный, член команды, член семьи и т. д.). Возможно также заполнение карты методом самооценки.

Каждая черта личности, учитываемая в карте, оценивается по пятибалльной системе:

5 - названная в карте черта личности развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера;

4 - заметно выражена, но проявляется не постоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;

3 - она и противоположная ей черта личности выражены не резко и в проявлениях уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются не часто;

2 - заметно более выражена и чаще проявляется противоположная названной черта личности;

1 - противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, так как стала чертой характера;

0 - если заполняющий карту не имеет сведений для оценки данной черты.

По динамике каждая черта личности определяется одним из трех признаков:

Раньше была менее свойственна, теперь развивается и улучшается все более;

Остается без изменения;

Раньше была более свойственна, ухудшается.

Динамика оценивается за последние три года, если это особо не оговорено.

Балл 3 и знак «=» должны встречаться чаще других.

Карта личности - это только форма фиксации имеющихся сведений о личности. Учет и оценка каждой черты личности должны опираться на знание определенных типичных случаев из жизни человека, на которого заполняется карта, его действий и поступков, в которых проявляется каждая предусмотренная картой черта личности. Если этих сведений нет, тогда ставится балл 0.

Карта личности заполняется как на основе самооценки, так и на основе оценок одним или несколькими лицами, знающими данного человека. В последнем (наилучшем) случае, т. е. при применении метода обобщения независимых характеристик (МОНХ), в итоговой карте выставляется обобщенный балл. Способ заполнения карты - подчеркивание.

Перед заполнением серии карт желательно ознакомиться с одной из книг, в которых дается характеристика функциональной динамической структуры личности и ее подструктур и элементов.

7.3.2. Определение структуры личности спортсмена

Практический опыт работы со спортсменами высокого класса и изучение существующей литературы по данной проблеме явились основой для создания нами карты личности спортсмена. Согласно этой карте, структура личности спортсмена включает социально-психологическую, психологическую, профессиональную и медико-биологическую подструктуры (табл. 4).

В каждую подструктуру входит несколько групп качеств. Группа: качеств, в свою очередь, состоит из отдельных качеств, умений и навыков. Таким образом, структура личности спортсмена, состоящая из четырех подструктур, составляет многоуровневую иерархическую систему. Самый высший уровень структуры - социальный, определяющий мировоззренческую зрелость, нравственные и моральные качества и побудительные мотивы деятельности. Этот уровень оказывает решающее влияние на все нижележащие подструктуры.

Количественную оценку каждого из включаемых в данную структуру качеств тренеры в своей практической работе могут проводить в условной девятибалльной шкале, используя представленную выше методику двухступенчатого тройного деления. В связи с тем что социально-психологическая подструктура с трудом поддается квалификации, ее оценка предполагает особенно внимательное, глубоко критичное обобщение результатов достаточно длительного наблюдения в реальной деятельности и, прежде всего, в сложных, экстремальных ситуациях. В данной работе предполагается также коррекция выставляемых оценок, что связано с динамикой качеств и навыков по ходу тренировок и соревновательной деятельности, с учетом их периодов.

Таблица 4

Компоненты структуры потенциальной ценности личности спортсмена

Подструктура Группа качеств Отдельные качества, умения, навыки
1 2 3
I. Социально-психологическая Отношение к себе Правдивость, честность; Самокритичность; Требовательность к себе; Общительность, отзывчивость; Дружелюбие; Чувство собственного достоинства; Дисциплинированность
Отношение к обществу Готовность прийти на помощь; Организаторские способности; Оптимальный конформизм
Отношение к труду Трудолюбие и интенсивность труда; Аккуратность в труде; Ответственность
Интересы Интерес к спорту; Интерес к своему виду спорта; Интерес к медико-биологическим вопросам физической культуры и спорта; Широта интересов; Глубина интересов; Устойчивость интересов
Способности Двигательные; Сенсорные; Сенсомоторные (психомоторные); Спортивная одаренность
Интеллект Активность мышления; Самостоятельность; Логичность мышления; Умственные качества
II. Психологическая Психофизиологические качества Внимание (объем, распределение, концентрация, переключаемость, устойчивость); Память (краткосрочная, долгосрочная, оперативная); Мышление (логическое, творческое, активное, самостоятельное)
Эмоциональная сфера Отсутствие повышенной нервозности; Осторожность; Эмоциональная устойчивость; Тревожность; Фрустрация; Эмоциональная возбудимость; Эмоционально-моторная устойчивость; Стеничность эмоций
Волевые качества Самообладание; Настойчивость; Решительность; Умение мобилизовать свои резервы
Состояние анализаторов и их взаимодействие Абсолютный порог; Дифференцировочный порог; Взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов; Чувствительность вестибулярного анализатора
Психомоторика Скорость простых сенсомоторных реакций; Скорость реакций с выбором; Антиципация; Умение работать в оптимальном темпе
III. Профессиональная (спортивного мастерства) Спортивный результат Наивысшее спортивное достижение; Наивысшее достижение в текущем сезоне; Способность превышать в соревнованиях тренировочный результат; Частота срывов на ответственных состязаниях; Стабильность результатов, опыт соревнований; Динамика результатов за годы тренировок
Техническое мастерство Арсенал технических приемов; Техника на фоне утомления; Арсенал технических приемов в условиях стресса
Тактическое мастерство Умение строить программы действий; Умение реализовать намеченную программу действий; Умение сочетать простые действия со сложными; Умение быстро перестроить свою деятельность; Умение не теряться в сложной обстановке
Специальная физическая подготовленность Состояние специальных физических качеств; Объем тренировочных нагрузок; Объем соревновательных нагрузок
Восстанавливаемость Способность восстанавливаться во время соревнований; Способность восстанавливаться между соревнованиями; Способность восстанавливаться после напряженного сезона
IV. Медико-биологическая (спортивных возможностей) Анатомо-морфологические Росто-весовой показатель; Силовой индекс; Жировая масса; Рост; Вес
Физические качества Выносливость: общая, силовая, скоростная, скоростно-силовая, статическая; Скорость; Сила; Ловкость
Тип ВНД Сила возбудительных процессов; Сила тормозных процессов; Уравновешенность нервных процессов; Подвижность возбуждения и торможения
Компоненты оценки здоровья Острые и хронические заболевания; Острые и хронические травмы; Обращаемость к врачам (жалобы); Трудотерапия; Способность переносить большие нагрузки
Функциональные показатели энергетики (кардио-респираторной системы) Аэробная работоспособность (PWC- 170); Анаэробная работоспособность; ЧСС в покое; ЧСС и другие функции после работы максимальной интенсивности; ЧСС после работы субмаксимальной интенсивности; ЧСС после работы большой интенсивности

В остальных подструктурах (психологической, профессиональной, медико-биологической) шкалы таблицы позволяют подойти к оценкам качеств более дифференцированно. Предлагаемые оценочные шкалы не исключают, а, наоборот, предполагают творческий подход к оценке конкретных школьников и обязательную ее коррекцию применительно к тому или иному виду спорта или периоду спортивной деятельности и т. п.

7.3.3. Исследование общественной и спортивной направленности, личностной тревожности и уровня притязаний

Направленность личности, как систему устойчивых доминирующих мотивов, можно рассматривать и как результат отношения спортсмена к людям, к себе, к обществу в целом (общественная), и как его стремление заниматься спортом, участвуя в соревнованиях, потребность в достижении высоких спортивных результатов (личностная).

Экспериментальная методика определения характера разработана спортивным психологом из Каунаса Ю.Ю. Палайма, который, взяв за основу цель спортивной деятельности, разделил мотивацию на коллективистскую (стремление защищать интересы коллектива) и индивидуалистскую (стремление к личному успеху).

С целью определения устойчивого морального мотива между командами мальчиков двух средних школ были организованы соревнования по баскетболу на лучшее выполнение по быстроте одного варианта нападения без защитников. По сигналу экспериментатора игроки, расположенные по лицевой линии на своей половине площадки, должны были как можно быстрее занять указанные места у щита противника и после атаки (броска мяча по корзине) также быстро вернуться в исходное положение. С помощью секундомеров измеряется «чистое» время бега игрока с мячом или без него по площадке в оба направления. Это время показывает степень усилий и старательность игрока.

Участникам соревнований объясняют, что им придется соревноваться два раза: первый раз внутри своей команды за право попасть в ее основной состав и второй раз во время игры в первом и втором составе своей команды, защищая ее честь и интересы во встрече с соответствующим составом другой команды. В обоих соревнованиях (их можно условно назвать личными и командными) каждый игрок выполняет упражнение десять раз (по пять раз в каждом), меняя свое положение в игре.

В процессе личного соревнования время выполнения игроком каждого из пяти упражнений в отдельности и всех вместе доводится до сведения всех участников. В командном же соревновании личные результаты игроков не объявляются, сообщаются только общие (суммарные) показания выполнения каждого упражнения всей командой.

Сравнивая время выполнения упражнения во всех пяти положениях игры в отдельности и в целом в личном и командном соревнованиях, можно сопоставить уровень старательности игроков в борьбе за личную и командную честь. На этой основе и строится вывод о силе и устойчивости моральной стороны мотива.

Оценка морального мотива выводится следующим образом: если время, показанное в командном соревновании, было лучше при выполнении упражнения во всех пяти или хотя бы в четырех его положениях по сравнению с соответствующим временем в личных соревнованиях, то моральный мотив считается сильным, в трех упражнениях - средним, менее чем в трех - слабым. Экспериментальные выводы могут сопоставляться с мнением тренера о своих воспитанниках.

Таблица 5

Сравнительная сила морального мотива игроков

Игрок. № п/п Положение в игре Выводы о силе морального мотива
I II III IV V по данным эксперимента по характеристике тренеров
1 + · + + + Сильный Сильный
2 + + + + - Сильный Сильный
3 + + + + - Сильный Сильный
4 + - + + + Сильный Средний
5 + + + + + Сильный Средний
6 + + + + + Сильный Сильный
7 + + + + + Сильный Слабый
8 - + - + + Средний Средний
9 - + - + - Слабый Средний
10 + - - - + Слабый Средний

Примечание: За команду игрок старался больше (+), меньше (-), I столько же (·).

Общественную и спортивную направленность личности можно определить путем наблюдения по следующим критериям: четко выраженная мотивация достижения, участие в соревнованиях, характер нравственной мотивации (индивидуалистский или коллективистский), социальная реакция на условия соревнования, препятствия, трудности. Оценка дается по пятибалльной шкале. Анкета составлена В.Л. Марищуком и Л.К. Серовой.

Для выявления социально-психологической подготовленности и активности спортсмена применяется также анкета, разработанная во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры (ВНИИФК).

Степень выраженности перечисленных ниже качеств у спортсменов определяется по десятибалльной системе: 0 - отсутствует полностью; 10 - выражено предельно.

Оценка ставится по каждому качеству отдельно, затем выводится итоговая сумма баллов.

Теоретически возможная сумма варьируется от 0 до 240 условных единиц. Мы перевели ее в общедоступную пятибалльную шкалу. В таком случае: 0-45 - очень низкий результат; 46–93 - низкий; 94-146 - средний; 147–194 - высокий; 195–240 - очень высокий.

Оцениваемые качества следующие: спортивное звание, отношение к спортивному обществу, общественная активность, инициативность в спорте, интерес к науке и культуре, интерес к политинформации, ответственность перед командой, бережное отношение к инвентарю, трудолюбие на тренировках, самоотверженность на соревнованиях, любовь к своему виду спорта, корыстные интересы, преданность своему клубу, непримиримость к нарушению моральных норм, готовность помочь товарищу, бытовая дисциплинированность, устойчивость принципов, требовательность к другим, требовательность к себе, соревновательная надежность, внешняя опрятность, стремление руководить другими, спортивное честолюбие (табл. 6).

Для оценки нравственных качеств спортсмена разработана специальная шкала (Марищук В.Л., Волков А.И.). Она состоит из трех разделов:

I. Мотивы, побуждающие соблюдать спортивную этику.

II. Чувство спортивного коллективизма.

III. Переживание вины за нарушение спортивной этики (см. табл. 7).

Таблица 6

Критерии оценки показателей социальной мотивации

№ п/п Наблюдаемые показатели у спортсменов Условные оценки
1 Стремится к участию в соревнованиях, к победе, к рекордным результатам. Коллективистская мотивация явно преобладает над индивидуалистской. Глубоко осознает общественную значимость спорта, социально мотивирован к преодолению самых сложных условий соревнований 5
2 Стремится к участию в соревнованиях, к победе, но вполне удовлетворяется повторением ранее достигнутых результатов. Коллективистская мотивация явно преобладает над индивидуалистской, но они могут и противостоять друг другу. Мотивирован к преодолению сложных условий соревнований 4
3 Участвует в соревнованиях без большого желания, хотя и не отказывается выступать. Индивидуалистская мотивация преобладает над коллективистской. Усложнение условий, неожиданные трудности вызывают негативное отношение к соревновательной деятельности 3
4 Не стремится к участию в соревнованиях, ищет повода отказаться, соглашается лишь из корыстных побуждений. Сложные условия соревнований резко усиливают негативную мотивацию 2
5 Отказывается участвовать в соревнованиях 1

Таблица 7

Шкала оценки нравственных качеств спортсмена

№ п/п I. Мотивы, побуждающие соблюдать спортивную этику (наиболее важные)
1 Осознание чувства долга перед коллективом класса (школы)
2 Ответственность перед спортивным коллективом, тренером, товарищами
3 Чувство самоутверждения, стремление завоевать личное первенство, став первым среди товарищей
4 Стремление получить похвалу и признание, иметь перспективы в личном продвижении
5 Страх наказания, боязнь быть исключенным из команды, отстраненным от участия в спортивных сборах
II. Чувство спортивного коллективизма (переживаемое в наибольшей мере)
1 Интересы и цели спортивного коллектива воспринимаются как собственные, личные интересы, готовность проявить активность, защищая интересы коллектива, стремление быть в активе
2 Интересы и цели спортивного коллектива нередко сопоставляются с личными, но предпочтение отдается общественному. Особая инициатива при этом не проявляется («я - как все»)
3 Когда личные интересы противостоят интересам спортивного коллектива, возникают противоречивые мысли, решение нередко зависит от того, что подскажут наиболее активные члены коллектива
4 Интересы и цели спортивного коллектива воспринимаются постольку, поскольку они совпадают с личными интересами («попутчики»); предпочтение общественным интересам отдается в том случае, когда возникает опасность утратить поддержку коллектива
5 Предпочтение обычно отдается личным интересам перед общественными
III. Переживание вины за нарушение спортивной этики (чувства, наиболее часто возникающие в данных случаях)
1 Чувство вины перед коллективом класса (школы)
2 Угрызения совести в связи с тем, что подвел свой коллектив, своих товарищей, тренера
3 Осознание собственной неспособности предотвратить совершенный проступок, личная обида
4 Страх утратить престиж, потерять уважение тренера, утратить поддержку товарищей
5 Страх административного наказания

Данная шкала может быть использована как для самооценки уровня развития нравственных качеств, так и для оценки спортсмена компетентным лицом: тренером, руководителем, преподавателем и т. д.

Методика обследования

В анкетах ответы заносятся не в порядке их нравственной значимости, а в случайном порядке (по разделам). Обследуемым предлагается в каждом разделе выбрать по 3 ответа, наиболее для них значимые, и записать их на листочке со своей фамилией в порядке значимости, указывая римской цифрой номер раздела, арабскими цифрами - номера ответов, например, I (1, 4, 3) и т. д., или прямо на бланке проставить перед выбранными ответами номера в порядке значимости. Затем при обработке данных экспериментатор проставляет присвоенные ответам номера и записывает на бланке обработки материалов номера ответов в соответствии с таблицей.

Ответы по их значимости оцениваются условными баллами по следующей схеме: 1-й ответ - 5 баллов, 2-й - 4 балла, 3-й - 3 балла, 4-й - 2 балла, 5-й - 1 балл. Учитывается также место, на которое поставлен ответ. Если первый ответ поставлен на второе место, вычитается 1 балл, на третье место - вычитается 2 балла. Если второй ответ поставлен на первое место, за него все равно начисляются 4 балла, но если он поставлен на третье место - вычитается 1 балл.

Например, номера ответов: I. (1, 2, 3) = 5 + 4 + 3 = 12 баллов; II. (4, 1, 3) = 2 + (5 - 1) + 3 = 9 баллов; III. (2, 4, 1) = 4 + 2 + (5–2) = 9 баллов; общая сумма - 12 + 9 + 9 = 30 баллов.

Общая оценка выводится из суммы баллов, полученных за три раздела:

35-36 условных баллов - высокий результат;

33-34 -"- хорошие показатели;

30-32 -"- средний результат;

26-29 -"- результат ниже среднего;

21-25 -"- низкий результат;

20 и ниже условных баллов - очень низкий результат.

Стимулы, условия, помогающие спортсмену эффективно тренироваться и выступать на соревнованиях, можно выявить с помощью теста, предложенного Б.Дж. Кретти, профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Спортсмену предлагается оценить по десятибалльной шкале различные факторы, помогающие ему хорошо тренироваться. При первоначальных опросах необходимо оставлять свободное место, чтобы спортсмен мог добавить свои собственные факторы (см. табл. 8).

Таблица 8

Шкала оценки условий, повышающих эффективность тренировки

Вопросы теста Мало помогают Помогают Очень помогают
Соревнование с товарищем по команде 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10
Частные указания по технике выполнения элементов 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10
Возможность активно тренироваться 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10
Информация о характере интенсивности предлагаемой тренировки (до ее начала) 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10
Соревнования с самим собой (учитываются результаты прошлых соревнований и тренировок) 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10
Киносъемка и другие наглядные пособия 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10
Установка, стимуляция со стороны тренера и его помощников 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10
Поддержка и похвала товарищей по команде 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10
Личная поддержка и внимание тренера 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10
Другие вопросы (укажите, что именно) 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10

После того как будет проведен опрос членов команды, полуденную информацию можно использовать следующим образом.

Вычисляется сравнительная значимость каждого фактора. При необходимости в тренировочный процесс вносятся соответствующие коррективы.

Прежде чем анализировать средние показатели ответов, тренер может сам попробовать предсказать, как, по его мнению, спортсмены оценят каждый из предлагаемых вопросов.

Сопоставляя предварительные оценки тренера с действительными результатами, можно получить представление о том, насколько мнение тренера совпадает с установками большинства членов команды.

Оценка уровня личностной тревожности

Тревожность - это индивидуальная чувствительность спортсмена к соревновательному стрессу. Как черта личности, она в той или иной степени выражает склонность испытывать опасения, страх в большинстве ситуаций. Тревожность спортсмена связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи. Тревожность измеряется и как состояние. В частности, опросник Спилберга состоит из двух подшкал: измеряется тревожность как свойство личности и как эмоциональное состояние.

Личностная шкала Спилберга включает 20 вопросов (см. табл. 9). Подсчет количества баллов производится следующим образом: из суммы ответов на вопросы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 вычитается сумма ответов на вопросы 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19; к полученной разности прибавляется цифра 35.

Если суммарный показатель по шкале Спилберга показывает: до 30 баллов - это низкий уровень тревожности, от 30 до 45 баллов - средний, свыше 45 баллов - высокий.

Шкала самооценки

Инструкция: почитайте внимательно каждое из приведенных низке предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Шкала Дж. Тейлор, построенная на основе Миннесотского многопрофильного опросника, получила широкое распространение среди психологов-экспериментаторов для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха). Эта шкала может применяться до и после соревнований. Ее следует применять вместе с другими методиками (например, совместно с определением типологических свойств), а данные, взятые из нее, дополнять другими бланковыми и проективными тестами, обеспечить ее надежность (табл. 10).

В таблице приведен тест Дж. Тейлор, состоящий из 50 ответов, а также ключ для интерпретации ответов; каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. При неопределенном ответе ставится 0,5 балла. Показатели ранжируются следующим образом: от 0 до 6 баллов - малая тревожность, от 6 до 20 баллов - средняя, от 20 и выше - высокая.

Таблица 9

Личностная шкала Спилберга

№ п/п Предложения Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1 2 3 4 5 6
1 Я испытываю удовлетворение. 1 2 3 4
2 Я быстро устаю. 1 2 3 4
3 Я легко могу заплакать. 1 2 3 4
4 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие. 1 2 3 4
5 Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение. 1 2 3 4
6 Я чувствую себя бодрым. 1 2 3 4
7 Я спокоен, хладнокровен и собран. 1 2 3 4
8 Ожидание трудностей очень тревожит меня. 1 2 3 4
9 Я слишком переживаю из-за пустяков. 1 2 3 4
10 Я вполне счастлив. 1 2 3 4
11 Я принимаю все слишком близко к сердцу. 1 2 3 4
12 1 2 3 4
13 Я чувствую себя в безопасности. 1 2 3 4
14 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей. 1 2 3 4
15 У меня бывает хандра. 1 2 3 4
16 Я бываю доволен. 1 2 3 4
17 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня. 1 2 3 4
18 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом не могу о них забыть. 1 2 3 4
19 Я уравновешенный человек. 1 2 3 4
20 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах. 1 2 3 4

Таблица 10

Шкала оценки личностной тревожности

№ п/п Предложения Показатели тревожности
1 2 3
1 Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко. Нет
2 Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей. Нет
3 У меня редко бывают запоры. Нет
4 У меня редко бывают головные боли. Нет
5 Я редко устаю. Нет
6 Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. Нет
7 Я уверен в себе. Нет
8 Практически я никогда не краснею. Нет
9 По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком. Нет
10 Я краснею не чаще, чем другие. Нет
11 У меня редко бывают сердцебиение и одышка. Нет
12 Обычно мои руки и ноги достаточно теплые. Нет
13 Я застенчив не более чем другие. Нет
14 Мне не хватает уверенности в себе. Да
15 Порой мне кажется, что я ни на что не годен. Да
16 У меня бывают периоды такого беспокойства, что не могу усидеть на месте. Да
17 Мой желудок сильно беспокоит меня. Да
18 У меня не хватает духу вынести предстоящие трудности. Да
19 Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие. Да
20 Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть. Да
21 Мне нередко снятся кошмарные сны. Да
22 Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-нибудь сделать. Да
23 У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. Да
24 Меня весьма тревожат возможные неудачи. Да
25 Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает. Да
26 Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-нибудь задании. Да
27 Я работаю с большим напряжением. Да
28 Я легко прихожу в замешательство. Да
29 Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или из-за чего-нибудь. Да
30 Я склонен принимать все слишком всерьез. Да
31 Я часто плачу, у меня глаза на мокром месте. Да
32 Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты. Да
33 Раз в месяц у меня бывает расстройство стула (или чаще). Да
34 Я часто боюсь, что вот-вот покраснею. Да
35 Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо. Да
36 Мое материальное положение весьма беспокоит меня. Да
37 Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить. Да
38 У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна. Да
39 Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, и это чрезвычайно смущает меня. Да
40 Даже в холодные дни я легко потею. Да
41 Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть. Да
42 Я человек легко возбудимый. Да
43 Временами я чувствую себя совершенно бесполезным. Да
44 Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана, и я вот-вот выйду из себя. Да
45 Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит. Да
46 Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей. Да
47 Я почти все время испытываю чувство голода. Да
48 Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков. Да
49 Жизнь для меня всегда связана с небольшим напряжением. Да
50 Ожидание всегда нервирует меня. Да

Спортсменам с высокой личностной тревожностью следует уделять особое внимание, особенно при подготовке к ответственным соревнованиям. Указанные шкалы тревожности могут оказать неоценимую помощь в выявлении таких спортсменов и в осуществлении мероприятий по созданию системы психологической защиты.

Оценка уровня притязаний

К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязаний, который зависит от уровня трудности выбираемой цели.

Уровень притязаний определяется различными модификациями методики Ф.Хоппе, суть которой состоит в следующем. Испытуемым предлагается ряд заданий, отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемыми в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. В предлагаемом варианте методики Хоппе испытуемым предлагается двенадцать заданий (с грифом «а», так как уровень трудности может иметь несколько вариантов).

Дается следующая инструкция: «Перед вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточке означают степень сложности задания. Задания располагаются по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое вам неизвестно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если вы не уложитесь в определенное время, я буду считать, что задание вами не выполнено, и ставлю минус. Если уложитесь в определенное время, ставлю плюс. Задание вы должны выбирать сами».

Карточка 1.I степень трудности.

Написать три слова на букву «Н».

Карточка 2. II степень трудности.

Написать название четырех фруктов на букву «А».

Карточка 3. III степень трудности.

Написать шесть имен на букву «П».

Карточка 4. IV степень трудности.

Написать название шести государств на букву «И».

Карточка 5. V степень трудности.

Написать пять названий станций на букву «П».

Карточка 6. VI степень трудности.

Написать двадцать слов на букву «С».

Карточка 7. VII степень трудности.

Написать, какие мероприятия начинаются с буквы «А».

Карточка 8. VIII степень трудности.

Написать название пяти государств на букву «М».

Карточка 9. IX степень трудности.

Написать название пяти фильмов на букву «М».

Карточка 10. X степень трудности.

Написать фамилии пяти известных киноактеров на букву «Л».

Карточка 11. XI степень трудности.

Написать фамилии пяти известных русских художников, композиторов, писателей на букву «Р».

Карточка 12. XII степень трудности.

Написать фамилии пяти известных русских художников на букву «К».

Экспериментатор может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать отведенное на выполнение задания время и, таким образом, произвольно оценивать выполнение как правильное или неправильное. Только после оценки экспериментатора испытуемый должен выбрать другое задание. Число выборов целесообразно ограничить до пяти.

Вопросы каждого уровня трудности оцениваются соответствующим количеством баллов. Вопросы I степени оцениваются одним баллом, II степени - двумя баллами и т. д.

Оценивая уровень притязаний, используют суммарное количество выбранных баллов. Например, если в тесте испытуемому предоставлялось пять выборов и он в первый раз выбрал 4-ю, во второй - 5-ю, в третий - 4-ю, в четвертый - 7-ю и пятый раз - 6-ю карточку, то уровень притязаний будет равен 4 + 5 + 4 + 7 + + 6 = 24 баллам.

После успеха или неудачи (которые могут быть произвольно; интерпретированы экспериментатором) происходит сдвиг, или повышающий уровень притязаний, или уменьшающий его. После успеха, как правило, происходит сдвиг в положительном направлении, т. е. повышение притязаний.

Средняя величина единичных сдвигов после успеха, показанных во всех тестах, принимается за меру сдвига после успеха. После неудачи испытуемые могут как понижать уровень притязаний, т. е. выбирать более легкое задание (положительное направление), так и повышать притязания (отрицательный сдвиг).

Средняя величина единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах, принимается за меру после неудачи.

В экспериментах Ф.Хоппе было выявлено, что в целом преобладает тенденция скорее довольствоваться малым успехом, чем прекратить действие после неудачи, тем самым сохранив уровень притязаний и как можно более высокое мнение о своих возможностях.

7.3.4. Типологические свойства и особенности темперамента спортсмена и их оценка

Свойства темперамента, основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Одно из основных требований к исследованиям свойств нервной системы - совпадение диапазона по двум или нескольким методикам. Нередко, наряду с экспериментальными аппаратурными методами, при исследовании свойств, определяющих тип нервной системы, используются наблюдения за их жизненными проявлениями и опрос.

С помощью опросника судят о силе и подвижности основных нервных процессов, об интроверсии (направленность личности внутрь, в глубину своих интимных переживаний) или экстраверсии (направленность личности вовне, ориентировка преимущественно на внешнюю оценку).

Бланковый тест ЧХТ

Бланковый тест ЧХТ (черты характера и темперамента), разработанный в Военном институте физической культуры на основе многопрофильного опросника (ММПИ), оценивает эмоциональную реактивность, невротичность и уровень притязаний, типологические особенности и некоторые другие показатели.

В обследовании используется метод «жизненных показателей». Процедура сводится к коллективному прослушиванию вопросов и бинарным ответам «да - нет». На ответы по каждому вопросу дается по 7 - 10 с. Для работы с группой 20–30 человек необходимо около получаса. Ряд вопросов составлен по методу взаимного исключения.

Данные, полученные при опросе, являются вспомогательным материалом для составления характеристики обследуемых лиц и должны быть дополнены по результатам изучения их деятельности и быта, а также путем психологических испытаний бланковыми и аппаратурными методами. Опросник можно дополнить разделом, где дана методика по исследованию степени мотивации к определенной профессиональной деятельности (с учетом ее особенностей).

При проведении обследования большинство вопросов ставится в утвердительной форме. Испытуемые инструктируются следующим образом: Если вы безусловно согласны с тем, что я зачитаю, напишите «да», если не согласны, напишите «нет»; если сомневаетесь или не поняли вопроса, поставьте вопросительный знак. Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Глава 1. Психология личности: введение в дисциплину

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Глава 5. Эго - психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значение эго - процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Глава 12. Психология личности: новые направления Итак, мы подошли к концу длинного и иногда непростого путешествия по целому ряду теоретических представлений о природе человеческой личности. Читатель, завершивший путешествие, возможно, согласится, что изучение личности

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Неофрейдизм и психология личности Прежде всего, отметим, что далеко не все последователи психоанализа непременно стремились подвергнуть ревизии или ниспровергнуть фрейдовскую систему в целом. Были среди них и такие, кто твердо держался центральных положений

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

День 6. Привычка спортсмена и бизнесмена Вчера мы говорили о том, что необходимо убирать прерывания из вашей жизни, когда вы погружаетесь в решение конкретной задачи. Лучше всего, когда вы заняты, телефон перевести в режим «всем спать» (звонки идут, но сигнал не поступает, и

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Глава 5 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРЕНЕРА 5.1. Деятельность учителя физической культурыЦель физического воспитания - способствовать развитию физических и психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

6. Правовая психология личности Основным предметом изучения юридической психологии является личность, поскольку хотя индивид является членом какой-то социальной группы, но прежде всего это живой человек со своими психологическими особенностями, социальным положением,

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

Глава 7 Психология личности

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек - существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях

Из книги автора

§ 2. Психология личности преступника Характеризовать личность преступника - значит исследовать и определить типологические криминогенно значимые качества индивида.Психология личности преступника - совокупность негативных, типологических качеств индивида,

Из книги автора

9.1. Психология личности террориста Крайнюю опасность для всего человечества представляет терроризм. Это явление имеет транснациональную распространенность.Обострение террора всегда связано со слабостью государственного аппарата, крупными просчетами в области

Из книги автора

Психология личности человека мистического В основе следующих умозаключений лежит мой личный опыт наблюдения и анализ литературы, посвященной аномальным явлениям. Как правило, в подобной эзотерической литературе довольно мало внимания уделено конкретным психическим

Из книги автора

Из книги автора

Психология личности Психология личности – это раздел психологии, посвященный изучению личности и всевозможных индивидуальных процессов, то есть всего того, что делает индивида человеком. В исследованиях предпринимается попытка не только сконструировать

Из книги автора

Психология личности Психология личности – это раздел психологии, посвященный изучению личности и всевозможных индивидуальных процессов, то есть всего того, что делает индивида человеком. В исследованиях предпринимается попытка не только сконструировать

Что такое спортивная психология?

Что может спортивный психолог?

Вопрос, вынесенный в заголовок, является риторическим, как и ответ на него: спортивный психолог может все. Этодействительно так, потому что любая задача человеческой деятельности, в том числе и в спорте, содержит психологический компонент, а именно психолог знает,как сделать работу психики более эффективной.

Более точно сформулировать проблему можно так: чем может помочь психолог в подготовке конкретного спортсмена в конкретном видеспорта? Отвечая на этот вопрос, попробуем охарактеризовать наиболее типичные направления деятельности спортивного психолога.

Каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояния физических и психических качеств и сегодня, когдафизическая подготовленность спортсменов находится на очень близком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическаяготовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств - это задача психологического отбора испортивной профориентации.

Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциямиможет свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессестановится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений.

В большом спорте нередко выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявлении которыхосновывается вся его соревновательная деятельность или тактика команды. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждогозанимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения - это тоже областьдеятельности спортивного психолога.

История спорта знает немало примеров, когда вовремя сказанное слово, пауза, жест и т.п. решали судьбу упорногопротивоборства. В спортивной психологии для такой деятельности есть специальное название - секундирование, которое пришло из дуэльного прошлого. Поэтомуспортивный психолог - это именно тот человек, который может самостоятельно, с помощью тренера или товарищей по команде оказать небольшое, но решающеевоздействие на психику спортсмена.

В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различнымипричинами: неудачей в соревновании, переходом в другой клуб, сменой тренера, обстоятельствами личной жизни и другими. Спортивный психолог может помочьспортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений.

Почему тренер не может заменить психолога?

В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром встановлении личности. Так уж сложилось, что у нас в стране тренеру кроме прямых профессиональных обязанностей приходится выполнять функции селекционера,менеджера, администратора и, естественно, психолога. Этому всему тоже обучают в институтах физической культуры, и с многими обычными психологическими задачамивыпускник ИФК может справиться. Но, как сказал Козьма Прутков, нельзя объять необъятное, и серьезные психологические проблемы должен решатьспециалист-психолог. Это напоминает ситуацию с домашней аптекой - пока недомогание легкое, мы справляется сами, а при осложнении болезни обращаемся кврачу.

В случае с психологией существуют дополнительные "подводные камни". Это, во-первых, незаметность проблемы длянеопытного глаза до возникновения кризиса, когда спортсмен вдруг становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях.Во-вторых, базовые знания по психологии, которыеполучены в ИФК или из популярной литературы, нередко создают иллюзию о способности разрешить любуюпсихологическую проблему, а неграмотное применение психотехник может привести к негативным последствиям. Сказанное, конечно, не относится к тем людям, ктосерьезно пытается понять и разобраться в механизмах работы психики и способах воздействия на нее. Ведь большинство спортивных психологов - это спортсмены илитренеры, которые глубоко знают и спорт, и психологию.

Но главная причина, почему тренер не может полностью заменить психолога, заключается не в недостатке профессиональныхзнаний и умений, которые в конце концов можно приобрести, а в сущности той роли, какую тренер играет в жизни спортсмена, особенно при наличии конкуренции.

Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте специалисту нужно создать атмосферу доверия и взаимопонимания,установить такие отношения со спортсменом, которые и позволят конструктивно воздействовать на его психику. Психологи хорошо знают, насколько тонкой иуязвимой бывает нить, связывающая с клиентом, как осторожно нужно строить психотерапевтические взаимоотношения, когда нет мелочей, и любой необдуманныйжест или слово может разрушить то, что долго и кропотливо создавалось.

Психика спортсмена, на ответственных этапах подготовки и выступлений на соревнованиях, обладает повышеннойчувствительностью, так как человек практически постоянно находится в экстремальных условиях и предстрессовом состоянии. У тренера же есть своизадачи, решение которых часто требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины, а конкурентность спортивной жизни вынуждает спортсменапроявлять злость, агрессивность и другие социально негативные качества. В этой ситуации спортивный психолог является своеобразным буфером, отдушиной, помогаяспортсмену удержаться на тонкой грани пика подготовленности. Особенно актуальным присутствие психолога становится в сборных командах и игровых видахспорта, как заинтересованного, но не участвующего в борьбе человека.

Но, как показывает практика, сегодня нашему тренеру нередко требуется получить много "шишек", при этом поройискалечив психику, здоровье и судьбу своих учеников, чтобы осознать вышесказанное и воспользоваться в своей работе помощью психолога-профессионала.

Почему сотрудничество тренера и психолога бывает неэффективным?

К сожалению, неверие многих тренеров в возможности спортивной психологии вызвано их опытом неудачных попыток взаимодействия спсихологами в прошлом. Действительно, можно перечислить десятки случаев, когда тренер и психолог так и не смогли достичь поставленных целей. Но это же неповод исключать из подготовки такое мощное средство как психология! Умный человек всегда постарается извлечь урок из неудачи, проанализировать причины,чтобы не повторять ошибок вновь. А причин неэффективности работы связки "тренер-психолог-спортсмен" может быть очень много, причем со сторонылюбого из участников. Кратко рассмотрим некоторые типичные ситуации.

Нередко психолога приглашают разрешить в сжатые сроки ситуацию, которая "созревала" давно. Но так уж устроена нашапсихика, что для разрешения большинства проблем требуется регулярное воздействие в течение определенного промежутка времени, порой достаточнопродолжительного. Психолог не хирург - невозможно мгновенно удалить страх перед соперником (упражнением, травмой и т.п.) или сформировать уверенность в победена соревнованиях, это задачи психологической подготовки тренировочного процесса, а не настройки на выступление. И когда психолог начинает этообъяснять, то его порой обвиняют в непрофессионализме.

В повседневной жизни, когда человек приходит к психологу, он обычно хочет изменений и старательно выполняет рекомендацииспециалиста. В спорте ситуация несколько иная - как правило, тренер приглашает психолога, чтобы тот воздействовал на спортсмена, который, возможно, не оченьсклонен к выполнению дополнительной работы. А так как многие психотехники, используемые в спортивной психологии (например, аутотренинг или идеомоторнаятренировка), основаны на активном участии самого спортсмена, которого при этом невозможно проконтролировать, то может возникнуть ситуация, когда работаформально выполняется, а результата нет.

Но, конечно, чаще всего причина неэффективной работы психолога со спортсменом заключается в личности самого психолога. И делоздесь совсем не в отсутствии или наличии профессионализма, хотя это тоже важный фактор успеха. Мы почему-то не удивляемся, что врач-окулист не может поставитьпломбу в зуб, но совершенно искренне требуем универсальности психолога. А ведь спорт, особенно спорт высших достижений, это очень специфичная областьчеловеческой деятельности, и спортивная психология, естественно, тоже. Эта специфика проявляется уже на уровне различных видов спорта, и известны случаи, когдаспортивный психолог, успешно работавший в одном из них, терпел фиаско в другом.

Среди прочих возможных причин неэффективности работы психолога со спортсменами можно назвать увлечение мистикой ибиоэнергетикой в ущерб серьезному анализу и планированию психологической подготовки, неадаптированность методик к конкретному контингенту спортсменов,непонимание психологом внутренней сущности конкретного вида спорта и т.д.

Эффективность подготовки спортсмена определяется его выступлением на соревнованиях, но даже самая совершенная подготовка негарантирует победы. Именно непредсказуемость результатов и делает спортивные состязания всегда интересными как зрелище, поэтому поиски новых методовподготовки, тактики и стратегии соревновательного поведения, творческие находки и неудачи - это удел всех участников тренировочного процесса, в том числе испортивного психолога.

Как осуществлять подготовку спортивных психологов?

Как уже отмечалось, психология в спорте имеет свою специфику, игнорирование которой может привести к бессмысленности работыпсихолога со спортсменом. Это подтверждает необходимость целенаправленной подготовки спортивной психологов, и хотя об этом уже немало сказано и написано,но воз, как говорится, и ныне там. Да и как готовить специалистов, если в Перечне специальностей ВАК РБ спортивной психологии просто нет. А в Украине ужеподготовлено несколько выпусков спортивных психологов, в России вышел учебник "Спортивная психология", психологи, работающие в спорте по всемумиру, регулярно обмениваются опытом, информацией, методиками.

Психология спорта занимается изучением взаимосвязи проявления и развития психики человека во время спортивных занятий. Эта отрасль науки позволяет разобрать многие вопросы, например, проблемы в повышении эффективности, недостатки, связанные с участием спортсмена в соревнованиях и др. Психология спорта имеет тесную взаимосвязь с физическим воспитанием человека. Это направление науки принято использовать в разных спортивных направлениях.

Значение психологии в спорте

Чтобы понять, что дает эта отрасль науки, следует рассмотреть ее основные задачи. В первую очередь она помогает повысить эффективность тренировки, а все благодаря формированию двигательных навыков и различных умений. Можно развить выносливость, ловкость движений, а также создать условия, чтобы достичь высоких показателей. Психология экстремального и других видов спорта позволяет спортсмену подготовиться к соревнованиям, а также развить в себе необходимые виды восприятия. Еще эта отрасль науки помогает сформировать личность в коллективной деятельности, а также при общении с тренером.

Психология победителя в спорте

Чтобы достичь результата в спорте, человек должен обладать огромной волей к победе. Ее изучение является важной задачей спортивной психологии. Каждый спортсмен переживает два состояния: желание выиграть и остаться позади всех. Задача каждого – сделать все возможное, чтобы первый фактор был сильнее второго. В психологии спорта для высших достижений важной задачей является научить человека воспринимать проигрыш не как поражение, а как стимул пересмотреть собственную модель тренировок и начинать двигаться вперед.

В психологии победы в спорте используется зона уверенности, которая имеет верхний и нижний порог. По верхнему показателю судят о максимальном количестве побед, после которых возникает страх проиграть. По нижнему показателю определяется максимум проигрышей, после которых спортсмен приобретает стойкую неуверенность в своих силах. Спортивная психология успеха направлена на то, чтобы помочь спортсмену по максимуму расширить зону уверенности.

Еще психологи должны научить человека правильно воспринимать победу, поскольку многие начинают зазнаваться, и это негативно отражается на их дальнейшей деятельности. Психология в спорте важна, поскольку она вселяет в спортсмена уверенность в своих силах, что позволяет развиваться и достигать побед.

Психология командных видов спорта

Спортивная деятельность имеет коллективный характер, что заставляет учитывать немало важных аспектов. В команде собраны различные люди, которые имеют свои психологические особенности и индивидуальные черты взаимоотношений. Спортивная команда является разновидностью малых социальных групп, которая имеет следующие признаки:



 

Возможно, будет полезно почитать: