Психология стрельбы. Психологическая подготовка стрелка

Наиболее опытные стрелки понимают, что судьба стрельбы решается в их голове. Люди часто говорят о трудных днях, о невозможности сосредоточиться, но что они под этим имеют в виду? Давайте определимся в понятиях.

Чтобы получить хороший результат, стрелок должен непрерывно сопровождать глазами птицу, а руками - постоянно управлять направлением ствола. Любой умственный или физический фактор, который может помешать выполнению этих элементов, приведет к плохой стрельбе.

Если у стрелка болит спина или голова, или он просто устал, его глаза могут блуждать между птицей (которую он зрительно должен держать в надежном захвате) и прицелом ружья. То же самое произойдет, если он по каким либо причинам расстроен, то ли из-за неприятностей на работе или дома, то ли из-за неуверенности в ружье или патронах, или в правильности своих действий. Точка фокуса будет также блуждать, если стрелок чрезмерно озабочен тщательным выцеливанием и делает это очень усердно. Смещение фокуса, а это самая распространенная ошибка, приводит к слишком медленному ускорению стволов, в результате чего весьма вероятен промах в сторону отставания.

Большинство классных стрелков прекрасно сознает важность удержания фокуса на цели (и его естественную тенденцию блуждать), но мало кто понимает, что глазные мышцы для стрельбы необходимо тренировать не в меньшей степени, чем накачивать мощные бицепсы для поднятия тяжестей или гребли. Есть один американский доктор, который предлагает курс "глазной аэробики" для стрелков. Я не предлагаю вам заходить так далеко, но важность понимания того, как ваши глаза влияют на стрельбу и как ваше настроение влияет на глаза, не может быть преувеличена.

Кое-кто может подумать, что я говорю много лишнего, особенно о глазах, в статье, посвященной психологии стрельбы. Но психология - это не черная магия. Это только наука о разуме. В контексте со стрельбой это понимание того, как связаны друг с другом наши мысли и действия. Это способ определить, что необходимо делать для того, чтобы стрельба была успешной. Например, понятие так называемой "концентрации", по сути, является синонимом удержания фокуса на птице. Опытный стрелок не испытывает затруднений в концентрации просто потому, что он вполне осознанно или подсознательно понимает, на чем ему необходимо сосредоточиться. Для новичка концентрация является существенной проблемой, ибо он не знает, чему отдать предпочтение, когда так много незнакомого, и приходит в замешательство. Концентрация - это не только свойство ума, но и результат знания.

Теперь я могу предложить вам порассуждать о том, какой целесообразнее предпринимать подход к стрельбе: осознанный или бессознательный. Я предпочитаю первый просто потому, что он гарантирует меньше случайностей. Если знаешь, что следует делать, то можно сосредоточиться на том, чтобы это сделать. Но только не надо ничего усложнять. Основы стрельбы простые. Некоторые в желании сосредоточиться стараются полностью отрешиться от своих чувств. Они и стрелять пытаются одной головой, забывая при этом, что стрельба - это такой процесс, который является одновременно и искусством и наукой, в котором участвуют и сердце, и разум. Проще говоря, они стали невротиками и не верят в самих себя.

Если моим первым правилом хорошей стрельбы является "следи за птицей так, как будто бы от этого зависит твоя пенсия", то второе правило Ярдли: "верь в себя - черный ящик между твоими ушами много умнее, чем ты можешь о нем подумать".

Если кто-то раз за разом стреляет успешно, то он является частью процесса, в котором трудно отделить себя от других его составных частей. Это как взведенный лук, стрелок и цель немыслимы друг без друга в процессе, который благодаря идее старины Зена, называется стрельбой из лука. И, наоборот, когда кто-то стреляет плохо, разделение очевидно. Когда я наблюдаю за чьей-то стрельбой в качестве инструктора, я всегда ищу, что же выпадает из целого. Я бы уточнил понятие обучения, определив его как процесс поиска и направления того, что выпадает из слаженного процесса стрельбы. Те, кто слишком много переживает из-за пустяков, обрекают себя на состояние, в котором их ум и тело никогда не будут действовать как одно целое.

Если нервный порывистый подход приводит к неудаче, то уверенный является составной частью успеха. Уверенность в охотничьей стрельбе, даже небольшая агрессивность, не только обеспечивает ястребиную остроту зрения, но и улучшает качество поводки. Уверенный стрелок уравновешен и меньше волнуется. Он предпочитает спокойно сопровождать цель, держа щеку на прикладе. Он будет стрелять даже с долей щегольства. И, напротив, человек, неуверенный в себе, будет часто поднимать голову в процессе поводки, чтобы посмотреть, как он это делает, что является следствием его негативной умственной установки. Это, как эффект домино, приводит к смещению назад центра тяжести, прекращению поводки и подъему стволов (и как результат-промах выше и сзади). И все это является следствием маленькой, но скверной мыслишки: "Я не уверен, убью ли эту птичку".

"Хороший выстрел и чистое поражение никогда не гарантированы, но искусный стрелок проигнорирует неудачу и сосредоточит все свое внимание на том, что необходимо сделать, а не на возможном результате".

Если неудача продолжает преследовать вас и этот день оказался не ваш, то вернитесь к основам стрельбы. Впейтесь глазами в птичий клюв так, как будто ваш взгляд - это лазерный луч, заставьте себя положить голову на приклад и непрерывно ведите стволы. Если вы продолжаете промахиваться, то это еще не конец света, и превратите свою неудачу для себя в шутку. Ведь не секрет, что никто не вызывает столько симпатий как мазила. Если вы сомневаетесь, задайте себе такой вопрос: "Кого бы вы предпочли взять с собой пострелять? Мрачного человека, который сбивает все, что ему попадается на глаза, или счастливого занимательного компаньона, который много мажет, но продолжает улыбаться?"

Многие стрелки (в их числе - часть классных стрелков и в других отношениях очень уверенных) испытывают внутреннее беспокойство при стрельбе. Эта тревога имеет различные формы, среди которых обычная боязнь промахнуться, специфический страх перед определенной мишенью или ее местоположением, которые когда-то привели к неудаче.

Тому, кто хочет повысить уверенность в себе, можно посоветовать поработать на специальной площадке с теми мишенями, которые представляют проблему.

Другим рецептом успешной охоты на пернатую дичь в сезоне является летняя практика по диким голубям. Как говорят в армии: "Тяжело в учении - легко в бою".

И вот вы в совершенной уверенности, что ваше оружие и снаряжение в полном порядке, и нет никаких физических препятствий для успешной стрельбы (таких, например, как не совсем подходящие очки). Расслабьтесь. Я понимаю, что это значительно легче советовать, чем сделать.

Надо признать, что волнение, которое вы испытываете, не может быть подавлено полностью. Волнение - это хорошо, это естественная реакция человека на определенные ситуации. Если вы попытаетесь не обращать внимания на него или вытеснить его из вашего сознания, будет только хуже. Находиться в возбуждении - это значит быть все время начеку. Охота - утонченная форма первобытной деятельности человека - возбуждающее занятие, и она впрыскивает в кровь все виды химических веществ. Результат этого воздействия на вашу волю зависит от вас. Одни и те же химические вещества могут вас или взбадривать или угнетать.

В этом месте позвольте мне упомянуть об инвертированном "U". Психолог относит понятие инвертирования к отношению между возбуждением и действием. Оно предполагает, что, нарастая до определенной точки, возбуждение, в которое мы можем включить некоторую степень тревоги или опасения, улучшает действие. Существует, однако, пик, после которого действие ухудшается из-за того, что мы слишком напряжены. Перевозбуждение приносит неприятности подавляющему большинству охотников мужского пола. Они отчаянно стараются не ударить в грязь лицом, ведь от этого зависит их собственное "я". Такая форма отчаяния приводит к чрезмерной агрессии и торопливой манере стрельбы. Нарастает мышечное напряжение, и случаи разрыва мышц у стрелков встречается нередко.

Противоядие этому - побольше холодного рассудка. Даже лучшие стрелки временами страдают от чрезмерного возбуждения. Весь фокус в том, чтобы научиться распознавать эту напасть. У меня показателем возбуждения является чувство напряжения в шее и плечах; когда это случается, я сознательно расслабляю соответствующие мышцы. Стрельба без этой процедуры существенно ухудшала бы результаты.

Потенциальной проблемой является также и чрезмерная самоуверенность. Тот, кто выходит раз в два месяца пострелять без всякой подготовки, не может рассчитывать на приличный результат. Я часто убеждаюсь, что мужчины слишком высокого мнения о себе. Неоднократно я слышал проклятия таких горе-стрелков по поводу их глупых промахов по летящей мишени, в то время как истина проста и заключается в том, что в действительности они не готовились стрелять надлежащим образом. Женщины, по моему мнению, никогда не страдают по этой причине. Они отнюдь не считают, что их пол сам по себе присваивает им естественную охотничью способность. Они сознают необходимос

Стрельба полна парадоксов, она является искусством и наукой расслабления и концентрации. Если это звучит довольно понятно, то сохраняйте зрительный контакт с птицей, не проверяйте свою поводку и получайте удовольствие от времени, проведенного на природе.

Во всех видах стрельбы жизненно важно сосредоточить всю свою энергию на выполняемой задаче и выбросить из головы мишени, которые уже пролетели или которые появятся после (хотя это легче констатировать, чем выполнить). Если вы бьете мимо цели, отправьте вслед за ней и свой промах. Некоторые считают это очень трудным, oднако необходимость поступать именно так очевидно.

Как выигрывать соревнования?

По моему опыту и наблюдениям победа является привычкой. Чем больше вы выигрываете, тем больше вам нравится выигрывать. Это может звучать не совсем красиво, но это факт.

Победа частично достигается мастерством, частично - уверенностью, но больше всего - психологией победителя, сознанием того, что ты не кто иной, как победитель. Тот, кто рассчитывает на победу и сохраняет жажду победы, имеет в соревновании огромное преимущество.

Майкл Ярдли
Перевод с английского Владимира Зверева

Характеристика психических процессов стрелка

Высокие стабильные результаты в стрельбе связаны с высокой работоспособностью спортсмена, которая основывается на отличном здоровье, полноценном функционировании всех систем и органов, высоком тонусе нервной системы.

В то же время стрелковый спорт содержит ряд особенностей, отражающихся на физическом состоянии стрелка. К ним относятся:

Высокая степень напряжения нервной системы, необходимая для ведения целевой стрельбы, особенно возрастающая в связи с участием в соревнованиях;

Применение больших тренировочных нагрузок, связанных с выполнением однообразной работы статического характера;

Необходимость сохранения на всем протяжении упражнения большой точности действий, требующей высокой сосредоточенности;

Хроническое кислородное голодание организма, вызываемое коротким поверхностным дыханием стрелка при осуществлении первичной наводки оружия, полным прекращением дыхания при прицеливании и производстве выстрела, вдыханием воздуха, содержащим значительные примеси пороховых газов (особенно при работе в тирах полузакрытого и закрытого типов, имеющих, как правило, неудовлетворительную вентиляцию), степенным положением грудной клетки при изготовке к стрельбе (особенно в упражнениях стрельбы из винтовки);

Постоянное и весьма сильное раздражение органа слуха.

В начальном периоде обучения развитие психологических качеств было направлено на лучшее и более быстрое овладение техникой стрельбы и выполняло «обслуживающие» функции, то в фазе совершенствования стрелка психологическая подготовка формирует конкретные психологические качества, необходимые для достижения вершин спортивного мастерства, и становится самостоятельным, нередко главенствующим, направлением.

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка полностью базируется на положениях теории психологии спорта.

К психическим процессам относятся:

Ощущение,

Восприятие,

Внимание,

Мышление,

Ощущение - отражение в сознании отдельных свойств внешних предметов, а также внутренних состояний организма. Для стрелка основное значение имеют ощущения, идущие от мышц. Это ощущение удобства или неудобства изготовки, ощущение правильной хватки, положение пальца на спуск, развиваемых им усилий, отдачи оружия, а также ощущение утомления или бодрости, готовности к ведению огня и многие другие. Развитие ощущений способствует спортивному совершенствованию стрелка и должно рассматриваться как самостоятельная учебная задача.

Восприятия - отражение в сознании раздражений, воздействующие на органы чувств. Правильность восприятий занимает важное место в достижении высоких результатов в стрельбе. Исключительно важное значение правильность восприятий приобретает в обстановке соревнований. Состояние возбудимости, равно как и нервное утомление, затрудняет оценку всесторонней готовности к ведению огня.

Внимание - активная направленность сознания человека на выделяемые объекты при одновременном отвлечении от всего остального. Внимание может сосредотачиваться как на окружающей действительности, так и на мыслях, воспоминаниях, чувствах, ощущениях. Спортсмену-стрелку нужно развивать способность сосредотачиваться на мыслях и действиях, которые определены задачами выполняемой или предстоящей работы, отключаться от окружающей обстановки, не замечать присутствия зрителей, судей, не реагировать на посторонний шум, разговор, поведение соседа по кабине и т.п., подавлять непроизвольно возникающие мысли, воспоминания, переживания, не относящиеся к выполняемой работе.

Воспитание внимания должно проводится в сочетании с другими сторонами подготовки.

Хорошо влияют на развитие внимания:

Целеустремленность - осознанная необходимость выполняемой работы для достижения поставленной цели;

Заинтересованность - переживание удовольствия от выполняемой деятельности, чувство эмоционального подъема и жизнерадостности;

Сознание долга или обязанности, внутренняя дисциплинированность, побуждающая к полноценному выполнению работы, большое трудолюбие, аккуратность и добросовестность.

Мышление. Знания, накапливаемые в ходе занятий стрелковым спортом, создают мыслительный фон, охватывающий все стороны деятельности стрелка. Стрелок должен научиться направлять свое мышление в зависимости от конкретной ситуации. Воспитание мышления стрелка преследует цели:

а) не допускать эмоциональной вспышки в угрожающей ситуации;

б) мобилизовать спортсмена на лучшее решение задач при благоприятных условиях.

Эмоции - переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Нервные центры эмоции находятся в подкорковых образованиях, регулирующих действие внутренних органов. Поэтому эмоции вызывают глубокие сдвиги вегетативных функций: сердечно-сосудистой системы, дыхания, желез внутренней секреции, органов пищеварения.

Возникшее эмоциональное состояние доминирует над всеми другими раздражителями. Оно обладает большой стойкостью, и изменение его крайне затруднительно. Эмоции принято делить на две группы:

Положительные, или активные, - стенические (от греч. «стенос» - сила);

Отрицательные, или пассивные, - астенические.

Психологическая подготовка включает умение стрелка воздействовать на свое состояние такими приемами, как самовнушение, самоубеждение, самообязательство, самоободрение, самоприказ.

Эти средства преследуют цель способствовать возникновению у спортсмена на соревнованиях благоприятного стартового состояния боевой готовности. Основные черты этого состояния: желание участвовать в соревнованиях, ясное представление приемов и действий, которые предстоит выполнить, ощущение своей власти над отрицательным влиянием обстановки соревнований.

Самовнушение. Внушением называется воздействие на психику человека путем сильного, впечатляющего словесного и эмоционального влияния со стороны другого лица или вызванного стечением обстоятельств. Самовнушение - подобное же влияние на душевное состояние человека, исходящее из его собственных мыслей и переживаний.

Сущность «техники самовнушения» состоит в том, что, готовясь к соревнованиям, спортсмен мысленно представляет обстановку соревнований, свое участие в них, вызывает психическое состояние, которое он желает испытывать на соревнованиях. Это необходимо выполнять заблаговременно, многократно, с полной сосредоточенностью.

Стрелку необходимо накапливать опыт регулирования своего эмоционального. Эффективным средством может служить применение словесных формул самовнушения.

В.М. Бехтерев указывал, что наиболее подходящее для осуществления самовнушения время - это периоды перед засыпанием и после пробуждения. Самовнушение помогает спортсмену создавать настроение, психологический фон и окраска которого способствует самообладанию, решительности, внимательности.

Самоприказ - побуждение к выполнению требуемых действий или выполнению усилий без размышления о причинах, побуждающих к их выполнению. Он должен применяться в условиях сильного утомления, когда спортсмен побуждает себя к полноценному завершению усилий. Стрелок заставляет себя откладывать выстрел, давая себе приказ: «Пока не буду стоять неподвижно, стрелять не буду!».

Самоубеждение - Форма воздействия, когда спортсмен убеждает себя мотивированными доказательствами, стремясь настроиться на нужные действия.

Эмоции человека всегда находят свои внешние выражения в характерных движениях, выражением лица, изменении тембра голоса и др..

Психологическая подготовка должна проводиться в течение всего учебно-тренировочного процесса. Сущность психологической подготовки заключается в том, чтобы обеспечить требуемый уровень результатов в условиях эмоциональной напряженности. Эмоционально возбужденный или заторможенный стрелок, как правило, показывает худший результат, чем на обычных занятиях-тренировках, потому что страх сделать ошибку вовремя стрельбы постоянно доминирует в его мыслях, это мешает сосредоточиться на производимом выстреле.

По мнению психологов, для эффективной работы с другими людьми крайне важно изучить его индивидуальные особенности и понять его внутренний мир. Установлено, что кора головного мозга в случае необходимости может влиять - изменять или подавлять рефлексы. Следовательно, стрелок в процессе образования правильного навыка стрельбы должен научиться подавлять эти рефлексы и вызываемые ими реакции. Задача преподавателя - помочь ему подавить нежелательные рефлексы.

Отрицательные эмоции (тревога, страх) вызывают вегетативные реакции, которые внешне проявляются побледнением или покраснением лица, потливостью (влажные ладони, испарина на лбу), учащением дыхания, пульса, тремором у начинающих стрелков наблюдается изменение речи (дрожащий голос, очень тихая или громкая речь), мимики жестов (напряженное маскообразное лицо, дрожание рук, тела, скованные движения). Также происходит замедление темпа деятельности, ухудшается внимание, память, нарушается сознательный контроль за ошибками, количество ошибочных действий увеличивается, движения нарушаются, становятся менее точными, а в состоянии страха - зажмуривание глаз, втягивание головы в плечи, пригибание к земле, отшатывание после выстрела, оцепенение.

Основным условием воспитания стрелка является воспитание воли, то есть привитие стрелку качеств, позволяющих в условиях эмоциональной напряженности реализовать навыки и умения, приобретенные в ходе учебно-тренировочного процесса. Решение этой задачи невозможно без развития способности противостоять эмоциональным реакциям, препятствующим достижению высших результатов.

Л.М. Вайнштейн считает, что проведению занятий должно предшествовать объяснение преподавателя и установка, на каких моментах стрелку необходимо сосредоточиться в ходе выполнения какого-то упражнения или действия. Иными словами, произвести внушение стрелку путем сильного впечатляющего словесного или эмоционального воздействия, создать словесным внушением состояние боевого воодушевления, уверенности и решительности.

Известно, что эмоциональные возбуждения глубоко и прочно закрепляют в памяти человека пережитые события. У каждого стрелка были моменты, когда, он показывал отличные результаты или одерживал победу. Чтобы стрелок мог самостоятельно владеть способностью вызывать такое состояние в ответственный момент стрельб, ему необходимо постоянно упражняться в этом, то есть владеть «техникой самовнушения». Стрелку необходимо накапливать опыт регулирования своего эмоционального состояния. Эффективным средством может служить применение словесных формул самовнушения.

Одним из доступных методов совершенствования своего организма служит аутогенная тренировка. Цель аутогенной тренировки состоит в том, чтобы научить спортсменов произвольной регуляции мышечного тонуса, совершенствованию отдельных элементов техники и т.д. с целью повышения способности к саморегуляции, с помощью которой можно регулировать своё психическое состояние. В таких случаях используются ряд приемов, с помощью которых стрелок сам воздействует на себя, - самоубеждение, самоободрение, самоприказ, самоуспокоение и другие приемы самовнушения .

ВАЙНШТЕЙН Лев Матвеевич. СССР, стрелковый спорт (р. 12.03.1916, Свердловск). Окончил ВШТ. Мастер спорта. Засл. тренер СССР (1962). Судья международной категории. Выступал за "Динамо" (Тбилиси) с 1946, "Динамо" (Ленинград) с 1950, "Динамо" (Москва) с 1953, ВС (Москва) с 1955. Бронз. призер ОИ 1952 в стрельбе из произвольной винтовки на 300 м, 3×40 выстрелов (1109 очков: 378+376+355). 3-кратный ЧМ 1954, 1958. Серебр. призер ЧМ 1958. 2-кратный ЧЕ 1955. Серебр. призер ЧЕ 1955. Бронз. призер ЧЕ 1955. 20-кратный ЧС 1947-1949, 1951-1954, 1957, 1958. Установил 5 МР, два рекорда Европы, 32 рекорда СССР. Тренер сборной команды СССР на ОИ 1964. Автор книг "Спортивная стрельба из пистолета и револьвера", "Основы спортивного мастерства", "Стрелок и тренер", "Психология в пулевой стрельбе", и др.


Психологическая подготовка спортсмена - стрелка

В зарубежной методической литературе пулевую стрельбу относят к "Психологическим видам спорта". Спортивные действия не только периферически-моторный процесс, но и, что важно, психически регулирующая и психически регулируемая деятельность.
Это не означает большую сложность психологических проблем, с которыми сталкивается стрелок, а отображает больший удельный вес психологических факторов в общем объёме работы стрелка, высокую зависимость результатов стрельбы от психического состояния спортсмена, узкий диапазон эмоционального возбуждения являющегося оптимальным для показа в соревнованиях результатов освоенных в тренировке. Большое количество стресс-факторов соревнований способных вызвать психическую напряженность, приводящую к дезорганизации навыков.

Всё это создаёт сложность управления подготовкой стрелков старших категорий. Потенциалы совершенствования спортивного мастерства сместились здесь в психические механизмы, деятельность которых не имеет внешних проявлений, недоступна контролю со стороны, во многом не осознается и самим спортсменом.

Задачами психологической подготовки стрелка является развитие психических процессов участвующих в работе над выстрелом, их организация при решении различных задач подготовки, овладение умениями и навыками формирования психического состояния готовности к соревнованиям и его регуляция в зависимости от складывающейся ситуации.

Психология спорта, являясь одной из отраслей общей психологии, изучает закономерности проявлений психики человека в условиях спортивной деятельности. Особенности стрелкового спорта выдвигают свои требования к психике спортсмена-стрелка, оказывают свое влияния на её формирование, накладывают свой отпечаток на протекание психических функций в процессе деятельности. Психология стрелкового спорта рассматривает проявления и участие психических механизмов в работе стрелка, с целью нахождения наиболее рациональных путей его подготовки.

В повседневной жизни выражения: психика, сознание, мышление зачастую выступают как синонимы. Применяя, их мы, обычно, не учитываем содержащихся в них различий. Рассмотрение проблем стрелкового спорта требует конкретизации понятий содержащихся в этих терминах.

Организм человека - единое целое всех его физических и психических составляющих. Все процессы жизнедеятельности всех живых существ регулируются психическими механизмами по программам, сформированным в процессе эволюции жизни на земле. На уровне человека - возникла высшая форма психической деятельности - сознание, регулирующее поведение человека в соответствие возникающим потребностям и возможностям их удовлетворения. Сознание не отменяет и не заменяет более ранние психические образования, сохраняющие свои жёстко запрограммированные от природы функции. Психика более широкое понятие, чем сознание.

Психическая жизнь у человека включает как осознаваемое, так и подсознательное. Сознание отражает только небольшую часть всех протекающих в организме процессов. С возникновением сознания произошло «сосуществование» двух уровней психической регуляции процессов жизнедеятельности - сознания и подсознания. Сознание человека - неразрывное единство психических процессов и состояний, входящих в его структуру. Это ощущения и восприятия, память, внимание, мышление, эмоции, воля.

В практике спорта задачи психологической подготовки нередко видят только в решении проблем связанных с выступлением на соревнованиях. Это неверно. Психические процессы присутствуют во всех сторонах подготовки стрелка, являясь неотъемлемой составной частью как тренировочной, так и соревновательной стрельбы.

Ощущения и их отражения в сознании – восприятия.

В работе над выстрелом стрелок сталкивается, главным образом, со зрительными и мышечно-суставными ощущениями. Зрительным ощущениям принадлежит центральное место. Под контролем и организующим влиянием зрения проходит вся работа над выстрелом. По мере овладения техникой стрельбы возрастает и роль мышечно-суставных ощущений. Они дают информацию о привычности позы изготовки, устойчивости стояния, тонусе мышц, закреплении связочного аппарата, развитии спусковых усилий. Эти ощущения не подменяют функцию зрения в работе над выстрелом, но существенно облегчают и дополняют его работу.

На уровне высшего мастерства, когда технические действия выполняются в значительной степени автоматизировано, ведущую роль начинают играть ощущения сенсорной области отражающие направленность внимания, эмоциональное состояние, чувство готовности к в ведению стрельбы. Содержание восприятий связано с решаемой спортсменом задачей. Это активный процесс, которым можно управлять, важно влияние установки на то, что мы хотим воспринимать. Так новичок видит в выжиме спуска только усилие необходимое для его преодоления, тогда как мастер спорта, из опробования спуска нового для себя экземпляра оружия, получает и дополнительную информацию о характере требуемого спускового усилия.

В обычных условиях мышечные процессы, составляющие работу над выстрелом, не отражаются в сознании спортсмена. Для их восприятия необходима направленность внимания "высвечивающая" их из общего комплекса произвольной работы. Так стрелку из пистолета совершенно необходимо развить чувство закрепления запястного сустава, автономности работы указательного пальца, плавности производимых им усилий. Периодически сосредотачивая на них своё внимание, спортсмен сравнительно легко разовьёт способность контролировать эти действия. В процессе тренировки развивается специфическая чувствительность. Так стрелок отмечает незначительные изменения в характере спуска после регулировки оружия, хотя инструментальные измерения покажут прежнее натяжение спусковой пружины.

Как вывод: не следует производить отладку оружия непосредственно перед соревнованиями. Возникающие непривычные ощущения будут отвлекать внимание спортсмена, адаптация к ним требует времени.

Так высоко подготовленный стрелок контролирует свою готовность к выстрелу не только по точности наведения оружия, но и по ощущениям надёжности этого состояния. Он воспринимает тончайшие нарушения неподвижности своего тела ещё до того, как это отразится на состоянии оружия. Это позволяет своевременно замедлить развитие спускового усилия или отложить выстрел.

Память

Память – запечатление, сохранение, воспроизводство. При всём многообразии видов памяти основное значение имеет, в стрелковом спорте, зрительная, мышечная, двигательная и эмоциональная память.

Зрительная память. Нередко роль зрения сводят к контролю точности положения мушки в прорези и её совмещения с точкой прицеливания. Однако участие зрения в работе над выстрелом значительно шире. Оно оказывает непосредственное влияние на организацию сложно согласованной деятельности мышечных групп, участвующих в выполнении прицельного выстрела. Воспроизводимый в зрительной памяти образ (цель действия) способствует, на подсознательном уровне, регуляции двигательных процессов направленных на достижение поставленной цели. Нередко на практике зрительной памяти отводится неоправданно большая роль, снижающая значение других видов памяти в работе стрелка.

Мышечная память. Большое количество элементов составляющих выполнение прицельного выстрела не может одновременно контролировать внимание спортсмена. Чем ближе завершающая фаза работы над выстрелом, тем всё больше внимание спортсмена сосредотачивается на уточнении прицеливания, устойчивости оружия, спусковых усилиях. Предшествующие действия, такие как: тонус мышц, удерживающих руку с оружием, усилие хватки, закрепление плечевого и запястного суставов, вытесняются из сознания. В то же время, такой комплекс различающихся по содержанию действий нуждается в контроле, иногда в принуждении. Эта сторона работы должна обеспечиваться за счет мышечной памяти. Её развитие – один из резервов технического совершенствования стрелка. Целесообразно, десять-пятнадцать минут до начала тренировочного занятия направлять внимание на восприятие импульсов мышц, что окажет пусковое воздействие на их работу. В дальнейшем заданная программа мышечной деятельности будет осуществляться автоматизировано.

Двигательная память. Она лежит в основе согласования деятельности мышечных групп участвующих в выполнении прицельного выстрела. Особое значение она приобретает в упражнениях скоростной стрельбы по появляющимся и движущимся целям. Отработка таких элементов, как подъем оружия, перенос прицеливания на следующую мишень, сопровождение движущейся цели, производимые без участия зрения, вынуждая стрелка сосредотачиваться на мышечно-суставных ощущениях, значительно ускоряют освоение упражнения.

Эмоциональная память. Участие в соревнованиях всегда сопровождается возбуждением эмоциональной сферы спортсмена. Пережитые и сохраненные в памяти чувства, связанные с прошедшими соревнованиями, выступают как сигналы, побуждающие к действию либо удерживающие от действий вызывавших в прошлом негативные чувства. В прошлом опыте каждого стрелка были запоминающиеся моменты воодушевления ведением соревновательной стрельбы, когда работа шла легко и уверенно «всё получалось», давая высокие результаты. Но бывали и случаи, когда эмоциональная напряженность приводила на грань провала. Отступать некуда! Это состояние вызывало ярость отчаяния, умножало силы, стрелок обретал чувство решительности, смелости, собранности. Начиналась стрельба самого высокого уровня, компенсирующая результаты неудачного начала упражнения. Такие состояния оптимальной готовности к ведению соревновательной стрельбы должны сохраняться в эмоциональной памяти спортсмена. Овладение методиками психорегуляции поможет в этом. Эмоциональная память может оказаться сильнее других видов памяти. Следует учитывать, что она прочно закрепляет и психические состояния, негативно отражающиеся на работоспособности спортсмена на соревнованиях. Вытеснить их из «хранилищ подсознания» бывает сложно.

Внимание

Среди психических процессов непосредственно участвующих в выполнении прицельного выстрела особое место занимает внимание. На психику человека постоянно воздействуют многочисленные раздражители. Они поступают как из внешней среды, так и из внутренних сфер организма. Чтобы не утонуть в этой массе информации, человек должен отобрать наиболее значимое для него в данный момент, ограничив в доступ сознания всего остального. Механизмом, выполняющим организацию психической деятельности, служит внимание. Таким образом, внимание – это направленность сознания человека на избранные предметы или явления. Внимание оказывает активное организующее влияние на деятельность, но для этого оно должно быть направлено на её выполнение до начала работы.

Предварительное продумывание содержания предстоящих действий программирует внимание: на что смотреть, что видеть, как реагировать на увиденное. Внимание организует пусковые воздействия мышц указательного пальца и контролирует развитие усилия спуска. При этом оно имеет как внутреннюю, так и внешнюю направленность. Внутрь направленное внимание даёт информацию об общем состоянии готовности, неподвижность стояния, тонус мышц, надёжность устойчивости оружия, работа указательного пальца, внешне направленное - контролирует положение мушки относительно точки прицеливания.

Большое количество элементов составляющих работу стрелка над выстрелом не означает, что все они одновременно и в полной мере контролируются сознанием. Объём внимания ограничен, одновременно в поле внимания может находиться до семи объектов. Стрелок концентрируется на центральной задаче, остальные оттесняются, ясность внимания к ним снижается соответственно их значимости. В последующий момент центральное значение может приобрести другой элемент работы. Сосредоточению внимания стрелка на производимых действиях могут мешать как неуверенность, опасение неудачи, так и излишняя самоуверенность, неоправданная решительность. Отвлечение посторонними мыслями может привести к ошибкам в работе над выстрелом, которые остаются незамеченными.

Объём и концентрация внимания находятся в обратной зависимости. В практике стрелкового спорта известны досадные случаи стрельбы по чужим мишеням на крупнейших соревнованиях. Высокая концентрация на своих действиях вытесняла из сознания необходимость контроля номера своего щита. Характерно, что произведенные выстрелы по чужим мишеням были, как правило, хорошими. Работа над выстрелом должна содержать две фазы: предварительную и завершающую. Переход от первой фазы ко второй определяет сам стрелок по мере готовности.

Предварительная фаза: внутрь направленное внимание, восприятие мышечных процессов, оказание установочного влияния на программу деятельности, контроль состояния готовности, пусковые воздействия на включение в работу, установление обратных связей.

Завершающая фаза: концентрация на уточнении прицеливания, устойчивости оружия, управлении спуском, отметке выстрела. В тренировке сосредоточения на элементах предварительной фазы должно занимать центральное место. Чем правильнее и прочнее будут сформированы навыки их выполнения, тем легче и надёжнее решаются задачи завершающей фазы прицельного выстрела. В соревнованиях, после мысленной проработки технических действий, предваряющих зачётную стрельбу, внимание концентрируется на завершающей фазе выстрела. При этом элементы предварительной фазы должны осуществляться автоматизировано, за счёт сформированных навыков.

В завершающей фазе работы над выстрелом внимание стрелка распределяется примерно следующим образом: Элементы работы - Направленность внимания - Уточнение прицеливания, работа указательного пальца - Полная концентрация внимания - Устойчивость оружия, отметка выстрела, последействие сохранение положения оружия и направленности внимания - Сохранение в поле внимания - Чувство привычности изготовки, тонус мышц удерживающих оружие - На уровне навыка, осознаётся в случаях нарушений - Отметка выстрела, установка на последующее выполнение - Активизируется при завершении выстрела.

Мышление

Не следует понятие «мышление» отождествлять с понятием «сознание». Большое количество осознанных действий осуществляется без привлечения мысленных процессов. Мышление имеет место только в случае возникновения проблемной ситуации, когда решение задачи требует использования памяти и ранее приобретенных знаний.

Так при нормально идущей стрельбе хорошо подготовленный стрелок осуществляет привычную схему технических действий. Пока работа протекает гладко, не требует новых решений, говорить о мышлении - нет оснований. Но возникли нарушения. Например, появились отрывы. Сразу же активизируется мышление: необходимо установить причину, определить программу дальнейших действий. Возникновение проблемной ситуации всегда вызывает задержку движения. Это неизбежное явление следует учитывать, особенно стрелкам, специализирующимся в скоростных упражнениях. Роль и значение мышления в работе стрелка зависит от содержания выполняемой им в данный момент деятельности. Оно может иметь важное положительное значение, но может оказывать и негативное влияние на результаты стрельбы.

Стереотипность действий свойственная стрелковому спорту, стабильность условий в которых протекает тренировочная работа, сравнительно редкое возникновение «внештатных ситуаций» с которыми приходится сталкиваться стрелку в соревнованиях, всё это, казалось бы, ограничивает проблемные ситуации, требующие активных мыслительных процессов. Однако эта видимая, внешняя лёгкость действий требует совершенства их выполнения, а это и порождает проблемы, решение которых сопряжено с активной мыслительной деятельностью. Необходимо представлять содержание разучиваемых и тренируемых действий, составляющих их узловые элементы, требования, предъявляемые к их выполнению, критическая оценка результатов.

В соревнованиях, техническая сторона работы стрелка должна проходить вне активных мыслительных процессов, стереотипные, хорошо разученные действия осуществляются на автоматическом уровне. Всё заранее известно, многократно отработано, не требует корректировки. В то же время соревновательная стрельба имеет свои особенности, выдвигает свои проблемы, решение которых требует активной мыслительной деятельности. Так, например, при хорошо идущей стрельбе возникает соблазн подсчитывать результаты проведенных серий, прогнозировать конечный результат упражнения, место среди участников. Возникает чувство удовлетворенности, меняется психическое состояние, и результат стрельбы резко падает. Задача в том, чтобы не допустить этого, сохранить уровень психической напряженности, способствующий ведению стрельбы. Спортсмен должен уметь управлять своими мыслями, вызывать в сознании образы, нейтрализующие эмоциональное воздействие соревновательных ситуаций.

Решение ряда проблем, с которыми сталкивается стрелок на тренировке и соревнованиях требует определённых знаний. Многие тренеры и спортсмены обладают хорошей теоретической подготовкой, но в практике работы нужна не общая эрудиция, не сумма знаний, а умение отобрать те из них которые «работают» на основную задачу. Мышление стрелка должно быть конкретно, реально. Принимаемые решения должны основываться не на интуиции, а на твёрдых знаниях относящихся к рассматриваемому вопросу.

Тренировка - это процесс развития нужных спортивных качеств. Цель тренировочного занятия – оказание тренирующего воздействия. Результат стрельбы на мишени – показатель правильности выполняемых действий. Повышение продуктивности тренировки.

Осознание того, что психологические стороны работы над выстрелом такие же составляющие подготовки, как и технические. Понимание различий учебной и тренировочной работы. Приоритетное развитие базовых качеств техники стрельбы. Конкретность задач тренировочного занятия, понимание путей их решения.

Управление вниманием.
Внутрь направленное, сосредоточенное, устойчивое. Определение последовательности переключения: на тонус мышц, на согласованность действий. На промежуточные задачи, на конечную цель.

Идеомоторная тренировка.
Создать полный и точный образ тренируемого действия, связать его с мышечно-суставным чувством, прочувствовать представляемое движение.

Психологический барьер.
Критический анализ результатов тренировочной и соревновательной стрельбы. Выявление ошибочных или недостаточно продуктивных методов тренировки и воспитания, тормозящих спортивное совершенствование. Нахождение путей их преодоления. Ситуация ожидания своего выхода на огневой рубеж соревнований. Отвлечься от навязчивых мыслей связанных с предстоящей стрельбой, сохранить состояние готовности к соревнованиям. Вызвать в воображении картины приятного прошлого, спокойного, не связанного со стрельбой.

А если цейтнот?
Мобилизация собранности, решительности, сосредоточенности. Создание установки на более быстрое выполнение выстрела, сохраняя контроль над правильностью действий. Соглашаться на некоторое снижение результата. Пожертвовать меньшим, чтобы сохранить основное. Прошлый опыт выступления в соревнованиях. Анализ результатов. Закрепление в памяти психического состояния способствовавшему достижению высоких результатов. Установление слабых звеньев подготовленности, не выдержавших напряжения соревновательной стрельбы. Определение задач и методов работы, направленных на их укрепление. Психологическая подготовка к ответственным соревнованиям. Прогнозирование и оценка обстоятельств готовых приобретать свойства стресс-факторов. Применение методик психорегуляции направленных на нейтрализацию их воздействия. Уровень притязаний. Трезвая, без эмоций, оценка привлекательности высокой цели и реальность её достижения. Видение средств и методов решения стоящей задачи. Определение промежуточных рубежей.

ЭМОЦИИ

Как часто объяснение неудачного выступления стрелка в соревнованиях сводят к общей формулировке недостатку его психологической подготовленности. Но психологическая подготовка спортсмена- стрелка включает большое количество психологических факторов относящихся не только к соревнованиям, но и к тренировке. Подготовка стрелка требует определения конкретного звена психологической подготовки, разрыв которого привёл к неудаче. Чаще всего это эмоции. Эмоции – переживание человеком своего отношения к окружающему миру, к самому себе. Эмоции - одно из древнейших образование нервной системы, биологический смысл которых состоял в выборе целесообразного поведения, в мобилизации сил на борьбу с опасностью, включение резервных сил организма в крайне сложных ситуациях. В наше время значение эмоций как биологически целесообразных процессов в значительной степени утрачено, однако механизм эмоций сохранился.

Человека постоянно сопровождают различные ощущения, осознаваемые как радость, любовь, восхищение, гнев, печаль, отчаяние. Это эмоция. Положительные эмоции заряжают нервную систему новыми порциями в энергии, повышают умственную и физическую работоспособность. Отрицательные эмоции могут вызвать снижение жизнедеятельности, упадок сил, депрессию, растерянность, покорность судьбе. Наряду с этим отрицательные эмоции способны оказывать положительное влияние на деятельность, мобилизуя организм в случаях экстренной необходимости. В зависимости от характера и силы проявления эмоции становятся мощным фактором, как победы, так и поражения. Это сильный союзник и коварный враг. В основе возникновения эмоциональных реакций лежит чувство страха - реакция на действительную или предполагаемую, но переживаемую как действительную опасность. Переживание опасности в одних случаях фактор предостерегающий, мобилизующий, в других - нарушающий поведение, дезорганизующий навыки. При сильном эмоциональном возбуждении возникает мышечная напряжённость, усиленное сердцебиение, суетливость или заторможенность движений, затруднения в сосредоточении внимания. Возможны органические нарушения со стороны желудка.

Физиологический механизм эмоций состоит в выбросе в кровь гормонов нервной эндокринной системы. Накладываясь на личностные особенности данного человека и оценку им возникающей ситуации, эмоции активно влияют на его состояние и поведение. Возникнув, эмоциональное возбуждение сохраняется длительно. Когда выясняется, что опасность миновала, или вызвавшая его причина оказалась ложной и наше сознание даёт "отбой", эмоциональная напряженность может сохраняться. Уговоры других, что всё уже позади, возьми себя в руки, - мало действенны, хотя и сам человек уже успокаивает себя. Люди различаются между собой по эмоциональному реагированию. Большинству спортсменов- стрелков достигших высших спортивных результатов свойственна высокая эмоциональная устойчивость к воздействию раздражающих факторов. В значительной степени это является врождённым качеством.

Выступление на соревнованиях всегда связано с эмоциональными переживаниями. Возникшее эмоциональное состояние может сопровождать стрелка на всём протяжении упражнения. В тоже время оно очень динамично, может менять напряжённость и направленность при изменении ситуации спортивной борьбы, переходя из позитивной формы влияния в негативную и обратно. Такими ситуациями могут быть непривычно высокие результаты произведенных выстрелов, возникновение мыслей о близости выполнения желанного норматива, реальность достижения победы в соревнованиях. Всё это может вызвать переключение мыслей с содержания выполняемых действий на торжество ещё не одержанной победы, что и приводит, как правило, к разрушению состояния готовности к работе и резкому снижению результатов. В других случаях досадные срывы, связанные с эмоциональной напряжённостью, осознание угрозы провала, вызывают состояние мобилизации, решительности, раскованности и результаты стрельбы резко возрастают. Следует различать эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения.

Эмоциональные реакции.
Эмоциональные реакции - рефлекторное реагирование на возникшую ситуацию, внезапную или прогнозируемую как возможную. Возникают внезапно. В практике стрелкового спорта случаи "взрыва" эмоционального реагирования стрелков на возникшие ситуации встречаются крайне редко, равно как и ситуации способные вызвать такое реагирование. Тем не менее, спортсменам и тренерам необходимо учитывать, что активные эмоциональные реакции стрелка, даже на события не связанные непосредственно с ведением стрельбы, будут негативно и длительно отражается на его работоспособности.

Эмоциональные состояния.
Эмоциональные состояния формируются, как правило, подсознательно, в связи с производимой деятельностью и возникающими ситуациями. Характер эмоционального состояния участника стрелковых соревнований оказывает громадное влияние на результаты стрельбы. По мнению психолога спорта Алексеева А.В., в пулевой стрельбе оптимальным является эмоциональное состояние умеренной психической напряжённости, спокойной сосредоточенности, сдержанной двигательной активности, уверенности в своих действиях. Навыки регуляции своего эмоционального состояния при подготовке к соревнованиям, сохранение готовности к ведению стрельбы в процессе выполнения упражнения, должны рассматриваться как самостоятельная задача психологической подготовки спортсмена-стрелка.

Эмоциональные отношения.
Эмоциональные отношения - постоянная, или сравнительно длительная, осознанная направленность на определённое лицо, явление, деятельность, связанная с их оценкой. Эмоциональные отношения существенно отражаются на поведении стрелка в различных ситуациях стрелкового спорта. Вот некоторые из них: Отношение к своим занятиям стрелковым спортом, любовь, увлечённость, стремление к достижению высшего спортивного мастерства, или равнодушие, "дань моде", проявление временного интереса. Отношение к тренировке, как интересному процессу стрельбы в цель, или напряжённой работе направленной на достижение высокой поставленной цели. Отношение к соревнованиям, как интересной воодушевляющей борьбе, вызывающей чувство мобилизации, стремление показать свои лучшие результаты, или тяжёлому, неприятному, но неизбежному процессу, приводящему к стрельбе "как получится". Отношение к товарищам по команде. Как к друзьям, соратникам, или
опасным соперникам, конкурентам, за право участия в престижных соревнованиях, победы в них.

Подведём итоги:
* Эмоциональные напряжения возникают непроизвольно. Могут осознаваться человеком лишь после того, как они возникли.
* К эмоциям не адаптируются. Невозможно заставить свою психику не реагировать на возобновление ситуации, которая в прошлом вызывала эмоциональное возбуждение. При повторении ситуации оно только усиливается.
* Эмоциональное возбуждение, как правило, вызывает непроизвольное напряжение мышц, что пагубно отражается на работе стрелка над выстрелом.
* Ошибочно мнение, что можно научиться вести полноценную стрельбу и в состоянии эмоционального возбуждения.
* Воздействовать на протекание эмоционального состояния становится возможным лишь после осознания критической оценки своего состояния, критического отношения к самому себе, своему состоянию.

ВОЛЯ

Мораль и Воля.
В методической литературе прошлых лет рассматривавшей вопросы спорта неизбежно присутствует указание, что одной из основных задач психологической подготовки является развитие морально- волевых качеств спортсмена. Насколько обосновано и оправдано объединение этих двух терминов в единое понятие? Для ответа на этот вопрос рассмотрим смысловое содержание понятий "морали" и " воля".

Мораль (нравственность) - нормы поведения в обществе. Воля – "способность человека сознательно регулировать свои действия, активно направлять их на достижение поставленной цели, преодолевая стоящие на пути трудности и препятствия" (Проф. Рудик). Известно, что в жизни встречаются высоко моральные и в то же время совершенно безвольные люди. Мечтатели, не подкрепляющие практическими действиями свои устремления, идущие по пути наименьшего сопротивления. С другой стороны, многие преступники обладают сильной волей, являясь, в то же время, глубоко аморальными личностями. Представляется, что объединение в спортивной литературе этих двух понятий в единый комплекс является рудиментом (наследием прошлого), когда считалось, что заклинания типа: "Нет таких крепостей, которые большевики не могли бы взять" или "Преданность делу Ленина-Сталина" разрушают все преграды, хотя это и получалось далеко не всегда. Не следует умалять или отрицать роль и значение патриотических чувств охватывающих спортсмена при звуках гимна его страны, звучавшего в честь одержанной им победы. Об этом много писалось, об этом вспоминают все победители Олимпийских игр. Но теперь, когда наш спорт освободился от излишней идеологизации, можно не делать вид, что именно высокие патриотические чувства оказали решающее влияние на достижение трудной победы. Кое-что зависело и от других факторов. Моральные качества человека формируются в процессе жизни, с раннего детства, в семье, школе, в общении с другими людьми, под влиянием литературы, искусства. Воля, особенно её специализированные качества, развивается в условиях конкретной деятельности, требуя, нередко, специально организуемых для этого условий. Рассмотрение проблемы воли требует чёткости понятий относящихся к этой стороне подготовки, определения средств и методов развития волевых качеств стрелка. Возникает целесообразность разделения этих "сиамских близнецов" - "морали" и " воли". Пусть каждый из них занимает своё место, выполняет свои функции, вносит свой вклад в достижение победы.

Воля. В сложном постоянно меняющемся мире восприятий, побуждений, переживаний человек вынужден определённым образом регулировать и организовывать свою деятельность, управлять своим поведением. Формой психической регуляции этих процессов и является - воля.

Воля человека проявляется в целеустремлённости, самостоятельности, смелости, решительности, самообладании, настойчивости. Наличие всех этих признаков позволяет говорить о проявлениях воли. Воля не является суммой отдельно взятых волевых черт, а представляет собой сложный сплав, на формирование которого оказывает очень большое влияние характер выполняемой деятельности. Многие наши действия, движения, выполняются заучено, автоматизировано, или под влиянием потребностей организма. Например, стрелку после длительной неподвижности связанной с тренировкой приятно побегать, поразмяться, проделать легкие гимнастические упражнения. Здесь нет проявления воли. О ней можно было бы говорить, если спортсмен будет заставлять себя выполнять эту работу с большим напряжением сил, в непривычно высоком темпе, преодолевая возникающее утомление. Таким образом, все действия и поступки человека можно подразделить на непроизвольные, выполняемые без привлечения волевых усилий и произвольные, требующие напряжений воли для преодоления возникающих трудностей.

Проявления воли всегда находятся в тесном единстве с мышлением и эмоциями. При всём разнообразии проблемных ситуаций организация волевого действия является общей: оценка ситуации - определение цели действия - осознание реальности её достижения - определение необходимых средств и методов - принятие решения действовать. Цель – ожидаемый, предполагаемый, желаемый результат деятельности, к которой стремится человек. Цели могут быть перспективные, далёкие, но могут быть и близлежащие конкретные, представляющие собой промежуточные рубежи, без преодоления которых невозможно достижение конечной цели. Например: стрелок поставил перед собой цель - завоевание Олимпийской медали, но для этого он должен освоить рекордный уровень результатов. Эта задача становится промежуточным рубежом на пути достижения высокой поставленной цели. Однако её решение выдвигает свои требования к различным сторонам подготовленности спортсмена: физическим, техническим, психологическим.

Последние, в свою очередь, ставят перед стрелком конкретные задачи, без решения которых невозможно продвижение результатов. Ими могут быть: развитие специальных физических качеств, повышение устойчивости оружия, управление вниманием, навыки психорегуляции. Так перед стрелком возникают цели "низшего порядка", достижение которых становится очередной ступенькой на пути к вершинам спортивного мастерства. Ставящиеся перед стрелком близлежащие цели должны быть конкретны, ясно сформулированы, понятны спортсмену. Их достижение должно быть доступным, но требовать усилий. Полезно, если сам стрелок участвует в их определении. При этом тренер должен оказывать своё влияние, противодействуя постановке как слишком трудных, так и лёгких целей. В первом случае, при неудаче, стрелок будет оправдываться сложностью поставленной задачи, во втором - решение не потребует от него больших усилий.

Часто встречающимся недостатком является отсутствие главной цели подготовки стрелка (как перспективной, так и промежуточной, являющейся главной на данном этапе подготовки), а также несогласованность с ней промежуточных целей. Так стрелку необходимо приобретение соревновательного опыта, однако участие в ответственных соревнованиях пока не сформированы и не закреплены навыки технически правильных действий, может негативно отразиться на его подготовке.

Психология меткого выстрела и методика обучения «технике» стрельбы из пистолета

Деятельность стрелка состоит из двух основных компонен­тов: а) действия прицеливания (перцептивного) и б) действия спуска курка, т.е. самого выстрела (действия двигательного). Пер­вый компонент - это ориентировочная часть деятельности, а второй - исполнительная. Стало быть, наличие правильной ори­ентировки - точного прицеливания - гарантирует и правиль­ное исполнительное действие - меткий выстрел.

Поэтому разработчики методики (психолог Б.Ц.Бадмаев 1 и ма­стер спорта по стрельбе офицер ЕА-Жарковский) основное вни­мание уделили психологическому анализу акта прицеливания, что­бы понять типичные ошибки и создать полную ориентировочную основу для действий начинающего стрелка (или для исправления ошибок неумелых «опытных» стрелков), ибо собственно выстрел как действие двигательное, физическое целиком зависит от дей­ствия перцептивного - правильной переработки зрительной ин­формации и ее координации с мышечными ощущениями.

Исходя из такого подхода к психологической структуре дея­тельности стрелка, можно понять, почему не каждому удается стать мастером своего дела. Главная трудность стрелка (как на­чинающего, так и «опытного», не раз стрелявшего, но стреляю­щего плохо) состоит в невозможности унять волнение, связан­ное с дрожанием руки при прицеливании и неуверенностью в положительном результате выстрела. В этом многие видят при­чину плохой стрельбы. Армейский опыт огневой подготовки офицеров и прапорщиков, для которых стрельба из пистолета является делом профессиональным, однозначно говорит о прак­тической непреодолимости волнения при стрельбе. Этим об­стоятельством обычно объясняют наличие у некоторых профес­сиональных военных, пусть не столь многочисленных, «огне­вой немощи», как называют на военном сленге неумение метко стрелять. Она отмечается у них практически на протяжении всей службы. Так же обстоит дело и в правоохранительных органах, так как многие не умеют метко стрелять в любых условиях.

Решение проблемы обычно ищут в увеличении числа трени­ровок без боеприпасов, в регулярном проведении стрельб. Но по каким-то причинам, не всегда понятным начальникам, за-

"См.: Б.Бадмаев. Психология меткого выстрела // Военный вестник, 1977, № 9.


метного успеха в преодолении «огневой немощи» у этих лиц не наблюдается.

Наш анализ деятельности стрелка показал, что есть сугубо психологическая причина непопадания в мишень при самом старательном прицеливании. Она скрывается в неверной трак­товке (непонимании, ложном понимании стрелком) требова­ния прицеливания под «яблочко». Стрелок понимает данное тре­бование по-своему: раз нужно прицеливаться под «яблочко», значит нельзя упускать того момента, когда с трудом удержива­емая ровная мушка (линия прицеливания) «остановится» в этой точке под «яблочком». Поскольку подобная «остановка» длится лишь мгновение, равное долям секунды, то спешный спуск курка обязательно приводит к рывку, дерганью, к «клевку», и вслед­ствие этого - к отклонению от линии прицеливания вниз и полету пули ниже «яблочка» и даже ниже обреза мишени. И в результате - промах. Психологический эффект промаха - до­сада, что «опять дернул» и в следующий раз стрелок еще более напрягается, чтобы этого не допустить. От такого «перестара­ния» мышечное напряжение еще более возрастает, усиливается дрожь в руке и волнение, увеличивается амплитуда колебания линии прицеливания, все труднее становится уловить этот за­ветный миг ее «остановки» под «яблочком». И дальнейшее по­нятно: человек постепенно укрепляется во мнении, что он ни­когда, видимо, не научится хорошо стрелять. И тренировки ему не помогают, так как он все равно хочет научиться «поймать миг удачи» - совмещение ровной мушки с точкой прицелива­ния под «яблочком», чтобы тут же выпустить туда пулю. Резуль­тат обычно тот же.

Таким образом, главная психологическая причина промаха при стрельбе из пистолета - неверное представление стрелка о тех­нике прицеливания и производстве выстрела как о необходимо­сти немедленного (рывком!) спуска курка в тот короткий миг, когда ему кажется, что он поймал «нужный момент». Рывок - клевок - отклонение линии прицеливания вниз - полет пули ниже цели или вправо-влево от нее. Вот таковы психологическая структура действия неумелого стрелка и ее результат - промах 1 .

"Есть, конечно, у новичков и другие причины промаха, но они достаточно банальны и случайны (забыл держать ровную мушку, испугался звука выстрела соседа на огневом рубеже, боялся собственного выстрела, просто сильно волно­вался и был напряжен, опасался резкой отдачи оружия и т д) Здесь мы разби­раем типичную и присущую всем неумелым стрелкам (и необязательно нович­кам) причину «огневой немощи»

Психологический подход к анализу причин плохой стрельбы позволил сделать вывод о необходимости создания ориентиро­вочной основы правильного действия стрелка для достижения безошибочного попадания в цель. Иначе говоря, недостаточно, малополезно ориентировать стрелка лишь общими словами: «не дергать», «спускать курок плавно», «не напрягать мышцы ру­ки», «не бояться выстрела», «прицеливаться под "яблочко"» (или:

«прицеливаться в центр мишени» - для пистолета центрально­го боя), «не ожидать выстрела» (он, как известно, должен быть в идеале неожиданным для стрелка, осознаваемым уже постфак­тум). Все указанные, вполне правильные сентенции обычно не помогают, если стрелок продолжает думать по-своему, что ус­пех зависит от удачного совпадения спуска курка с моментом совмещения линии прицеливания с точкой под «яблочком».

Раз общие правильные слова-указания не помогают, значит, стрелку нужна другая, более точная, а значит, более правильная ориентировка.

В методике ускоренного обучения меткому выстрелу из пис­толета учтено данное обстоятельство.

Стрельба из пистолета при безопорном положении стрелка, стоящего с оружием в вытянутой руке, имеет следующие пси­хологические особенности:

а) значительные естественные колебания ровной мушки ли­нии прицеливания на фоне расплывчатого очертания круга ми­шени, воспринимаемые неопытным (или неумелым) стрелком как недопустимый изъян в прицеливании;

6) неопределенность будущего результата и ненаблюдаемость реального, а отсюда - невозможность корректировки стрелком собственных действий и нарастающая от выстрела к выстрелу неуверенность;

в) испуг от звука выстрела и резкой отдачи оружия.

Из этих особенностей наибольшее беспокойство неумелого стрелка вызывает колебание руки с пистолетом. Все его стара­ния унять колебание приводят к обратному эффекту - усилению напряженности, к дрожанию руки, к спешке - стремлению вы­стрелить при первом же попадании линии прицеливания под «яблочко», что и приводит к этому пресловутому дерганью спу­скового крючка. И к промаху.



Опытные тренеры, работающие со стрелками-спортсменами, знают, что не нужно стремиться исключить волнение словес­ными разъяснениями, ибо это невозможно и потому бесполез­но, а нужно научить стрелка контролировать все свои действия


и движения, что вполне возможно. А это означает, говоря пси­хологическим языком, что нужно дать ему полную ориентиров­ку в «технике» стрельбы: правильной стойке, правильной хват­ке пистолета, правильному прицеливанию и правильному на­жиму на спусковой крючок. В каждом из названных действий повторяется слово «правильное» не случайно, ибо при всей ка­жущейся простоте этих действий многое как раз делается не­правильно. И главная ошибка, ведущая к промаху в стрельбе, как выше говорилось, в прицеливании.

Если все двигательные действия (стойка, хватка, нажатие на спусковой крючок) доступны контролю со стороны обучающе­го и ему сравнительно легко их регулировать, то перцептивное действие прицеливания (зрительно-мышечное действие конт­роля подготовки и производства выстрела) требует создания чет­кой, алгоритмоподобной схемы ориентировочной основы для правильного его выполнения. Создание такой схемы ООД и стало задачей разработчиков методики.

Основная функция схемы ООД (учебно-тренировочной кар­ты, как мы ее назвали) состоит в сосредоточении внимания стрелка на подробно расписанных операциях и действиях при­целивания: как «взять» ровную мушку, как зрительно контро­лировать постоянное сохранение ровной мушки, как и в какую точку ее наводить, как нажимать на спусковой крючок одно­временно с наводкой, пока неожиданно не произойдет выстрел. Следование стрелка этим ориентирующим указаниям поглоща­ет его внимание полностью и отвлекает от назойливой и беспо­коящей мысли о колебании руки с пистолетом. Внезапно про­звучавший выстрел должен не испугать, а обрадовать стрелка, ибо он свидетельствует о правильности его действий: не думал о результате, не мучился страхом промаха, не тревожился, ког­да же прозвучит долгожданный выстрел, не напрягался в борь­бе с дрожью в руке, и вообще не беспокоился ни о чем, кроме скрупулезного следования ориентирующим указаниям схемы ООД (учебно-тренировочной карты), то есть кроме внимания к «технике» стрельбы.

Наряду с учебно-тренировочной картой (см. схему 22, с. 169- 171), являющейся ориентировочной основой действий обучае­мого, составляется комплект учебных задач (см. с. 173-177), моделирующих ситуации, характерные для исполнительной ча­сти его действий. Учебная деятельность начинающего стрелка заключается в решении учебных задач при опоре на учебно-тренировочную карту (УТК).

Руководитель занятия (инструктор, тренер, преподаватель) вна­чале кратко знакомит с особенностями методики обучения стрель­бе, основанной на психологической теории П-Я.Гальперина, рас­сказывает, почему с ее помощью уцается достичь высоких резуль­татов в учебе. Когда обучаемые узнают, что по этой методике практически каждому гарантировано успешное овладение навы­ками меткой стрельбы из пистолета, у них появляется интерес к занятиям, желание во что бы то ни стало воспользоваться пред­ставившейся возможностью стать хорошим стрелком. Так созда­ется мотивационная основа учебной деятельности.

После этого предъявляются средства обучения: а) комплект задач для решения устного (без оружия) и решения с оружием и б) схемы ООД-УТК (по одной на двоих, так как обучаемые раз­биваются попарно). На каждую пару выдается один ПМ (пис­толет Макарова).

Порядок занятия. Каждая пара работает самостоятельно, и поэтому желательно, чтобы в составе пары был один (1-й но­мер) «сильный» (сообразительный), а другой (2-й номер) был «слабый», но это не обязательно, ибо в ходе обучения составы пар могут меняться в зависимости от быстроты и качества усво­ения деятельности разными обучаемыми.

Ход занятия. Номер 1-й вслух читает задачу, а номер 2-й решает ее. (Действия № 1-6 по полной схеме УТК отрабатыва­ются без боеприпасов). Сначала он пытается решать без помо­щи УТК, а если затрудняется или допускает ошибку, то номер 1-й, контролирующий его действия с помощью УТК, оста­навливает его и вслух читает по УТК последовательность пра­вильных действий. Затем они могут меняться ролями, и про­должают работать, пока не решат правильно все предъяв­ленные им задачи. Обычно в результате решения нескольких (менее 10) задач без боеприпасов обучаемые запоминают не­произвольно почти весь порядок действий, заложенный в УТК (о том, что заучивать УТК запрещается, обучаемые предупреж­даются заранее). Тогда можно перейти к сокращенной УТК, но вскоре и в ней отпадает нужда. Непроизвольное запоминание ее содержания и есть показатель усвоения порядка расписанных там действий.

После того, как обучаемые молча, уверенно и правильно вы­полняют действия № 1-6 по УТК, четко объясняют смысл каж­дой операции, руководитель занятия определяет стреляющую смену (а это должны быть лучшие) и дает команду на получе­ние боеприпасов (по три патрона).


Далее руководитель занятия лично контролирует действия обучаемых при стрельбе, особое внимание обращая на строгое соблюдение мер безопасности, отработку спуска курка пистолета, умение правильно корректировать стрельбу. Остальные находятся на исходном рубеже, наблюдая за действиями стреляющих.

После трех пробных выстрелов, соответствующей корректи­ровки (при необходимости) разрешается контрольная серия из трех или десяти, смотря по поставленной задаче, выстрелов.

Если обучаемые допускают ошибки в выполнении каких-ли­бо операций при стрельбе, то руководителю необходимо опре­делить причины таких ошибок, при необходимости внести из­менения и дополнения в полную карту и заново отработать с ними действия, начиная с этапа внешнеречевого проговарива-ния. При этом полностью соблюдаются все последующие этапы перевода действий в умственный план. Особое внимание здесь обращается на целевую ориентировку обучаемых. То есть руко­водитель спрашивает у обучаемых и выясняет вместе с ними:

что будет, если они неправильно выполнят действия или про­пустят какую-либо операцию.

Сформированные при помощи данной методики знания, уме­ния и навыки годны для стрельбы в различных условиях и из разных положений: с колена, лежа, в движении и тд. В дальней­шем полученные знания, умения и навыки совершенствуются в ходе плановых занятий и тренировок «вхолостую» или с боевым патроном. Отработка техники стрельбы «вхолостую» (стойка, хват­ка, прицеливание, спуск курка - в комплексе) является основным этапом подготовки стрелка. Здесь главной заботой становится вдум­чивая, неторопливая работа стрелка по самоанализу каждого сво­его действия, а не стремление попасть в цель, что вносит волне­ние в работу. Под ударник пистолета подкладывается кусочек ла­стика для сбережения оружия, так как в течение одного такого занятия надо производить 150-200 прицеливании и спусков курка.

Перед обучением по настоящей методике целесообразно изу­чить с обучаемым теоретическую тему: «Основы стрельбы из стрелкового оружия», меры безопасности при стрельбе, поря­док заряжания и разряжания оружия. (Далее см. фрагменты пол­ной схемы ООД - учебно-тренировочной карты - схему 22 на с. 169-171 и сокращенной - схему 23 на с. 172, а также комп­лект задач на с. 173-177).

Опыт применения данной методики в практике обучения по­казал, что с самого начала можно учить новичков безошибочно. В чем же секрет?


Продолжение схемы 22

3
4. Ровную мушку совме­стить с нижним обрезом «яблочка» мишени 3. Между верхней ли- ^Л& нией мушки и нижним n f^ п обрезом «яблочка» ос- | vLl^ | тавляется небольшой, устойчиво выдерживаемый по раз­меру при каждом прицеливании, ПРОСВЕТ. Ровную мушку подво­дить к точке прицеливания снизу, каждый раз соблюдая размер вы­бранного просвета (т.е. прицеливать­ся строго однообразно) Если просвет не оставлять - на черном фоне «яблочка» мушка почти не видна и ее положение в прорези контролируется с трудом. Если прицеливание производить неоднообразно - будет разброс попадания. Следствие - неудов­летворительная сумма набранных очков в серии
Спуск курка -1- ^\ ^ 1. Задержать дыхание и од­новременно плавно и рав­носильно давить на спу­сковой крючок первой фа­лангой указательного паль­ца или первьм его суста­вом (как удобнее самому стрелку) до спуска курка, при этом удерживая ров­ную мушку на точке при­целивания 1. Ровная мушка - «в резкости», «яблочко» видится чуть расплывча­то («как в тумане»). Запомнить удобное положение указательного пальца в точке надавливания на спусковой крючок. При этом дру­гие части указательного пальца не должны касаться щечки пистолета 2. Допустимы незначительные ко­лебания ровной мушки вокруг точ­ки прицеливания 3. Если в течение 10-12 секунд с момента задержки дыхания и на­давливания на спусковой крючок выстрела не произошло - опустить руку с ПМ, передохнуть и повто­рить прицеливание Дыхание в момент прицеливания и спуска курка вызывает допол­нительное смещение и колебание оружия. Попытка удерживать «яб­лочко» мишени в резкости при­водит к незаметному смещению мушки в прорези целика. Будут характерные ошибки в момент выстрела: ГЛ / | «мелкая мушка», пуля 1 v *-" | уйдет вниз. П П Л чфу™^ мушка», пу-| \U-^| ля уйдет вверх. П П Л "У 1111 ^ смещена впра-| vJJ" 1 во, пуля уйдет вправо. пп n мушка смещена влево, | vL^ | пуля уйдет влево и т.д

Продолжение схемы 22

5 6
2. Сделать 3-5 выстрелов «всухую» в темпе стрельбы с выполнением операций пп. 5, 6. 4. Успокоиться, сосредоточиться на удержании «резкой» ровной муш­ки на фоне «туманного» «яблочка» мишени с удержанием выбранного размера просвета. Спуск курка (вы­стрел) должен произойти с ощуще­нием неожиданности. Не ждать мо­мента спуска курка (выстрела) Ожидание момента спуска курка (выстрела) ведет к переключению внимания с положения мушки в прорези целика на работу указа­тельного пальца со спусковым крючком. Субъективно возраста­ет боязнь шума выстрела и силь­ной отдачи. Это приводит к под­сознательному (неконтролируе­мому) поддергиванию спусково­го крючка в момент выстрела. Ре­зультат - только промах!
Выполнить три пробных вы­стрела 1. Зарядить ПМ 2. Выполнить операции пп. 1-6 3. Левой рукой дослать патрон в патронник 4. Выполнить 3 пробных выстрела с выполнением требований пп. 5-6 5. Определить среднюю точку попадания (СТП) 1. Курок в заднем фиксированном положении 2. Если СТП отклонилась от конт­рольной точки больше, чем на 2 см, изменить точку прицеливания ме­тодом «зеркального» выноса ровной мушки по отношению к СТП Если курок в переднем положе- Ствол нии - патрон остался в магази- ПМ не. Если стрельбу не контроли- стро-ровать - в контрольной серии го в попадания могут располагаться на-кучно, но в стороне от «яблочка», прав-Следствие - низкая сумма очков лении стрель­бы
В ып олнить контрольную серию выстре­лов 1. Проанализировать свои действия (пп. 1-7), соот­нести их с полученной суммой очков 1. Главное здесь - не результат, а правильный, осмысленный анализ своих действий, соотнесенный с по­лученным результатом Бессмысленная стрельба - пус­тая трата времени и боеприпасов!

Схема 23

Примечание. Сокращенная схема предъявляется обучаемому тоща, когда слиш­ком подробная ориентировка действий по полной схеме ООД (УТК) становит­ся излишней ввиду непроизвольного запоминания порядка и последовательно­сти большинства действий. Своевременный отказ от полной схемы ООД и пе­реход к сокращенной принципиально важен, так как не дает долго «засидеться» за полной УТК, пользуясь часто (уже без особой нужды) ее подсказками, ибо это тормозит процесс непроизвольного запоминания и вообще воспитывает иждивенческий стиль у обучаемых От сокращенной схемы тоже надо вовремя освобождаться, иначе так и будет оставаться соблазн подглядеть, когда надо потрудиться вспомнить и работать наизусть

Если подвести все вышесказанное к краткому резюме, то ответ на профессиональном психологическом языке можно сфор­мулировать следующим образом.

Неопытный стрелок допускает ошибку при преобразовании сенсорной (зрительной) информации в образ, нужный для ре­шения задачи деятельности, т.е. для меткого выстрела. Эта ошиб­ка в ложности создаваемого образа, и образ, родившийся в сфе­ре перцептивного действия, влияет на действия мыслительные (стрелок неправильно думает, опираясь на неверный образ) и двигательные (человек неправильно действует - дергает рывком за спусковой крючок), чем и объясняется промах при стрельбе.



 

Возможно, будет полезно почитать: