Развитие скоростно спортивных качеств у лыжников. Семейкин А.И., Салова Ю.П. Скоростно-силовая подготовка лыжников-гонщиков. Опыт показал, что на этом пути юный лыжник должен переходить от одного этапа развития выносливости к другому

Аннотация – лыжные гонки включают в себя массу дисциплин, одна из них – это спринтерские соревнования, в число которых входят индивидуальный и командный спринт. Квалифицированный лыжник-гонщик, специализирующийся на спринтерских соревнованиях, должен владеть всеми физическими качествами, принимающими непосредственное участие в его спортивной деятельности. В связи с этим было предпринято исследование методики развития скоростно-силовой выносливости в тренировочном процессе лыжника-спринтера, как одного из основных физических качеств лыжника-спринтера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация – лыжные гонки включают в себя массу дисциплин, одна из них – это спринтерские соревнования, в число которых входят индивидуальный и командный спринт. Квалифицированный лыжник-гонщик, специализирующийся на спринтерских соревнованиях, должен владеть всеми физическими качествами, принимающими непосредственное участие в его спортивной деятельности. В связи с этим было предпринято исследование методики развития скоростно-силовой выносливости в тренировочном процессе лыжника-спринтера, как одного из основных физических качеств лыжника-спринтера.

ВВЕДЕНИЕ

В конце XX века с появлением спринтерских соревнований по лыжным гонкам, существенно повысилась зрелищность соревнований и интерес тренеров и специалистов к вопросу специализированной подготовки спортсменов для успешного выступления в соревнованиях на короткой дистанции.

С развитием спринтерских соревнований все более актуальным становится вопрос о построении тренировочного процесса, а также поиске наиболее подходящих подходов в системе подготовки лыжников-гонщиков, специализирующихся на спринтерских дистанциях. В связи с этим в национальных сборных командах различных стран стали происходить разделения в методике тренировочного процесса и появились «лыжники-спринтеры», т.е. лыжники-гонщики, специализирующиеся на спринтерских дистанциях.

В начале зарождения спринтерских дисциплин принимали участие лыжники-гонщики, не обладавшие специфическими качествами, которых требовал новый формат соревнований. В результате этого многие тренеры и спортсмены столкнулись с трудностями организации учебно-тренировочного процесса, так как лыжники-спринтеры должны обладать хорошей физической подготовкой: способностью поддерживать высокую соревновательную скорость в течение всех стадий соревнований и быстро восстанавливаться в условиях уменьшающихся промежутков отдыха между забегами.

В настоящее время в лыжном спорте большинство научных работ посвящены подготовке лыжников-гонщиков, специализирующихся на средних и длинных дистанциях. А методической литературы по подготовке лыжников-гонщиков, специализирующихся на спринтерских дистанциях, недостаточно. Все это свидетельствует о необходимости исследования тренировочного процесса лыжников-спринтеров.

В связи с этим, целью исследования являлось исследование методики развития одного из главных физических качеств лыжника-спринтера – скоростно – силовой выносливости.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи :

  1. Проанализировать тренировочный процесс лыжников-спринтеров. Определить значение скоростно-силовой выносливости в структуре спортивного мастерства лыжников-спринтеров.
  2. Проанализировать различные методики развития скоростно-силовой выносливости в тренировочном процессе спортсменов.
  3. Исследовать и определить оптимальную методику развития скоростно-силовой выносливости лыжника-спринтера в подготовительном периоде.

Объект исследования: тренировочный процесс лыжников- спринтеров.

Предмет исследования: скоростно-силовая выносливость лыжников-спринтеров.

Гипотеза исследования: можно предположить, что, методика развития скоростно-силовой выносливости лыжников-спринтеров в подготовительном периоде будет включать приоритетное применение интервального и повторного методов с использованием средств специальной физической подготовки, а именно скоростно-силовой работы на лыжероллерах, преимущественно на летне-осеннем и осеннее-зимнем этапах подготовительного периода.

Практическая значимость работы заключается в том, что использование предложенного материала позволяет повысить уровень подготовки и обеспечить высокую результативность выступления лыжников – спринтеров. Материалы работы могут представлять практический интерес для тренеров – преподавателей и лыжников-гонщиков, специализирующихся в лыжном спринте.

ГЛАВА 1. Обзор литературы

  1. Лыжный спринт как спортивная дисциплина. Физиологические особенности лыжного спринта.

В соответствии с правилами соревнований по лыжным гонкам лыжный спринт – это спортивная дисциплина, часть лыжного спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя индивидуальный и командный спринт как отдельные виды соревнований.

Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации, которая проводится в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финальной части спринта, которая проходит в виде забегов на выбывание: четвертьфиналы, полуфиналы и финалы (спринтерские забеги). Распределение спортсменов по четвертьфинальным забегам производится в соответствии с местами в квалификации. Распределение в последующих забегах также основывается на занятых местах или результатах предыдущих забегов.

Командный спринт проводится как эстафета с двумя спортсменами, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый.

Известно, что спринтерские соревнования проводятся в несколько туров и на относительно коротких дистанциях протяженностью от 800 до 1800 м, продолжительность прохождения которых составляет от 2 до 5 минут. Всего в рамках соревнований по лыжному спринту проводится не более четырех повторений при сокращении интервалов времени от 1,5-2 часов между квалификацией и четвертьфиналом до 15-20 минут между полуфиналом и финалом соревнований.

На основе данных об основных показателях механизмов энергообеспечения (Таблица 1), следует, что соревновательная деятельность в лыжном спринте соответствует динамической работе субмаксимальной мощности, осуществляющейся за счет аэробно-анаэробного энергообеспечения.

При работе субмаксимальной мощности потребление кислорода достигает максимальных значений, происходит значительное увеличение концентрации лактата (молочной кислоты) в крови до 10 мМоль/л, и, как следствие, возникают существенные биохимические сдвиги pH в кислую сторону (до 6,9-6,4) – в сторону ацидоза.

Работу субмаксимальной мощности ограничивают возможности организма, а именно мышечных клеток сокращаться в условиях существенного закисления, а также возможности нервной системы функционировать в условиях острой нехватки кислорода и других существенных сдвигов внутренней среды организма.

Соревновательная деятельность в спринте вызывает максимальное усиление функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма. Поэтому в условиях высокой скорости и темпа движений при существенном недостатке кислорода ведущими физиологическими системами являются транспортная система крови и центральная нервная система.

Нагрузка на кровеносную систему также приходится на восстановительный период и направлена на ликвидацию кислородного дола. Восстановление происходит в среднем в течение 1,5-2 часов после работы (концентрации глюкозы в мышечной ткани – около 3-х дней). Огромная нагрузка так же ложится на ЦНС – приходится работать в условиях метаболического ацидоза в темпе, близком к максимальному.

Повторный характер соревновательной деятельности в лыжном спринте определяет физиологические особенности соревнований. Механизм воздействия количества повторений в лыжном спринте как компонента физической нагрузки заключается в постепенном сокращении объема энергетических ресурсов и снижении возможностей восстановления в виду сокращения периодов отдыха между забегами. Вследствие этого, наблюдается снижение интенсивности соревновательной деятельности от квалификации к финалу соревнований независимо от стиля передвижения.

Таким образом, соревнования по лыжному спринту включают в себя черты индивидуальной гонки и соревнований с массовым стартом, и в целом соответствует повторному характеру соревновательной деятельности в условиях нарастания утомления с сокращением периодов восстановления при неизменной соревновательной дистанции, что сопровождается увеличением напряженности всех систем организма. Представленные физиологические особенности лыжного спринта предъявляют высокие требования к функциональному состоянию спортсменов, к системам энергообеспечения организма, а также к развитию физических качеств спортсменов, определяющих уровень развития специальной выносливости лыжников-гонщиков, специализирующихся в спринтерских видах гонок: силы, быстроты и выносливости.

Таблица 1. Подключение различных механизмов энергообеспечения в зависимости от продолжительности нагрузки максимальной мощности.

Продолжительность нагрузки

Механизмы энергообеспечения

Источники энергии

Примечания

1-5 с

АТФ

6-8 с

Анаэробный алактатный (фосфатный)

АТФ + КрФ

9-45 с

Анаэробный алактатный (фосфатный) + анаэробный лактатный (лактатный)

АТФ + КрФ + гликоген

Большая выработка лактата

45-120 с

Анаэробный лактатный (лактатный)

Гликоген

По мере увеличения продолжительности нагрузки выработка лактата снижается

120-240 с

Аэробный (кислородный) + анаэробный лактатный (лактатный)

Гликоген

240-600 с

Аэробный

Гликоген + жирные кислоты

Чем больше доля участия жирных кислот в энергообеспечении нагрузки, тем больше ее продолжительность.

  1. Теоретический аспект понятия «скоростно-силовая выносливость». Физиологическая характеристика скоростно-силовой выносливости .

Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе физической деятельности.

Лыжные гонки являются видом спорта на выносливость. Это физическое качество считается основным, наряду с силовыми качествами лыжников-гонщиков. Все остальные качества – быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация – следует отнести к второстепенным, но тесно связанным с основными.

Современная теория физического воспитания говорит о существовании нескольких видов физической выносливости, а именно общей и специальной.

Общая выносливость – способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию.

Общая выносливость также понимается как способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы.

Специальную выносливость как способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определяемых требованиями конкретного вида деятельности.

Специальная выносливость – выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, скоростно-силовая выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Специальная выносливость – это способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, в определённом виде спорта.

Суть специальной выносливости заключается его в том, что в различных видах деятельности факторы выносливости используются в неодинаковой степени, в своеобразном сочетании и в особом соотношении с различными другими двигательными качествами соответственно особенностям конкретной деятельности и ее условиям. Отсюда не следует, что видов специфической выносливости столько же, сколько видов деятельности. О специальной выносливости правомерно говорить лишь тогда, когда способность противостоять утомлению в деятельности определенного типа имеет существенную специфику, которая обусловлена особенностями реализации функциональных возможностей, обеспечивающих проявление выносливости в данной деятельности, в зависимости от ее объективных требований к различным двигательным качествам. В соответствии с этим различают такие типы специфической выносливости, как скоростная, силовая, скоростно-силовая, координационная и др.

По мнению Максименко, скоростно-силовая выносливость, является сочетанием скоростной и силовой выносливости относится к специальной выносливости, определяющей способность человека выполнять отдельные виды физической работы вопреки нарастающему утомлению.

Матвеев утверждает, что скоростно-силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и скорости с выносливостью и проявляется в высоких результатах в передвижении на лыжах по различному рельефу.

В.А.Сорванов считает, что скоростно-силовая выносливость проявляется в определенной деятельности, т.е. в соревновательном упражнении. Для ее проявления необходимо продемонстрировать скоростно-силовые качества, в том числе скоростную и силовую выносливость; на протяжении всей дистанции в спринте надо удерживать высокую соревновательную скорость, повышающуюся при выполнении скоростно-силовых действий.

В итоге, рассмотрев определения понятий скоростно-силовой выносливости, предлагаемые разными авторами, а также рассмотрев скоростную и силовую выносливость как самостоятельные физические качества, можно сделать вывод, что скоростно-силовая выносливость является специальной выносливостью определяющей способность спортсмена выполнять активную силовую работу с высокой скоростью.

Применительно к лыжникам-спринтерам, скоростно-силовая выносливость является специальной выносливостью определяющей способность лыжника выполнять активную силовую работу с высокой скоростью в передвижении на лыжах по пересеченной местности на всех этапах соревнований по лыжному спринту.

Физиологическая характеристика выносливости.

В спортивной физиологии выносливость определяют, как способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно или исключительно аэробного характера. Применительно к лыжному спринту, мышечная работа выполняется гонщиками преимущественно засчет анаэробного энергообеспечения.

Выносливость также можно определить, как способность противостоять утомлению. Утомлением называется вызванное нагрузкой временное снижение работоспособности. Оно выражается в повышении трудности или невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью. Но несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий. Описанное состояние называется фазой компенсированного утомления. А фаза декомпенсированного утомления означает снижение интенсивности работы несмотря на возросшие волевые усилия.

Выносливость, как физическое качество спортсмена зависит от целого комплекса взаимосвязанных факторов, важнейшими из которых являются следующие: деятельность центральной нервной системы; аэробная и анаэробная производительность организма; уровень развития двигательных способностей спортсмена и его здоровье; волевые качества.

Деятельность центральной нервной системы, в частности, такое ее свойство, как уравновешенность процессов возбуждения и торможения. ЦНС обеспечивает согласованное функционирование вегетативной и мышечной систем, а также регулирует поступление кислорода к мышцам и удаление из организма углекислого газа, участвует в деятельности механизма энергообеспечения выполняемой работы.

Аэробная и анаэробная производительность организма. Данный фактор заключается в следующем: источником энергии для мышечной деятельности является расщепление АТФ, при этом содержание АТФ в клетках организма невелико, но оно должно быть постоянным. Поэтому расщепленная при работе АТФ немедленно восстанавливается за счет химических реакций с участием кислорода (аэробные реакции), либо – без кислорода путем расщепления креатинфосфата или гликогена до молочной кислоты (анаэробные реакции).Следовательно, спортсмены должны обладать большими аэробными возможностями: 1) высокой максимальной скоростью потребления кислорода, т. е. большой аэробной "мощностью", и 2) способностью длительно поддерживать высокую скорость потребления кислорода (большой аэробной "емкостью"). Обобщенным показателем аэробных возможностей организма считается МПК, достигающего у высококвалифицированных спортсменов 5-6 л/мин. Анаэробная производительность организма определяется по величине максимального кислородного долга: чем больше кислородный долг, тем выше анаэробная производительность организма.

Роль волевых качеств в развитии выносливости очень значительна, т.к. необходимо систематически работать при высокой степени развития физического утомления.

Таким образом, скоростно-силовая выносливость является сочетанием скоростной и силовой выносливости, проявление которой зависит от уровня развития силы, быстроты, от деятельности центральной нервной системы, а также от аэробной и анаэробной производительности организма.


Мартыненко Борис Александрович,

учитель физической культуры

МКОУ лицей №4, Россошь

Развитие выносливости на уроках лыжной подготовки

Физическое воспитание подрастающего поколения в нашей стране является предметом постоянной заботы государства.

Основная задача физической культуры в школе – укрепление здоровья школьников. Значительная часть урока физкультуры отводится развитию выносливости.
Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека. Развивая это качество, мы можем достигнуть успехов практически в любой деятельности.

Понятие выносливости в физиологии связано с понятием утомления и говорит о свойствах организма сохранять в течение определенного времени свою работоспособность, преодолевая наступление утомления.

Огромное значение для развития выносливости у школьников имеют уроки лыжной подготовки. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Первый профессор медицины Московского университета С. Г. Зыбелин, ученик М. В. Ломоносова, в своих работах писал, что: "Воздух не только жизнь хранит, но и здравие наблюдает." В этих словах раскрыто важнейшее значение воздуха для укрепления здоровья человека. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.

В спортивной практике различают несколько видов выносливости: общую, скоростную, силовую и специальную.

Особенно важным является развитие скоростной выносливости, которая непосредственно играет значительную роль в упражнениях циклического характера. Чем наиболее лучше развита скоростная выносливость, тем значительно позже во время передвижения на дистанции начинают проявляться признаки утомления и как результат этого снижение скорости.

Скоростная выносливостьопределяется способностью совершать упражнения заданного характера и высокой интенсивности на определенной дистанции. Границы интенсивности меняются в зависимости от длины дистанции. При систематической тренировке уровень развития скоростной выносливости повышается, однако значительно медленнее, чем уровень развития общей выносливости. Скоростная выносливость совершенствуется при нагрузках около 60-80% максимальной мощности (т.е. при нагрузках умеренной и большой мощности).

Силовая выносливость (или выносливость при силовой работе) характеризуется способностью человека выполнять упражнение, связанное с определенными физическими усилиями, длительное время.

Организм человека стремится приспособиться к специфическим нагрузкам, предъявляемым к нему, поэтому в развитии специальной выносливости следует учитывать характер рельефа дистанции, на которой предстоят наиболее ответственные соревнования.Для успешного развития специальной выносливости необходима высокая тренированность нервной системы и быстрая реакция различных систем, способность противостоять воздействию факторов внешней среды (мороза, ветра, различного состояния снега и т.п. Необходимо учитывать и скорость, с которой ученик должен передвигаться по дистанции.

Наиболее эффективными средствами, укрепляющими сердечную мышцу и развивающими дыхательную функцию, являются длительный бег, или ходьба на лыжах с интенсивностью до 70% от максимальной, или интервальная тренировка по принципу непрерывности (которая также предполагает незначительную интенсивность прохождения определенных отрезков дистанции).

Длительный бег и ходьба на лыжах в умеренном темпе должны иметь место и применяться целенаправленно в подготовке юных лыжников. Это фон, на который постепенно накладывается работа повышенной интенсивности. Повышение интенсивности упражнений необходимо проводить постепенно.

Таким образом, необходимо развивать различные виды выносливости.

Опыт показывает, что целесообразно переходить от одного этапа развития выносливости к другому:

а) развитие общей выносливости средствами ОФП (игры, эстафеты, различные виды спорта);

б) развитие общей выносливости длительными упражнениями;

в) совершенствование мышечной выносливости;

г) постепенное повышение скорости передвижения по дистанции;

д) усложнение рельефа дистанции;

е) совершенствование выносливости на фоне утомления, предварительно создаваемого соответствующими упражнениями.

Литература

1. Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999.- 208 с.

2. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000.- 368 с.

3. Дубровский В.И. Спортивная физиология: Учебник для сред и высш. учеб. заведений по физической культуре.- М.: ВЛАДОС, 2005.- 462 с.

4. Настольная книга учителя физической культуры/ Под. общ. ред. Л.Б. Кофмана.- М., 1998

5. Сирис П.З. Профессионально производственная направленность физического воспитания школьников: 10-11 кл.: Учеб. – метод. пособие. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003

6. Фиснеков Б.И. Физическая культура в школе// Педагогика, 2003

Предлагаем вниманию читателей "Лыжного спорта" статью Александра Антоновича Фунтикова, детского тренера по лыжным гонкам и биатлону ЦСО Саяно-Шушенской ГЭС, посвященную развитию основных качеств лыжника-гонщика: силы и выносливости. Методика тренировок Александра Антоновича довольно существенно отличается от общепринятой, а статья написана вполне доступным языком. Таким образом, она может заинтересовать как специалистов, так и любителей.

Почему был написан этот материал?

Мой опыт передачи 15-16-летних спортсменов в вышестоящие центры лыжной и биатлонной подготовки говорит о том, что часто они там теряют свои лучшие качества. В частности – хорошую силовую подготовку, которой мы уделяем отдельное акцентированное внимание в своей детской команде. Если в первую зиму после их передачи туда, это не так заметно, то уже на следующую они становятся плавными и тягучими сверх меры, а результаты перестают расти. Я, конечно, разговариваю с теми тренерами, говорю подробно о сбалансированности работы с еще молодыми спортсменами. Они, в принципе, соглашаются со мной, но, полагаю – постепенно забывают мои осторожные деликатные советы и просьбы, назовем их так…

Тогда я решил написать об этом и уже в таком виде предложить им. Не хочется терять талантливых подростков на этой переправе.

Постепенно материал вырос в некоторое подобие статьи. Я давал его почитать некоторым большим специалистам вплоть до настоящих и бывших тренеров сборной страны, находящихся на сборах в общеизвестном лыжном центре п.Вершина Теи в Хакасии. Их положительное мнение по моей методике сподвигло меня опубликовать данный материал.

Вопрос спорный, тем не менее – а вдруг.

Сразу о главном. Во многих видах спорта спортсмену ну очень нужны два физических качества – ВЫНОСЛИВОСТЬ и СИЛА…

Я попробую порассуждать, делясь своими экспериментами на эту тему просто, без залезания в дебри и не щеголяя заумными терминами.

Как нам известно из спортивной физиологии, сила и выносливость – это два КАЧЕСТВА-АНТОГОНИСТА. Развивая одно – убиваешь другое. Так вот эта тема их сосуществования каким-то непонятным образом очень интересовала меня в мои студенческие годы, и я копал ее как мог. Скорее всего – на уровне интуиции. Потом уже на основе образования и тренерского опыта я чувствовал и чувствую, что здесь многое зарыто.

На практике в тренерской работе я в полной мере как мог – тоже экспериментировал по части совместимости выносливости и силы (речь, естественно, идет о ДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЕ, т.е. силе в движении. Сила же, как известно – одно из главных составляющих скорости). Двадцать лет в футболе с детскими и взрослыми командами, а теперь вот полтора десятка лет – с юными биатлонистами.

Знаете, как у нас бывает зачастую? Дядя Петя тренировал в шестидесятые годы лыжника-мальчика Вову. Потом тот отбегал свое и стал тренировать по той же методе в восьмидесятые другого мальчика Колю; он по той же методе тренирует следующих…

Я пришел в лыжные гонки и биатлон из другого вида спорта, меня никто не тренировал. Может у меня есть какой-то свежий взгляд на то, как не загонять перспективных юнцов, планируя им тысячи и тысячи километров объемов.

Ведь как у нас тоже зачастую бывает. Тренируется юноша Вася, за год он сделал объемов 5 тысяч км. Но не бежит, как хочется… Ага, давайте ему сделаем на следующий сезон 6 тысяч км… Не бежит… Тогда 7…8… 9… Не бежит.

Так загнали еще одного может быть талантливого человека.

Это я про перекос в сторону объемов, в сторону выносливости. В сторону выполнения плана по километрам (потом ведь тренерам легко отчитаться – вон как, мол, пашем, работаем!).

Теперь я сразу скажу главное – надо бы несколько поменьше той самой выносливостью заниматься, а несколько побольше – силовой подготовкой. Еще одно главное – надо все это ЯРКО ВЫРАЖЕННО ЧЕРЕДОВАТЬ.

Два года назад мой мальчик 14 лет Подзоров Антон выиграл первенство Красноярского края (соревнования на призы А.Сидько, где был весь абсолютно Край с его мощной системой лыжных ДЮСШ). На дистанции 3 км он привез второму призеру где-то 25 секунд. Это было в Дивногорске в марте 2013 года, кто сомневается. Так вот, он в том сезоне за весь год имел всего объем где-то 1000 км . А его основные конкуренты – от 2-3 тысяч км и выше, а также сборы и т.п.

Мы живем в Хакасии, в таежном поселке (это где Саяно-Шушенская ГЭС, поселок Черемушки), варимся в собственном соку, секция живет небогато; лыжи и смазки похуже, чем у ее соперников. Роллеров не было ни одной пары. Сборы вообще и сборы на раннем снегу в горах не проводим никогда, пусть дети не пропускают школу.

Моя ученица битлонистка мастер спорта Любовь Филимонова (кстати, участница ОИ в Ванкувере в 2010 году в составе команды Казахстана, куда сумела отобраться из Красноярской академии биатлона, ей было тогда 21 год) имела в 15-летнем возрасте похожие сравнимые результаты со своими соперницами в Красноярском крае по объемам (примерно в три раза меньше). Лучшее ее место было четвертое среди девушек с проигрышем в 10 секунд победителю; опять же наши лыжи и смазки не фонтан.

Эти два примера привел, чтобы просто сравнить объемы.

Другие примеры других моих учеников приводить не стану, чтобы не утомлять.

Что еще дает нам вот это отсутствие погони за объемами. Что такое тысячи и тысячи км для детского и юношеского организма. Это, в первую очередь – большое увеличение объема сердца.

А вправе ли мы слишком много залезать в этот самый растущий организм и чересчур грубовато вмешиваться в естественное развитие юного человека?.. Вот подумайте об этом на досуге…

Считаю, что я как тренер «понежнее» обращаюсь с молодыми организмами.

Полагаю, что я передаю ребят в вышестоящие спортивные центры невыжатыми к 15-16 годам.

В том числе и невыжатыми психологически, так как нет постоянной однообразной нудной погони за этими сотнями, тысячами километров, от которых многие подростки уже устали, и им хочется бросить спорт.

Итак, о том самом ЧЕРЕДОВАНИИ ЦИКЛОВ на СИЛУ и ВЫНОСЛИВОСТЬ.

Это главные слова в данной статье.

Как у нас, у большинства тренеров, ведется зачастую та же силовая подготовка? В ходе тех же длительных тренировок на выносливость. Т.е. часть тренировки спортсмен развивает силу, обычно это первая часть тренировки, потом мотает километры. Вот это-то в корне и неверно. Потому что физиологически и во время тренировки, и в ходе восстановления после нее сшибаются разные противоположные процессы из области физиологии по части восстановления и суперкомпенсации в организме. В итоге из этих комплексных тренировок получается непонятно какая реакция и польза с низким КПД и для силы и для выносливости…

Что делать?

НАДО ЧЕТКО РАЗДЕЛЯТЬ силовые циклы и циклы на выносливость. К примеру, мы делаем так.

Вот цикл на выносливость с общеизвестной работой, не буду повторять прописные истины. Он идет у нас 20-25 тренировок. В это время – никаких силовых упражнений.

Затем мы начинаем силовой цикл, те же 20-25 тренировок. И тоже – никаких упражнений на выносливость. Тренировки вообще до смешного короткие и как бы легкие и несерьезные. К примеру, зимой. Размялись, поработали над техникой. Потом – основная силовая часть. Первый подъем в горку во всю мощь на 100%, по длительности – 20 секунд. Спуск, стоим, разговариваем минут 3-4-5, пока организм спортсмена полностью не отдохнет, пока вновь не станут свежими мышцы. Кто помнит из программы институтов – силовые упражнения надо делать на свежих мышцах. Итак, после первой попытки мышцы получили питание и кислород в полном объеме, отдохнули... Делаем подобную вторую попытку, такой же отдых и т.д. Сделал примерно 6-7 таких 20-секундных рывков (повторяю – во всю стопроцентную мощь) и вот все, основная работа на тренировке сделана.

Почему я говорю про 20 секунд. За них даже при очень мощной работе не появляются шлаки, они при силовой работе совсем ни к чему.

Крутизну горок для подъемов меняем; также делаем иногда отдельно подъемы на одних ногах или руках отдельно. Но всегда действует правило 20 секунд.

И никаких длительных катаний в это время.

Спортсменам, которые на сборах – можно делать две таких тренировки, утром и вечером, но количество подъемов на каждой тренировки я бы уменьшил до 5 (5 утром + 5 вечером).

Почему в цикле у нас 20-25 тренировок? За это количество тренировок противоположное качество (то, которое мы не развиваем в цикле) конечно, упадет, но не очень (помните принцип физических качеств-антогонистов – развивая одно, убиваешь другое). Вот если бы мы за каждый цикл проводили 40-50 тренировок, то в этом случае уже бы многовато « убивали» противоположное качество.

Так у нас круглый год и идет такое ЧЕРЕДОВАНИЕ циклов на силу и выносливость. Хотя примерно соотношение все же в сторону выносливости: 60% на 40%.

Естественно, что количественные и качественные показатели работы должны нарастать от цикла к циклу. К примеру – увеличиваться длина тех самых отрезков при 100% работе за 20 секунд.

Мы как бы постепенно поднимаемся по ступенькам лестницы вверх. Одна ступенька – выносливость, следующая – сила и т.д. Все выше и выше.

Мои ученики лучше других в гонках работают в гору. За счет силы, прежде всего. Ну и на финише, если надо.

Вышесказанное ЧЕРЕДОВАНИЕ также позволит спортсменам сохранить СВЕЖЕСТЬ в течение сезона. Еще приходят на ум такие слова – энергосберегающяя технология.

Ну вот, главное я сказал.

Теперь еще о подводке к соревнованиям. Перед главными стартами мы бросаем за 10-15 дней все наши циклы и занимаемся, как и полагается, скоростной выносливостью. Интервальные тренировки проводим как в их классическом варианте, так и, опять же по своей частично силовой методе, назовем ее так.

Опять, допустим, та же горка. Подъем на 90% от мощности, до разгона пульса в 180 – 190 – 200 ударов; спуск, подъезд к началу горки… Пульс упал до 160 ударов, снова в подъем и т.д. Таких подъемов где-то 15-20, следим за пульсом. Этот метод интервальных тренировок в горку я, скорее всего, назвал бы не развитием скоростной выносливости, а развитием скоростно-силовой выносливости… На скорость тоже гоняем как и все, конечно.

Еще коротенькое рассуждение. Во многом тренеры лудят и лудят ту самую выносливость ради ее прироста в 1, 2 или 3 процента. Спортсмен ну уже уперся в потолок этой своей выносливости… А может бросить к чертовой матери эти 3 процента, да побольше вдарить по силовой работе? Тут можно и на 30% прироста силы наработать… Подумайте.

Еще: к 16-17 годам в лыжных и биатлонных центрах остаются юноши и девушки с изначально высокими генетическими способностями по части выносливости, развивайте ее, конечно, но не переусердствуйте. Они и так выносливые. А вот силой их природа обделила, потому, что она, эта природа-мать – дает человеку что-то одно (или силу или выносливость, это тоже в институтах проходят). Тем более – у них сейчас сенсетивный период для прироста силы (наиболее благоприятный, гормоны прут, надо этот момент не пропустить, особенно юношей касается).

Еще некоторые нюансы. Мы достаточно много тренируемся в бассейне (с лучшими учениками). Делаем те же циклы как на выносливость, так и на силу.

На выносливость: побегали или на велосипедах проехали. Это для всего организма и для ног. Сколько – ну минут 30. Потом идем плавать. Обычная норма для 13-16 лет где-то 1,5 км . Это тоже для всего организма и для плеч и рук! Про физиологию плавания, жизненную емкость легких, разгрузку и в то же время укрепление позвоночника должен догадываться любой нормальный тренер. Только ребят вначале надо научить более-менее правильно плавать, выдох в воду делать. Да, основной метод плавания – конечно кроль, мышцы работают практически те же, что и при толчках палочками.

Силовая подготовка с использованием плавания: сначала прокачали на улице ноги (бег в горку, скачки, прыжки и т.п. все повторным методом 6-7 попыток по те же 20 секунд с хорошим отдыхом до 5 минут между попытками). В бассейне для рук 6-7 повторов опять по 20 секунд опять с отдыхом до 5 минут. За 20 секунд спортсмен проплывает как раз 25-метровый бассейн. Стиль – кроль, кто покрепче – может и баттерфляем, нужные для лыж мышцы упираются и в том и в другом случае.

В дебри более мелких деталей в своей работе я не полезу.

Конечно, можно было привести тысячу примеров и рассказать про загубленные таланты, какими подростки отдавались в лыжные центры и какими через пару лет становились и даже списывались, про странные методики и упражнения там с точки зрения физиологии, про чрезмерно растянутые неупругие сердца, про проведение детских соревнований на тяжеленных трассах с километровыми подъемами и т.п. Можно было нарисовать диаграммы о том самом ЧЕРЕДОВАНИИ - какова там динамика приростов и микропадений силы и выносливости…

У нас много и других тренировочных фишек, например – силовая работа в тренажерном зале, она у нас тоже своеобразная. Все мои девчушки (а их большинство в моих группах) самозабвенно играют на тренировках в футбол, это гораздо интереснее, чем бегать кроссы, да и координация, чувство равновесия тут развиваются будь здоров (важно только преодолеть у них « первоначальное футбольное неумение»). Велотренировки, для чего пришлось построить специальную 8-километровую велотрассу на месте бывшей железной дороги – чтобы не ездить по автодорогам.

Написал только самое главное.

Здесь речь шла о работе с хорошими подростками, скажем так.

Но, полагаю – ЭТО ВСЕ ТВОРЧЕСКИ можно использовать и в подготовке юношей, юниоров, взрослых. Надо пробовать создавать экспериментальные группы, благо в разных там центрах разновозрастного народа полно. Можно так попробовать поработать с людьми, у которых годами стоят все показатели и результаты.

У меня, это объяснимо – конечно маловата выборка статистического материала.

Вышесказанное касается не только биатлона и лыжных гонок; а и плавания, велоспорта, легкой атлетики, конькобежного спорта, спортивных игр, единоборств…

Там, где одновременно нужны эти самые физические зловредные качества-антогонисты: выносливость и сила.

Фунтиков Александр Антонович, детский тренер по лыжным гонкам и биатлону ЦСО Саяно-Шушенской ГЭС, в 1989 г . закончил ГЦОЛИФК, стаж тренерской работы 35 лет; Республика Хакасия, г.Саяногорск, п.Черемушки. т.8 913 540 1164

– силовая выносливость;

– скоростно-силовая выносливость.

Скоростная выносливость характеризуется взаимосвязью скорости и выносливости и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по равнинной местности.

Силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и выносливости в основных упражнениях и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по сильнопересеченной местности.

Скоростно-силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и скорости с выносливостью и проявляется в высоких результатах в беге и в передвижении на лыжах по различному рельефу. Можно еще говорить о нервной выносливости – способности длительное время выдерживать большое нервное напряжение. Все эти разновидности выносливости неотделимы друг от друга и определяют одна другую. Базой основной для всех видов выносливости служит общая выносливость. Выносливость – комплексное качество, большинство составляющих её компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах (Рис.1). При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника и т.д.) . Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие её специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.

Для лыжных гонок ведущими компонентами будут являться, прежде всего: возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества. Практический опыт и научные исследования дают возможность представить возрастную динамику развития выносливости.


Выносливость
Энергетические возможности Экономизация Резистентность организма Абсолютные силовые и скоростные показатели Личностные психические качества

Рис.1 Структура многокомпонентного качества выносливости (специальной).


Исследования многих учёных показывают, что детский и юношеский организмы обладают меньшей работоспособностью, чем взрослый. По-видимому, это происходит в результате незаконченного возрастного развития, так как функциональные возможности органов и систем и координация их деятельности не достигла расцвета. Условия для максимального развития выносливости, создаются только в зрелом возрасте, когда закончено возрастное формирование организма. В детском, подростковом и юношеском возрасте организм ещё недостаточно приспособлен для выполнения длительной работы, особенно если она производится с повышенной интенсивностью. Это связано с недостаточным развитием сердца и дыхательного аппарата, с тем, что такая работа является значительным бременем для энергетических ресурсов организма, которые в этот период обеспечивают процессы роста. Состояние нервной системы этих возрастов, её возбуждаемость и неустойчивость также ограничивают способности организма к длительным напряжениям. Всё это не исключает возможности и необходимости развития выносливости путём правильного подбора средств и методов. Серьёзная специальная работа по развитию выносливости должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но и подростковом периоде, как и в юношеском можно начинать эту работу, но её объем в общем объеме применяемых средств невелик.

Проанализируем особенности развития общей и специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет.

13-14 лет – это период среднего школьного возраста. Это период предполового и полового созревания, так называемый переходный возраст. Он продолжается 2-3 года, у мальчиков в пределах от 13-14 лет до 18 лет, у девочек от 12-13 лет до 16 лет. Различные годы полового созревания в ряде случаев стирают грани между средним и старшим школьным возрастом. Биологические изменения у одних в 13-14 лет могут быть такие, как у некоторых в 16-17 лет. В это время происходит развитие эндокринной системы, оказывающей влияние на функции головного мозга. Гипофиз действует стимулирующим образом на половые железы. В нервной системе происходят сдвиги, характеризующие всё большее совершенствование протекания основных нервных процессов. Усиливается внутреннее торможение, но возбуждение продолжает оставаться доминирующим. Происходит развитие и усложнение второй сигнальной системы. Проявляется стремление к сложным видам труда. И к занятиям спортом. С началом периода полового созревания наряду с общим развитием наступают изменения и в сердечно-сосудистой системе. Повышенная двигательная деятельность вызывает усиленное развитие сердца, которое начинается в 12-14 лет, а к 15 годам оно увеличивается почти в 15 раз по сравнению с новорожденным. Энергия развития в этом периоде подвержена индивидуальным колебаниям. Этот период у девочек начинается и оканчивается раньше, чем у мальчиков. Толщина стенок левого, а не правого желудочков значительно толще у взрослых. Если у новорожденных толщина стенок желудочков будет 1:1, то при половом созревании – 1:1,5, в зрелом возрасте – 1:2,5.

У детей просвет лёгочной артерии равен просвету аорты, а после полового созревания аорта становится шире лёгочной артерии. Поперечник сердца увеличивается, достигая в среднем 8,5 – 9,5 см. (от 7,5 до 12 см.). В период полового созревания темп роста сердца превышает темп роста кровеносных сосудов. АД повышается в результате сопротивления относительно узких сосудов. В 13 лет максимальное равно в среднем 103 мм и минимальное – 62 мм, а в 15 лет 110 мм и 70 мм. Пульс становится реже. В 13 лет в среднем 80 ударов, а в 15 лет – 74 удара в минуту. Ритм устанавливается. В это время усиленно развиваются эластические и мышечные волокна в сосудах, что с анатомо-физиологической точки зрения нужно рассматривать как компенсаторное явление. Продолжает оставаться лёгкая возбудимость сердца из-за преобладания симпатических влияний над парасимпатическими.

Довольно часто встречаются у мальчиков и девочек сердцебиения, дыхательные аритмии, экстрасистолии, функциональные систолические шумы. Обычно с периодом полового созревания все эти явления исчезают. Дышат дети реже, в среднем 19-20 раз в минуту. Жизненная ёмкость лёгких нарастает с 1900 см 3 в 13 лет до 2700 см 3 в 15 лет. В 12-14 летнем возрасте на 1 см роста приходится 13-15 см 3 жизненной ёмкости лёгких.

Состав крови подростков мало отличается от взрослых. У подростков меньше гемоглобина (73-84%), больше лейкоцитов – (8000-9000, у взрослых людей 6000-9000) и лимфоцитов (23-30%, вместо 21-25%) при меньшем проценте нейтрофилов. Физическое развитие в период полового созревания изменяется значительно. Усиленный рост в длину происходит в 13-14 лет. Годичные прибавки роста достигают 8 см. в отдельных случаях – 18-20 см. Вес так не увеличивается, при чём до 14-15 лет на 1-2 кг, а затем до 18 лет годичные прибавки бывают 8 и более кг. Грудная клетка увеличивается в переднезаднем и боковом размерах, но сравнительно с ростом в длину – отстаёт. В 13-14 лет девочки в физическом развитии превосходят мальчиков. В 15-16 лет у мальчиков происходит энергичный рост и они догоняют и перегоняют девочек. С 14 лет появляются очаги окостенения, продолжает увеличиваться мускулатура. Подростки могут достигать достаточно высокой тренированности в отдельных видах спорта. Они начинают выступать в соревнованиях. Продолжает оставаться лучшая приспособляемость к скоростным нагрузкам и плохая переносимость длительной, напряжённой работы. Строгое соблюдение постепенности, последовательности и индивидуального подхода должно лежать в основе занятий с подростками. При занятиях с девочками необходимо учитывать особенности биологического характера (менструальные циклы).

Методика развития выносливости гонщика - лыжника в тренировочный период
Введение 3
1. Выносливость как физическое качество спортсмена 5
1.1 Понятие выносливости в теории физической культуры и спорта 5
1.2 Методы развития выносливости 11
2. Методика развития выносливости лыжника-гонщика 15
2.1 Этапы тренировочного процесса лыжников-гонщиков 15
2.2 Контроль развития выносливости спортсменов 22
Заключение 24
Список литературы 25
Введение
В настоящее время тренировочный процесс и соревновательная деятельность спортсменов, в том числе и лыжников-гонщиков, характеризуется возрастанием физических и нервных нагрузок. Это обусловливает высокую степень эмоционального и психического напряжения, которые в большинстве случаев негативно влияют на эффективность тренировочного процесса и соревновательную результативность.
В виду этого подготовленность спортсменов как к освоению больших объемов тренировочных нагрузок, так и, особенно, к напряженной соревновательной деятельности, приобретает важнейшее значение. Важное значение приобретают вопросы развития такого физического качества спортсмена, как выносливость.
В лыжном спорте, связанном с продолжительной циклической работой, решающее значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной выносливости, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общей и специальной подготовок спортсменов-лыжников.
Поэтому проблема развития выносливости лыжников-гонщиков в тренировочный период, поиск методов и средств развития общей и специальной выносливости актуальна и требует изучения.
Цель исследования - изучить методику развития выносливости лыжников-гонщиков в тренировочный период.
Объект исследования - процесс физической подготовки лыжников-гонщиков.
Предмет исследования - комплекс средств и методов, используемых в процессе развития выносливости лыжников-гонщиков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «выносливость», виды выносливости и их физиологическую основу.
2. Изучить методы развития общей и специальной выносливости спортсменов.
3. Проанализировать особенности развития выносливости лыжников-гонщиков в тренировочный период.
1. Выносливость как физическое качество спортсмена
1.1 Понятие выносливости в теории физической культуры и спорта
В теории и методике физической культуры выносливость определяют, как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому выносливость появляется в двух основных формах:
1) В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.
2) В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления .
Проявления выносливости специфичны. Для практической подготовки в ажно уяснить задачи, последовательно решая которые можно развивать и поддерживать свою профессиональную работоспособность. Эти задачи заключаются в целенаправленном воздействии средствами физической тренировки на всю совокупность факторов, обеспечивающих необходимый уровень развития выносливости, имеющей специфические особенности в каждом виде профессиональной деятельности. Эти задачи решаются в процессе общефизической и специальной подготовки. Поэтому различают общую и специальную выносливость.
Специалистами выделяется достаточно широкий возрастной диапазон с наиболее благоприятными предпосылками для воспитания выносливости. Так, по данным А.П. Лаптева и А.А. Сучилина (1983), сенситивным для выносливости следует считать возраст 12-15 лет, что совпадает с мнением Ю.М. Арестова (1978). В других случаях выделяется возраст 10-16, 16-17 и 17-18 лет. Именно на этот возраст приходится 36 % от всего прироста уровня общей и специальной выносливости за период подготовки в ДЮСШ .
Таким образом, выносливость спортсмена - способность к длительной двигательной деятельности относительно высокой интенсивности. Степень выносливости определяют несколько факторов: функциональное развитие отдельных частей организма, координационные способности мышц, психическое состояние игрока, оптимальность задействования всех органов.
Общая выносливость - способность длительного выполнения работы умеренной интенсивности с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма с использованием всего мышечного аппарата. Данный режим работы обеспечивается преимущественно способностями выполнять упражнения в зоне умеренных нагрузок преимущественно зависит от функциональных возможностей вегетативных систем организма, в особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Иначе говоря, физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека.
Общая выносливость, складывается как итоговый результат развития конкретных типов специальной выносливости и определяется функциональными возможностями вегетативных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.), поэтому ее еще называют общей аэробной. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и в свою очередь служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Специальная выносливость означает продолжительность работы, которая определяется зависимостью характера утомления от содержания решения двигательной задачи. Специальная выносливость классифицируется :
1. по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
2. по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость).
Специальная выносливость - не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, ходьба на лыжах, плавание и другие циклические виды спорта) или определенного времени (футбол, теннис, водное поло, бокс и др.).
Помимо общей и специальной выносливости, выделяют следующие виды: скоростная, силовая, локальная, региональная и глобальная, статическая и динамическая, сердечно-сосудистая и мышечная, а также эмоциональная, игровая, дистанционная, координационная, прыжковая и т.д.
Скоростной называют выносливость, проявляемую в двигательной деятельности, когда от человека требуется удержать максимальную или субмаксимальную интенсивность работы (скорость или темп движений либо такое соотношение скоростей, - например, на первой и второй половине дистанции, - при котором дистанция преодолевается в полную силу).
Силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению мышечной работе, требующей значительных силовых напряжений.
Под координационной выносливостью понимают способность противостоять утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям человека. Проявляется при неоднократном выполнении координационно-сложных технико-тактических действий в спортивных играх или единоборствах, в процессе длительного выполнения гимнастических упражнений, требующих высокого уровня координационных возможностей, и т.д.
Различные виды и типы выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной. Высокая выносливость, скажем, в плавании не гарантирует таковую в гимнастике и т.д. Другое дело - аэробные возможности организма, которые мало специфичны и от внешней формы движения не зависят явно. Уровень аэробных возможностей, допустим, в беге, скажется на выполнении других движений - в ходьбе, гребле, передвижении на лыжах или коньках.
Выносливость обеспечивается повышенными функциональными возможностями организма. Она обуславливается многими факторами, но прежде всего - деятельностью коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние ЦНС и работоспособность всех других органов систем, в том числе энергетической. ЦНС, ее высшие нервные центры определяют работоспособность мышц, слаженность функций всех органов и систем, выполнение движений и действий спортсмена. ЦНС в этом отношении обладает очень большими возможностями. В процессе тренировки на выносливость совершенствуется вся система нервных процессов, необходимая для выполнения требуемой работы, для улучшения координации функции органов и систем, для экономизации их деятельности. Наряду с этим нервные клетки головного мозга повышают свою способность работать дольше, не снижая интенсивности; они сами как бы становятся выносливее.
В соответствии с концепцией функция строит орган при выполнении упражнений, требующих разной выносливости, возникают отличия и в системе нервных процессов, и в их совершенствовании. Иными словами, ЦНС приспосабливает свои функции к требованиям различной выносливости. При прочих равных условиях выносливость в наибольшей мере проявит спортсмен, имеющий лучшую подготовленность соответствующих органов и функций. В конечном счете, даже при самом высоком уровне всех факторов, определяющих выносливость, утомление возникает, прежде всего, в ЦНС (И.М. Сеченов, И.П. Павлов). Не случайно говорят, что борьба с утомлением - это прежде всего борьба высших нервных центров за сохранение работоспособности самих нервных центров.
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Различают две группы тестов для измерения выносливости: неспецифические и специфические.
Согласно рекомендациям Международного комитета по стандартизации, к неспецифическим тестам определения выносливости относят: как эргометрические измерения (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и измерение физиологических показателей (потребление кислорода - МПК, ЧСС, порог анаэробного обмена и т.п.).
Единого универсального метода и критерия оценки выносливости не существует. Для получения полной картины определения выносливости следует использовать разнородные тесты. К тому же есть своя специфика измерения специальной выносливости, проявляемой в спортивных играх, единоборствах, гимнастике и других видах спорта
Качественные особенности и уровень развития выносливости, ее различные виды, типы и показатели определяются многими факторами:
1. биоэнергетическими;
2. функциональной и биохимической экономизации;
3. функциональной устойчивости;
4. личностно психические .
Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КрФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме.
Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. С точки зрения биомеханики экономичность выполнения работы зависит от уровня владения техникой (например, бега на лыжах, плавания), а также выбора рациональной тактики преодоления дистанции.
Физиолого-биохимические, или функциональные, факторы определяются тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты. Установлено, что чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы. Показатели экономичности деятельности выступают в качестве важнейших критериев выносливости человека. Многие из них широко используют в спортивной практике.
Факторы функциональной устойчивости служит базой для развития специальных видов выносливости.
Лыжный спорт относится к циклическим видам спорта и поэтому основной акцент в нем делается на развитие выносливости. Это физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством лыжников-гонщиков. Все остальные качества - быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация - следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основными .
Выносливость - комплексное качество, большинство составляющих её компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника и т.д.).
Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие её специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности. Для лыжных гонок ведущими компонентами будут являться, прежде всего, возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества.
1.2 Методы развития выносливости
Развитие специальных физических качеств у лыжников-гонщиков достигается путём применения определённых методов тренировки: равномерного переменного, повторного, интервального, участия в контрольных и официальных соревнованиях .
Равномерный (или дистанционный) метод характеризуется выполнением работы при частоте сердечных сокращений в пределах 150±10 уд/мин. Повышение частоты пульса до 160 уд/мин допускается только на выходах из подъёмов. На спусках сердцебиение уменьшается до 120-130 уд/мин. Продолжительность работы возрастает от 30-40 минут в мае до 1,5-2 часов в августе - сентябре.
Этот метод тренировки заключается в том, что выполняются передвижения без изменения интенсивности. Поскольку в условиях пересечённой местности нагрузка редко бывает одинаковой, то под равномерностью понимаем одинаковую интенсивность на протяжении всего времени занятия.
Переменный метод. Выполнение циклической нагрузки происходит при частоте пульса 160±10 уд/мин с небольшими интервалами отдыха. Так, например, после 12-15 - минутного бега на 2-3 мин понизить скорость и выполнить работу в режиме равномерного метода - 150±10 уд/мин. При переменном методе количество работы с предельно допустимой частотой сердечных сокращений (170 уд/мин) не должно быть больше 15% и с минимальным пульсом (150 уд/мин) - не больше 20% общего объема нагрузки.
Этот метод тренировки заключается в изменении интенсивности на отдельных отрезках дистанции в пределах от 50 до 100% от соревновательной скорости. снижение и повышение интенсивности на дистанции происходит постепенно и не имеет строгого регламента. Цель этого метода - научить лыжника проходить всю дистанцию на соревновательной скорости.
Повторный метод тренировки заключается в многократном прохождении отрезков дистанции с предельной или превышающей соревновательную скорость, с интервалами отдыха, достаточными для относительного восстановления.
Интервальный метод характеризуется выполнением непрерывной работы с четко выраженными интервалами отдыха, при частоте пульса 170±10 уд/мин. Также как и в предыдущих методах, продолжительность работы при пульсе 180 уд/мин (главным образом в конце подъёма) не должна превышать 10% общего объема работы и при частоте пульса 140-150 уд/мин - 20% (что регистрируется в конце спуска).
Время работы при пульсе 170±10 уд/мин в первых тренировках - не больше 90 сек, затем каждую неделю повышается на 30 сек. Интервалы отдыха в этом методе выражены более чётко. Снижение частоты пульса до 120-130 уд/мин является сигналом к началу нового повторения.
Темповый метод используется при воспитании специальной выносливости и характеризуется выполнением нагрузки с соревновательной скоростью при частоте сердечных сокращений 180±10 уд/мин. Продолжительность работы - от 60 сек до 15-20 мин. К темповому методу лыжники прибегают в конце августа - начале сентября.
Контрольный методе тренировки заключается в заранее намеченном испытании с целью определения уровня подготовленности спортсменов. Данный метод применяется периодически в течение годичного цикла тренировки (в конце каждого этапа подготовительного периода) проводится контроль за общей физической и специальной физической подготовкой. В конце подготовительного периода контрольная тренировка служит для отбора лыжников в соответствующие команды. Контрольные тренировки позволяют более оперативно управлять тренировочным процессом.
В теории лыжного спорта до сих пор не выделено отдельных методов воспитания физических качеств, которые не являются ведущими, но влияют на формирование специальной выносливости.
Среди методов воспитания общей физической подготовленности выделяют :
1. круговая тренировка;
2. игровая тренировка;
3. разностороння или общеразвивающая.
Круговая тренировка направлена главным образом на воспитание силы, силовой выносливости, гибкости и т.п. Например, подбираются 8-10 упражнений, воздействующих на многие группы мышц и способствующие развитию различных качеств. Продолжительность выполнения упражнений от 20 сек до 2 мин.
Упражнения подбираются в зависимости от наличия спортивного оборудования, места, где проходит тренировка и индивидуальных особенностей группы. Подобрав упражнения, нужно определить количество повторений каждого из них.
В зависимости от задач занятия круговые тренировки можно планировать как с большой нагрузкой, в высоком темпе и с большим количеством повторений, так и с малой нагрузкой, в оптимальном темпе и с малым количеством повторений.
Игровые тренировки применяются для воспитания двигательной координации. Объём игровых тренировок на том или ином этапе подготовки определяется в основном задачами этапа.
Разносторонняя, или общеразвивающая тренировка направлена на воспитание отдельного качества посредством одного какого-либо упражнения. Выбирая метод дальнейшего развития физических качеств, необходимо учитывать: интенсивность выполнения запланированной нагрузки; продолжительность выполнения физической нагрузки; продолжительность отдыха между нагрузками; характер выполнения упражнений; число повторений упражнений; состояние работоспособности организма перед выполнением тренировочного занятия.
При планировании подготовки лыжников-гонщиков обычно используются все основные методы подготовки, однако их выбор определяется основными задачами занятия (цикла) с учётом возраста и уровня подготовленности лыжников. В подготовке юных лыжников в основном применяются перечисленные общепринятые методы, но в связи с уровнем физической подготовленности и возрастными особенностями на начальных этапах не применяются методы оказывающие «жестокое» воздействие на организм (например, интервальный метод).
Данные методы находят своё применение в системе круглогодичной подготовки спортсменов.
2. Методика развития выносливости лыжника-гонщика
2.1 Этапы тренировочного процесса лыжников-гонщиков
При построении тренировочного процесса необходимо исходить из того, что подготовка лыжников-гонщиков представляет собой непрерывный многолетний процесс, основанный на закономерностях развития организма и особенностях лыжного спорта.
Существуют три основных направления в системе воспитания выносливости:
1) раннее использование средств и методов преимущественного развития общей выносливости с последующим переходом на средства развития специальной выносливости;
2) применение во всё возрастающих объёмах повторных относительно непродолжительных нагрузок повышающейся интенсивности;
3) комплексное, поэтапное развитие качеств путём применения в начале преимущественно скоростных и кратковременных скоростно-силовых упражнений, а затем упражнений, развивающих общую и специальную выносливость .
В связи с сезонностью занятий лыжными гонками периодизация связана с временами года, календарём соревнований. В лыжных гонках принято следующее построение основного варианта периодизации - год составляет один большой цикл и делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.
Подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. Основой успехов в соревнованиях является большой объём нагрузки, приходящийся на развитие физических качеств, повышения функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Всё это выполняется в подготовительный период.
Подготовительный период в тренировке лыжника-гонщика делится на три этапа.
1-й этап - весенне-летний (в соответствии с задачами тренировки его ещё называют общеподготовительным). Его периодизация - май - июль. Важнейшая задача подготовки в это время - постепенное повышение уровня общей физической подготовленности. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а также овладению или совершенствованию элементов техники.
В начале первого этапа подготовительного периода работа в основном нацелена на развитие общей выносливости. Однако, уже в первом мезоцикле годичного цикла широко используются упражнения, направленные на совершенствование отдельных компонентов специальной выносливости и до середины первого этапа они занимают больше 50% от общего объёма работы, которая способствует развитию выносливости .
Общая выносливость в основном воспитывается равномерным методом, специальная - переменным, интервальным и соревновательным методами.
С приближением конца первого этапа подготовительного периода объём работы, направленной на развитие общей выносливости уменьшается, а свободное время заполняется работой, которая способствует развитию других качеств и способностей, усовершенствованию техники, а также составных специальной выносливости.
2-й этап - этап предварительной специальной подготовки - начинается с августа и до начала тренировок на лыжах (до выпадения снега). Основная задача подготовки на этом этапе - создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время.
Общий объём тренировочной нагрузки на этом этапе продолжает постепенно повышаться, растёт и интенсивность выполнения циклических упражнений. Однако увеличение общей интенсивности нагрузки происходит несколько медленнее и чуть отстаёт от кривой роста. Это принципиальная схема изменения объёма и интенсивности, но в отдельные микроциклы объём, а вслед за ним и интенсивность могут значительно повышаться в зависимости от поставленных задач. При изменении состава средств в сторону резкого увеличения объёма специально-подготовительных упражнений, рядом с упражнениями аналитического характера, широко используются средства интегрального действия, что способствует целостному развитию специальной выносливости.
На двух первых этапах подготовительного периода лыжники-гонщики принимают участие в соревнованиях по комплексу контрольных упражнений, для оценки уровня ОФП, а также по специальной подготовленности.
3-й этап - основной специальной подготовки. Многие учёные выделяют его как отдельный период - основной период или даже соревновательный . Этот этап начинается с начала занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до начала основных соревнований. В зависимости от определённых факторов сроки начала зимнего этапа различны.
На этом этапе решаются главные задачи - развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств), а также обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально-волевых качеств.
Подготовка на третьем этапе строится так, чтобы к его окончанию лыжники достигли спортивной формы. Основным средством подготовки является передвижение на лыжах. Лыжники-гонщики на этапе выполняют наибольший объём нагрузки. Пик объёма приходится на первую половину этапа. В это время проводятся длительные тренировки, направленные на развитие общей выносливости: интенсивность нагрузки несколько снижается.
На зимнем этапе подготовительного периода юные лыжники-гонщики выступают в ряде контрольных (или других видах) соревнований. Как правило, специальная подготовка, тем более форсирование достижения высокой работоспособности к этим соревнованиям, не проводится. В них лыжники выступают по ходу планомерной подготовки к соревновательному периоду, то есть никаких изменений в объёме, интенсивности или цикличности нагрузки специально к конкретным соревнованиям этого этапа не вносится.
Таким образом, именно на весеннем и летнем этапах тренировочных занятий с лыжниками-гонщиками основное внимание уделяется развитию общей выносливости и силовых качеств. В этот период значительное место отводится упражнениям, способствующим увеличению жизненной ёмкости лёгких, развитию мышц спины, плечевого пояса, рук, ног. На занятиях чаще всего применяется непрерывный метод тренировки (длительная работа при частоте сердечных сокращений не выше 160-170 уд/мин).
Для развития силы и силовой выносливости на первом этапе подготовительного периода в недельных циклах отводится 1, 2, 4, 5-й дни тренировки. Средствами подготовки в эти дни являются длительные кроссы в условиях пересечённой местности, гребля, велокроссы и другие средства.
Основным средством развития общей выносливости является бег. Темп бега и его продолжительность надо увеличивать постепенно. Если к концу лета подростки без особого напряжения выдерживают полуторачасовой бег по пересечённой местности - значит они хорошо подготовились к зимним занятиям. И ещё надо не забывать об ускорениях, ведь лыжнику надо бегать и долго и быстро. Но увлекаться ускорениями не следует. Прекрасно развивает силовую выносливость гребля, езда на велосипеде и плавание.
Рассмотрим примерный недельный план тренировки юных лыжников-гонщиков 13-14 лет на летнем этапе подготовительного периода.
1-й день. Отдых.
2-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники лыжника, развитие быстроты и выносливости.
Разминка. Бег - 8 мин, общеразвивающие упражнения - 7 мин.
Основная часть. Специальные упражнения для совершенствования техники попеременного двухшажного хода - 10-15 мин, ускорение на отрезках 30-40 м 6 раз, игры «Салки», эстафеты; равномерный бег по пересечённой местности 4-5 км (пульс 130-140 уд/мин).
Заключительная часть. Равномерный бег - 3 мин, упражнения на расслабление - 2 мин.
3-й день. Отдых.
4-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие силы и силовой выносливости.
Разминка - 15 мин.
Основная часть. Специальные упражнения изучение техники шаговой имитации; упражнения на силу и силовую выносливость, прыжки, игры с прыжками - 30 мин; плавание - 30-40 мин..
Заключительная часть. Бег в слабом темпе с переходом на ходьбу - 5 мин, упражнения на расслабление - 3 мин.
5-й день. Отдых.
6-й день. Активный отдых: езда на велосипеде - до 1 часа, обще-развивающие упражнения - 15 мин.
7-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники развитие ловкости, равновесия, общей выносливости.
Разминка - 15 мин.
Основная часть. Изучение техники прыжковой имитации; игры для развития ловкости: «Выбей из круга», «Салки»; равномерная тренировка на лыжероллерах - 6-8 км или бег в чередовании с ходьбой 8км.
Заключительная часть. Бег со снижением скорости - 3 мин, упражнения на расслабление - 3 мин.
На осеннем этапе также важно продолжать развивать выносливость имитационными упражнениями. Бег с имитацией на подъёмах и передвижение на лыжероллерах остаются основными средствами тренировки. Хорошо, если для тренировки будет подобран круг длинной в километр с несколькими подъёмами.
Для развития силовой выносливости нужно выбрать подъёмы покруче. Скорость передвижения на лыжероллерах в этот период должна быть выше, чем летом. Дополнительные средства тренировки, которые применялись летом (плавание, гребля, велосипед) почти полностью исключаются из тренировочного плана.
Силовая выносливость развивается с помощью упражнений с гантелями, набивными мячами, мешками с песком или эспандером.
Примерный план тренировки для юных лыжников-гонщиков 13-14 лет на осеннем этапе подготовки.
1-й день. Отдых.
2-й день. Задачи тренировки: развитие выносливости, быстроты, совершенствование техники.
Разминка - 15 мин.
Основная часть. Имитация попеременного хода на быстроту - 6 раз по 40м; бег с имитацией на подъёмах - 4 км (8-10 подъёмов); игра регби или футбол -20 мин.
Заключительная часть. Равномерный бег - 5 мин, упражнения на расслабление - 3 мин.
3-й день. Отдых.
4-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники попеременного двухшажного хода, развитие силовой и общей выносливости.
Разминка - 15 мин.
Основная часть. Прыжковая имитация в крутой подъём - 8 раз по30 м; упражнения с отягощениями в чередовании с прыжками, специальные упражнения с эспандером - 20 мин; равномерный бег (пульс 150-160 уд/мин) - 5-6 км.
Заключительная часть. Бег с постепенным снижением скорости - 5 мин, упражнения на расслабление - 3 мин.
5-й день. Отдых.
6-й день. Активный отдых: игры, общеразвивающие упражнения.
7-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие общей и специальной выносливости.
Разминка - 15 мин.
Основная часть. Специальные упражнения на лыжероллерах или имитационные упражнения; равномерная тренировка на лыжероллерах - 10 км (пульс 140-150 уд/мин) или равномерный бег с имитационной ходьбой на подъёмах 8-10 км в том же темпе.
Заключительная часть. Бег в слабом темпе - 5 мин, упражнения на расслабление - 2 мин.
В совревновательный период (основной) период (с 1 января до последнего соревнования) ставится следующая задач - достижение наивысшей спортивной формы и её реализацию. Это период отличается от предыдущего тем, что начинаются основные соревнования. Тренировочный цикл теперь должен строится в зависимости от соревнований и подготовленности спортсмена.
Участие в соревнованиях - самый лучший критерий, по которому можно объективно судить о работоспособности занимающегося, проанализировать его спортивную форму. Необходимо очень тщательно контролировать ход соревнований, объективно и субъективно оценивать здоровье лыжника-гонщика, вести подробные записи в дневнике.
2.2 Контроль развития выносливости спортсменов
Наблюдение за занимающимися во время учебно-тренировочных занятий, соревнований ведутся врачом и преподавателем (тренером). Врач проверяет условия, организацию проведения занятий физическими упражнениями, соответствие их функциональным возможностям занимающихся. Наблюдения во время тренировок и соревнований помогает тренеру правильно развивать выносливость у лыжников-гонщиков, устанавливая уровень общей и специальной спортивной работоспособности спортсмена.
При наблюдении можно применять самые разнообразные методы: расспрос, осмотр, исследование пульса, артериальное давление, дыхание, проведение функциональных проб, определение температуры тела, веса, исследование жизненной ёмкости лёгких, динамометрии ручной, становой и др.
Наблюдение за внешним видом, поведением, наглядным проявлением изменений функций организма своих учеников, то есть осмотр даёт возможность преподавателю (тренеру) по ряду признаков судить как о состоянии организма, так и об овладении занимающимися спортивными навыками, отчасти о тренированности, проявлению выносливости и о наступлении перетренированности. Понятно, что данные осмотра, наблюдения необходимо подтверждать объективными исследованиями.
Для оценки степени утомления по внешним признакам, поведению, изменению функций организма после занятий, соревнований или выполнения отдельных упражнений, можно пользоваться таблицей степени утомления.
Контролируя процесс развития выносливости у подростков, необходимо знать, как образуется перетренированность и переутомление детского организма во время занятий циклическими видами спорта.
Тренированность развивается по фазам. Симптомами начальной фазы являются отсутствие или незначительное снижение спортивных достижений при хорошем субъективном состоянии здоровья. В нервной системе происходят изменения, связанные с преобладанием возбудительного процесса. Снижается тонус симпатического нерва, о чем можно заключить, например, по стойкости разлитого красного дермографизма, повышенной потливости и др. Кроме того, пульс и дыхание в покое становятся чаще. Время восстановления пульса и кровяного давления удлиняется.
Вторая фаза - ухудшение приспособляемости к интенсивным нагрузкам, а также к длительной работе средней мощности. Спортивные результаты заметно снижаются, это происходит по той причине, что преподаватель или же сам спортсмен, вместо уменьшения нагрузки, после наступления I-фазы перетренированности пытаются усилить её, изменить привычный режим. Нарушение нервных процессов углубляется, тормозные процессы слабеют. Со стороны сердечно-сосудистой системы продолжает оставаться выраженное учащение пульса в покое и особенно резко после нагрузки, могут быть аритмии, экстрасистомии. АД повышается, а пульсовое уменьшается.
Третья фаза - снижение силы основных нервных процессов со значительным преобладанием тормозного над возбудительным. На этой стадии отчётливо выражены явления угнетения, депрессии. Это состояние характерно стойким ухудшением спортивных результатов. Возникает отрицательное отношение к занятиям на лыжах, бегу. Такое состояние перетренированности нуждается в лечении. В каждом случае врач назначает индивидуальный режим.
Таким образом, в процессе развития выносливости нужно разумно и целесообразно планировать тренировку и, что самое главное вести постоянное наблюдение за лыжником-гонщиком, состоянием его здоровья при развитии этого физического качества.
Заключение
Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности, то есть способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Под общей выносливостью понимается совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.
Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности. За счёт высокой мощности и устойчивости аэробных процессов быстрее восстанавливаются внутримышечные энергоресурсы и компенсируются неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма в процессе самой работы, обеспечивается переносимость высоких объемов интенсивных силовых, скоростно-силовых физических нагрузок и координационно-сложных двигательных действий, ускоряется течение восстановительных процессов в периоды между тренировками.
Специальная выносливость - это способность к длительному перенесению специфических нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость - сложное многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку дли развития и совершенствования отдельных её компонентов.
Развитие специальных физических качеств у лыжников-гонщиков достигается путём применения определённых методов тренировки: равномерного переменного, повторного, интервального, участия в контрольных и официальных соревнованиях.
Список литературы
1. Аграновский М.А. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 368с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - С.28-38.
3. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников. - М.: Просвещение, 1972. - С.14-19.
4. Бутин И.М. Лыжный спорт. - М.: Просвещение, 1973. - 333с.
5. Велашков К.Ю., Грозин Ю.А. Объём и интенсивность тренировочной нагрузки лыжников-гонщиков, - Теория и практика физической культуры 1977. №3 - 27с.
6. Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. - Киев.: Радянська школа, 1980. - С.103-107.
7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - С.28-39.
8. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории, методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 200 с.
9. Копс К.К. Значение и методика подсчёта пульса у лыжников юношеского возраста в процессе тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - С.155-158.
10. Кудрявцев Л.И. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 287с.
11. Кузнецова З.И. Когда и чему: Критические периоды развития двигательных качеств школьников. - М.: Физическая культура в школе, 1975. - №1. - С.7-9.
12. Манжов В.Л. Современная методика тренировки в лыжных гонках. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - С.5-8.
13. Масленников И.Б., Капланский В.Е. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С.92-96.
14. Матвеев Л.Л. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 24с.
15. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 140 с.
16. Платонов В.М. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев: Вища школа, 1984. - 352с.
17. Филин В.П. Воспитание физических способностей юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 128с.
18. Филин В.П., Фомин Н.И. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255с.
19. Фомин С.К. Лыжный спорт: Методическое пособие для учителей физической культуры и тренеров. - Киев: Рад. шк., 1988. - 176с.
20. Чернов К.Л. Подготовка юных лыжников М.: Физкультура и спорт, 1962. - С.11-21.

 

Возможно, будет полезно почитать: