Секреты Тур Де Франс, Джиро д'Италия, Вуэльта - как писают велогонщики. Шоссейная велогонка Джиро д’Италия

Маршрут итальянского Гран-тура охватывает обширные участки территории страны и проходит через равнины, холмы, горы и города; средняя протяжённость одного этапа гонки составляет 161,1 км. Поэтому зрители «Джиро» могут наслаждаться динамичной спортивной борьбой в обрамлении великолепной итальянской природы.

Официальный промо-ролик «Джиро д’Италия 2016»

Стоит сказать и о том, что велосипед для итальянцев – это не просто спорт, это стиль жизни, в котором выражаются такие основополагающие для этой культуры ценности, как творчество, здоровый образ жизни, забота об окружающей среде. Так что нет ничего удивительного в том, что великие мастера велоспорта вошли в историю страны в ранге фигур первой величины, став частью коллективной памяти как национальные герои, чьи имена всем известны. Их снимали в кино и о них писали песни; наверное, самый яркий пример – легендарный Джино Бартали, трёхкратный победитель «Джиро» (1936, 1937 и 1946 гг.).

Паоло Конте – Бартали

История «Джиро» и история страны

Первая велогонка под названием «Джиро д’Италия» состоялась более ста лет назад: в 1908 г. издатель спортивной газеты «Gazzetta dello Sport» Тулло Морганьи предложил владельцу издания организовать итальянское состязание на манер «Тур де Франс». В сборе средств для проведения гонки принимала участие вся страна, и даже конкурирующая газета «Corriere della Sera» внесла 3 000 лир; премиальные выплаты для победителей профинансировало одно из казино Сан-Ремо.

Первая «Розовая гонка» (так её называют по цвету газеты-организатора) стартовала 13 мая 1909 г. из Милана. Суммарная дистанция составляла 2 448 км и была разделена на восемь этапов. На старт вышли 127 спортсменов, однако до финиша (опять-таки в Милане, где находится офис «Gazzetta») добрались далеко не все: финальный этап преодолели лишь 49 гонщиков, а первым победителем стал Луиджи Ганна.

36-ая велогонка «Джиро д’Италия» и триумф Фаусто Коппи: кадры из кинохроники Istituto Luce

С течением лет велогонка развивалась и набирала популярность; в 1931 г. появился символ соревнования – знаменитая розовая майка, которую на каждом этапе надевал лидер соревнования. Позднее были введены несколько новых классификаций с соответствующими майками лидера: для короля гор — зелёная (с 2012 – синяя), для лучшего спринтера – красная, для главного молодого таланта – белая. Таким образом, в рамках одной веломногодневки спортсмены соревнуются сразу в нескольких «номинациях», что делает её ещё интереснее как для участников, так и для зрителей.

© Matteo Festi / Shutterstock.com

Первый этап истории «Джиро» ознаменовался доминированием итальянских гонщиков, таких как Джирарденго и Бинда, Коппи и Бартали. В 1950-е – 1970-е иностранцы начали побеждать в «Розовой гонке» заметно чаще; особенно отличился бельгиец Эдди Меркс по прозвищу «Каннибал». А в 1994 г. приходит черёд Евгения Берзина – первого россиянина, сумевшего одержать победу в итальянском Гран-туре; всего через два года это достижение повторил Павел Тонков, а в 2009 г. – Денис Меньшов.

За всю историю «Джиро» маршруты гонки проходили по различным регионам Италии и не только: отдельные этапы организовывались во Франции, Швейцарии, Австрии и других соседних странах. Да и соседними дело не ограничилось: к примеру, в 2014 г. старт «Розовой гонки» прошёл в Северной Ирландии. Это ещё одно свидетельство того уровня международного престижа, которого достигло легендарное итальянское соревнование.

«Джиро д’Италия 2015» – подборка самых ярких моментов

Кубок, который вручается победителю «Джиро» с 1999 г., называется «бесконечным трофеем» и имеет форму спирали, на линии которой выгравированы имена всех триумфаторов гонки.

«Джиро д’Италия 2016»

99-ая велогонка «Джиро д’Италия» покроет маршрут длиной 3 383 км, суммарный перепад высот составит 42 200 м. Маршрут делится на 21 этапа, которые нужно будет преодолеть за три недели. В этом году старт и первые три этапа снова пройдут за пределами Италии, а точнее в Голландии, в провинции Гелдерланд. Этапов с финишем на подъёме предусмотрено шесть, статус «Вершины Коппи» на этот раз получила гора Колле-делл-Анджело. Финальный этап приведёт гонщиков из Кунео в Турин, где победитель получит заветный трофей, на котором будет выгравировано его имя. В гонке примут участие 22 команды, включая три российские: «Газпром-Русвело», «Катюша» и «Тинькофф-Саксо».

Маршрут «Джиро-2016»

Владислав Борисов, российский велогонщик, участник Олимпиад в Сиднее и Афинах:

«Есть люди, которые следуют по маршруту каждого этапа «Джиро» на машине; кое-кто даже пытается повторить его на велосипеде. Разумеется, в городах толпа зрителей плотнее, на старте и на финише как следует увидеть гонку практически невозможно. Кроме того, важно знать, что на равнинных этапах и на спуске, а также на этапах с раздельным стартом, спортсмены проносятся у вас перед глазами, и на этом зрелище заканчивается. Самый же эффектный момент – это, конечно, подъёмы на горных этапах: во-первых, видно весь титанический труд каждого участника, чувствуется вся та огромная работа, которую он вкладывает в каждый поворот педалей, все его эмоции отражаются на лице. К тому же именно там участие зрителей в гонке переживается как гораздо более насыщенный опыт: вы как бы разделяете всю ту страсть человека, который выкладывается на трассе на все сто, и осознаёте, что любой жест, любое слово способно поддержать его, помочь ему двигаться дальше».


Винченцо Нидали (победитель гонки в 2013 году) © LaPresse

Любопытные факты из истории «Джиро»:

  • Один из лучших велогонщиков всех времён, Костанте Джирарденго, был столь знаменит, что получил прозвище «Чемпион чемпионов» («Campionissimo»). На пике его популярности было принято решение, что все поезда-экспрессы должны делать остановку, проезжая через его родной город – Нови-Лигуре.
  • Во второй половине 20-х гг. одним из самых успешных участников «Джиро» был Альфредо Бинда; он одержал 4 победы за 5 лет, вынудив организаторов «Розовой гонки» 1930 г. выплатить ему премиальные в том же размере, что и победителю, чтобы он отказался от участия.
  • Отличительной характеристикой «Джиро» по сравнению с другими веломногодневками Европы являются горные этапы. Самые труднопроходимые препятствия в каждом маршруте по традиции нарекаются именами великих велогонщиков, особенно отличившихся на таких участках: так, самый высокий перевал носит название «Вершина Коппи», а самая выдающаяся гора – «Гора Пантани».

фото в слайдере © strenghtofframeITA / Shutterstock.com

В одной из самых захватывающих велогонок последних лет — Giro d’Italia (Круг Италии), в этом году победил уроженец этой страны Иван Бассо, вырвавшись в лидеры на последних, горных этапах гонки. Для Бассо эта победа послужила карьерной реабилитацией, ведь до этого он на два года был отстранён от участия в соревнованиях из-за допингового скандала случившегося во время гонки Spanish Operation Puerto. Бассо обогнал другого лидера гонки — Дэвида Арройо, а также таких сильных соперников, как чемпион мира Кадел Ивэнс и Александр Винокуров, который, как и Бассо, до этого был отстранён от соревнований на два года. Из-за опасности снегопадов и оползней маршрут гонки чуть не пустили в объезд знаменитого перевала Gavia Pass, но в последний момент организаторы разрешили гонщикам ехать через него. Брассо возможно примет участие также в Tour de France, и, не исключено, что порадует своих поклонников ещё одной победой.

(Всего 23 фото

Спонсор поста: Горячие вакансии и резюме в Запорожье на сайте Jobcast. При помощи этого сайта по поиску работы в Украине вы найдете работу в Чернигове и в Черниговской области за считанные дни.

1) 30 мая. Итальянец Иван Бассо заезжает на древнюю арену города Вероны, выиграв гонку Giro d"Italia. (AP Photo/Marco Trovati)

2) Розовые , установленные над водой канала, знаменуют прибытие гонки в Шальквик, Нидерланды, 4 мая. Несколько голландских городов установили у себя подобные символы, чтобы отметить старт гонки из Нидерландов. (REUTERS/Michael Kooren)

3) Маттиас Русс из команды Milram стартует с Музейной площади в Амстердаме 8 мая. Это его одиночный заезд на скорость. (REUTERS/Michael Kooren)

4) Участники гонки проезжают мимо ветряной мельницы в Врееланде во время второго этапа соревнований, Амстердам - Утрехт, 9 мая. (REUTERS/Olaf Kraak)

6) Гонщики едут среди полей тюльпанов возле города Гаарлеммермеер во время третьего этапа гонки, Амстердам-Миддельбург, 10 мая. (REUTERS/Paul Vreeker/United Photos)

7) Пелотон едет мимо алых маков во время пятого этапа гонки, Новара - Нови Лигуре, 13 мая. (Luk Beines/AFP/Getty Images)

8) Александр Винокуров вытирает грязь с лица, а Кадел Ивенс плотно висит у него на хвосте во время 7-го этапа гонки, Каррара - Монталчино, 15 мая. (AP Photo/Alessandro Trovati)

9) Велосипедисты едут по сельской местности во время восьмого этапа гонки, Чьянцьяно Терме - Терминильо, 16 мая. (AP Photo/Alessandro Trovati)

10) Ричи Порте в розовой майке лидера крутит педали в 13-й день соревнований, из Порто Реканати в Цезенатико, 21 мая. (AP Photo/Alessandro Trovati)

11) Ричи Порте готовится к старту 14 этапа гонки из Феррары в Азоло, 22 мая. (Luk Beines/AFP/Getty Images)

12) 22 мая. Александр Винокуров демонстрирует в Азоло удивительную "причёску", образованную вело-шлемом за долгий 14-й день гонок. (Luk Beines/AFP/Getty Images)

13) Иван Бассо забирается на гору Монте Зонколан во время 15-го этапа велогонки, протяжённостью 138 миль из г. Местре в г. Монте-Зонколан 23 мая. (REUTERS/Alessandro Trovati/Pool)

14) Болельщик, за день до гонки еще решавший проблемы восстановления данных после форматирования диска, на пути Ивана Брассо во время 16-го этапа гонки из Сан-Вижилльо-Марребе в План-де-Коронес, 25 мая. Надпись на груди фаната: "Хотел велик — крути педали!" (AP Photo/Alessandro Trovati)

15) Болельщики подбадривают Дэвида Арройо (в розовой майке лидера) во время одиночного заезда в гору на скорость в 16-й день состязаний, 25 мая. (Luk Beines/AFP/Getty Images)

16) Стефано Гарцелли красуется в короне, выиграв 16-й этап гонки 25 мая. (AP Photo/Alessandro Trovati)

17) Дэвид Арройо, всё ещё в розовой майке лидера, расписывается в контрольном пункте в Брунико, на старте 17-го этапа гонки 26 мая. (REUTERS/Alessandro Garofalo)21) Иван Бассо и его товарищ по команде Винценто Нибали взбираются на перевал Мортирозо во время 19-го этапа гонок между Бресцией и Априкой, 28 мая. В тот день Бассо пришёл вторым и отобрал розовую майку лидера у Дэвида Арройо. (AP Photo/Alessandro Trovati)

22) Итальянец Иван Бассо (в розовой майке лидера) взбирается на гору Гавиа в ходе 20-го этапа гонок протяженностью 111 миль между Бормио и Понте-ди-Леньо, 29 мая. (REUTERS/Alessandro Trovati/Pool)

23) 30 мая. Иван Бассо первым пересёк финишную черту и прибыл на Веронскую арену, став победителем 93-й ежегодной велогонки Giro d"Italia (Luk Beines/AFP/Getty Images)

Они жмут на педали часами, не имея возможности пописать.

Спортсмены, велогонщики Тур де Франс, Джиро д"Италия, Вуэльта - инопланетяне или просто хитрецы, которые умеют это делать незаметно? Вот некоторые элементы ответа. Проще всего конечно не пить перед заездом, но врачи заявляют, что вода спортсменам необходима, иначе откажут почки. Другая версия: потерпеть. Легко сказать, да сложно сделать . В какой-то момент велосипедисту станет совершенно не до рекордов.

Езда на велосипеде в течение пяти часов без остановки представляет собой много неудобств. Очень часто возникает непреодолимое желание... пописать. Как это сделать в самом разгаре гонки на полной скорости перед зрителями, фотографами, журналистами, автомобилями, мотоциклами и вертолетами? Это всепоглощающее и непреодолимое желание во время гонки Тур де Франс может обернуться большой проблемой.

Сходить в штаны. Это конечно выход, но тут можно изрядно себе все натереть о седло и одежду. К тому же запах. Тогда как вариант подгузники. Ведь космонавты в них летают, но спортивных подгузников не существует, а если бы и были, штаны то у велосипедиста в обтяжку, а гонка – это шоу. И не один спортсмен не захочет чтобы попа у него казалась шире чем плечи.

Не поможет и машина сопровождения. Во первых в ней нет биотуалета. А во вторых, тот к то в неё залезет, по правилам сходит с дистанции.

Первое правило: пописать непосредственно перед началом этапа. «Надо пописать за десять или пятнадцать минут до начала этапа», говорит Николя Вогонди, трижды чемпион Франции. «Затем бывают остановки во время гонки. Эти остановки не всегда показывают по телевидению, операторы стараются их не снимать», говорит Ромен Фейу, обладатель желтой майки за один из этапов Тур де Франс в 2008 году.

Конечно гонщик всегда имеет возможность притормозить у обочины, только пока он будет занят своими делами, соперники на большой скорости летят к финишу. Да и зрители будут не в восторге. Можно представить какую кличку спортсмену они придумают.

В деревне запрещено!

Остановиться на одну, две или три минуты, может стоить дорого, если неправильно выбрать момент. «Часто мы писаем, когда не нужно быстро ехать», говорит Ромен Фейу. «Лучше всего это делать при спуске, где не так много зрителей», говорит французский гонщик Джонатан Ивер. «Но на территории сел и деревень это делать запрещено. Я уже однажды был оштрафован за это дело».

Самый быстрый и эффективный, но отнюдь не самый простой способ - пописать на велосипеде прям во время гонки. «Далеко не каждый может это делать и одновременно давить на педали» - уточняет Паскаль Сингер, президент Союза французских велогонщиков. Джонатан Ивер тоже считает, что самый находчивый способ – это мочиться верхом на велосипеде». А Николя Вогодни считает, что на это способны «только акробаты».

Верхом на велосипеде

«Надо выехать в начало группы гонщиков, встать на педали, приспустить шорты... и когда заканчиваешь, оказываешься постепенно в конце группы, но с большим чувством облегчения», - улыбается Джонатан Ивер. «В этих случаях, перестаешь жать на педали, что не всегда хорошо и даже опасно, потому что всегда есть другой участник, который подпирает сзади».

Чем выше температура воздуха, тем меньше проблема. «Когда жарко, вы потеете, и таким образом влага уходит из организма», - говорит Николя Вогодни. «Вот когда холодно, все по-другому, мы можем пописать и тем самым согреть нижнюю часть тела». «В самом деле?» «Да, это так», - подтверждает Ромен Фейу. Особенно, когда идет сильный дождь. Дождь отлично смывает все, как бассейн или как стиральная машина».

Иногда в банки или бутылки

Бутылки могут ли быть полезными велогонщику во время гонки? «Нет, никогда, утверждает Николя Вогодни. Мы с уважением относимся к окружающей среде». Паскаль Шантер: «Не говорите глупостей. Велогонщики – это не румынские дальнобойщики, которые едут в течение 26 часов без остановки».

«Да, - говорит Ромен Фейу, - многие это делают в бутылки, особенно в последние тридцать километров, когда уже нет времени, чтобы остановиться». Мы делаем это в банки или бутылки, наши болельщики, стоящие у обочин дороги забирают их у нас. Конечно, перед тем, как им отдать, мы их опустошаем. Впрочем, если остается в них несколько капель, ничего страшного. В конце концов, это не грязнее, чем пот».

А когда непреодолимо хочется по-большому? «Помню, однажды у американского велогонщика Грега Лемонда, двадцать лет назад, говорит Паскаль Шантер, - заболел живот. Не желая сходить с дистанции, он сделал это в штаны. То же самое случилось однажды с французским велогонщиком с Ришаром Виранк. Велогонка - такое дело, нельзя останавливаться ни перед чем!»

«Джиро де Италия» является второй из трех популярнейших супер вело-многодневок («Тур де Франс», «Джиро де Италия», «Вуэльта Испании »), проводящихся на территории Европы.

Как понятно из названия, «Джиро» проходит по дорогам Италии. Время проведения гонки – конец мая – начало июня каждого года.

История возникновения гонки во многом созвучна с историей появления «Тур де Франс », а вероятнее всего является копированием идеи, предложенной в 1903 году сотрудниками одной из французских газет.

В 1908 году редактор раздела о велоспорте итальянской газеты «Газета Делло Спорт» предложил поднять тираж газеты с помощью проведения велогонки в Италии. И уже в следующем 1909 году состоялся первый старт «Джиро де Италия». Популярности гонки, в немалой степени, способствовал призовой фонд, который был предоставлен газетой (3 тыс. лир) и итальянским союзом велоспорта (14 тыс. лир).

Нужно сказать, что на тот момент, организаторами гонки возможности человеческого организма были слегка переоценены. На это ясно указывает тот факт, что из 127 стартовавших гонщиков до финиша добралось меньше половины. Это и неудивительно, так как гонка была разделена на 8 этапов, а средняя протяженность каждого из них составила 311 километров.

Сегодняшняя «Джиро» представляет из себя трехнедельный веломарафон, разделенный на 21 этап, общая протяженность которых – более 3 тысяч километров.

Современная «Джиро де Италия» особенно увлекательна тем, что в ней предусмотрено множество различных критериев оценки гонщиков и категорий, в каждой из которых возможен свой лидер. Ниже приведены основные категории лидерства в «Джиро».

Розовая майка

В розовой майке едет лидер генеральной классификации.
Интересный факт: цвет майки выбран по образцу цвета страниц газеты «Газеты Делло Спорт» – первоначального организатора гонки.

Малиновая майка

В этой майке едет гонщик, набравший наибольшее количество очков в спринтерском зачете.
Спринтерский зачет, это ряд промежуточных финишей на каждом из этапов, которые установлены на равнинных участках трассы.

Зеленая майка

В зеленой майке, по аналогии с «Тур де Франс», едет лучший гонщик в горах. Лидер в горах определяется количеством очков начисляемых в специальном горном зачете.
Горный зачет, это промежуточные финиши на каждом из этапов, которые установлены на вершинах преодолеваемых гор. Сами горы распределены на несколько категорий сложности (гора 1-й, 2-й, 3-й категории, гора специальной категории). Наибольшее количество горных очков начисляется за финиш общего этапа, когда гонщики финишируют вгору.

Белая майка

В белой майке едет лучший молодой гонщик «Джиро». В эту категорию попадают гонщики, которым на 1 января года, в котором проводится гонка, не исполнилось двадцать пять лет.

Кроме вышеупомянутых категорий также предусмотрены такие титулы как «лучший атакующий гонщик» и «лучший беглец» (вручается гонщику, который провел наибольшее время в отрыве от основного пелотона).

Следует упомянуть и о таком понятии, как бонификационные секунды.
Бонификационные секунды – это время, отнимаемое от реального времени прохождения трассы гонщиком. Бонификационные секунды начисляются первым трем финишерам каждого этапа «Джиро» (первое место на этапе – минус 20 секунд, второе – минус 12, третье – минус 8).

На сегодняшний день, самыми титулованными гонщиками «Джиро де Италия» являются бельгиец Эдди Меркс, итальянцы Фаусто Коппи и Альфредо Бинда. Все они выигрывали гонку по 5 раз.

Немалых успехов на «Джиро» достигли и российские велогонщики. Так, например, в 2009 году, сотую, юбилейную «Джиро де Италия» выиграл уроженец города Орла – Денис Меньшов, который выступал за команду «Rabobank».

На велосипедах. Проводится регулярно с 1909 года с небольшими перерывами из за Первой и Второй мировой войны. Время проведения — Май или Июнь.

Как и в случае с Тур де Франс, учередителем гонки стало средство массовой информации — популярная в Италии спортивная газета Gazzetta dello Sport, чтобы освещать гонку и увеличить количество своих подписчиков. Директором гонки Джиро д’Италия стал автор идеи — Армандо Куне — главный редактор рубрики про велосипедный спорт.

Руководство газеты выделило в призовой фонд 3000 лир, также велосипедный союз добавил 14000 лир. Первая гонка стартовала 13 Мая 1909 года. Участники преодолели восемь этапов от Милана до Неаполя и обратно, преодолев более двух с половиной тысяч километров.

Продолжительность одного этапа в среднем получилась около 330 км, что немыслимо по нынешним временам. К финишу добрались всего 49 гонщиков из 127 стартовавших. Победитель Луиджи Ганна получил призовые в размере 5325 лир. Денежное вознаграждение тогда распределялось более демократично — последний гонщик заработал 300 лир.

Почти пятьдесят лет Джиро начиналась и заканчивалась в Милане, где находится штаб — квартира Gazzetta Dello Sport. В 2009 году в честь празднования столетия гонки последний этап финишировал в Риме. Тур в основном проводится в Италии, но отдельные участки для разнообразия проходят по соседним странам: Сан — Марино, Франции, Монако, Швейцарии и Австрии.

С 1988 года на Джиро д’Италия проводятся не только основные перегоны среди мужчин. В программу включили соревнования среди женщин и молодёжи. Лидеров гонки традиционно выделяют, вручая им майку определённого цвета.

Цвета маек победителей велогонки Джиро д’Италия

1. Розовая майка — майка лидера в общем зачёте, имеет такой же вес как и жёлтая майка лидера в Тур де Франс.
2. Белая — вручается участнику, который лидирует в зачёте среди молодых гонщиков до 25 лет. С 1994 по 2007 год была аннулирована и затем восстановлена.
3. Малиновая майка — принадлежит гонщику, проявившего себя лучше всех в зачёте среди спринтеров.
4. Зелёная — майка лучшего горного гонщика. Впервые появилась в 1974 году.
5.Голубую майку — одевает гонщик, набравший наибольшее количество очков на промежуточных этапах гонки.
Как и другие популярные супермногодневки Тур де Франс и Вуэльта, гонка Джиро д’Италия — событие зрелищное и неординарное для любителей велоспорта во всём мире.

Также читать на эту тему:

Тур Фландрии. Рождение гонки – 1913 год. Благодаря долгой истории и сложным требовательным маршрутам, проходящих в Арденнах – горах Фламандии, стала популярной среди профессионалов и любителей велоспорта. Здесь нет таких длинных и затяжных подъёмов, как на Гранд Турах, но целая цепочка западных склонов Бельгии таких, как…

С момента основания гонки утверждался призовой фонд. В 1903 году он составлял 20 000 франков и с каждым годом увеличивался. Так в 2004 году призовой фонд достиг трёх миллионов евро, из которых 400 000 получал победитель, второе место 200 000 и третье 100 000…

Первый раз стартовала в 1935 году. Состояла из четырнадцати этапов протяжённостью 3431 км. Вуэльта проводилась даже во время Второй мировой войны при режиме Франко, с участием только испанских спортсменов…

Льеж – Бастонь – Льеж. Старейшая классическая гонка. Начало отсчёта идёт с 1894 года – 118 лет. Начинается гонка там же, где и заканчивается – в небольшом бельгийском городке Ан, находящегося немного южнее Льежа. Обратный путь намного сложней, благодаря подъёму…

Гонка с западного на восточное побережье Америки Race Across America – самая протяжённая марафонская велогонка в мире. Длина дистанции составляет 3000 миль или около 4800 километров. Время, за которое спортсмены проходят всю гонку колеблется от 8 до 11 дней…



 

Возможно, будет полезно почитать: