Шайрская тяжелоупряжная порода лошадей (Шайр): фото, описание, история происхождения. Порода самой крупной лошади — английский тяжеловоз (шайр) Белый шайр лошадь

Экстерьер: массивная широколобая голова; уши средних размеров; шея короткая, хорошо посаженная; прочная, короткая спина; плечи мускулистые; длинный и широкий круп; довольно высоко поставлен хвост; ноги мощные на них от запястного и скакательного сустава находятся пышные фризы, копыта прочные и большие.
Высота в холке: 165-185 см.
Вес: 800-1225 кг.
Масть: в основном гнедая или караковая, вороная, реже – серая и другие. На ногах и голове – зачастую белые отметины.

Фото шайра краковой масти

Особенности: Шайры - самые сильные, самые крупные, самые тяжелые лошади на планете.
Шайр – английская порода тяжеловозов, которая ведет свой род от рыцарских боевых коней, она является одной из древнейших тяжеловозных пород. Сегодня затруднительно однозначно определить, как зародилась эта порода.
Слово «шайр» (Shire) тоже пришло из Англии, и происходит от саксонского слова «ширан» (schyran), которое обозначает «водораздел» или «сдвиг», следовательно, и слово «шайр» синонимично для этой этой местности. Впервые применил к породе слово «Шайр» Король Генри VIII в начале 16-ого века.


Во время правления Генриха II-го 1154г., и Елизаветы (начавшееся в 1558г.), правительство стремилось увеличивать поголовье лошадей, которых называли «великими». В период правления короля Джона (1199 - 1216гг.), в Англию завезли примерно сотню крупного телосложения жеребцов из нижних земель Фландрии, которая находится в на территории Голландии.


Авторы того периода описывают флемишских лошадей как в основном вороных, с большими белыми отметинами на ногах и на морде. Они были высокими, мускулистыми, на довольно крепких ногах, обрамленных густыми длинными щётками, с хорошо развитыми, крупными суставами.


Когда пришёл к власти Генрих VIII (1509 - 1547гг.) он утвердил ряд законов, направленных на развитие и выращивание рослых и мощных лошадей. Например, появились акты, которые запрещали разведение лошадей ниже 154 см в холке.
Подобно многим тяжело упряжным породам, в разные периоды своей истории Шайры улучшались благодаря прилитию крови других пород, самый заметный след в становлении шайрской породы оставили северные немецкие флемишские лошади из Бельгии и фландерские. Сохранились достаточно подробные записи, рассказывающие об этом, написанные более 1000 лет назад. На протяжении этого времени продолжалось скрещивание и с другими породами.


На протяжении 18 в. этих лошадей широко использовали для тяжёлой работы в сельском хозяйстве.
С усовершенствованием дорог и популяризацией дилижансов на тяжеловозов спрос резко возрос.
В этот период заводчик Роберт Бэйквилл решил прилить к шайрам, известным в то время как лейцестерширская каретная лошадь, кровь фризов.


В 16 веке шайров использовали как военных лошадей. Как только исчезли турниры и тяжело вооруженные рыцари, предки шайров использовались в тяжелой упряжи.
В 19 в., период развития сельского хозяйства и коммерции лошади были главной рабочей силой. Шайры стали очень популярны, они использовались не только на фермах, но и на железной дороге, в доках и на городских улицах. Могучие и послушные великаны шайрской породы разводились во всех окрестностях Англии. Существовало несколько внутрипородных типов шайров. Например шайры из Йоркшира были более сухого телосложения и обладали большей выносливостью, чем шайры из Кембриджшира и Линкольншира, которые отличались большими щётками и были более костисты.


Несмотря на то, что первый Шайр был в 1853г. импортирован в США, существенного импорта не наблюдалось до 1880г. В начале 20-го века, шайр в Америке составил достойную конкуренцию першеронам в популярности. В период с 1909 по 1911г. в мире было зарегистрировано около 6700 шайров, и почти 80% всего поголовья рождено в США.
Шайры стали очень популярны в Америке благодаря своему могучему росту и эффектным движениям. После окончания Первой Мировой войны, тяжелоупряжные лошади были постепенно вытеснены из городов машинами и трамваями. Фермеры стали разводить более мелких и экономичных лошадей.


На Среднем Западе стали доминировать першероны и брабансоны. Поголовье шайров продолжало уменьшаться и в 1950-1959 г.г. в США зарегистрировано было всего лишь 25 представителей шайрской породы.
В настоящее время шары возрождаются. Уже к 1985 году в была зарегистрирована 121 шайрская лошадь. Одной из причин роста поголовья шайров стало увеличение рынков сбыта – эта порода набирает популярность во всех странах мира.


Лошадь - это животное, которое человек приручил издавна для того, чтобы облегчить свою жизнь. Специалисты утверждают , что человек одомашнил это животное более 6000 лет назад. На протяжении многих веков лошадь исправно служила человеку в разных видах деятельности: в хозяйстве, в военной отрасли, а также в качестве транспорта.

Изображение лошади находило своё применение в искусстве. С некоторыми видами можно ознакомиться лишь на древних картинах.

На протяжении столетий человек выводил новые породы коней, выполняющих строго определённые задачи. Характеристики стали группировать не только по климатической принадлежности, но и по физиологическим данным.

Развитие технического прогресса заставило многие виды лошадей исчезнуть . Но неравнодушные животноводы стараются не допускать подобных явлений и трудятся над разведением конных пород.

Самыми крупными лошадьми в мире считаются тяжеловозы. К ним относится и шайр (английский тяжеловоз). Представители породы достигают двух метров в холке. Это могут быть жирные кони или выносливые тяжеловозы. Впрочем, не всегда это самая толстая лошадь , но часто самая тяжёлая. Шайр считается самой крупной породой лошадей.

Исторические данные

Первые сообщения о сильных могучих конях относятся к XI веку. Чтобы вывести поколение выносливых лошадей, местных представителей скрещивали с фризскими и фландрскими. Бельгийский тяжеловоз сыграл немалую роль в появлении шайра.

Власти издавали указы, не разрешающие разведение пород с ростом менее 154 см. Чтобы увеличить рост, рекомендовали шайров скрещивать с другими крупными конными представителями. Например, с бельгийскими. Впрочем, бельгийские породы немного уступают шайрам в росте и весе.

Королева Елизавета в XVI веке также была заинтересована в увеличении численности тяжеловозных лошадей. За оптимальными параметрами породы осуществлялся строгий контроль.

В 1878 году появились данные о родоначальнике породы по кличке Слепая Лошадь. Было ли животное действительно слепым, сегодня уже неизвестно. В это же время было образовано общество разведения шайров, разработаны параметры породы, шайр стал участвовать в выставках.

Название «шайр» появилось не сразу . Сначала породу называли «великой лошадью». Потом лошадей называли староанглийскими. В XVIII веке закрепилось название «шайр».

Галерея: английский тяжеловоз или шайр (25 фото)























Внешние характеристики

Кони этой породы бывают трёх мастей:

  • вороные;
  • гнедые;
  • серые.

Окрас может иметь немного белых пятен .

Рост жеребцов - от 173 см в холке и выше. Вес - от 900 кг. Грудная клетка - от 215 см. Передняя пясть - от 25 см. Пясть имеет округлую форму, сухожилия прощупываются.

Кобылы, кроме названных окрасов, могут быть чалыми. Белых пятен может быть больше, чем у жеребца. Рост кобылы - от 163 см.

Особенности экстерьера

Порода лошадей шайр обладает и другими внешними особенностями. У её представителей широкая голова и массивный лоб. Уши среднего размера. Шея недлинная, спина сильная, плечи отличаются мускулистостью. Круп широкий, хвост расположен высоко.

У шайров пушистая ниспадающая грива . Она может быть разной длины. Хозяева часто украшают питомца красивыми лентами либо делают оригинальные стрижки. Внешний вид гривы очень важен в любых соревнованиях. Обязательным признаком породы является наличие фризов на ногах, имеющих шелковистую густую структуру.

Породы шайр имеют несколько подразделений внутри своей породы:

  • йоркширские шайры выносливее остальных и имеют более сухое телосложение;
  • кембриджширские и линкольнширские носят более пушистые фризы.

Экспорт

Шайр отлично разводился в Европе. В XIX веке он появился в Америке, где конкурировал с местными тяжеловозами — першеронами. Позже английские тяжеловозы стали разводиться и американскими заводчиками, причём в большем количестве , чем в Европе.

В Россию кони завозились с целью улучшения местных пород, но вытеснить российских тяжеловозных лошадей им не удалось.

Рекордсмены

Английский тяжеловоз является самой большой лошадью в мире. Порода по праву занимает самые высокие позиции по росту и весу. Рекордсменом породы является жеребец по кличке Мамонт из Бедфоршира, который имел рост 219 см и вес 1520 кг. Мамонт считается самым большим конём в мире.

Также известны самые крупные лошади: жеребцы Линкольн с весом 1345 кг и Малчесс с весом 1509 кг.

В наше время самая большая лошадь в Европе - это Крекер с ростом 198 см и весом более 1200 кг. Самая большая лошадь в мире на сегодняшний день - жеребец из Австралии по кличке Нодди с ростом 205 см. Нодди называют и самой высокой лошадью в мире.

Уход

Особенности ухода за шайром мало отличаются от таковых для других пород. Животное крупного размера и нуждается в большом количестве корма. Шайру необходимо до 17 кг сена и травы в сутки. Рекордсмены поглощают более 25 кг корма в сутки.

Концентрированные подкормки нежелательны, подкормки для роста не используются. Можно давать жмых и муку из травы, около 7 кг в сутки. В рацион добавляют морковь, свёклу, яблоки. Не стоит забывать и о чистой воде.

Обязателен уход за гривой и хвостом, а также за фризами. Лошадиную шевелюру моют специальными шампунями и вычёсывают. Чтобы грива не путалась, её заплетают в косы.

Важно поддержание чистоты в стойле, сухость подстилки. При недостаточной сухости животное может страдать мокрецами - особой формой дерматита. Для предотвращения заболевания ноги тяжеловозам после мытья и сушки посыпают опилками.

Лошади важно вести подвижный образ жизни с ежедневными прогулками.

Характер

Шайры - удивительно покладистые животные. Порода выносливая и трудолюбивая. Отличается верностью и преданностью хозяину. Наездники, управляющие лошадьми, отмечают, что порода требует сильного и уверенного наездника.

Шайры отлично носят грузы, но скакать галопом их трудно заставить. Впрочем, галоп для тяжеловоза может быть опасным занятием, и хозяину не стоит рисковать с подобного рода занятиями.

Разведение шайров

На сегодняшний день поголовье тяжеловозов снизилось. Процесс разведения является нелёгкой работой. Все потомство шайров регистрируют в племенной книге с присвоением категорий. В селекции могут участвовать только чистокровные кобылы.

Шайры восхищают своим внешним видом и прекрасными характеристиками. Цена коней соотносима с элитными. В России английский тяжеловоз продаётся за миллион рублей.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Шайр – порода тяжелоупряжных лошадей (тяжеловозов), родиной которых является Англия. Шайры уверенно держат пальму первенства среди «великанов» конного мира и являются самыми высокими лошадьми на планете. Именно представителю этой породы принадлежит мировой рекорд по росту среди лошадей. В XIX веке в маленьком английском городке Бедфордшир проживал «малыш» ростом 2,2 метра и весом 1,52 тонны. Звали его очень символично «Самсон».

Любуясь этими могучими созданиями, испытываешь легкий диссонанс. В голове не укладывается, как в таких больших, сильных и мускулистых гигантах могут уживаться эти качества и удивительная изящность, милая красота и добрый нрав. Когда смотришь на этих лошадей, захватывает дух, а когда сидишь на них, то ощущаешь головокружение. Они величественны, красивы и очень сильны.

Происхождение названия

Название породы происходит от английского слова «shire», что переводится как графство . Так, во многих названиях графств Англии, например, таких как Кембриджшир, Глостершир, Хемпшир и прочих, слово «shire» применяется во второй части названия.

Если же разбирать этимологию названия породы подробнее, то выяснится, что «прародителем» слова «шайр» является древнесаксонский термин, который подразумевал под собой определённую границу или разделение.

И сегодня в Англии существует сленговый термин, обозначающий центральную часть этого государства. В частности, «Шайрами» называют центральные графства Англии.

При этом, как считается, «лошадь из центральных графств» получила свое нынешнее название благодаря королю Генриху VIII. Если верить истории именно этот король по прозвищу «медный нос» первым назвал гигантских лошадей шайрами.

История породы

Происхождение шайров, как одной из древнейших пород, теряется в глубине веков. Исторические свидетельства (документы и археологические находки) говорят о том, что еще в І веке н.э . покорители Британии римляне отмечали присутствие на острове гигантских и величественных лошадей. Также могучие тела лошадей запечатлены на старинных монетах и посуде.

Есть все основания считать, что шайры являются прямыми потомками так называемой средневековой «большой лошади», которая использовалась в основном для военных нужд и попала на британские острова вместе с нормандскими завоевателями.

В дальнейшем порода крупных лошадей только набирала популярность в Англии. «Большая лошадь» с успехом справлялась с серьезными физическими нагрузками. Она спокойно могла везти на себе рыцаря в доспехах, вес которого порой достигал 200 кг . Сила и отважность в сочетании с ее красотой стали причиной использования лошади в рыцарских турнирах.

К выбору лошадей для своих доблестных рыцарей в Англии относились очень трепетно. Так, королевским указом от 1541 года была утверждён запрет на использование в разведении жеребцов ниже определенного роста и комплекции. За нарушение указа было установлено строжайшее наказание.

От большой до английской и вороной

В дальнейшем с ростом промышленности и сельского хозяйства возникла необходимость в перемещении больших объемов груза. Именно для таких перевозок начали использовать «больших лошадей».

«Большая лошадь» из рыцарской постепенно начала превращается в упряжную. Хроники XVI века свидетельствуют, что на разбитых дорогах Англии в ливень и стужу часто встречаются лошади, способные перемещать груз весом более трех тонн. Вместе с ростом промышленного и сельхоз производства росло поголовье «больших лошадей».

Как раз в этот период в Англию были завезены фризские, фламандские и немецкие лошади. И, как оказалось, в итоге не все немецкое является качественным и эффективным.

Так, «кровь» немецких жеребцов не оказала значительного влияния на формирование породы шайр. Зато фризийские и фламадские крепыши внесли свою лепту в то, что сейчас называют «Шайр». Фризийцы добавили в образ «большой лошади» некую легкость и гибкость в движении, а фламандцы окончательно сформировали внешний облик и характер.

В XVII столетии благодаря вороной окраске фламандских лошадей, которая передалась при скрещивании, «больших» начали называть «английской вороной». Как свидетельствуют источники, автором этого названия стал знаменитый английский государственный деятель и полководец Оливер Кромвель.

Но все же считается, что основоположником всего рода шайр и первым из этой породы был жеребец по кличке Packington Blind Horse (Слепой жеребец из Пэкингтона), живший во второй половине XVIII ст. в маленькой деревне Пэкингтон графства Лестершир.

Доподлинно не известно по какой причине жеребец получил эту специфическую кличку. Был ли он действительно слеп или просто его хозяева имели настолько оригинальное воображение.

В XIX веке шайры стали самой востребованной и знаменитой тяжеловозной породой в Англии. Такая популярность не могла остаться незамеченной со стороны иностранных коневодов-профессионалов и просто любителей.

В конце XIX века начался массовый завоз лошадей на Североамериканский континент, а вначале XX шайры появились и в России.

Племенная книга

В 1878 году образовано Староанглийское общество племенных лошадей и создана первая племенная книга. В комментариях к первому изданию сэр Уолтер Гилбей пишет о храбрости, силе и красоте породы, покорившей великого римского политика и полководца Юлия Цезаря.

В 1884 году Староанглийское общество племенных лошадей переименовывается в Общество шайрских лошадей. Сегодня племенная книга состоит из трех разделов. В первом разделе регистрируются абсолютно чистокровные лошади. В следующие разделы заносят лошади, родившиеся в результате «мезальянса».

Племенной учет ведётся очень строго и контролируется на самом высоком уровне . Для регистрации в любом из разделов племенной книги необходимо обязательное подтверждение отцовства. Ранее для определения отцовства проводили тестирование крови, но с развитием высоких технологий уже тестируют ДНК.

Экстерьер

Шайры – крупная упряжная порода лошадей. Части тела пропорционально развиты. Спина широкая, короткая и сильная. Круп длинный и мускулистый. Голова массивная с широким лбом. Уши заостренные. Хвост высокопосаженный и пушистый. Мощные и мускулистые ноги. Копыта большие и крепкие. На нижних суставах пушистые кисти – «фризы».

  • Высота в холке: 165- 185 см.
  • Вес: 800 – 1225 кг.
  • Масть: вороная, гнедая, караковая, серая, на ногах и голове часто встречаются белые отметины.

Фото

Особенности характера

Характер уравновешенный и стабильный. Легко поддаются управлению и дрессировке. Из всех существующих походок лучше всего шайрам подходит аллюр. Чтобы привести лошадь в галоп необходимо достаточно усилий, равно как и остановить её после этого. Так что, если не уверены в своих силах и навыках, лучше не рисковать и наслаждаться аллюром.

Уход и питание

Шайры, будучи лошадьми сельскохозяйственного предназначения, в уходе весьма неприхотливы , поэтому не нуждаются в каком-то специальном уходе.

Однако необходимо регулярно уделять внимание фризам (кисти на ногах). Нужно тщательно их чистить, мыть и сушить. В противном случае у лошади могут появиться мокрецы (форма дерматита, поражающая ноги лошади в районе фризов).

Что касается питания, то и тут шайры не отличаются от большинства лошадей. Качественное сено, иногда небольшое количество пищевых добавок, а летом обязательный выгул на пастбищах с сочной и свежей травой. Естественно, не нужно забывать, что этим добронравным великанам необходимо вдвое, а то и втрое больше корма, чем более мелким породам.

Современное использование

Сегодня шайры являются одной из самых любимых и востребованных пород среди коневодов-профессионалов и просто любителей лошадей. Эти сильные и милые лошади очень нравятся детям.

Для сельскохозяйственных нужд используются нечасто. Их очень любят хозяева и поэтому берегут. Также шайров можно увидеть, как на специализированных выставках и шоу, где участвуют только лошади этой породы, так и на общих коневодческих мероприятиях.
Любите этих чудесных животных, и они ответят вам тем же .

Среди скакунов есть свои рекордсмены по высоте. Хрестоматийно известен факт, что самые маленькие в семействе лошадиных - это пони. Однако о самых больших его представителях мало кто осведомлен. Эти исполины немногим меньше азиатского слона. Некоторые особи вырастают до 2 м и более, а вес достигает 1 т. Приведенный фактаж относится к породе Шайр. Лошади этой разновидности в наши дни утратили свою популярность, но по-прежнему считаются одними из наиболее красивых на планете.

Узкоспециализированная разновидность, полученная селекционным методом в рамках скрещивания английских рабочих кобыл с голландскими жеребцами. Процесс ее создания связан с историей Англии. Слово «шайр» произошло от английского «шир», что переводится как «графство». Это название придумал Генрих VІІІ. До этого тяжеловесов именовали Каретные, Великие, Древнеанглийские вороные, Английские упряжные, Военные и Линкольнширские великаны.

В летописях родоначальники породы впервые упоминаются в 1066 г. По одной из версий они были завезены в страну во времена правления Вильгельма І Завоевателя.

Вехи развития породы:

  1. Потомками шайров считаются средневековые военные Great Horse, позже переименованные в English Black.
  2. В XII в. Генрих II отдал приказ о скрещивании шайров с фландрскими лошадьми. Селекция длилась несколько веков.
  3. Генрих VIII издал указ, не разрешающий разводить тяжеловесов, рост которых менее 154 см. Несоблюдение этого правила каралось на законодательном уровне.
  4. Коневод Р. Бэйквилл обновил генофонд шайров фризской кровью. Это стало поворотным пунктом в усовершенствовании разновидности. Несмотря на тяжеловесность, шайры получили маневренность.

  1. Основателем современной версии породы является слепой жеребец из Пэкингтона. Он был внесен в племенную книгу как первый представитель шайрской разновидности
  2. В 1878 г. возникла ассоциация заводчиков, занимающихся разведением этих тяжеловесов.
  3. В 1880 г. был сформирован студбук, который содержал информацию о породе и сведения о выставочных лошадях.

  1. В 30-х гг. прошлого века на смену тяжелоупряжным разновидностям пришли тракторы. Начиная с 50-х гг., количество шайров стремительно уменьшалось. Однако стараниями коневодов в 80-х гг. вернулся интерес к тяжеловесам.
  2. В середине прошлого столетия их скрещивали с клейдесдалями. Это спровоцировало образование шелковистых фриз на конечностях. Подобная манипуляция была необходима для избавления животных от мокрецы.

В России шайры использовались для улучшения характеристик местных тяжелоупряжных пород. Кровь английских жеребцов течет в венах владимирских тяжеловозов.

Современное состояние породы

Своему возвращению из опалы шайры обязаны учреждением солидного денежного вознаграждения для жеребцов. Это спровоцировало вспышку разведения породы.

Одной из популярных тенденций в Англии является скрещивание шайров с чистокровками, что дает возможность получить хороших упряжных лошадей. Самыми востребованными являются лошади, имеющие на конечностях белые пятна.

Целевое назначение

Изначально эта разновидность использовалась в военных целях. Массивные животные были в состоянии выдержать вес тела рыцаря в доспехах. Затем они участвовали в сельскохозяйственной деятельности. После усовершенствования дорожного полотна они стали востребованы для перевозки дилижансов. В XIX в. были главным орудием труда в доках и на железных дорогах.

Эта порода не является однородной. Некоторые ее тяжеловесные представители подходят исключительно для медленной езды, другие - для плуга.

В наши дни шайры используются в следующих мероприятиях:

  1. Праздничные торжества.
  2. Пивные фестивали
  3. Состязания по вспашке.
  4. Соревнования по силе тяги.
  5. Выставки.

Единственной областью, в которой шайры используются по своему прямому назначению, являются лесные хозяйства. Егеря активно их эксплуатируют для санитарной вырубки лесных посадок. С помощью тяжеловесов можно вытаскивать большие деревья в труднодоступных для трактора местах. Помимо этого на отдаленных угодьях более выгодным считается содержание лошади, чем специализированной техники.

Внешний вид

Внутри разновидности известно несколько типов. Представители йоркширского направления отличаются сухой фактурой. Лошади из Кембриджшира и Линкольншира обладают выразительными щетками на конечностях и более костисты.

Характеристика масти

У жеребцов может быть несколько вариантов окраса - гнедой, вороной, рыжий и седой. Белый встречается редко. Согласно стандартам допустимы светлые пятна на теле. Часто у самцов наблюдется расположенная от носа ко лбу белая полоска.

В отношении чистоты породы у кобыл возможна небольшая вольность. Помимо основных допускается чалая масть. Количество отметин также не подлежит строгому регламентированию.

Особенности экстерьера

Животные этой разновидности отличаются крупной костью, широкой грудиной и мощными конечностями. Это делает их сильными и выносливыми. Лошади обладают отличным аппетитом и хорошо держат корпус.

Таблица 1. Характеристика

Параметр оценки Характеристика
Рост в холке От 165 до 180 см. Средний показатель у самцов колеблется от 166 до 176 см. Кобылы немного меньше. Встречаются особи, чей рост превышает 190 см.
Вес До 1,2 т.
Голова Массивная и увесистая.
Шея Небольшая, мускулистая с высоким выходом.
Глаза Большие, выразительные.
Уши Небольшие, компактные.
Нос Одним из признаков разновидности является маленькая горбинка.
Грива Красиво ниспадающая, пышная и густая.
Круп Широкий и поджарый.
Холка Низкая.
Хвост Высоко посаженный.
Грудная клетка Широкая, мускулистая.
Спина Прочная, ровная, небольшая, с крепкими плечами.
Конечности Мощные и длинные.
Копыта Широкие, крепкие и плоские.
Шерсть Для волосяного покрова типично наличие густых фриз - ниспадающей от колена длинной шерсти.

Некоторые животные вырастают до 2 и более метров

Стандарты породы

Согласно правилам минимальный порог показателей следующий:

  • рост в холке жеребца - от 173, кобылы - от 163 см;
  • масса тела - от 900 кг;
  • обхват грудины - от 215 см;
  • пясть передней ноги - от 25 см.

На основании характеристик пясти делают вывод о качестве сухожильного аппарата и костяка. У тяжеловозов встречается преимущественно округлая форма без ярко выраженных очертаний сухожилий.

Оценивая лошадь, много внимания уделяют характеристикам конечностей. Тазовые кости должны быть прямыми, а дистальные участки покрыты щетками. У шайров длинные и сильные ноги с пышными фризами на скакательном и запястном суставах. Копыта - крупные, позволяющие выдержать вес лошади.

Особенности хода

Этот параметр зависит от массы тела и размеров. Некоторые особи предпочитают размеренный шаг. Более подвижные легко справляются с телегой. Рысь не характерна для этой породы и является отклонением от стандартов.

Характер шайров

Лошади отличаются уравновешенным и спокойным нравом.

По отзывам заводчикам представители этой породы легки в управлении и послушны. Это качество сделало их востребованными для улучшения «непослушных» разновидностей.

Они очень терпеливы, особенно к детям. Не боятся вступать в контакт с другими видами животных. Эти тяжеловесы очень чувствительны и сильно привязываются к хозяину.

Достоинства и недостатки породы

Питомцам свойственно множество положительных качеств, среди которых следующие:

  • большая грузоподъемность;
  • спокойный темперамент;
  • трудолюбие;
  • хорошая обучаемость;
  • неприхотливость в содержании;
  • дружелюбность.

Среди недостатков фермеры выделяют большой аппетит. На протяжении суток одно животное съедает почти в 2 раза больше представителей других пород.

Помимо этого к небольшим минусам относят следующие характеристики:

  • повышенную фризистость;
  • недостаточную приземистость у некоторых особей;
  • сырость.

По мнению заводчиков эти недочеты будут исправлены в обозримом будущем.

Под «фризистостью» понимают густую и большую гриву, хвост, а также характерные щетки на нижней части конечностей. Эти признаки встречаются у фризских лошадей. При скрещивании они частично перекочевали к шайрам.

Размещение, правила гигиены и кормление этой разновидности практически не отличается от содержания других тяжеловесов. Коррекцию следует сделать в части расхода кормов и обустройства помещения из расчета высоких показателей роста животных.

Обустройство конюшни

Поскольку это искусственно выведенная разновидность, в естественной среде животные практически не встречаются. Обязательным условием для их разведения является наличие стойла.

Существует ряд требований к организации конюшни:

  1. Помещение. Хорошим вариантом будет бокс с паддоком - примыкающим загоном.
  2. Параметры. Большие габариты шайров диктуют соответствующие размеры помещения. Оптимальный вариант длины и ширины - 5×5 м, высоты - 3 м.
  3. Стены. При строительстве необходимо использовать теплоизоляционные материалы. Они позволят поддерживать нужный микроклимат. Между стойлами делают металлические перегородки. Деревянные не подходят, поскольку лошади могут грызть древесину. Разделители должны быть в 2 раза меньше высоты помещения.
  4. Пол. Делается из нескользящего покрытия. Это поможет избежать возможных травм. Учитывая вес лошадей, необходимо сделать его прочным. Для этих целей подойдет керамзит. Этот материал прочный и не скользящий. На пол нужно выложить толстый слой опилок.

  1. Двери. Лучшим вариантом для денников являются раздвижные двери с 2-мя или 3-мя оцинкованными засовами.
  2. Дополнительные устройства. Автопоилки, кормушки и ясли должны быть выполнены из натуральных материалов. Любые токсичные примеси вредны для организма тяжеловесов. Поскольку шайры являются высокими животными, устанавливать это «снаряжение» необходимо выше, чем для остальных разновидностей лошадей.
  3. Вентиляция. Каждое стойло следует снабдить вентиляционным отверстием.

  1. Освещение. Желательно его поддерживать на уровне 200 люксов. Продолжительность светового дня - 16 часов. Это положительно отразится на работоспособности и настроении питомцев. Для увеличения потока света в помещении должно быть много окон.
  2. Температурный режим. Оптимальная температура содержания - от 13 до 15°С. Летом приветствуется прохлада, а зимой тепло.
  3. Влажность. Максимально допустимый порог - 60%. Необходимо избегать сырости и сквозняков.

Шайры считаются неприхотливой породой. Они отлично справляются и с холодом, и с жарой.

Уборка и гигиена

Ежедневное очищение стойла - главное правило разведения лошадей. Скопление навоза и других отходов жизнедеятельности приводит к тяжелым последствиям для здоровья питомцев. Помимо этого образуется неприятный запах, затрудняющий процесс уборки. Также необходимо регулярно менять подстилку, мыть пищевой инвентарь и чистить стены.

  1. 1 раз в неделю необходимо полное мытье с использованием щетки и специального шампуня для лошадей.
  2. Фризы очищают после каждого загрязнения.
  3. Не рекомендовано купание в сильную жару.
  4. После чистки шерсть промокают шерстяной тряпкой или сушат на солнце.
  5. Чтобы сохранить хвост и гриву, плетут косы.

Для профилактики мокрицы конечности и копыта скрупулезно очищают от грязи и посыпают опилками. Спустя 2 часа их удаляют.

Видео — Уход за лошадьми

Технология кормления

Достаточное количество сбалансированного рациона считается залогом здоровья крупногабаритных пород.

Главное отличие схемы питания шайров состоит в отсутствии необходимости использования концентратов и пищевых добавок для ускорения роста.

  1. Свежая питьевая вода всегда должна быть в открытом доступе.
  2. Оптимальным кормом является трава, травяная мука, сено и овощи.
  3. В сутки лошадь ест от 15 до 20 кг пищи, некоторые особи - до 25 кг.
  4. Если существует необходимость в использовании концентратов - подойдет жмых. Рекомендуемая норма составляет 7 кг в сутки.
  5. Лошади очень любят морковь, яблоки и кормовую свеклу. Полезно обогащать рацион капустой.
  6. У животных постоянно должна быть в наличии поваренная соль.
  7. Овес и сено кладут в разные емкости. Частота кормления - 5 раз в день. Оптимальная дозировка - 12 кг сена и 10 кг зерновых на каждые 500 кг животного.

  1. Необходимо плавно переходить от кормления свежей травой к сену. В противном случае пищеварительная система животного не успеет выработать необходимые для его переваривания ферменты. Это чревато диареей.
  2. После родов самку нельзя перекармливать. Овес следует исключить на несколько дней из схемы питания. Перед каждым приемом пищи дают овсянку, положительно влияющую на выработку и качество молока.

Спустя 10 недель после рождения жеребенка постепенно отлучают от питания материнским молоком. Начинают этот процесс со скармливания измельченного овса и овсянки.

В наши дни шайры не относятся к популярным породам. В Европе, например, насчитывается всего несколько сотен представителей этой породы. Однако селекционная работа над этой разновидностью продолжается и возможно в ближайшем будущем эта разновидность вновь станет актуальной.

Среди множества зверей, которых человек использует, с которыми просто дружит и тесно общается – лошади. Они, пожалуй, самые крупные прирученные животные. И среди этих больших друзей человека есть настоящие гиганты – лошади породы шайр .

Описание лошади шайр

Порода шайр относится к тяжеловозам. Свою родословную она ведет из средневековой Англии, где таких лошадей использовали не только для перевозки тяжестей, но и в военных целях, ведь рыцари в доспехах весили немало, и не каждое животное могло долгое время выдерживать такой груз.

Для выведения новой породы скрещивались фландрские и фризские лошади с местными. Несколько сотен лет селекционеры добивались поставленных целей, и результат превзошел все ожидания.

На данный момент стандарт подразумевает три различных масти: гнедые, вороные и серые. Допустимы небольшие белые пятна, белые чулки на ногах. Главное отличие лошадей шайр в их размере – рост жеребца от 173 см., вес от 900 кг., грудь от 215 см. в диаметре, пясть от 25 см. в диаметре.

Это минимальные значения и в среднем их превышают. Сложение пропорциональное, грудь, спина, крестец широкие. Самый крупный из зарегистрированных – жеребец Самсон (Мамонт), высотой в холке 2,19 метра и весом 1520 кг.

Особенно ощутимо можно увидеть разницу с обычными лошадьми, когда рядом стоит человек. Можно увидеть на фото шайра , что эти лошади намного крупнее привычных для нас животных.

Часть ноги, называемая пястью, имеет определенное значение и указывает на структуру сухожилий и связок. У различных пород эта часть ноги разная, у тяжеловозов пясть округлой формы. Фризы (волосы на нижней части ног) у этой породы густые и длинные.

Голова крупная, с широким лбом, уши небольшие, короткая шея. На носу имеется горбинка. Тело мускулистое, ноги сильные, мощные, копыта большие. Хвост высоко посажен. Грива пушистая, длинная. Ее природную красоту украшают сами хозяева посредством плетения различных кос, а так же вплетения в гриву ярких лент.

Внутри породы так же имеются небольшие отличия по внешнему виду, в зависимости от того, откуда они родом. Так лошади их Йоркшира более сухопарые и выносливые. Кембриджские более костисты и фризы на их ногах длиннее.

Среда обитания и особенности породы шайр

Как было сказано ранее, порода шайр выводилась в Англии, позднее оттуда стала распространяться сначала в Ирландию и Шотландию, а потом и по всему миру. XVI век нуждался в тяжелых лошадях, которые участвовали в военных походах. Позднее на лошадях выступали рыцари на турнирах.

В XVIII веке дороги улучшили, по ним стали ходить тяжелые дилижансы, которые могли тянуть только крупные шайры. Популярность этой породы возросла еще больше. В XIX веке стало активно развиваться сельское хозяйство, и выносливые и послушные великаны стали главной рабочей силой.

В начале XX века порода была широко представлена в США. Но, по окончании второй мировой войны, необходимость в крупных постепенно отпала.

Люди стали передвигаться на другом транспорте, а содержать такую крупную лошадь было затратно, поэтому фермеры предпочли отказаться от этой породы в пользу более маленьких .

Если в 1909-1911 гг. в соединенных штатах было зарегистрировано более 6600 особей, то уже 1959 году осталось всего 25 представителей породы! Шайры постепенно вымирали.

Сейчас порода вновь набирает популярность во всех странах. Во многом это благодаря консервативных англичанам, для которых шайры это не просто сильные, полезные и практичные животные, но часть истории. Общество шайрской породы вручало ежегодную премию лучшему скакуну этой породы.

Сумма была довольно внушительной – 35 тыс. фунтов стерлингов. Так же возрождению популяции помог рост рынка сбыта за рубежом. сейчас во многом играют эстетическую роль. Проводятся многочисленные выставки, представления, турниры, смотры и аукционы.

Уход и цена лошади шайр

Иначе у шайра может появиться мокрица на ногах. Это неприятное заболевание, которое легче предотвратить. После прогулки нужно вымыть ноги и копыта, присыпать их опилками и позже вычесать.

За гривой и пышным хвостом особого ухода не требуется, нужно лишь вычесывать их, и очищать от загрязнений. В жару можно заплетать из гривы косу, чтобы волосы не путались. В летнее время нужно мыть лошадь два раза в неделю шампунем с использованием кондиционера.

Английского тяжеловоза шайра можно купить, но нужно быть готовыми к тому, что цена на взрослую лошадь довольно велика, и доходит до 1,5 миллиона рублей. Купить жеребенка можно по цене от 300 тысяч.

Но окончательная стоимость будет зависеть от многих факторов. В первую очередь на цену влияет возраст и пол. Естественно, дороже ценятся здоровые лошади, имеющие соответствующие сертификаты о своей родословной и подтверждение от ветеринара, что животное здорово, ему вовремя ставились прививки и прочее.

Немалое значение имеют так же и награды, достижения животного на различных выставках, соревнованиях. Придают значение так же экстерьеру. Обращают внимание на то, кто продавец, какова его репутация. Ну и, естественно, если животное находится далеко, то за его перевозку тоже платит будущий хозяин.

Питание лошади шайр

Каждый хозяин выбирает сам, чем кормить своих питомцев. Все могут содержаться на концентрированных кормах, но наличие сена и травы обязательно. Шайры ввиду своих больших размеров едят намного больше.

За сутки тяжеловозы съедают 12-15 килограммов сена или травы. А вот концентратов им не требуется, давать их стоит совсем не много. Подкормок для роста вовсе не нужно.

Лучше всего в качестве питательных добавок включать в рацион травяную муку, жмых. Летом такого корма можно давать от 5 до 7 килограммов. Так же ваш питомец будет рад овощам и фруктам – свекле и моркови, яблокам. Чистое питье у животного должно быть всегда.

Размножение и продолжительность жизни породы

При разведении породы имеет значение не только внешний вид коня шайр, но и кобыла тоже выбирается по своему стандарту. Она должна быть обязательно пропорциональной, такой же, как самец, только меньше по всем параметрам.

Племенная книга породы закрывалась на какое-то время, но сейчас ее возобновили и построили по другому принципу. К приплоду относятся очень строго, чтобы быть уверенными в именитости того или иного жеребенка, ему делается ДНК тест.

Всех животных заносят племенную книгу, но в различные разделы. Новорожденные особи женского пола от чистокровного отца и незарегистрированной кобылы относятся к категории «А».

Эту кобылку покрывает чистокровный жеребец, их потомство относится уже к категории «В». Если потомство снова женского рода, то она снова покрывается зарегистрированным жеребцом и уже их потомство считают чистокровным. В среднем лошади живут 20-35 лет, но многое зависит от условий содержания и ухода.



 

Возможно, будет полезно почитать: