Сиддхи – приятное дополнение к выполнению принципов Ямы Ниямы. Сиддхи – древнейшее искусство счастливой жизни и бессмертия

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.

Ведь именно понимание этих принципов (Яма Нияма – это принципы устройства мироздания, следование которым помогает жить в гармонии с собой самим, чувствовать счастье и радость, а нарушение приводит к дисгармонии: страданиям, болезням и всевозможным сложностям).

Так же в этой статье затрону тему сиддхов – сверхспособностей, которые автоматически открываются для человека выполняющего принципы Ямы Ниямы.

Универсальные принципы Ямы Ниямы.

Говорят, что в каждой религии, в каждом духовном направлении есть свои предписания, советы и запреты, отличия действительно есть, но есть и общие черты, которые и показывают, что данный путь – истинен.

Чем меня с самого начала привлекла йога – в ней крупицы истины собраны в такую приличную горку, что дай Бог сил забраться. Конечно после искажений и заблуждений тоже скопилось порядочно, но на то йога и призывает , чтобы можно было отделить зёрна от плевел. Так или иначе, наука йоги не имеет монополии на универсальные знания и принципы, которые в ней называются Яма Нияма, они так или иначе указываются во всех истинных духовных направлениях и религиях. Да и любой действительно обладающий мудростью человек даже без книг и внешних примеров на основе имеющейся интуиции (без интуиции мудрым человек всё равно не будет), откроет эти принципы и будет им следовать.

Но помимо общих характеристик преимуществ следования Ямам Ниямам, их выполнение приносит дополнительный очень приятный эффект.

Сиддхи (сверхспособности) от выполнения Ям Ниям

По Ямам:

1)Так, если человек преуспел в Ахимсе: ко всем искренне, даже на уровне подсознания доброжелателен, то рядом с ним успокаиваются даже враждебно настроенные существа и люди . Таким образом святые находили общий язык с медведями, тиграми и кобрами, которые не особо дружат с обычными людьми.2) Человек преуспевший в выполнении Сатьи – говорящий только конструктивную правду , приобретает сиддху-сверхспособнсоть благодаря которой все его слова материализуются (сказал что завтра будет солнце – завтра солнце, сказал что завтра выпадет снег, выпадет снег, даже если в он там где снега обычно не бывает).

3) Астея , которая часто переводится как не стяжение (человек не жаждет чего-то, что у него нет будь то деньги, вещи, другие люди, а просто живёт тем что есть, со спокойствием и благодарностью на сердце) при выполнении эта Яма гарантирует человеку то, что всё, что ему действительно будет нужно появится в его жизни без всяких усилий, придёт совершенно естественно. 4) Аппариграха – не привязанность к тому что имеем, будь то вещи, другие люди или даже наше собственное тело, позволяет человеку осознать, что мы — это не только наше тело, а вечные прекрасные души и как следствие такая не привязанность позволяет вспомнить прошлые жизни.

5) Брахмачарья – контроль энергии, естественно приводит к тому, что у человека возмростает имеющаяся у него энергия…а так как всё в нашем мире – энергия, то «творить чудеса» становится очень просто. Любое жизнеописание христианского святого или великого йога переполнено примерами таких проявлений (и материализация, и изменение веса, и скалы двигают, и воду вспять поворачивают, и летают…в общем, на что воображения и Божественного соизволения хватило, то и творят).

Историй о том, как йоги играют с материей хватает, достаточно одну прочитать.

По Ниямам:

1) Сауча – чистота. При соблюдении этой ниямы человек становится безразличным к проблемам тела – ну хочет оно есть, ну и ладно, надо – покормим, но это на настроение никак не влияет, как будто с кем-то другим происходит. То же самое с болезнями. Обычный человек, когда болеет психологически себя тоже нехорошо чувствует, а тут болит что-то или не болит — это не влияет. Святой всегда настроен на радость, на свою Совершенствуется Сауча не тем, что человек в ванне всю грязь с себя стёр, а именно сердечной чистотой – нет негативных чувств ни к кому, ни что не омрачает радость и лёгкость, ни что не блокирует работу .2) Сантоша – удовлетворённость. Если человек не жаждет того чего у него нет, не привязан к тому что у него есть, всех любит и желает добра, то естественно возникает состояние удовлетворённости жизнью. Внутреннее приятие с благодарностью всего что происходит, поднимает сознание человека на очень высокий уровень, позволяя соприкоснуться с таким аспектом нашей изначальной Природы, как Ананда – вечно-новое блаженство. Если коротко, то любые намёки удовольствий и радостей обычной среднестатистической жизни в сравнении даже с бледным отблеском Ананды – это как маленький огонёк свечи в тёмном лесу, по сравнению со сверкающими, залитыми солнцем равнинами свободы в ясный солнечный день. Поэтому Сантоша считается высшей добродетелью – выполнение этой Ниямы позволяется ощущать Неземное Блажество.

3) Тапасья – самоограничение, дисциплина. Это Нияма очнеь связана с Ямой Брахмачарья – контролем над энергией. И вместе они позволяют невероятным образом увеличить свой энергопотенциал и мудро направлять энергию на то, что действительно принесёт пользу. Тапасья часто ассоциаируется с аскезами. Аскезы – это добровольно наложенные на себя ограничения, через выполнения которых человек хочет получить какую-то вещь или способность. Очень часто именно через аскезы люди получают сверспособности (летать, по стенам ходить, мысли читать…любые необычные таланты и способности можно отнести к этим сверхспособнсотям, например история о царе Мидасе, от прикосновения которого всё превращалось в золото). В общем сверхсопособности могут быть любыми, но грамотные Мастера и Святые чётко предупреждают — пока человек сильно отождествлён со своим телом-умом, пока эго сильное и много желаний, лучше не иметь никаких сиддх, иначе они обернуться против самого человека и его же немудрыми действиями замедлят путь эволюции души, принесут много проблем и страданий, что в том числе и с вышеупомянутым Мидасом и приключилось.

4) Свадхьяя — Самоизучение . Внимательное наблюдение за своими мыслями, чувствами, стремлениями позволяет всё глубже и глубже осознать, что мы — это не наши мысли, и чувства, не наше тело, что мы это…кто Мы? Можно дать ответ, что мы души, что мы сотворены по образу и подобию Бога, можно много что сказать, но пока эти слова не будут осознаны каждой клеточкой нашего существа, не трансформируют , они останутся просто словами. Настоящее Самоизучение позволяет осознать истину всецело, оно трансформирует и даёт возможность ответить на самые важные в жизни вопросы. Но это будут уже не слова, это будет глубинный опыт превышающий уровень слов.

Считается что тот человек который преуспел в Самоизлучении начинает видеть Бога в том аспекте, который более всего ему нравится. Поклоняющийся Христу будет видеть Бога, как Иисуса Христа, поклоняющийся Кришне – как Кришну, поклоняющийся Будде – как Будду, поклоняющийся Божественной Матери в форме Кали, как богиню Кали…и тд.
5) Ишвара Пранидхана – полное доверие Всевышнем, . Что даёт выполнение этой Ниямы, кроме спокойного сердца полного уверенности, что всё всегда происходит наилучшим образом? Ведь Бог всех нас так любит и всегда действует наилучшим образом для каждого… можно сказать что приходящий от этой мысли покой сердца углубляется на столько, что автоматически приводит к высочайшему состоянию блаженства и осознания истины, какое только возможно. В йоге это состояние называется Самадхи. И всеми признанный классификатор йоги Патанджали поставил его восьмой, последней ступенью на которую практикующий йогу должен подняться.

Что такое самадхи сказать словами тоже нельзя (всё изреченное уже ложь), но составить определённые представление можно, вот в этой статье я много на эту тему написала — Йога суфиев на примере поэмы «Большая касыда».

В завершения темы Сверхспособностей, достигаемых через выполнение Ям Ниям, скажу только, что можно их развивать как самоцель. Допустим, я захотела научиться летать, или мысли читать, для этого, развивая свою концентрацию, выполняя определённую дисциплину (тапасью), соблюдая брахмачарью (не расходуя попусту энергию на удовольствия), и ещё желательно молясь об исполнении этого желания выбранному мною Божеству, получаю желаемое.

Если Астея не проработана захочется больше и больше..и так до тех пор, пока человек не устанет от разочарований и ненужной беготни и не возжелает Единства с Богом – Самадхи.

Лучший способ достижениям прогресса в Ямах Ниямах — это медитация, ведь Ямы Ниямы отражают естественные склонности и качества нашей Высшей Природы, когда мы не находимся под влиянием нашего эго, а как раз-таки и ускоряет процесс очищения эго.

В следующем видео Свами Криянанда рассказывает в том числе историю напрямую показывающую отношение реализованных йогов к сверхспособностям. Кроме всего прочего в этом видео упоминается тема внутреннего света, который многим практикующим начинает быть виден в медитации, на тему внутреннего света можно почитать в статье

Опасность сиддхов-сверхспособностей, ещё и в том, что пока у человека мало энергии и нет особых талантов он мало кому интересен, а вот если человек становится сильным, то им начинают активно интересоваться не самые светлые силы, все святые проходили определённые искушения. Иисусу Христу и Будде, предлагала власть над всем миром, они прошли испытания, многие святые тоже прошли, но возможно о многих, которые-таки не устояли мы даже не знаем. Люди часто не представляют какие проблемы могут быть у тех, кто стал сильнее и могущественнее.

Йога очень убедительно советует не искать сверхспособностей ради них самих. Работайте над чистотой сердца, над не привязанностью к вещам, над самоконтролем и устремленностью к Сверхсознанию, к Богу – это будет лучшее ускорение и защита на духовном пути жизни (все здесь стоят на духовном пути) и лучшая гарантия счастья. И пусть сверхсопособности останутся для вас тем, чем они и являются — приятным дополнением к всё возрастающей внутренней чистоте и бескорыстию.

Счастья вам мой дорогой читатель, пишите комментарии до встречи в реальности йоги.

Статьи, которые ещё полнее раскрывают тему Ямы Ниямы здесь:

И ещё видео в которых так же рассказывается про сиддхи:

Сиддхи — это широкое понятие. Кроме наивысшего успеха в духовной практике, оно также означает совершенства, которые могут быть проявлены в реальности, на грубом физическом уровне. Как войти в это состояние?

Древнее предание об Учителях Сиддхи

Легенды рассказывают, что много тысячеле­тий тому назад на тер­ритории современной пусты­ни Гоби существовало очень развитое и процветающее госу­дарство. Высокий уровень общего достатка, гармонии внутренних и внешних отно­шений Светлого Царства, большая продолжительность жизни граждан страны объ­яснялись активным участием в ее делах таинственных Учи­телей Сиддхи¹.

Эти мудрые личности наставляли людей на путь лучшей жизни еще за­долго до того, как на Земле появились первые очаги ци­вилизации - древнеиндий­ская, шумеро-вавилонская, египетско-халдейская и пр.

В чем заключается учение Сиддхи?

В основание этого учения была положена идея о том, что все люди едины со вселенским разумом, как лучи солнца с солнцем, едины с Господом, который есть все и выражает Себя в человечестве и Своих творениях. Таким образом, все человечество - единая семья, и каждый новорож­денный, независимо от касты и вероисповедания родите­лей, является полноправным ее членом…

Когда же исполнилась мера времени, гласят преда­ния, учителя Сиддхи ушли в иные измерения, оставив по­сле себя систему правите­лей, основанную на солнеч­ном учении. Однако не про­шло и двух десятилетий по­сле их ухода, как последова­тели Наставников забыли о том, что все исходит от Все­вышнего.

Постепенно они ут­ратили всякое понятие и вос­приятие духовности, увлек­лись материальным и сильно возгордились, считая все свои достижения исключи­тельно собственной заслу­гой. Личностные концепции правителей, основанные уже на временных и преходящих ценностях, внесли сумятицу в единое верование и вызвали большой разброд в мыслях подопечных.

Эти деяния “па­стырей” вскоре привели Им­перию Справедливости к упадку. Но семена Сиддхи не по­гибли в зыбучих песках. Рас­сеянные ветрами перемен по всему миру, они, каждое в свое время, дали всходы в Атлантиде и Китае, Месопо­тамии и Греции, в мировоз­зренческих концепциях ариев и ацтеков.

Что говорят Сиддхи о бессмертии человека?

Во всем многоаспект­ном учении Сиддхи самой ин­тересной и наиболее акту­альной темой является кон­цепция физического бес­смертия человека, его веч­ной молодости и долголетия.

Неужели нельзя избе­жать смерти? Этот вопрос становится сегодня главным для всех свободно мыслящих существ, неравнодушных к смыслу жизни и развитых ду­ховно.

И вот как на него отве­чают Сиддхи. Человеческая плоть развивается из такой же индивидуальной клетки (семени), как и тела расте­ний. Все наши клетки, неза­висимо от того, какую функ­цию выполняют те или иные их группы, сохраняют свойст­ва той, из которой произош­ли — изначаль­ной искры всякой жизни на земле.

Это семя является носителем Бо­жественного, или сокрытого, огня жизни, который связы­вает нерушимой цепью во­едино все поколения и виды живых существ, заключая в себе их жизненную силу, на­зываемую также Вечной Мо­лодостью. Эта сила разлита в клет­ках человеческого тела.

Если листья самого старого дере­ва так же молоды, как и семя, из которого оно выросло, то и наши клетки должны оста­ваться такими же вечно юны­ми. По этой же аналогии, как в растениях, так и в наших те­лах не протекает неизбежный процесс старения.

От приро­ды мы не подвержены ни смерти, ни старению. А мо­жем погибнуть только от не­счастного случая, как, кстати, дерево - от молнии, урагана или действия иных чисто внешних факторов. Но учение Сиддхи, если его изучить фун­даментально, открывает некоторый умст­венный настрой, что помога­ет избегать даже такой гибе­ли.

Получается, что смерть существует только в нашей психике, то есть как некая программа в мозге, что руководит всеми процес­сами жизнедеятельности фи­зического тела.

Такая про­грамма служила в незапа­мятном прошлом вспомога­тельным средством естест­венного отбора. Но теперь естественный отбор уже не действует, во всяком случае, в человеческом обществе, а смерть остается.

Нормально ли это? Почему мы не мо­жем изменить эту програм­му? Потому что попросту не знаем, как это делается. Это же касается и столь обычного для людей одряхления, которое разви­вается лишь от незнания причин, вызывающих те или иные телесные отклонения от нормы, душевные расст­ройства, физические недо­могания. А не ведая о них, мы, соответственно, и не умеем избегать их.

В чем причина всех болезней?

Нам трудно понять, например, что болезнь - это прежде всего «нездоровье», то есть отсутствие покоя - сладост­ной и радостной умиротво­ренности духа, отраженной посредством воздействия человеческого разума (позитивного мыш­ления, умонастроения, психиче­ской установки) на все части тела. Это касается и обычно­го недуга, и того, что приво­дит к преждевременной кон­чине.

Сиддхи говорит: если правильно поддерживать те­лесный тонус, плоть сумеет отразить любую инфекцию - будь это грипп или чума. Адепты учения не боялись вирусов и никогда не болели. Ключи от вечной моло­дости и физического бес­смертия, учили Мудрые На­ставники, - в сознании лю­дей.

Как обрести Вечную Молодость?

Молодость - это Отече­ское семя Любви, посажен­ное в божественную форму, в самобытную личность чело­века с его сознанием и те­лом, то есть духом и матери­ей, органически и нераздель­но слитыми в нем. Чтобы вы­звать к жизни Бессмертие - нетленность физи­ческого тела, необходимо, утверждали Сиддхи, обрести сознание младенца (“Будьте как дети”, призывал Иисус).

Как войти в состояние младенца?

Техника выполнения:

  1. Нужно представить, говорили Сиддхи, что внутри вас Божественное Дитя.
  2. Сказать себе вслух пе­ред сном: “Я постиг, что внут­ри меня - вечно юное и пре­красное духовное тело радо­сти. У меня прекрасный ду­ховный разум, глаза, нос, рот, кожа; у меня тело Боже­ственного Младенца. Сего­дня оно совершенно”.
  3. Повто­рить это несколько раз и спо­койно поразмышлять над смыслом этих слов, помедитировать.
  4. Проснувшись утром, сказать себе: “О да, дорогой (имя), у тебя внутри божест­венный алхимик».
  5. Приступая к дневным трудам, следует повторять про себя: “Внутри меня - совершенная Боже­ственная форма. Наконец-то я стал тем, кем всегда хотел быть! Каждый день я мыслен­но представляю свою пре­красную сущность, а затем претворяю этот образ в жизнь! Я - Божественный Младенец, я больше никогда ни в чем не буду нуждаться”.

Научитесь постоянно под­держивать в себе отличное самочувствие и здоровье посредством таких самоустановок: “Мой разум наполняет Безгранич­ная Любовь, возбуждающая мое тело своей совершенной жизнью”.

И еще - научитесь смеяться, как дети. Улыбка, идущая от сердца, - это ду­ховное расслабление, она являет собой прекрасное художественное творение Внутреннего Бес­смертного Правителя чело­века. Улыбнувшись искренне, скажите вслух или про себя: “Я желаю всему миру добра. Да будут все люди счастли­вы!”

Духовная сила этих слов вызовет все необходимые превращения в теле. Мерт­вые и изношенные клетки от­падут, а родится золото обновленно-здоровых органов и кожи. Просто необходимо быть уверенным, что “боже­ственный алхимик вечно кует в храме новые, пре­красные дочерние клетки. Дух молодости, здоровья и долголетия постоянно пребывает в теле - этой божест­венной форме человека”. Так учили древние Сиддхи.

Андрес Лерман

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Сиддхи - сверхъестественные силы, способность творить чудеса. Обычно этот термин встречается в литературе пойоге и буддизму Ваджраяны. Сиддхами также называют великих йогинов (махасиддхов) (Википедия).

Гоби - обширный регион в Центральной Азии (на территории Монголии и Китая), характеризующийся пустынными и полупустынными ландшафтами (

СИДДХИ – мистические способности, проявляющиеся у человека в ходе духовного развития.

В Бхагават- гите Вьясадева дает секретарю сына, Санджайе, способность видеть на расстоянии, не утомляясь и не испытывая ни голода, ни жажды и слышать все диалоги, знать все мысли, которые возникают у воинов на поле боя Курукшетра. Такое явление называется гуру-сиддха, ученик передает слова своего учителя без искажений. Эта сиддха приводит к тому, что сердце слушающего начинает меняться. Сам изначальный звук проникает в тело говорящего через Аджна-чакру и выходит через звук.В мантра-шастре говориться что, состояния гуру-сиддха можно достигнуть через мантра-сидху (совершенство в определенной мантре или мантре панчаратрики), повторив ее одну тысячу раз, умноженную на количество слогов в этой мантре. Например, вы достигнете совершенства в восемнадцатислоговой Гопала-мантре, – повторив ее 18000 раз; в двадцатичетырехслоговой Кама-гайатри, – повторив ее 24,000 раз и т.д. Харе Кришна маха-мантра не зависит от этого правила, так как даже один раз прочитав только Харе Кришна можно обрести высочайшее совершенство любви к Богу.
Достичь мантра-сиддхи значит, что человек обретает совершенство в определенной мантре и быстро получает блага или плоды этой мантры. В основном «сиддхи» означает достижение того, что предлагает мантра. Например, Хануман мантра-сиддхи дает даршан Ханумана и такие благословения как сила. В Брахманда Пуране приводится другой пример мантра-сиддхи: «Повторение Нрисимха Кавачи 32000 раз с чистым сердцем дарует самое благоприятное из всех благоприятных вещей. Материальное наслаждение и освобождение считаются уже доступными такой личности». Сам Господь Брахма сам достиг совершенства мантра-сиддхи, прочитав Гопала-мантру тысячи раз, далее, в трансе медитации, Брахма увидел Господа Говинду и духовный мир Голока Вриндаваны.

Основные сиддхи:
анима — становиться меньше наименьшего;
махима — больше наибольшего;
лагхима — легче наилегчайшего;
прапти — получать желаемое;
ишитва — создавать что-либо необычное или разрушать одним усилием воли;
пракамйа — исполнять любые желания
вашитва — управлять всеми материальными элементами;
камавасайита — быть способным творить невозможное.
Второстепенные сиддхи:
анурмиматтвам — невосприимчивость к голоду, жажде и т.д.;
дурашравана — возможность слышать на очень далеком расстоянии;
дурадаршанам — возможность видеть на очень далеком расстоянии;
маноджавах — передвигаться со скоростью света;
паракайаправешанам — внедряться в тела других живых существ;
сваччханда мритйу — способность умереть по своему желанию;
деванам сахакридадаршанам быть очевидцем игр полубогов и апсар;
санкалпа самсиддхи — максимально использовать свою решимость;
апратихатагатих — беспрепятственно повелевать другими;
камарупам — принимать любую желаемую форму;
акаша-прадип — возможность греться от любого источника тепла, удаленного на любое расстояние.

Это основные из второстепенных сиддх, на деле разновидностей мистических сил насчитывают несколько десятков.
Но самая значительная сиддха называется СИДДХА-ЛАЛАСА – стремление к духовному совершенству. Она открывает и все остальные сиддхи.
Приведем пример проявления сиддх, известный практически всем. Иисус продемонстрировал некоторые мистические силы, необычайные для Запада, но хорошо известные йогам в Индии. В Евангелиях сообщается, что Иисус ходил по воде – йоги также обладали способностью (лагхима-сиддхи) становиться легче воздуха и, ходить по воде. Иисус умножал хлеб и рыбу – йоги тоже могли умножать свой собственный образ, (камавасайита-сиддхи) и переносить возможные предметы, включая хлеб и рыбу, с далекого расстояния (прапт — сиддхи). Далее, Иисус исчез из гроба, придавленного огромным валуном – йоги тоже способны были уменьшаться до самых маленьких размеров (анима-сиддхи), чтобы спастись от демонов.
Эти чудеса не были редкостью в ведической культуре, и чудеса, явленные Иисусом, слишком похожи на чудеса индийских йогов, чтобы считать это случайным совпадением.

Положение, в котором находится живое существо, связано также с его сенсорными возможностями. Любой человек, который находится в материальном мире, некогда обладал и может обладать восьмью основными мистическими совершенствами. Что такое мистические совершенства? Это, как мы говорим, сенсорные, экстрасенсорные совершенства: гипноз, телепатия, знать прошлое, настоящее, будущее и т. п. Есть разные способности. Например, по предмету можно узнать всю судьбу человека, по фотографии вылечить или, наоборот, убить. Есть разные возможности, и все это реальность. Они действуют. Сейчас в США рассматривают проект закона об астральном преступлении, то есть, в уголовном порядке будут наказываться люди, которые заказывают кого-то астральным киллерам. Можно, в самом деле, на астральном плане убить любого человека. Поскольку люди лишены знания о том, что есть другие миры, другие проекции, через которые можно воздействовать, то они даже не знают, от чего умирает человек и что его можно убить на астральном плане. Нанимается киллер, платятся деньги, на астральном плане он приходит во сне и убивает человека. Никакого состава преступления на материальном уровне. Просто у человека во сне остановилось сердце. Американцы в своих научных исследованиях полностью это подтвердили и, более того, даже решили ввести в уголовный кодекс статью за это. Есть специалисты, которые разбираются в том, как найти таких преступников. Они тоже обладают определенными способностями.

Итак, есть 8 основных мистических совершенств, 12 подчиненных, всего около 94 мистических совершенств. Откуда такое их разнообразие? Все они являются нейтральными, добродетельными или негативными. 94 мистических совершенства имеют демоны. Они обладают всеми ими, но не употребляют никогда эти совершенства на благо, а только во вред. Демоны, или асуры, являются олицетворением зла в материальном мире, а суры, полубоги, являются олицетворением добра. Между сурами и асурами происходит вечная война. Асур на санскрите означает материалист. Асур – это и есть демон. Безбожие – это основное качество асура. Он пытается достичь всяких мистических совершенств, не принимая Бога. Такова асурическая природа.

Будьте осторожны! Увлечение сиддхами приводит к остановке на пути духовного развития!

Сиддхи - чудесные мистические силы, сверхъестественные способности.

О восьми великих сиддхах (ашта-сиддхи) говорится в таких текстах, как «Йога-таттва упанишада», «Йога-сутра» Махариши Патанджали, «Йога бхашья» риши Вьясы, «Йога-бхашья-виварана» Шанкары Бхагаватпады, «Таттва вайшаради» Вачаспати Мишры, «Мани-прабха» Рамананды Яти, «Тирумантирам» риши Тирумулара, «Тирумандира Джнянам» риши Боганатара и в других.

В «Уддхава Гите» (глава 5, шлоки 4-8) упоминается о двадцати трех сиддхах, о шестидесяти четырех сиддхах говорят риши Тирумулар («Тирумантирам», 631, 1426), риши Агастьяр в «Агастьяр Джняна кавийям», риши Боганатар в «Богар Карпам» (337), Рамалинга Свамигал в «Тируварутпа» (6-й тирумурай, 81), в «Йога-сутре» Махариши Патанджали говорится о шестидесяти восьми сиддхах.

«Восемь сиддх

Возможность становиться маленьким как атом;

возможность становиться большим как космос;

возможность становиться тяжелым как гора;

возможность становиться легким как воздух;

возможность принимать любой облик

и входить в различные тела живых существ;

возможность становиться невидимым

и проходить через различные преграды;

возможность обладать

мастерством высшего знания,

понимая каждое живое существо, зная о нем все;

возможность пребывать вечно молодым,

сияющим как огонь, не зная старения и времени.

Это восемь великих сиддх ».

Риши Тирумулар, «Тирумантирам» (тантра III, 649)

«В теле земном восемь сил можно обрести -

каковы же их имена?

Две из них обозначаются так: анима и махима.

Также нейтральные гарима и лагхима,

Восхитительные пракамья, прапати и ишитва,

Вечно желанная вашитва - вот имена восьми сил.

Это - силы богов, в адхарах обитающих,

Сокрытых сладкозвучием их лепестков ».

Риши Боганатар, «Тирумандира Джнянам» (3-4)

Хотя описание восьми великих сиддх варьируется от школы к школе, в основном говорится о следующих способностях:

Анима - способность уменьшаться до размеров атома. С помощью этой силы йогин может уменьшать размер и вес своего тела.

Махима - способность увеличивать тело до огромных размеров.

Гарима - способность стать тяжелым и твердым как гора.

Лагхима - дает легкость телу, делая его подобным перышку, и способность парить в воздухе и передвигаться по небу.

Прапти - сила увеличивать все по желанию (к примеру, накормить сотню людей одной чашкой риса), предсказывать будущее, читать мысли, понимать языки других людей, зверей, птиц; исцелять от любых болезней. Исполнение того, что йогин хочет, например, достичь луны и солнца.

Пракамья - сила притягивать удаленные предметы, исполнение любых желаний. Также это способность долго находиться под водой, быть невидимым, входить в тело другого (паракайя-правеша), оставаться молодым как угодно долго.

Ишитва - влияние на материальные и нематериальные объекты, господство над весом, обретение божественной силы возвращения ушедших из жизни;

Вашитва - влияние на умы существ, творение силой ума, к примеру, укрощение и управление дикими зверями. Способность подчинять других людей, духов, стихии природы.

Сиддхи контроля пяти элементов достигаются, когда внешние свойства элементов благодаря самьяме сливаются с внутренними качествами йогина, и различия внутреннего и внешнего устраняются. Слияние со стихиями нераздельно с учением Шат-чакра-йоги, относящимся к Шакти-янтре, и концентрацией на элементах и чакрах тонкого тела. Глубокое слияние с элементом (самьяма, т.е. медитативная погруженность, выполняемая йогином для достижения сиддхи, триада концентрация-медитация-самадхи) дарует йогину сиддхи влиять на погоду, климат и т.д.

Благодаря контролю над элементом земли в теле йогин обретает огромную силу, равную силе десяти тысяч божественных слонов - земных охранителей.

Благодаря совершенному контролю над элементом воды йогин обретает способность не гореть в огне и телесную гибкость.

Благодаря контролю над элементом огня, йогин достигает способности алхимически трансмутировать, материализовывать и заставлять исчезать любые предметы и субстанции. С элементом огня связаны сиддхи «самоходной кухни», поиска кладов и мирского богатства, а также потала-сиддхи (постоянное счастье), победа над болезнями и смертью, познание тонкого тела, способность покидать физическое тело по желанию и входить в тело другого, способность превращать металлы в золото, натирая их своими фекалиями или мочой, достигается способность испускать сияние и сжигать тело в момент смерти, не оставляя следов.

Благодаря контролю над элементом ветер достигается легкость тела, подобная вате, способность ходить по воде, левитация. Йогин может сидеть под водой, под землей, где нет доступа к воздуху, т.к. он может дышать с помощью тела, введя прану в сушумну. Также йогин может выводить тонкое тело из физического, покидать тело на несколько дней или даже на несколько лет.

Благодаря контролю элемента пространства достигаются способности летать, проникать сквозь любые препятствия и преграды, способность знать прошлое, будущее и настоящее, перемещаться в одно мгновение в любую точку вселенной (телепортация).

Совершенное овладение добродетелями Махавратам (Великого обета), описанными в «Йога-сутре» Махариши Патанджали, также может даровать сиддхи. К примеру, соблюдение ненасилия (ахимсы) создает миротворческую атмосферу вокруг йогина, нейтрализующую всякую враждебность, даже такую естественную, как между кошкой и мышью, или же, как говорится в текстах, между змеей и мангустом. Благодаря полной правдивости (сатья) слова йогина всегда оказываются истинными, а неворовство (астейя) безо всякого усилия приносит всевозможные сокровища. Нестяжательство (апариграха) открывает доступ к пониманию своего нынешнего и предыдущих рождений, а соблюдение целомудрия (брахмачарья) дает йогину огромную силу, наделяет его тело мощью и особой привлекательностью.

Согласно «Йога-шикха-упанишаде» (1.151-155) сиддхи бывают двух основных видов:

  • искусственные (кальпита-сиддхи),
  • естественные, спонтанные (акальпита-сиддхи, сахаджа-сиддхи).

Искусственные сиддхи возникают благодаря магическим камням, употреблению чудодейственных снадобий из трав (аушадхи), алхимических эликсиров (раса), тантрическим мантрам, ритуалам, которые подчиняют духов и ублажают богов (крийя), чародейству (джала). В «Йога-сутре» (4.1) Махариши Патанджали объясняет появление сиддхи благодаря соответствующей форме рождения (джанма), лекарственным снадобьям (аушадхи), чтению мантр, практике аскетизма (тапас) и йогическому экстазу (самадхи). В «Шива самхите» (III, 51-52) и «Гхеранда самхите» (V, 1-2) говорится о том, что практика пранаямы может даровать восемьдесят одну сверхспособность. «Йога таттва упанишада» (112-122) говорит об обретении сиддх с помощью использования определенных жестов (мудр).

Искусственные сиддхи проявляют сансарные боги, некоторые йоги-сиддхи, маги, шаманы и духи. Они не являются подлинной реализацией, хотя могут помочь на духовном пути.

Также к искусственным сиддхам относятся пракрита-сиддхи, возникающие благодаря опоре на внешние материальные элементы и устройства. Пракрита-сиддхи проявляют обычные люди и асуры.

Естественные сиддхи возникают из познания Всевышней Сущности - недвойственной природы Ума. Такое познание возникает в результате проникновения в естественную сущность «Я» (сахаджа-таттву). Обретение подобных сиддх приходит как результат интеграции сознания йогина с глобальными вселенскими силами, они основаны на пребывании в состоянии единства со Всевышним Источником, реализации состояний «единого вкуса» и «чистого видения». Их проявляют боги-творцы, риши и махасиддхи.

Для практикующего йогина сиддхи представляют огромную ценность, потому что они указывают на наличие процесса полного освобождения от законов природы и кармической предопределенности и разрушение структур обыденного восприятия. Сиддхи выражают качество мистического опыта, испытанного йогином, а их реальное переживание состоит во внутреннем преображении, состоянии единения со Всевышним Источником.

Однако чтобы правильно использовать сиддхи, йогин должен иметь состояние ума, направленное на помощь всем живым существам. Само по себе обретение сиддхи не является самоцелью. Оно лишь проявление, цветение чистых энергий реализованного йогина и подобно украшению естественного состояния. Многие святые рекомендуют остерегаться погони за сиддхами, чтобы они не заслонили основную цель.

Святой Рамалинга Свамигал в «Тируварутпа» говорит о приобретении сиддх, как о детской игре. Тамильский сиддх Паттинатар называет сиддхи «горьким сахарным тростником».

«Освобождение достигается только Знанием (джняна). Другими силами (сиддхи) такой плод недостижим. Однако стремящиеся очаровываются вредоносными мирскими радостями и чудотворными силами (сиддхи) и страстно ищут их ».

«Девикалоттара» (80)

Вся третья глава «Йога-сутр», называемая «Вибхути-пада», посвящена перечислению различных сверхспособностей, именуемых Махариши Патанджали сиддхи или вибхути. Однако затем Патанджали (3.37) говорит о том, что эти способности - только побочный продукт созерцательной практики йогина, и представляются достижениями лишь с точки зрения эгоистичного сознания, но являются препятствием в состоянии самадхи, когда стремление к Освобождению может потерять свою актуальность.

«Самадхи важнее, чем сиддхи

Многие йоги, которые стремятся к самадхи

ради восьми сиддх, имеют мало мудрости,

потому что высшее самадхи и сиддхи -

это полное слияние с Богом на всех уровнях.

Сиддхи не являются высшей целью практики

Тот, кто достиг восьми сиддх, не является сиддхом.

Лишь тот, кто достиг Божественного,

вошел в мир Шива-локи и стал един с Богом,

только такой практик является сиддхом.

Ему восемь сиддх открываются

в процессе практики спонтанно ».

Риши Тирумулар, «Тирумантирам» (тантра III (631, 671))

Согласно учению Лайя-йоги, йогин в первую очередь пытается добиться максимального погружения в созерцание естественного состояния. Когда такое созерцание глубоко, оно обретает силу и может двигать ветры в каналах, растворяя элементы в чакрах. Великой задачей практика Лайя-йоги является соединение праны и ума. Такое воссоединение именуется «сиддхи единства праны и ума». Оно достигается, когда прана входит в центральный канал и йогин обретает способность управлять ею силой только осознавания. Такое созерцание, соединенное с праной благодаря искусным методам Лайя-йоги (в особенности Джьоти-йоги), на высших стадиях реализации за одну жизнь приводит к достижению Радужного тела Света и всех восьми главных сиддхи.

По ходу дела Свами предупреждает: “Нам не следует забывать об истине. В действительности есть люди, хотя их и немного, которые вышли за границы пространства и времени и могут видеть прошлое, настоящее и будущее... Истина открывается только тогда, когда мы выходим за пределы чувственных ощущений и рассудочной деятельности. Целью практики йоги является достижение истины, то есть такого состояния, когда индивидуальная душа отождествляет себя с высшей душой или богом.” “Такое состояние можно достичь только в том случае, если человек полностью выходит за границы физического тела и разума”41 Итак, выясняется, что закономерным результатом йоги является достижение сверхъестественных способностей (сиддхов).

По книгам и телеэкрану мы действительно знакомы с йогами, как с фокусниками, демонстрирующими сверхъестественные способности. Для молодого неискушенного человека достижение таких способностей необычайно привлекательно. ПРЕВОСХОДИТЬ В ЧЕМ-ЛИБО ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЗАМАНЧИВО. Другой йогин, Шри Ауробиндо Гхош, сообщает: “Ум очищенный, освобожденный и совершенный - Сиддха - может делать с телом все, что угодно...Совершенная Кайя-Сиддхи включает в себя и другие достижения, такие как Махима (способность произвольно увеличивать физическую массу и плотность), Лагхима (способность произвольно уменьшать вес), Анима (способность изменять тело, его массу и плотность) Сиддхи, а так же неуязвимость и нетленность тела.”42 В этой же книжке в словаре читаем: “Сиддхи - совершенство, завершение, осуществление целей самодисциплины посредством Йоги: необычайные или оккультные силы”.42 В более знаменитом трактате “Йога-сутра” двухтысячелетней давности великий йог Патанджали говорит в “главе о необычных способностях”: “Опыт является результатом познания. В результате постижения пуруши необычные способности возникают непроизвольно. Познаются тонкие, скрытые и чрезвычайно удаленные объекты, недоступные обычному чувственному восприятию, постигается прошлое и будущее. Вследствие овладения уданой появляется способность выхода из тела.””Вокруг тела появляется сияющая аура”. ”Йогин становится чрезвычайно легким и может идти по паутине, воде и передвигаться по воздуху.”44

И действительно, вегетарианская диета, разгрузочные дни, упражнения и очищение тела делают немало людей сверхчувствительными, способными воспринимать “вибрации тонкого мира”. Появление видений, особенно провидческих, наполняет адепта йоги чувством собственного превосходства. Автор этой книги лично встречал десятки людей, которые весьма гордились своими необычайными опытами в трансцендентном плане, ощущая собственную избранность. Однако со временем любопытные картинки сменяются страшными видениями. Например, один любитель всю ночь около своей постели чувствовал стоящее черное существо с грубым дыханием... Другому мерещились существа в черных проемах дверей... Третьей чудовище показывалось в окне, как только наступало три часа ночи... и т.д. Эти люди старались открыть свои чакры, но после того, как открыли, бедняги не знали, как их поскорее закрыть... Потому что появление высокой чувствительности в Православии называется “открытием врат восприятия”, и всякий грешный человек совершенно естественным образом начинает чувствовать бесов, которыми “кишмя кишит” окружающее воздушное пространство.26 Самое страшное, когда такие видения преследуют месяцами и могут загнать бедного любителя йоги в психбольницу. Великий Патанджали не отрицал, что “заметив необычайные достижения йогина, дэвы, обитающие в высших сферах, пытаются соблазнить различными благами.”45 Только обычный человек вряд ли знает, что дэвы - это языческие полубоги, что в переводе на язык христианства означает “бесы”, а высшие сферы означают воздушное пространство, то есть пространство от земли до неба.

Процесс зомбирования, или плата за сиддхи.

Действительно, Ауробиндо честно говорит: “Многих Садхаков (учеников) пугают болезни в ходе Йоги”.”Необходимы глубокие изменения в ваших мозговых клетках, в вашей нервной системе.” “Как только ум становится спокоен... Шакти беспрепятственно выполняет свою задачу. Тогда для вас уже нет Садханы (учебы) - лишь прогрессирующие Сиддхи..., возрастающие единственно благодаря непринужденному и естественному движению природы”46 . Таким образом, учителя йоги весьма правдиво описывают то, что и происходит в действительности: что ученик, занимающийся йогой,

1) заболевает,

2) затем у него нарастают “глубокие изменения в мозговых клетках”,

3) потом нарастает эмоциональная тупость (равнодушие) и...

”Шакти беспрепятственно выполняет свою задачу” Кто же это такая, Шакти? По-просту говоря, это-Сила. Ауробиндо проясняет суть процесса: ”Моя Шакти составляет лишь частное действие Его бесконечной Шакти-Кали.”47 Наконец - то становится ясен весь процесс: Кали - это кровавая богиня смерти, в ожерелье из человеческих черепов, которой из давних времен индусы совершали жертвоприношения козлов и человеческие жертвоприношения. ОНА “БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ВЫПОЛНЯЕТ СВОЮ ЗАДАЧУ”. По-нашему, это означает зомбирование. И весь процесс, описанный Ауробиндо, есть процесс зомбирования.

Православному человеку сразу могут придти на ум слова св. Григория Богослова: “Диавол завладеть нами всецело не может никакими способами: если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления”48. Отсюда становится ясен и результат, который описывает великий йогин Ауробиндо: “Кто называет меня падшим и грешным, червем?.. Я-Брахман, Я-Он...Кто называет меня слабым? Я един с Всемогущим.”49 Короче говоря, я - есть бог, или по индуистски: “со-хам”. Или ты-есть бог, по индуистски: “ом тат сат”.

Это означает, что цель йоги в знаменитых словах змия-искусителя, обращенных в Раю к Адаму и Еве: “Будете как боги”. Иными словами, грехопадение есть цель йоги. С вытекающим отсюда поклонением языческим богам, против которых-то как раз и направлена миссия Господа нашего и Спасителя. Обратите, пожалуйста, внимание на слова:”Кто называет меня слабым?” - это укол в сторону позиции христианина, смиренного перед Господом. ПОТОМУ ЧТО НАПОЛНИТЬ ЧЕЛОВЕКА ГОРДЫНЕЙ - ЦЕЛЬ ЗМИЯ. А бунт гордого человека - есть повторение бунта люцифера против Бога.

К сожалению, известны печальные опыты наблюдения подобных процессов. Некий человек, прозанимавшись несколько лет йогой, стал болеть. У него много месяцев в году повышалась температура тела до 38-39 градусов, он был разбитым, худел. Иногда ему становилось лучше. Однажды он поехал к “учителю”, у которого прошел практику выхода души из тела. Этот бедный человек показывал своему приятелю с гордостью дыру в макушке головы, и приятель нащупывал у него в темени только слабый кожный покров без кости, величиной более трех сантиметров. Потом у несчастного появились сиддхи, - он стал летать, сидя, над землей. Читатель может не поверить, но стоило взглянуть на необычайные линии глубоких морщин на лице и шее, и на промежуток в 20 сантиметров от пола до тела, чтобы стало просто по-человечески страшно. Этот заблудший человек наполнялся гордостью, когда демонстрировал свои способности на фотографии. С появлением сиддхов стала расцветать мания величия: он возомнил себя “учителем”, создал секту. Фантазии этого запутавшегося человека разжигались все больше, в секте он ввел жесткую дисциплину, сам же испытывал резкие перемены психического статуса, - от депрессии до кризисов ярости, стремления уничтожить несогласного, угроз убийства и т.д. Характерно, что он сам себе казался “добрым и милосердным”.

Хочется уточнить по поводу “глубоких изменений в мозговых клетках”. Реальный человек, достаточно серьезно занимающийся практикой йоги, начинает чувствовать отстраненность от реальности, так как он становится “наблюдателем” (пуруша), который начинает видеть себя и окружающую жизнь как бы со стороны. Наконец, он теряет нормальные человеческие чувства страха или сострадания, люди с их проблемами кажутся мелкими и ничтожными. Между йогом и реальным миром ОКОНЧАТЕЛЬНО ФОРМИРУЕТСЯ СЕРАЯ ПОЛОСА. Йог чувствует равнодушие, - это состояние и называется покоем ума. Любопытно, что автор сих строк неоднократно встречал любителей йоги со многих уголков страны, которые на наводящие вопросы точно указывали сущность эмоционального состояния -“серая полоса”. Это особое состояние я предположительно назвал эмоциональной тупостью, или равнодушием. Оно содержит в себе элементы сверхчеловеческого мироощущения: чужие страдания, свои страдания, убийство и самоубийство в этом состоянии воспринимаются без чувства внутреннего протеста или сострадания. ЗА СЕРОЙ ПОЛОСОЙ ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ СОВЕРШИТЬ ЛЮБОЕ ЗЛОДЕЯНИЕ. Еще это состояние похоже на хождение “под колпаком”. Интересно, что один ясновидящий Е. (когда был еще здоровым человеком), говорил, указывая на йогов-кришнаитов:”У них на головах колпаки, как стеклянные...это трудно описать...резные узорчики на колпаках, особенно сильно спускаются и утолщаются колпаки, когда они читают мантру. Из колпаков словно нет выхода...” Характерно так же, что священники Православной Церкви безошибочно угадывают тех, кто занимался йогой, по особой печати мрачности. Возможно, они чувствуют печать люцифера. Господи, избави мя от всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия (Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста)

Итак, посмотрим в корень, в глубину тысячелетий, в источник большинства йогических цитат, в “библию” йоги, - Бхагавадгиту. В этой древней поэме на поле битвы “бог” Кришна дает воину Арджуне сверхчеловеческое знание. Поэма начинается с того, что Арджуна выступил на битву со своими родичами за царство, но доброе начало в нем заговорило человеческим языком: “Что может принести мне эта битва, где погибнут все мои сородичи? Грех падет на нас за убийство наших друзей. И чего мы этим достигнем, и как мы можем быть счастливы, убив наших близких?” Кришна, стоящий между двух армий, с улыбкой сказал убитому горем Арджуне: “Не поддавайся этому унизительному малодушию. Вырви из сердца эту недостойную жалость. Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых. Душа неразрушима, неизмерима и вечна, лишь тело, в котором она воплощается, подвержено гибели. Поэтому сражайся... Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное. Поэтому не стоит горевать о живых существах. Так наберись же решимости и сражайся. Поступая так, ты никогда не навлечешь на себя греха.”50

Вывод от прочтения Бхагавадгиты напрашивается сам собой: поскольку душа вечна, давайте друг друга убивать, потому что душа не может быть уничтожена. Однако для этого мы должны убить в себе нормальные человеческие чувства жалости, сострадания, милосердия, иначе говоря, обрести эмоциональную тупость: “Человек, который отказался от всех стремлений к чувственному удовлетворению, кто живет свободным от желаний, кто не считает, что он владеет чем-либо, и кто не имеет ложного эго, - только он может обрести истинное спокойствие.”(Бгагавадгита)51.

Братья и сестры! Равнодушный демонический божок сказал “Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых”...Насколько же близок нам Господь Иисус нас любящий! Вспомним благую весть Иоанна: ”Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился, и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри как Он любил его!”(Иоан.11,32)

Из приведенных цитат, надеюсь, становится ясно, что ХРИСТИАНСТВО И ЯЗЫЧЕСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНЫ ДРУГ ДРУГУ. Если язычество сеет в души семена равнодушия, то христианство сеет семена любви друг к другу, прорастающие в совесть, а из совести появляются плоды:”И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.”(Лк.6,31)



 

Возможно, будет полезно почитать: