Снасти для тунца средиземное море. Ловля тунца в открытом море. Что мы знаем о тунце

Международная ассоциация спортивного рыболовства - IGFA - признает синего тунца сильнейшей трофейной рыбой в морской рыбалке класса Big Game. Он достигает длины более 4 м и веса до1 т, молниеносно атакует приманку и с огромной силой рвется на глубину. Оказать ему сопротивление - настоящий вызов со стороны рыболова. Выдержат ли снасти экстремальную нагрузку? Хватит ли рыболову сил? Конечно, трофей класса XXL - весом 300 кг и более - останется для многих лишь мечтой. Чтобы добыть такую рыбину, придется потратить много времени, сил и, конечно, денег. А вот экземпляры класса XL более реальны, и за ними совсем не обязательно ехать слишком далеко. В этом мне удалось убедиться лично во время моей поездки в Хорватию летом прошлого года.

О синем тунце

Cиний тунец (Thunnusthunnus) - наиболее крупный в своем семействе. Это одна из самых быстрых и идеально раскрашенных под среду обитания рыб в мире. Она имеет обтекаемое торпедообразное тело, буквально созданное для того, чтобы развивать запредельную скорость и выдерживать большие нагрузки. Благодаря «металлической» окраске - синий цвет верхней части тела и мерцающий серебристо-белый нижней - рыбу трудно заметить и сверху, и снизу.

Синий тунец (еще его иногда называют «красным» за цвет мяса и гигантским за размер) отличается от других тунцов коротким грудным плавником.

Синим тунцом (bluefin) зовут и еще два других вида - Thunnus orientalis и Thunnus maccoyi, отличающихся меньшими размерами, другой областью обитания и в научной терминологии называемых соответственно тихоокеанским и южным тунцами.

Из достоверно пойманных и измеренных экзем-

пляров в Северной Атлантике самый длинный имеет размер 459 см, а самый тяжелый, добытый в 1979 году возле Nova Scotia (Канада), заставил стрелку весов остановиться на отметке 1496 lb - 677 кг!

Синий тунец обладает необычным оружием: складывая спинные и боковые плавники, он уменьшаетлобовое сопротивление и способен развивать максимальную скорость до 70км/час, что позволяет ему легко атаковать своих жертв. А охотится он практически на всех морских обитателей, которых встречает на своем пути. В основном это косяки сардин, макрели, сельди, кальмары и ракообразные, например, креветки.

Cиний тунец приспособился к обитанию в субтропических, умеренно теплых и тропических водах всех океанов. Этот вид совершает сезонные миграции по Атлантическому океану, Средиземному морю, бывает, что немалые косяки заходят даже в южные части Черного моря, перемещаясь в основном вдоль побережья. Отдельные особи могут совершать даже трансокеанские перемещения. Отмечены, в частности, случаи вторичной поимки рыб, помеченных у берегов Флориды, в районе

Канарских островов и возле Норвегии. Из Атлантики тунец идет на икромет в район Эгейского моря.

Поездка в Хорватию

Мне неоднократно приходилось слышать от знакомых единомышленников, которым случилось порыбачить во всех уголках нашей планеты, что Адриатика вполне может

Поэтому я решил побывать в одной из омываемых Адриатическим моремстран с хорошей туристической инфраструктурой, чтобы поучаствовать в морской рыбалке класса Big Game. А это значит - арендовать катер с командой и попытаться поймать трофейную рыбу.

Выбор стоял между Италией и Хорватией. Из-за короткого перелета, приемлемых цен, славянского языка и отсутствия бюрократических процедур я остановился на Хорватии, а точнее, на далматском острове Муртер, расположенном в северо-западной части Шибеникского архипелага, который отделен отматерика узким Муртерским каналом. Туда я и отправился в компании единомышленников. Некоторым участникам этой поездки уже доводилось бывать на Big Game в этой прекрасной стране, а вот мне - только проводить семейный отдых и выловить пару рыбешек с берега.

Мы забронировали 5 дней рыбалки на двух катерах. Средняя стоимость катера на целый день (9 час.)составила 650 евро, включая аренду всех снастей и цену наживки. Замечу, что организаторы рыбалки такого масштаба - частные лица, у которых есть обору-

дованные катера и все необходимые лицензии для спортивный ловли. Предварительно были оговорены все детали и пожелания.

Наконец в начале августа прошлого года поездка состоялась. Ее можно назвать «Последнее большое рыболовное сафари в Европе». В ней приняли участия 5 рыболовов из Германии и Австрии.

Самолет приземлился в аэропорту г.Сплит. На выходе из аэропорта нас ждала машина с водителем. Мы за час пересекли страну вдоль побережья с юга на северо-запад и прибыли в Йезеру - аккуратное чистое поселение, насчитывающее около 1 тыс. жителей. Оно расположено на о.Муртер - от Сплита всего 120 км. С забронированными апартаментами мне просто повезло - до гавани всего 100 м!

Температура в эти дни стояла немного выше обычного, +34OС в тени, но для середины лета это неудивительно.

Йезера

После размещения и вкусного ужина, состоящего из средиземноморских блюд, я обошел всю марину городка, внимательно рассматривая рыболовные катера. Было около 8 часов вечера, и они возвращались в гавань. Этот день оказался удачным - один из первых пришвартовавшихся катеров вернулся с добычей. Помощник подкатил тачку для погрузки 75-ки лограммового синего тунца. Некоторые из прохожих туристов, увидев рыбу таких размеров, от удивления теряют дар речи. Отмечу,

что по международному соглашению стран Средиземноморья разрешается изымать в день только одну рыбу длиной не менее 1,2 м.

Вечером мы познакомились с нашими шкиперами - Георгом и Маринко. Это настоящие профессионалы, с большим опытом. Общаться с ними я мог сразу на трех языках.

Русский и хорватский языки довольно схожи, к тому же оба шкипера говорят на немецком и английском.

Перед началом рыбалки мы досконально обговорили программу предстоящих дней и все подробности. Такое тщательное планирование необходимо - здесь важна командная работа.

В Хорватии считается: шкипер и помощник выводят рыболовов к рыбе и помогают поднять ее или отпустить. Все остальное делают рыболовы. Наша цель - поймать синего тунца, по возможности - пару синих акул и рыбу-меч. Шансы поймать гиганта в это время года (начало августа) наивысшие. Сезон для синего тунца начался пару недель назад. Температура воды 22-24° - идеальные условия для удачной ловли.

Погода стояла хоть и жаркая, но прогноз на неделю немного беспокоил, особенно сильный ветер. «Возможно, на день-другой придется отменить рыбалку», - дал понять Георг. Только при устойчивой погоде есть реальный шанс поймать тунца дрейфовым методом, или дрифтингом*.

Дрифтинг - ловля рыбы с дрейфующей лодки. При этом двигатель может быть

как выключенным, так и включенным, но так, чтобы лодка чуть-чуть продвига-

лась вперед. Самый важный параметр при дрифтинге - это скорость лодки по

отношению к приливу. Если ветер и прилив действуют в одном направлении, то

дрейф лодки будет слишком быстрым. Тогда движение лодки можно замедлить с

помощью плавучего якоря. Если лодка плывет по течению, то установленные на-

живки примут естественное положение, и тогда вышедшие на охоту хищные ры-

бы скорее всего схватят их. Крупных акул можно ловить с помощью дрифтинга,

используя в качестве наживки целую рыбу (макрель, мелкий тунец и др.). -

Прим.ред.

День первый

В 8 часов утра наше рыболовное приключение началось. Ранние лучи восходящего солнца предвещали жаркий день. Вокруг гавани кипела подготовка. Помощники и шкиперы подносили к катерам напитки, рыболовные снасти, ящики с замороженными сардинами - одной из лучших местных приманок для тунца. Сегодня мы с приятелем Лукасом выезжаем на полный день на катере «Чарли». Катер меня порадовал - был просто как новый. Позже капитан рассказал мне, что переделка обошлась в несколько десятков тысяч евро.

Этот 9-метровый катер - производства известной американской фирмы BERTRAM - был оснащен двумя новыми моторами от STEYR MOTORS общей мощностью 520 л.с. и всеми необходимыми современными электронными приборами - эхолотом, GPS, радиоприемником высоких частот и т.д.

Катера и яхты, произведенные BERTRAM для спортивной морской рыбалки, высоко ценятся в первую очередь за надежность. Лично мне еще не доводилось видеть гавани, где бы не было ее продукции.

Поскольку синий тунец - крайне жесткий и выносливый боец, вываживать его удается только с помощью тяжелых снастей - класса 80-130 lb. На борту имелись высококачественные рыболовные снасти от SHIMANO и NORMIC, знаменитые катушки и удочки модели Tiagra класса 80 lb - высший класс! Отправляясь на рыбалку, я, как обычно, взял с собой поляризационные очки, головной убор и солнцезащитный крем. Эти мелочи лучше не забывать, я уже научен прошлым опытом.

Около 9 утра катер покинул гавань и взял направление на запад. Нам предстояло выбраться в открытую Адриатику вдоль многочисленных островов, создающих своеобразную красоту этих мест. Только в водах Хорватии их насчитано 1185! Поездка заняла около часа. Как выяснилось, у каждого шкипера

свои места и каждый старается ловить именно там.

Тунца ловят в открытой Адриатике, отойдя на пару километров от скопления островов, дальше и не нужно - так объяснил Маринко. Миграция тунца вдоль побережья (которым считаются именно острова) продолжается 5 месяцев. К самой суше рыба не подходит. Тунец любит впадины и возвышенности в десятки метров, поэтому практически не ходит между островами - там нет нужной глубины (она должна составлять как минимум 150 м).

Над такой глубиной невозможно встать на якорь - понадобится запас цепи 200 м плюс якорь. Эта гора железа будет весить пару тонн. Построенные для спортивной морской рыбалки катера не рассчитаны на такую нагрузку, поэтому дрейфовый метод ловли наиболее удобен и часто практикуется в Средиземноморье. Попутно попадаются акулы и даже рыба-меч!

Как только мы достигли места, Маринко заглушил моторы, а Антонио скинул за борт «дрейф-мешок», который медленно тонул и распрямлялся, принимая форму парашюта. За счет такого плавучего якоря катер практически не выносит за зону ловли. Это очень важно, поскольку тунец неоднократно проходит по одним и тем же местам.

Маринко и Антонио начали прикармливать. Первыми размороженными сардинами, полетевшими за борт, мгновенно заинтересовалась стая очень наглых и голодных чаек. Суп из перемолотых рыбешек через 2 минуты выливался из автоматически настроенной электрической мясорубки. Кристально чистая вода становилась мутно-красной.

Прикармливать надо умеренно - не мало и не много. Если недокормить - под водой образуется слабозаметный для хищника след. Нужно учесть, что кроме тунца на запах и цвет выходят и другие обитатели Адриатики, например, морской окунь или щука. Они съедят сардин, и для тунцов почти ничего не останется. Если перебор щить - повышается шанс привлечь множество синих акул со всей округи, котобольшую часть драгоценных медленно тонущих рыбешек. Драгоценными они стали именно сейчас, из-за полнолуния. Сардинам очень хорошо видны сети, поэтому выход в этот период за серебристым деликатесом - нерентабельное дело. Цена на заморожен ных сардин мгновенно взлетает. Каждый местный шкипер благодаря своим контактам заранее запасает сардин как минимум на 2 недели. У Маринко всегда имеется достаточно ящиков заманчивого серебра.

За 20 минут Маринко и Антонио установили все удочки. В качестве наживки используется в основном макрель. Маринко прячет крючок в рыбе. Очень важно, чтобы наживка была свежая, поэтому заранее выловленная шкипером макрель хранится в специальном пластмассовом ящике, куда насосом подается кислород.

Теперь мы ждем появления «синих». Эхолот показывает максимальную глубину - 180 м с небольшими перепадами, но никакой активности под намине наблюдается. Ближе к обеду ветер начал усиливаться.

За первые два часа поклевок не было. Наконецодин из шаров резво ушел под воду, но леска уходила медленно.

Наверное, акула! - вскрикнул Маринко.

Первым по очереди в боевом кресле оказался Лукас. После 10-минутной «разминки» 30-килограмовая синяя акула всплыла в паре метров от «Чарли». После короткой фотосессии она отпущена. В Хорватии принято небольших синих акул всегда отпускать. В гавань берут только крупных - от 100 кг.

Следующий час принес нам еще одну синюю акулу почти такого же размера. Она глубоко заглотила крючок, и Антонио пришлось резать флуорокарбоновый поводок.

Тем временем знакомый Маринко - Юрица, рыбачивший в 3 км от нас, оповестил по рации, что ему посчастливилось поймать рыбу-меч весом 100 кг!

Ближе к вечеру осталось два из восьми ящиков взятых на прикормку сардин. Лукас рассматривал в бинокль окружающий морской ландшафт и вдруг привстал с криком: «Там!», указывая вправо, на остров с маяком.

Увиденное нас ошеломило. Гигантский тунец вылетел на несколько метров из воды и снова скрылся. Маринко оценил его вес в 250 кг. По приметам профессиональных рыболовов считается, что если одна рыба выпрыгивает из воды, то еще 4 в воде. Так можно определить примерный размер косяка.

Этот прыжок завел весь экипаж, а меня особенно, ведь была моя очередь вываживать! Каждый из насстал подкармливать. Решили пойти ва-банк, отправив всю оставшуюся прикормку за борт, чтобы создать за катером большой кормовой след.

Поднимаясь на флайбридж*, я заметил на эхолоте первые стреляющие по экрану полоски на глубине 50 м. Теперь главное, чтобы один из «синих» взял приманку.

*Флайбридж - площадка на крыше

рубки с дополнительным постом

управления.

Буквально через считанные секунды засвистела одна из катушек. Сыгранная команда сумела быстро вымотать другие две удочки и вытащить дрейф-мешок. Я занял место в боевом кресле, помощник подал мне удочку.

Маринко находился у руля, управляя катером на задней скорости. Преследование началось. Катушка была уже на треть пуста, дакроновый бэкинг по пару метров в секунду уходил на глубину моря. Но было заметно, что находящийся в 300 м от нас тунец постепенно теряет силу. Мне стало ясно, что наживку схватила рыба среднего размера.

Первые 15 минут противостояния - решающие. Маринко держал ситуацию под контролем. Замечу, что ему всегда удавалась вывести катер на оптимальный градус нагрузки рыболовных снастей.

Через 20 минут мне удалось выбрать половину лески. Затем последовал еще один побег, во время которого тунец забрал обратно 100 м. Маринко ускорил ход катера, и через 10 минут тунец первый раз показался в сотне метров от борта. После 45-минутного боя его судьба решилась.

Начало - как на заказ!

Основным принципом рыбалки на тунца является командная работа. Клиент, арендующий катер, становится неотъемлемой частью команды. Капитан управляет катером, помогая рыболову, сидящему на стуле, оптимально вываживать. Его помощник выполняет остаток работы освободить или затащить пойманную рыбу в катер.

По возвращении в гавань сын Маринко уже ждал нас с тачкой, чтобы забрать деликатесный трофей. Синий тунец потянул на 75 кг. Неплохое начало!

Вечером выяснилось, что никто не остался без улова. Трое наших друзей на катере с Георгом поймали морскую щуку и 5 синих тунцов до 70 кг. Но по правилам разрешается изымать только одну рыбу в день.

Позже Георг всех оповестил, что завтра из-за сильного ветра рыбалка отменяется - после обеда ожидался циклон с востока. Конечно, такая новость огорчила, хорошо

хоть, что в случае отмены рыбалки из-за неподходящих погодных условий заплаченные за день деньги возвращаются. Частная организация имеет свой большой плюс, предусматривая форс-мажорные обстоятельства. Так что день второй прошел без рыбалки.

День третий

Опять в 9 часов утра мы с Лукасом выходим на «Чарли» с той же командой из гавани. Море гладкое, Посейдон успокоился, солнце светит. Та же самая история: прикармливание, ожидание…

День был удачным: 3 синих тунца до 50 кг и одна синяя акула. Вываживание длилось по полчаса.

Для меня снасти класса 80 lb немного тяжеловаты при ловле тунцов до 50 кг. Но, по словам Маринко, случается, что и этой мощности не хватает. Для тунца весом 150 кг оптимальное оружие - класс более 130 lb. Капитану уже приходилось пару раз видеть н соседних катерах, как из-за легких снастей тунец немало огорчал рыболовов. Поэтому во время международных соревнований, которые каждый сентябрь проходят в Йезере, все участники стараются использовать снасти класса 130 lb, чтобы не упустить рыбу, которая может принести победу в столь престижном состязании.

День четвертый

Нашим следующим капитаном стал Георг. От местных я узнал, что именно благодаря ему в Хорватии зародилась спортивная ловля синего тунца - в 1993 году он первым в стране привез в гавань эту рыбу. Ее тогда удалось подтащить к катеру после 6-часового боя, сломав кончик удилища. Рыбина весила 141 кг и обладала замечательнымвкусом.

Многим местным рыболовам Георг помог поднять благосостояние, а для любителей Big Game он нашел одно из самых прекрасныхмест в Европе.

Сегодня пассажиров на борту катера «Эль Патрон» трое - к нам присоединился отец Лукаса.

Капитану Георгу уже 67 лет, но выглядит он на 20 лет моложе и по-прежнему заряжен магическим духом морской рыбалки.

Он самый опытный, он лучше всех, он наверняка приведет тебя к рыбе, - это я слышал неоднократно.

Георг с самого начала практикует дрейфовый метод ловли. Охота на синего тунца троллингом в Адриатике не приносит успеха. Он, как и многие его коллеги, отдает предпочтение флуорокарбоновым поводкам, которые не настораживают недоверчивых тунцов. Если насадка тонет не так, как сардины в кормовом следу, то хищник ее игнорирует. Поэтому сопровождающие клиентов команды стараются не выезжать на рыбалку при ветре и волнах.

День был немного пасмурным, но главное - безветренным. За час мы добрались до секретных мест уважаемого капитана. Неподалеку от последнего скопления островов с маяком помощник сбросил якорь-мешок. Глубина там менялась от 100 до 200 м. Идеальная структура рельефа, как объяснил нам Тим - помощник Георга.

Но в течение 5 часов попались только две синие акулы, и то одна из них умудрилась проплыть вблизи винта, обрезав поводок.

Новый поводок, новое счастье. Час спустя неожиданный свист катушки заставил нас встрепенуться. После почти часового поединка отец Лукаса вытащил 70-килограммового тунца на поверхность. Красивый! Меня всегда поражала раскраска этих хищников - интенсивная синева, переходящая в серебро…

День пятый

Прогноз погоды на наш последний день в Йезере нас обеспокоил. Поговорили с Георгом и все-таки решились выбраться на 5-6 часов в море.

Ветер крепчал с каждым часом и не позволял ловить «по классике» - прикормить, затем разложить удочки и ждать. Георг сразу изменил тактику, сначала подготовил

вместе с помощником удочки, а затем начал прикармливать. Через 2 часа эхолот показал первые знаки пролетающих под катером тунцов. Они шли за катером по кормовому следу.

Теперь надо дождаться момента, когда тунцы подойдут к борту и последний кусочек сардины исчезнет во рту одного них, - тогда и можно сбросить подготовленные приманки в воду. Одинокая рыбка в воде спровоцирует соперничество между тунцами. Если это не сработает, фокус будет повторен.

Дождавшись момента, Георг и Тим скинули одновременно в разные стороны две наживки. Не прошло и минуты, как обе катушки засвистели. Двойная атака!

После 40-минутной борьбы я первым подтащил к борту 80-килограммового тунца, вываживая его стоя.

Тим уверенно схватил поводок и дернул его в сторону, освобождая рыбу. Второму тунцу удалось после часового боя освободиться, но Лукас все же был доволен, час

столь жесткой борьбы выпадает нечасто. Ведь борьба и есть главная цель нашей поездки. Георг оценил вес сошедшей рыбины как минимум в 100 кг. Жаль! Ну что ж, такова рыбалка: раз выигрываешь ты, другой раз - рыба.

Решили вернуться в гавань - миссия на сегодня более чем выполнена.

Самые сильные в мире

Подобный метод ловли приносит успех. В 2007 году одному из приезжих рыболовов удалось победить 130-килограммового тунца. Вываживание длилось 2 часа снастями класса 130 lb.

Георг уверен, что рыба в Адриатике - самая сильная в мире, и все благодаря оптимальной температуре воды и содержанию кислорода. Однако одного гиганта ему никогда не забыть. Вот что он говорил:

Даже после 12-часо- вого вываживания на снасти класса 80 lb тунец не подавал признаков усталости и утянул 800 метров лески с катушки, за это время трое рыболовов сменили друг друга, - рассказывал он. - Нас не огорчила поломка после многочасовой езды на задней скорости. Нас не огорчила потеря рыбы - это все-таки произошло. Огорчило, что нам так и не удалось этого тунца увидеть, и мы не знаем, каких размеров он был!

Метод ловли - дрейф в Адриатическом море

Когда-то итальянские профессиональные рыболовы заметили, как косяки тунцов преследовали наполненные сардинами сети. Видимо, тунцы уже знали - где звук мотора и траловые сети - там легкая добыча. Из сетей постоянно выскальзывают через ячейки мертвые сардины, создающие хорошо видимый под водой серебристый след.

После нескольких попыток итальянские рыболовы из Песары (Pesaro) стали в конце 70-х с дрейфующих судов. Так были пойманы первые трофейные тунцы. Абсолютный рекорд - 475 кг! На протяжении десятилетий дрейф успешно применяется любителями спортивной рыбалки на всем Средиземноморье, но в каждой стране и каждой местности рыболовы придумали пару своих трюков, которые держатся в секрете.

Главным фактором успеха считается прикармливание, создающее кормовой след, чтобы привлечь косяк тунца. Лучшей прикормкой - сардины. Запасы замороженных рыбешек шкиперы покупают у местных рыбаков. Один 5-килограммовый ящик стоит в среднем 370 руб. На полный день требуется 40 кг замороженных сардин. По местному понятию, ящик сардин - на час прикормки.

Есть два способа прикармливания тунца. Первый: размороженные сардины целыми поштучно кидают за борт, тонут они довольно медленно. Второй: сардины режут на кусочки, тогда они тонут быстрее. Обычно используются оба способа одновременно, чтобы охватить разную глубину.

Также тунца очень притягивает запах рыбной крови. Для этого применяется электрическая мясорубка - Sardamatic. Она прикручена к наружному борту катера и относится к основному оборудованию. В нее закладываются сардины, перемалываются, и в воду попадает жидкая масса из костей, мяса и крови. Создается неповторимый запах, который магически притягивает тунца.

Сам дрейфовый метод ловли по сути - порою скучное ожидание. После того, как выберешь место, и все приманки окажутся на оптимальных позициях, остается только прикармливать и ждать. Команда находится в постоянном контакте с командами других катеров, обменивается новостями - кто что где видел или уже поймал тунца или другого ценного хищника, например, рыбу-меч. Обмен информацией уже вошел в традицию. Часто, получив новости, шкипер решается сменить место ловли, и это может повлиять на исход рыболовного дня.

Но вот надутый шар мгновенно исчезает под водой, леска по 10 м в секунду сходит с катушки, и все затраченные усилия сразу забываются.

Если ветер и волны не слишком сильные, то при дрейфе местные шкипера используют сразу 4 удочки. Правда, Маринко всегда использует лишь три и считает, что этого предостаточно. Ему доводилось сталкиваться с одновременной поклевкой двух рыб. В этом случае каждая секунда может повлиять на исход атаки, а помощнику

приходится выматывать на одну приманку меньше. Если не успеть, то лески могут перехлестнуться, и это, скорее всего, приведет к потере обоих трофеев. А

каждый шкипер стремится сделать все, чтобы избежать потери рыбы, поскольку она - его дополнительный доход, как минимум в пару сотен евро. В Хорватии принято пойманный трофей выкупать у команды. 1 кг мяса синего тунца стоит в среднем 740 руб.! Местные рестораны только и ждут возможности купить свежую рыбу, часто по повышенной цене.

Как это происходит

Рыба - сардина или макрель - крепится на крючке №12/0, привязанном к флуорокарбоновому поводку ⌀1,5 мм и длиной 2м. Около 20 м лески с наживкой спускаются вручную в воду, и на основную леску крепится обыкновенной резинкой грузило весом 200 г. Уже в этот момент необходимо быть внимательным - нежданная атака тунца, и можно заработать вполне серьезную травму рук.

Наживка отпускается ко дну до отметки на леске, которую шкиперы ставят водостойким фломастером на определенной длине (30и 60 м), чтобы точно знать, где будет находиться поплавок - обыкновенный надувной шарик, который опять-таки крепится к основной леске резинкой.

Когда шарик оказывается на воде, весь монтаж за счет волн и грузила постепенно отдаляется от катера не более чем на 80 м. Шарик надежно держит грузило и наживку, его хорошо видно даже на расстоянии больше 100 м. При атаке шарик лопается или уходит под воду, и его можно во время вываживания спокойно снять с лески, а резинка свободно проскакивает между широкими кольцами троллинговых удилищ. Грузило удается, как правило, спасти.

Приманки надо расставить на разных дистанциях - в 50 и 80 м от катера - и на разной глубине - 30 и 60м. При этом учитывается главный фактор - расстояние приманок друг от друга! Первая удочка в 80 м от катера на глубине 60 м, а вторая - в 50 м на глубине 30 м.

Расстояние нужно выбрать так, чтобы при изменении курса или при поклевке дрейфующие приманки не перехлестнулись. Глубину имеет смысл выставлять разную, идеально с разницей в 20 м, поскольку тунец мигрирует на разной глубине,. На эхолоте я часто замечал, как косяк в течение нескольких секунд поднимался с 80 на 30 м и так же быстро опять опускался. Нередко можно видеть выпрыгивающих из воды рыб, проходящих под катером или возле него.

Третья приманка, без грузила и поплавка, отпущена на 15 м от катера. Она медленно уходит на глубину и плавно играет за счет течения.

Снасти

При ловле синего тунца в основном используются удочки, катушки и леска мощностью 50, 80 и 130 lb, в зависимости от сезона. В июле-августе чаще применяются снасти классов 50 - 80 lb, поскольку в это время попадаются «небольшие» экземпляры - до 100кг. С середины сентябрярыболовы переходят на лески 130 lb, когда экземпляры весом 200 кг и более ловятся почти ежедневно.

Хочу подчеркнуть, что оба катера, с которых мы рыбачили, - и «Чарли», и «Эль Патрон» - были укомплектованы рыболовными снастями и снаряжением в полном соответствии с мировыми требованиями рыбалки Big Game: удилищами SHIMANO, DAIWA и NORMIC, ка-

тушками SHIMANO и PENN INTERNATIONAL, ремнями для стоячего вываживания MELTON.

Оптимальная снасть для ловли синего тунца выглядит следующим образом: удилище для троллинга класса 80 lb длиной 2,1 м; катушка класса 80lb/9.0W, настрой тормоза: при ожидании поклевки 80:5 = 16 кг, при вываживании 80:3 = 27кг; леска ⌀0,9 мм класса 80 lb длиной 850 м; вертлюжок РМ6 с разрывной нагрузкой 100кг; поводок из флуорокарбона ⌀1,5 мм длиной 3 м; одинарный крючок №12/0 японской фирмы GAMAKATSU.

Резюме

Многие любители морской рыбалки отправляются в тропические края в надежде на необычный трофей. Но, возможно, им просто неизвестно, что совсем необязательно для

этого даже выбираться из Восточной Европы. Здесь тоже можно побывать на настоящем рыболовном сафари Big Game, ведь и здесь у рыболова есть реальный шанс помериться силами с одной из самых сильных рыб на планете - с синим тунцом!

Получить в качестве соперника атлантического синего тунца весом 150 кг и более вполне возможно и в Адриатике. Уверяю вас, что каждый такой бой будет незабываемым. Тот, кто ищет свой психический и физический предел нагрузки, может попробовать себя в бою с большим тунцом.

Я знаю несколько опытных охотников за марлином, которые до сегодняшнего дня не забыли о физической нагрузке при вываживании гигантского синего тунца. Это единый мускул, рвущийся к морскому дну. После молниеносной атаки леска с катушки уходит со скоростью 17 м/сек! И решающий фактор в этом поединке - слажен-

ная командная работа. Успех приходит к тому, кто знает, как начать.

Дать совет о лучшем времени ловли трудно из-за ветра. С июля по октябрь погода здесь более стабильная, в это время можно за неделю поймать 3-4 рыбы. С ноября по март в Адриатику заходят крупные тунцы, но это период сильных ветров и слабого клева. Однако при приятной температуре и спокойном море вполне можно насладится рыбалкой и зимой.

…За неделю пребывания в Хорватии все участники нашей группы достигли поставленной цели - поймали своих синих тунцов, в полной мере испытав все прелести Big Game. В первую очередь это стало возможно благодаря профессионализму наших шкиперов - Георга и Маринко. Хорошо, что есть в Европе места, где у всех желающих есть возможность помериться силами с морскими гладиаторами Адриатики.

Считаю, что ловля тунца - это «Формула 1» в спортивной морской рыбалке, и если есть возможность в ней поучаствовать, то не стоит упускать этот заманчивый шанс.

Фото трофеев

В местных ресторанах на стенах можно увидеть вот такие фотографии с необычными уловами!

Хорватия,

ты поразила нас своей красотой и первоклассной морской рыбалкой. Мы обязательно сюда вернемся!

- Сложно ли ловить рыбу в открытом море?

Этот вопрос часто волнует яхтсменов, отправляющихся в дальние походы в Атлантике или Средиземном море. Кто-то пробует ловить морскую рыбу речными снастями и разочаровывается в результате. Кто-то никогда не пробовал ловить, очень хочет начать и не знает как...

Мы ловим рыбу практически на каждом переходе в океане. Тунцы, корифены, меч-рыба - довольно регулярно посещают наш камбуз и поддерживают наши экипажи в благостном и сытом состоянии. Треск катушки - и сонная подвахта мгновенно вылетает в кокпит в одних трусах, оспаривая место у удилища: только тот кто видел десятикилограммовую корифену, вылетающую свечой вверх, на два метра от воды, поймет это ощущение рыбацкого азарта!

На самом деле ловить в открытом море рыбу в количестве, достаточном для того чтобы накормить команду из 3-4 человек достаточно несложно. Я возьму на себя смелость дать несколько советов.

1. Приобретите книгу «Cruiser"s handbook of fishing». Это исчерпывающее руководство по методам рыбной ловли с яхты, которое включает в себя не только описание способов ловли, наживок и разнообразых снастей, но и информацию по правильной разделке и приготовлению улова. Киндл-издание стоит порядка 10 долларов - стоимость одной недорогой наживки.

2. Купите хорошую 30- или 50-фунтовую катушку для троллинговой рыбалки. Вам понадобится специальная катушка для морской ловли, желательно с рычажным стопором. Устройство это достаточно дорогое, так что не забывайте заботиться о нем: регулярно опресняйте его и раз в год проводите необходимое обслуживание. Хорошая 30-фунтовая катушка (Okuma, Shimano, Penn) стоит от 200 до 500 евро. Не стоит брать огромные катушки для ловли меч-рыбы под 100-фунтовую леску: все равно такого размера трофеи на яхту вам будет просто не поднять.

3. Снарядите катушку хорошей леской - я рекомендую мононить Penn, 40-50 фунтов. Я использую 30-фунтовую катушку с леской на 50 фунтов, если вы используете более тонкую леску, то не пренебрегайте специальными узлами для упрочнения последних 3-5 метров лески, например bimini twist. Можно использовать «плетенку», но она хуже амортизирует удар в момент поклевки

4. Удилище - обычное недорогое удилище под леску 30-40 фунтов, можно разборное из двух частей. Не гонитесь за дорогими брендовыми удилищами с роликами вместо колец - ловить большую рыбу с парусной яхты неудобно, да и совершенно не нужно. Ориентируйтесь на трофеи весом до 15 кг.

5. Все наживки которые вы используете должны иметь свой поводок , который соединяется с леской при помощи качественных карабинов и колец прочностью не менее 100 кг(200 фунтов) на разрыв. Поводок может быть из лески разрывом 50 кг и больше, для ловли тунца и корифены лучше всего иметь поводок из лески, если вы ожидаете атаки «зубастиков» (ваху, барракуда) - ставьте стальной поводок.

6. Для новичка проще всего приобрести готовые наживки , сразу снаряженные крючком и поводком, например фирмы Williamson. Лучше всего иметь в арсенале несколько наживок, разного заглубления и характера. В качестве основного набора, я рекомендую иметь трех пластиковых кальмаров, разных цветовых комбинаций, длиной 10-15 см. Самая лучшая и популярная комбинация, имитирующая раненую рыбу - красно-белый цвет. В взбаламученной воде хорошо работают черно-красные кальмары. Также хорошо работают черно-пурпурные, сине-белые наживки. Если наживка не вызывает у рыб интереса - меняйте ее на другой цвет, и продолжайте смену наживок по кругу каждые 2 часа пока кто-нибудь не клюнет.

К кальмарам можно добавить также одного-двух морских воблеров, особенно я рекомендую Rapala Shad-rap и X-rap. Крючки на этих воблерах правда не очень качественные и быстро ржавеют. Воблеры хорошо работают на небольших скоростях (меньше 5 узлов), кальмары на скоростях 4+ узлов.

7. НЕ ПЕРЕДАВЛИВАЙТЕ СТОПОР! Стопор на катушке должен быть настроен так, чтобы леска выходила спокойно, но с небольшой нагрузкой - не более чем 25% от разрывной силы лески. Передавленный стопор - причина большинства сходов рыбы при поклевке, а так же потерь наживки. Дайте рыбе спокойно схомячить вашего кальмара и радостно унестись в просторы моря, звеня трещоткой и призывая рыбаков на битву. Как следует привяжите удочку к релингу за рым в катушке - используйте для этой цели тонкую спектру, минимум 500-800 кг на разрыв. Для крепления удочки удобнее всего использовать обычный "стакан", с креплением на релинге.

8. Самая увлекательная часть морской рыбалки - это вываживание. При вываживании: если ветер слабый, уберите паруса, и разверните яхту по ветру. Если ветер сильный, рыба большая, и лески на катушке совсем немного - включите мотор и аккуратно удерживайте яхту на месте против ветра. Не давайте рыбе уйти под яхту - леска на винте это совсем не весело:) !

Остановив яхту понемножку закрывайте стопор - но не слишком сильно! - и начинайте вываживание, поднимая удочку вверх, резко опуская ее вниз и подбирая слабину лески. Не пытайтесь подтягивать большую рыбу катушкой: для этого вам придется слишком сильно закрутить стопор, и если она рванется, то немедленно сойдет. Работайте удочкой, постепенно изматывая и подтягивая рыбу к яхте.

Если рыба начинает делать "свечки", биться и пытаться убежать - чуть-чуть отпустите стопор, дайте ей поплавать, и потом опять начинайте вываживание. Время на вашей стороне - главное не давать рыбе отдыхать: если необходимо, меняйтесь на удочке.

9. Обзаведитесь складным багром! Багор - абсолютно необходимое устройство, если вы собираетесь ловить рыб весом болеее 1-2 кг. Когда вы багрите рыбу, старайтесь попасть ей в район центральной линии, сразу за жабрами. Это практически гарантированно ее умертвит, и облегчит подъем добычи в кокпит.

10. Для успокоения выловленной рыбы (а корифена весом 10-15 кг может устроить вам настоящую схватку не на жизнь а на смерть) я использую полотенце, молоток и тонкую отвертку или нож. Накинутое на голову рыбе полотенце дезориентирует противника, молоток - оглушает, а выверенный удар отверткой в точку стыка позвоночника и черепа на голове рыбы сразу ее убивает, попадая точно в мозг. Есть любители усыпить рыбу налив ей в жабры водки, или других крепких напитков, но на мой взгляд это просто перевод продукта. Багрите, вытаскиваете, оглушаете и приканчиваете. Не мучайте рыб, не оставляйте их долго и мучительно биться в кокпите, разбрызгивая кровь и слизь по всей палубе. Один удар в мозг - и готово. Слабонервным и чутким натурам лучше удалиться: из тунца и корифены вытекает большое количество крови.

12. Лучше всего рыба клюет на восходе и на закате дня , однако поклевки возможны в любое время дня и ночи. Я обычно вынимаю удочку на ночь: ночью больше шансов подцепить страховидную змеиную макрель, или что-то серьезное, типа меч-рыбы или марлина. Мы ловим рыбу чтобы есть, чудовища и трофеи на 200 кг нам не нужны - так что наживка идет в воду с утренними сумерками и поднимается как только небо полностью темнеет.

13. Где ловить и когда? На Средиземке - практически весь сезон, однако шансов поймать что-то пока температура воды меньше 15 градусов немного. В Атлантике - отложите ловлю тунца пока вода не потеплеет до тех же 15 градусов, однако в северных водах на маленького тунцового кальмарчика или воблера можно довольно успешно ловить скумбрию. Треска, зубатка и другие северные рыбы на дорожку не ловятся, и о этой рыбалке мы на переходе и не помышляем.

14. Не жадничайте! Если вы поставите кальмара размером от 15 см - ждите визита больших рыб. Поймать тунца весом 50 кг вполне реально, но вытащить - значительно сложнее. А уж о том чтобы такую рыбеху съесть самим - и говорить не приходится.

15. Если клюнула акула - режьте поводок. Серьезно. Небольшая акулка-мако может устроить вам такую техасскую резню бензопилой в кокпите, что вы еще долго не сможете без содроганий видеть удочки. К счастью, акула обычно просто перекусывает поводки из лески.

16. Предпоследний совет: когда будете жарить свежего тунца или корифену, помните, что рыба продолжает готовиться в течении нескольких минут после того как вы сняли ее с гриля или сковороды. Не пережаривайте рыбу! Не слишком толстое филе тунца жарим на каждой стороне не более 1 минуты, снимаем с огня и сразу подаем на стол. Слегка розоватое в центре куска филе - вот вполне достижимый идеал. Свежевыловленный тунец, правильно обескровленный и разделанный, замаринованный на 20-30 минут в вашем любимом маринаде и слегка обжареный на сковороде или гриле... Вряд ли что-то может быть вкуснее!

17. Что делать, если у вас в холодильнике 10 кг тунца, а команда уже не может видеть рыбу? Завяльте улов! Засолите небольшие полоски тунца вместе со шкуркой в слабом пряном рассоле на 6-12 часов, просушите и нанижите на нитку. Повесьте нитку под спрейхудом или бимини, и через 2-3 дня вы будете вознаграждены замечательной легкой закуской, которую можно есть под легкое белое вино или пиво. Не пересаливайте: мух и других насекомых в океане нет, и даже практически несоленая рыба высохнет быстро и качественно.

(c)2015 Клуб Парусных Экспедиций, перепечатка и копирование материала в любой форме запрещена

Тунец является очень крупной морской (океанической) рыбой, которая является желанным трофеем как промышленных рыбаков, так и любителей. В данной статье вы узнаете где ловить тунца, на что ловить, и какие снасти применять.

Полезные сведения о тунце:

  • Стоимость килограмма тунца может достигать 40 долларов за килограмм.
  • Тунец относится к семейству Скумбриевых.
  • Вес крупного тунца может достигать более 600 кг, а длина свыше 4 метров.
  • Тело тунца можно сравнить с торпедой, которое сильно сужается к хвосту.
  • Тунец может двигаться со скоростью свыше 80 км/ч.

Виды тунца

  1. Синеперый
  2. Желтоперый
  3. Скипджек
  4. Длинноперый
  5. Большеглазый
  6. Малый атлантический
  7. Макрелевый

Синеперый тунец является самым крупным видом, а макрелевый - самый мелкий.


Где искать тунца

Тунца можно найти в тропических и субтропических водах Тихого, Атлантического, и Индийского океанов. Также тунец обитает в морях, к примеру, в Средиземном, Красном, Адриатическом, Эгейском, Тирренском и Ионическом морях. То есть, тунец держится в теплых водах, богатых мелкой рыбой, к примеру сардиной или макрелью.

Каждый год тунец перемещается по одним и тем же маршрутам, так что, если вы знаете где ловить, есть высокие шансы его поймать.

Рыболовы отмечают, что весной чаще ловятся мелкие тунцы, а осенью особи покрупнее. Как правило, стаи крупных тунцов состоят из десятка особей, а стаи мелких тунцов наоборот держаться большими косяками. Также отметим, что крупный тунец обитает на больших глубинах, 100-150 метров, а мелкий ближе к поверхности.

При ловле тунца, его можно обнаружить визуально, то есть, он может выпрыгивать из воды. Еще одним хорошим признаком тунца являются дельфины, которые питаются небольшими тунцами. Также признаком тунца являются ныряющие птицы.

Прикармливание тунца

Очень важную роль в ловле тунца занимает прикармливание мелкой рыбой. Зачастую берут тушки сардин, которые кидаются и целиком и резанные по частям. Задача прикармливания - это четкий кормовой след, который создается методичным подкидыванием рыбы по пути продвижения судна. Для прикармливания нужны и резанные и целые сардины, так как резанная рыба погружается быстрее, а целая - медленнее.

То есть, в связи с тем, что стая тунцов может находится на разной глубине, от 20 до 100 м, то обнаружив прикормку, распределенную по толще воды, тунец поднимается выше и его шанс заглотить приманку с крючком возрастает.

Для крупного и среднего тунца используют целую сардину, а для мелкого - половину.

Снасти для ловли тунца

Для тунцов весом до 100 кг применяются удилища и с тестовой нагрузкой 70-90 lb , если рыба больше 100 кг, то применяются снасти с тестом 100-130 lb .

Оптимальная длина удилища составляет 180-200 см. В качестве основы используют морской дакроновый шнур с высокой разрывной нагрузкой.

Катушка должна быть морского класса, желательно мультипликаторная и скоростная, ведь тунец очень быстр и при его вываживании приходится часто и быстро выбирать слабину лески. Вместимость катушки должна быть более 600 м лески. Также важна настройка тормоза. Советуем проверенные катушки от Shimano , Daiwa и Penn .

Daiwa Sealine-X-40

Shimano Tyrnos (TYR30)

Эхолот для поиска тунца

Также очень важным инструментом для ловли тунца является эхолот, который позволяет определить глубину нахождения рыбы, ее размеры и скорость перемещения. Так как тунец может находится на глубине свыше 100 метров, то и эхолот должен без проблем пробивать такую глубину. Качественные морские эхолоты стоят от 500 долларов, а в некоторых моделях есть еще и функционал, связанный с gps-картами местности, что очень удобно.

Ловля тунца (видео)

Оснастка на тунца

Оснастка для ловли тунца состоит из обычных составляющих, вот только размер и прочность их очень внушительны. Прочная леска, поводок, грузило, крючок и большой круглый поплавок, предназначенный для ловли тунца.

Поводок ставится из толстого флуорокарбона диаметром, 1-2 мм, длинной 2-3 метра. Так как вода в море и океане очень чистая, тунец хорошо видит, а флуорокарбон практически незаметен в воде, что не насторожит рыбу.

Как вы понимаете, тунцовые крючки и вертлюжки должны быть максимальной прочности, так что экономить на них нельзя. Подойдут морские крючки от фирм Owner и Mustad №8/0-12/0.

Вес используемого грузила зависит от глубины ловли, чем тяжелее груз, тем больше глубина погружения приманки. Чаще всего применяют грузила весом 200-300 грамм.

Если ловля тунца идет сразу несколькими удилищами, то применяют шары-поплавки , которые разграничивают пространство между оснастками, не позволяя им перепутываться между собой. К примеру, один шарик спускается на 50 метров от судна, второй шар на 70 метров и третий на 90 м. Глубина ловли тунца может составлять от 10 до 150 метров.

Также советуем вам статьи про ловлю следующих морских рыб: палтус , камбала , треска , пеленгас .

Ловля крупного тунца (видео)

Статьи по теме:

Оснастки для спиннинга (Техас, Каролина, дропшот)

Рыболовные узлы и поводки, прочность узлов

Ловля на поверхностные приманки (глиссеры)

Ловля на пропбейт (приманка с пропеллером)

Как выбрать поппер, на что обращать внимание при выборе

Ловля на девон(уникальная блесна с пропеллером)

Cпиннербейт своими руками, (изготовление и ловля)

Рыболовные самоделки своими руками

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки


Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли


Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки


Как выбрать катушку для спиннинга?

Электромоторы для надувных лодок(обзор)

Алюминиевые катера для рыбалки

Тунец для российского рыболова пока относится к классу экзотических рыб. У нас вообще многие недооценивают морскую рыбалку. Вместе с тем, если вы имели хотя бы опыт ловли некрупных экземпляров тунцов, то понимаете, какие захватывающие коллизии может сулить ловля и борьба с гигантами. Российскому рыболову для начала лучше отправиться за тунцами на Красное или Средиземное море. Ниже речь пойдет о том, как ловят крупных тунцов в Тирренском, Адриатическом, Ионическом и Эгейском морях .

Вообще тунец – та рыба, которую можно целенаправленно находить и ловить, как в относительно близко расположенных к России морях, так и в тех отдаленных океанических и морских водах, которые относятся к субтропическим, тропическим, субэкваторильным и экваториальным зонам.


Я уже когда-то писал о ловле примерно таким же способом акул в Средиземном море. Тунца сегодня ловят в том же регионе не менее успешно, и экземпляры нередко вылавливаются внушительные. Когда я работал на острове Капри близ Неаполя, то был знаком с одним капитаном, который очень любил тунцовую ловлю, так как эта рыба максимально упорно сопротивляется при вываживании, а ловить ее можно целенаправленно, если знаешь пути миграций. В Тирренском, Адриатическом, Ионическом и Эгейском морях голубой тунец в определенные периоды года активно кормится сардиной и совершает регулярные перемещения вдоль прибрежных островов, на некотором удалении от них, придерживаясь определенной линии. При этом прослеживается тенденция, что в весенний период нагуливаются более мелкие особи, а осенью более крупные. Косяки трофейного тунца обычно небольшие. Стая может состоять всего из 4-5 особей, иногда несколько больше.

Зная время и направления перемещений косяков, рыболовы Средиземноморья выходят в море на катерах, оборудованных современными эхолотами, дрифтинговыми снастями и прочим оборудованием. На путях перемещений тунцов в определенных зонах может скапливаться большое количество катеров.


Отчасти это связано с тем, что когда катера дрейфуют не на предельных друг от друга расстояниях, то капитанам легче угадывать линии перемещений тунца, ведь они могут идти ближе или дальше от островов. Кроме того, есть зоны, в которых пути разных стай тунца пересекаются.

Прикармливание. Задача ловли выглядит достаточно просто. Также, как и при ловле средиземноморских акул, огромную роль играет правильное прикармливание. В качестве прикормки используются сардины. Тунцы обожают эту рыбу и охотятся на нее в море, она для них привычна.

Обычно за несколько недель до фазы активной ловли тунца капитаны катеров и рыболовных яхт запасаются ящиками мороженной сардины. Когда выходят в море на рыбалку, берут с собой до 15 ящиков. Накануне сардины размораживаются. На корме катера, как правило, имеется специальный стол для наживления и разделки сардин. Вначале задача состоит в том, чтобы создать кормовой след. Для этого размороженные сардины режутся на две или несколько частей и достаточно методично бросаются за борт. Прикармливания резаными сардинами чередуется с прикармливанием цельными сардинами. Это делается из-за того, что стая тунца может проходить на разной глубине, от 25 до 80 м, а резанная и цельная сардины погружаются с разной скоростью. Цельные сардины погружаются медленнее. Поэтому, если, скажем, стая тунца идет на большой глубине, то обнаружив прикормку, распределенную по всей толще воды, рыбы на этом же или следующем заходе могут подняться выше. Таким образом, тунцу будет дан шанс быстрее обнаружить ту сардину, которой наживлен крючок дрифтинговой снасти.

Помимо этого некоторые капитаны на своих катерах используют специальные фарш-машинки с крупной фильеркой. Такая мясорубка монтируется на корме и из нее методично в воду выходит фарш, создавая в воде пахучий след рыбы. На этот запах быстро подходят тунцы, оказавшиеся в акватории, выбранной для ловли. Но нужно учесть, что на слишком обильную и лакомую прикормку могут подойти и акулы.

Для наживки используют половину или целую сардину. Половину прокалывают через голову в районе глаз. Если берется целая сардина, то крючок вводится через рот и фиксируется в туловище рыбы с выводом жала наружу. В некоторых регионах мирового океана для ловли тунцов-гигантов используют в качестве наживки маленького тунца


Размещения снастей и оснастка. При этом следует отметить, что охват зоны ловли идет достаточно большой. Обычно на корме в специальных гнездах устанавливается от 2 до 4 удочек (фото 4777) . Судно ставят с наветренной стороны или ориентируясь на поверхностное течение – это необходимо, чтобы снасти не перехлестывались. А для того, чтобы оснастки располагались на разном удалении от судна и на разной глубине, используются поплавки. В последнее время большинство рыболовов, нацеленных на ловлю трофейной рыбы, применяют в качестве поплавков обычные надувные шарики, которые фиксируются на леске резинкой. Такой шарик, в случае поклевки тунца не мешает вываживанию, так как он просто лопается при погружении в воду, когда тунец, пытаясь освободиться от снасти, тянет на глубину.


Если используются одновременно, скажем, три удочки, то один шарик можно отпустить на расстояние 40 м от лодки, второй – на 60 м и третий – на 80 м. Глубина ловли на удочках на усмотрение рыболова может составлять от 25 до 70 м.

Для тунцов массой 50-90 кг используются удилища и морской дакроновый шнур с тестовой нагрузкой 70-90 lb


Для тунцов-гигантов, массой более 100 кг, снасти с нагрузкой 100-130 lb . Длина удилища может колебаться в пределах 165-210 см. Для данного вида ловли вполне может подойти троллинговое тунцовое удилище, поскольку оно хорошо выдерживает нагрузки и удобно для вываживания, а приманка все равно забрасывается вручную, а затем катер от нее отдаляется. Например, у нас в продаже можно увидеть морское удилище Miya Epoch Power Fighter Tuna Pro 190 (плюс силовая ручка Power Bat For Power Fighter ). Оно имеет все необходимые качества для вываживания больших голубых тунцов. Также может подойти м орскoе бортовoе удилища Penn Tuna Stick 561 50/100 Trolling.

Катушку нужно иметь скоростную, так как тунец очень быстрая рыба и при ослаблении нужно быстро выбирать слабину. Катушка должна вмещать не менее 600 м лески. Ориентируясь на производителей, можно посоветовать остановить выбор на катушках Shimano и Penn – они надежны и проверены на практике по ловле гигантов. Лучше использовать катушки класса 50-80 lb с регулированным настроем тормоза. В режиме, ожидающем поклевку, он устанавливается на одно усилия, а при вываживании рыбы на другое.


На конце лески следует устанавливать поводок из флуорокарбона диаметром, 1-1,5 мм, длинной 2-3 м. Он обеспечивает невидимость оснастки в очень прозрачной воде. Для тунцовой ловли используются крючки и вертлюжки особой закалки. Лучше брать морские крючки №8/0-12/0 от известных производителей, таких, как « Mustad » или « Owner ».Элементы огрузки берутся массой, в зависимости от глубины ловли, но не менее 150-200 г. Вытянутое грузило фиксируется на леске резинкой и при вываживании тунца нередко отсоединяется, не создавая помех.

Тактика ловли. При дрифтинге ловят, как с выключенным, так и с включенным мотором, чтобы можно было легче манипулировать расположением заброшенных снастей и оснасток. Кроме того иногда катер продвигается на малом ходу, чтобы создать за собой кормовой след из фарша или кусочков рыбы. Тогда, возможно, тунцы будут преследовать катер, собирая прикормку и клюнут на подброшенную им наживку. Как только тунец встал на кормовой след, капитан включает мотор на самые малые обороты, а приманки опускаются на глубину.

При ловле в дрейфе, выжидая подхода тунца, рыболов ориентируется по сигналам с других катеров, а также по показателям эхолота. Обычно капитаны яхт, собравшихся в акватории ловли, друг друга знают, и если у кого-то взял тунец, то он об этом сообщает другим. Тогда можно ориентироваться по отдаленности, направлению и глубине перемещений стаи. Если косяк сардины или другой кормовой рыбы идет возле поверхности, то кружение чаек над водой может в какой-то степени также служить ориентиром для поисков рыбы. Изредка можно увидеть, как на маршрутах своих перемещений крупные тунцы выпрыгивают из воды. Мелкие тунцы, в азарте преследования поверхностно идущего косяка выпрыгивают из воды чаще. Если стая тунца показалась вблизи акватории ловли и стала видна на экране эхолота, но проходит стороной, капитан может принять решение поменять место ловли.

Поскольку глубина ловли в местах миграций слишком большая и обычный якорь для торможения движения судна не поможет, применяется якорь-парашют, который в сложенном положении выглядит как мешок, но постепенно опускаясь глубже, раскрывается и тормозит движение судна. При этом нужно учитывать, что направление поверхностного и глубинного течений часто бывает разным.

Успех вываживания гигантов во многом зависит от слаженности команды


Когда тунец то немного поддается, то снова утягивает оснастку, управляющему судном приходится часто давать задний ход. Тунцов, массой от 40 до 100 кг бывает приходится вываживать от полчаса до 3 часов, а рыбин массой более 150 кг до 10 и более часов. При этом, когда на крючке сидит особо крупный экземпляр, то после двух-трех часов борьбы, снасть приходится передавать другому рыболову. И так пока рыба не будет утомлена и подведена к борту.

После поклевки удилище вынимается из гнезда и вставляется в поясной упор. Например, поясной упор Bimini Bay Tsunami Rod Belts TS-M-3 максимально хорошо подходит для борьбы с большим голубым тунцом и другими морскими гигантами. Держащие его ремни идеально обеспечивают комфорт и контроль в ходе рыбалки. Для того чтобы упор имел минимальный вес, он изготавливается из самых прочных сплавов полимера и нержавеющей стали. Он очень надежен и устойчив к коррозии.


При подведении тунца к борту наготове должен стоять помощник с багром.


Жители Средиземноморья, специализирующиеся на ловле тунцов любительскими снастями, не только зарабатывают себе на жизнь тем, что вывозят туристов на хорошо оплачиваемую рыбалку, но и тем, что выставляют тунцов-гигантов на продажу. Но правилами рыболовства в Средиземном море запрещено вылавливать более одного крупного тунца в день, поэтому другие пойманные рыбы отпускаются.


Ценность тунцового мяса в том, что оно отличается самым большим (по сравнению с мясом других рыб) содержанием белка. Он составляет в пределах 20-30 % от общего количества полезных веществ в мясе этой рыбы, что сравнимо только с содержанием белка в икре некоторых рыб.

Голубой тунец относится к ряду крупнейших и самых быстрых рыб мира. Торпедная форма и обтекаемое тело позволяют ему развивать хорошую скорость.

Окраска – синий металик сверху и мерцающий серебристый цвет снизу являются хорошей маскировкой. Огромные размеры(до 2-х метров в длину и 250 кг веса) являются следствием ненасытного аппетита и разнообразного питания этой рыбины.

К сожалению, вкусное мясо голубого тунца привело к чрезмерному его вылову, а численность популяции снизилась до критического уровня. Голубой тунец является теплокровным(редкая черта среди рыб). Это качество позволяет ему хорошо чувствовать себя как в холодных водах Ньюфаундленда и Испании, так и в тропических водах Мексиканского залива и Средиземного моря, куда он каждый год идет на нерест.

Питается голубой тунец более мелкой рыбой, а также ракообразными, кальмаром и угрями. Не брезгует иногда зоопланктоном и даже водорослями. Крупнейший тунец был выловлен в Шотландии и весил 670 килограмм. Мясо голубого тунца люди ели на протяжении веков. Однако в 1970-е годы спрос и цены на мясо этой рыбы выросли во всем мире и начался её бесконтрольный вылов. В результате запасы данной рыбы значительно снизились, а популяция оказалась на грани вымирания.

Спрос на тунца в США и странах ЕС продолжает падать, несмотря на то, что в 2012 году спрос на неконсервированную рыбу в США был даже выше, чем раньше. В Японии потребление сырого тунца продолжало падать в течение последних лет, согласно правительственным отчетам.

Предложение и цены

Объемы вылова тунца путем кошелькового лова на западе и в центральной части Тихого океана в течение октября 2012 года продолжали расти. Результатом этого стало увеличение предложения сырой рыбы и снижение цен. Цена за полосатого тунца в ноябре снизилась до 2,05 тыс. долл. США за тонну по условиям поставки CFR (с учетом стоимости фрахта) в порту Бангкока.

В продолжение октябрьских тенденций, объемы вылова в тропических широтах восточного побережья Тихого океана показали позитивную тенденцию по сравнению с показателями предыдущих лет, что позволило наладить непрерывные поставки сырой рыбы на консервные заводы Эквадора. В то же время, стоимость полосатого тунца в Эквадоре при продаже с борта судна осталась постоянной на уровне 2,4 тыс. долл. США за тонну.

На мелководьях Индийского океана рыбная ловля оказалась неудачной после хорошего старта в начале октября. Изначальные положительные результаты помогли снизить цены на полосатого тунца до 1,76 тыс. евро за тонну, на желтопера - до 2,45 тыс. евро за тонну при погрузке на судно заказчика (FOB) в порту Сейшел.

Кошельковый лов рыбы в Атлантическом океане показал рост, что вылилось в снижение цен на полосатого тунца до 1,68 тыс. евро за тонну при продаже с борта судна в порту Абиджана. Цены на партии желтопера от 10 кг и больше также слегка упали - до 2,52 тыс. евро на тонну при продаже с борта судна в порту Абиджана.

С началом осени на рынке сашими в Японии наметились улучшения. С середины октября 2012 года увеличились продажи как на рыбном рынке-аукционе Цукизи, так и вне его.

Прямые продажи более дешевого импортного тунца увеличились за пределами аукциона: основными покупателями здесь стали супермаркеты и рыбные магазины. В этом сегменте рынка хорошим спросом пользовался сравнительно недорогой мексиканский голубой тунец (2,95 тыс. японских иен за килограмм).

С января по июнь 2012 года объем поставок свежего полосатого тунца в Японии снизился на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. В результате недостаточных поставок цена на рыбу оставалась сравнительно высокой - на уровне 550-600 иен на килограмм на рынке Цукизи, что более чем на 100 иен превосходит прошлогодние показатели.

С июня 2011 года по июнь 2012 года объем потребления голубого и полосатого тунца в Японии упал на 12% и 11% соответственно. По данным другого отчета, число суши-ресторанов в стране, включая традиционные суши-бары, с 2006 по 2011 годы снизилось на 10%. В то же время, несмотря на снижение общих объемов потребления тунца, импорт этой рыбы в Японию (как в свежем, так и в замороженном виде) в первой половине 2012 года был высоким по сравнению с 2011 годом.

США

На рынке свежего тунца в Соединенных Штатах наблюдается тенденция на восстановление, отразившаяся в показателях импорта неконсервированного тунца и продуктов из этой рыбы. Несмотря на то, что в основном предложение на рынке состояло из более дешевого желтопера, импорт более дорогой и качественной рыбы - голубого тунца и бычеглаза - также вырос по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

Импорт замороженного филе тунца и рыбных стейков также увеличился на 4% несмотря на существенный рост средней стоимости импорта, составивший 50%. Стоит отметить, что объем экспорта от ведущего поставщика - Индонезии - был на 33% ниже, чем в предыдущем году. В то же время, выросли поставки с Филиппин и других стран тихоокеанского региона, включая Японию (354 т за 2012 год против 57 т с начала 2011 года).

Консервированный тунец

В производстве консервированного тунца в настоящее время ощущается давление из самых разных инстанций. Рост цен на производство упаковочных материалов, снижение потребительского спроса на основных рынках, резкий рост затрат на сырье, растущие запросы от природоохранных организаций и продолжающаяся негативная огласка потребления тунца сказались на состоянии мирового рынка консервов из этой рыбы.

На рынке США спрос на консервы из тунца остается не слишком активным. В существующей на данный момент экономической ситуации потребители неохотно мирятся с более высокой стоимостью рыбы, в то время как у супермаркетов пока нет возможности продвигать данный товар по низкой цене, как это было в прошлом.




Вдобавок к росту цен, производители тунца подвергаются нападкам со стороны природоохранных организаций из-за якобы повышенного содержания ртути в данной рыбе и вопросов, связанных с природопользованием. Все это тоже привело к снижению потребления тунца.

За первую половину 2012 года объем импорта на рынке снизился на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. В денежном эквиваленте импорт, правда, оказался ненамного ниже из-за более высоких цен на тунца.

Чтобы восстановить спрос, основные продавцы тунца представили к продаже новые виды продукции. Американская компания Starkist не так давно стала выпускать порционные блюда из тунца, появившиеся в продаже «непортящиеся» консервы от компании Chicken of the Sea стали хитом на рынке США.

Европа

Помимо кризиса еврозоны и повышения цен негативным фактором, повлиявшим на рынок консервированного тунца в Евросоюзе, стали далеко не лучшие погодные условия. Снижение потребительских затрат оказало отрицательное воздействие на продажи готовых консервных изделий из тунца. Это отразилось в снижении импорта высококачественных рыбных консервов из Испании в Италию: за первую половину 2012 года объем поставок в данном сегменте рынка снизился на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. В то же время, увеличились поставки с Сейшельских островов (на 14,8%) и Кот д’Ивуара (на 109%).

Как и в Италии, во Франции основной объем импорта осуществлялся за счет роста поставок с Сейшельских островов (который составил 30,4%) и Кот д’Ивуара (77%), в то время как объемы импорта из Испании и Эквадора резко снизились - на 46,7% и 21,6% соответственно. В результате Сейшелы вышли на первый план как основной поставщик на данном рынке. В целом, объем импорта во Францию снизился более чем на 11% за период с января по июль 2012 года.

Импорт консервов из тунца на рынок Германии, отличающийся чувствительностью к изменениям, также показал отрицательную динамику (падение на 11,7%). Также после значительного роста в предыдущем году, с января по июнь 2012 года снизился объем импорта в Великобританию - на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

Падение спроса и высокие цены оказали свое влияние на импорт полуфабрикатов из филе тунца на двух основных рынках сбыта - в Испании и Италии. За первую половину 2012 года импорт в Испанию из Таиланда снизился на целых 80%.

Азия

Высокие цены на консервы из тунца в сочетании с недостаточно активным спросом на основных рынках негативно повлияли на экспорт консервов из Таиланда. За первое полугодие 2012 года объем экспорта значительно снизился - почти на 25%. В то же время в денежном эквиваленте он был примерно равен показателям за предыдущий год. Крупнейшим рынком сбыта для стран Азии остались США, хотя и здесь поставки снизились более чем на 10%.

За первую половину 2012 года резко вырос импорт тунца в Японию - на 13% по объемам и на 22,1% в денежном эквиваленте по сравнению с предыдущим годом. Он достиг цифры в 24 тыс. т или 11,9 млрд японских иен (150 млн долл. США). Основными игроками на рынке остаются три страны - участницы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Таиланд, Филиппины и Индонезия. На них приходится 97% предложения в данном сегменте.

Перспективы

По прогнозам поставки сырого полосатого тунца должны были вырасти за последний квартал 2012 года: после 1 октября закончилось действие запрета на вылов с помощью устройств для приманки рыбы, установленного Комиссией по рыболовству в западной и центральной частях Тихого океана. В то же время, это не может способствовать падению цен, так как в конце года традиционно растет спрос на сырье. В ближайшее время основной рост продаж тунца будет наблюдаться на развивающихся рынках Азии, Северной Африки Ближнего Востока, что компенсирует снижение потребительского спроса на рынках США и Евросоюза.

С начала февраля вступает в силу очередной запрет на добычу тунца с голубыми плавниками. О том, почему существует столько ограничений на его вылов и чем blue fin tuna отличается от своих ближайших сородичей, рассказывает шеф-повар ресторана Doucet X.O. Саид Фадли.

В какое время года тунец наиболее вкусный?

Время года, в общем-то, не имеет значения. У тунца нет своего специального сезона, несмотря на то что его не выращивают в искусственных условиях. Уже тысячу лет тунца ловят в Атлантическом океане от Исландии до Мексики, в Тихом океане, в Средиземном море. Говорить о качестве рыбы, выловленной в разных морях, не имеет смысла. Тунец одинаков везде - в течение года он мигрирует, путешествует под водой из одной станы в другую. Важно другое - начиная с семидесятых годов прошлого века во всем мире в моду вошла японская кухня. Возросший спрос на суси привел к постепенному исчезновению тунца, особенно голубого, самого лучшего. Поэтому теперь существует огромное количество ограничений на вылов, причем время действия этих запретов может варьироваться. Заметили где-то экологи уменьшение количества тунца - стоп, вылов моментально прекращается. Вот, к примеру, с начала февраля вступит в силу очередной запрет, и свежего голубого тунца в ресторанах днем с огнем не сыщешь.

- Почему blue fin tuna - лучший?

Самых распространенных видов тунца три, это тунец с голубыми плавниками blue fin tuna, тунец-желтохвостик yellow tail tuna и ahi tuna. Blue fin tuna - самый крупный из всего семейства, просто огромная рыбина. У такого тунца красное мясо и серебристо-серое тело с серо-голубыми плавниками, благодаря которому он и получил свое название. Но самое главное - мясо, вкусное, сочное и нежное, как сливочное масло. Если средний вес голубого тунца - 150 кг, то желтохвост весит примерно 15. Кожица у него светлее, а мясо - желто-коричневое. Вкус yellow tail tuna не такой богатый и насыщенный, как у его собрата, можно сказать, не такой рельефный, менее отчетливый, более легкий, почти прозрачный. Голубой тунец облюбовал воды Атлантического океана, а желтохвостик предпочитает воды Тихого океана. Что же касается ahi tuna, то по вкусу он больше похож на голубого тунца (хотя, конечно же, здорово ему уступает), а по весу - на желтохвоста. Это небольшая рыбка, мясо у нее красное, но не темное. Обитает и в Атлантическом, и в Тихом океане, и в Средиземном море ее тоже много.

- По каким критериям вы оцениваете качество голубого тунца?

Обычно увидеть рыбу целиком не удается - слишком уж она большая. Но все равно, конечно же, нужно понюхать ее и потрогать. Если мясо упругое (палец не должен проваливаться в мясо, как в картофельное пюре), без запаха, темно-красного, почти коричневого цвета, а из хребта сочится кровь - все в порядке, это свежая рыба отличного качества.

Какой тунец лучше - дикий замороженный или свежий фермерский?

Ну, фермерский тунец не идет ни в какое сравнение с диким! Ни одна попытка вырастить эту рыбу в фермерских условиях пока не увенчалась успехом. Воспроизвести натуральный вкус, текстуру мяса и аромат просто не получается. Слишком вольная и свободолюбивая это рыба, наверное. Голубой тунец - очень крупный, я лично видел рыбину весом в 750 килограммов. Фермеры стараются, чтобы их тунец не уступал дикому в размерах, подкармливают. Рыбки вырастают красивые, кожа у них ярче, да только все зря. Потому что во вкусе тунца, выращенного на ферме, чувствуется что-то искусственное, какие-то ненатуральные добавки, да и цвет мяса - блеклый, розовый. И хотя достать такого тунца гораздо проще, чем дикого, и стоит он меньше, я не советую его покупать.

- Какие блюда кроме суси и сасими готовят из тунца?

Да какие угодно! Просто свежий тунец с рисом - это очень распространенная и популярная сейчас тема. Тунца можно запекать, жарить, готовить с овощами. В Мексике и Перу делают сэндвичи из тунца, для этого его нужно 4-6 часов промариновать в масле, специях и лимонном соке. Лично мне очень нравится слегка обжарить тунца на гриле, по паре секунд с каждой стороны, чтобы мясо в середине осталось красным, сырым. Единственное, что бы мне хотелось посоветовать,- не жарьте на гриле желтохвоста, его мясо очень быстро высыхает. Из желтохвоста хороши тартары, севиче и карпаччо.

С какими продуктами, на ваш взгляд, лучше подавать тунца?

Все зависит от ваших пристрастий. Любите средиземноморскую кухню - с оливковым маслом и лимонным соком, можно с овощами. Неравнодушны к азиатской - с терияки и с соевым соусом. Предпочитаете экзотику - тогда подойдут свежие манго и авокадо. Отличный вариант - роллы со свежим тунцом и фруктами, дополненные манго, авокадо, свежим огурцом и соусом из личи, уксуса и лимонного сока. Салат «Нисуаз» - вообще классика. Тунца нужно сдобрить паприкой, солью, перцем и оливковым маслом, затем обжарить на гриле, чтобы он едва побелел. Затем добавить вареный картофель, свеклу, зеленую фасоль, маслины, каперсы и перепелиные яйца. Соус готовится из уксуса, оливкового масла, бальзамико и лимонного сока.

- А как готовят тунца в вашем родном Марокко?

О, в Марокко отлично получается стейк из тунца! Сначала он 3-4 минуты маринуется с кинзой, петрушкой, шафраном, имбирем, солью, перцем, чили и оливковым маслом. Затем выкладывается в таджин на овощи - помидоры, сладкий перец и лук с лимоном и чесноком, сверху - немного оливкового масла, оливок, рыбного бульона. И полчаса запекается. Таджин - национальную марокканскую посуду - может заменить обычная фольга, получится не хуже.

За беспрецедентно высокую сумму на рыбном аукционе в Токио продан голубой тунец весом 222 килограмма, выловленный у берегов префектуры Аомори. Рыба огромных размеров рыба ушла с молотка за 155,4 млн иен (приблизительно 1,75 миллиона долларов США по текущему курсу).

Это беспрецедентная по своей стоимости сделка. В прошлом году на этом же аукционе голубой тунец ушел за 56,49 млн иен (736 тысяч долларов по курсу на январь 2012 года или 647 тысяч долларов по текущему курсу). При этом прошлогодний рекордсмен весил значительно больше.

Второй год подряд обладателем рыбы-гиганта стала компания-оператор сети ресторанов суши Kiyomura. Глава компании Киёси Кимура заявил, что покупка «была немного дорогой», но они надеются таким образом «поддержать Японию, поставляя (в рестораны) хорошего тунца».

Борьба за самого крупного голубого тунца на первых в году рыбных торгах на аукционе Цукидзи является своеобразной забавой для элиты токийских рестораторов. Торги представляют собой не только важный элемент жизни города, но и красочное зрелище. Долгое время туристические фирмы с большим успехом включали их посещение в туры для иностранцев.
Однако из-за плохих манер иностранцев, которые не только фотографировали процесс, но и иногда мешали проведению аукциона, пытаясь пробиться в первые ряды и даже потрогать рыбу руками, администрация рынка запретила в 2011 году посещение торгов туристами.

С каждым годом Японии, которая остается одним из самых больших в мире потребительских рынков тунца, становится все сложнее обеспечивать его надежные поставки. Международная квота на вылов постепенно сокращается, одновременно растет спрос на эту рыбу в других странах Азиатского региона, особенно в Китае.



 

Возможно, будет полезно почитать: