Сочинение на тему "лука и сатин в драме горького "на дне". Cочинение «Образы Луки и Сатина

Многие из нас помнят знаменитую пьесу М. Горького, в которой есть два героя: Лука и Сатин. Каждый из них отстаивает свою точку зрения, и только зрители могут решать, кто из них прав.

Рассмотрим спор этих персонажей более подробно.

Сюжет и главные герои пьесы Горького

Это было неудивительно, ведь молодой драматург смог создать не только трогающий за живое сюжет, но и блестящие образы главных героев.

Сюжетом стала жизнь обитателей ночлежки для бедных, людей, у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения и даже простого хлеба. Судьба их трагична, они не видят смысла своего существования, их будущее - это только смерть и нищета.

Среди героев выделялись два антипода - Лука и Сатин, которые и донесли до зрителей основной смысл пьесы.

Позиция Луки

Лука, старичок-странник лет 60, появляется в пьесе не сразу. Он приходит в ночлежку и по-своему пытается утешить тамошних обитателей.

Он обещает умирающей от болезни Анне райское блаженство за перенесенные на земле мучения, разбойнику Ваське - возможность начать новую жизнь в далекой и холодной Сибири, алкоголику - больницу, в которой его вылечат, проститутке - возможность найти настоящую любовь и т. д.

Некоторые обитатели этого заведения начинают верить доброму старику, однако часть из них отвергает его рассказы, считая (и заслуженно считая) их ложью.

Философия Луки

Фактически Лука предлагает своим слушателям примитивно понимаемую им христианскую человек должен все терпеть, потому что он греховен, он несет на земле заслуженное наказание, а после смерти будет награжден по своим делам.

Эта философия по сути оправдывает зло на земле, превращает Бога в могущественного и свирепого повелителя людей, который каждому воздает по заслугам.

Поэтому Лука и стремится обманывать несчастных людей, попавших в ночлежку, считая, что такой обман поможет им справиться с жизненными трудностями. Лука готов принять социальную несправедливость как данность, считая ее следствием несовершенства человеческой природы.

Позиция Сатина

Сатин - это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.

Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.

Лука и Сатин - очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.

Сатин - гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».

Философия Сатина

Спор Луки и Сатина начинается с того, что последний начинает противоречить словам старика. Нет, Сатину не нужно утешение, он ищет активной деятельности. Его правда - это не христианская философия. Сатину ближе позиция атеизма, полагающего, что все находится в руках самого человека, а не зависит от действия высших сил. Сатин не верит в бессмертие человеческой души, ему не нужен Бог, он считает, что оказался «на дне» не потому, что так сложилась его судьба, а потому что поступил благородно и честно и был наказан несправедливо.

«Правда - есть бог человека свободного!», - восклицает Сатин. Он стремится к тому, чтобы построить новое социально справедливое общество свободных людей, которые могли бы жить в гармонии с собой.

Характеристика Сатина и Луки показывает нам, что два эти человека демонстрируют своим примером две совершенно разные позиции, два разных отношения к жизни и пониманию места человека в этом мире.

Позиция Луки - сострадательная, но пассивная, позиция Сатина - активная, преобразовательная, деятельная. В пьесе фактическую победу в споре одержал Сатин, ведь именно Лука покинул ночлежку.

Спор Луки и Сатина: реакция современников

Пьеса Горького пользовалась огромным успехом у зрителей еще и потому, что автор смог почувствовать и передать в ней дух своего времени.

Общество жаждало перемен. Философия Луки не устраивала молодых людей, стремящихся преобразовать социум по новым лекалам. Им противостояла более консервативная часть старшего поколения, которые хотели сохранить государственный и социальный строй.

Лука и Сатин как раз выражали общественный раскол. Они явили собой две этих непримиримых позиции и жизненные философии.

К слову сказать, сам автор пьесы, безусловно, принадлежал к последним, он разделял позицию Сатина, для него этот герой воплощал то, о чем думал он сам. Всю жизнь Горький боролся с теми, кто пытался проповедовать терпимость и всепрощенчество, его ценностями была борьба и вера в великое будущее его страны.

Фактически самого Горького можно было бы назвать «революционером в русской литературе», который в своих произведениях живо и ярко передал атмосферу ожидания новой жизни частью прогрессивно настроенной молодежи.

Люди хотели отказаться от монархического устройства, хотели отказаться от власти капиталистов, верили в том, что они сами смогут построить новое и более справедливое государство.

В итоге правда Луки и Сатина оказалась неравноценной. В стране произошла революция, власть захватили большевики, которые, подобно Сатину, решили отказаться от религии как от лишнего социального звена.

Так что пьеса Горького по-настоящему оказалась пророческой. И в этом состоит гениальность этого произведения русской литературы.

Духовная жизнь в костылевском подвале приняла более интенсивный характер с появлением странника Луки - наиболее значительной личности среди героев пьесы.

Образ Луки - это еще небывалый в русской литературе образ бродячего простонародного философа, образ, в котором воплотились поиски и блуждания известной части социальных низов, стремление к истине, к «порядку в жизни» и к «чистоте» (то есть к высокой нравственности) и путаница понятий, трезвый реализм мышления и фантастическое бегство в утопические страны, создаваемые воображением усталых тружеников... Лука - носитель христиански окрашенной и вместе с тем простонародно-самобытной, причудливой системы взглядов, в которой есть и детская вера, и холодный скепсис, есть снисходительное утешительство, но есть и доля истинной чуткости, есть и своя этика, и своя ирония; есть крайний индивидуализм и стремление к коллективу, есть свои понятия о государстве.

Странников на Руси всегда было предостаточно. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Луки и Сатина в пьесе . Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) При анализе пьесы на дне характер Луки - странник не совсем обычный: он гораздо умнее, острее, проницательнее многих своих собратьев; он довольно тонкий психолог. А главное, странствия его совершались в необычный период истории, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер. Это стремление к постижению социального бытия и бытия вообще затронуло и горьковского героя. Лука - неутомимый наблюдатель, ему очень хочется знать, как устроена и как устроится в будущем эта пестрая, интересная, страшная, исполненная несправедливости и зла жизнь. В нем, как заметил Франц Меринг, «кроется нечто философическое».

В сложном комплексе понятий и настроений этого бродячего философа заметны явная неприязнь к хозяевам, к полицейскому государству и элементы скептического отношения к идее «бытия божия».

Однако в сознании Луки, в его этических понятиях еще дает себя знать христианское начало. Лука распространяет евангельскую этику и в форме непосредственного призыва «терпеть», как велел Христос, и в форме повторения излюбленного христианами тезиса о том, что «все мь на земле странники», и особенно в форме утверждения универсальной, неразборчивой жалости («Христос-от всех жалел...», «ни одна блоха - не плоха» и пр.). Проповедь Луки в защиту терпения объективно соответствует «программе» Костылева. Вот почему Боровский назвал Луку «шарлатаном гуманности». Не следует только всего Луку сводить к этой формуле. Он гораздо сложней, интересней. Кстати, по отношению к таким типам, как Костылев, Лука вовсе не проявляет христианской кротости, тут он явно изменяет христианству...

В сочинении на тему образ Луки - это яркое и целостное художественное обобщение особенностей простонародной формы христианства, еще цепляющегося за жизнь и пытающегося выполнять свою социальную функцию примирения рабов с их горькой участью, но уже лишенного внутренней убежденности, уже разъедаемого скепсисом.

В то же время образ Луки - и свидетельство дарований, таящихся в народе. Ибо человек этот, несомненно, даровит, оригинален. В нем огромный запас бодрости, здорового юмора и ядовитой иронии, проявляющейся в столкновениях с хозяевами жизни. Очень хорошо сказал о Луке тончайший русский художник Нестеров: «Лука - мужичонка, странник, святая душа, балагур - вносит необыкновенно русскую ноту в действие, он полный оптимист и, главное, оптимист - живой».

Вряд ли мы согласимся с тем, что образ Луки - «святая душа», но своеобразный народный оптимизм ему действительно присущ. Жизнь человечества представляется Луке как процесс затейливый и сложный, с разнообразными устремлениями. «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее... и хоть живут - все хуже, а хотят - все лучше... упрямые!» Такое «упрямство» Лука поощряет и верит, что рано или поздно люди («Все ищут люди, все хотят - как лучше...») найдут то, что им надо. Пусть эта вера Луки в будущее абстрактна, но она была социально полезна.

По отношению к обитателям ночлежки Лука выступает и как проповедник христианского терпения - это, конечно, вредная часть его философии, и как гуманист, пришедший к своеобразному культу человека («человек все может»), - этим Лука, конечно, полезен, и просто как умный и веселый знаток житейских дел.

Обычно осуждаемый литературной критиками за неприязненное отношение к суровой правде, Лука - вот парадокс его деятельности! - в каждой конкретной ситуации выступает как самый трезвый, деловой ^консультант. Его практические советы - это своеобразная программа-минимум для обитателей ночлежки. Актеру он советует устроиться в лечебницу для алкоголиков, а пока что «готовиться», то есть перестать пить2. Пеплу бродячий мудрец советует забрать Наташу и уехать в Сибирь, чтобы начать там трудовую жизнь. Наташе он советует поскорее уйти от Костылевых и резонно, психологически тонко объясняет ей, что она может довериться Ваське Пеплу, так как он «парень ничего., хороший» и, кроме того, она ему нужнее, чем он ей. И всем обитателям ночлежки он рекомендует (впрочем, это уже выходит из рамок чисто практических советов) немножко больше уважать друг друга.

В сочетании с разумным практицизмом мнение Луки о том, что не надо оглушать человека «обухом» правды, теряло значительную часть социальной вредоносности. А в отдельных случаях художественное фантазирование Луки, пожалуй, приносило и некоторую пользу. Разве, например, простодушно-романтическая мечта о «праведной земле» не могла послужить кому-то из деклассированных, отчаявшихся людей импульсом для того, чтобы подняться над кошмаром и грязью «Дна» и потянуться к более одухотворенной жизни?1

Практические советы, полученные Актером, Васькой Пеплом и Наташей от Луки, не были реализованы, но не потому, что советы были плохие, а потому, что обитателям «дна» не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но душа обитателей ночлежки была странником взбудоражена, их разум начал работать интенсивней. Так, Васька Пепел - под воздействием Луки - произносит слова, в которых привычный нигилизм по отношению к нравственным ценностям уже соединяется с новыми стремлениями и, видимо, уступает им место: «Я - не каюсь... в я не верю... Но - я одно чувствую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...»

Самые сильные духовные импульсы получил от Луки наиболее интеллигентный и умный человек «дна» - Сатин. Все, что оставалось в глубинах его души серьезного, настоящего, вдруг всколыхнулось. Так возникают знаменитые тирады Сатина о правде, о человеке, в которых он несколько сбивчиво, но ярко и страстно ополчается и против узкой, слепой правды Бубнова или еще более ничтожной, анекдотической правды Барона, живущего как во сне, безвольно и бездумно плывущего по течению жизни, и против евангельских внушений Луки, прикрывающих угнетение человека человеком.

Одновременно Сатин как бы подхватывает и поднимает на высоту священного принципа гуманистическую мысль Луки о ценности человека («Он - каков ни есть-а всегда своей цены стоит», «Человек - все может... лишь бы захотел...», «Уважьте человеку...»). То, что Лукой было выражено фрагментарно и непоследовательно (теория о том, что большие человеческие контингенты ценны не сами по себе, а лишь как материал для лучшего, несколько отдает ницшеанством), Сатиным было очищено и отчеканено в виде афоризма: человек-это звучит гордо.

По характеру Сатин - не герой дела, он лишь герой слова. Однако взволнованные речи Сатина свидетельствовали о том, что искра живой жизни, искра духа не погасла и на социальном «дне». Об этом свидетельствовали мучительные сомнения и других обитателей ночлежки. А затейливая, соединившая в себе и полезные и вредные и трезво-реалистические и консервативно-утопические элементы проповедь Луки также по-своему говорила о живой искорке, разгорающейся в народных низах. Не следует забывать, что Лука не профессор, не публицист, не священник, он простой крестьянин, человек необразованный, может быть, и неграмотный. Тем замечательней, что он живет такой напряженной духовной жизнью, охвачен таким неугомонным стремлением разобраться в социальных отношениях, в разнообразных человеческих, характерах.(«Понять хочется дела-то человеческие...»), в том, что Горький назовет позже «адовой суматохой» века.

Пьеса Горького дает нам необычайно яркое представление не только о классовых антагонизмах и социальных язвах старого общества, но и о тех сложных процессах умственного брожения, которым были охвачены даже самые отсталые, выбитые из колеи, неприкаянные слои народа. Она дает представление о той искорке, в которой, если воспользоваться словами Лескова, было много и «ограниченной народной наивности», и «бесконечных стремлений живого духа», - об искорке, которая никогда не умирала в народе и все сильнее разгоралась по мере приближения первой русской революции, разгоралась даже среди обитателей «дна».

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Луки и Сатина в пьесе На дне – художественный анализ. Горький Алексей Максимович оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

В пьесе "На дне" Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет свою философию, свою идею.

Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Философия Луки - вера в человека: "Человека уважать надо". Вера может заменить реальную правду, так как она помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. С приходом Луки атмосфера в ночлежке стала человечнее.

Лука стремится дать погибающим людям хоть какую-то надежду: "Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, для лучшего", несет облегчение обитателям "дна", утешает их, будит в каждом Человека. Барон, вырвавшийся из мира вещей, восклицает: "А ведь зачем-нибудь-то я родился". Анну успокаивает разговорами о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняет картинами свободной жизни в Сибири, Наташу - возможной любовью, Актеру рассказывает о лечебнице от алкоголизма, и он верит: "Я сегодня работал, мел улицу, а водки - не пил!". Лука сеет слова утешения и надежды, но все его обещания ложны. Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает насколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда.

Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер - повесился, Пепел - в тюрьме, Наташа - пропала, Анна - умерла. Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. На протяжении всей пьесы Лука лжет, якобы во благо других людей, хотя на самом деле эта ложь только губит их.

Для чего он лжет? Возможно, для того, чтобы самому еще более утвердиться в своей вере в то, что он говорит Философию Луки отвергает Сатин: "Ложь- религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!". Из философии Луки Сатин берет веру в человека: "Человек - вот правда!", но без жалости. Сатин - философ, рассуждает о значении человека: "существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга", Порой он бывает циничен и именно этот цинизм обнажает ту грязь, с которой бок о бок живет и сам Сатин и все остальные жители.

Сатин - карточный шулер не боится ни жизни, ни смерти. Он потерял имя, работу, но он независим от обстоятельств, ценит свободу: "Хорошо это - чувствовать себя человеком!". Но Сатин к настоящему делу не пригоден. Слова Сатина, вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали на ночлежников, объединенных общей судьбой, выраженной тюремной песней: "Емне хочется на волю, но цепь порвать я не могуЕ" Трагедия несбыточности надежд, напрасности слов, отражены в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит на дно всех персонажей Горького.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Духовная жизнь в костылевском подвале приняла более интенсивный характер с появлением странника Луки - наиболее значительной личности среди героев пьесы.

Образ Луки - это еще небывалый в русской литературе образ бродячего простонародного философа, образ, в котором воплотились поиски и блуждания известной части социальных низов, стремление к истине, к «порядку в жизни» и к «чистоте» (то есть к высокой нравственности) и путаница понятий, трезвый реализм мышления и фантастическое бегство в утопические страны, создаваемые воображением усталых тружеников... Лука - носитель христиански окрашенной и вместе с тем простонародно-самобытной, причудливой системы взглядов, в которой есть и детская вера, и холодный скепсис, есть снисходительное утешительство, но есть и доля истинной чуткости, есть и своя этика, и своя ирония; есть крайний индивидуализм и стремление к коллективу, есть свои понятия о государстве.

Странников на Руси всегда было предостаточно. При анализе пьесы на дне характер Луки - странник не совсем обычный: он гораздо умнее, острее, проницательнее многих своих собратьев; он довольно тонкий психолог. А главное, странствия его совершались в необычный период истории, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер. Это стремление к постижению социального бытия и бытия вообще затронуло и горьковского героя.

Лука - неутомимый наблюдатель, ему очень хочется знать, как устроена и как устроится в будущем эта пестрая, интересная, страшная, исполненная несправедливости и зла жизнь. В нем, как заметил Франц Меринг, «кроется нечто философическое».

В сложном комплексе понятий и настроений этого бродячего философа заметны явная неприязнь к хозяевам, к полицейскому государству и элементы скептического отношения к идее «бытия божия».

Однако в сознании Луки, в его этических понятиях еще дает себя знать христианское начало. Лука распространяет евангельскую этику и в форме непосредственного призыва «терпеть», как велел Христос, и в форме повторения излюбленного христианами тезиса о том, что «все мы на земле странники», и особенно в форме утверждения универсальной, неразборчивой жалости («Христос-от всех жалел...», «ни одна блоха - не плоха» и пр.).

Проповедь Луки в защиту терпения объективно соответствует «программе» Костылева. Вот почему Боровский назвал Луку «шарлатаном гуманности». Не следует только всего Луку сводить к этой формуле. Он гораздо сложней, интересней. Кстати, по отношению к таким типам, как Костылев, Лука вовсе не проявляет христианской кротости, тут он явно изменяет христианству...

В сочинении на тему образ Луки - это яркое и целостное художественное обобщение особенностей простонародной формы христианства, еще цепляющегося за жизнь и пытающегося выполнять свою социальную функцию примирения рабов с их горькой участью, но уже лишенного внутренней убежденности, уже разъедаемого скепсисом.

В то же время образ Луки - и свидетельство дарований, таящихся в народе. Ибо человек этот, несомненно, даровит, оригинален. В нем огромный запас бодрости, здорового юмора и ядовитой иронии, проявляющейся в столкновениях с хозяевами жизни. Очень хорошо сказал о Луке тончайший русский художник Нестеров: «Лука - мужичонка, странник, святая душа, балагур - вносит необыкновенно русскую ноту в действие, он полный оптимист и, главное, оптимист - живой».

Вряд ли мы согласимся с тем, что образ Луки - «святая душа», но своеобразный народный оптимизм ему действительно присущ. Жизнь человечества представляется Луке как процесс затейливый и сложный, с разнообразными устремлениями. «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее... и хоть живут - все хуже, а хотят - все лучше... упрямые!» Такое «упрямство» Лука поощряет и верит, что рано или поздно люди («Все ищут люди, все хотят - как лучше...») найдут то, что им надо. Пусть эта вера Луки в будущее абстрактна, но она была социально полезна.

По отношению к обитателям ночлежки Лука выступает и как проповедник христианского терпения - это, конечно, вредная часть его философии, и как гуманист, пришедший к своеобразному культу человека («человек все может»), - этим Лука, конечно, полезен, и просто как умный и веселый знаток житейских дел.

Обычно осуждаемый литературной критиками за неприязненное отношение к суровой правде, Лука - вот парадокс его деятельности! - в каждой конкретной ситуации выступает как самый трезвый, деловой ^консультант. Его практические советы - это своеобразная программа-минимум для обитателей ночлежки. Актеру он советует устроиться в лечебницу для алкоголиков, а пока что «готовиться», то есть перестать пить. Пеплу бродячий мудрец советует забрать Наташу и уехать в Сибирь, чтобы начать там трудовую жизнь. Наташе он советует поскорее уйти от Костылевых и резонно, психологически тонко объясняет ей, что она может довериться Ваське Пеплу, так как он «парень ничего., хороший» и, кроме того, она ему нужнее, чем он ей. И всем обитателям ночлежки он рекомендует (впрочем, это уже выходит из рамок чисто практических советов) немножко больше уважать друг друга.

В сочетании с разумным практицизмом мнение Луки о том, что не надо оглушать человека «обухом» правды, теряло значительную часть социальной вредоносности. А в отдельных случаях художественное фантазирование Луки, пожалуй, приносило и некоторую пользу. Разве, например, простодушно-романтическая мечта о «праведной земле» не могла послужить кому-то из деклассированных, отчаявшихся людей импульсом для того, чтобы подняться над кошмаром и грязью «Дна» и потянуться к более одухотворенной жизни?1

Практические советы, полученные Актером, Васькой Пеплом и Наташей от Луки, не были реализованы, но не потому, что советы были плохие, а потому, что обитателям «дна» не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но душа обитателей ночлежки была странником взбудоражена, их разум начал работать интенсивней. Так, Васька Пепел - под воздействием Луки - произносит слова, в которых привычный нигилизм по отношению к нравственным ценностям уже соединяется с новыми стремлениями и, видимо, уступает им место: «Я - не каюсь... в совесть я не верю... Но - я одно чувствую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...»

Самые сильные духовные импульсы получил от Луки наиболее интеллигентный и умный человек «дна» - Сатин. Все, что оставалось в глубинах его души серьезного, настоящего, вдруг всколыхнулось. Так возникают знаменитые тирады Сатина о правде, о человеке, в которых он несколько сбивчиво, но ярко и страстно ополчается и против узкой, слепой правды Бубнова или еще более ничтожной, анекдотической правды Барона, живущего как во сне, безвольно и бездумно плывущего по течению жизни, и против евангельских внушений Луки, прикрывающих угнетение человека человеком.

Одновременно Сатин как бы подхватывает и поднимает на высоту священного принципа гуманистическую мысль Луки о ценности человека («Он - каков ни есть-а всегда своей цены стоит», «Человек - все может... лишь бы захотел...», «Уважьте человеку...»). То, что Лукой было выражено фрагментарно и непоследовательно (теория о том, что большие человеческие контингенты ценны не сами по себе, а лишь как материал для лучшего, несколько отдает ницшеанством), Сатиным было очищено и отчеканено в виде афоризма: человек-это звучит гордо.

По характеру Сатин - не герой дела, он лишь герой слова. Однако взволнованные речи Сатина свидетельствовали о том, что искра живой жизни, искра духа не погасла и на социальном «дне». Об этом свидетельствовали мучительные сомнения и других обитателей ночлежки. А затейливая, соединившая в себе и полезные и вредные и трезво-реалистические и консервативно-утопические элементы проповедь Луки также по-своему говорила о живой искорке, разгорающейся в народных низах. Не следует забывать, что Лука не профессор, не публицист, не священник, он простой крестьянин, человек необразованный, может быть, и неграмотный. Тем замечательней, что он живет такой напряженной духовной жизнью, охвачен таким неугомонным стремлением разобраться в социальных отношениях, в разнообразных человеческих, характерах.(«Понять хочется дела-то человеческие...»), в том, что Горький назовет позже «адовой суматохой» века.

Сочинение на тему «Сатин или Лука — герой пьесы М. Горького «На дне»?»

Одно из знаковых произведений прошлого столетия - пьеса «На дне», которая была написана Максимом Горьким на рубеже 1901 и 1902 года. Пьеса настолько неоднозначна, что постановка этого произведения получила право на жизнь только в МХТ с 1902 году. На императорской сцене спектакль был категорически запрещен.

Дело в том, что в основе сюжетной канвы - столкновение двух противоборствующих философий: правды и лжи. М.Горький ставит выбор перед читателем, заставляет задуматься и решить для себя, что лучше, приторная ложь или имеющая горький вкус правда.

Конфликт в пьесе начинается с появления старца Луки, который разговаривает почти библейскими афоризмами. Он пришел, неизвестно откуда, и также исчез. Однозначно, М.Горький неслучайно ввел в пьесу подобный образ. Невольно возникает ассоциация с Воландом М. Булгакова, который появился в Москве, чтоб обнажить человеческие души со всеми их грехами. Лука говорит, что люди упрямые, хотят все лучше и лучше жить. Почти так же о москвичах высказывался и Воланд.

Лука переворачивает мирок каждого жителя ночлежки. Актеру он обещает некую больницу, где тот вылечится от пьянства, Пепла отговаривает от убийства мужа Василисы и советует вору уехать вместе с Натальей, Настасью поддерживает в ее рассказах о большой любви. Казалось бы, врет старец. Только ложь ли это? Может слова Луки – способ дать надежду обитателям городского «дна»? Он сам обозначает свою ценность для этих воров и пьяниц: «Так… Эхе-хе… господа люди! И что с вами будет?.. Ну-ка хоть я помету здесь. Где у вас метла?»

Рассказывает сказки старик, но в основе этих сказок – надежда. Он непросто говорит Актеру о бесплатном лечении, он утверждает, что тот должен уже сейчас бросить пить и ждать в трезвости возможного исправления своей жизни. Вот и получается, что ложь Луки должна подтолкнуть Актера на правильный путь.

«А чего? Человек - все может… лишь бы захотел…» — в этих словах отражен смысл поступков Луки. Человек выберется из любой ямы, но только если захочет сам. Старец своими рассказами хочет дать погибающим надежду и стимулировать их стремление к лучшему.

В противовес старцу, М. Горький выводит на сцену Сатина, который живет сегодняшней реальностью, и окружать себя эфемерной действительностью отказывается. Сатин своими поступками и фразами дает понять, что вор – это вор, и нечего строить из себя кого-то другого. Он вроде бы даже признает некую пользу Луки к концу пьесы, но в тоже время утверждает, что сильному человеку, имеющему стержень, такие сказки для стимула не нужны. То, что предлагает Лука, это для Сатина удел слабых.

Тот, кто силен духом, во лжи не нуждается, потому что правда – идол сильных духом.

Так кто же герой для М. Горького? Кем он дорожит: Сатиным или Лукой? Чья философия ему ближе? Вроде бы устами Сатина автор говорит о том, что человек достоин уважения, а не жалости, потому что жалость унизительна. Однако в то же время в начале пьесы М. Горький заявляет через Актера, что героем может быть тот, кто талантлив, а талант по-горьковски это – вера в себя. Лука попытался такую веру возродить в жителях ночлежки. Другой разговор, что попытка его имела для большинства печальные последствия: Актер повесился, Наталью искалечили, пепел на каторгу пойдет.

Мне кажется, М. Горький оставляет право решить, кто герой, а кто нет читателю. Он просто показывает нам две стороны, а выбрать, какой путь правильный, должны мы сами.



 

Возможно, будет полезно почитать: