Выжимной подшипник: принцип работы, основные неисправности

Одно из наиболее важных устройств автомобиля – сцепление. Оно обеспечивает кратковременное отсоединение ДВС от трансмиссии, а также их плавное соединение во время переключения передач. Кроме того, сцепление предохраняет элементы трансмиссии от перегрузки и гасит колебания. Расположено сцепление между силовым агрегатом и коробкой передач и важнейшим его элементом является выжимной подшипник. Чтобы избежать непредвиденных поломок и проблем с ремонтом, необходимо знать, как работает выжимной подшипник.

Для чего нужен выжимной подшипник

Роль выжимного подшипника – передача нажимного усилия с вилки на корзину сцепления, которая в свою очередь передает его на ступицу ведущего диска. К этой детали предъявляются повышенные требования прочности, ведь в ходе эксплуатации автомобиля на подшипник приходится большая нагрузка. Происходит это каждый раз при нажатии на педаль сцепления, когда подшипник принимает на себя все усилие.

При бережной эксплуатации авто, даже на проблемных дорогах, выжимной подшипник может прослужить очень долго. Намного чаще возникают проблемы со сцеплением, если автомобилист предпочитает жесткий стиль вождения. В этом случае признаки неисправности детали дают о себе знать намного быстрее.

Выжимные подшипники бывают нажимного и оттягивающего действия. Сегодня производят два вида таких подшипников:

  • гидравлический;
  • роликовый.

Первый работает под воздействием гидравлики – она берет на себя силовые нагрузки и тем самым облегчает водителю пользование узлом. Подшипник второго типа управляется при помощи тросов и тяг посредством механического воздействия.

Принцип работы

Устройство ВП предельно простое и в то же время эффективное. Состоит оно из муфты и собственно подшипника на ней запрессованного. Располагается на фланце первичного вала коробки передач. Нажатие на педаль сцепления приводит подшипник в движение по валу. Работает все следующим образом: когда водитель жмет на педаль сцепления, усилие передается на вилку, которая перемещает подшипник по фланцу. Передвигаясь, подшипник давит на лепестки корзины и в результате этого воздействия разъединяются фрикционные диски сцепления. Во время переключения передачи эти диски, имеющие зубья подобно шестерням, проворачиваются, не цепляя друг друга. Когда водитель отпускает педаль сцепления, диски вновь сходятся. Все приходит в первоначальное положение.

Из-за чего ВП выходит из строя?

На это есть несколько причин. Первая и самая частая – это неправильное обращение с педалью сцепления. Многие водителя допускают одну и ту же ошибку, выжимая педаль и не отпуская ее вовремя. Длительное удержание педали в выжатом состоянии приводит к повышенной нагрузке на подшипник и систему в целом. ВП не рассчитан на длительные нагрузки, соответственно, при таком обращении он выходит из строя намного быстрее.

Вторая причина поломки выжимного подшипника заключается в естественном износе. Как правило, для автомобилей ВАЗ это 100-150 тысяч километров пробега при бережном обращении. В иных случаях деталь изнашивается гораздо раньше.

Также на сокращение ресурса детали влияют различные внешние факторы, как то:

  • перепады температур;
  • эксплуатация в условиях повышенной влажности;
  • эксплуатация автомобиля во внедорожных условиях;
  • механические нагрузки.

При невнимательном отношении к автомобилю и игнорировании проявлений износа ВП автовладелец рискует поиметь серьезные проблемы с поломкой узла сцепления. Если сам выжимной подшипник стоит недорого и его замена не занимает много времени, то при выходе из строя целого узла решение проблемы может «влететь в копеечку».

Как распознать, что ВП вышел из строя?

Износ выжимного подшипника невозможно не заметить, и указывают на это следующие «симптомы»:

  • При выжимании сцепления присутствуют посторонние звуки. Это может быть гул, свист, или характерный металлический скрежет при попытке переключить передачу. Происходит все по причине того, что фрикционные диски разводятся не до конца и, проворачиваясь, цепляются зубьями друг за друга.
  • Переключая передачи, водитель прилагает определенные усилия, которых раньше не требовалось. В основном проблемы возникают при включении первой и задней скоростей.

Также возможно появление вибрации и стука.

Замена ВП

Если автомобилист уверен в своем опыте и знании тонкостей замены выжимного подшипника, а также имеет для этого достаточно времени и весь необходимый инструментарий, то процедуру можно провести самостоятельно (разумеется, с помощником). Замену производят в таком порядке:

  1. Сливают масло.
  2. Откручивают болты крепления в местах соединения коробки и двигателя.
  3. Коробка снимается.
  4. Подшипник отсоединяется от вилки, затем достается из муфты.
  5. На его место ставится новый ВП.
  6. Далее все производится в обратной последовательности.

После установки коробки на место производится регулировка сцепления. В этой статье мы намеренно не стали подробно рассказывать о том, как менять выжимной подшипник, поскольку процесс довольно трудоемкий и требует определенных навыков. Не имея представления о том, как все происходит, лучше обратиться к специалистам на СТО. Услуга по замене ВП стоит недорого, а вот желание сэкономить вкупе с отсутствием опыта может привести к серьезным поломкам, устранение которых выльется в приличную сумму.

Теперь остается лишь подвести итоги: в большинстве случаев ВП выходит из строя по причине неправильной эксплуатации авто. Несвоевременная замена выжимного может обернуться выходом из строя всего узла сцепления. Любите свой автомобиль, относитесь к нему бережно, и тогда железный конь прослужит вам верой и правдой долгие годы. Желаем удачи на дорогах!