Современные проблемы науки и образования. Инициативность, управление ситуацией

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

  • проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым.

В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

Согласно ФГОС образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. В своей деятельности мы строим предметнопространственную среду так, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать его личностные способности с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства, социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию, деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

Чем старше становится ребёнок, тем в большей степени познавательноисследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова.

Самостоятельная деятельность детей

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

Предоставлять детям больше самостоятельности в трудовой деятельности, привлекаю их к участию в планировании работы. В большинстве случаев - это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой (Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждают, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать).

Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому организуются целевые прогулки, экскурсии, во время которых дети имеют возможность наблюдать труд взрослых (строителей, дворников).

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность).

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. При организации продуктивной деятельности на занятиях нужно стараться мотивировать на достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определять значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок для малышей, дежурство по группе и т.п.), выражать личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Давать задания, которые дети выполняют небольшими группами, где один из них будет ответственным за качество выполнения задания. Каждый раз ответственный меняется, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступает то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности.

Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе оборудуются «Уголоки творчества», которые созданы по принципу доступности и мобильности. В уголке собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, трубочки для раздувания, цветная и тонированная бумага, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). Все это способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.

Коммуникативная деятельность.

Формирование коммуникативной самостоятельности, на мой взгляд, должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям.

Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. В группах создается предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко меняется, дополняется, в зависимости от задач.

Размещение оборудования должно позволять детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.

В группе можно располагать разнообразные схемы, таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности (новые игры и материалы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке и т. п.).

Среду следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулируя творческую активность детей, побуждая к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Для этого могут использоваться разнообразные предметы-заместители, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, фотографии по сюжетно-ролевым играм, многофункциональные макеты, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.

Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности – это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

Таким образом, правильно организованная среда и ее содержательное наполнение, тесное взаимодействие с родителями, организация практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

Работа с семьей по поддержке детской инициативы

Необходимо нацелить родителей на поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

  1. Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.
  2. Инициатива - первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить - годы. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.
  3. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности - наличие стойкого интереса к ней.

Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.

  1. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
  2. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
  3. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка - недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.
  4. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.

Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам - то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем - творить.

Про ангела.

Статуэтки ангелов являются самой популярной группой сувениров. Они исполняют больше символическую роль, нежели декоративную и преподносятся, обычно, близким людям, которые нам не безразличны.

Подарок в виде статуэтки ангела может стать своеобразным оберегом, так как первое значение этой фигурки - ангел-хранитель.


Если вам подарили статуэтку ангела, и вы размышляете над тем, где её лучше поставить, знайте, что её место на северо-западе

Статуэтка ангела должна быть в каждом доме, это красиво и совершенно необходимо. Понимание того, что тебя защищают и охраняют высшие силы, которые символически представлены статуэткой ангела, даёт человеку силы и уверенность в самых сложных ситуациях. Ну и не забывайте делиться поддержкой – дарите ангелов!

  1. в первую очередь это оберег, чье крыло укрывает своей ладоней владельца;
  2. во вторую, это индивидуальный амулет, который обретает ауру владельца;
  3. в третьих, - это нечто сакральное, что помогает человеку или предостерегает от ошибки .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

« Развитие инициативности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» (теоретический семинар) МБДОУ №8 «Теремок» 2016

2 слайд

Описание слайда:

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

3 слайд

Описание слайда:

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Целевые ориентиры, определенными ФГОС: -проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; -способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок способен к волевым усилиям; -пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; -способен к принятию собственных решений.

4 слайд

Описание слайда:

Вопросы: Что такое «детская инициатива и самостоятельность»? Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках? Как создать условия для развития детской инициативности и самостоятельности?

5 слайд

Описание слайда:

В литературе сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников: Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива - (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

6 слайд

Описание слайда:

В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков» инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности - поведении, осуществляемом на внешние стимулы.

7 слайд

Описание слайда:

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

8 слайд

Описание слайда:

Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

9 слайд

Описание слайда:

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

10 слайд

Описание слайда:

Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова «Оценка развития детей на основе наблюдений в свободной самостоятельной деятельности по сферам инициатив» Авторы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста. Они выделяют 4 сферы инициатив: - творческая - целеполагания и волевого усилия - коммуникативная - познавательная. Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:

11 слайд

Описание слайда:

Инициатива Вид деятельности Творческая Конструктивная Музыкальная Игровая Художественная Целеполагания и волевого усилия Трудовая Коммуникативная Общение Познавательная Познавательно - исследовательская Восприятие художественной литературы Двигательная деятельность

12 слайд

Описание слайда:

Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива» Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы: 1-й уровень Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

13 слайд

Описание слайда:

2-й уровень Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

14 слайд

Описание слайда:

3-й уровень Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

15 слайд

Описание слайда:

Итак… Для инициативной личности характерно: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.

16 слайд

Описание слайда:

Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках? Инициативная личность развивается в деятельности! А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

17 слайд

Описание слайда:

Способы и направления поддержки детской инициативы 1.Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности: предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию; образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей; содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.

18 слайд

Описание слайда:

Оказание недирективной помощи детям: наличие партнерской позиции взрослого; уважение к каждому ребенку в группе; принятие всех детей в группе; создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения (проблемные ситуации, ситуации успеха).

19 слайд

Описание слайда:

По мнению исследователей… (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин) разные виды деятельности, являются главными факторами формирования инициативности как личностного качества. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на инициативность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

20 слайд

Описание слайда:

В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом: Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям. Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности. Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

21 слайд

Описание слайда:

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

22 слайд

Описание слайда:

Какими компетенциями должен обладать педагог? Основными компетенциями являются: обеспечение эмоционального благополучия детей, поддержка индивидуальности и инициативы, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, построение вариативного развивающего пространства в зоне ближайшего развития, взаимодействие с родителями. Рассмотрим поддержку индивидуальности и инициативы детей через призму основных педагогических способностей посредством применения основных способов действий и педагогических технологий.

23 слайд

Описание слайда:

Умения педагогов Компетенции Поддержка индивидуальности и инициативности Диагностические Воспитатель в ходе наблюдения за детьми выделяет таких, которые не проявляют инициативу в различных видах детской деятельности: затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности, преобладает исполнительность, не способны предложить новые способы выполнения поручений, не задают вопросов. Инициативные дети: задают тон в игре, неистощимы в придумывании сюжета, инициативны в выборе видов и содержания труда, демонстрируют высокое качество работы, часто задают вопросы, способны предложить свои варианты выполнения задания, берут на себя лидерские функции. Проектировочные Развитие и поддержание инициативности ребенка в разных видах деятельности: 1. Трудовая деятельность: 2. Общение: 3. Игровая деятельность 4. Познавательно- исследовательская деятельность: 5. Конструктивная деятельность: 6. Художественная деятельность: 7. Музыкальная деятельность: 8. Восприятие художественной литературы: 9. Двигательная деятельность:

24 слайд

Описание слайда:

Умения педагогов Компетенции Поддержка индивидуальности и инициативности Исполнительские Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: - Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. - Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. - Недирективная (косвенная) помощь детям в разных видах деятельности. Коммуникативные Для обеспечения поддержки индивидуальности и инициативы: - Доброжелательное, внимательное, теплое отношение воспитателя к каждому ребенку. - поощрять проявление инициативы детей в любых видах деятельности. - проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка. - чаще общаться с детьми, которые не проявляют инициативу в различных видах деятельности, разговаривать с ними один на один, «по душам» о событиях из жизни ребенка, его интересах. - в беседах с детьми воспитатель не только задает вопросы, но и сам высказывает свое отношение к ситуации, говорит о себе, о своих переживаниях, интересах. Рефлексивные Воспитателю очень важно оценить себя, свою работу с детьми: - Правильно ли были выбраны методы работы для поддержания детской индивидуальности и инициативности? - проявляют ли дети инициативу в различных видах деятельности? - какие еще методики можно использовать для развития детской инициативности?

25 слайд

Описание слайда:

Возвращаясь к умениям педагога: Исполнительские умения: - Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. - Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. - Недирективная (косвенная) помощь детям в разных видах деятельности.

26 слайд

Описание слайда:

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности: предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору - так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- все это является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ. образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.

27 слайд

Описание слайда:

Оказание недирективной помощи детям Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу. Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма. Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

28 слайд

Описание слайда:

Методы мотивации дошкольников к деятельности Мотив« (от лат. movere - двигать, толкать) –это понятие означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивация Совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые определяют поведение человека.

29 слайд

Описание слайда:

1. Игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. 2. Помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. 3.«Научи меня» основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. 4. «Создание предметов своими руками для себя» основан на внутренней заинтересованности ребёнка.

30 слайд

Описание слайда:

Методы стимулирования поведения Стимулировать (лат.- возбуждаю, поощряю) - значит побуждать к действию, давать толчок, поощрять. Методы стимулирования поведения: Поощрение метод выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности воспитанников. Он закрепляет положительные навыки и привычки. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, награда, важное поручение.

31 слайд

Описание слайда:

Соревнование это метод устремления естественной потребности воспитанников в соперничестве. С помощью соревнования происходит воспитание нужных им и обществу качеств (физические, моральные, эстетические и др.) Условия и требования к организации соревнования: Цель и задание соревнования, Программа соревнования, Критерии оценивания, Условия для проведения соревнования, Подведение итогов, Награждение победителей.

32 слайд

Описание слайда:

Методы стимулирования поведения Наказание это метод педагогического влияния, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального осуждения, обвинения. Формы наказаний: неодобрение, замечание, выговор, предупреждение.

33 слайд

Описание слайда:

Условия формирования мотивационной сферы детей Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит - верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности. Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии. Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач. Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями

34 слайд

Описание слайда:

Формы работы по поддержке детской инициативы: Групповой сбор 3 раза в день. Доска выбора. Проектная деятельность. Индивидуальные выставки детских работ.

35 слайд

Описание слайда:

Групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Задачи группового сбора: формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта; обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов; формирование мотивации к предстоящей деятельности; представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах; Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей. = Технология «План – дело - анализ»

36 слайд

Описание слайда:

Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. В течение дня групповых сборов может быть несколько. Целесообразно проводить: -1-ый утренний сбор - после или перед завтраком, перед занятиями в центрах активности; -2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов; -3-ий - после дневного сна.

37 слайд

Описание слайда:

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня - все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

38 слайд

Описание слайда:

Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми - карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

39 слайд

Описание слайда:

В режиме дня должно быть отведено время на занятия по выбору - где дети учатся самостоятельно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Это достигается за счет насыщенной, избыточной образовательной среды. Воспитатели принимают на себя ответственность за то, что бы день был веселым и интересным для детей. С этой целью организуются Центры активности, которые дают детям возможность самостоятельно индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Материалы, содержащиеся в центрах, стимулируют активность детей, заставляют их использовать все органы чувств. Создание центров требует определенной организации помещения и обстановки однако это не налагает ограничений на игру детей, не привязывает определенных занятий к определенным центрам.

40 слайд

Описание слайда:

Проектная деятельность Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т.е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, но субъектность ребенка может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может предложить оригинальную идею (то есть ранее не высказанную в группе), либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия его идеи.

Описание слайда:

В начале, педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так может возникнуть какая - то проблема, с которой к детям обращается сказочный персонаж, воспитатель другой группы(няня, родитель), либо это проблема, которая возникла у самих детей. С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог продумывает, какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах, какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения, какие индивидуальные задания можно подобрать.

43 слайд

Описание слайда:

Чтобы научиться выбирать из нескольких вариантов оптимальный, нужна практика. На первых порах помогают приемы социоигровой педагогики, разные способы объединения в малые группы «Социумы». Занятия в малых группах позволяют детям уделить больше времени приобретению собственного опыта, а в распоряжение воспитателя окажется больше способов для индивидуализации занятия. В этих условиях у детей появляются многочисленные возможности реализовать себя в роли лидера, принимать решения, которые оказывают влияние и них самих и на окружающих. Дети учатся делать реальный выбор и брать на себя ответственность в той мере, в которой это представляется целесообразным исходя из их возраста и возможностей.

44 слайд

Описание слайда:

Старшие дошкольники принимают активное участие в выборе темы, планировании, сами принимают решение, в каком центре они сегодня будут работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата предполагается достичь. После выбора центра и планирования работы приходит время собственно выполнения плана -т. е. работа в центрах. Задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. С какими - то из них дети могут справиться самостоятельно, а где - то выполняют работу при участии воспитателя. Важно обращать внимание на выбор занятия детьми, на качество их работы, наличие интереса к занятию не зависимо от того индивидуально они работают или в группе. Так как центры могут быть выбраны самые разные, степень самостоятельности ребенка определяется его готовностью к самостоятельной работе, наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку.

Описание слайда:

Завершение занятия может быть разнообразным. Дети переходят от одной компании к другой, рассказывают, чем они занимались, что удалось? Что не получилось? Почему? А можно обсудить эти вопросы и презентовать получившиеся продукты вернувшись на круг. Это способствует тому, что ребята учатся анализировать свою работу, делать выводы, давать оценку себе и своим товарищам.

48 слайд

Описание слайда:

Развивающая предметно-пространственная среда По мнению доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка». В данном случае понятие «предметная среда» выступает в более узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир.

Описание слайда:

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Поощрение высказывания оригинальных идей. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Планомерное обогащение жизненного опыта детей. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

51 слайд

Описание слайда:

ЗАПОВЕДЬ Ш.А.АМОНАШВИЛИ УЧИТЕЛЬ, БУДЬ СОЛНЦЕМ, ИЗЛУЧАЮЩИМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕПЛО, БУДЬ БЛАГОДАТНОЙ ПОЧВОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ И СЕЙ ЗНАНИЯ НЕ ТОЛЬКО В ПАМЯТИ И СОЗНАНИИ ТВОИХ УЧЕНИКОВ, НО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ В ИХ ДУШАХ И СЕРДЦАХ. Желаю успехов!

Инициативность – способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.
Педагогический словарь

На энтузиастах и инициативных людях держится мир: благодаря им появляются новые интересные идеи и находят свое воплощение в различных сферах жизни. В условиях бизнеса, где в данный момент уже довольно сложно найти свободную нишу, свежие решения и их реализация позволяют открывать новые возможности для развития и прочного становления. Здоровая напористость, отстаивание своих интересов, умение заметить возможность и вовремя ею воспользоваться – вот что отличает инициативного человека.

  • Инициативность – это большое количество свободной энергии, которая находит свой выход в плодотворной деятельности.
  • Инициативность – это умение своевременно и к месту выражать свой энтузиазм.
  • Инициативность – это физическая и мыслительная активность, которая не остается незамеченной.
  • Инициативность – это свобода самовыражения.
  • Инициативность – это предприимчивость и находчивость.

Преимущества инициативности

  • Инициативный человек всегда может воплотить свои идеи в жизнь.
  • Инициатива позволяет заявить о себе, достичь желаемых результатов, реализовать собственные амбиции и занять высокое положение в обществе.
  • Инициативность показывает активную жизненную позицию, что не оставляет равнодушными бизнес-партнеров, работодателей и окружающих вас по жизни людей.
  • Плодотворная реализация идей благодаря здоровому энтузиазму, деловитости и находчивости может приносить хорошие дивиденды – не только материальные, но и моральные.

Проявления инициативности в повседневной жизни

  • Люди, занимающие лидирующие позиции в какой бы то ни было сфере, – это люди инициативные. Они смогли направить свою энергию и энтузиазм в нужное русло. Лидеры в политике, бизнесе, науке – не пассивные созерцатели, а истинные полководцы.
  • Владельцы крупных компаний или небольшого бизнеса – это активные и способные к смелым решениям люди. Они не дают застаиваться своей энергии, умеют правильно использовать ее для собственного благосостояния и на пользу обществу.
  • Представители и вдохновители общественных организаций, пожалуй, самый яркий пример инициативности. Эти люди ведомы высокой идеей улучшения жизни общества в целом. Активисты различных движений способны смело выражать свою гражданскую позицию по существенным для них вопросам, стремятся вдохновить ею остальных. И, несмотря на то что не всегда и не всеми поддерживаются и адекватно воспринимаются, неустанно выдвигают различные инициативы для поддержания своей основной идеи.
  • Сфера творчества и креатива также может служить хорошим примером инициативности. Если бы многие прекрасные мысли и задумки не нашли своего воплощения, мир был бы намного беднее духовно.

Как развить инициативность

Сразу стоит отметить, что инициативность – это смелость и ответственность за свои решения.

Встречается много людей, чьи идеи свежи и порой даже гениальны, однако воплощает их кто-то другой. Тот, кто: а) смелый, б) предприимчивый, в) находчивый.

Так какой же минимум необходим для того, чтобы инициатива не угасала?

Итак, в первую очередь необходимо перестать обращать внимание на негативную оценку ваших действий: сплетни, пересуды и оговоры. Скорее всего, они происходят из зависти – а это первый признак того, что вы способны сделать что-то такое, на что у других не хватает ни ума, ни решительности. Исключением является конструктивная критика, которую всегда надо анализировать и принимать во внимание.

Предприимчивость и находчивость – это умение оценить ситуацию и понять, каким образом и когда именно стоит проявить энтузиазм. Ведь инициатива наказуема лишь в том случае, когда она проявлена не вовремя и не в правильной форме.

Лень – не союзник. Напряженность и усталость часто выпускают наружу «ай, потом», «сейчас что-то не хочется» и «может быть, в другой раз». Однако такое отношение никогда не приведет к успеху. Промедление оправданно лишь в том случае, когда анализ ситуации показал, что стоит подождать более подходящего момента или действовать сломя голову стратегически не правильно.

Самое главное, если вы человек амбициозный и настроенный на успех, – сделать первый шаг (пускай даже он будет и не один)!

Золотая середина

Пассивность

Инициативность

Навязчивость, авантюризм

Крылатые выражения об инициативности

Любой программе действий присущи риски и затраты, но они гораздо меньшие, нежели отдаленные риски и затраты, порождаемые комфортным бездействием. - Джон Кеннеди - Чтобы преуспеть, нужно быть готовым удвоить частоту своих неудач. - Томас Дж. Уотсон - Ни одно великое открытие не было сделано без энтузиазма. - Ралф Уолдо Эмерсон - «Излишняя инициативность свойственна людям, не способным оценить последствия своих поступков. - Илья Шевелев - Джин Ландрам / 13 мужчин, которые изменили мир В книге собраны истории успеха самых удачливых, настойчивых и инициативных мужчин. Их новаторский подход, умение найти «золотую жилу» и невероятная настойчивость подарили новые возможности для всего человечества и воистину изменили мир. Джин Ландрам / 13 женщин, которые изменили мир На примере самых выдающихся женщин конца ХХ столетия знаменитый биограф показывает, как благодаря упорству, трудолюбию, энтузиазму, инициативности и вере в себя можно достичь больших высот в творчестве, бизнесе или общественной жизни. И для этого не обязательно быть мужчиной! Джон С.Максвелл / 21 обязательное качество лидера Одна из глав книги посвящена инициативности как важнейшему качеству преуспевающего человека. Одним из выдающихся бизнесменов был Кеммонс Уилсон – основатель крупнейшей сети отелей Holliday INN. Его история успеха начинается с того времени, когда он начал работать – с 7 лет. А его находчивость, предпринимательская хватка и смелость служат прекрасным примером и вдохновляют.


Успешность и инициатива зачастую идут рядом, и первая является следствием второй, особенно в области бизнеса и предпринимательства. и инициативным, читайте далее.

Как стать успешным человеком в жизни: инициативность

Инициативность – это способность к активным самостоятельным действиям и привлечение к ним других людей.

Инициативные люди имеют больше преимуществ, чем пассивные:

  • они чаще достигают желаемых результатов , занимают ведущее положение в обществе;
  • они могут полностью самостоятельно дать жизнь своим идеям ;
  • их жизненная позиция привлекает партнеров по бизнесу или работодателей;
  • правильный подход к внедрению идеи приносит хорошую материальную и моральную прибыль .

Инициативность и бизнес


Достаточно со стороны посмотреть на людей, проявляющих инициативу – это энергичный, творческий, находчивый, легкий на подъем и в то же время очень ответственный народ, всегда готовый к реализации своих и чужих идей.

Как раз все вышеперечисленные качества очень ценятся в сфере предпринимательства, особенно если учесть, что в наше время найти незанятую и приносящую доход область бизнеса становится труднее с каждым днем.

Тем не менее, смелые идеи и энергичность отдельных людей позволяет им воплотить в жизнь совершенно новые, интересные замыслы, обладающие высокой конкурентоспособностью и потенциалом. К сожалению, таких людей гораздо меньше, чем обычных мечтателей,

Как стать успешным и развить инициативность?


При определенном желании и стремлении стать успешным человеком можно развить в себе ту или иную степень инициативности. Существует несколько рекомендаций, которые должны существенно помочь в ее развитии:

Анализируйте

Оценивая ситуацию, учитесь учитывать мельчайшие детали. Не считайте инициативных людей эдакими Александрами Матросовыми, готовыми броситься на пулемет с голыми руками.

Воплощение любой идеи требует не только энтузиазма, но и тщательного анализа деталей, обстоятельств, последствий в случае провала. Ведь иногда даже маленькая неудача может остановить величайший проект и заставить забыть о следующем.

Просчитывайте риски

Помните: «инициатива наказуема». Но только тогда, когда она заведомо кровельная, то есть у нее не просчитаны риски и их последствия, варианты и алгоритмы действий, неправильно выбрано время внедрения.

При правильном и логичном подходе и удачном внедрении идеи в жизнь, инициатора ожидает вознаграждение.

Не забывайте об ответственности

При правильной оценке ситуации будет уместно предусмотреть возможности полной неудачи проекта и варианты уменьшения предполагаемых потерь. Большую значимость это будет иметь в случае совместного с другими людьми инвестирования в бизнес. Уверенность в том, что просчитаны все альтернативные пути развития и варианты отхода, дает возможность проявить инициативу без особо неприятных последствий.

Надейтесь исключительно на свои силы

Старайтесь не привлекать к воплощению своих целей людей со стороны. Кстати, это правило относится не только к области предпринимательства, но и к другим жизненным сферам. В этом случае появляется привычка опираться только на себя и проявлять инициативу становится легче.

Естественно, вы вряд ли физически успеете сделать все самостоятельно, и придется некоторые шаги доверять коллегам. Старайтесь, чтобы это были второстепенные вопросы, для облегчения поисков «крайнего» в случае провала или частичной неудачи. Так все в жизни будет зависеть только от вас, и только вы будете ее хозяином.

Не ленитесь

Будьте активными, не ленитесь. Пассивность и нежелание браться за дело могут свести на нет даже самую лучшую инициативу.

Учитесь избавляться от лени, начиная с бытовых вопросов. Не откладывайте на «потом» мелкие, неспешные дела только потому, что есть более интересные занятия. Например, выносите мусор не «по пути», а ради избавления от мусора; мойте посуду сразу после еды; гуляйте с собакой во время, даже если по телевизору идет интересный фильм. Так постепенно придет организованность, а привычка лениться уйдет на второй план.

Критика и критиканство

Спокойно относитесь к критиканству. Помните, критиканство - это не аргументированная критика ваших действий, а обычные негативные комментарии завистливых людей.

«Это нереально», «Что ты в этом понимаешь», «Дело обречено на провал, и даже начинать не стоит», «У тебя не получится» - вот примерный список критиканских выражений, знакомый любому, даже неинициативному человеку. Игнорируйте их, ведь вы уже просчитали все шаги развития ситуации и детально оценили каждый из них. Недаром говорят «Кто не ходит, тот и не падает» и «Тот ничего не сделал, кто ничего не начал». Придумывайте, анализируйте, просчитывайте и воплощайте в жизнь свои инициативы.

1. Какие методы развития инициативы у сотрудников Вы считаете наиболее эффективными?

Люди проявляют инициативу, при наличии нескольких условий:

  • Они понимают миссию, цели, стратегию компании и воодушевлены открывающимися перспективами, хотят участвовать в построении замечательного будущего;
  • Взаимоотношения в компании способствуют свободному общению сотрудников различных подразделений, укреплению "горизонтальных связей"; это важно, поскольку плодотворной средой для рождения идей является общение;
  • Руководство компании на всех уровнях (высшее, среднее, нижнее звенья) поддерживает тех, кто выдвигает предложения и способствует реализации наиболее дельных идей;
  • Существуют хорошо организованные процессы поступления инициатив, их оценки, отбора, реализации, контроля исполнения, поощрения инициаторов; в этом случае все видят, что "машина" работает, результаты есть и хотят участвовать в этом полезном и творческом процессе;
  • Руководство компании организует постоянное обучение сотрудников тому как нужно заниматься совершенствованием той работы, в которой они участвуют; ведь мало хотеть проявлять инициативу, нужно уметь находить проблемы в рабочих процессах, анализировать и вырабатывать решения, планировать и осуществлять необходимые изменения.

Из этого становится ясно, что развитие мотивации - это системная задача. Она не решается рамках какой-то "кампании по повышению инициативы". Для ее решения необходим комплекс взаимосвязанных мер, включающих формирование стратегического видения сначала у руководителей, а затем и у сотрудников, систематическое, хорошо организованное обучение на всех уровнях, четко организованные процессы "управления инициативами", коррекция корпоративной культуры в направлении большей "инновационности", открытости, лидерства.

2. Существует ли универсальный рецепт развития инициативы у сотрудников?

Слово "рецепт" вообще неуместно в управлении организациями. Рецептов не существует. Существует системный подход, изложенный выше. При последовательном и настойчивом его воплощении результаты постепенно улучшаются - растет число и качество внедренных в работу компании инициатив.

Вместе с тем нужно отметить, что далеко не все сотрудники компании будут проявлять инициативу даже при самых благоприятных условиях. Дело в том, что инициативность зависит не только от внешних условий, но и от внутренней мотивации человека. А она у всех разная. Определенная часть сотрудников имеет "люмпенский" тип мотивации. Они восприимчивы только к негативным внешним стимулом, таким как угроза наказания. Но инициативности "из под палки" добиться нельзя.

3. Какие факторы сильнее влияют на инициативность сотрудников: постоянно действующие в компании программы по повышению мотивации, внутренний микроклимат, особенности оргструктуры организации, что-то другое?

Если руководство компании считает инновации важным фактором конкуренции, то должна быть разработана стратегическая программа формирования инновационного потенциала компании, включающая развитие инициативы сотрудников. В ней должны быть взаимно увязаны меры по совершенствованию стратегического видения, развитие мотивации, корпоративной культуры, задачи организационного развития. Только при таком, системном подходе можно рассчитывать на положительные результаты.

4. Какие программы мотивации для сотрудников Вы считаете наиболее удачными для развития инициативы?

Программы мотивации считаю бессмысленными особенно в применении к развитию инициативы. Это системная задача и решать ее нужно системно.

5. Какие постоянные меры по развитию инициативы в сотрудниках Вы могли бы порекомендовать работодателям? Кто в компании должен координировать развитие инициативы у сотрудников?

Развитие инициативности сотрудников - задача каждого руководителя подразделения. Координирует, организует, обучает руководитель службы HR.

"Постоянная мера", способствующая инициативе сотрудников - это лидерский стиль руководства, которым должны овладеть руководители всех уровней. Руководитель - лидер это не начальник, а наставник для своих подчиненных. Он не командует, а делегирует, не ищет виновных, а помогает найти и справить ошибки. Это не исключает требовательности и ответственности.

6. Какие Вам известны примеры успешных и неуспешных попыток внедрения программы по развитию инициативы у сотрудников в тех или иных компаниях.

Есть компании, в которых успешно внедрен "Банк идей" - комплекс организационных механизмов, обеспечивающих сбор, оценку, отбор, реализацию перспективных инициатив. Авторы идей и участники проектов внедрения изменений поощряются материально и морально. Там, где руководство уделяет таким программам серьезное внимание, действительно возникают и реализуются полезные для компании инициативы, связанные с обслуживанием клиентов, развитием продуктов, улучшением внутренних процессов.

7. В каких ситуациях мотивационные программы по развитию инициативы могут превратиться в демотивационные и почему?

Если руководитель компании не уделяет внимания развитию инициативы сотрудников, то такие программы быстро превращаются в формальность и сами собой отмирают. Это задача, которую нельзя поручить кому-то и забыть. Ей нужно заниматься регулярно и очень настойчиво. Только тогда все поймут, что это важно и что-то начнет изменяться.

8. В каких рабочих ситуациях, на Ваш взгляд, проявление инициативы неуместно?

Прежде чем заниматься развитием инициативы сотрудников, необходимо привести компанию в управляемое состояние. То есть у нее должна быть четко определенная организационная структура, упорядочены основные процессы, понятная система материального стимулирования (оплаты труда) сотрудников. Без этой организационной базы будить инициативу сотрудников не только бесполезно, но и вредно - хаос только возрастет. Поэтому сначала нужно навести определенный порядок, а потом постепенно создавать "управляемый хаос". Ведь организация только тогда успешно развивается, когда находится в состоянии баланса между порядком и хаосом. Перекос как в одно сторону, так и в другую губителен для компании.



 

Возможно, будет полезно почитать: