Спортивная гимнастика информация. Олимпийские чемпионы по спортивной гимнастике. Абсолютное первенство. История возникновения спортивной гимнастики

ГОРАЦИЙ Квинт Флакк (Quintus Horatius Flaccus) (8.12.65 до нашей эры, Венузия, ныне Веноза - 27.11.8 до нашей эры, Рим), римский поэт. Сын мелкого землевладельца, вольноотпущенника; посещал школу грамматика Орбилия Пупилла в Риме, в 45-44 изучал греческую философию, литературу и искусство в Афинах. Во время гражданской войны после убийства Юлия Цезаря был доверенным лицом Марка Юния Брута, командовал легионом республиканцев в должности военного трибуна; был разбит и бежал с поля сражения при Филиппах (42); получив амнистию, вернулся в Рим, где был вынужден зарабатывать на жизнь, служа писцом в казначействе. В свободное время начал писать стихи, сблизился с Вергилием, представившим его Меценату (38), покровительство которого избавило от необходимости трудиться и позволило посвятить себя творчеству. Став одной из центральных фигур кружка Мецената, Гораций получил в подарок Сабинскую виллу (недалеко от современной Тиволи), куда удалился от суеты столичной жизни, государственной службе предпочтя жизнь на лоне природы. Похоронен на Эсквилине рядом с Меценатом, которому посвящены многие произведения из поэтического наследия Горация, полностью сохранившегося до наших дней: две книги «Сатир» (35 и 30; сам Гораций называл их «Беседами», «Sermones»), сборник «Эподов» («Припевы», «Epodes», 30; Гораций называл их «ямбами»), четыре книги «Од» (кн. 1-3 созданы в 23; книга 4 в 13 году; античное название - «Песни», «Carmina»), две книги «Посланий» («Epistulae», 20 и 13), а также «Юбилейный гимн» («Carmen saeculare», 17), посвящённый празднествам в Риме.

Гораций изначально был близок неотерикам, однако избрал в качестве образца для своих эподов не модных александрийских поэтов, а ямбы Архилоха, позаимствовав не только греческий стихотворный размер, но и гневно-обличительный тон, который часто превращается в откровенную брань, направленную на современников. В некоторых эподах (7-й и 16-й) с горечью осуждал гражданские войны, в которых погряз Рим, противопоставляя им традиционный уклад деревенской жизни (2-й эпод), а также эпикурейские радости и любовные наслаждения (11-й и 13-й). В сатирах Горация отсутствуют полемическая заострённость и злободневные темы. Взяв за основу жанр, разработанный Публием Теренцием Варроном Атацинским и Луцилием, Гораций развил его в перспективе стоицизма, всё более отказываясь от язвительных инвектив в пользу иронического осмысления пороков: написанные гексаметром сатиры формально построены по принципу диатрибы; представляя собой рассуждения о римских нравах, они становятся прославлением режима Августа. Вершина поэтического мастерства Горация - оды; в качестве их образцов была избрана греческая песенная лирика (Алкей, Сапфо, Анакреонт и др.), стихотворные размеры которой Гораций виртуозно приспособил к латинскому языку, добившись небывалого в римской поэзии формального разнообразия и изящества. Богато и содержание од: патриотически-патриархальные рассуждения о мировом могуществе Рима (так называемые римские оды; изображение Рима как странствующего по буйному морю корабля и тому подобное) чередуются с личными темами (идиллические описания Сабинской виллы, мотивы любви, деревенской жизни, дружеской пирушки и т.п.). Гораций призывал обходиться малым, не гнаться за наслаждениями и получать удовольствие от каждого мгновения жизни; его принцип - «лови день» («carpe diem»), а идеал - гармоничное равновесие общественного и частного, жизнь без порождаемых неумеренностью и завистью страданий, «золотая середина», которую он пытался сам соблюдать в творчестве, отказавшись от выражения чрезмерных страстей и крайностей, всё более склоняясь к отстранённому тону, в том числе в комплиментарных описаниях императора Августа и военных подвигов его пасынков Тиберия и Друза в 4-й книге «Од».

Универсальная для мировой литературы тема статуса поэта и поэзии была инициирована самым прославленным стихотворением Горация - одой к Мельпомене, известной как «Памятник» («Exegi monumentum»; русский перевод и переложения М. В. Ломоносова, 1747; Г. Р. Державина, 1796; А.С. Пушкина, 1836; А. А. Фета, 1854; В. Я. Брюсова, 1918, и др.), в которой провозглашена идея неподвластного времени поэтического творчества, дарующего бессмертие своему творцу. Рассуждения о поэзии стали главной темой 2-й книги «Посланий»; особую популярность снискало 3-е письмо Горация, озаглавленное «К Пизонам» («Ad Pisones», другое название «Наука поэзии», «Ars poetica», известен перевод А. А. Фета, опубликован в 1883), в котором Гораций, продолжив традиции поэтики Аристотеля, развил концепцию искусства как ремесла, виртуозной обработки формы, став самым ярким теоретиком римского классицизма.

Влияние Горация на мировую литературу огромно: ещё в период античности его наследие изучали в школах, ему подражали сатирики Персий и Ювенал, Светоний Транквилл составил его жизнеописание, Порфирий написал один из первых комментариев к его трудам. В средние века Гораций высоко ценился как морализатор (дошло около 250 манускриптов с произведениями Горация, датируемых 8-11 веками), Данте в своей «Божественной комедии» поместил «сатирика Горация» в Лимбе рядом с Гомером. Лирика эпохи Возрождения насыщена мотивами и прямыми отсылками к творчеству Горация (Ф. Петрарка, Л. Ариосто, П. Ронсар, Ж. дю Белле и др.); Горация часто цитировали М. Монтень, Эразм Роттердамский; с 16 века в европейских школах существовала практика хорового исполнения его од; моральные установки активно проповедовались иезуитами. Эстетические принципы Горация были развиты поэтами «Плеяды» (перевод «Науки поэзии» на французский язык был выполнен Ж. Пелетье дю Мансом, 1545) и классицистами 16-18 века: трактаты М. Дж. Виды, М. Опица, Б. Джонсона, Н. Буало, А. Попа; рассуждения о трагедии и комедии П. Корнеля, Ж. Расина и др. Ряд известных басен Ж. де Лафонтена были инспирированы сюжетами из Горация, заметно его влияние на развитие сатиры в 17-18 веках (Н. Буало, Дж. Драйден, Д. Свифт и др.). Горацианские мотивы встречаются у Мольера, Ф. Фенелона, Вольтера, Д. Дидро, А. Шенье, Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, В. Гюго, Дж. Байрона, Ш. Леконта де Лиля, Ж. М. де Эредиа и др., у многих русских поэтов.

Соч.: Полн. собр. соч. М.; Л., 1936; Собр. сочинение СПб., 1993; Opera. Monachii; Lipsiae, 2001; Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. - Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. Наука поэзии. М., 2005.

Лит.: Bonfante G. La lingua parlata in Orazio. Venosa, 1994; Lyne R. О.А. М. Horace: behind the public poetry. New Haven; L., 1995; Борухович В. Г. Квинт Гораций Флакк: поэзия и время. Саратов, 1996; Oliensis Е. Horace and the rhetoric of authority. Camb., 1998; Гаспаров М.Л. Гораций, или Золото середины // Гаспаров М. Л. Об античной поэзии. М., 2000; Морева Вулих Н. В. Римский классицизм. Творчество Вергилия, лирика Горация. СПб., 2000; Citti F. Studi oraziani: tematica е intertestualità. Bologna, 2000; Cucchiarelli А. La satira е il poeta: Orazio tra Epodi е Sermones. Pisa, 2001; Maurach G. Horaz: Werk und Leben. Hdlb., 2001 ; McNeill R. L. В. Horace: image, identity and audience. Balt., 2001; Patier Х. Horace à la campagne. Р., 2003; Hills Р.D. Horace. L., 2005.

А. В. Голубков, Т. Ф. Теперик.

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.) — древнеримский поэт, живший и творивший в бурный век завоевателя Юлия Цезаря, возвысившего Рим, и императора Августа Октавиана, приёмного сына Цезаря и первого императора Рима.

Биография Горация

Молодость Горация, сына вольноотпущенника (бывшего раба), совпала с победой Цезаря в гражданской войне. После убийства Цезаря Гораций примкнул к главарям заговора — Бруту и Кассию, которые вскоре потерпели поражение в войне против преемника Цезаря; затем Гораций был амнистирован и вернулся в Рим. На этом его короткое активное участие в политической жизни было закончено, и он избирает другое поприще, ставшее главным в его жизни, — литературную деятельность.

Уже первые литературные опыты Горация привлекают внимание знатоков поэзии: его приближают к себе известные поэты. Вергилий представляет Горация Меценату — покровителю людей искусства и близкому другу Августа Октавиана. Это знакомство позволило Горацию получить расположение императора, который со временем даже предложил ему занять место своего личного секретаря. Гораций от предложения отказался, следуя избранному в жизни принципу золотой середины (aurea mediocratus ), провозглашённому им в одной из своих од. Это выражение стало крылатым. Гораций также не злоупотреблял своей близостью к Меценату, благодаря покровительству которого он всю жизнь мог заниматься только литературой.

Известность и значимость Горация как поэта были настолько велики, что император Август Октавиан именно ему поручил написать юбилейный гимн на торжественное открытие столетия игр, которые должны были знаменовать окончание войн и начало эпохи процветания Рима (17 г. до н. э.). Исполнение гимна хором из двадцати семи юношей и двадцати семи девушек на белоснежных ступенях храма Аполлона, воспевавших «семихолмный град» — Рим, стало центральным эпизодом торжественной церемонии. Поручение Августа означало признание Горация первым поэтом в Риме.

Умер Квинт Гораций Флакк внезапно, от скоротечной болезни, в самом расцвете своей поэтической славы.

Творчество Горация

Гораций оказался гораздо удачливее своего старшего современника Катулла: его поэтическое наследие дошло до нас полностью, что во многом объясняется широким признанием его поэзии и её поддержкой властью. Произведения Горация и их фрагменты неизменно включались в антологии римской литературы, программы школ и академий, поэтому они легко переходили из века в век. Однако не только благодаря высокому положению Гораций-поэт остался в веках. Этому способствовали высокое мастерство его поэзии, изящество стиха, широчайший метрический диапазон, богатство тем, великолепное развитие традиций греческой лирики Архилоха, Алкея, Сапфо в латинской поэзии.

Наследие Горация состоит из стихотворений, воспитывающих у римлянина мудрое отношение к власти и другим людям; сатир и бесед, в которых поэт учит находить гармонию между своей личностью и обществом и призывает вернуться к добрым нравам прежней жизни; посланий, содержащих поучения и описание науки создания поэзии. Среди многих произведений выделяется «Юбилейный гимн», созданный в год наивысшего подъёма Рима (17 г. до н. э.):

Пусть, о Солнце, ты, что даёшь и прячешь

День, — иным и тем же рождаясь, — пусть же

Ты нигде не узришь ничего славнее

Города Рима.

Перевод Н.С. Гинцбурга

Особое место в творчестве Горация занимают лирические оды, поэтические произведения, написанные высоким стилем для утверждения римской идеологии и прославляющие ценности жизни и достоинства людей, значение их деяний. Наиболее известным в России лирическим произведением Горация стала ода XXX («Памятник»), послужившая образцом для подражания русским поэтам М.В. Ломоносову, Г.Р. Державину и А.С. Пушкину.

Ода Горация XXX («Памятник») стала основой для возникновения нового жанра в мировой литературе — жанра лирического стихотворения, в котором поэт утверждает значение поэзии в мире и подводит итог своего личного творчества. Основные тезисы оды Горация таковы: поэт создал памятник своему творчеству, который крепче металла и неподвластен ни течению времени, ни разрушительному воздействию стихий. Во фразе «нет, не весь я умру» поэт утверждает не своё бессмертие как человека, а бессмертие поэзии, представляющей в человеке «лучшую часть его». Его поэзия не исчезнет, пока сохранится древний обряд его страны и распространится по всем её пределам. Поэзия перетекает из одного времени в другое, как перелился «эолийский напев в песнь италийскую». Гораций гордится своим вкладом в сохранение поэзии и благодарит за это благосклонную к нему Мельпомену — музу трагедии.

Гораций назвал свою оду «К Мельпомене», название «Памятник» она получила в переводах и подражаниях. Очевидно, что, обращаясь к музе высокой поэзии — трагедии, он хотел подчеркнуть огромную роль и заслугу поэта, который претворил свою жизнь в поэтический подвиг. Именно поэтому в литературе возникла традиция обращаться к этому произведению. Переводчики и учёные-филологи старались придерживаться текста Горация, так, например, Ломоносов, будучи учёным и поэтом, перевёл оду близко к источнику. Напротив, Державин и Пушкин, выдающиеся русские поэты классического периода, создали близкие по духу оде Горация свои «Памятники», вложив в них актуальные для своего времени содержание и идеи. Однако главные мысли Горация о вечности и величии поэзии, её значении для своего народа, подвиге поэта остаются неизменными.

Гораций Флакк Квинт (65-8 гг. до н.э)

Древнеримский поэт. Родился на юге Италии в семье вольноотпущенника. В 20 лет отправился в Афины, чтобы завершить свое образование. В 22 года получил чин военного трибуна.

После убийства Цезаря стал на сторону республиканцев. В битве при Филиппа (42 ?. до н. э.), окончившейся неудачно для Республики, Гораций бежал с поля сражения. После объявления амнистии купил должность квесторского писца. Стихи Горация привлекли взимание Вергилия и Вария Руфа. Они представили молодого поэта ближайшему сподвижнику Августа Меценату, и в 38 г. до н. э. тот принял Горация в круг свои друзей.

В 33 г. до н. э. Гораций получил от Мецената небольшую усадьбу в Сабинских горах, благодаря которой ему больше не надо было печься о хлебе насущном.

Обратившись к поэзии в пору разочарования после поражения при Филиппа, Гораций избрал в качестве образца двух остроумных и язвительных авторов: у грека Арилоа (ок. 675 - ок. 635 гг. до н. э.) он позаимствовал ямб, у италийца Луцилия (ок. 180-102 гг до н.э.) -сатиру. Первая книга сатир Горация (сам он называл их беседы), состоявшая из десяти стихотворений, написанны гекзаметром вышла ок. 35 г до н.э. После победы Августа, ок. 30 г до н. э., Гораций собрал еще 8 сатир во второй книге, присоединив к ней 17 коротких ямбических произведений, названных эподы.

После этого в творчестве Горация произошел решительный поворот. Он отыскал размеры, соответствующие своему ныне позитивному умонастроению, в эолийской лирической (т.е. предназначавшейся для исполнения под аккомпанемент) поэзии начала V в. до н. э., у Алкея и Сафо, у них же он черпал и вдоновение. С 30 по 13 гг. до н. э. Гораций создал четыре книги лирически стихов -од. Первая книга содержит философские размышления в духе эпикурейства и отчасти стоицизма. Вторая посвящена вопросам поэзии. Особое место занимает письмо к Пизонам об искусстве поэзии, названное еще в древности «Наукой поэзии».

В следующие шесть лет Гораций перестал сочинять лирические (в античном смысле слова) стихотворения. Император Август поручает Горацию сочинение гимна в честь великих Столетних игр. Это принесло поэту широкую известность, и он опять вернулся к лирике.

В 8 г. до н. э. Меценат умер, а Гораций пережил его лишь на два месяца. Его похоронили на Эсквилине рядом с Меценатом.

Творчество Горация, замечательного мастера стиха, создателя поэзии ума, блистательной и гармоничной, - одна из вершин римской литературы, которую он обогатил новыми для нее размерами греческой лирики.

«Наука поэзии» послужила основой для «Поэтического искусства» Н. Буало (1674 г.). В России ода Горация «Памятник» была переведена М.В. Ломоносовым; ее переложили Г.Р. Державин, А.С Пушкин, В.Я. Брюсов. Стиотворение Пушкина «Кто из богов мне возвратил…» -вольный перевод 7-й оды из 2-й книги од Горация

Биография

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 до н. э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения в Венузии, римской военной колонии на юго-востоке Италии, на границе Лукании и Апулии. Его полное имя засвидетельствовано в его работах и в подписи к «Юбилейному Гимну», который он написал по поручению императора Августа к столетним играм 17 до н. э

Отец Горация был вольноотпущенником. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободнорожденным, но такое происхождение, тем не менее, рассматривалась как социальная неполноценность, которая окончательно сглаживалась только в следующем поколении. Этот фактор оказал определенное влияние на мировоззрение и творчество Горация. О матери поэт не рассказывает, хотя упоминает няню Пуллию.

Когда будущий поэт был ребенком, его отец оставил имение, спокойную экономную жизнь в провинции и переехал в Рим, чтобы дать сыну должное столичное образование, которое могло бы ввести его в более высокие общественные круги. В столице он исполнял должность комиссионера на аукционах, получая по одному проценту со сделки от покупателя и продавца. «Бедный, честный крестьянин», каким рисует отца Гораций, тем не менее посредством такого занятия сумел покрывать расходы, связанные с образованием сына.

Гораций прошёл через все ступени образования, обычного у римской знати своего времени: от первоначального обучения в школе Орбилия в Риме, где он изучал «Латинскую Одиссею» Ливия Андроника и Гомера до платоновской Академии в Афинах, где он занимался греческой литературой и философией. (Академия того времени служила своего рода университетом или высшей школой для молодой аристократии Рима; одним из «одноклассников» Горация был, например, сын Цицерона.) В Афинах Гораций так хорошо овладел греческим, что даже писал на нём стихи.

Литературные и философские занятия Горация в Афинах были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря в 44 Осенью этого года, приблизительно через полгода после убийства Цезаря, в Афины прибывает Брут. Посещая философские лекции, он вербует приверженцев республиканского строя для борьбы с преемниками Цезаря - Антонием и Октавианом. Как и Цицерон, Гораций становится сторонником дела республики и присоединяется к Бруту.

Гораций поступает в армию Брута и получает даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна (tribunus militum), то есть командира легиона; эту должность занимали в основном дети всадников и сенаторов, и она являлась первым шагом в карьере военного или магистрата. Этот факт позволяет предположить, что к этому времени Гораций (скорее всего, не без денег отца) обладал суммой в 400 000 сестерциев, то есть цензом, необходимым для зачисления в сословие всадников, какая сумма позже позволила ему вкупиться в коллегию писцов.

В битве при Филиппах в ноябре 42 войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство, после чего оба Брут и Кассий кончают самоубийством. После этого поражения Гораций пересматривает свою позицию и отказывается от какой-либо деятельности в этом направлении. Впоследствии Гораций неоднократно упоминает о своих ранних республиканских «иллюзиях» и авантюре, которая могла оказаться для него роковой. В одной из Од он обращается к своему другу Помпею, который также принимал участие в сражении при Филиппах, где сообщает, что выжил только «бросив щит и бежав с поля боя» (что, между прочим, считалось первым признаком трусости).

В Италию он возвращается, вероятно, в начале 41 Отца уже не было в живых; его родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря, и наследственное имущество Горация оказывается конфискованным. После амнистии, объявленной в 40 сторонникам Брута, он приезжает в Рим и остается там. Несмотря на собственные жалобы о бедности, которая заставляет его заняться поэзией, Гораций имеет достаточно средств, чтобы вкупиться в коллегию квесторских писцов (по ведомству государственных финансов). Римское общество относилось с предубеждением к оплачиваемому труду, но на некоторые квалифицированные профессии такое отношение не распространялось; пожизненные должности этой коллегии считались почетными. Гораций работает секретарем (scriba quaestorius), что обеспечивает ему возможность жить в Риме и заниматься литературой.

Видимо, к 39-38 относятся первые поэтические опыты Горация на латинском языке: гекзаметрические стихотворения, впоследствии ставшие первой книгой «Сатир», и ямбические, впоследствии ставшие «Эподами». Литературные поиски Горация перекликаются с классицистическим движением, которое возглавляют П. Вергилий Марон и Л. Варий Руф. Оба старших поэта становятся его друзьями. В 39-38 годах они представляют Горация Г. Цильнию Меценату, близкому другу и соратнику Октавиана.

Меценат, после девятимесячных раздумий, приближает к себе поэта. Попав в окружение Мецената и соответственно принцепса, Гораций сохраняет присущую ему осмотрительность, не пытается выделиться, во всем проявляет уравновешенность. К программе социальных и политических реформ, проводимых Августом, Гораций относится с должным вниманием, не опускаясь, однако, до уровня «придворного льстеца». Горацием движет не сколько согласие с идеологией принципата, сколько чувство благодарности за долгожданный мир, восстановленный Августом в Италии, в которой почти сто лет происходили гражданские войны.

Светоний свидетельствует, что Октавиан Август предложил Горацию должность своего личного секретаря. Это предложение, в общем сулившее большие выгоды, Горация привлечь не могло и было им тактично отвергнуто. Гораций опасается в том числе того, что, приняв предложение, он лишится своей независимости, которой значительно дорожил.

В 38 Гораций предположительно присутствует, вместе с Меценатом, при морском поражении Октавиана у мыса Палинур. В этом же году Гораций в обществе Мецената, юриста Кокценя Нервы (прадеда императора Нервы), Фонтеня Капитона (уполномоченного и легата Антония в Азии), поэтов Вергилия, Вария, издателя «Энеиды» Плотия Тукки совершает путешествие в Брундизий; об этом путешествии идет речь в известной Сатире (I 5). Между 36 и 36 (наиболее вероятно зимой 36-35) выходит первый сборник стихотворений Горация, книга «Сатир», посвященная Меценату.

В своей поэзии Гораций всегда подчеркивает, что его отношения с Меценатом основаны на взаимном уважении и дружбе независимо от социального статуса; он стремится развеять представление о том, что их отношения имели характер отношений патрона-клиента. Гораций никогда не злоупотребляет дружбой Мецената и не пользуется его расположением в ущерб кому-либо. Гораций далек от того, чтобы требовать от своего покровителя большего; он даже не пользуется этой дружбой, чтобы вернуть отцовское имение, конфискованное Октавианом в пользу ветеранов после сражения при Филиппах. Однако такое в известной мере зависимое состояние Горация не раз становится источником щекотливых положений, из которых он всегда выходит с совершенным тактом и достоинством. Далекий от честолюбивых стремлений, заботам и хлопотам городской жизни Гораций предпочитает тихую и спокойную жизнь в деревне.

Сблизившись с Меценатом и его окружением, Гораций обзаводится сильными покровителями и безусловно получает от Мецената существенные подарки. Предположительно в 33 Гораций приобретает свое прославленное имение в Сабинских горах, на реке Тибур, около теперешнего Тиволи). (По некоторым текстам Горация был сделан вывод, что имение ему было подарено Меценатом (напр. Carmina II 18: 11-14), но ни сам Гораций, ни Светоний об этом не упоминают. Подобные фрагменты вообще проблематично рассматривать как непосредственное свидетельство того, что вилла Горация была подарком; вдобавок, существуют свидетельства о значительном собственном достатке Горация к этому времени.)

2 сентября 31 до н. э. Гораций вместе с Меценатом присутствует при битве у мыса Акций. В 30 до н. э. выходит вторая книга «Сатир» и «Эподы», сборник из 17 стихотворений, которые он писал одновременно с сатирами. Название «Эподы» было дано сборнику грамматиками и указывает на форму двустиший, где короткий стих следует за длинным. Сам Гораций назвал эти стихотворения «ямбами»; образцом для них послужили ямбы греческого поэта первой половины VII в. до н. э. Архилоха. Примечательно, что Гораций с самого начала творческого пути берет за образец древнегреческую классику, а не поэзию александрийцев, в соответствии с тенденцией своего времени и окружения.

Начиная с 30 года Гораций с перерывами пишет лирические стихотворения, первый сборник которых, книги Ι-III, выходит во второй половине 23 Лирические стихотворения вышли под названием «Песни» («Carmina»), но ещё в античности их стали называть одами. Это название сохранилось за ними до нашего времени. В античности греческий термин «ода» не был связан с собственно торжественным пафосом и употреблялся в значении «песня», как эквивалент латинского carmen.

Между 23 и 20 годами Гораций старается держаться вдали от Рима, забрасывает «чистую поэзию» и возвращается к полуфилософской «прозаической Музе» своих «Сатир». На этот раз уже не в полемической форме сатиры, а с преобладанием «мирного положительного» содержания; он пишет 1-ю книгу «Посланий», в которую вошло двадцать стихотворений. Послания выходят в 20 (или в начале 19). В промежутке с конца 20 до осени 19 выходит Послание Юлию Флору, впоследствии второе во втором сборнике «Посланий».

В 17 с беспрецедентной торжественностью справлялись «вековые игры», празднество «обновления века», которое должно было знаменовать конец периода гражданских войн и начало новой эры процветания Рима. Август поручил Горацию написать гимн для церемонии праздников. Для поэта это явилось государственным признанием ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Торжественный «Юбилейный гимн» был исполнен в храме Аполлона Палатинского хором из 27 юношей и 27 девушек 3 июня 17 до н. э.

Можно сказать, что теперь, когда Гораций давно «охладел» к лирике, он стал популярным, признанным её мастером. Август обращается к Горацию с новым поручением написать стихотворения, прославляющие воинскую доблесть своих пасынков Тиберия и Друза. По словам Светония, сочинения Горация император «ценил до такой степени, и считал что они останутся на века, что не только возложил на него сочинение „Юбилейного гимна“, но и прославление винделикской победы Тиберия и Друза… заставив к тем трем книгам „Од“ после долгого перерыва добавить четвертую». Так, в 13 появилась 4-я книга од, в которую вошло пятнадцать стихотворений, написанных в дифирамбической манере древнегреческого поэта Пиндара. Империя окончательно стабилизировалась, и в одах уже не остается следа республиканской идеологии. Помимо прославления императора и его пасынков, внешней и внутренней политики Августа как носителя мира и благоденствия, сборник содержит вариации прежних лирических тем.

К последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга «Посланий», посвященная вопросам литературы. Книга, состоящая из трех писем, создавалась между 19 и 10 годами. Первое послание, обращенное к Августу (который выражал свое неудовольствие по поводу того, что до сих пор ещё не попал в число адресатов) вышло предположительно в 12. Второе послание, обращенное к Юлию Флору, выходило раньше, между 20 и 19 годами; третье, обращенное к Пизонам, вышло предположительно в 10 (и выходило отдельно, возможно, ещё в 18).

Смерть Горация наступила от внезапной болезни, незадолго до его 57-летия, 27 ноября 8 г. Как указывает Светоний, умер Гораций «через пятьдесят девять дней после смерти Мецената, на пятьдесят седьмом году жизни, наследником назначив Августа, при свидетелях устно, так как мучимый приступом болезни был не в силах подписать таблички завещания. Погребен и зарыт на окраине Эсквилина рядом с могилой Мецената».

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до нашей эры в солнечной римской колонии Венузии, на юго-востоке Италии, в семье честного трудолюбивого вольноотпущенника. Его отец, понимая, что перспективы успешной жизни сына связаны только с Римом, покидает провинцию и переезжает в столицу империи. Работает комиссионером, обеспечивая будущее Горация.

Гораций успешно постигает основы образования вместе с римской знатью в школе Орбилия, в Платоновской Академии в Афинах, где изучив греческий, свободно пишет на нем стихи. Неожиданная цепь событий прерывает обучение. Убийство Цезаря и гражданская война меняют планы поэта. Поддавшись на ораторское мастерство Брута, Гораций присоединяется к сторонникам республики, и даже получает высокий пост в армии, но после разгрома и паники в войсках разумно передумывает и возвращается в Рим.

Начало 41 года до нашей эры. Умер отец, наследное имение отдано ветеранам, благодаря остаткам накопленных денег, Гораций смог устроится в коллегию писцов, теперь есть стабильный источник доходов, жилье в Риме и занятия литературой. К этому периоду относится проба пера на латинском. Гораций пишет гекзаметрические и ямбические стихи. Первые составят книгу «Сатир», а вторые впоследствии будут «Эподами» .

Поиски стихотворной формы приводят его к движению классицистов. В 39-38 годах происходит значимое событие – встреча и знакомство с Меценатом. В своем дальнейшем творчестве Гораций настаивал, что их отношения были в первую очередь дружескими и человеческими, и только потом отношениями патрона и клиента. Поэт никогда не хвастал знакомством с ближайшим кругом императора Октавиана Августа, до конца жизни оставаясь тактичным, честным и независимым.

Творческие изыскания поэта продолжаются лирическим стихами, выпущенными под названием «Песни» или оды, именно это название пришло к нам через путь столетий. А тем временем закончилась гражданская война, и император поручает Горацию написать гимн, для ознаменования долгожданного мира. Торжественный «Юбилейный гимн» стал знаковым в его творчестве, это было признание всей римской знати величины его таланта.

Последний период жизни Гораций много работает, пишет «Послания», затрагивающее вопросы литературы, дорабатывает четвертую книгу од, постепенно удаляется от шумного Рима в исцеляющую тишину своего поместья. Умирает поэт внезапно, от болезни, 27 ноября 8 года, прожив 57 насыщенных лет. Похоронен на одном холме со своим патроном и другом Меценатом



 

Возможно, будет полезно почитать: