Спортивный парашют крыло. Устройство парашюта типа «крыло

Альтиметр — см. высотомер парашютный .

Анероид — герметично запаянная емкость, предназначенная для определения атмосферного давления путем сравнения его с давлением газа внутри емкости.

Аэродром — (от греч. aer — воздух и dromos — бег, место для бега) Земельный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлет, посадку, размещение и обслуживание самолетов, вертолетов и планеров. Не путать с аэропортом.

База — 1. формация из одного или нескольких парашютистов (возможно с открытыми парашютами), решивших никуда не перемещаться и ждать остальных. 2. Положение в пространстве, с которого парашютист должен начать атаку цели при работе на точность.

Бобышка — элемент в виде мячика, подушки или короткой трубки. Закрепляется на мягкой медузе, дроге и т. п. для удобства в качестве захвата.

Веревка — сленг. 1. прыжок на . 2. Вытяжной фал , стягивающий чехол с парашюта.

Вертолет Ми-8 — разновидность ЛА. Не путать с самотлетом Ан-2 .

Вертушка — сленг. Вертолет Ми-8 .

Вингсьют — специальный костюм, улучшающий качество планирования парашютиста, еще не раскрывшего парашют.

Выпускающий — лицо, ответственное за строгое выполнение установленного порядка при исполнении покидания ЛА парашютистами (в т. ч. пристрелкой). Общается с окружающими, как правило, общедоступными знаками и жестами. Поглядывает на парашютистов сверху.

Высота отделения — показания высотомера парашютного в момент отделения .

Высотомер парашютный — прибор, предназначенный для измерения парашютистом высоты во время свободного падения и при спуске под парашютом.

Вытяжное кольцо — кольцо, вытягиваемое (отсюда название) парашютистом из подвесной системы с целью раскрытия парашюта.

Вытяжной парашют — см. парашют вытяжной .

Вязанка — запутывание двух и более парашютов при работе на купольную акробатику , а также сбивание в кучу формации групповых акробатов.

Газырь — текстильный карман с резинкой. Предназначен для укладки в него пучка строп .

Грудная перемычка — часть подвесной системы , предназначенная для удержания парашютиста в подвесной системе.

Групповая акробатика — направление парашютного спорта. Заключается в скоростном построении (перестроении) фигур группой парашютистов в свободном падении .

Давить подушку — (разг.) кратковременно гасить скорость парашюта типа крыло путем вытягивания строп управления и изменения тем самым траектории его полета. Эффект возможен только за счет запаса скорости парашюта типа крыло .

Дрог — небольшой парашют, используется при тандем -прыжке для стабилизации падения. Выполняет также функции вытяжного парашюта .

Дуб — ласк. сленг. название среди спортсменов парашюта Д-1-5У (см. также тормозной парашют ).

Дуга — вид отказа . Обычно является следствием зацепления вытяжного парашюта или строп за какую-либо деталь матчасти или конечность парашютиста.

Зависание за летательным аппаратом — вид особого случая , при котором парашютист, попытавшийся отделиться от самолета или вертолета, зацепляется несработавшей штатным образом парашютной системой за него и летит, таким образом, привязанный снаружи.

Зависание на стреньге или медузе — разновидность отказа парашютной системы, когда по какой-то причине вытяжной парашют не смог открыть контейнер основного парашюта.

Задержка — время свободного падения в секундах, начиная с момента отделения и заканчивая раскрытием одного из парашютов (или попыткой).

Закрутка — явление закручивания пучка строп парашюта после его раскрытия, в результате которого парашют может не работать должным образом.

Запаска — парашют, предназначенный для эксплуатации в случае отказа или ненормальной работы основного парашюта.

Затенение — 1. зона турбулентного потока позади быстро движущегося тела. 2. Ситуация, когда вытяжной парашют попадает в турбулентную зону и не может ее самостоятельно покинуть.

Затяжка — капроновая тесьма с заостренными краями, применяемая для зачековки клапанов ранца .

Захват — 1. намеренное удержание спортсменом-парашютистом ногой или рукой купола или части тела другого спортсмена-парашютиста при выполнении групповой или купольной акробатики . 2. Приспособление на объекте, за которое можно схватиться и держаться руками или ногами.

Зацеп — непреднамеренная и нежелательная фиксация снаряжения парашютистов.

Зачековывать — фиксировать что-либо специальным приспособлением. Например, фиксировать стянутые клапана ранца с помощью шпильки (либо металлического троса), вставляемой в металлический конус (либо мягкую петлю) поверх надетого на него люверса.

Зона ожидания — область пространства, в которой парашютист под куполом должен находиться до осуществления захода на посадку.

Инструктор — должность в штатном расписании аэроклуба.

Камера — мешковидный рукавообразный текстильный объект. Предназначен для укладки в него купола и части строп . На некоторых парашютах может отсутствовать. В камере имеется два отверстия: большое — для укладки через него купола внутрь, и маленькое с противоположной стороны, в которое продевается стреньга (здесь же она может крепиться к камере).

Карабин — металлическое изделие, предназначенное для разъемного соединения двух объектов между собой. В парашютном спорте — то, что находится на одном из концов фала , которым он пристегивается к тросу в ЛА. Все остальное называется «карабинчики».

Клапан — деталь ранца парашюта. Используется для фиксации парашюта в уложенном виде и придания ранцу определенной формы.

Классика — направление парашютного спорта. Включает в себя индивидуальную акробатику и работу на точность приземления .

Клевант — пластиковый или эбонитовый цилиндр со скругленными концами и поперечным сквозным отверстием в середине. Красного цвета. Закреплен на концах строп управления для их фиксации в верхнем положении и удобства управления. В настоящее время вместо клевантов широкое распространение получили мягкие петли. Не путать с бобышкой .

Клеванта — см. клевант (самка).

Колдун — сленг. конус ветровой .

Комплекс — определенный набор фигур, необходимых для построения в той или иной дисциплине.

Контровка — фиксация взаимного положения контрольных точек взаимодействующих деталей парашюта с помощью специальных нитей (шнуров) определенной прочности.

Конус ветровой — устройство в виде матерчатого сужающегося рукава яркой расцветки, шарнирно установленного на шесте. Служит для определения силы и направления ветра у земли (син. ветроуказатель, колдун).

Конус возможностей купола — область в пространстве, находясь в которой парашютист имеет возможность прийти в цель. Параметры ~ зависят от направления и силы ветра, качества парашюта.

Красная стропа стропа , с которой начинается налистывание парашюта. Не путать с красной строкой.

Кроки — план аэродрома с указанием характерных ориентиров.

Крыло — разновидность парашютов. Купол такого парашюта состоит из двух оболочек и нервюр, имеет профиль и аэродинамические свойства крыла, как у самолета.

Крючок укладочный — вспомогательное приспособление для укладки в виде большого металлического крючка с пластиковой ручкой.

Купол — (итал. cupola, от лат. cupula — бочечка) — деталь парашюта полусферической формы или в форме крыла. Именно она замедляет его снижение (круглый купол) или же обеспечивает его планирование (парашют типа крыло ). Выполнена из ткани и силовых лент. Крепится к подвесной системе стропами , к камере и вытяжному парашюту стреньгой .

Купольная акробатика — направление парашютного спорта. Построение фигур группой парашютистов под раскрытыми куполами .

Купольное пилотирование — направление парашютного спорта. Полет вдоль поверхности на высокой скорости, получаемой специальной методикой разгона купола. CP бывает на скорость, точность и дальность.

Летательный аппарат — средство для доставки парашютистов на высоту.

Летчик — лицо, управляющее движениями (в т. ч. кренами) летательного аппарата . Общается знаками с выпускающим . Покидает летательный аппарат крайним, как правило на высоте приземления.

Матчасть — материальная часть, совокупность техники, оборудования, инструментов, применяемая при парашютных прыжках.

Медуза — сленг. вытяжной парашют .

Медуза жесткая медуза с пружинным каркасом. Применяется на запасных парашютах или основных парашютах, вводимых в действие с помощью вытяжного кольца или релиза.

Медуза мягкая — система из текстиля без каркаса и пружины. Выполняет функцию вытяжного парашюта . Прикрепляется к вершине основного парашюта при помощи стреньги . Существует коллапсируемая разновидность.

Медуза мягкая коллапсируемая вытяжной парашют , после выполнения своей функции стягивающийся по оси для уменьшения сопротивления. Применяется на скоростных куполах .

Мешок — сленг. купол .

Мясо — специально подготовленный спортсмен-парашютист (реже — перворазник ) средних размеров, прыгающий с нейтральным куполом и предназначенный для уточнения точки выброски . Покидает ЛА после пристрелки .

Наземная подготовка — тренировка физических способностей и навыков парашютиста на земле, изучение им теоретических вопросов и составление плана прыжка .

Наполнение парашюта — наполнение купола парашюта потоком воздуха и принятие им нормальной для парашютирования формы.

Нейтральный купол купол , не имеющий собственной горизонтальной скорости.

Несход чехла / невыход купола из камеры — отказ, при котором чехол по какой-либо причине не сходит с купола и не дает ему наполниться.

Ножные обхваты — очень важная часть подвесной системы . Регулировка длины ножных обхватов, а также их положение на теле парашютиста к моменту отделения требует особого внимания.

Обрыв строп — неисправность парашюта, требующая ремонта или списания.

Обрывная стропа — специальное приспособление, применяемое для упорядочивания процесса раскрытия при принудительном стягивании чехла (см. раскрытие принудительное ).

Особые случаи — название самого занятного раздела скучного инструктажа.

Отделение — покидание летательного аппарата в соответствии с указаниями выпускающего .

Отделение на мотор — правильное отделение от ЛА лицом на мотор, т. е. вперед.

Отказ особый случай , при котором парашютная система не работает должным образом.

Отказ полный отказ , при котором купол парашюта находится в чехле или камере .

Отказ частичный отказ , при котором купол парашюта полностью или частично вышел из чехла или камеры и уменьшает скорость снижения парашютиста.

Открываться — раскрывать основной парашют произвольно.

Отмашка — характерный взмах руками, означающий окончание работы либо предупреждающий окружающих о предстоящем раскрытии парашюта парашютистом, выполняющим отмашку.

Отцепка — 1. отсоединение подвесной системы с парашютистом от свободных концов основного парашюта. 2. Не всегда необходимое, но более чем достаточное условие для применения запаски .

Паникер — человек с ТЗК на КДП, сообщающий РП на СКП о ЧП. Также в формации тот, кто следит за высотой за всех.

Парашют — (франц. parachute, от греч. para — против и франц. chute — падение) устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолета и др. Состоит из купола , строп и укладочного контейнера (ранца ).

Парашют вытяжной — небольшой парашют, предназначенный для вытягивания (отсюда название) парашюта с чехлом (если есть), расчековки и выхода из резиновых сот (газырей ) строп и стягивания чехла. Обеспечивает раскрытие парашюта. Син. медуза .

Парашют стабилизирующий — небольшого размера парашют, предназначенный для предотвращения БП объекта (обычно начинающего парашютиста ). Раскрывается сразу после отделения . Фиксирует начинающего парашютиста в вертикальном положении и замедляет его вращение, то есть стабилизирует (отсюда название). Выполняет также функцию парашюта вытяжного . Не путать с парашютом вытяжным .

Парашютирование — процесс снижения парашютиста с момента полного раскрытия основного (запасного) купола до момента приземления .

Парашютист — живое существо, прыгающее с парашютом.

Парашютный полуавтомат — см. страхующий прибор .

Парашютный спорт — вид авиационного спорта, прыжки с парашютом на точность приземления , затяжные , с выполнением комплекса акробатических фигур, комбинированные и др. В парашютной комиссии, основанной в 1950 при ФАИ, около 60 стран (1982), СССР — с 1950; чемпионы мира — с 1951.

Перворазник — человек, совершающий (или планирующий совершить) первый в своей жизни прыжок с парашютом.

Перекаты — 1. устройства на свободных концах парашюта Д-6, позволяющие ему перестать быть нейтральным . 2. Действия, выполняемые парашютистом, приземляющимся с увеличенной горизонтальной скоростью. Он принимает при этом скругленную форму и катится по земле, радостно повизгивая и пытаясь остановиться.

Переносная сумка — приспособление для удобного перемещения в направлении укладочной использованного парашюта. Изготовлена, как правило, из авизента.

Переукладка — роспуск парашюта и повторная укладка . Связана с завершением срока переукладки или с выявлением ошибок, допущенных при укладке .

Перехлест отказ парашюта, связанный чаще всего с плохим качеством налистывания купола . Одна или несколько строп (или стреньг ) захватывают часть купола и мешают его нормальной работе.

План прыжка — алгоритм действий парашютиста во время отделения , свободного падения , парашютирования , приземления . Детализирован в нужных местах в зависимости от подготовки парашютиста и того, каким видом парашютного спорт а он занимается. Составляется на земле после анализа погодных условий и обстоятельств прыжка (тип ЛА, высота отделения , с кем, кто еще может быт в воздухе и пр.)

Планирование — 1. составление плана прыжка . Часть наземной подготовки . 2. Поступательное движение объекта вниз и вперед, вызванное отклонением части набегающего потока наклонной поверхностью объекта.

Погода — условие наличия (отсутствия) хорошего настроения.

Подвесная система — изделие из силовых лент и пряжек, соединенных особым образом. Предназначена для надежного удержания в себе парашютиста .

Приземление — окончание процесса парашютирования (или свободного падения ) путем столкновения с поверхностью планеты либо твердых объектов на ней расположенных (искл.: приземление на воду. См. особые случаи ).

Принудительная расчековка ранца фал отделения расчековывает ранец основного парашюта, освобождая пружинный вытяжной парашют . Далее процесс раскрытия протекает как при ручном раскрытии парашюта.

Принудительное раскрытие — см. принудительное стягивание чехла .

Принудительное стягивание чехла — способ раскрытия парашюта, при котором фал , пристегнутый за трос в ЛА, после отделения сначала расчековывает ранец , затем вытягивает оттуда чехол (камеру ) с куполом и стропами , затем стропы выходят из сот , вытягиваются на всю длину, фал стягивает чехол (камеру ) с купола , купол наполняется свежим воздухом и процесс раскрытия завершается.

Пристрелка — специально подготовленный, абсолютно хладнокровный парашютист-профессионал малых размеров, единственной обязанностью которого является оказание помощи выпускающему в определении точки выброски . Прыгает всегда первым. Отделяется с руки. Требует помощи в возврате с площадки приземления, так как лишен возможности самостоятельно передвигаться по твердой поверхности. См. также мясо .

Прогрессирующая закрутка — вид отказа . Закрутка , сопровождающаяся вращением системы купол-парашютист и дальнейшим закручиванием строп парашюта типа крыло . Требует отцепки .

Прыжок затяжной — прыжок с задержкой раскрытия ранца парашюта. Сопровождается свободным падением .

Разбежка — удаление спортсменов-парашютистов на безопасное расстояние после занятия групповой акробатикой для обеспечения безопасного раскрытия парашютов.

Рамка укладочная — П-образный предмет из прутка 8 мм, предназначенный для придания жесткости чехлу парашюта на время укладки строп в резиновые соты .

Ранец — тканевая емкость, предназначенная для укладки в нее основного, запасного и вытяжного парашюта , свободных концов подвесной системы , монтажа страхующего прибора . Является единственной частью парашюта, не несущей нагрузки.

Раскрытие по прибору — расчековка ранца и наполнение парашюта в результате срабатывания страхующего прибора .

Раскрытие принудительное — раскрытие парашюта путем применения специальных приспособлений, действие которых не зависит от воли, желаний и эмоционального состояния парашютиста.

Раскрытие ручное — раскрытие парашюта путем ввода в действие вытяжного парашюта непосредственно руками или при помощи вытяжного кольца .

Расчет прыжка — расчет точки выброски и базовой точки при планировании (или парашютировании) под куполом, проводимый для приземления парашютиста или пристрелки в нужном месте.

Риггер — мастер, обслуживающий парашютные системы.

Рыжая — сленг. чекующий шнур. Жесткая стропа , применяемая для предотвращения раскрытия запасного парашюта страхующим прибором в случае нормальной работы основного парашюта.

Сайпрес — электронно-пиротехнический страхующий прибор на батарейках. Раскрывает запасной парашют при помощи петарды. Син. кипрус, сникерс.

Сальто — элемент комплекса фигур индивидуальной акробатики — разворот на 360° в вертикальной плоскости.

Самолет Ан-2 — разновидность летательного аппарата . Не путать с вертолетом Ми-8 .

Свободное падение — особое эмоциональное состояние парашютиста .

Свободный конец — элемент подвесной системы в виде короткой капроновой ленты, соединяющей стропы с подвесной системой. К ~ могут крепиться различные приспособления для управления куполом . Не путать!

Свуп — см. Купольное пилотирование

Силовая лента — высокопрочная капроновая лента (некоторые утверждают, что она изготовлена из нервущейся ткани). Используется для усиления конструкции купола , ранца и пр.

Скайбол (от англ. sky — «небо» и ball — «мяч») — мячик для занятия фрифлаем . Для предотвращения вращения к скайболу приделывают стабилизирующую ленту. Скайбол можно использовать в качестве «базы» и для игры в сифака в небе.

Скайсерф (от англ. sky — «небо» и surf — «прибой») — доска для скайсерфинга .

Скайсерфинг — дисциплина парашютного спорта , в которой спортсмен-парашютист выполняет акробатические фигуры, будучи приделанным обеими ногами к скайсерфу . В настоящее время не практикуется.

Скоростной купол — купол, имеющий в наполненном состоянии повышенную вертикальную (более 6 м/с) или горизонтальную (более 10 м/с) скорость.

Слайдер устройство рифления на парашютах типа крыло в виде прямоугольника с кольцами по углам.

Сота — резиновая петля, пришитая к текстильному корпусу, предназначенная для укладки в нее пучка строп . См. также газырь .

Спираль — элемент комплекса фигур индивидуальной акробатики — разворот на 360° в горизонтальной плоскости.

Спортсмен-парашютист парашютист , выполнляющий прыжки по спортивной программе, ставящий своей целью достижение высоких спортивных результатов, участие в региональных и мировых соревнованиях, установление рекордов.

Способ раскрытия парашюта — совокупность действий, предпринятых парашютистом и окружающими его объектами для введения парашюта в действие. Т. о. существует бесконечное число способов раскрытия, и порой даже сидя в ЛА, парашютист еще не знает, каким именно способом это произойдет, а если и знает, то может ошибаться. Несмотря на многочисленность, ~ делят на основные группы: принудительное стягивание чехла , принудительная расчековка ранца , раскрытие ручное . Можно добавить сюда еще одну большую группу (неофициальную) — раскрытие по прибору .

Срок переукладки — период времени, в течение которого парашют может находиться в уложенном состоянии. После истечения этого времени парашют считается не годным для прыжков и требует переукладки .

Стабилизация — состояние начинающего парашютиста в падении с раскрытым стабилизирующим парашютом.

Створ — вертикальная плоскость в пространстве, проходящая через цель и параллельная направлению ветра.

Створная полоса — проекция КВК на поверхность площадки приземления.

Страхующий прибор — полуавтоматический прибор, предназначенный для раскрытия ранца парашюта или введения в действие других устройств через заданный промежуток времени или на заданной высоте.

Стренга — высокопрочная веревка, связывающая вытяжной парашют с куполом и камерой (если есть).

Стропа — веревка, соединяющая купол парашюта со свободными концами подвесной системы .

Тандем — 1. разновидность парашютных прыжков, при которой пассажир и инструктор прыгают с одним на двоих парашютом. 2. Парашютная система типа крыло большого размера с подвевсной системой , рассчитанной на парашютиста (тандем-мастера) и человека (начинающего парашютиста ).

Тормозной парашют — 1. парашют, предназначенный для торможения объекта до скорости, допустимой для введения в действие основного парашюта, тормозного парашюта следующего уровня или иных тормозящих систем. 2. Просто очень медлительный во всех отношениях парашют (см. Дуб ).

Точка выброски — точка на земле, над которой производится отделение парашютистов от летательного аппарата .

Точность приземления — дисциплина парашютного спорта . Целью работы на точность приземления является касание ногой парашютиста площадки приземления с как можно меньшим отклонением от заданной мишени диаметром 3 см.

Траверс — плоскость в пространстве, проходящая через цель и перпендикулярная створу .

Трекинг (тречка) — планирование парашютиста в свободном падении, без вингсьюта .

Трексьют младший брат вингсьюта — специальный костюм, улучшающий качество тречки .

Уздечка — силовой элемент в виде петли или сшитых крест-накрест силовых лент , предназначенный для соединения полюсной части купола основного парашюта, камеры и чехла с другими частями парашютной системы.

Укладка — процесс, состоящий из большого числа последовательных действий, направленных на превращение распущенного парашюта в уложенный и готовый к роспуску. Производится по строгому алгоритму укладчиком.

Укладочная — помещение, предназначенное для укладки парашютов.

Укладчик — человек специально обученный для укладки парашютов для начинающих парашютистов , либо других парашютистов , не обученных этому.

Устройство рифления — конструктивное приспособление, предназначенное для снижения динамических нагрузок в процессе раскрытия парашюта (соты , газыри , камеры , чехлы, слайдеры , ленты рифления и др.)

Фал — та же веревка , но по научному и в смысле предмета. Те, кто еще более продвинут, называют веревку Static Line, что тоже самое, но по-буржуйски.

Формация — стая (часто рекордная) парашютистов в свободном падении или под куполами.

Фрифлай (от англ. free — «свободный(ая)» и fly — «муха») — направление парашютного спорта , в котором спортсмены-парашютисты выполняют свободное падение каким угодно образом за исключением классического положения «пузофлай».

Шланги гибкие — гибкие шланги. Ни с чем не спутаешь.

Шпилька — металлический стержень, применяемый обычно для зачековки клапанов ранца . Вставляется в металлический конус или мягкую петлю.

Шпилька гибкая — шпилька, свитая из проволоки, применяемая в качестве блокирующего приспособления в ППК-У.

Электроноль — электрическое устройство, используемое для точного определения результатов работы на точность приземления .

Наиболее часто встречающиеся в парашютной терминологии сокращения

АПА — аэродромного питания автомобиль
БП — беспорядочное падение
ВЛК — врачебно-летная комиссия
ВПП — взлетно-посадочная полоса
ГСМ — горюче-смазочные материалы
Д — десантный
КВК — конус возможностей купола
КДП — контрольно-диспетчерский пункт
КЗУ — кольцевое замковое устройство
ЛА — летательный аппарат
ЛТП — лечебно-тренировочный прыжок
МКС — многокупольная система
ОП — основной парашют
ОСК — отцепка свободных концов
ОСКД — ОСК с доработкой
ПВ — парашют водолаза
ПДП — парашютно-десантная подготовка
ПДС — парашютно-десантная служба
ПЗ — парашют запасной
ПЛП — парашют летчика-планериста
ПО — планирующая оболочка
ППК-У — полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный (см. страхующий прибор )
ПСН — парашют специального назначения
ПТЛ — парашют тренировочный летчика
ПС — парашютная служба
РП — руководитель полетов, руководитель прыжков
РПП — руководство по парашютной подготовке
СКП — стационарный командный пункт
ТЗК — труба зенитная командирская
ТНК — траектория нейтрального купола
УТ — учебно-тренировочный
ФАИ — Международная Авиационная Федерация
ЧП — чрезвычайное происшествие
ШВП — шаровой вытяжной парашют
GPS — джипиэска (global positioning system)

УСТРОЙСТВО ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМЫ

ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА состоит из 4-х основных частей:

Подвесной системы с ранцем Icon Student или Spirit ,

Основного (главного) парашюта Triatlon или Test ,

Запасного (резервного) парашюта Smart

Страхующего электронного прибора Vigil или Cypres

ПОДВЕСНАЯ СИСТЕМА - предназначена для:

Соединения парашюта с парашютистом,

Равномерного распределения нагрузки на тело парашютиста,

Удобного размещения парашютиста при снижении и приземлении.

Материал подвесной системы - лента капроновая, ширина - 44 мм, прочность на разрыв - 2700 кг.

Состоит из:

Двух плечевых обхватов: левого и правого,

Двух ножных обхватов,

Грудной перемычки.

Подвесная система крепится на теле парашютиста в трех точках с помощью специальных пряжек или карабинов - на ножных обхватах и грудной перемычке. Прочность пряжек 1200 кг.

РАНЕЦ - предназначен для укладки в него основного и запасного парашютов. Имеет раскрывающее приспособление, которое позволяет производить:

Ручное раскрытие основного парашюта с помощью мягкого вытяжного парашюта,

Ручное раскрытие запасного парашюта,

Автоматическое раскрытие запасного парашюта страхующим прибором,

Принудительное раскрытие запасного парашюта в случае отцепки парашютистом основного купола (при его отказе).

Материал ранца – кордура.

Ранец расположен на спине парашютиста. Он имеет два отсека. В нижний отсек укладывается основной парашют, а в верхний отсек – запасной парашют. Внутри каждого отсека находится ПЕТЛЯ ЗАЧЕКОВКИ. Снизу к ранцу пришит КАРМАН для вытяжного парашюта.

Для людей различной комплекции, у нас имеются системы с разными размерами (они скомплектованы парашютами разной площади).

кольцевое замковое устройство (КЗУ) - предназначено для быстрого отсоединения основного купола и находится в верхней части плечевых обхватов.

«Подушка» отцепки (РЕЛИЗ) - предназначена для освобождения замков КЗУ и отцепки свободных концов основного купола. Состоит из матерчатой подушки красного цвета и двух тросов желтого цвета. Расположена справа - спереди на подвесной системе, на уровне груди.

ВЫТЯЖНОЕ КОЛЬЦО ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТА (КОЛЬЦО) - предназначено для ручного раскрытия ранца запасного парашюта. Состоит из кольца, троса, ограничителя и шпильки. Крепится в специальном кармане на подвесной системе слева - спереди на уровне груди.

ВЫТЯЖНОЙ ПАРАШЮТ (МЕДУЗА) - предназначена для раскрытия ранца основного парашюта. Крепится на нижней части подвесной системы в эластичном кармане справа - сбоку.

ТРАНЗИТ (“RSL”) – предназначен для принудительного раскрытия запасного парашюта в случае отцепки основного. Представляет собой стренгу с быстроотстегивающимся карабином, присоединенным к свободному концу с одной стороны и кольцом, надетым на трос вытяжного кольца запасного парашюта на другой.


КОНСТРУКЦИЯ ПАРАШЮТА


Основной парашют.

Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста. Состоит из следующих частей:

КУПОЛ - состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами , делящими купол на секции и имеет в плане форму прямоугольника площадью от 22 до 27 кв. м. Купол имеет 9 секций. Материал купола - капрон.

СТРОПЫ - предназначены для соединения купола со свободными концами подвесной системы и для удержания купола в нужном положении в воздушном потоке. Материал - шнур капроновый. Прочность на разрыв каждой - 270 кг.

СТРОПЫ УПРАВЛЕНИЯ - предназначены для управления куполом. Каждая стропа управления внизу заканчивается ПЕТЛЯМИ УПРАВЛЕНИЯ (Клевантами) , а вверху разветвляется на 4 дополнительные стропы.

СЛАЙДЕР - замедляет и упорядочивает наполнение купола. Этим снижается динамическая нагрузка при раскрытии парашюта. Состоит из полотнища с усилительными лентами, к которым прикреплены 4 люверса. Через эти люверсы пропущены стропы купола.

СВОБОДНЫЕ КОНЦЫ левый и правый – служат для передачи усилия от строп на подвесную систему. Материал - лента капроновая, ширина - 44 мм, прочность на разрыв - 1800 кг. В верхней части свободных концов находятся кольца для присоединения строп купола. В нижней части каждой пары свободных концов имеются 2 металлических кольца и петля для присоединения к замку отцепки КЗУ.

КАМЕРА - предназначена для укладки в нее купола со слайдером и строп. Имеет клапан с люверсами, люверс для пропускания стренги с вытяжным парашютом и резиновые петли для укладки строп.

ВЫТЯЖНОЙ ПАРАШЮТ (МЕДУЗА) со СТРЕНГОЙ - предназначен для вытягивания купола со стропами из ранца. Материал – металлическая пружина, капрон и капроновая сетка. Состоит из тканевой основы, пружины, накладки и уздечки.

Тактико-технические данные парашюта при соответствующем полетном весе системы (парашютист с парашютами):

Скорость снижения – 5–6 м/сек.;

Скорость горизонтального перемещения вперед - до 10 м/сек.;

Время разворота на 360 - 5 сек.;

Минимальная безопасная высота применения – 600 м;

Усилие для выдергивания медузы - не более 5 Кг.

Таким образом, купольная акробатика является единственной в России спортивной дисциплиной, в которой не применяются страхующие приборы. На­помним, что BASE к спортивным прыжкам пока не относится.

АЭРОДИНАМИКА ОДНООБОЛОЧКОВЫХ ПАРАШЮТОВ

Тело, движущееся в жидкой или газообразной сре­де, испытывает сопротивление этой среды. В зависи­мости от скорости обтекание тела средой может быть ламинарным (плавным) или турбулентным (вихре­вым). Наименьшее сопротивление тело испытывает при ламинарном обтекании, которое возможно на от­носительно небольших скоростях и при форме тела, имеющей плавные обводы. Турбулентное поведение среды свойственно большим скоростям, причем оно возникает быстрее, если форма тела имеет резкие очертания. Сила сопротивления зависит также и от размеров тела, но при равной площади сопротивле­ния (мидель) сила сопротивления будет зависеть от формы тела и характера обтекания - ламинарного или турбулентного.

Перед разработчиками первых парашютов стояла задача добиться максимального сопротивления движе­нию при минимальной площади купола (чем меньше площадь, тем меньше масса самого парашюта). Экспе­риментальным путем было установлено, что при рав­ном миделе максимальное сопротивление движению создает тело полусферической формы, внутренней сто­роной обращенное к набегающему потоку (рис. 24). Та­кая форма и была взята за основу конструкции купола парашюта.

Рис. 24. Схема обтекания средой тел разной формы: а - шар; б - капля; в - полушарие (сферическая поверхность к потоку); г - диск; д - полушарие (плоская поверхность к потоку); е - полусфера

Мидель - максимальное сечение объекта, перпен­дикулярное направлению его движения (вектору ско­рости).

В процессе снижения во внутренний объем купола заходит воздух, создается избыточное давление. Далее этот воздух должен куда-то деваться. Незначительная его часть просачивается сквозь ткань купола. Осталь­ной воздух выходит из-под кромки, поочередно с разных сторон, раскачивая купол. Раскачивание купола - нежелательное побочное проявление, которое может привести к приземлению парашютиста на увеличен­ной скорости снижения.

Для устранения раскачки на вершине купола дела­ется полюсное отверстие, через которое выходит зна­чительная часть воздуха (рис. 25).

Рис. 25. Схема обтекания воздухом купола: а - без полюсного отверстия; б - с полюсным отверстием

Кроме того, на некоторых типах куполов для выхо­да воздуха делаются дополнительные щели и вырезы, проходя через которые воздух создает реактивную силу, и у парашюта появляется возможность горизонтально­го перемещения и разворотов. То есть такой парашют уже не является нейтральным.

Нейтральный купол - купол, не имеющий собствен­ной горизонтальной скорости и в штиль снижающийся вертикально. При наличии ветра горизонтальное пере­мещение нейтрального купола полностью определяет­ся силой и направлением ветра.

Парашюты подразделяются на управляемые и не­управляемые. Управляемые парашюты имеют конст­руктивные приспособления для разворотов купола, тменения скорости горизонтального и вертикально­го перемещения. К таким приспособлениям относят­ся, например, стропы управления, щели и клапаны и куполе (рис. 26).

Рис. 26. Спортивно-тренировочный парашют УТ-15, имеющий аэродинамическое качество около единицы

АЭРОДИНАМИКА КРЫЛА

Парашют типа «крыло» (планирующая оболочка) на­зывается так из-за своей формы. Он действительно имеет такой же профиль и аэродинамические свойства, как крыло самолета. Такие парашюты чем-то сродни пла­неру. Профиль крыла создает подъемную силу, бла­годаря которой парашют снижается медленнее, чем обычный круглый парашют той же площади. К приме­ру, самые маленькие круглые спортивные парашюты имеют площадь 50 м 2 , а самые большие «крылья»-тандемы для прыжков сразу двух парашютистов с одним парашютом - 40 м 2 . Площадь достаточно безопасных и простых в управлении классических куполов-«крыльев» составляет 22-27 м 2 , опытные спортсмены прыгают с куполами площадью 70-80 кв. футов (около 7 м 2).

Самый маленький на сегодняшний день парашют-«крыло», на котором прыгает и безопасно приземляет­ся парашютист, - это Icarus Extreme VX-39, имеющий площадь 39 квадратных футов (3,5 м 2)! С ним прыгает американский парашютист-эксперт Луиджи Кани (Luigi Cani), член команды Team Extreme. Из-за маленькой площади скорость планирования на данном куполе на­столько высока, что он может некоторое время лететь рядом со спортсменом в вингсьюте (см. раздел «Спортивные прыжки»), который еще не раскрывал па­рашюта. Используя такую возможность, парашютист Джеб Корлис (Jeb Corliss) производит полеты на винг­сьюте совместно с пилотом VX-39 и готовится к попытке приземления в этом крылатом костюме без раскрытого парашюта.

Как же возникает подъемная сила? Смотрим схему обтекания крыла (рис. 27). Простейшее крыло имеет плоскую нижнюю и выпуклую верхнюю поверхности. Крыло, двигаясь поступательно, разделяет

Рис. 27. Схема обтекания крыла

встречный воздух на два потока. Поток, обтекающий крыло сни­зу, проходит путь АВ практически по прямой, то есть по кратчайшей траектории. Поток, обтекающий кры­ло сверху, идет по кривой траектории, более длинной. За задней кромкой крыла потоки снова объединяются. Следовательно, за одинаковое время воздух над кры­лом проходит большее расстояние, чем под ним, а зна­чит, двигается с большей скоростью. Тут вступает в силу закон Бернулли, гласящий, что чем больше скорость движущегося газа (или жидкости), тем меньше его дав­ление. Таким образом, давление воздуха над крылом ниже, чем под ним. Разность давлений создает подъем­ную силу. Напомним, что эффект проявляется только при поступательном движении крыла. Чем выше ско­рость, тем сильнее подъемная сила.

Аэродинамические характеристики крыла зависят от профиля крыла (формы нервюры), формы крыла (рис. 28), удлинения. Наилучшее аэродинамическое качество обеспечивает крыло эллиптической формы с большим удлинением и тонким профилем. Удлине­ние - это отношение квадрата размаха к площади кры­ла. Для прямоугольных куполов эта величина равна отношению размаха к длине хорды. Зарубежные производители в характеристиках куполов приводят именно что соотношение, называемое aspect ratio (соотношение геометрических размеров). На рисунке показана фор ма нижних оболочек парашютов-«крыло». Черным цветом изображены «уши» (stabilizers), которые вооб­ще-то являются вертикальными поверхностями, но некоторые производители куполов учитывают их при определении площади купола и значения aspect ratio.

Аэродинамическое качество. Любой не нейтральный парашют (имеющий собственную горизонтальную ско­рость) имеет такой параметр, как аэродинамическое качество, которое характеризует отношение горизон­тального перемещения объекта к его вертикальному пе­ремещению. Например, у большинства современных парашютов-«крыло» аэродинамическое качество око­ло 2,5. Это означает, что парашют, потеряв 1 м высоты, переместится вперед на два с половиной метра. Или что то же самое, при вертикальной скорости 5 м/с такой парашют будет иметь горизонтальную ско­рость 5 х 2,5 = 12,5 м/с. Это, конечно, не сравнимо с качеством парапланов (до 8 единиц) и тем более пла­неров (до 40). Совершенствование аэродинамики па­рашютов имеет некоторые ограничения. Например, по сравнению с парашютом у параплана гораздо большее удлинение, намного меньшая относительная высота профиля, большее количество строп, обеспечивающих правильную форму купола. Все это существенно увеличивает аэродинамическое качество параплана. Однако для парашюта большее значение имеет соот­ветствие следующим требованиям:

    купол, стропы, подвесная система должны выдерживать достаточно большие нагрузки (перегрузка при раскрытии может составлять 16 g, параплан на такие нагрузки не рассчитан);

    компактность в уложенном виде, чтобы не созда­вать помех при работе в свободном падении, и как следствие - ограничения по максимальной площади купола, количеству, толщине и длине строп;

    устойчивая работа в широком диапазоне режимов управления для обеспечения безопасного приземления в различных погодных условиях и на различных пло­щадках;

    относительная простота конструкции, обеспечи­вающая достаточно высокую надежность раскрытия;

    некоторые геометрические ограничения, влияю­щие на стабильное и ровное раскрытие. Например, парашют-«крыло», имеющий удлинение больше тройки, не всегда может наполниться воздухом без каких-либо перехлестов.

Оборотной стороной улучшения аэродинамическо­го качества являются усложнение управления, пони­женная устойчивость, менее стабильное раскрытие.

Рис. 28. Формы крыла, применяемые в парашютостроении

(в скобках указывается значение aspect ratio ):

а - классический прямоугольный купол (1,8); б - скоростной прямо­угольный купол (2,5); « - скоростной эллиптический купол (2,7)

Современные высококлассные купола планируют с высокими горизонтальными скоростями, призе­мляются «по-самолетному», но для управления ими требуется серьезная практическая подготовка. В то же время прямоугольные купола, сшитые из F-111, с толстым профилем и небольшим удлинением демонстрируют высокую устойчивость, в том числе в низкоскоростных режимах, простоту управления и наиболее предсказу­емые раскрытия. По этой причине почти все запасные парашюты-«крыло» имеют именно такие характе­ристики.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАШЮТОВ

Все существующие парашюты можно классифици­ровать несколькими способами:

1) По назначению:

    грузовые (однокупольные и многокупольные);

    тормозные;

    вспомогательные (вытяжные, стабилизирующие, поддерживающие);

    пристрелочные;

2) Людские парашюты можно классифицировать по области применения:

    десантные;

    учебно-тренировочные, спортивно-тренировочные;

    спортивные;

    спасательные;

    специального назначения.

3) По конструкции:

    однооболочковые;

    двухоболочковые («крылья»).

4) По характеристикам («крылья»):

    классические (точностные);

    скоростные;

    переходные;

    студенческие;

  • купольне

5) По форме купола («крылья»):

    прямоугольные;

    слабоэллиптические;

    полуэллиптические;

    эллиптические;

    с косыми нервюрами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАШЮТОВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Грузовые парашюты применяются для Десантирова­ния крупногабаритных тяжелых грузов, как правило, военными и спасателями. Грузы (например, боепри­пасы и продукты в ящиках, боевые машины десанта с экипажем) закрепляются на грузовой платформе, к которой крепят одно- или многокупольную парашют­ную систему. В однокупольной системе используется один большой купол, в многокупольной (МКС) - не­сколько (от 2 до 12) небольших. Выброску производят с транспортных самолетов, например Ил-76, через от­крывающуюся в воздухе рампу. Вытаскивание грузовой платформы из самолета производится с помощью вы­тяжного парашюта, вводимого в воздушный поток. Грузовые парашютные системы для смягчения призем­ления используют пороховые ускорители, включаемые непосредственно перед касанием земли и производя­щие дополнительное торможение. Примеры: многоку­польная система «Кентавр» имеет 5 куполов площадью по 760 м 2 . Однокупольная бесплатформенная парашютно-реактивная система ПРСМ-915 использует один 540-метровый купол и реактивную систему мяг­кой посадки; многокупольная бесплатформенная ПБС-950 «Шельф» - до 12 куполов площадью 350 м 2 и реактивные тормозные двигатели.

Спускаемые аппараты космических кораблей также используют грузовые парашюты, созданные специально для них. Сегодня возвращение экипажа и оборудова­ния таким способом является более дешевым вариан­том по сравнению с многоразовыми кораблями.

Тормозные парашюты используются для быстрого торможения при больших начальных скоростях, когда другие способы торможения малоэффективны. Такие парашюты применяются на реактивных самолетах, некоторых специальных автомобилях, устанавливаю­щих рекорды скорости. Без применения тормозных парашютов на указанных аппаратах приходилось бы строить слишком длинные посадочные полосы. Осо­бенности тормозных парашютов: небольшая площадь, обычно крестообразная форма.

Вспомогательными парашютами можно назвать па­рашюты, обеспечивающие работу других куполов. Вытяжные парашюты служат для раскрытия основ­ных (или запасных) парашютов. Они бывают жест­кие (с пружинным каркасом) и мягкие (без него). Стабилизирующие парашюты также являются вытяж-и id ми, но предварительно выполняют дополнитель­ную функцию - стабилизацию падения парашютиста (или груза). Поддерживающие парашюты, применя­емые на некоторых системах (например, ПЛП-60), нужны для предотвращения неправильного процесса раскрытия.

Пристрелочные парашюты используются, как не­сложно догадаться, для пристрелки, то есть для определения точки выброски парашютистов. При­стрелочный парашют должен обеспечивать скорость снижения под куполом такую же, как в среднем у пара­шютистов, то есть 5 м/с. Так как расчет точки выброски ведется для нейтрального купола, пристрелочный парашют должен быть нейтральным.

Людские парашюты - это все парашютные системы, предназначенные для прыжков людей. Таких систем существует больше всего, и их надо классифицировать отдельно.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЮДСКИХ ПАРАШЮТОВ ПО ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Десантные парашюты используются в первую оче­редь для выброски бойцов ВДВ. Специфика десант­ных войск - внезапное появление большой группы бойцов в тылу противника, в самом неожиданном месте. В войсках западных стран десантирование на па­рашютах применяется в гораздо меньших масштабах. Чаще всего вместо этого практикуется высадка де­сантников с вертолетов. Преимущество ВДВ в том, что десантно-транспортный самолет не должен призем­ляться и вообще сколько-нибудь задерживаться в зоне высадки, что снижает риск его уничтожения. При этом один Ил-76 может за раз выбросить около 130 десантников. Для сравнения: в американский транспортный вертолет СН-53 вмещается до 64 солдат (в самый боль­шой в мире вертолет Ми-26 - до 85 солдат).

Десантные купола также используются для граж­данских парашютистов-перворазников. Особенность этих куполов - относительная простота и высокая надежность, поэтому для подготовки парашютиста не требуется много времени.

Учебно-тренировочные и спортивно-тренировочные парашюты используются для обучения спортсменов и подготовки к переходу на более сложную спортивную технику. Эти парашюты имеют круглый купол в котором предусмотрены щели и клапаны, обеспечи­вающие возможность горизонтального перемещений и управления. По сравнению с десантными эти парашюты более требовательны к правильному раскрытию, сложнее в управлении, для их использования необхо­дима более тщательная подготовка. Имея опреде­ленные навыки, с данным типом парашютов можно результативно работать на точность приземления.

Спортивные парашюты - парашюты типа «крыло», предназначенные для прыжков спортсменов-парашю­тистов. Сильно различаются по характеристикам и назначению. Самые простые в управлении - студен­ческие, немного сложнее - точностные (классичес­кие), самые сложные - маленькие высокоскоростные косонервюрники.

Спасательные парашюты служат дли спасения эки­пажей летательных аппаратов, а также парапланеристов. Они используются достаточно редко - только и случае аварий, когда невозможно посадить летатель­ный аппарат. Требования к данной категории парашю­тов: возможность применения как на сверхмалых (60 м), так и на больших (несколько тысяч) высотах; применение в большом диапазоне скоростей летательного аппарата. У спасательных парашютов, как правило, круглые купола, отличающиеся более простой конструкцией, а следовательно, максимальной надежностью раскрытия.

Парашюты специального назначения - это парашюты «крыло», используемые спасателями МЧС, некоторыми военными подразделениями специального назначения. В отличие от десантных парашютов они ни позволяют парашютисту выбирать место приземления. Среди других парашютов-«крыло» данная категория выделяется увеличенной площадью (от 27 м2), так как военные и спасатели прыгают с дополнительной нагрузкой - грузовыми контейнерами, оружием, различ­ным снаряжением и спецсредствами. Купола обычно имеют 9 секций и шьются из ткани с небольшой воздухопроницаемостью типа F-111. Подвесные системы могут иметь крепеж для дополнительного снаряжения.

С помощью данных систем силы МЧС могут до­ставлять спасателей и грузы в те места, куда другим спо­собом попасть затруднительно, а войска специального назначения - десантировать небольшие диверсионные группы. При десантировании выброска обычно осуще­ствляется с большой высоты (от 10 000 м), где самолет мало заметен визуально и труднодоступен для назем­ных средств ПВО, с раскрытием парашютов на малой высоте (несколько сотен метров). Другой вариант - выброска с большой высоты с небольшой задержкой раскрытия. Самолет при этом находится на значитель­ном расстоянии от наземной цели, а парашютисты, раскрыв парашюты на нескольких тысячах метров, на­чинают планировать в глубь территории противника, оставаясь малозаметными для наблюдателей и неви­димыми на радарах. За каждый километр снижения они будут перемещаться на 2-2,5 км вперед. Попутный ветер может значительно увеличить пройденное по воздуху расстояние.

КЛАССИФИКАЦИЯ КУПОЛОВ ПО КОНСТРУКЦИИ

Однооболочковые парашюты. Купол обычного па­рашюта с одной оболочкой может быть круглой, квад­ратной (G-3-3) формы, также существуют некоторые специфичные (например, треугольные ПЗ-81) купо­ла. Все эти разновидности куполов относят к круглым из-за одинакового принципа парашютирования. Строго говоря, круглый купол является многоуголь­ником, к углам которого привязываются стропы. На­пример, купол парашюта 3-5, имеющего 24 стропы, является правильным 24-угольником. Заметно отли­чается лишь ПЗ-81 (рис. 29), у которого дополнительными стропами втянута средняя часть от передней до задней кромки.

Рис. 29. Схема запасного парашюта ПЗ-81:

1 - полотнище; 2 - ленты усилительные; 3 - кольцо; 4 - стропы; 5 -

лямка промежуточной подвесной системы; 6 - стропа управления; 7 -

лента рифления; 8, 9 - карманы; 10 - ленты укладки; а - отверстия

Двухоболочковые парашюты-крылья. Купола таких парашютов имеют две оболочки - верхнюю и ниж­нюю, которые соединены вертикальными перего­родками - нервюрами. Верхняя и нижняя оболочки имеют разную площадь, нервюры обеспечивают форму сечения - профиль крыла, за счет которого создается подъемная сила.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАШЮТОВ ТИПА «КРЫЛО» ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ

«Крылья» отличаются друг от друга такими свой­ствами, как количество секций, площадь, форма купо­ла, удлинение, ткань купола и материал строп. Сюда же можно отнести особенности введения в действие, управления, некоторые характерные конструктивные элементы. Все эти параметры влияют на летные характе­ристики куполов и определяют область их применения.

Классические (точностные) купола шьются из ткани с небольшой воздухопроницаемостью (F-111 или ана­логичной). Они имеют семь секций, небольшое удли­нение купола (1,8-2,2), относительно большую пло­щадь (22-28 м 2), толстый профиль, аэродинамическое качество около 2 (вертикальная скорость в пределах 5 м/с, горизонтальная около, 10 м/с). Применяются в ос­новном для работы на точность приземления. Семисекционные купола из F-111 отличаются устойчивостью, относительно слабой восприимчивостью к порывам ветра, широким диапазоном контролируемых режимов планирования, в частности устойчивого снижения на минимальной горизонтальной скорости.

Скоростные купола отличаются маленькой площа­дью и, как следствие, высокой скоростью при номи­нальной загрузке. Оболочки этих парашютов шьются из ткани с нулевой воздухопроницаемостью (ZP-0 и аналоги). Скоростные купола бывают семи-и девятисекционными. Каждая секция может делить­ся промежуточными нервюрами как на две, так и на три (при применении косых нервюр) части. Форма купола прямоугольная, эллиптическая, с эллипти­ческой передней или задней кромкой, со слабой эллипсностью (slightly tapered). Площадь - от 170 (для тяжеловесов), до 60 кв. футов.

Переходные купола по своей конструкции представ­ляют собой купола скоростные, но за счет увеличенной площади более просты в управлении. Они имеют ха­рактеристики скоростных куполов, но выполняют все маневры более медленно, позволяя совершенствующе­муся парашютисту освоить сложные приемы управ­ления без большого риска. Ранцы таких парашютов ничем не отличаются от других спортивных систем. Площади куполов находятся в диапазоне от 120 до 220 кв. футов, в зависимости от массы спортсмена.

Студенческие парашютные системы обычно имеют девятисекционные купола большого размера из F-111, площадью 220-280 кв. футов. Они отличаются про­стотой управления и относительно безопасны. Из-за большого хода строп управления такой парашют слож­но свалить или ввести в интенсивное вращение. По­этому студенческие купола можно применять для парашютистов с минимальными навыками управления парашютом. Они используются для обучения студен­тов AFF (см. раздел «Программы обучения») и для прыжков спортсменов, только что закончивших одну из программ обучения. Также эти системы можно ис­пользовать для прыжков спортсменов, имеющих боль­шой перерыв в прыжках.

Студенческие системы предусматривают несколько вариантов раскрытия основного парашюта - кроме мягкой медузы, возможно использование жесткого вы­тяжного парашюта, в этом случае ранец расчековывается с помощью «релиза» (release): петля зачековывается тросиком, к которому приделана бобышка. Раскрытие возможно с двух сторон - на случай необходимости эк­стренного раскрытия основным или резервным инст­руктором AFF. На студенческие системы устанавлива­ется специальный вариант страхующего прибора - Сурres Student, учитывающий возможное поведение обучаемого и особенности студенческого купола.

Тандемные парашютные системы предназначены для прыжков двух человек с одним парашютом. Таким образом человека знакомят со свободным падением и планированием под современным парашютом-«крыло», избавляя от длительного и дорогого процесса обу­чения и в то же время обеспечивая высокий уровень безопасности прыжка. Один из парашютистов - тан­дем-мастер. Второй - клиент без опыта прыжков. На клиента надевают подвесную систему без парашю­та. С помощью карабинов она пристегивается к под­весной системе тандем-мастера. Так как один из пара­шютистов не имеет опыта прыжков, к надежности и безопасности тандем-системы предъявляются повы­шенные требования. Купол рассчитан на вес двух человек и имеет увеличенные прочностные характери­стики и площадь. Тандем-купола обычно делают девятисекционными прямоугольными и эллиптическими. У некоторых из них нестандартная конструкция, на­пример одиннадцать секций, две крайние секции из трех частей. Из-за специфики тандем-прыжка систе­мы имеют нестандартное устройство некоторых узлов, например, кольцо запасного парашюта и подушка от­цепки смотрят наружу, так как иначе они были бы за­крыты телом клиента. В составе системы есть дрог - вытяжной парашют на длинной стренге, выполняющий также роль стабилизирующего парашюта. Обычно тандем-системы оборудуются системой транзитного раскрытия запасного парашюта после отцепки отка­завшего основного парашюта.

Купольные системы - отдельный класс «крыльев». В принципе, «закуполиться» (построить одну из фи­гур купольной акробатики) можно на любых типах куполов, близких по летным характеристикам. Но пол­ноценно работать по дисциплинам купольной акроба­тики можно только со специальными парашютами. Это скоростные прямоугольные семисекционные купола, немного отличающиеся от стандартных. Купольные парашюты предназначены для раскрытия сразу после отделения от самолета и должны открываться макси­мально быстро. Поэтому на них нет камер, в уложенном виде купол находится непосредственно под клапана­ми ранца; вместо слайдера установлена крестовина, часто отсутствуют резиновые соты для укладки строп. Стропы укладываются в распашной чехол в задней ча­сти верхней оболочки. Таким образом, эти парашюты не рассчитаны на длительное падение, максимальная допустимая задержка раскрытия для них - порядка пяти секунд. При больших задержках возникают слиш­ком большие перегрузки, вызывающие повреждение парашюта и опасные для парашютиста.

В отличие от других современных куполов куполь­ные не имеют вилок на передних двух рядах строп. Две внутренние и две внешние стропы первого ряда (так называемые маячковые) делают другого цвета, напри­мер красными, чтобы парашютисту, принимающему подачу, проще было взять нужную стропу. С этой же целью цвет центральной секции часто отличается от цвета остальных секций.

Чтобы минимизировать возможность зацепления куполыциков за стренгу чужого вытяжного парашюта, в таких системах применяется система втягивания этой стренги. Втянутая стренга располагается либо на верх­ней оболочке, либо под нижней. В последнем случае в центре купола (в обеих оболочках) делается отверстие и устанавливается люверс. При работе на ротацию (см. раздел «Спортивные прыжки») или скоростное постро­ение между передними свободными концами может быть установлена перемычка, за которую принимающий куполыцик может быстро схватиться ногой и которая в сжатой «этажерке» (см. раздел «Спортивные прыжки») не позволяет ногам парашютиста соскальзывать со сво­бодных концов на стропы.

Парашют "Крыло"

Купол парашюта имеет прямоугольную или эллиптическую форму. «Крыло» парашюта состоит из двух оболочек, нервюр (которые представляют собой вертикальные силовые элементы, определяющие профиль крыла) и лонжеронов (продольные силовые элементы, обеспечивающие продольную прочность).

Оболочками называют основные несущие поверхности купола, которые изготавливаются из ткани с низкой или нулевой воздухопроницаемостью. Низкая воздухопроницаемость в данном случае будет гарантировать стабильное раскрытие купола (подходит для планирования на низких скоростях), в то время как нулевая воздухопроницаемость дает возможность максимально возможной скорости и аэродинамического качества, однако превращает раскрытие парашюта в менее предсказуемый процесс. Оболочки сшиваются в задней части купола, а в передней части между ними оставляется сопло, куда поступает воздух. Посередине верхней оболочки находится крепление для стренги вытяжного парашюта.

Нервюры представляют собой вертикальные перемычки между оболочками. Нервюры могут различаться между собой: на прямоугольных куполах они одинаковые, на эллиптических - несколько нервюр по краям меньше по размеру, чем центральные. Силовые нервюры делят купол на секции, в промежуточные поддерживают форму. Для того чтобы после раскрытия купол сохранял более правильный купол (приближенный к чертежам), на некоторых парашютах используют косые нервюры.

Часть купола между двумя силовыми нервюрами называется секцией, внутри которой имеется также одна (или две) промежуточных нервюры. Стандартные парашюты с небольшим удлинение имеют семь секций, с большим удлинением - девять секций. Некоторые модели могут состоять из одиннадцати секций. Классический семисекционный купол отличается толстым профилем и большими открытыми соплами. Купол с косыми нервюрами имеет самый тонкий профиль и очень небольшие сопла (самая совершенная аэродинамика).

Соплом называют отверстие в передней части купола, куда поступает воздух внутрь. На низких скоростях используют парашюты с большими соплами (так как в купол поступает относительно немного воздуха). Если парашют скоростной, то сопла могут быть небольшими. Для того, чтобы поддерживать давление в скоростных куполах на низких скоростях используются так называемые воздушные клапаны, которые впускают воздух внутрь и ограничивают его выход. Минус куполов с подобными клапанами, это то, что они не сдуваются после приземления (это может быть опасным при сильных порывах ветра). Также клапаны несколько увеличивают укладочный объем.

Парашют типа «крыло» имеет стропы, равномерно распределенные по всей площади купола (а не только по контуру, как это в круглых парашютах). Стандартные парашюты имеют четыре ряда строп (на эллиптических куполах крайние нервюры имеют только три ряда строп). Для управления парашютом используются специально предназначенные для этого стропы (на конце подобной стропы прикреплена бобышка, за которую удобно браться рукой).

Также парашют имеет уши (вертикальные косынки, которые уменьшают перетекание воздуха с нижней оболочки на верхнюю) и слайдер (устройство рифления, которые замедляет раскрытие купола).

Другие статьи раздела:

Предназначен для учебно-тренировочных прыжков из транспортных самолетов с высоты до 8 000 метров при скорости летательного аппарата до 400 км/час

ПАРАШЮТ Д-5 СЕРИИ 2

Схема раскрытия парашюта Д-5 серии 2

1 ─ камера стабилизирующего купола; 2 ─ стабилизирующий купол; 3 ─ соединительное звено; 4 ─ камера основного купола; 5 ─ основной купол; 6 ─ ранец

Общий вид уложенного парашюта Д-5 серии 2

1 ─ карабин; 2 ─ лента зачековки

Тактико-технические данные парашюта Д-5 серии 2

1. При общей массе парашютиста с парашютами не более 120 кг парашют Д-5 серии 2 обеспечивает:

  • не менее 80 применений на скорости полета до 400 км/ч по прибору и высотах до 8000 м при немедленном введении стабилизирующего парашюта в действие и последующем снижении на нем в течение 3 с и более;
  • устойчивость при снижении;
  • возможность прекращения снижения на стабилизирующем куполе в любой момент путем раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом;
  • минимальную безопасную высоту применения из горизонтально летящего самолета на скорости полета 160 км/ч по прибору со стабилизацией 3 с ─ 200 м, при этом время снижения на полностью наполненном куполе основного парашюта ─ не менее 10 с;
  • среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере и общей массе парашютиста с парашютами 120 кг, на участке 30─35 м от земли ─ не более 5 м/с;
  • быструю потерю высоты при скольжении без явлений складывания купола;
  • применение двух страхующих приборов (основного и дублирующего) с длиной шланга 240 мм;
  • быстрое гашение купола после приземления при отсоединении правого свободного конца подвесной системы посредством замка ОСК-Д;
  • применение запасных парашютов типа 3-2 или 3-5;
  • усилие, необходимое для раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом или прибором, ─ не более 16 кгс.

2. Габаритные размеры уложенного парашюта, мм: длина без стабилизирующего купола в камере, смонтированного на ранце, ─ 595+10;

ширина без парашютного прибора ─ 335+10; высота ─ 220+10.

3. Масса парашюта без переносной сумки и приборов не более 13,8 кг.

Тактико-технические данные частей парашюта Д-5 серии 2

1. Камера стабилизирующего купола цилиндрической формы, изготовлена из капронового авизента (арт. 56039). Длина камеры 300 мм, ширина в сложенном виде ─ 190 мм. В верхней части камеры имеется карабин, который крепится к камере капроновой лентой ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс. В нижней части камеры нашиты диаметрально противоположно четыре кольца НП-25-8 для контровки камеры с кольцами стабилизатора. В подгибку верхнего основания камеры вложен капроновый шнур-завязка ШКП-150 прочностью 150 кгс для затяжки верхнего основания камеры. В ушко карабина пропущена и прострочена зигзагообразной строчкой капроновая лента ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс для зачековки резиновой соты, смонтированной на ранце. Масса камеры ─ 0,155 кг.

Камера предназначена для укладки в нее стабилизирующего купола, строп и верхней части стабилизатора.

2. Стабилизирующий купол изготовлен из капронового полотна (арт. 56004П или 56008П) и состоит из основы и боковины. Купол имеет форму усеченного конуса с площадью большого основания 1,5 м². Для обеспечения наполняемости купола в его полюсной части нашито вытяжное устройство, состоящее из восьми карманов, материалом для которых служит крашеное каландрированное полотно (арт. 56005крПК или 56005крП). На внешнюю сторону основы купола настрочены в радиальном направлении усилительные ленты ЛТКП-15-185 прочностью 185 кгс и круговые ленты ЛТКП-13-70 прочностью 70 кгс. На куполе имеется 16 строп из капронового шнура ШКП-150 прочностью 150 кгс. Длина строп № 1,4, 5, 8, 9, 12, 13 и 16 в свободном состоянии от нижней кромки купола до петель стабилизатора ─ 520 мм, а строп № 2, 3, 6, 7, 10, 11, 14 и 15 ─ 500 мм.

На каждую боковую сторону пера нашито по ленте с кольцом для контровки с кольцами, нашитыми на камере стабилизирующего купола.

Масса стабилизирующего купола ─ 0,57 кг.

3. Соединительное звено из капроновой ленты ЛТКМкрП-27-1200 прочностью 1200 кгс в два сложения, предназначено для соединения стабилизирующего купола с ранцем на этапе стабилизированного снижения и с основным куполом на всех этапах работы.

В верхней части соединительное звено образует петлю размером 130 мм для присоединения коуша стабилизатора. На расстоянии 410 мм от верхней петли пришита петля из капроновой ленты ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс для присоединения фала гибкой шпильки прибора. Нижняя часть соединительного звена разветвляется, образуя силовые ленты, в концы которых вшиты пряжки двухконусного замка.

На силовые ленты с двух сторон нашиты перемычки из капроновой ленты ЛТК-44-1600 прочностью 1600 кгс. Между перемычками вшита капроновая лента прочностью 1200 кгс, образующая петлю для присоединения к уздечкам камеры и основного купола. Образовавшийся из лент соединительного звена треугольник с обеих сторон закрыт косынками, изготовленными из капроно─вого авизента серого цвета (арт. 56039).

Под одну из косынок соединительного звена с использованием капроновой ленты прочностью 600 кгс нашито направляющее кольцо для фала гибкой шпильки прибора. На силовых лентах около пряжек имеются стрелки для контроля правильности монтажа и постановки силовых лент на двухконусный замок. Длина соединительного звена ─ 1030 мм.

Масса соединительного звена ─ 0,275 кг.

4. Камера основного купола из капронового полотна серого цвета (арт. 56023крП), предназначенная для укладки основного купола и строп, имеет форму цилиндра высотой 635 мм и шириной (в сложенном виде) 450 мм. Продолжением нижнего основания служит специальный рукав, в подгибку которого вставлено эластичное кольцо для обеспечения упорядоченного выхода основного купола из камеры.

Поверхность камеры усилена двумя капроновыми лентами прочностью 600 кгс, которые образуют уздечку. Для удобства укладки купола на край камеры нашита косынка из капронового полотна серого цвета.

В подгибку верхнего основания для затяжки камеры

вложен капроновый шнур прочностью 150 кгс. В нижней части камеры прикреплены две пары съемных резиновых сот. На обратной стороне, на расстоянии 185 мм от нижнего основания камеры, пришит фартук, который имеет четыре окна, образованные люверсами, для пропуска съемных резиновых сот.

На камере нашиты один средний газырь, группа правых и группа левых газырей для укладки строп, три ленты распределителя сот с сотами из ранцевого шнура для удержания строп в газырях.

Для удобства укладки строп на газырях нашиты капроновые ленты прочностью 150 кгс.

Масса камеры ─ 0,44 кг.

5. Купол парашюта Д-5 серии 2 из капронового полотна (арт. 56009П) имеет форму двадцативосьмиугольника и предназначен для безопасного снижения и приземления парашютиста. Площадь купола равна 83 м².

Для увеличения прочности нижняя кромка купола прошита капроновыми лентами прочностью 200 кгс, а его центральная часть ─ лентами прочностью 70 кгс.

На куполе крепится 28 строп из капронового шнура прочностью 150 кгс и длиной 9000 мм.

Масса купола ─ 8,136 кг.

Форма купола парашюта Д-5 серии 2 в плане.

Цифры по кругу ─ номера строп, цифры внутри круга ─ номера квадратов:

1─ полотнища купола; 2, 4 ─ усилительный каркас; 3 ─ петли для строп.

6. Подвесная система из капроновой ленты ЛТК-44-1600 прочностью 1600 кгс, предназначена для удобного размещения парашютиста и является соединительным звеном между парашютистом и куполом.

Подвесная система снабжена замком ОСК-Д и состоит из следующих основных частей: главной лямки с наспинно-плечевыми обхватами, одной пары отделяемых свободных концов, ножных обхватов.

На свободных концах подвесной системы закреплены разъемные пряжки. С обратной стороны главной лямки (справа ─ ниже замка ОСК-Д, слева ─ ниже изогнутой пряжки) пришиты с помощью капроновой ленты ЛТКкрП-43-800 прочностью 800 кгс пряжки для крепления ремней грузового контейнера. В нижней части главная лямка раздвоена, ленты сшиты встык, а на них нашита ватная накладка для удобного сидения в подвесной системе.

В середине нижней части главной лямки с внешней стороны пришита петля из капроновой ленты прочностью 800 кгс для крепления звена грузового контейнера.

По обеим сторонам от петли на расстоянии 150 ─ 165 мм с использованием капроновой ленты прочностью 600 кгс пришиты пряжки-полукольца для подтягивания нижних углов ранца к главной лямке.

Плечевые обхваты, образовавшие грудную перемычку, далее проходят через окна главной лямки и при помощи прямоугольных пряжек, вшитых в концы плечевых обхватов, образуют поясной обхват.

Нижние концы наспинно-плечевых обхватов, пропущенные между лентами главной лямки и огибающие их нескольких местах, образуют ножные обхваты.

Масса подвесной системы 2 кг.

7. Ранец из капронового авизента состоит из дна, правого и левого клапанов. Дно ранца двойное, в него вставлена рама жесткости.

Ранец предназначен для размещения в нем купола со стропами, уложенными в камеру, части свободных концов подвесной системы и страхующего прибора. На ранце имеются двухконусный замок и гибкий шланг, обтянутый хлопчатобумажной лентой ЛХХ-40-130 цвета лаки прочностью 130 кгс.

Длина шланга ─ 380 мм.

Масса ранца ─ 2 кг.

8. Вытяжное кольцо с тросом предназначено для раскрытия двухконусного замка. Оно изготовлено из стального прутка и состоит из корпуса, ограничителя, троса и проволочной петли.

Масса кольца ─ 0,1 кг. Длина троса─ 600 мм.

9. Страхующий прибор (основной) АД-ЗУ-240, ППК-У-240Б или КАП-ЗП-240Б.

Длина шланга прибора 240 мм, длина троса 397 мм, длина петли 19 мм, длина фала гибкой шпильки

Масса страхующего прибора ─ 0,95 кг.

При установке на парашют только одного прибора для раскрытия двухконусного замка прибор может быть укомплектован петлей длиной 42 мм. Серьга в этом случае не применяется.

10. Страхующий прибор (дублирующий) АД-ЗУ-240, ППК-У-240Б или КАП-ЗП-240Б.

Длина шланга ─240 мм, длина троса ─ 397 мм, длина петли─19 мм, длина фала гибкой шпильки ─ 360 мм.

Масса прибора ─ 0,95 кг.

11. Серьга, предназначенная для соединения основного и дублирующего приборов , изготовлена из стали. Толщина серьги ─ 2,5 мм. Серьга имеет два отверстия: одно предназначено для конуса затвора замка, другое ─ для петель основного и дублирующего приборов.

12. Переносная сумка прямоугольной формы, изготовлена из грузового авизента.

Габариты сумки ─ 260X740X600 мм. Масса сумки ─ 0,725 кг.

13. Паспорт парашюта предназначен для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.



 

Возможно, будет полезно почитать: