Тантра — что это такое? В чем связь тантры и секса? Тантра йога отличный способ для новых эротических ощущений

Практика Тантры

Вы должны знать механизм Тантры, чтобы это учение не воспринималось вами как нечто мистическое.

Чтобы правильно понимать учение Тантры, важно знать путь Сутры. В Тантре вы преследуете те же цели, что и в Сутре, но ваше духовное развитие происходит значительно быстрее.

Существует четыре класса тантр: Крийя-тантра (тантра действия), Чарья-тантра (тантра поведения), Ануттара-тантра (йога-тантра) и Маха-ануттара-йога-тантра (великая высшая йога-тантра).

В чем же различие между Сутрой и Тантрой? Не зная этого, бесполезно практиковать Тантру. И на пути Сутры, и на пути Тантры вы практикуете и бодхичитту, и пустоту. Так в чем же разница? Чтобы достичь состояния будды, вам необходимы две вещи: метод и мудрость. Мудрость познания пустоты одинакова и в Сутре и в Тантре. Разница - в методе.

Существует много уровней метода. Для практиков школы Хинаяны главным является отречение. Для практиков Махаяны - бодхичитта. В Махаяне присутствует и отречение, но в основе метода лежит бодхичитта. Таким образом, главная разница между школами заключается в том, что Хинаяна в основном использует метод отречения, а в Махаяне наряду с отречением Существует практика бодхичитты.

В учении Сутры существует практика отречения и практика бодхичитты, но отсутствует практика йоги божеств. Йога божеств как метод практики используется исключительно в Тантре.

В чем же главная цель метода, и в чем - мудрости?

Метод в Махаяне служит для накопления заслуг и становится причиной обретения Тела формы будды (рупакая). В Хинаяне метод становится причиной создания тела архата.

Тело формы не обретается случайно, его не получают откуда-то извне. Вы трансформируете в него свое собственное тело, но не грубое физическое, которое не может быть трансформировано, а тонкое тело. В данном случае метод используется для достижения Тела формы будды.

Мудрость помогает достичь Тела истины будды. Существует два Тела истины будды: Тело мудрости, под которым понимается сознание, постигающее все феномены и Тело таковости будды, которое представляет собой чистоту сознания. На санскрите Тело истины будды называется дхармакая, а Тело формы - рупакая.

Есть два вида чистоты сознания: временная чистота и безначальная чистота. Пустотность сознания и есть безначальная чистота ума. Каждый из нас несет ее в себе.

Цель практики мудрости - обретение Тела истины будды. Главная цель метода - достижение Тела формы будды. Существует два уровня рупакаи: самбхогакая и нирманакая. Самбхогакая - это очень тонкое тело, которое могут видеть только существа, обладающие непосредственным познанием пустоты. Обычным людям его не увидеть. Нирманакая - это более грубая субстанция, это тело, которое эманируется из самбхогакаи.

Чтобы быть воспринятыми обычными людьми, будды являются в теле нирманакая. Чтобы действовать на благо всех живых существ, они способны явить тысячи тел нирманакаи.

Его Святейшество Далай-лама - подлинное воплощение нирманакаи. В сердце Его Святейшества находится самбхогакая, т. е. Авалокитешвара - божество сострадания. У тибетцев особая связь с этим божеством, поскольку сознание у них не очень развито, но они очень добрые и полны сострадания.

В следующий раз мы поговорим о механизме Тантры.

Для того, чтобы открыть ворота Дхармы, надо слушать учение, и не 1–2 раза, а постоянно. До тех пор, пока вы не станете буддой, вам надо учиться. Параллельно с получением учения вам необходимо заниматься медитацией. Это как два крыла у птицы: птица не может лететь, если она машет только одним крылом. Поэтому необходимо сочетать медитацию и учение.

Многие великие учителя говорили, что дверь Дхармы открывается через слушание учения и сочетание практики кармы (очищение негативной и развитие позитивной кармы) с практикой Прибежища.

Ворота в буддизм - это практика Прибежища, ворота в Хинаяну - отречение, в Махаяну - бодхичитта. Если вы не развили в себе бодхичитту, и говорите, что принадлежите к школе Махаяны, это пустые слова.

Без бодхичитты невозможна практика Тантры. Тантра - это сущностное учение, квинтэссенция Махаяны. Воротами в Тантру являются йога божеств и посвящение. Без бодхичитты возможно получение благословения, но не посвящения. Только при наличии бодхичитты вы получите подлинное посвящение и станете настоящим практиком. В противном случае вам будет лишь казаться, что вы практикуете Тантру. В наше время есть очень много людей, которые вроде бы практикуют Тантру, а на самом деле весьма далеки от этого.

То, что я вам говорю, берет начало в коренном учении. В школах тибетского буддизма занимаются изучением первоисточников Тантры. Все школы берут за основу первоначальные тантрические тексты. Это фундаментальные тексты, первоисточники, данные нам буддой Ваджрадхарой. Его Святейшество Далай-лама говорит, что будда Ваджрадхара - величайший учитель Тантры.

Его Святейшество разрешил мне передавать учение Тантры. Поэтому я буду говорить о Тантре, но не спешите заниматься практикой. Не пытайтесь сразу же стрелять, сначала разберитесь, где находится мишень. Вначале вам следует заниматься практиками Прибежища, отречения, бодхичитты, шаматхи и випашьяны.

А теперь - ритуал посвящения заслуг.

Продолжим тему, о которой мы говорили на прошлой лекции: как достичь состояния будды через практику Тантры.

Очень важно понимать, как именно Тантра помогает быстрее достичь состояния будды. Без знания этого механизма ни визуализация, ни медитации вам не помогут. Но при правильном понимании даже чтение мантры будет иметь сильный эффект.

Очень важно знать, как правильно практиковать Тантру. Поэтому Будда дал детальное учение Гухьясамаджа-тантры, которое состоит из 18 тысяч томов.

Наш великий учитель лама Цонкапа часто повторял, что очень важно знать детально, как именно практиковать учение. Учение очень подробно давали и Наропа, и Нагарджуна, и Чандракирти. Весь тибетский буддизм берет свое начало в этом учении. Это изначальное учение. В Тибете мы стараемся сохранять его.

Во времена ламы Цонкапы люди практиковали, используя какие-то отрывки текстов, поэтому он все время подчеркивал, что очень важно знать первоначальное учение. Просто получить короткие инструкции недостаточно. Лама Цонкапа говорил, что если бы этого было достаточно, будда Ваджрадхара не стал бы давать такое подробное учение.

При жизни ламы Цонкапы в Тибете было много различных школ, последователи которых утверждали, что их учение является подлинным. При этом критерием подлинности они считали тот факт, что учение идет от их учителя. Лама Цонкапа отрицал верность этого критерия. Он говорил, что, рассуждая таким образом, можно назвать истинным любое ложное учение. Подлинным следует считать только то учение, которое основывается на первоначальных текстах. Лама Цонкапа говорил, что его учение подлинно не потому, что идет именно от него, а потому, что основано на подлинных текстах.

Очень важно, чтобы учение основывалось на первоначальных текстах, тогда оно останется чистым. Иначе люди могут создать ложное учение, и оно приведет их не туда, куда следует. Вероятно, это ложное учение окажется простым для понимания, и ему можно будет с легкостью следовать. Однако, когда кто-то вам говорит, что достичь состояния будды очень просто, будьте внимательны. Если вы слышите такое, спросите этого человека, достиг ли он сам состояния будды, если это так просто.

Лама Цонкапа составил очень подробный комментарий к Тантре. Он подчеркивал, что его учение - это не новое учение, а комментарий к первоначальным текстам. Хотя мой отец принадлежал к школе Кагью, сам я учился по текстам ламы Цонкапы и нашел их очень полезными. Я знаю, что в России существует тенденция уделять много внимания медитации, а изучение текстов откладывать на потом. Это неправильно. Старайтесь соблюдать равновесие между изучением и практикой. Для того, чтобы знать, как правильно и эффективно практиковать, очень важно слушать учение и изучать тексты.

Я уже упоминал о четырех классах Тантры и объяснял, в чем разница между Сутрой и Тантрой. Теперь я расскажу о разнице между четырьмя классами тантр. Все они связаны с практикой йоги божеств. В чем же эта разница? Особенность Тантры заключается в том, что она содержит специальные методы трансформации всех страстей в духовный путь, когда порожденная энергия направляется на быстрое достижение самореализации. Искусный практик Тантры может обратить энергию желании и даже гнева на достижение благой цели. Это подобно тому, как при трении дерева получается огонь. Добытый огонь уничтожает породившее его дерево. Тантра помогает превратить страсть в мудрость, и эта мудрость уничтожает страсть. Разные классы Тантры предназначены для использования различных страстей на пути духовного развития. Отличие одного класса от другого состоит в степени интенсивности энергии желании, которую затрачивает практикующий на продвижение по духовному пути в соответствии с уровнем его подготовки.

Находясь на уровне Крийя-тантры практикующий еще не способен трансформировать свое влечение к лицу противоположного пола. Этот уровень практикуют те, кто способен использовать энергию желания, возникающую при одном лишь взгляде на партнера. В Крийя-тантре можно использовать визуализацию женского и мужского божества, слившихся в любовном объятии, что на символическом уровне означает внутреннее единство присущей нам мужской и женской энергии, союз безграничного блаженства и всепроникающей мудрости недвойственности.

Чаръя-тантра может трансформировать энергию, рождающуюся при обмене улыбками с партнером.

На уровне Ануттарайога-тантры трансформируется энергия, возникающая при прикосновении партнеров друг к другу.

Маха-ануттарайога-тантра использует энергию взаимного притяжения мужчины и женщины, то есть трансформирует сексуальное возбуждение в духовный путь. В Тибете в основном практикуется Маха-ануттарайога-тантра. Она помогает трансформировать не только привязанность, но и гнев, и неведение. Однако, не зная, как трансформировать эти омрачения, вы можете только усилить их и ухудшить свое положение. Поэтому важно вначале уяснить себе, как работает этот механизм трансформации. И помните, что не имея таких опор, как отречение, познание пустоты и бодхичитта, вы ничего не сможете сделать. Основой практики Тантры является отречение, мотивацией - бодхичитта, философией - учение о пустоте. При их сочетании практика Маха-ануттарайога-тантры будет очень эффективной.

Маха-ануттарайога-тантра подразделяется на три класса.

Отцовская тантра - Гухьясамаджа-тантра.

Материнская тантра - Чакрасамвара-тантра (еще ее называют Херука-чакрасамвара-тантра).

Недвойственная тантра - Ямантакайога-тантра, включающая оба аспекта - и «материнский», и «отцовский».

Это три основных божества Маха-ануттарайога-тантры.

Теперь я объясню, почему Гухьясамаджа-тантра является «отцовской». Отец - это символ метода. Мать - символ мудрости. В Гухьясамаджа-тантре детально рассматривается метод достижения Иллюзорного тела. Не имея его, невозможно достичь видения подлинного Ясного Света блаженства. В Чакрасамвара-тантре также речь идет об Иллюзорном теле, но основное внимание уделено наставлениям о том, как достичь Ясного Света блаженства и Тела истины будды.

Существует два вида Ясного Света:

предварительный Ясный Свет блаженства,

подлинный Ясный Свет блаженства.

Ясным Светом называется самый тонкий уровень нашего сознания. Предварительный Ясный Свет еще не может непосредственно воспринимать пустоту, но постигает ее концептуально. Когда же самый тонкий уровень сознания, он же Ясный Свет, познает пустоту непосредственно, тогда это называется подлинным Ясным Светом блаженства. В этом очень тонком состоянии сознания заключено великое блаженство. Это союз блаженства и пустоты, а также союз метода и мудрости, в котором познание пустоты - это мудрость, а блаженство - метод. Таким образом, в Тантре мудрость и метод оказываются неразрывно объединены в одном сознании. В практике Сутры нет подобного единения: либо метод способствует развитию мудрости, либо мудрость - развитию метода, но они не существуют как единое целое. Занимаясь практикой Сутры, вы начинаете с медитации на пустоту, то есть вырабатываете мудрость, а потом переходите к накоплению заслуг, используя метод. В Тантре вы занимаетесь медитацией на пустоту одновременно с накоплением заслуг, и таким образом метод и мудрость оказываются объединены. В практику Тантры также входит развитие бодхичитты.

Существует множество уровней метода. Отречение и бодхичитта - это метод. Великое блаженство - тоже метод, уникальный метод Тантры. Методом является и Иллюзорное тело, это прямая причина возникновения Тела формы будды. Обретая Иллюзорное тело, вы очень близко подходите к достижению состояния будды. Если вы обретете Иллюзорное тело в этой жизни, то и буддой станете в этой жизни.

Гухьясамаджа-тантра учит, как достичь Иллюзорного тела. Особая практика этой Тантры - Йога ветра. В Гухьясамаджа-тантре говорится, что любое омрачение вызвано тем или иным ветром. Когда вы убираете эту причину, ум автоматически успокаивается. Согласно учению Гухьясамаджа-тантры, сансара коренится в активности ветров омрачения, и существует особая практика для остановки их деятельности. В этой тантре говорится о трех каналах в нашем теле: центральном, правом и левом. Эти каналы очень не видны на физическом плане, их можно лишь почувствовать. Когда энергия ветра идет по правому или левому каналу, возникают омрачения. Но если она попадает в центральный канал, мысли естественным образом успокаиваются. Например, когда ваш ум очень занят и мысли активны, вы не можете заснуть. Это объясняется тем, что по правому и левому каналам движутся ветры. При этом если ветер активен в одном из боковых каналов, центральный канал закрывается. Когда мы спим, ветер попадает в центральный канал, мысли успокаиваются, концептуальное мышление затухает, приходят сон и сновидения. Однако во сне вы не можете воспользоваться тем, что мысли успокоились, вам не хватает для этого осознанности и внимания. Поэтому надо заниматься специальной практикой, которая поможет собрать ветры в центральном канале в то время, когда вы находитесь в состоянии бодрствования. Но это не так просто!

В Гухьясамаджа-тантре и Шести йогах Наропы очень подробно излагается учение о каналах и чакрах. Когда ветер попадает в центральный канал, вырабатывается самый тонкий вид энергии, который служит основой для ясного света. Тогда грубый ум преображается в тонкий ум, в состояние Ясного Света, а грубый ветер - в ветер тонкий, в Иллюзорное тело. Иллюзорное тело может отделяться от физического. Его называют энергетическим телом, телом «ветра». Достижению Иллюзорного тела предшествует обретение Тела сна. А для этого необходимо осознавать сон как сон. Перед тем, как лечь спать, вы говорите себе: «Я должен осознать, что сплю. Я должен узнать сон как сон». Если уровень вашего осознания высок, вы сможете вспомнить, что все множество явлений. видимых вами во сне, - это всего лишь образы сновидения. При этом свой сон можно контролировать. Например, во сне вы сознательно бросаетесь в воду или шагаете в огонь, понимая, что это не повредит вам, поскольку это всего лишь сон. Так вы учитесь контролировать процесс своего сна, а затем выделять свое Тело сна из физического тела. Тогда вы сможете заниматься практикой во сне. В Тибете великие ламы, которые медитируют в горах, перед тем, как лечь спать, часто оставляют раскрытыми тексты Учения, и их Тело сна изучает эти книги. Тело сна также может отправиться путешествовать в различные места, попасть в Шамбалу, посетить Чистые земли. Грубое тело не может туда попасть. Это все не выдумки.

Главная цель обретения Тела сна заключается в достижении Иллюзорного тела. Этим вы создаете причину для обретения тела будды. Состояние будды находится не вне вас. Вы должны преобразовать ваши собственные тело, речь и ум в тело, речь и ум будды. Гухьясамаджа-тантра очень подробно разъясняет, как это сделать. Мы не можем превратить в тело будды наше физическое тело, но способны преобразовать в тело будды наше тонкое энергетическое тело. Вначале оно становится Телом сна, затем Иллюзорным телом (существует два Иллюзорных тела: нечистое и чистое). Иллюзорное тело трансформируется в тело будды (самбхогакая), причем одновременно с этим преображается и наша речь. Гухьясамаджа-тантра, как мы видим, очень подробно останавливается на методе. Она учит мудрости, но акцентирует внимание на методе.

Чакрасамвара-тантра относится к классу материнских тантр. Она большее внимание уделяет мудрости. Мудрость помогает трансформировать наше сознание в Тело истины будды - дхармакаю.

Обе эти тантры очень важны. Вы не можете воспользоваться только одной из них. Нельзя трансформировать свое тело в тело будды, не трансформировав предварительно свой ум в ум будды. Ум и тело не могут существовать отдельно. Чакрасамвара-тантра подробно объясняет, как достичь состояния сознания, называемого Ясным Светом. Существует два метода достижения.

Первый метод состоит в прямом объяснении того, что есть Ясный Свет. Второй метод использует косвенное объяснение Ясного Света. Согласно прямому методу учитель объясняет, что такое Ясный Свет. Это сродни попытке объяснить человеку, который никогда не видел океана, что такое океан. Но тот по ошибке может принять за океан любой водоем. Так что на этом пути очень легко взять неправильный курс. Ученику может показаться, что он понимает, но на самом деле это будет не так. В Тибете есть пословица: «Лягушка из маленькой лужицы думает, что она живет в самой большой воде». Поэтому методом прямого объяснения пользуются при обучении людей, которые в своих прошлых воплощениях накопили много духовных заслуг и имеют в уме сильный кармический отпечаток. Тогда через такие объяснения они могут достичь состояния Ясного Света. Этот прямой метод - один из методов материнской Тантры. В Тибете их называют Дзогчен и Махамудра. Они идут от первоначальных текстов будды Ваджрадхары. Это очень важно знать.

Второй метод - непрямой. К нему относятся Шесть йог Наропы. Это очень надежный метод. Для обычных людей Шесть йог Наропы очень полезны. Вам не придется сомневаться достигли вы Ясного Света или нет. В Шести йогах объяснение дается примерно так: плывите по этому каналу, поверните там, поверните здесь, а затем вы достигните океана и тогда сами увидите, что он такое, какой он на самом деле. Вам не придется сомневаться, и ваш «Ясный Свет» не будет каждый раз разным. Приведем другое сравнение. Представьте себе, что Ясный Свет - это ваша мать, которую вы никогда не видели. Вы находитесь на большой улице в толпе людей, зная, что она где-то среди них. Кто-то говорит вам: «Вот она». Но на улице много разных женщин и вам трудно понять, где ваша мать, вы можете ошибиться. Суть метода Шести йог Наропы состоит в том, вы отправляете по очереди всех людей домой до тех пор, пока на улице не останется один единственный человек, который и есть ваша мать. В Шести йогах Наропы дается детальное учение о каналах, ветрах и чакрах. В них объясняется, как сосредоточить ветер в центральном канале. Когда все грубые ветры растворяются в центральном канале, вместе с ними целиком исчезает и грубый ум. И постепенно вы можете достичь состояния Ясного Света. Далее я объясню, что такое Шесть йог Наропы.

Лама Цонкапа подробно изложил учение о Шести йогах Наропы. Я получил это учение от Далай-ламы. Его Святейшество также дал мне общие комментарии к Шести йогам Напоры и обещал добавить к ним комментарии, основывающиеся на его собственном опыте, но не успел. Я надеюсь получить их в следующем году. Для меня Шесть йог Наропы оказались очень полезными, они избавили меня от сомнений, и теперь единственным препятствием остается лень. Мой учитель преподал мне все, что нужно, но из-за лени я не могу этим воспользоваться в полном объеме.

Первая йога Наропы - практика Туммо. «Туммо» - это внутренний огонь. Главная цель практики Туммо - обретение радости блаженства. Через Туммо вы также можете достичь состояния Ясного Света. В Шести йогах Наропы объясняется, как сконцентрировать Туммо в центре чакры, находящейся в области пупка. У каждого из нас есть некий запас энергии и тепла в области этой чакры. Посредством практики этот внутренний огонь можно усилить. Благодаря ему мы способны пережить опыт блаженства. Самый тонкий уровень блаженства - это Ясный Свет ума. Поэтому он и называется Ясным Светом блаженства. При этом, если вы не обладаете опытом переживания пустоты, Ясный Свет блаженства бесполезен Когда же он приходит одновременно с осознанием пустоты, он дает возможность быстро устранить омрачения. Йога Туммо состоит из восьми уровней практики. В основе ее лежит йога тела. Это особые позы тела, которые вы принимаете при помощи медитативного пояса и долгое время остаетесь в них неподвижно Эта йога помогает значительно быстрее выработать внутренний огонь туммо.

Вторая йога - йога Сна.

Третья йога - йога Ясного Света.

Четвертая йога - йога Иллюзорного тела.

Пятая йога - Пхова - перенос в момент смерти вашего сознания в Чистую землю.

Шестая йога - йога Дунджук (Пхова дунджук).

Выше уже говорилось о йоге Иллюзорного тела и йоге Ясного Света. Теперь поговорим о шестой йоге. Сейчас не разрешается давать учение по Пхове дунджук. Передача этого учения была остановлена Ралоцзавой. Великий йогин, достигший высокой реализации посредством Ямантака-йоги, запретил давать это учение. Он увидел, что в будущем оно может представлять из себя опасность. Практик Пховы дунджук может переносить свое сознание в тело другого человека, и наоборот, его сознание в свое тело. Главная цель этого метода заключается в том, чтобы дать вам возможность, когда вы состаритесь, переместить свое сознание в молодое тело другого человека, и, продлив таким образом свою жизнь, продолжить духовную практику. Дунджук - это практика йоги ветра.

У великого индийского йогина Патамбасангхи было очень красивое тело. Как-то он путешествовал с одним человеком, которому приглянулось его тело. Однажды на пути им встретился мертвый слон. Спутник Патамбасангхи сказал: «Этот мертвый слон загораживает нам дорогу. Войди в тело слона, чтобы он ушел и освободил дорогу». Патамбасангха оставил свое тело, его сознание вошло в тело слона, слон поднялся и ушел. А когда сознание Патамбасангхи вернулось обратно, оказалось, что его собственное тело исчезло, а ему оставлено тело спутника. Тот стащил тело йогина.

Поскольку в дальнейшем люди могут неправильно использовать эту практику, учитель Ралоцзава запретил практиковать этот метод. Но практика Пховы дунджук не является обязательной для достижения состояния будды. Она только увеличивает возможность практиковать в человеческом теле.

Третья из трех классов Маха-ануттарайога-тантры - Ямантака-тантра - называется недвойственной тантрой. Она дает единое полное учение, в котором внимание уделяется равно как методу, так и мудрости, и имеет пять особых характеристик, которых нет у других тантр. Это моя основная практика. Если вы получите от Его Святейшества посвящение Ямантаки, тогда я смогу дать вам это учение более подробно, не только теорию, но и практику.

Выше я перечислил трех божеств Маха-ануттарайога-тантры. Некоторые добавляют сюда еще Калачакру, таким образом мы имеем четыре основных божества. В йогах материнских тантр объясняется, как достичь состояния Ясного Света путем перемещения ветров в центральный канал. После вхождения ветров в центральный канал достигается тонкое состояние ума, называемое «предварительным Ясным Светом». В нем вы постигаете пустоту концептуально. Затем, после длительной медитации, приходит непосредственное осознание пустоты вашим самым тонким уровнем сознания. Вы постигаете высшую природу своего «я», своего собственного сознания. Это состояние сознания называется «подлинным Ясным Светом».

Теперь я расскажу вам о последовательности духовного пути. Когда вы вырабатываете в себе способность к спонтанному порождению бодхичитты, вы получаете посвящение, которое приводит на первый тантрический путь - Путь накопления. Без бодхичитты вы не сможете встать на первый путь, даже если получили посвящение. Когда ваш тонкий ум обретет приблизительное восприятие пустоты, вы достигнете второго пути - Пути подготовки. К этому моменту у вас уже должно быть развито Тело сна.

Существует полный и неполный предварительный Ясный Свет. Если вы достигаете полного предварительного Ясного Света, вы обретаете неочищенное Иллюзорное тело. Достигая истинного Ясного Света, вы вступаете на третий путь - Путь видения. Вы становитесь Арьем. И на пути видения, уже имея восприятие истинного Ясного Света, вы достигаете чистого Иллюзорного тела. А когда в вас соединяются постижение истинного Ясного Света и чистое Иллюзорное тело, вы вступаете на путь медитации. На этом пути Ясный Свет сознания полностью устраняет все омрачения.

Металл очень трудно очистить. Когда вы его трете, грязь сходит постепенно, слой за слоем. Но если вы опустите металл в огонь, вся грязь тут же сойдет с него. Тантра - это огонь, который очищает сразу и полностью. Так действует ее механизм. Когда устранены все препятствия и омрачения, ваше Иллюзорное тело трансформируется в Тело формы будды - рупакаю. А Ясный свет ума трансформируется в Тело истины будды - дхармакаю. В этом состоит путь.

Когда вы обретаете Иллюзорное тело, у вас возникает способность эманировать из себя много различных форм. На пути медитации вы можете эманировать тысячи тел и действовать на благо других живых существ. На первом пути накопления вы обретаете возможность видеть некоторых божеств и получать от них учение. На втором пути в вашем уме уже будет присутствовать состояние радости и блаженства, практика для вас не будет тяжела. Прежде всего развейте в себе бодхичитту, тогда все остальное не покажется вам трудным и вы сможете практиковать с радостью. Вот развить бодхичитту действительно сложно. Это самое трудное - создать основу, то есть развить в себе отречение и бодхичитту и познать пустоту. Но когда основа заложена, практика Тантры проходит успешно. Уже на пути накопления вы почувствуете счастье, и дальнейший ваш путь будет продвижением от радости к радости.

Все это учение сейчас полностью представлено в тибетской традиции. Все четыре школы тибетского буддизма по-своему хороши. У разных людей разные склонности, поэтому вам нужно найти то, что подходит лично вам. Но не выбирайте школу, как футбольный клуб.

Я получил учение от Его Святейшества, а Его Святейшество от своего учителя Линга Ринпоче. Линг Ринпоче был Ямантакой в человеческом теле. Я получил посвящение в Ямантака-тантру от Линга Ринпоче. Учение в моей передаче - это традиция Гелугпа.

При посвящении заслуг вы можете молиться о том, чтобы в будущем иметь возможность практиковать эти драгоценные учения Сутры и Тантры вместе. Если в этой жизни вы будете практиковать только Сутры, вам не хватит времени на практику Тантры. Но не следует переходить исключительно к тантрийским практикам, так вы ничего не достигнете. Как же лучше поступить? Занимайтесь главным образом практикой Сутры и вместе с этим практикуйте Тантру. Я так делаю сам и вам советую. Очень важно делать практические шаги. Не теряйтесь в собственных фантазиях. Не пытайтесь достичь того, чего вы достичь не можете. Важна реальная практика. Занимайтесь Гуру-йогой, молитесь, произносите мантры, просите благословения для того, чтобы соединить в этой жизни практику Сутры и Тантры. На случай, если вы умрете, не достигнув реализации, вам необходимо практиковать Пхову. Через Пхову можно родиться в Чистой земле. Родившись там, вы получите учение Шести йог Наропы непосредственно от Ваджрайогини. Я боюсь, что в этой жизни не достигну реализации, поэтому занимаюсь практикой Пхова. И если я завтра умру, то это не повергнет меня в печаль, потому что на этот случай я кое-что приготовил. Будет даже лучше, если я получу рождение в Чистой земле. Вы тоже должны быть подготовленными к смерти, как и я. А пока она не пришла, продолжайте заниматься своей практикой. Подготовив себя к смерти практикой Пховы, вы можете быть спокойны и счастливы, вам не о чем беспокоиться. Если же вы будете воображать, что занимаетесь практикой и ждать, что к вам явится какое-нибудь божество и даст нечто особенное только потому, что вы читаете мантру, вы все время будете находиться между ожиданием и сомнением. Стремясь достичь в этой жизни чего-то, что сделает вас необыкновенной личностью, вы будете одновременно сомневаться в успехе. Это неправильное состояние. Создайте причину. Поймите механизм действия этих практик. И тогда вам не надо будет ничего ожидать. Все придет само. Если вы посадите растение в землю, польете его и будете говорить «не расти», оно все равно вырастет. А если посадите засохшее растение и будете умолять его вырасти, оно не послушает вас. Жизнь не очень сложна, мы сами ее осложняем. Если вы будете находиться в состоянии ожидания и сомнения, тогда она, конечно же, будет нелегкой и принесет вам много разочарований. Но когда вы ко всему относитесь трезво и твердо стоите на земле, все для вас становится просто и хорошо. И даже если врач вам скажет, что у вас рак и вы умрете, вы не почувствуете страха. Это правда. Одному из моих друзей врач сообщил нечто подобное, а тот сказал, что это очень хорошо и даже был доволен. Из книги Краткое жизнеописание Цонкапы автора Берзин Александр

Развитие монастырских университетов и тантры Первый буддийский монастырский университет, Наланда, был построен возле Раджагрихи в начале II века н.э. Там преподавал Нагарджуна и многие последующие мастера махаяны. Однако эти монастырские университеты особенно расцвели

Из книги Буддизм Тибета автора Гьяцо Тензин

Углублённое изучение и практика тантры Вскоре после этого Цонкапа ушёл в свой первый главный тантрический ретрит Чакрасамвары в соответствии с линией передачи учений кагью. В течение этого ретрита он усердно медитировал на шести учениях Наропы и шести учениях Нигумы

Из книги Далай Лама о Дзогчене. Учения Пути великого совершенства, переданные на Западе Его Святейшеством Далай Ламой автора Гьяцо Тензин

Тантраяна (колесница тантры) Колесница мантр (В тибетской традиции термин «колесница мантры» (мантраяна) более распространен, нежели употребленный в заголовке термин «тантраяна»: это синонимы. Примеч. отв. ред.) включает в себя четыре класса тантр: тантра действия (крия),

Из книги Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики автора Гьяцо Тензин

Из книги Избранные сочинения второго Далай Ламы автора Муллин Гленн

Особенности тантры Теперь я немного расскажу о буддийской тантре - системе мысли и практики, именуемой Ваджраяной.Есть некоторые хронологические проблемы относительно эволюции тантрического буддизма, касающиеся того, где и когда Будда преподал различные тантры. Нет

Из книги Сутра и Тантра. Драгоценности тибетского буддизма автора Тинлей Геше Джампа

Глава пятая ДВЕ ЙОГИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ ТАНТРЫ ЯМ АНТ АКИ С комментариями Ламы Лобсанга Чинпа Здесь простыми словами объясняются основные положения молитвы второго Далай Ламы о реализации двух йогических ступеней “Ваджрабхайрава-тантры”, или “Тантры Алмазного

Из книги Безумная мудрость автора Трунгпа Ринпоче Чогьям

Практика Тантры Вы должны знать механизм Тантры, чтобы это учение не воспринималось вами как нечто мистическое.Чтобы правильно понимать учение Тантры, важно знать путь Сутры. В Тантре вы преследуете те же цели, что и в Сутре, но ваше духовное развитие происходит

Из книги Нерушимые истины автора Рей Реджинальд А.

Падмасамбхава и энергия тантры Пема Джунгне На этом семинаре мы будем говорить о великом буддийском тибетском святом Падмасамбхаве. Падмасамбхава был великим индийским йогином и видьядхарой, принёсшим в Тибет полное учение Буддадхармы, включающее ваджраяну или

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Три тантры Три тантры выражают особое представление «Хеваджра Тантра», стержневой тантры традиции Сакья. Учения разделены на три категории: тантры причины, тантры пути и тантры осуществления (или результата).Учения тантр причины выделяют тот факт, что изначальной

Из книги автора

11 Хинаяна ПРАКТИКА И РЕЗУЛЬТАТ ПРАКТИКА О воздействии четырёх напоминаний Чагдуд Тулку говорит: «Мы осознаем, что наше рассмотрение этих четырёх [напоминаний] было эффективно, если мы начинаем видеть через наш сансарный опыт, понимать, что ему не хватает сущности, и ничто

Из книги автора

13 Махаяна ПРАКТИКА И РЕЗУЛЬТАТ ПРАКТИКА Различные практики махаяны основаны на признании того, что эго безостановочно занято усилиями по поддержанию и увеличению себя. Большая часть этого процесса включает в себя манипуляцию пониманием так, что, в то время как мы точно

Когда у Роберта Паттинсона, в которого влюблена половина девушек планеты, спросили, как ему удается быть столь убедительным в любовных сценах, он, не покраснев, ответил: «Лубриканты и тантрическое дыхание». Паттинсон далеко не единственный, для кого тантра (свод расширяющих сознание древних индуистских практик) стала рецептом счастья и профессионального успеха. В 1960-е в моде были галлюциногенные наркотики, затем наступил New Age, западное общество подсело на йогу и прочие восточные учения, в 80-е и 90-е религией стал фитнес, в нулевые – диеты и новая эзотерика вроде каббалы и рейки. Привело все это к моде на дауншифтинг – «просветленным» стало лень работать, тем более что людей с университетским дипломом стало гораздо больше, чем по-настоящему интересных рабочих мест. Но медитация безработных для западной цивилизации – это тупик, поэтому из все еще модной Индии импортировали тантру, которая с помощью несложных практик не гасит, а наоборот, очень сильно увеличивает энергетический потенциал. Личные тантра-гуру многим крупным бизнесменам заменили психотерапевтов. Главные пропагандисты тантры – Стинг и его жена Труди Стайлер, они начали заниматься много лет назад и говорят, что благодаря этому им удается сохранить свой брак, бодрость ума и тела, а главное – способность заниматься сексом восемь (!) часов подряд. Для справки: Стингу уже больше 60 лет.

Лично я тантру всегда считала синонимом слова «оргия». Пока меня не переубедил один хороший знакомый.

Мы увиделись несколько месяцев назад после длительного перерыва (мой приятель – из тех, кого называют минигархами, он крайне занятой человек), и я его не узнала. Я помнила этого человека перфекционистом-деспотом – он управлял крупными предприятиями, своей женой и тремя сыновьями. Теперь, несмотря на недавний развод, передо мной был помолодевший, похудевший, а главное – впервые за долгое время – счастливый мужчина. «Съезди к моим друзьям Мартину и Марии на тантру – не пожалеешь», – сказал он мне и поведал новые подробности своей личной жизни, о которых я предпочту здесь не докладывать. Можно было бы вспомнить фразу из анекдота про старого еврея: «говорите и вы», но мой друг правда изменился. И заинтриговал меня больше, чем сексуальные подвиги Стинга.

«Представьте себе мир, где никто не ищет любовь и близость, потому что все это уже внутри вас. Каждый раз, когда мы ждем, чтобы что-то или кто-то нас заполнили, мы идем к зависимостям, пустоте и разочарованию. Вы сами – и есть оргазм», – произносит высокий плотноватый мужчина средних лет с пышной шевелюрой и благостным выражением глаз. Забавно видеть, как о высоких материях рассуждает человек, на котором в данный момент из одежды лишь полупрозрачное парео. Впрочем, и на остальных собравшихся в окуренной индийскими благовониями комнате, которую украшает статуя Будды, поглаживающего здоровенный эрегированный пенис, тоже практически ничего нет. Нас шестеро: я, Стюарт (30-летний банкир из Лондона), бизнесмен Макс и студентка Эли (пара с Канарских островов), а также ведущие – Мартин и его жена Мария, невысокая блондинка родом из Лихтенштейна, которая смотрит на мужа полными обожания глазами. Все это происходит в Ронде, деревушке между Малагой, Марбельей и Севильей, среди крутых гор, с вершин которых в ясные дни видна Африка.

Мартин не без самолюбования рассказывает сагу своей жизни: родился в Йоханнесбурге, вырос в Намибии, дружит с Нельсоном Манделой и Стингом, изучал антропологию и теологию, жил в 19 странах, семь раз был депортирован (он выступает против существования виз), женился, воспитал двоих детей, открыл в Лондоне инвестиционную компанию, развелся, женился на Марии, после рождения сына подсел вслед за женой на тантру, бросил бизнес и открыл на краю Европы центр. Это было почти десять лет назад, и сейчас у Мартина и Марии клиенты по всему миру – богатые, но уставшие от жизни люди. Те, кто слишком занят и может себе это позволить, выписывают Мартина с Марией к себе на индивидуальный курс тантра-терапии и тантрического массажа. Остальные приезжают на групповые семинары – в Ронду или другие места, куда заносит эту необычную пару: в Рио, в Лондон, в Бангалор, в Умбрию.

«Ваш ум – это не вы, а всего лишь небольшая часть вас. Ум – хроникер вашей жизни, а не проводник, а работать мы будем с вашей энергией, которая может все», – продолжает Мартин. Мне эти речи кого-то напоминают... Да! Ошо! Индийский гуру-бунтарь, двадцать лет назад почивший, он в свое время объездил весь мир и надиктовал адептам книжки, которые стали бестселлерами. У меня ощущение, что Мартину лавры Ошо не дают покоя. Кстати, не исключено, что не Стинг, а именно Ошо в свое время запустил тантрический тренд. А возможно, это даже не Ошо, а писатель Олдос Хаксли, ученый Тимоти Лири и прочие специалисты по расширению сознания, которые в конце 1950-х вовсю экспериментировали с ЛСД и прочими психоделиками, пока это не запретили. Лири называл «трипы» (от англ. trip – «путешествие») – состояние, которое наступало у человека под воздействием психоделиков – «опытом опустошения ума и утраты Эго». Примерно то же самое нам предлагает сделать Мартин с помощью 12 тантрических «ритуалов», которые должны сопровождаться особым дыханием: максимально глубокий вдох животом, чтобы он надулся, как барабан, и глубо­кий выдох, во время которого надо с силой выталкивать из себя воздух и сжимать интимные мышцы. Такое дыхание расширяет сознание почище любого психоделика – несколько вдохов-выдохов, и мозг словно смещается вниз, в вагину, а от копчика по позвоночному столбу начинают подниматься жаркие волны. В Индии эту мощнейшую энергию называют «кундалини», а тантристы говорят, что это life force – «жизненная сила».

Первый ритуал называется «Намасте» (в переводе с санскрита это означает «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе»). Я становлюсь почти вплотную к англичанину Стюарту (сегодня я вижу этого человека впервые в жизни!), и, глядя друг другу в глаза, мы начинаем тантрически дышать. Стюарт едва жив. Он как-то странно пыхтит и прячет глаза. Следующий ритуал – «Чистое объятие». «Просто дышите, подстроившись под дыхание другого человека, и обнимайте его без желания что-либо дать ему или что-либо от него получить», – командует Мартин. Стюарт краснеет, стыдливо отступает от меня на полшага и между вдохами лопочет «sorry, sorry». Дальше нам предлагают сесть друг напротив друга и, продолжая дышать, медленно себя ласкать – эта практика называется «Ритуал любви к себе». «Вы не найдете идеального мужчину, пока не станете идеальной партнершей себе самой», – говорит Мартин.

Я делаю над собой усилие, закрываю глаза, активно дышу животом, и мысли постепенно растворяются. О бедном Стюарте, который, кажется, от стыда вот-вот упадет в обморок, я забываю, полностью отдаваясь своим ощущениям.

Постепенно я вхожу в измененное состояние сознания – это похоже на опьянение. Возможно, поэтому следующая ступень – «Ритуал поклонения» – не вызывает у меня протеста. Выглядит это так: мужчина стоит передо мной абсолютно голый, а я опускаюсь перед ним в поклоне и распластываюсь на полу, касаясь ладонями его ступней, затем мы меняемся местами. Я сте­сняюсь не столько наготы, сколько факта, что постороннего мужчину заставили поклоняться мне. Самой кланяться мне не стыдно. (Оказывается, так ведет себя большинство людей, впервые пробующих тантру, – все мы в глубине души убеждены, что недостойны любви.) Но спустя несколько вдохов и выдохов ум снова капитулирует, и мы со Стюартом входим во вкус.

Я никогда в жизни не ощущала такой концентрации. Каждой клеточкой я чувствую энергию – свою и мужчины. Мне кажется­, что мои мысли, мое дыхание, мои прикосновения обладают волшебной силой. Во время следующего ритуала, который называется «Слияние», мистика продолжается, хотя на первый взгляд все очень странно. На мне лежит и стонет практически голый Стюарт. Его голова – у меня на груди, правое колено упирается в мою левую подмышку, а левое лежит у меня между ног. Поначалу мне дико тяжело, и вместе с выдохом из меня вырыва­ется кряхтение, переходящее в стон. Но в какой-то момент я перестаю ощущать вес лежащего на мне англичанина, словно мы стали одним целым. Возможно, наши энергии действительно слились в единый поток...

В перерыве нас кормят карри из овощей с тофу (в тантрическом центре готовят только вегетарианские блюда и только из органических продуктов). За столом я спрашиваю пару с острова Гран-Канария, зачем они сюда приехали. Сорокапятилетний владелец сети магазинов Макс и Эли, которая ровно в два раза его младше, утверждают, что благодаря тантре родились заново. «Я годами подавлял в себе эмоции, все время сдерживался, а теперь живу гораздо полнее», – говорит Макс, накладывая себе третью тарелку карри. «Я тоже как будто проснулась, – мечтательно улыбаясь, говорит его девушка Эли – во время практик она дышала громче всех. – Бабочки в животе чаще летают. Чувствую все острее. Интуиция стала сильнее. Эмоции переживаю ярче. Хочу плакать – рыдаю в голос, хочу смеяться – ржу, как гиена». Я понимаю, о чем она. Я отщипнула кусочек хлеба – на вкус это была манна небесная. Съела ложку карри – и едва не испытала оргазм. Вышла на улицу – небо показалось мне необычно синим, словно в него налили аквамарина. При виде розы в саду мне захотелось заплакать. Пение птиц вызвало детский восторг.

Возможно, благодаря подъему кундалини у меня открылось, по выражению Тимоти Лири, «сверхчувственное восприятие». Интересно, в таком ли состоянии Паттинсон играл любовника-вампира?

Но это, как оказалось, было только начало. Мы приступили к ритуалу «Майтхуна», одному из главных в тантре. Женщина садится на колени к мужчине и обнимает его ногами. На индийских рисунках богиня Шакти именно в этой позе любит бога Шиву. Женщина в этой практике – динамическое начало, именно она управляет процессом и решает, когда слиться с мужчиной. Индусы считают, что движущая сила Вселенной – женская энергия, и только в соединении с ней мужчина получает импульс, который помогает раскрыться его потенциалу. «Что большинство из нас понимает под сексом? – рассуждает Мартин. – Мужчина возбуждается, входит в женщину, кончает, у него происходит мощнейший выброс энергии, он устает и засыпает. Женщина не всегда удовлетворена. Мужчина переживает, что он недостаточно состоятелен. Так можно заниматься­ любовью, только если вы хотите детей».

Тантрический же секс – когда мы перестаем стремиться испытать оргазм или удовлетворить партнера и выключаем Эго в принципе. Мужчина становится «безмолвным Буддой», не думает об эрекции, даже находясь внутри женщины, – вы «поддерживаете» его член в полувозбужденном состоянии, сжимая интимные мышцы. Таким образом любовью действительно можно заниматься часами. Здесь, на семинаре, мы делаем лишь частичную «Майтхуну», без коитуса, но происходящее мне сначала кажется бредом. Я сижу на чужом мужчине. Дома меня ждет человек, которого я люблю. Чтобы не сбежать, я заставляю себя дышать, равномерно сжимаю мышцы, и постепенно все мысли, а затем и я сама – исчезают.

Я забываю, где нахожусь, и теряю счет времени. Мой мозг растворяется. Мир тоже растворяется. Кажется, что ни меня, ни мужчины на самом деле тоже нет. Что я не женщина, а он – не мужчина, а оба мы – сгустки энергии. Мы связаны не только друг с другом, но и со всей Вселенной. И в этом измерении нет ни страха, ни боли, ни смерти. В самолете по пути домой я читала «Психоделический опыт» Тимоти Лири и нашла там слова, которые максимально точно описывали мое состояние: «Новые, ни с чем не сравнимые ощущения пульсируют в теле. По жилам растекается огонь жизни. Человек вливается в единый океан оргаистического, текучего электричества, в бесконечный поток со-существования и любви».

P.S. После тантрического курса у меня было стойкое ощущение, что я разучилась думать, перестала контролировать реальность, как будто отпустила часть психологических защит, которыми, как баррикадами, всю жизнь ограждала себя от неприятностей. Все живые существа стали казаться «своими» – что кошка, что бездомный, что Стюарт. Постепенно это состояние прошло, но одно воспоминание о моем тантрическом «трипе» ежедневно действует на меня сильнее любого антидепрессанта.

Пафф Дидди побил рекорд Стинга – по его собственному признанию, он однажды занимался сексом 30 часов подряд.

Том Хэнкс и актриса Рита Уилсон женаты больше 25 лет и всем говорят, что ключ к счастью в браке – регулярный тантрический секс.

Челси Клинтон и ее муж, бизнесмен Марк Мезвински, обратились к тантре, когда готовы были развестись. Не развелись. Более того, с тех пор уже дважды стали родителями.

В этой статье вы узнаете:

что такое тантра и как ее применять в повседневной жизни;

технику восстановления состояния после стрессов;

как разнообразить ощущения паре.

Как найти радость в каждодневных обыденных действиях – в банальном мытье посуды, например? Как раскрасить в яркие цвета все, что кажется серым и скучным? Разве здесь могут помочь тантрические техники? Ведь многие думают, что тантра – это совсем о другом…

Тантрические практики, как и многие другие, появились, чтобы напомнить миру об энергетических полях и о невероятных силах, дремлющих в глубине бессознательного. Каждое мгновение жизни, каждое существо достойны особенного внимания, и мудрая древняя наука помогает расширить до бесконечности уровни нашего восприятия – чувственного, эмоционального, физического, интеллектуального, духовного.

Занятия тантрическими техниками не просто раскрепощают тело и душу – они позволяют высвободить свой внутренний потенциал, почувствовать глубже, услышать свое неповторимое звучание. Они излечивают от многих недугов, возвращают вкус и яркие краски жизни, способствуют открытию чакр в вертикальную систему, объединяющую небеса и землю в вашем существе, помогают обрести внутреннюю свободу и радость, состояние истинной любви, ведут по пути к просветлению, позволяют выйти за пределы.

Методикам современной тантры практически нет предела:

дыхательные и гимнастические упражнения,
приёмы, медитации, повторение мантр,
сексуальные техники, позволяющие примирить
самые ярко выраженные противоположности – мужчину и женщину.

Основой тантрических методов является правильный механизм дыхания – насыщения нашего тела целительным кислородом, ускоряющим мозговые процессы.

Однако тантра – это не техника, а молитва, ориентированная на расслабление в сердце, – это путь сдачи, путь любви.

Тантра в повседневности

Тантрические методы и приемы действительно легко применимы в повседневной жизни, вернее, они становятся таковыми, когда возрастает наша осознанность, появляется желание проживать каждый миг вкусно и качественно, без спешки и суеты. Происходит волшебство, вы как будто вплетаете свое внимание в полотно жизни и вступаете с миром в «чувственные отношения», начинаете ощущать его вкус, запах, слышать его песню.

Все, что было в вашей жизни серым и скучным, раскрашивается в яркие сочные цвета с помощью переполняющей вас энергии.

А начать можно с совершенно простых действий.

…Ходить по улицам и просто улыбаться – себе, людям, окружающему миру, небу с пробегающим по нему облаком, падающим дождинкам или снежинкам.

…Пить кофе, ощущая каждый его глоток, смакуя вкус, глубоко вдыхая запах.

…Проводить пальцами по руке любимого человека, ощущая каждое микродвижение и касание.

…Слушать музыку, погружаясь в нее тотально.

…Иногда просто корчить рожи, кривляясь и становясь совершенно безумным. Просто потому, что так хочется.

…Учиться хвалить и благодарить, и напротив, – получать благодарность и похвалу.

…Учиться любить: по-настоящему, без условий и оговорок, принимать и наслаждаться друг другом безгранично.

…Творить с каждым днем все больше и больше, даже если это процесс художественного застилания постели или филигранного мытья посуды:)

…Сделать жизнь вокруг себя красивой. И пусть каждый человек почувствует, что встреча с вами – это дар.

…Плакать, ругаться, злиться, обижаться и грустить, если вы действительно это чувствуете в данный момент. Быть естественными, прекратить борьбу с тем, что есть.

Практика дыхания

Если в вашей жизни кризис или вы просто застряли в какой-то ситуации, отношениях, чувствах – попробуйте мысленно «пробежать» по своему телу и определить, в какой его части находится блок, тормозящий живой поток жизни, место или места, где накопилось больше всего напряжения.

Если вы знакомы с чакральной системой, определите, области какой чакры он соответствует.

Встаньте с ровной спиной, поставьте ноги чуть шире плеч (стопы параллельны друг другу), смягчите колени, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов и начните интенсивно дышать ртом, как будто вы «прокачиваете» дыханием, раздувая меха, каждую из чакр по очереди – от первой до седьмой, удерживая внимание только на дыхании и области той чакры, через которую вы дышите в данный момент.

Важно, чтобы все внимание и энергия слились с активным дыханием через рот и в течение 1,5 минут удерживались в области каждой чакры по очереди. Отдайтесь этому процессу тотально, пусть все, что мешает свободному потоку энергии, выйдет с вашим дыханием.

Поднимайтесь выше, и пусть дыхание становится более частым и поверхностным. Можно помогать себе руками для более явного осознания области, через которую вы дышите сейчас. По прохождении всех семи чакр спуститесь спокойным дыханием и вниманием в обратном порядке, в течение 10-15 секунд, как бы собирая энергию разогретой чакры. Отдохните несколько минут и повторите цикл еще дважды. В Интернете есть специальная музыка, которая поможет процессу чакрового дыхания.

Любовь и медитация

Знаю, что у многих тантра ассоциируется с некими необычными сексуальными переживаниями. Но мало кто представляет, что тантра – это не секс, не действие, не ритуал, не процесс, а состояние вашего сознания , в котором вы совершаете определённые действия, и сексуальные в том числе, поскольку секс – это часть нашего устройства. Суть тантрического секса заключена в настоящем интимном единении партнёров – это не столько физическое единение, сколько духовное слияние энергий. Партнёры становятся единым целым, энергия каждого из них удваивается, а не ослабевает, как после обычного секса, появляется способность осознания единства всего, что существует во Вселенной.

Все пути тантры основаны на чувстве взаимной любви и полного раскрытия друг перед другом . При таком союзе сливаются души. Это может прочувствовать любая пара, желающая объединить любовь и медитацию в практике тантры. То, что происходит во время секса, волшебным образом захватывает все существо, делая секс по-настоящему чувственным и духовным на всех уровнях.

Некоторые простые приемы вы можете внести в свою жизнь уже сейчас. Для расширения возможностей используйте свои органы чувств.

Парная практика

Нюхайте. Возьмите несколько предметов, обладающих характерным запахом (апельсин, имбирь, банан, мед, аромамасло). Вместе с партнером изучите их, а затем, по очереди завязав глаза, попробуйте угадать, что предлагает понюхать ваш партнер. Такая игра поможет вам обоим научиться сосредотачиваться на своих обонятельных ощущениях.

Трогайте . Приготовьте кусочки разных по фактуре тканей: шерсти, шелка, хлопка, меха. Запомните, каковы они на ощупь. Повторите игру «угадайка», но с эротическим уклоном. Позвольте партнёру завязать вам глаза и поочерёдно проводить тканью по любой части вашего тела. Внимание только в ощущениях. Затем поменяйтесь местами.

Слушайте. Включите любимую музыку, лягте на кровать, закройте глаза и постарайтесь проследить партию какого-то одного инструмента, как если бы вы слушали голос собеседника в очень шумном кафе. Если кто-то из вас заснет во время этого упражнения – не беда. Спокойный сладкий сон – это тоже составляющая тантры.

Вкушайте. Приготовьте различные продукты: овощи, фрукты, сладости. Завяжите партнёру глаза и осторожно кормите его, поочерёдно сменяя яства, попросите назвать продукт, которым кормите. Затем поменяйтесь местами. Сосредоточьтесь на вкусовых качествах, тренируйте свои рецепторы.

Смотрите и дышите. Лягте друг напротив друга, пусть ваши взгляды соединятся. Начните дышать глубоко, синхронизируя дыхание с партнёром, воспринимая себя и его как единое целое. Погружайтесь взглядом все глубже друг в друга, дыша, как один живой организм. Даже простая регулярная практика сонастройки дыхания с дыханием партнёра, поверьте, способна подарить вам новые незабываемые ощущения в паре.

Пришло время приоткрыть завесу тайны и передать полный первый уровень практик сексуальной тантры.

Для начала – немного введения в тему: что, как, почему.

Теория.

  1. Что такое тантра?

Тантра – это религиозное направление в рамках буддизма и индуизма. О буддизме у меня только книжное знание. В рамках индуизма – у меня есть посвящение в Камакхья тантру. «Кама» на санскрите – влечение, вожделение, наслаждение. Это вамачара – тантра левой руки, в которой есть сексуальная практика.

Камакхья тантра – закрытое учение. На сегодняшний день неиндусов посвящённых четверо: я, американка и супружеская пара из Италии. Учителя из поколения в поколения охраняют свои секреты, чтобы не произошло выхолащивания и опошления традиции.

  1. Почему двери тантры открылись?

А почему после многовекового молчания учителя вообще на это пошли – стали приоткрывать двери, тем более – неиндусам, нарушая принцип «только для своих»? Из сострадания и гуманизма. Западный мир утратил искусство любви – отношения между мужчиной и женщиной стали поверхностными, формальными, потребительскими. Промискуитет, измены, разводы, растущие в неполных семьях дети – градус страданий в мире на семейно-сексуально-любовной почве растёт, и учителя не могут остаться в стороне от этого. Если продолжать сохранять искусство любви в тайне, пока мир погибает от нелюбви – то зачем оно вообще нужно?

  1. Как появилась современная сексуальная тантра?

Цель изначальной тантры – постичь на опыте, пережить недвойственность, пережить состояние «Я есть то», и первый шаг — это выйти за пределы ограничений ума и укротить своих демонов, свою животную природу. Метод – мантра, янтра, пранаяма, мудры и визуализация.

Сексуальная практика – пик, верхушка, последний шаг тантрического пути. Считается, что сексуальная энергия – самая сложная для осознанного управления энергия, а влечение, возбуждение, оргазм – самые сложные процессы. Поэтому их изучают в последнюю очередь. Но учителя понимают, что уже нет времени на длинный путь подготовки. Стабильная моногамная пара уходит в прошлое, и нужно торопиться, чтобы впрыгнуть в последний вагон и дать человечеству защиту от духовной деградации. Поэтому было принято решение передавать сексуальные практики сразу, а не в конце пути. Это опасно и рискованно – «то, что может быть понято не так, будет понято не так».

Так, с риском извращения первоначальной традиции, появилась современная сексуальная тантра.

Единственное, чем учителя придумали обезопасить традицию – это передавать практики, как ни странно, учёным людям. Трое из нас (женщины) – PhD по психологии и сексологии. Итальянец проходил обучение и посвящение вместе со своей женой. Учителя понадеялись, что образованные люди, академичные и серьёзные смогут передать западному миру нужное ему знание адекватно. Пусть это уже и не оригинальная традиция, а элементы. Они пошли на эту жертву – отдать своё знание открыто в мир. Единственная просьба к нам, проводникам – не передавать изначальную традицию (т.к. уже есть искажения: религиозный подход, знание санскрита, посвящение в Индии), а передавать свой авторский подход, адаптированный для западного человека. Так появилась Kama Devi тантра, авторский подход Насти Михеевой.

  1. Кто имеет право преподавать тантру?

На мой консервативный и серьёзный взгляд, преподавать тантру имеет право человек, который имеет посвящение в оригинальную традицию, чтобы пропитаться её духом. Также необходимо психологическое образование и длительная и качественная подготовка по сексологии – а иначе как передавать тонкие материи темы без знания её научной, академической, теоретической и практической базы?

  1. Теоретические принципы тантры

Вселенная рождается от сексуального союза Шивы и Шакти, от их оргазмических волн. Цель практики — выйти за пределы всех форм, снять с себя все очки, чтобы получить способность воспринимать вселенную в чистом виде как наслаждение, как оргазм.

К метафизическому оргазму самый прямой путь – через реальный физический оргазм. Поэтому сексуальная практика – это прямой путь достижения цели.

Я как женщина – воплощение Шакти. А мой мужчина – воплощение Шивы. Мы видим божественных супругов друг в друге, и наш сексуальный акт – это служение высшему началу друг в друге.

И я подношу Шиве, воплощённом в моём мужчине, всю себя – свои мысли, чувства, все свои проявления. Сексуальность – одно из моих проявлений. Поэтому моё желание, возбуждение, наслаждение и оргазм я тоже подношу ему.

Шиве подносится самое лучшее. Ведь на алтарь, тем более на алтарь любви, возлагаются самые красивые цветы. И становится важно развить у себя способность к ярким, сильным и красочным оргазмам, к богатой палитре любовных и сексуальных переживаний в целом, к длительности и интенсивности сексуального контакта. Конечно, в тантре есть специальные практики для этого.

  1. Практичность тантры

Тантра – очень практичная. Мы не восхваляем абстрактного Шиву – мы работаем с его воплощением здесь и сейчас, с реальным физическим мужчиной. Он – аватар Шивы на время нашей практики. А женщина – аватар Шакти на время практики. Никаких заоблачных мечтаний и медитаций. Конкретная практика в реальном своём теле с реальным партнёром – тантра очень прагматична и считает, что высокая цель достигается земными средствами.

  1. Уровни тантры

Начальный уровень полезен всем. Он поможет исцелить раненые отношения в паре. Для освоения более высоких уровней необходим высокоразвитый интеллект, культура тела и культура чувств. Поэтому высшие уровни открываются только тем практикам, которые показывают, что им это действительно нужно и что они способны постичь это искусство.

Практика…

  1. Образ божественного начала в партнёре.

Несколько минут размышляем о том, что у Вселенной есть божественное начало. Оно едино и двоично одновременно. Инь и ян. Альфа и Омега. Мужское и женское. Программисты улыбнутся нам о том, что всю тьму вещей можно передать двоичным кодом: 0 и 1.

Для женщин: вспоминаем всех самых лучших мужчин в своей жизни, вспоминаем лучшие их качества. Что нравится в мужчине, что заводит, возбуждает, притягивает. Если нет в личном опыте – берём у всех знакомых очно и заочно мужчин их лучшие качества. Шива и Шакти находятся в любовном союзе – поэтому это собирательный и очень мощный образ идеального возлюбленного, если так проще понять. Создать его визуальный образ, его аромат, очень конкретно всё. При этом мы понимаем, что создаём образ Бога, в своём понимании. Высшая сила в тантре очень конкретна – никаких абстрактных концепций, которые являются самообманом (невозможно пережить на опыте то, что за гранью определений и характеристик).

Для мужчин: то же самое, собирательный образ идеальной возлюбленной.

2. Свет Бога в моём партнёре.

Сидим или стоим напротив своего партнёра. Образ своего Бога (для женщин – Шивы, для мужчин – Шакти) представляем за ним, позади него. Смотрим на Бога как бы сквозь партнёра. Фокус внимания – на Шиве или Шакти.

Потом переносим внимание на своего партнёра, фокус внимания на нём, однако фон постоянно тоже видим.

Тренируем перенос внимания то туда, то сюда, пока образы не сольются. И физический человек перед нами становится неотделим от Шивы или Шакти. Запоминаем это ощущение.

Техника делается в обе стороны. Вначале я дающая сторона – я созерцаю божественный образ в моём партнёре и пропитываюсь ощущением, что мужчина напротив не просто мужик, а мой Шива сейчас.

Потом я принимающая сторона и через практику моего партнёра пропитываюсь его новым взглядом, его новым отношением, и во мне зарождается новое ощущение, что я не просто баба, а сама Шакти сейчас.

Таким образом, практик обнаруживает и в партнёре, и в себе грань высшего. И любовная игра между двумя гранями высшего становится сакральным актом, длительным и насыщенным переживаниями, а не банальными поебушками, малоинтересными с эмоциональной и чувственной точки восприятия.

  1. Любовная игра Творения – подготовка первого уровня.

«Почувствовать партнёра, как самого себя».

Партнёры соприкасаются ладонями одной руки так, чтобы был большой палец к большому, указательный к указательному и т.д.: у женщины участвует левая рука, у мужчины правая. Эта фигура называется «лотос». Один партнёр дотрагивается свободной рукой до лотоса со стороны и своей, и партнёра и гладит пальцы лотоса (свои и партнёра одновременно) – так, чтобы постепенно прикосновение к пальцу партнёра воспринималось как прикосновение к своему пальцу. Сигналы перепутываются. Я глажу руку партнёра, а моё тело переживает такие же ощущения. Двое становятся одним.

  1. Любовная игра Творения – подготовка второго уровня.

Работают два центра: грудь и низ живота. Сосредоточились на уровне живота – собрали там самые свои лучшие воспоминания о сексе, самые яркие эмоции, связанные с сексом, самые сладкие мечты, самые возбуждающие образы и фантазии. Поймали внизу живота приятное ощущение. Держим там своё внимание. Дышим низом живота и доводим приятное ощущение до максимума.

Сосредоточились на уровне груди – собрали там самые тёплые и романтичные воспоминания о влюблённости, представления и мечты, почувствовали эту энергию в груди. Держим в центре груди своё внимание. Дышим грудью. Позволяем энергии проявиться максимально.

Партнёры стоят друг напротив друга. По очереди делают одно движение, направленное на партнёра, то из одного центра, то из другого – словно передаём партнёру эту вкусную и красивую энергию. Не делать из ума – а дождаться импульса из тела и потом просто пойти на его поводу.

Активный партнёр даёт импульс, а пассивный принимает. Затем смена ролей. После этого отмена ролей – оба и дают, и принимают: импульс переходит вначале на одном уровне (на каком уровне практик его принял, на том же уровне и возвращает), а потом на разных (практик принял его на одном уровне, а возвращает на том, на котором хочет сейчас).

В результате появляется ощущение наполненности любовно-сексуальной энергией, радостью и удовольствием. Происходит гармонизация переживаний секса и любви. Умение давать импульс и принимать его отрабатывается в рамках лёгкой и приятной игры. Получается бесконечная игра на 4 уровнях: любовь и секс, даю и принимаю.

  1. Любовная игра Творения – подготовка третьего уровня.

Контакт рук (переплетения, игры, исследования, ласки) – партнёры стоят друг на против друга и контактируют только указанной областью:

— Пальцы и кисти

— До локтя

— До плеч

  1. Любовная игра Творения сидя – сама техника

Партнёры садятся лицом к лицу: мужчина садится в позу лотоса или полулотоса, женщина садится сверху и переплетает ноги у него за спиной. Сонастраивают дыхание (синхронно) – в этой сонастройке теряется последняя грань различия. Кажется, что я сижу на себе и обнимаю себя.

И из этого состояния, удерживая образ Шивы и Шакти, которые занимаются любовью и творят в волнах своего оргазма весь мир, делается предыдущий танец, включая технику с руками. Разница с четвёртым упражнением в том, что этот танец уже очень контактный, и почти нет физической дистанции.

7.1. Любовная игра Творения стоя – подготовка женщин :

Разработать подвижность груди и бёдер: движения по прямой и диагонали, круги и восьмёрки во всех плоскостях.

7.2. Любовная игра Творения стоя – подготовка мужчин:

Потренироваться в ведущей роли: поддерживает, обнимает, поворачивает, наклоняет партнёршу.

7.3. Любовная игра Творения стоя – сама практика :

Мужчина стоит в центре. Женщина двигается вокруг него, проглаживая своим телом всё его тело. «Накормить тело мужчины лаской». Он не стоит чурбаном, а является подвижной осью пары: придерживает её, поворачивает, притягивает к себе и отдаляет, направляет уровни (выше-ниже), степень давления её тела на его, задерживает в тех местах своего тела, где ему нужно больше ласки. Получается, она проглаживает всё его тело, «кормит лаской и подвижностью, текучестью», а он через управление и направление, дотрагиваясь до неё везде, «кормит её силой и устойчивостью».

  1. Любовная игра Творения – спонтанный танец, подготовка

Партнёры занимают удобное положение. И дальше, меняя по чуть-чуть исходное положение, выходят в новую позу. Мы понимаем, что речь идёт о сексуальных позициях. Переход – это всегда полшага: чуть-чуть иначе рука или нога. Каждые пять секунд вносим одно микроизменение (эти полшага). Результат – такой танец тел, быстрая смена поз, и всё это без разрывов, плавное перетекание одной формы в другую.

  1. Любовная игра Творения – спонтанный танец, сама техника

Делаем предыдущее упражнение, увеличивая время задержки в каждой позе и наполняя это время танцем рук, как в упражнении 5, и танцем тел, как в упражнении 7.3.

Цель – поймать потоковое состояние. Секс – не из ума («Как сейчас лечь? Что сейчас делать?»). Секс рождается из самого круговорота энергии и прикосновений – он сам происходит, не надо контролировать и регулировать. Просто есть процесс наслаждения и игры, и всё. И благодаря предыдущим техникам нет даже различения: я и он. Есть ощущение, что мироздание играет само с собой (поэтому уходят страхи, тревоги, напряжения – «что он подумает, нравится ему или нет, хороша я в постели или нет», нет меня и его, некого стесняться и не перед кем рисоваться, это даёт свободу и нереальный кайф).

  1. Ублажение Шивы (Шакти) – служение :

10.1 Взгляд

Создаём у себя суперресурсное состояние (вспоминаем самые счастливые моменты в жизни) – через свой взгляд, направленный на Шиву, изливаем это состояние, ласкаем его этим взглядом. Смотрим на каждый участок тела и не оцениваем его по мирским меркам, а просто безусловно изливаем на него это своё счастье. Пропитываем («кормим») каждый участок тела партнёра этим взглядом.

10.2. Слово

Через свой взгляд и своё слово направляем на Шиву это состояние. Говорим комплименты, но не из ума, а от сердца. Отыскиваем в партнёре то, что можно искренне похвалить, чем можно восхититься и насладиться. Учимся рассматривать это, видеть это, подчёркивать это.

Если очень сложно адресовать это реальному партнёру – видим Шиву за ним, рассматриваем его и адресуем словно бы ему, но через партнёра.

10.3. Прикосновение

Через взгляд, слово и своё прикосновение передаём это состояние партнёру.

Партнёр лежит. Дающий рядом с ним сидит так, чтобы была свобода движений.

10.3.1. Прикосновение руками

10.3.2. Прикосновение грудью.

10.3.3. Прикосновение животом.

10.3.4. Прикосновение головой, лицом, волосами.

10.3.5. Прикосновение тазом и спиной.

Всё делается в обе стороны.

  1. Завершающий ритуальный жест.

Шива (Шакти) сидит на стуле – это дающий партнёр. Принимающий партнёр сидит у его ног. Он делает поклон – ладонями и лбом трижды касается стоп дающего партнёра, поднося руки в намастэ к своей голове и своему сердцу. Дающий партнёр кладёт руку на голову принимающего партнёра (благословение), кормит сладостью (маленькое сливочное бурфи) или кусочком фрукта (манго), из своего рта переливает в рот принимающего партнёра глоток алкогольного напитка (символ: жизнь, энергия, вдохновение, прямая передача от Божества земному человеку) и дарит что-то символическое (будет якорь на нужное состояние). В идеале – чтобы это были какие-то символы йони-лингама.

Потом то же самое – в обратную сторону.

Любите и будьте любимы…

Настя Михеева, психолог — сексолог г. Москва

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

В последнее время мы все чаще слышим о тантре. Однако многие представлений о ней оказываются ошибочными, если даже не кардинально противоположными действительности. Поэтому мы решили написать пост на эту тему.

Сегодняшняя статья раскроет все секреты, ответив на главные вопросы о тантре: что она собой представляет, как она работает, какие существуют ее классы с точки зрения , как делать практики правильно.

Мы попытаемся понять, что значит истинная тантра, а что является искаженной ее интерпретацией. А в конце мы узнаем название книги, которая поможет на пути пробуждения духа.

Итак, тантра – что это такое на самом деле?

Что это такое

Понятие «тантра» восходит к санскриту и имеет два корня:

  • тан – от слова «таноти», которое обозначает расширение, объяснение;
  • тра – от слова «траяти», что значит свободу или инструмент.

Нехитрая арифметика складывает основы слова, в результате чего мы понимаем, что тантра освобождает сознание путем расширения, она является инструментом, который может объяснить духовную природу человека.

Иная трактовка переводит понятие в буквальном смысле как «ткацкий станок», в переносном – «учение, правила, сущность». Общее понимание определяет его как дорогу к духовному просветлению. Расширяя поле энергии вокруг себя, человек при помощи тантрических практик может выйти за пределы собственного сознания.

Считается, что родиной учения является Древняя Индия. Со временем появления все неоднозначно: одни называют цифры, которые переносят нас на 3 тысячелетия назад, в то время как другие говорят о 7-ми тысячах лет существования. Она начала развиваться в брахманизме и буддийской философии, ее изначальные постулаты были записаны в священных писаниях.

Сегодня ее основы содержатся в буддистском, индуистском, даосистском учении и в религии бон – древнем тибетском культе. География тантры довольно широка: индийские, непальские, бутанские и тибетские просторы.

То направление, которое в прошлом столетии распространилось в Америке, России и европейских государствах, принято считать «тантризмом», хотя к истинным тантрическим практикам оно имеет весьма опосредованное отношение. Правильнее будет называть его «неотантризмом».

Тантрическое учение считают олицетворением неделимой связи материального мира с духовным, рационального с нерациональным, мужского с женским.

Трактовки разных религий и философских взглядов могут разниться, но они сходятся в одном. Все они в той или иной степени считают, что человеческий ум переменчивый, непостоянный, он склонен привязываться, а потому не способен даровать истинное счастье. Получая что-то, человек стремится к воплощению новых желаний, его ум находится в состоянии постоянной неудовлетворенности.

Чтобы справиться с желаниями, успокоить ум, нужно направить его на созерцание не наружу, а вовнутрь. Нужно стремиться к познанию собственного духа, внутренних тайн.


Понимание желаний, страсти, гнева, привязанностей, работа над ними методом специальных практик и постоянных медитаций в конечном итоге приведет к освобождению, к выходу за грани разумного, к расширению ума.

Это, в свою очередь, поможет избавиться от собственного «эго», позволит слиться с Всевышним или Абсолютом. Получается, что дорожка тантры ведет к главной цели – просветлению.

Тантра широко признается буддийской философией толка, которую иногда так и называют – тантрический буддизм. В этом смысле тантра рассматривается как учение, комплекс техник, позволяющих достигнуть состояния Великого Учителя.

Такие практики распространяются в основном на тибетскую буддистскую мысль и предполагают связь главных составляющих:

  • созерцание статуи, янтры или иного изображения будды, медитация, в ходе которой нужно отождествлять себя с ним;
  • применение особой позы, жестов, характерных определенному божеству – они имеют название «мудры»;
  • использование – специальных дыхательных упражнений, способствующих умиротворению и успокоению ума;
  • произнесенные вслух или про себя .


Желающим осознать глубину духовного пути, вызванного тантрической практикой, можно посоветовать книгу «Тантра, переданная шепотом » Прем Гитамы. История повествует о тропе девушки по имена Пема родом из Тибета, которая стремится к духовному обогащению и освобождению.

Классы тантр

Тантрические техники в буддизме разделяются на 4 класса:

  • крия – практика через ритуальные действия;
  • чарья – выполнение медитаций и ритуалов, которые считаются равнозначными;
  • йога – система упражнений йоги и медитаций;
  • аннуттара-йога – понимание единства мироздания, неделимости двух начал: мужского и женского.

Аннутара-йога-танра доступна лишь просветленным, прошедшим другие ступени. Она являет собой высший класс тантры, показатель глубокого духовного развития.

Единство двух начал символизирует лотос, пришедший к тибетским буддистам из Индии. Другим олицетворением мироздания, бесконечной мудрости можно считать гхантху, колокольчик для ритуалов – символ женского начала – и ваджру, жезл, похожий на молнию, который также используют при ритуалах как символ мужской стороны.

Ошибочное понимание тантры

Сегодня, слыша что-то о тантре, большинство людей отождествляют ее с темой тантрического секса. Такая путаница произошла из-за подмены понятий «тантра» и «неотантра». Последняя стала невероятно популярна среди некоторых последователей Ошо, и такая популярность ошибочно поставила сексуальные практики во главу классического тантрического учения.

Ошо передавал знания о тантре, в первую очередь говоря об истинных медитационных практиках, с помощью которых можно прийти к осознанности.

Незначительная часть его учений действительно была посвящена сексуальным отношениям, но западная публика восприняла только это учение, напрочь забыв о главной цели – расширению границ ума посредством медитаций.

Ваджрасаттва с Супругой

Классическое учение подразумевает, что к сексуальным практикам могут перейти лишь те, кто научился отказываться от физических желаний и – более того – сублимировать их и трансформировать в мощную энергию для следования по духовному пути.

Такие ученики, которые именуются вирья – «воины-храбрецы» – имеют самоконтроль и не хотят слепо следовать своим желаниям, продлевая удовольствие. В то же время новички носят незавидное звание пашу , обозначающее животных за схожую привычку идти на поводу примитивных инстинктов.

Тантрический секс в правильном его понимании предполагает умение управлять внутренней энергией с помощью движений на тонком уровне. Они также называются мудрами, а именно:

  • ваджроли;
  • сахаджоли;
  • лата.


Тибетские мудры

Практика секса в тантре называется Вама-марга, что означает «левая дорожка». Но чтобы перейти на левую сторону, нужно освоить «правую дорожку», или Дакшина-маргу – путь медитативных техник.

В действительности же получается, что неподготовленные сторонники неотантризма сразу переходят на левую сторону – путь любовных утех и поиска наслаждений, прикрываясь поиском освобождения – а это в корне противоречит учению тантры.

Заключение

На этом наш разговор о тантре на сегодня закончится, однако мы обязательно еще вернемся к этой теме.

Подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!



 

Возможно, будет полезно почитать: