Тема: «Техника защиты в баскетболе. Методика обучения зонной защиты в баскетболе Баскетбол защита и нападение

ВВЕДЕНИЕ

Современный баскетбол — это игра, требующая умения играть как в нападении, так и в защите. Успешная игра в защите во многом зависит и определяет итог спортивного соперничества баскетболистов. В современном баскетболе для достижения победы недостаточно только результативно атаковать. Важно также надежно обезопасить свою корзину, своевременно подавлять атакующую инициативу противников, разрушать их привычные взаимосвязи и тем самым диктовать свои условия ведения борьбы.

В ходе нее постоянно изменяется игровая ситуация, поэтому здесь важны мгновенная реакция, быстрота решения тактической задачи. Игрок, находящийся на площадке, должен оценивать расположение игроков своей и чужой команды, предвидеть направление передачи мяча. Он во время игры делает множество прыжков, бросков и передач. Физические нагрузки, которые получают занимающиеся во время игры, усложненные проявления двигательной деятельности, ее разнообразие позволяют успешно решать задачи всесторонней физической подготовки.

Эффективность средств в обучении баскетболу, особенно защитным действиям, во многом зависит от методов их применения. Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности учащихся и конкретных условий работы. В зависимости от поставленной задачи одни и те же средства можно использовать по-разному, применив различные методы. Кроме этого, следует учитывать то, что последовательность задач в каждом виде подготовки и последовательность самих видов имеют определенную логическую связь: характер задач в одном виде подготовки качественно меняется, создавая основу для другого вида подготовки. Так, подготовительные упражнения заканчивают упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие упражнения служат своеобразным мостиком для перехода от простых технических приемов, к более идеальным, совершенствованным. За свою более чем вековую историю, баскетбол снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей, привлекают к игре всевозрастающий интерес сотни тысяч поклонников и у нас в Республики Казахстан.

Хорошую защиту отличает не пассивное реагирование на действия атакующих, а активное упреждающее применение контрдействий с постоянным «давлением» на мяч и готовностью к стремительному переходу в контратаку.

Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся спортсменов дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды.

Специалисты пришли к мнению о том, что успех спортивного мастерства, техничности баскетболиста зависит от многих факторов объективного и субъективного характера, которые могут снижать результативность работы спортсмена, а игре, технике и тактике командного взаимодействия, организация системы позиционного нападения, против многих систем зонной защиты.

В процессе игры стремительное нападение удается завершить далеко не всегда. Случаются ситуации, что противник успевает полностью организовать командную оборону и прикрыть всех нападающих. Тогда хорошо организованной защите команда должна противопоставит систематизированное позиционное нападение, в котором участвуют все пять игроков. В позиционном нападении баскетболисты последовательно взламывают защиту противника, подготавливая завершающий бросок. По правилам игры на такую подготовку дается 24 секунды игрового времени. Этого вполне достаточно, чтобы разыграть заранее разученную комбинацию любой сложности и, если она сорвется, творчески создать условия для тактически обоснованного броска со средней или дальней дистанции.

Задача данной курсовой работы охарактеризовать и исследовать методику обучения зонной защиты, показать примерные упражнения для отработки защиты.


1 Обзор литературных источников по теме зонной системы защиты

Как и тактика нападения, тактика защиты строится на индивидуальных, групповых и командных действиях, которые в свою очередь представлены несколькими разновидностями.

Независимо от удачной игры в нападении бывают случаи, когда выигрыш или поражение зависят от умения играть в защите. Каждый знает поговорку: «отличная защита является хорошим нападением». Игре в защите нужно уделять столь же времени и усилий, сколько и игре в нападении.

Данная проблема, а именно «техника индивидуальной защиты в современном баскетболе» широко раскрыта в книге «Баскетбол: концепция и анализ». Эту книгу написал один из самых знаменитых в прошлом игроков американского баскетбола, тренера профессиональной команды «Канзас - Сити - Омаха Кингз» Боб Коузи и тренер Фрэнк Бауэр. Авторы дают рекомендации по методике обучения и тренировке игроков, подробно разбирают вопросы согласования индивидуальных действий игроков, с командными.

Александр Николич - профессор факультета физвоспитания, бывший игрок сборной команды Югославии по баскетболу, а затем тренер клубных команд и доктор технологических наук, психолог Параносич, написали книгу «Отбор в баскетболе». Книга не является собственно научным исследованием, однако она написана в полном соответствии с системным анализом - современной методологией исследования объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем.

Предъявляемые требования к личной защите характеризуются следующими понятиями – это сохранить игроков при угрозе получения фолов, укрепить ближние подступы к корзине. Наконец, зонная защита может применяться для изменения темпа игры, а также использоваться игроками, неспособными эффективно действовать в личной защите.

Нападающие должны принимать во внимание, что причины, заставляющие использовать зонную защиту, говорят скорее о слабости, чем о силе соперника. Поэтому если соперник стремится уберечь отдельных игроков от фолов, нападающие должны входить в зону действия этих игроков, используя финты с мячом и провоцируя игроков на получение фолов.

При атаке зонной защиты следует иметь в виду два важных фактора: во-первых, игроки должны быть спокойны, и, во-вторых, надо уверенно выполнять броски в корзину каждый раз, как представится возможность. Важно также помнить, что зонная защита смещается в сторону мяча, оставляя дальние от мяча позиции открытыми, что облегчает нападающим борьбу за мяч при неудачном броске.

Нападающие должны использовать эти преимущества. Они могут создать одному из партнеров хорошие условия для броска (броски без сопротивления с дистанции не далее 5м, как правило, высокие и результативные). Кроме того, нападающие получают возможность играть широко, растягивая защиту.

Каждая команда должна иметь на вооружении специальное нападение против зонной защиты, если она не хочет постоянно испытывать трудности. Однако существует такое большое количество разновидностей зонной защиты, что становится невозможным иметь специальное нападение для каждой из них, которое соответствовало бы основному нападению команды. Разумно иметь нападение против «зоны», если это вообще возможно, которое не требует большой дополнительной работы по отношению к основному нападению команды и одинаково хорошо применима в игре, против разных вариантов построения «зоны».

Поскольку все разновидности зонной защиты базируются на одинаковом принципе охраны определенной части площадки, решение этой задачи представляется возможным. Конечно, лучше, если время позволяет наиграть специальные взаимодействия против каждой зонной расстановки, но вы не должны ради этого жертвовать временем для совершенствования индивидуальной техники или вашего основного нападения. Команда, хорошо играющая в быстром прорыве, легко справится с зонной защитой.

Сразу же после появления зонной защиты, было, сформулировано правило, согласно которому лучшим способом игры против «зоны» является проведения атаки быстрее, чем «зона» успеет построиться.

Мяч должен постоянно находиться в движении, и в противовес старому правилу игроки должны постоянно предпринимать рывки к корзине, чтобы заставить защиту отступить и открыть возможности для надежных позиционных бросков.

Разные зонные построения имеют разные слабые точки. Надо иметь в виду, что основы нападения против «зоны» составляют быстрые, точные передачи и минимальное использование дриблинга. Результативные броски с дальних дистанций разрушают любую «зону», но хороших снайперов трудно найти или подготовить.

Более того, они не являются абсолютно необходимыми, если вы не задерживаете мяч и предпринимаете рывки к корзине с целью заставить «зону» играть кучно. Не нужно полагаться только на быстрые передачи вокруг «зоны» в поисках возможности для беспрепятственного броска с дальней дистанции. Зачастую это не приносит успеха.

Гилман Маккини: «Должное внимание, уделяемое обороне, является очень важным для разработки эффективной программы подготовки команды. Мы пришли к выводу, что зонная защита может оказаться у некоторых игроков менее эффективной, чем этого можно было бы ожидать из-за прикладного характера защиты в целом».

Карл Пил: «Мы уделяем большое внимание нашей защите и упорно работаем над ней. Действительно в начале каждого сезона мы в течение первых двух недель занимаемся ничем другим, кроме отработки элементов защиты».

«Игровые задания по защите делаются в зависимости от индивидуальных качеств и способностей».

Чарльз Филл: «С точки зрения автора, еще большую роль для окончательной победы играют те игроки, которые препятствуют забиванию мячей, а также способы, которые они используют. Поэтому защита, является одним из наиболее важных аспектов игры.

Обратите внимание на протоколы чемпионатов в любой лиге, и вы поймете, что побеждают команды, уделяющие должное внимание своей обороне (например, «Бостон Колтикс» и «КЖЛА»).

По сравнению с нападением, для эффективной защиты требуется больше усилий, времени, тренировки и целеустремленности. Естественно имеются различные виды защиты и поэтому очень важно выбрать тот ее вид, который наилучшим образом подходит для игроков и команды».

Джерри Дуган: «Шесть принципов надежной защиты»:

  1. сбить нападающего на пол;
  2. все время держать руки раскинутыми в стороны или поднятыми над головой. Это препятствует броску по кольцу и передаче мяча, особенно длинными пасами, расшатывающим защиту, распознать виды атаки и перестраивать в соответствии с ней до проникновения мяча. Каждый игрок для этого опекает противостоящего нападающего по системе «игрок против игрока»;
  3. не допускать передачи в центр. Переиграть нападающих, располагающихся около зоны свободного броска, с тем, чтобы они не могли принять мяч;
  4. не допускать прицельных бросков из-за шестиметровой линии. Постоянно рукой закрывать обзор нападающему, производящему бросок;
  5. после броска по кольцу, блокируйте отскок мяча и перехватите его».

Дональд Свейд Квом: «Постоянно держите руки вверху, ими машите.

Любая попытка отнять мяч предпринимается в ходе движения вперед игрока».

«Выдвинутый вперед защитник не должен позволять ведущему мяч игроку противника обойти его и выйти на линию свободного броска».

«Чтобы иметь хорошую защиту необходимо четко поставить перед игроками задачи. И это должна быть не только стратегическая цель на весь сезон, но не и постановка определенной задачи на игру.

Например: нейтрализовать лучшего снайпера и не дать набрать более 10 очков за игру, не позволить противнику набрать более 10 очков с игры за первую половину встречи и набрать при этом менее 5 персональных замечаний. Я предпочитаю ставить задачу на игру, а не на весь сезон, поскольку, как правило, основывается на прошлогодних составах команд, которые известно, меняются год от года.

Больше хвалите игроков, и вы увидите тому, как много они для вас сделают или, по крайней мере, попытаются сделать».

Том Дикман: «Различные системы защиты в баскетболе преследуются разные цели. Некоторые из них предназначены для внесения перелома в игру, некоторые для сбивания и варьирования темпа, третьи - для расстановки нападающих порядка противника».

О.Г.(Бид) Сандерс: «Все игроки обороны должны смотреть в сторону ведения мяча, оказывая на него давления и перекрывая подходы к своему кольцу».

Джерри Ларог: «Каждый тренер по баскетболу должен быть приверженцем какой-то одной любимой системы защиты, приносящий ему наибольший успех. Свою веру в тот или иной вариант защиты он должен вдохнуть своих игроков».

Майрон С. Хакл, младший: «Имеется две основные теории защиты:

вам необходимо так многому научить игроков за короткое время, что самое большое, что вы сможете сделать это - научить новичков какому-то одному виду защиты;

вам следует обучить баскетболиста как можно большему числу различных видов защиты;

Обороне мы посвятили 60 % общего времени тренировок. Начало проходит с индивидуальной защиты, и подбираем команды в соответствии со стремлением и наклонностями к обороне при одинаковой технике в обороне отдельных игроков.

Отрабатываем варианты защиты «один на одного», «два на два», «три на три». И большинство времени отводится защите «игрок против игрока».

Чарльз Б. Салливан: «Я являюсь убежденным сторонником того, что для успешной борьбы необходимо варьировать стиль защиты в ходе встречи. Мы комбинируем 4 основных вида защиты:

«игрок против игрока»;

юна 2 - 3;

зонный прессинг на половине площадки;

зонный прессинг по всей площадке.

В ходе игры изменение видов защиты можно вводить способы и словесными командами, сигналами рук или в схватке на линии штрафного броска во время перерыва в игре. Словесная команда произносится со скамейки запасных.

Еще для переключения со «слабого» прессинга на «сильный» используется сигналы рукой: один кулак - для слабого прессинга, два кулака - для сильного прессинга. Некоторым игрокам больше подходит определенный вид защиты, но команда должна в совершенстве владеть всеми - 4-мя видами обороны.

Нет какой-либо универсальной философии или стратегии защиты, которая бы была лучше, чем сумма описанных выше компонентов.

Игроков следует приучать обороне ежедневно, так как многие предпочитают атаку, пренебрегая обороной. Им следует постоянно внушать, что оборона - это исходный компонент атаки, хотя на тренировках, все-таки, время следует отводить нападению.

Никогда не допускайте ошибок в обороне, даже при отработке нападения.

1.2 Упражнения для отработки защиты и нападения

Как и в стремительном нападении, в позиционном можно выделить три фазы:

1. начало - организованный переход команды в передовую зону и расстановка ее игроков на предусмотренные позиции;

  1. развитие - проведение игроками серий взаимодействий с целью создания выгодных ситуаций для атаки корзины (освобождение нападающего от опеки, обеспечение выгодны условий единоборства);
  2. завершение - непосредственное проведение игроками атаки корзины с обеспечением активной борьбы за отскок.

Ведя нападение против зонной защиты, команде, прежде всего, следует систематически применять стремительные контратаки, чтобы не дать соперникам времени на построение «зоны». Если же противнику удалось организовать командную зонную защиту, то требуется тщательно продуманный терпеливый розыгрыш мяча, основанный на заранее разученных комбинациях, нацеленных против определенного защитного варианта. Успех большинства подобных комбинаций в значительной степени зависит от выполнения следующих правил:

выбирая исходную расстановку игроков, нужно создавать численное преимущество нападающих против передней или задней линии «зоны», стараясь нарушить взаимосвязи между этими линиями;

на флангах нападения нужно создавать «перегрузку зоны» - численное превосходство над противником 3x1 или 4x2, добиваясь изоляции защитника на его участке поля от остальных партнеров по обороне;

при изменившейся на площадке ситуации защитники могут изменить тактический рисунок, необходимо в ходе атаки творчески использовать типовые взаимодействия «отдай мяч и выходи» и заслоны, причем заслоны ставить преимущественно для броска со средней дистанции и для затруднения обороняющимся передвижений вслед за мячом;

при розыгрыше мяча важно постоянно использовать углы площадки, так как это растягивает и затрудняет подстраховку;

следует чаще выполнять быстрые передачи по периметру зонной защиты с постоянной угрозой броска или прохода, чтобы заставить кого-либо из обороняющихся спортсменов, покинуть свой участок площадки или запоздать с передвижением на мяч, нужно все время держать противника в напряжении, чтобы он не сумел разгадать в какой момент и откуда последует атака;

помимо быстрых передач в сочетании с финтами вдоль фронта зонной защиты нужно смелее использовать передачи с высокой траекторией с одного края площадки на другой и «сквозные» передачи на уровень кольца высокорослому нападающему, зашедшему в тыл «зоны»;

бросок в корзину нужно выполнять только из удобной позиции, сначала посмотрев, нельзя ли передать мяч партнеру, вышедшему внутрь зонной защиты;

всегда нужно помнить, что при потере командой мяча противник находится в выгодной позиции для острой контратаки, поэтому необходимо предусматривать планомерную страховку тыла.

Определяя, какой тип нападения использовать против зонной защиты, тренер должен принять во внимание, во-первых, индивидуальные особенности игроков своей команды и, во-вторых, выбранный им тип нападения против зонной защиты.

Чем ближе будут совпадать принципы и основные взаимодействия вариантов нападения, против личной и зонной защиты, тем успешнее будет нападение, против зонной защиты.

Тренер должен также проанализировать причины использования соперником зонной защиты. Обычно такой выбор обусловливается тем, что индивидуальные особенности игроков лучше всего подходят для зонной защиты.

Кроме того, надо отметить, что в условиях зонной защиты можно:

легче начать быстрый прорыв;

обезоружить команду, имеющую хорошо наигранные комбинации, против, решительно использовать броски, со средней и дальней дистанцией, смена, настойчивость борьбы за отскок.

Перед защищающейся командой стоят 4 основные задачи:

не дать сопернику сделать прицельный, беспрепятственный бросок;

отобрать у соперника мяч и создать условия для контратаки;

нарушение командной связи и взаимодействия между линиями и отдельными игроками соперника, воспрепятствовать проведению подготовительной операций для атаки;

не допустить быстрого перехода соперника в контратаки.

Защита - основа четкого сочетания, продуманной обороны кольца с активной борьбой за овладение мячом, позволяет перехватить инициативу и навязывать ее сопернику неблагоприятный для него тактический риск игры. Нужно правильно оценить позицию защиты:

  • оценить собственную позицию, направление и скорость передвижения по отношению к линии площадки из-за трехочковой линии, своему щиту, сопернику, лично опекать;
  • оценить позиции, направления и скорости передвижения партнеров;
  • выявить игрока, соперника, наиболее опасного в данный момент для кольца;
  • определить где находится свой подопечный;
  • уточнение области действия лидера центрального соперников, снайпера, возможность и необходимость подстраховки;
  • определение начала заранее разученной комбинации для уточнения вариантов взаимосвязи с партнером.

В защитных ситуациях необходимо:

  • борьба за выпрыгивание во времени и пространстве;
  • борьба за инициативу, чтобы навязывать свою волю и стиль игры сопернику;
  • осуществление постоянного давления на соперника, владение мячом;
  • Создание предпосылок, для быстрой контратаки.

1. Догон и прыжки в паре:

игроки образуют две линии, нападающий (первый игрок в каждой шеренге) ведет мяч и назад по площадке, потом они переходят от нападения к защите (т.е., игроки которые вели мяч в атакующем порядке, при возвращении играет защиту против следующего игрока в шеренге);

игрок 1 ведет мяч, а последний старается не пропустить его наружу, игрок 2 никогда не должен забегать вперед игрока 1. он должен оказаться за линией продвижения мяча;

по своему усмотрению игрок 2 прямо набегает на игрока 1, в то время как игрок со второй шеренги теснит его внутрь, если первый игрок продолжает свой дриблинг, он должен быть перехвачен игроком 2 второй шеренги или уйти в сторону.

II . Догон и прыжки тремя игроками:

все игроки строятся в три шеренги, нападающий ведет мяч вперед и назад по всей площадке, затем игроки переходят от нападения к защите;

если игрок 2 находится в середине шеренги, ведет мяч, он должен направиться к игроку 1 или 3;

1-ый игрок перемещается внутрь площадки, по мере прохода 1-ого в центр, к нему устремляется и преследует 2-ой игрок второй шеренги, работая в паре с 1-ым до тех пор, пока игрок ведущий мяч не возьмет его в руки. 1-ый второй шеренги устремляется прикрыть 3-го игрока, тем временем 3-й игрок перекрывает разрыв между игроками 1 и 2.

III . Три защитника против двух нападающих, центровой против центрового соперников:

игроки выстраиваются в две шеренги. Нападающий ведет мяч вперед и назад по площадке. ХЗ стоит на стороже при его движении вперед, XI - назад по площадке. Х2 ставит первым заслон на пути нападающего, когда игроки поворачивают назад, перекрывает разрыв. XI и Х2 преследует нападающего, то время как ХЗ.

После того, как XI и Х2 останавливают дриблинг 2-го игрока, Х2 отстает и перехватывает новый бросок. Он в новой готовности закрыть брешь при последующей атаке на нападающего.

Задача центрового опекать центрового нападающего в середине площадки по системе «игрок против игрока». Если атака ведения через него, он играет позади или рядом со столбом противника. Своими действиями он старается заставить противника отказаться от мысли передать мяч в центр площадки. Он скрыто подходит к стороне ведения мяча, уделяет внимание особое стержневому игроку, прорывающегося к кольцу.

Приоритетом являются выстроенные линии, которые сохраняют положения игроков параллельности к мячу. Эти игроки должны быть быстрыми, напористыми и всегда готовы закрыть проходы по задней линии. Ему помогает центровой защитник. Если мяч передается на угол площадки, то игрок задней линии применяет против него прием защиты «игрок против игрока». Должен защищать заднюю линию и в то же время оказывать давление против предельного броска с углов площадки. А подобные результативные броски успешно выполняют как крайние нападающие, так и опорные защитники.


2 Зонная защита по системе 2-3

Зонная защита по системе 2-3 предусматривает размещение двух игроков почти у линии штрафного броска, одного в центре и по одному с фланга.

Эта система обеспечивает расположение игроков для успешного подбора мяча, облачившего от щита и для организации быстрого отрыва и контратаки. Нужно при выборе этой защиты, подумать над следующими аспектами:

в распоряжении тренера должны быть игроки способные наладить надежную защиту, они должны быть быстры и обучены жестким оборонительным действиям;

игрок не должен упускать оборону, «игрок против игрока» - составляет основу игры в обороне;

если игроки его команды слабы в защите по системе «игрок против игрока», то тренер предпочтет систему 2 - 3 и откажется от первого вида защиты, пока он станет совершенствовать необходимое.

Главный недостаток этой системы является возможный бросок по кольцу в прыжке с расстояния 3-5 метров. Их можно закрыть с помощью агрессивных жестких действий. Эти участки будут слабыми в тех случаях, когда будут отклонены от выбранной схемы. Если нападающий добивается успеха именно через те указанные участки, то это является признаком расшатанной обороны. Другим слабым местом системы 2-3 является центр площадки. Если и прорываются в центр, то вынужден выпрыгнуть, чтобы перехватить бросок в прыжке. В результате этого 5 открывается и проходит сзади через . Если игроки приоткрыты, то у и появляется возможность для повторного броска в прыжке. И все же при быстром эффективном, точном выполнении основных положений этой зонной защиты, нападение можно надежно прикрыть.

Зонная защита по системе 2-3 подобно другим видам защиты имеет как сильные, так и слабые стороны. Но если она подходит команде, если она соответствующим образом подготовлена для ее правильной реализации.

Варианты зонной защиты по системе 2-3.

Зонная защита по системе 2-3 используемая некоторыми тренерами как вариант системы зонной защиты 2-1-2, должна применяться осторожно.

Она помогает тренеру решать проблему подготовки команд, обеспечивая преимущество при подборе отскочившего мяча, затрудняя проходы под кольцом при всей кажущейся простоте установок.

Стандартные системы защиты 2 — 3.

Для создания давления в зоне и во избежание инертности, для каждой расстановки в зоне имеются определенные правила. Защитник располагается в основных проходах к кольцу и на пересечении линии штрафного броска, форварды находятся в одном шаге от черного кружка, а центровой около пунктирной половины условной линии броска в прыжке. Если приближается мяч к зоне атаки кольца, вступает в силу следующие правила:

одним из защитников оказывается давление на игрока с мячом, вынуждает его дать первый пас через голову на его сторону. Оставлять защитников нельзя, необходимо отрезать проход к линии штрафного броска, и на его стороне, обеспечить, чтобы первый пас был отдан на сторону защитника. Таким образом, диктуя, на какой стороне действовать защите.

защитник, находящийся на стороне ведения мяча, должен оказывать давление на фланге у края задней линии площадки. Прессингующий защитник отступает назад и вскоре на него возлагается основная задача. Нападающий может прикрыть заднюю линию. Если мяч быстро отпасовать к задней линии, в силу вступает третье правило.

центровой игрок закрыть должен нападающего, действовать в пределах задней линии, дав команду защитнику «Подключись!», который отходит назад, чтобы закрыть место игрока задней линии.

Этот вариант 2-3 обеспечивает надежное прикрытие подходов к внутренней зоне и умеренное давление на игроков с мячом, в соответствии со схемой 3.

Если команда проигрывает и если противоположная команда приспособлена к стандартной системе 2 - 3 и успешно преодолевает ее, может быть изменение в зонном давлении, при котором надежно перекрыть все подходы к щиту и перехваты мяча. Основные расстановки в этом случае идентичны стандартным так же, как и первоначальное перемещение защитника. При перебрасывании через него на край, блокируются подходы к кольцу. Силовой защитник должен быстро вернуться и оказать пассивное давление на крайнего нападающего. Свободный защитник отходит на место центрового, что бы отрезать проход. Защитник на стороне ведения мяча блокирует заднюю линию, а центровой возвращается под кольцо. При быстром расчетливом перемещении защитника, такое же давление должно быть оказано и на крайнего нападающего. Главное в блокировании этих проходов под щит является техничность силового защитника и особая бдительность на основных подходах к кольцу.

Общие правила для зонной защиты:

1. прервать дриблинг противника, играя против игрока без мяча:

пытаться перехватить передачу мяча;

следить за другими нападающими противника;

2. когда в зоне два человека, держат игрока вне зоны, игрок «ключевой» позиции прикрывает ближнего к нему игрока:

переместиться на «ключевую» позицию;

контролировать зону 1;

искать мяч;

останавливать нападающего противника.

Этот вариант зонной защиты не является универсальной от всех видов нападения. При ней возникают проблемы:

дриблинг через зону;

перегруженность зон в углах площадки;

образование большого центра в зоне 1 для закрытия быстрого прохода.

Она может внести путаницу в нападающего порядка противника, при достаточной подготовке и средним уровне одаренности игроков, это наилучшая система.

2.1 Зонная защита по системе 1 – 3 - 1

Правильная расстановка игроков и особенно выбора ключевой позиции основного игрока, очень важна для правильного функционирования зонной защиты 1 - 3 — 1. игрок занимает место центрового, левого защитника, правого защитника и центрального защитника. Всем игрокам разрешается совершенствовать проходы, независимо от того в каком месте площадки находится мяч.

Центровой:

потесняет защиту к боковым краям площадки (перехват мяча в середине площадки);

посылать центрового вперед, когда мяч находится на стороне противника;

при проходе к центру или на фронтах отступить к линии штрафного броска;

выбор правильного положения для подбора мяча, при сильном отскоке, при бросках с угла площадки и быть готовым к быстрому прорыву под
кольцо противника;

обеспечивает обратный проход к другому защитнику.

Левый защитник:

никогда не заходит за начало центрального круга;

отрезать крайнего нападающего противника от прохода к своему щиту;

быть готовым играть на месте центрового защитника, если он перемещается для того, чтобы перекрыть нападающего с левого угла площадки;

преградить путь центровому противника в некоторых случаях;

перехватить передачи в угол площадки.

Игрок средней линии:

следить за мячом. Постоянно находиться между мячом и корзиной;

блокировать центрального нападающего при низких передачах;

быть готовым в любой момент поменяться с центральным защитником;

предотвращать проходы игрока, ведущего мяч, блокировать броски;

помогать другим игрокам, сохранять их место на площадке и показывать им при блокировании или заслоне.

Правый защитник:

обязанности у него те же, что и у левого защитника;

он должен быть более сильным игроком, чем левый защитник, т.к. начало атаки и ведение мяча чаще начинается с правой стороны;

Центровой защитник:

защищает подходы под свое кольцо по центру. Борется с нападающим противника путем постановки блоков и заслонов;

обязан помогать крайним защитникам, а иногда игрокам средней линии;

играть примерно в метре от кольца и прикрывать углы площадки;

следить за мячом и находиться на одной линии с игроком, ведущим мяч;

помогать предотвратить все проходы по лицевой линии.

2.2 Упражнения, применяемые для отработки системы 1 - 3 - 1

Упражнения используют для отработки системы зонной защиты 1 - 3 -1. «Игрок против игрока» - это упражнение для оказания физического давления на нападающего, для перехвата, чтобы он не смог атаковать с задней линии. Оно является обязательным для всех положений систем обороны и расстановки.

«Два на два» - это упражнение применяется для отработки переключений при передачах и одновременно постановке блоков и заслонов. Совершение заслонов и блоков, и уделять им особое внимание.

«Три на три» - это упражнение используется непосредственно в игровых ситуациях, когда защитник между нападающим и кольцом.

Джерри Дуган, работает старшим тренером в Высшей школе Ли, г. Хантсвил, штат Алабама. Он использовал эту систему 1 - 3 - 1. Она не является универсальным видом обороны, но позволяет добиться значительных успехов и, по его мнению, является наилучшим вариантом зонной защиты при игре «игрок против игрока».

Расстановка: Расстановка в этой зоне важна. Игроки задней линии должны быть подвижны, т.к. лучший успех приносит игра от одного угла к другому. Другой защитник наилучший для броска по корзине. Лучше всего подбор производит левый защитник , т.к. большинство игроков играет правой рукой, и с левой стороны имеет наибольшие шансы для подбора мяча.

Центровой играет в средней позиции, это должен быть высокий, мощный игрок, способный поставить надежный блок. В большинстве случаев противоборствует с центровым нападением.

Передний центральный защитник должен брать на себя игрока, ведущего мяч в момент его перехода через центральную линию и пытаться оттеснить его на самую не удобную для броска, паса позицию. После оттеснения нападающего к крайнему защитнику, он должен выполнить две задачи. Может сыграть в паре с крайним нападающим или же отойти назад и попытаться перерезать проход на сторону без мяча.

Этой расстановкой защита пытается заставить атакующего перебросить мяч через защитника или же вынудить нападающего, находящегося без мяча прорваться в центр площадки, чтобы получить передачу. И этим позволяем игроку задней линии успешно и надежно закрыть ее.

Крайние защитники . Крайние защитники на стороне ведущего мяча выдвигаются вперед и берут на себя нападающего с мячом, при выходе на дальность прицельного броска. Он при этом поднимает руки и затрудняет переду мяча в центр площадки. При ведении мяча нападающего, он сопровождает его до тех пор, пока не остановиться дриблинг или же оставит кому-нибудь другому. Он должен быть готов прикрыть и подтянуть нападающего на стороне без мяча, если мяч передается через голову выдвинутого центрового нападающего.

Действия центрового . Центровой опекает центрового нападающего в середине площадки по системе «игрок против игрока». Если атака ведения через него, он играет позади или рядом со столбом противника. Своими действиями он старается заставить противника отказаться от мысли передать мяч в центр площадки. Он скрыто подходит к стороне ведения мяча, уделяет внимание особое стержневому игроку, прорывающегося к кольцу.

Игрок задней линии . Главная задача линии является сохранение положения параллельности к мячу. Он должен быть быстрым, напористым и всегда готов закрыть проходы по задней линии. Ему помогает центровой защитник. Если мяч передается на угол площадки, то игрок задней линии применяет против него прием защиты «игрок против игрока». Должен защищать заднюю линию и в то же время оказывать давление против предельного броска с углов площадки.

Подвижная зонная защита.

Том Дикман - старший тренер по баскетболу высшей школы им. Гавелора Томоса, города Фредерик, штата Мериленд. Использовал различные меры защиты в баскетболе, преследовал разные цели. Подвижная защита - преследует одну цель - уменьшить число попаданий в свое кольцо, не допускать мягких бросков, ограничить их число при минимуме фолов.

Надо ставить перед своими игроками задачи подвижной зоны («лавы»), возложить обязанности, которые не включает стандартная зона. Правильное использование защитных функций, помогать воспрепятствованию проникновения мяча на расстоянии 3-х метров от кольца. Выполняя эти задачи достигаете двух важных вещей, уменьшающих попадание в кольцо:

вынудить противника бросать из крайне не удобных положений, снижая процент попаданий;

избегать ситуации, связанной с наказанием персональными замечаниями.

Одной из главных задач является целенаправленное перемещение . Основной ошибкой является то, что предполагается возможное обеспечение надежной защиты, просто оставаясь на заданных расстановкой местах. При этом каждому игроку ставится дополнительная задача. Игроки должны предвидеть предпосылки, создающиеся для ее быстрой реализации.

Другой функцией защиты является исключение или, в крайнем случае, затруднение бросков с пяти критических точек по периметру зоны. Отвлечение внимания, закрыв руками, обзор кольца приводит к снижению процента попадания и малому счету противника.

Последней обязательной задачей игрока является знание принципов согласованного блокирования нападения при подборе мяча. Многие тренеры полагают, что играя зонную защиту и образуя треугольник для подбора отскочившего мяча, что их команда может переиграть противника у своего щита. Как показала практика, это способ подбора отскочившего мяча не всегда приводит к успеху, так как защитники точно знают, каких именно нападающих они должны оттеснять от кольца и щита. Мобильная зонная защита включает простые правила подбора мяча и согласованность игры под своим кольцом, опережает при подборе мяча противника. Выполнение этих функций позволяет быстро начать контратаку, уйти в отрыв, если игроки находятся в заданном положении.

Состав игроков защиты: Игроки зонной защиты подразделяются на две группы: игроки 1 и 2 - защитники, которые могут меняться местами; игроки 3 и 4, 5 - форварды или защитники - нападающие, которые также, взаимнозаменяемые.

Быстрота здесь гораздо более ценное качество, чем рост во всех аспектах мобильной зонной защиты. То есть высокорослый центровой здесь не обязателен.

Главные правила зоны:

игрок обороны действующей против нападающего, у которого находится мяч, принимает традиционную стойку. Защитник пытается завладеть мячом, вынуждает нападающего бросать мяч с большого расстояния и предупреждать его проход;

разобрать всех нападающих, занимающих выгодное положение для паса низом, предупреждать их, нужно играть между мячом и нижним положением. Защитник постоянно перемещается для того, чтобы оставаться передней защитой. Эта задача является ключом к предотвращению проникновения внутрь площадки. Она возлагается на основных игроков 3, 4 и 5;

защищает проходы по боковой линии. Игрок защиты должен хотя бы одной рукой загораживать основной проход;

защитник находится в положении «поддержки на расстоянии двух шагов, осуществляя защиту «игрок против игрока»». Они должны предусматривать перехваты высоких пасов;

перемещение «лавой» осуществляется игроками 3, 4 и 5. Если одному из игроков приходится покинуть свою зону, чтобы прикрыть фланг, это перемещение осуществляется только при пасе в угол площадки. Это движение рывок вперед к мячу с прикрытием места;

никогда не отдавай противнику заднюю линию;

чтобы предотвратить проникновение паса, 4-ый игрок, не опекает нападающего с мячом, играет с поднятыми руками.

Оборона. Первоначальная расстановка для системы мобильной обороны является 2 -3. Делим площадку пополам линии, проходящей от кольца. Регулярной стороной является та, на которой игроки 1 и 2 защищают фланг. Сторона, на которой игроки задней линии защищаются, называется «мобильной стороной». Игрок здесь забирает мяч. При передаче паса на «регулярную» сторону игрок играет в мяч, защитник 1 оттягивается на линию пересечения полукруга с линии штрафного броска, а игрок 4 играет против нападающего в углу площадки. Пятый опекает игрока, прорвавшегося к щиту, а 2-ой оттягивается на сторону нападения.

Пас делается на фланг из угла «регулярной» стороны площадки, то расстановка не меняется.

После передачи на фланг «мобильной» стороны, защитник 3 опекает игрока с мячом, а 5 прикрывает проходы с краю от кольца, но 1 уходит назад на сторону атаки вторым порядком. При передаче в угол «мобильной» стороны, то очень важно перемещение «лавой». То в этой ситуации игрок 5 играет против нападающего ведущего мяч, 3 оттягивается к месту броска с краю, а 2 подходит к зоне нападения вторым порядком.

При передаче из угла «мобильно» стороны, игрок 1 действует против нападающего, владеющего мячом, а 5 опекает игрока в боковом проходе к кольцу, но 2 защищает точку пересечения полукруга с линией штрафного броска.


3 Исследования позиционного нападения против зонной системы защиты

При организации и проведения исследования по технике индивидуальной защиты в современном баскетболе» тренер решает несколько задач.

Первая - улучшить индивидуальные предпосылки каждого игрока. К ним относятся: скорость, быстрота, живость ума, агрессивность, гордость, предвидение и приспособляемость.

Главой задачей в индивидуальной защите является опека своего игрока, но и, конечно – же, постараться помочь своим товарищам по команде. И если защитник обладает всеми сверх перечисленными качествами, то можно сказать что это идеальный защитник, так как каждое качество дает определенное преимущество над соперником. Например, если защитник обладает высокой скоростью и быстротой, то это ему позволяет двигаться из одной позиции в другую быстрее, чем другим игрокам. Это позволяет ему исправлять ошибки в защите и занимать новую защитную позицию, ликвидируя опасные ситуации, так как правильное занятие позиции является очень важным в игре в защите.

Быстрота, главным образом ног, рук и кистей, позволяет защитнику держать нападающего в напряжении и нейтрализовать его попытки атаковать корзину.

Но нет такого игрока, который бы обладал всеми этими качествами. У каждого игрока есть те или иные качества, кто-то имеет скоростные данные, а кто-то очень быстро работает руками.

И в исследовательской и в практической работе требуется все большая необходимость в применении определенных методов исследования.

Стандартизированный метод представляет собой вмешательство специалиста, которое по своей форме, структуре, содержанию и способу применения точно утверждено и определено. Преимущества стандартизированного метода перед нестандартизированным очевидны. Стандартизированный метод дает возможность сравнения, проверки, объективизации и оценки результатов в определенной области исследования или практики.

Нестандартизированные методы позиционного нападения против зонной защиты, оставляют слишком много мест для субъективного, да и произвольного применения определенных профессиональных принципов, и, применяя их, невозможно точно сравнить, оценить и определить профессиональное вмешательство не только разных специалистов, но даже одного и того же тренера. Поэтому можно сказать, что стандартизированные методы характерны для профессионального подхода зонной защиты, в то же время как, нестандартизированные методы характерны лишь для индивидуального подхода к баскетболистам.

Среди стандартизированных методов по своему значению и широте применения выделяют тесты – упражнения, которыми можно было измерять, объяснять и оценивать определенную деятельность испытуемых в соответствии с заранее определенными стандартами (критериями и нормами).

Современный тренер рассматривает норму в контексте выраженных индивидуальных качеств не только тогда, когда речь идет об измерении отдельных качеств игрока, но и тогда, когда речь идет о командной борьбе, применении различных вариантов позиционного нападения против зонной защиты, дозировании индивидуальных тренировочных нагрузок. Оценка эффективности в значительно большей мере основана на сравнении измеренного с ранее определенным максимальным достижением одного и того же игрока, чем на сравнении измеренного (с ранее определенным максимальным достижением) результата с нормой, которой придается лишь общее значение.

Для того чтобы позиционное нападение удовлетворяло условию точного инструмента измерения исследуемого качества, необходимо, чтоб он был:

специфическим и, однородным, т.е. чтобы он измерял только одно и то же качество у всех исследуемых (например, только быстроту, реакцию на изменившуюся игровую ситуацию, но не выносливость);

чувствительным, т.е. чтобы измерял минимальные изменения, различия и даже нюансы, показывая, насколько исследуемые удовлетворяют поставленным требованиям;

валидным или правильным, т.е. если его применить неоднократно по отношению к тому же испытуемому, то он практически приводил бы к тем же результатам;

объективным, т.е. построенным таким образом, что его предварительные характеристики (специфичность, чувствительность, валидность) обеспечивают одинаковую степень точности измерения любому квалифицированному исследователю.

Применяя стандартизированные методы, в том числе жесты, объяснение и показ, тренер должен действовать творчески и с соответствующим профессиональным критическим подходам.

Нужно также помнить, что не только само задание, но и метод его применения должны содействовать поставленной цели. Тесты - тренажеры, являются методом выбора при измерении физических качеств. Ситуационное увязывание элементов игры и элементов соревнования очень существенно при составлении этих тестов. Для тренера с высоким профессиональным уровнем и способного к творчеству, такая задача не будет слишком трудной.

Ситуационный характер позиционного нападения обеспечивает особо важное качество измерения. Измерение физических качеств в условиях игры в баскетбол дает ответ на вопросы, как и насколько игрок в состоянии применить свои познания и качества в сложных игровых ситуациях. Неправильно было бы ожидать, что любое, даже самое лучшее специализированное учреждение может решить проблему создания ситуационных тестов без непосредственного участия тренера - специалиста. Именно тренеры в первую очередь должны предложить рамки и идеи таких специальных упражнений, с помощью которых будет измеряться, и дифференцироваться, например, специфическая быстрота и тому подобное.

Тренеры знают лучше всех, какие ситуации являются наиболее специфическими и каким образом их можно будет приспособить к условиям объективного применения, при выборе системы защиты при позиционном нападении.

Оценка эффективности должна основываться на возможно более точных научных принципах. Тренеру следует в наибольшей степени избегать частной, односторонней, субъективной и произвольной оценки.

Надежное суждение об эффективности может быть высказано лишь на основании объективизированных показателей результатов в начале работы и после завершения окончательного цикла тренировки. Для проведения такого исследования необходимо выполнять систематические наблюдения и регистрировать прирост спортивных результатов, причем не, только у одаренных, но и у отсеянных игроков. Наряду с высокой профессиональностью тренера необходима и весьма солидная документация, методологически правильные способы наблюдения и оценки и умелое применение современных статистических методов.

Каждый игрок должен хорошо знать приемы индивидуальной игры в защите, потому, что один плохой защитник может свести на нет все усилия команды.

1) противодействие игроку с мячом:

игрок задней линии;

нападающий, или угловой игрок;

центровой игрок.

противодействия игроку без мяча;

игра в одной передаче от мяча:

игрок задней линии;

нападающий или угловой игрок;

центровой игрок;

игра в двух передачах от мяча;

защитные упражнения;

защитное блокирование при борьбе за отскочивший от мяча мяч;

подбор мяча в защите при неудачном броске;

прыжковые упражнения.

Защитные действия совершенствуются в упражнениях 1x1, 2x2, 3x3 и в общекомандных построениях. Сохраняя равновесие и хорошую позицию, защитник постоянно беспокоит игроков, которых опекает. Он должен всегда иметь в поле зрения мяч и подопечного, оказывая давление на игрока, владеющего мячом, и получателя мяча, не приступая границы нарушения правил.

упражнение в совершенствовании работы ног;

один против одного на стороне мяча;

один против одного на дальней от мяча стороне;

Один против одного с проходящим, дриблером;

Упражнение «направь дриблера».

Смена защитных позиций при опеке центрового игрока в нижней и средней зонах области штрафного броска и др.

3.1 Нападение в расстановке 3-2 против зонной системы защиты

Исследуя нападение в расстановке 3-2, нападающие должны добавить к нему комбинации против зонной защиты. В этих комбинациях используется принцип непрерывности, и их легко приспосабливать к любому построению зонной защиты.

Непрерывное нападение в расстановке 3-2 использовалось авторами этой книги как второй вариант нападения против зонной защиты. Кроме того, мы вводили это нападение в качестве отвлекающего против личной защиты, а также против приспосабливающейся защиты. В этом нападении игрок 6, обычно самый техничный, выполняющий роль разыгрывающего игрока, должен владеть бросками с дальней дистанции. Поскольку он редко вовлекается во взаимодействия связанные с проходами, на него возлагаются обязанности по поддержанию защитного баланса.

Игрок 7 - второй игрок задней линии. Исследуя действия игрока №7(он должен быть достаточно высоким), для участия в борьбе за отскочивший мяч, а также уметь поражать корзину бросками в прыжке со средних и дальних дистанций. Ему надо быть готовым выполнить передачу центровому, разыграть с одним из крайних игроков взаимодействие "передай мяч и выйди" или отдать мяч назад игроку 6 из угла площадки при активном сопротивлении защитников. Игроки 8 и 9, чаще всего нападающие вовлекаются в действие, связанные с переходами с одной стороны площадки на другую. Обычно они ищут возможность активно сыграть внутри зоны. Вместе с игроком 5 они участвуют в борьбе за отскочивший от щита мяч.

Игрок 5 - центровой. Он перемещается вдоль области штрафного броска, пересекает трехсекундную зону и старается открыться навстречу мячу. Получив мяч, он быстро оценивает позиции, занимаемые партнерами, и делает передачу игроку, имеющему хорошие условия для атаки корзины.

3.2 Нападение в расстановке 1-3-1 против зонной системы защиты

Это нападение - одно из самых популярных и часто используется в качестве основного нападения, как против личной, так и против зонной защиты. Оно имеет также хорошие потенциальные возможности для использования против приспосабливающейся защиты.

Игрок I на вершине области штрафного броска лучше других должен владеть передачами и бросками с дальних дистанций.

Исследуя действия игрока №1, которому в ходе взаимодействий приходится меняться позициями с игроками 7 и 8, который должен уметь хорошо бросать в прыжке и вести мяч, поскольку ему часто предоставляется возможность для проходов к корзине с ведением под углом 45 градусов. При этом ему нужно уметь четко останавливаться для бросков в прыжке со средней дистанции или передач открывшемуся игроку во время смещений зонной защиты. Игрок 4, на линии штрафного броска, - подвижный, техничный центровой игрок. Игрок 5, у лицевой линии, должен быть, более подвижным и метким в бросках со средних дистанций, чем игрок 4. Если эти игроки имеют равные способности, они могут меняться местами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя разновидности позиционного нападения против систем зонной защиты и анализируя педагогические наблюдения, по технике системы зонной защиты, становится ясно, что наиболее важная обязанность тренера заключается в обучении своих игроков правильному и эффективному выполнению различных технических приемов, то он, следовательно, прежде всего это делает в процессе всей тренерской деятельности.

Немаловажны и методы педагогического наблюдения, которые позволяют тренеру следить за выполнением тренировочных заданий по технике индивидуальной защиты в баскетболе, определять эффективность применяемых средств и методов, находить новые пути для совершенствования техники защиты. Педагогическое наблюдение осуществляется как в процессе тренировочного занятия, так и в процессе соревнований

Тренер в процессе учебно-тренировочного, получает информацию о состоянии спортсмена, о ходе его повышения профессионального уровня. Основная задача тренера состоит в том, чтобы на основе полученных данных своевременно внести соответствующие коррективы, дабы повысить результативность процесса подготовки спортсмена.

В практике спортивной тренировки для ведения наблюдений чаще всего используют различные схемы, протоколы, таблицы карты учета со специально разработанными условными обозначениями.

В качестве профессионального учета, ведется технический протокол за соревновательной деятельностью баскетболиста каждую минуту игры в защите, в нападении и комбинационной игре.

При овладении мячом в борьбе за отскок у своего щита, рекомендуют после броска нападающего: защитник должен преградить путь к щиту, занять устойчивое положение, а затем бороться за отскок, быстро и своевременно выпрыгивая для овладения мячом. Прыжок выполняется толчком как одной, так и двумя ногами после небольшого разбега или с места.

Высоко прыгнув и завладев мячом, игрок при приземлении должен широко развести ноги, согнуть туловище, чтобы в силовой борьбе, помешать сопернику, занять выгодное положение по отношению к щиту и мячу.

Особое место в командной тактике нападения и защиты отводится действиям в концовках периодов и игры. Команда, умеющая тактически грамотно играть в концовках, может всегда рассчитывать на благоприятный исход баскетбольного поединка. Но создать ситуацию, когда итоговый результат зависит от успеха собственной завершающей атаки, только часть решения тактической задачи. Важно суметь организовать результативную атаку позиционного нападения с применением ряда специфических комбинаций.


C писок используемой литературы

Александр Николич. Отбор в баскетболе, М. ФиС,1988г., с.119

Боб Коузи, Фрэнк Бауэр, Баскетбол, концепция и анализ, М. ФКиС 1999г, с.82.

Горелкин А.С. Н.М. Баскетбол на уроках физической культуры//Физическая культура в школе, № 6, 2000г., с.14

Джерри Дуган, Шесть принципов надежной защиты, М. ФКиС, с.44

З.Зельдович С.Н. и Кераминас С.А. в монографии «Подготовка юных баскетболистов, М, ФиС, 1973г., с.123

Загорский П.Н. Уроки физической культуры в старших классах, Астана, Атамура, 2001г.г., с.20

Звягинцева О.Г. Из практики работы по физической культуре/ Атамура, 2003г., с.66

Касымбекова С., Тайжанов С. Физическая культура. Алматы. Мектеп, 2005г., с.36

Коробков И.Н. «Развитие скоростных качеств спортсмена», М, ФиС, 1976г., с. 65

Костонеев A . M . Факторы, влияющие на качество подготовки баскетболиста. М, Просвещение, 1967г., с.123

Молотов И.К. «Специальные упражнения для начинающих баскетболистов» М, ФиС, 1978г., с.110

Охлаков И.Ф. Факторы риска в спорте. Л, Наука, 1985г., с.124

Родинскинс Р.Т. Спортивные игры на уроках физической культуры, М. ФиС, 2003г., с.32

Рональд Свейд Квом, Специальные упражнения для защитника, М.ФКиС, 2004 г., с.120

Сапруненко О.М. Основы баскетбольных правил. М. ФиС, 2003г., с.32

Солодов Г.В. Упражнения, подводящие к баскетболу// Физическая культура в школе №6, 2000г., с.23

Станкин А.Н. в работе «Теория и практика физической культуры и спорта» М., Просвещение, 1967г., с.39

Т. Пинхолетер Энциклопедия баскетбольных упражнений. М, ФКиС,1984г., с.92

Чарльз А.Фил. Зонная защита в студенческом баскетболе, М, ФиС, 1986г., с. 35

Юнаев СМ. Факторы, влияющие на качество бросков баскетболе. М, Просвещение, 1976г., с. 45

Защита в баскетболе является вторым главным фактором, наряду с нападением, который позволяет бороться за победу в матче. В современном баскетболе больше всего внимания уделяют как раз атаке, однако, правильная игра в защите является куда более важным фактором успеха. Существует негласное баскетбольное правило: «хорошее нападение выигрывает игру, хорошая защита выигрывает титул». Сегодня мы сфокусируемся на базовых понятиях тактики защиты в баскетболе.

Различают две основные тактики защиты в баскетболе: зонная и личная. Кроме того, существует скомбинированный вариант защитных действий, именуемый смешанной защитой. Личная защита в баскетболе подразумевает индивидуальную опеку каждого игрока соперника. При игре «лично», задача защитника заключается в том, чтобы постоянно находиться рядом с одним из нападающих (следует заметить, что игроков разбирают в начале матча, как правило, отталкиваясь от физических данных соперника и стиля игры). На рисунке ниже можно видеть, что каждому атакующему игроку (белый круг) отвечает определенный защитник (черный квадрат).

В процессе игры возможны замены и перестановки, а, следовательно, и смена опекаемых игроков. Однако, еще до начала атаки соперника, защитник четко знает, против кого он должен защищаться. Основная задача в обороне заключается в том, чтобы максимально «усложнить» жизнь нападающему. Правильно занятая позиция позволит отсечь игрока от передачи либо выполнить перехват. Хорошая работа ног и перемещения вместе с соперником не позволит ему занять удобное место для броска в сторону баскетбольной стойки . И, конечно же, создание разнообразных помех при броске (в том числе блокшоты) обезопасит кольцо от точного броска.

Зонная защита в баскетболе аналогично направлена на то, чтобы отобрать мяч и не дать противнику выполнить точный бросок по кольцу. Тем не менее, такая система игры в защите предусматривает опеку каждым из защитников определенного участка площадки (зоны). Как видно из русунка ниже, незвависимо от размещения игроков группы атаки, защитники (черные квадраты) всегда размещаются одинаково и обороняют определенную территорию площадки.

Зона является единым слаженным механизмом, который имеет определенную схему построения, перемещается слаженно, в зависимости от положения мяча на площадке. При зонной защите есть возможность наладить более организованную игру в защите, подстроиться под физические особенности игроков нападения, увеличить вероятность перехвата мяча, ограничить возможности проведения комбинаций соперником. Зона наиболее актуальна в игре против заслонов, однако, уязвима против команд со снайперами, у которых есть возможность совершать неприкрытые броски с периметра, особенно из угла площадки. Кроме того, личная защита является более мотивирующей и ответственной для игроков, поскольку каждый игрок держит ответ за действия определенного оппонента. «Зона», напротив, дает возможность рассчитывать на подстраховку со стороны партнеров и избавление от чувства вины и ответственности. Персональная защита, кроме всего прочего, является более изнурительной для защитников, особенно если в атаке команда проповедует стремительный баскетбол , то на личную защиту сил остается немного.

С целью минимизации недостатков одной из вышеперечисленных систем игры в защите, существует смешанный тип обороны в баскетболе . Согласно нему, некоторые игроки выстраивают зонную оборону, а некоторые лично опекают нападающих. Как правило, тренер принимает решение об использовании смешанной защиты в случае адаптации к стилю игры соперника либо особенно тщательной опеки определенных игроков команды. Примером смешанной защиты можно считать построение зонной защиты по схеме 2-2 (участвует 4 человека, которые располагаются «по квадрату») плюс персональная опека снайпера команды.

Подводим итоги : в некоторой степени защита является даже более важным элементом баскетбола, чем нападение. Существует две фундаментальные тактики игры в защите: персональная и зонная. Кроме того, команды нередко применяют смешанный тип защиты, комбинируя элементы двух вышеперечисленных схем.

Продолжайте тренировку вместе с

Игра в баскетбол - это увлечение миллионов людей по всему миру. Особых результатов в игре на сегодняшний день добились в США, именно тут находится мощнейшая лига НБА. В ней играют лучшие из лучших. Но чтобы туда попасть, нужно долго и усердно работать. Сегодня поговорим про азы и рассмотрим варианты защиты в баскетболе, хотя зрелищность игры составляет нападение, именно защита порой приносит титулы в игре! Начнем разбираться в вопросе.

Баскетбол: защита и нападение

Азы техники закладываются в раннем детстве. Очень важно научить ребенка, который посещает баскетбольную секцию, атаковать и защищаться в игре. Причем нужно сделать это таким образом, чтобы игрок понимал, что баскетбол - это командная игра, а не индивидуальная беготня с мячом по площадке в попытках атаковать корзину соперника вопреки всему. К сожалению, на ранних стадиях обучения данная тенденция просматривается больше чем у половины начинающих игроков.

Хороший тренер - это тот, кто поможет поставить технику ребенку. Защита в баскетболе - неотъемлемая часть игры, ее нельзя игнорировать или относиться к ней спустя рукава. Это важный момент. Кстати, стоит отметить, что и защитные действия могут быть очень зрелищными и эффектными. Вообще, в баскетболе все зависит от игроков, их техники и грации, а не от тактической схемы или амплуа.

Тактики защиты в баскетболе

В современном баскетболе можно выделить три основные тактики для оборонительных действий. Конечно же, встречаются различные комбинации и вариации этих тактик, но основополагающие - это:

  • зонная защита в баскетболе;
  • прессинг;
  • личные оборонительные действия (персональная опека).

Рассмотрим подробнее каждый вариант тактики и выявим особенности.

Зонная

Игра в защите в баскетбол по зонной тактике обороны подразумевает игру каждого игрока обороны в своей отведенной зоне. То есть игроки обороны играют только на своем участке площадки и не уходят с него. Оборонительные действия осуществляются против того соперника, который попадает на этот участок площадки. Уход со своей зоны возможен лишь для подстраховки «провалившегося» в обороне партнера по команде.

Любительские команды используют данную тактику оборонительных действий, но не на самых начальных стадиях. Зонная защита - это довольно сложное взаимодействие игроков даже на вышеупомянутом любительском уровне игры, не говоря уже о профессиональных командах.

Зонная защита - это способ борьбы с проходами под кольцо и провоцирование соперника на броски с дистанции. Также такой вид защиты заметно компенсирует пониженные атлетические качества игроков. Зонная защита - это меньшее количество перемещений для обороняющейся стороны, то есть и сохранение большего запаса сил на остаток игры.

Если говорить про слабые стороны такой защиты, то сюда можно отнести затруднительность для малоопытных защитников определения стыков зон с партнером по команде. По этой причине ни один из защитников может не выйти на мяч, то есть соперник совершит бросок без сопротивления.

Зонная защита - это неэффективный способ обороны против команд с поставленными трехочковыми бросками. Также тренер соперника может подгадывать такой вариант, когда его лучший игрок будет атаковать из зоны, где обороняется наиболее слабый защитник оппонента.

Личная защита (персональная защита)

В этом случае каждый игрок обороны играет против закрепленного за ним соперника, вне зависимости от местоположения в атакующих действиях последнего. Игрок защиты может переключаться на другого игрока атаки, если партнер по команде допустил ошибку и соперник идет в проход. Личная защита очень часто встречается на любительском уровне игры, хотя профессиональные команды также применяют данную тактику обороны.

Персональная защита хорошо себя зарекомендовала для обороны против команд, которые любят бросать со средних и дальних дистанций. Но личная защита не очень хорошо подходит против команд, которые совершают множество проходов под кольцо. Соперник с помощью передач по периметру может растягивать по площадке защитников, что будет подготовкой и освобождением зоны под проход партнера. Когда защитники растянутся достаточно, то произойдет пас на игрока, который совершит проход и с большой вероятностью забьет мяч в корзину.

Прессинг

Очень агрессивная тактика, которая требует хорошей физической формы от игроков обороны. Оборона в этом случае начинается с лицевой линии соперника. Иными словами, после забитого мяча игроки не уходят на свою половину площадки, а начинают активно мешать игре соперника прямо на его территории. В какой-то мере можно считать эту тактику защиты в баскетболе агрессивной разновидностью личной защиты.

Такую защиту выбирают или достаточно подготовленные любительские команды, или же профессиональные. Данная тактика может полностью сломать игру соперника, если мы говорим о любительском баскетболе ввиду редкого ее использования и отсутствия опыта игры против таких действий. По сути, прессинг - это не только оборонительная тактика, но и атакующая.

Выбор тактик

Всегда в игре за выбор тактик отвечает тренер, он видит происходящее на площадке со стороны и лучшим образом понимает, как действовать, чтобы удержать победный счет или ликвидировать отставание от соперника по очкам.

Опираясь на свой опыт, тренер может менять тактические действия в защите в баскетболе по нескольку раз не за игру, а за четверть! Это изнуряет соперника, доставляет ему проблемы, потому как соперник вынужден также менять свой стиль игры под каждый вид обороны.

Современные тактики у профессиональных команд - это гибриды нескольких стандартных видов обороны. К примеру, один игрок обороняющейся команды может действовать по личной тактике защиты против лидера атаки, а остальные игроки могут играть по зонному методу обороны. Вариаций и модификаций обороны в современном баскетболе огромное множество, тем более если речь идет об играх профессиональных игроков ведущих лиг мира!

Дань времени

Сегодня, когда игроки имеют очень высокий уровень подготовки, а снаряжение и инвентарь для игры на самом высоком уровне, защищаться становится все сложнее, так как скорость и динамика событий на игровом паркете порой зашкаливают. Защита и атака в баскетболе являются некой гонкой «вооружений» на игровой площадке.

Некоторые команды предпочитают играть первым номером, а другие играют от соперника и от обороны. Это лишь особенности тактик и стиля ведения игры, которые пропагандирует наставник команды. Нельзя сказать, что агрессивная атака - это всегда победа, или глубокая оборона и вязкость игры - это верный путь к чемпионству.

Все очень сложно и индивидуально не только для конкретного соперника, а даже для конкретного отрезка времени одной и той же игры. Баскетбол на высшем уровне просто поражает выдумкой, это касается действий как в атаке, так и в обороне.

Нужные советы для оборонительных действий раздает тренер и делает это в ходе тренировок. Вообще, тренировки должны быть такими, чтобы техника защиты в баскетболе была доведена до автоматизма. Это достигается тренировками и еще раз тренировками! Но есть некоторые общие советы, которые нужно знать, особенно на ранних стадиях обучения защите в баскетболе.

Нельзя слишком выбрасываться на игрока, когда вы в обороне. Это может привести к тому, что техничный игрок легко вас пройдет на дриблинге. Выбрасываться вперед для перехвата нужно только в том случае, когда вы полностью уверены, что сможете перехватить мяч. Перехваты лучше всего совершают юркие и ловкие разыгрывающие, которые обороняются дальше от своей корзины.

Всегда пытайтесь страховать партнера. Баскетбол - это командная игра, и без взаимовыручки тут нельзя. Но страховать партнера нужно с умом, так как, переключаясь со своего игрока (или со своей зоны защиты) при подстраховке, вы бросаете своего игрока (или свой участок площадки), а это свободная зона, то есть варианты для техничного розыгрыша мяча в нападении. Подстраховывайте с умом, стараясь обхитрить соперника. К примеру, выдвиньтесь на соперника, которого опекал ваш партнер, но провалил это действие, а затем, если увидите, что соперник с мячом пытается разыграть лишнего игрока, вернись к своему оставленному оппоненту и перехватите мяч. Вообще, все это придет с опытом.

Как правило, для самых начинающих баскетболистов тренер не выбирает прессинг как стиль игры в обороне ввиду того, что такая схема оборонительных действий требует очень серьезной физической подготовки и самых слаженных действий команды. А на начальном уровне у любительских команд таких навыков нет.

Ну и, пожалуй, самый правильный и лучший совет - это тренировки. Именно изнурительные тренировки - это залог четкой и слаженной работы команды, а также выверенных действий в обороне или атаке. Тренировки, мастерство и талант - это отличное сочетание для настоящих игроков-чемпионов!

Значимость тренера

Этот подраздел актуален только для любительских команд, потому что таких недоразумений в профессиональном баскетболе быть не может. Всегда нужно слушать своего тренера и быстро менять тактики по его указанию. Четкое соблюдение этого правила может решить исход игры.

Итог

Защита - это неотъемлемая часть любой подвижной командной игры с мячом. Баскетбол не является исключением из этих правил. Во многом защитные действия определяют результат игры. По сути, ведь оборона одной команды - это атака второй команды. Защита и атака - это неразделимые составляющие, именно по этой причине нельзя недооценивать защиту в баскетболе.

Правильно подобранная тактика игры в баскетбол - это половина успеха команды. Вторая половина - это взаимодействия внутри нее и личностные качества игроков. Конечно же, доля везения всегда тоже присутствует, но на одном везении не выиграешь титул!

Обучение игровым приемам защиты

Приемы игры в защите направлены на противодействие напа­дающей команде. Основная цель игры в защите - прервать атаку соперника и овладеть мячом до его броска в корзину. Защитник дол­жен постоянно стремиться занять необходимую позицию для пред­отвращения выхода нападающего к щиту или на выгодное для развития атаки место. Не менее значимо также умение игрока пре­пятствовать передачам и ловле мяча, ведению и броскам мяча. Со­ответственно технику защиты подразделяют на две основные группы (см. рис. 1, с. 18): 1) техника передвижений; 2) техника противодействия и овладения мячом.

Обучение технике защитной стойки и передвижений следует на­чинать параллельно с изучением техники игры в нападении. Необхо­димо добиваться умелой позиционной игры защитника, т. е. раз­вивать его способность занимать нужную по игровой ситуации стойку и хорошо маневрировать, выбирая наиболее рациональные в дан­ный момент способы передвижений. Кроме того, стойки и пере­движения в защите используют непосредственно в процессе обуче­ния действиям в нападении. Благодаря включению этих элементов техники защиты в задания для совершенствования ловли и передач мяча, ведения и бросков мяча занимающиеся учатся преодолевать пассивное, а затем активное противодействие соперников.

Активным приемам противодействия и овладения мячом обучают по мере усвоения учащимися конкретных приемов нападения, руко­водствуясь положением о том, что созидательная деятельность всегда отличается большей сложностью по отношению к разру­шительной. К тому же технический арсенал нападающего значи­тельно шире и разнообразнее, чем защитника. А приемы защиты более универсальны и достаточно эффективны в различных игро­вых ситуациях при старательном и правильном их выполнении.

Следовательно, обучению контрприемам должно предшествовать усвоение занимающимися основ техники нападения. Только уверен­ное, безошибочное исполнение отдельных действий нападающим дает педагогу право перейти к обучению адекватным приемам активного противодействия со стороны защитника. В связи с этим целесообразно обучать:

1) вырыванию мяча после освоения держания и ловли;

2) выбиванию мяча после


3) перехватам мяча после освоения ловли, передач и ведения;

4) накрыванию и отбиванию мяча после освоения бросков;

5) взятию отскока (овладению мячом в борьбе за отскок) на своем щите после освоения бросков и добивания.

Такая последовательность обучения приемам защиты соответ­ствует содержанию, структурным особенностям и самой логике игры в баскетбол. Она позволяет постепенно подвести занимаю­щихся к эффективному использованию всего приобретенного ими технического арсенала в условиях игрового соревновательного про­тивоборства.

Стойки и передвижения защитника

Стойки защитника

Теоретические предпосылки.

Стойка баскетболиста в защите - это наиболее рациональное положение звеньев тела игрока для маневренных защитных дей­ствий, позволяющее эффективно препятствовать атакующим на­мерениям нападающего.

Разнообразие игровых ситуаций диктует существование несколь­ких разновидностей стоек. Их различие заключается в расположе­нии и работе ног и рук.

В технике защиты выделяют три вида стоек: стойка с па­раллельной постановкой стоп (параллельная); стойка с выстав­ленной вперед ногой и закрытая стойка.

Стойка защитника с параллельной постановкой стоп {параллель- ая) применяется для опеки нападающего с мячом или без мяча дали от щита, когда нет непосредственной угрозы атаки и взятия орзины, а также при сопровождении перемещения соперника оперек площадки. Характерными для этой стойки являются рас-оложение ног ступнями на одной линии чуть шире плеч с разво-отом носками наружу и выставление в стороны-вниз незначи-ельно согнутых в локтях рук. Масса тела равномерно распределе­на на обе согнутые ноги. Туловище слегка подано вперед. Положе-ие головы и спины выпрямленное (рис. 28, а).

В зависимости от угла сгибания ног в коленных суставах разли-ают три разновидности параллельной стойки защитника: высо­кую (130-145°), среднюю (115-130°) и низкую (менее 115°).

Степень сгибания ног определяется позицией, которую зани­жает защитник по отношению к своему щиту и мячу, а также арактером оказываемого противодействия. Так, например, про-иводействие нападающему, ведущему мяч, всегда должно осу­ществляться в низкой стойке, а при опеке центрового игрока,

атакующего спиной к щиту, нужно использовать высокую па­раллельную стойку.

Стойка защитника с выстав­ ленной вперед ногой (рис. 28, б) применяется при опеке игрока, владеющего мячом, и предна­значена для предотвращения броска или прохода под щит.

В и. п. игрок занимает позицию между соперником и щитом. Одна нога, почти выпрямлен­ная, выставляется вперед с по­становкой стопы прямо (носком вперед), одноименная рука вы­тягивается вперед-вверх, пре­дупреждая ожидаемый 6docok.

Сзадистоящая нога акцентирование согнута и ставится с разворо­том стопы носком наружу, а одноименная ей рука выставляется полусогнутой в сторону-вниз для противодействия ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины. Масса тела рас­полагается преимущественно на сзадистоящей ноге. Голова под­нята, взгляд направлен вперед. Спина прямая.

Угол наклона туловища вперед и степень сгибания ног взаимо­связаны и определяются игровой ситуацией. Так, например, при опеке нападающего, овладевшего мячом на дальних подступах к корзине (на периметре трехочковой линии), защитник сильно наклоняется вперед и далеко вперед вытягивает одноименную с впередистоящей ногой руку. Таким образом, находясь максималь­но близко по отношению к сопернику, чтобы активно противо­действовать любым его атакующим действиям, защищающийся игрок в то же время располагается максимально далеко по отноше­нию к его центру тяжести, чтобы иметь пространство и время для пресечения внезапного скоростного прохода нападающего. В другой ситуации, когда соперник только что закончил ведение, защит­ник, максимально приблизившись к нему, полностью выпрямляется и, активно размахивая руками, мешает нападающему прицельно бросить или выполнить точную передачу своему партнеру.

Закрытая стойка (рис. 29) применяется при активных формах защиты и отличается от других видов стоек близким расположе­нием защитника лицом к нападающему, выставлением вперед ближней к мячу ноги сбоку на уровне ног соперника и активным вытягиванием вперед одноименной руки для пресечения возмож­ной передачи. Другой полусогнутой рукой игрок контролирует рас­положение нападающего для своевременного предотвращения его маневра. При этом он постоянно должен держать в поле зрения


мяч и опекаемого игрока, находиться в ус­тойчивом положении на согнутых, пружи­нящих ногах.

Обучение стойкам защитника.

1. Объяснение и показ.

2. Повторное выполнение разновидно­стей стоек на месте.

3. То же, но по сигналу педагога после бега или прыжков на месте.

4. То же, но после семенящего бега на месте в параллельной стойке с максималь­ной частотой и ударным характером бего­вых шагов.

5. То же, что в упр. 2, но после переме-

щений заданным способом и остановок произвольным способом в указанных точках площадки.

6. То же, что в упр. 4, но после перемещений с изменением направления движения и в сочетании с выполнением разновид­ностей остановок по звуковому или зрительному сигналу.

7. Выполнение разновидностей стоек для обозначения услов­ного защитника при изучении ловли, передач, ведения и дистан­ционных бросков мяча.

8. Эстафеты и подвижные игры, включающие выполнение изу­чаемых стоек в и. п., в конце перемещений по сигналу водящего или педагога.

9. Выполнение разновидностей приема в сочетании с другими действиями в защите в ситуации численного меньшинства перед нападающими: игровые упражнения 1 х 2, 1 х 3, 2 х 3 и т.п.

10. То же, что в упр. 8, но в ситуации численного равенства защитников и нападающих в условиях игрового противоборства: 1 х 1, 2x2, Зх 3 и т.п.

11. Вариативное выполнение разновидностей защитных стоек в сочетании с приемами противодействия и овладения мячом (по мере освоения техники защиты) в подготовительных и учебных играх.

Основная задача игрока, действующего в защите, - «держать» противника.

Это значит:
1. Не давать противнику выходить на свободное место, где он может получить мяч, чтобы предотвратить возможность развития атаки.

2. Если игроку удалось выйти на свободное место, не дать ему получить мяч, стараясь перехватить его.

3. Если игроку все же удалось получить мяч, не дать ему бросить мяч в корзину или передать мяч, провести его или применить какое-либо другое действие. Для этого защитник стремится вырвать или выбить мяч из рук противника.

4. Если противнику удалось бросить мяч в корзину, помешать овладеть мячом, не дать ему приблизиться к щиту или вступить с ним в борьбу за мяч, отскочивший от щита.

Если мяч перешел в руки другого нападающего, то действия защитника начинаются сначала.

Перечень действий защитника определяет, как ему следует действовать и против игрока без мяча, и против игрока с мячом.

Рассмотрим эти действия подробнее.

Действия игрока в защите против игрока с мячом. Главная задача защиты против игрока с мячом заключается в том, чтобы не дать ему забросить мяч в корзину. Чем ближе игрок с мячом к корзине, тем он опаснее.

Это ставит перед каждым защищающимся игроком вторую задачу - не дать подопечному игроку пройти к корзине, оттеснить его из опасных зон к боковым линиям.

С ростом мастерства игроков увеличивается количество бросков с среднего и дальнего расстояния. Данные Всесоюзных зимних соревнований 1953 г. показывают, что сильнейшие команды совершают в среднем около 50% бросков в корзину с среднего и дальнего расстояний. Это заставляет защитников более активно бороться против бросков, совершаемых с среднего и дальнего расстояний, особенно если в команде противника имеются так называемые снайперы.

Обеспечив защиту от бросков в корзину, игрок должен вступить в единоборство с противником, мешая ему передать или вести мяч. Защищающийся направляет все свои усилия на то, чтобы при малейшей возможности перейти в нападение. Поэтому он должен стараться перехватить, вырвать или выбить мяч из рук противника.

Действуя против игрока, ведущего мяч, защитник стремится остановить его. Если это ему удалось и противник прекратил вести, защитник должен смело вступать в борьбу за мяч.

Действия в защите против игрока без мяча. За последнее время активность игроков без мяча в нападении значительно возросла, в связи с чем защита против них приобретает все большее значение.

Многие защитники ослабляют внимание к своему подопечному игроку, когда он остается без мяча. Это большая ошибка защитника.

Действуя против игрока без мяча, необходимо сосредоточить свое внимание на том, чтобы не упустить своего подопечного и не дать ему возможности выйти на свободное место, особенно к щиту.

Для этого игрок должен уметь остановить противника, оттеснить его из опасных зон к боковым линиям площадки.

Активные защитные действия должны быть направлены на то, чтобы локализовать игру нападающего, не дать ему возможности получить мяч, для этого защитник должен стремиться перехватить мяч.

Кроме того, защита должна бороться против заслонов.

Защитник должен своевременно заметить, когда его подопечный попытается сделать заслон и немедленно предупредить об этом партнера, а также, если нужно, принять правильное решение - поменяться с партнером, дав ему соответствующее указание об этом.

Наконец, задача защитника заключается и в том, чтобы подстраховать партнера, ведущего борьбу против игрока с мячом, и в случае необходимости прийти к нему на помощь.

Независимо от того, действует ли защитник против игрока с мячом или без мяча, он обязан стремиться захватить инициативу в единоборстве с противником.

Для этого он должен держать противника под непрерывным активным воздействием, не давая ему ни секунды передышки, все время угрожая перехватить, выбить или вырвать мяч из его рук.

Эти действия помогут защитнику навязать свою волю нападающему и вынудят его действовать так, как выгодно защитнику.

Действия игрока в защите против двух и более игроков противника. В ходе игры, особенно против команд, пользующихся в нападении быстрым прорывом, игроку в защите приходится бороться против двух и более игроков противника.

Поэтому он должен так организовать свои действия, чтобы лучше справляться с создавшейся сложной обстановкой.

Во-первых, он должен стремиться, не вступая в непосредственную борьбу за мяч, выиграть время и замедлить продвижение нападающих до подхода своих партнеров.

Для этого защитник должен закрыть кратчайший путь к щиту и отступать назад лицом к противнику в темпе, позволяющем сдержать движущихся вперед нападающих, но в то же время внимательно следить, чтобы кто-либо из нападающих не оказался за его спиной (рис. 68).

Рис. 68. Действия 1: 2

Отступая, защитник пользуется отвлекающими действиями, заставляя противника остановиться или сделать лишние передачи, но ни в коем случае не вступает с противником в действительную борьбу.

Если кто-либо из противников все же оказался за спиной защитника, то последний должен быстро отступить назад к прорвавшемуся в тыл игроку и, не теряя из виду остальных, помешать ему получить мяч.

Защитник не может на себя взять большей задачи и совершит грубую тактическую ошибку, если в поле начнет борьбу за мяч или же будет препятствовать броску с среднего, а тем более с дальнего расстояния.



 

Возможно, будет полезно почитать: